Презентация на тему: » Элементы языка ПаскальЭлементы языка ПаскальПлан лекции 1.Язык Паскаль 2.Алфавит языка Паскаль. 3.Структура Паскаль-программы. 4.Комментарии. 5.Идентификаторы.» — Транскрипт:
1 Элементы языка Паскаль
2 План лекции 1.Язык Паскаль 2.Алфавит языка Паскаль. 3.Структура Паскаль-программы. 4.Комментарии. 5.Идентификаторы. 6.Переменные и типы данных.
7.Оператор присваивания. 8.Константы. 9.Операции и выражения Арифметические операции Логические операции Стандартные математические функции Порядок вычислений. Запись выражений. 10. Операторы ввода-вывода. 11. Простейшие операторы. 12.
Пример простейшей программы на языке Паскаль.
3 Язык Паскаль Язык Паскаль — язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля ( ) и разработан в гг. Никлаусом Виртом. Первоначально был разработан для обучения, но вскоре стал использоваться для разработки программных средств в профессиональном программировании.
[02] Комментарии. Язык программирования Паскаль
4 Язык Паскаль Причины популярности языка Паскаль Прост для обучения. Отражает фундаментальные идеи алгоритмов в легко воспринимаемой форме, что предоставляет программисту средства, помогающие проектировать программы. Позволяет четко реализовать идеи структурного программирования и структурной организации данных. Использование простых и гибких структур управления: ветвлений, циклов. Надежность разрабатываемых программ.
5 Алфавит языка Паскаль Алфавит языка — набор элементарных символов, используемый для составления программ. Алфавит содержит: 52 буквы латинского алфавита (строчные и заглавные);52 буквы латинского алфавита (строчные и заглавные); арабские цифры (0-9);арабские цифры (0-9); специальные символы;специальные символы; знаки математических действий (+ — * / );знаки математических действий (+ — * / ); знаки пунктуации (. :, ; » ` );знаки пунктуации (. :, ; » ` ); скобки ( [ ] ( ) < >);скобки ( [ ] ( ) < >); знак пробела;знак пробела; знаки отношений ( =).знаки отношений ( =).
6 Структура Паскаль — программ Имеет имя, состоящее только из латинских букв и цифр. Его присутствие не обязательно, но рекомендуется записывать для быстрого распознавания нужной программы среди других листингов. Блок типа PROGRAM раздел описания модулей (uses); раздел описания меток (label); раздел описания констант (const); раздел описания типов данных (type); раздел описания переменных (var); раздел описания процедур и функций; раздел описания операторов. Программный блок
8 Пример программы на языке Паскаль Program z1 (input, output); < Программа для вычисления площади прямоугольника по заданным сторонам>Var a,b,s : integer; Begin writeln (Введите стороны А и B); read (a, b); s:=a*b; write (S=,s, кв.см.) End.
9 Комментарии Комментарий — это строка (или несколько строк) из произвольных символов, заключенная в фигурные скобки: < комментарий >Другой вариант оформления комментария: (* комментарий *) Внутри самого комментария символы > или *) встречаться не должны.
Урок $2 Паскаль .Комментарии и Переменные
10 Идентификаторы Имена, даваемые программным объектам (константам, типам, переменным, функциям и процедурам, да и всей программе целиком) называются идентификаторами. Должно удовлетворять следующим требованиям: длина имени не должна превышать 63 символа,длина имени не должна превышать 63 символа, первым символом не может быть цифра,первым символом не может быть цифра, переменная не может содержать пробел;переменная не может содержать пробел; имя не должно совпадать с зарезервированным (служебным) словом;имя не должно совпадать с зарезервированным (служебным) словом; прописные и строчные буквы воспринимаются одинаково.прописные и строчные буквы воспринимаются одинаково.
11 Примеры зарезервированных слов and goto set array implementation shl begin in shr case interface string const label then div mod text do nil to downto not type else of unit end or until file pointer uses far procedure var for program while forward record with function repeat xor
12 Переменные и типы данных Переменная — это программный объект, значение которого может изменяться в процессе работы программы. Тип данных — это характеристика диапазона значений, которые могут принимать переменные, относящиеся к этому типу данных. Все используемые в программе переменные должны быть описаны в специальном разделе var по следующему шаблону: var [, ] : ;
13 О типах данных Для временного хранения информации в операторах памяти машины в языке Паскаль используются константы и переменные. Они могут быть различных типов: Простые: integer — целых чисел; real — действительных чисел; char — символьный тип; string — строковый; boolean — логический; Сложные: record – комбинированный; set — множественный и другие.
14 Описание переменных Приведем пример описания переменных: Var a : integer; b,c : real; m : boolean;
15 Оператор присваивания Оператор присваивания — основной оператор любого языка программирования. Общая форма записи оператора: имя величины := выражение Например, V:=5; или X:=A+1;
16 Константы Константа — это объект, значение которого известно еще до начала работы программы. В языке Pascal существует три вида констант: неименованные константы (цифры и числа, символы и строки, множества); именованные нетипизированные константы; именованные типизированные константы.
17 Неименованные константы Неименованные константы не имеют имен, и потому их не нужно описывать. Примерами использования неименованных констант могут послужить следующие операторы: I := -10; r := х; c := ‘z’; s := ‘abc’ + st; s5 := [1,3,5] * s6; b := true;
18 Нетипизированные константы Именованные константы, как следует из их названия, должны иметь имя. Эти имена необходимо сообщить компилятору, то есть описать в специальном разделе const. Если не указывать тип константы, то по ее внешнему виду компилятор сам определит, к какому (базовому) типу ее отнести.
19 Нетипизированные константы Вот несколько примеров описания нетипизированных именованных констант: const n = -10; m = ; mmm = n*100; x = 2.5; c = ‘z’; s = ‘string’; b = true;
20 Типизированные константы Типизированные именованные константы представляют собой переменные(!) с начальным значением, которое к моменту старта программы уже известно. Типизированные константы нельзя использовать для определения других констант, типов данных и переменных. Их значения можно изменять в процессе работы программы. Описание типизированных констант производится по следующему шаблону: const : = ;
21 Типизированные константы Пример описания типизированных констант const n: integer = -10; x: real = 2.5; c: char = ‘z’; b: boolean = true;
22 Операции и выражения. Арифметические операции. Операции общей арифметики (арифметические оперции) + сложение — вычитание * умножение / деление Пример арифметического выражения : y:=(2*k+5)/(7-x);
23 Арифметические операции Операции целочисленной арифметики применимы, как легко догадаться, только к целым типам. a div b — деление а на b нацело Пример: x:=13; y:=5; z:=x div y; В результате переменная z получит значение 2.
24 Арифметические операции a mod b — взятие остатка при делении а на b нацело. Пример: x:=13; y:=5; z:=x mod y; В результате переменная z получит значение 3.
25 Логические операции Операции сравнения = равно неравно > больше
26 Логические операции Пример операций сравнения: 5>=4 true 5>=4 true 7
27 Логические операции and логическое «и» (конъюнкция) or логическое «или» (дизъюнкция) not логическое «не» (инверсия) xor логическое «или исключающее»
28 Логические операции Пример использования операции and : 2 5 X (x>2) and (x
29 Логические операции Пример использования операции or : 2 5 X (x 5) XYX or Y Обозначим true за 1, а false за 0. Рассмотрим таблицу истинности для дизъюнкции
30 Логические операции Пример использования операции xor : 2 5 X (x 5) XYX xor Y Обозначим true за 1, а false за 0. Рассмотрим таблицу истинности для «или исключающего»
31 Логические операции Пример использования операции not : 2 5 X not ((x =5)) Xnot X Обозначим true за 1, а false за 0. Рассмотрим таблицу истинности для инверсии
32 Стандартные математические функции
33 Порядок вычислений Приоритеты операций языка Pascal ОперацииПриоритет Унарные операцииnotПервый(высший) Операции, эквивалентные умножению *, /, div, mod, andВторой Операции, эквивалентные сложению +,-, or, xorТретий Операции сравнения=, , >, =Четвертый
34 Запись выражений Пример записи выражения на языке Pascal b:=sqrt((2+x1-abs(x2))/sqr(sin(alpha)))+2*k;
35 Операторы ввода-вывода Операторы ввода Для того чтобы получить данные, вводимые пользователем вручную (то есть с клавиатуры), применяются команды read( ) и readln( ). Список ввода — это последовательность имен переменных, разделенных запятыми. Например, при помощи команды read(k,x,c,s); программа может получить с клавиатуры данные сразу для четырех переменных.
36 Операторы ввода-вывода Операторы вывода Для того чтобы вывести на экран какое-либо сообщение, используют процедуру write( ) или writeln( ). Примеры операторов вывода: write (a); writeln (s,m,k); write ( Длина окружности, L, см. );
37 Простейшие операторы a:= b; — присваивание. В данном примере переменной а присваивается значение переменной b. ; — пустой оператор, который можно вставлять куда угодно, а также вычеркивать откуда угодно, поскольку на целостность программы это никак не влияет. Операторные скобки превращают несколько операторов в один: begin end;
38 Пример реализации линейного алгоритма на языке Pascal Задача. Составить алгоритм нахождения среднего арифметического трех чисел А, B, C. Program z(input, output); ConstN=3;Var a,b,c,sr :real; Begin writeln (Введите А, B и C); read (a, b, c); sr:=(a+b+c)/N; write (Sr=,sr) End. Ввод А,B,C Вывод S S=(A+B+C)/3 конец начало
39 Вопросы — Кто является автором языка Паскаль? Для каких целей был создан Паскаль? — Какие буквы, цифры и специальные символы составляют алфавит языка Паскаль? — Что такое зарезервированное слово? Приведите примеры. — Игнорируются ли Паскалем различие в высоте символов из которых состоит программа? — Для чего используются разделители? — Можно ли располагать несколько операторов в одной строке? — Как обозначаются ограничители комментария? — Можно ли комментарии с однотипными ограничителями вкладывать друг в друга? — Опишите структуру Паскаль-программы. — Что обозначают в разделе описаний const, var? Приведите примеры. — Каково назначение идентификаторов? Где они используются? — Каковы правила записи идентификаторов? — Приведите примеры правильных и неправильных идентификаторов. — Сколько первых символов являются значимыми при записи идентификатора?
40 Вопросы Что такое выражение? Приведите примеры. — Где могут использоваться выражения? — Можно ли считать константу, переменную или обращение к функции выражением? — Как определяется тип выражения? Приведите пример. — Вычислите ((1+1/2)*2)/3 63 mod div 3 — Какие операции Вы знаете? — Что такое отношения? Для чего они используются? — Что такое приоритет выполнения операций? — Что вы понимаете под логическими операциями? Приведите таблицы истинности для логических операций. — Имеют ли приоритет логические операции над операциями сравнивания (отношения)?
Источник: www.myshared.ru
Правила записи комментариев в языке Паскаль.
Для лучшего понимания программы в нее включается пояснительный текст — комментарий. Комментарий можно записать в любом месте программы, где разрешено располагать пробелы. Текст комментария ограничивается символами < >или (* *) и может содержать любые комбинации латинских и русских букв, цифр и других символов алфавита языка Pascal. Ограничений на длину комментария нет, он может занимать несколько строк.
В ограничителях (* *) пробелы между скобкой и звездочкой недопустимы. В тексте комментария не должно быть знаков ограничителей, с которых начинается комментарий. Например, текст комментария задания > вызовет ошибку при компиляции. Однако ограничители < >могут быть вложенными в (* *), и наоборот: (*Примерзадания *) или < Пример (* 1 *) задания (* 4 *) >.
Комментарий игнорируется компилятором и поэтому не оказывает никакого влияния на программу. По месту расположения в программе комментарии можно разделить на четыре класса: объясняющие назначение программы, поясняющие смысл идентификаторов переменных и констант, описывающие логически обособленные части программы, и объясняющие сложные для понимания элементы алгоритма. В удачно прокомментированной программе легко найти ошибку, проанализировав несоответствие между замыслом автора (в комментариях) и реализацией (в тексте программы).
Ограничители < >и (* *) удобно использовать при отладке программ. В процессе отладки часто требуется временно исключить выполнение какой-либо части программы. Конечно, этого можно добиться, уничтожив временно ненужные операторы или обойдя их с помощью оператора goto. Однако оба этих способа неприемлемы по ряду причин: повторный ввод вновь понадобившихся операторов, путаница с операторами goto и т. д. Гораздо удобнее временно ограничить ненужную часть программы символами комментария <> или (* *), тогда она будет восприниматься компилятором как комментарий и не будет исполняться.
Write(‘Введите значение целого числа A >’);
Write(‘Введите значение целого числа B >’);
Write(‘Произведение чисел ‘,A,’ и ‘,B,’ = ‘,Proizved);
При необходимости < >или (* *) можно убрать, и программа будет выполняться в полном объеме.
Источник: studfile.net
Как закомментировать код в паскале
Comments are human-readable notes or other kinds of annotations to support understanding of code. They are not interpreted by the compiler and ignored when building your program.
Contents
Block comments
Block comments are delimited by the characters
or by the bigrams (* *) . The latter is a relict from times where computer keyboards did not necessarily have curly braces. It is not wrong to use the bigrams, but they are at large superseded by the use of curly braces. There is one place where the (* and *) bigrams can be useful. if you are testing code and want to «dike out» or disable certain sections by marking them as inoperative, the pieces can be surrounded by these bigrams, and it will not matter if there are comments inside of them.
In Pascal block comments can be nested. However, nested block comment delimiters have to match: If a block comment starts with an opening curly brace, it can not be closed by asterisk-closing-parenthesis but has to be closed by another closing curly brace.
Line comments
Line comments or inline comments start with comment delimiter // and continue until the end of the line. Example:
Comments as declaration hints in Lazarus IDE
The Lazarus IDE can display tooltip hints when mouseovering identifiers. You can control this in Options > Editor > Completion and Hints.
The hint shows the function or variable definition, but can also include custom descriptive text taken from comment lines directly above the declaration.
Best practice for good comments
Mentioning some general tips for writing “good” comments may not be left out here, too:
Комментарии в Паскаль (Pascal)
Июнь 11th, 2013
admin
Как известно, написать код — это еще не залог успеха. Этот код нужно комментировать. Это является залогом успеха. Даже если Вы через год откроете свою программу в Паскале и почитаете свои комментарии, то сразу разберетесь. В языке Паскаль (Pascal), как и во многих других языках программирования существуют комментарии.
Комментарии разделяют на строчные и блочные. Строчный комментарий обычно комментирует одну строку и начининается с двух бэкслэшей (//). Блочный комментарий способен закомментировать несколько строк одновременно (обозначение <>).
Чем отличаются комментарии — вроде все понятно с первого раза. Но чем же они отличаются? Строчный комментарий создан для использования пользователем для комментирования своего кода. А блочный комментарий — для отладки приложения. Представим такой момент: вы закомментировали часть кода блочно, и на ваше место пришел коллега.
Решил часть блока кода отладить и закомментировал блочно. Что произойдет в данной ситуации? Путаница.
Вывод один: лучше комментировать свой код строчными комментариями, а отлаживать блочными.
. комментарии в pascal комментарии в паскале коментарии паскаль комментарии к паскалю как записываются комментарии в программе
Структура программы
Блоки программы должны следовать в правильном порядке. Большая часть блоков программы может быть опущена, по этой причине минимальная работающая программа в Lazarus имеет вид:
Структура модуля на языке Pascal
В примерах кода мы использовали комментарии. Это текст который нужен для понимания того, что делает код. Компилятор Lazarus игнорирует комментарии, соответственно они никак не влияют на размер готовой программы.
Free Pascal поддерживает комментарии двух типов:
- однострочные — начинаются с символов // и продолжаются до конца строки
- многострочные
- начинаются с символа
- начинаются с символов (* и заканчиваются символами *)
Коментарии могут быть написаны в одной строке с кодом.
Их можно использовать для отключения части кода программы во время отладки.
Love Soft
Загрузки всякие
Связь
Язык pascal для скриптов
Литература
В скриптах используется диалект языка паскаль. Для написания своих скриптов и понимания уже готовых скриптов необходимы следующие понятия:
При желании можно еще освоить:
Можно почитать любой учебник по паскалю, например, соответствующие главы книги
Структура программы
Программа на языке Паскаль состоит из:
Последовательность именно такая и изменять ее нельзя.
Ниже структура модуля дана более подробно (в разделе Процедуры и функции).
Операторы должны заканчиваться точкой с запятой.
Операторные скобки begin..end служат для группировки операторов. Там где по синтаксису языка позволено написать один оператор, можно написать составной оператор, блок — то есть группу операторов, заключенную между begin и end.
Константы
В Паскале, как и в других языках программирования, данные делятся на константы и переменные. Для получения текущих значений переменных и констант к ним можно обращаться в программе по именам.
Константы должны быть описаны в специальном разделе, который начинается зарезервированным словом const (constant – константа).
Константы не меняют своего значения в ходе выполнения программы.
Использование именованных констант позволяет улучшить читаемость программы и облегчает внесение в нее изменений.
Переменные
Все переменные должны быть объявлены в разделе описания переменных
В скриптах тип переменной можно опускать (в стандарте языка тип указывать обязательно).
Имя переменной подобно ящичку, который можно заполнять различными значениями, чего нельзя сделать с константой.
Идентификаторы в скрипте (имена переменных, функций, процедур и т.д.) подчиняются следующим правилам: должны начинаться с буквы (a..z или A..Z), или знака подчеркивания ‘_’, и затем могут следовать буквы или цифры или знак ‘_’. Пробелы или другие символы в именах не допустимы.
Примеры: VarName, _Some, V1A2
Пример неправильных имен: 2Var, My Name, Some-more
В паскале прописные и строчные буквы в именах переменных не различаются.
Обычно переменная получает текущее значение в результате выполнения оператора присваивания.
Например, s := 0 – переменной s присваивается значение 0.
Это значение будет сохраняться до тех пор, пока этой переменной не будет присвоено новое значение (при этом предыдущее значение теряется безвозвратно).
Логические операции
Над логическими аргументами в паскале определены следующие операции:
Условия, соединенные связками and или or, необходимо заключать в скобки.
Операции отношения
Типы данных
Тип переменных сообщает о том, сколько отвести под них памяти и что за данные там планируется сохранять.
В зависимости от типа операции могут выполняться особым образом. Например сложение чисел и сложение строк дают разный результат.
В скриптах поддерживаются многие стандартные типы данных.
Строки
Строки заключаются в одинарные кавычки. Оператор + служит для склеивания двух строк.
С помощью символа # можно задать символ по его коду.
Строковые переменные описываются с помощью слова string.
Также в скриптах поддерживаются типы Char, PChar, WideChar, PWideChar, AnsiString, WideString
Числа
Целые числа описываются с помощью слова integer, вещественные (дробные) — с помощью слова real.
Также в скриптах поддерживаются типы данных: Double, Extended, Currency, Variant, Longint, Cardinal, Longword, Single, Byte, Shortint, Word, Smallint.
Логические значения
Логические переменные описываются с помощью слова boolean. Есть две константы, которые могут хранится в логических переменных — это false (ложь) и true (истина).
Для описания дат служит тип DateTime. Он представляет собой число, в целой части которого записано число дней, а в дробной части — часть суток, прошедшая с полуночи. То есть 0.5 — это 12 часов, 1.25 — это один день и 6 часов и т.д.
Условный оператор
Существует две формы условного оператора:
Если условие истинно, то оператор1 (или блок операторов между begin и end) выполняется.
Если условие ложно и присутствует часть else, то оператор2 выполняется.
Перед else точка с запятой никогда не ставится.
Перед end точку с запятой можно ставить, а можно и не ставить — аналогично тому, как перед закрывающей скобкой знак препинания можно не ставить, так как скобка сама является разделителем.
Вложенные условные операторы
После then и после else может располагаться только один оператор. Разумеется, этим оператором может быть условный оператор. При этом уровень таких вложений неограничен.
Задача. На вход программе поступают три целых числа. Выведите наибольшее из них.
Рассмотрим запись вида:
Такая запись может быть истолкована двояко с точки зрения принадлежности части else оператор2 первому или второму оператору if. Эта двусмысленность разрешается следующим правилом: else всегда соответствует первому предшествующему ему оператору if, для которого ветка else еще не указана.
Цикл for
for переменная-счетчик := начальное_значение to конечное_значение do оператор
Счетчик устанавливает в начальное_значение, затем в цикле выполняется оператор (или блок), счетчик увеличивается на 1, и если счетчик превысил конечное_значение цикл завершается.
Форма оператора for с указанием шага приращения step:
break — досрочный выход из цикла.
continue — продолжить цикл
Цикл while .. do
Тело цикла while выполняется до тех пор, пока истинно условие, указанное после ключевого слова while. Если условие ложно при первой же проверке, то цикл ни разу не выполнится.
Если условие никогда не станет ложным, цикл будет выполнятся бесконечно (программа зависнет).
Цикл repeat
После слова until указывается условие выхода из цикла. Тело цикла выполняется хотя бы один раз, после чего проверяется истинность условия.
Оператор выбора case
Вычисляется выражение selectorExpression и сравнивается с каждым из выражений caseexprn, выполняется тот оператор (или блок), где значения совпали. В противном случае выполняется оператор elsestatement.
Часть Else указывать необязательно.
Процедуры и функции
Часто повторяющийся кусок кода, который решает определенную подзадачу, можно оформлять как именованную подпрограмму — процедуру или функцию.
Процедура содержит набор операторов, связанных по смыслу. Процедура ничего не возвращает в точку вызова.
Функция в отличие от процедуры должна вернуть некоторое значение как результат выполнения функции, и это значение должно быть присвоено специальной переменной Result.
Если внутри функции не используется присваивание вычисленного значения имени функции или переменной Result, то функция возвращает в точку вызова непредсказуемое значение.
Аргументы функций могут передаваться по значению и по ссылке (с указанием слова var).
Локальные и глобальные переменные
Внутри процедур и функций могут быть описаны свои внутренние переменные — они называются локальными. Пример — переменная Temp, см. выше. Они создаются при входе в процедуру или функцию и разрушаются при выходе из нее. Это удобно, так как внутри процедуры не нужно беспокоиться о выборе имен и о том, чтобы не произошла накладка с переменными в других процедурах. Если в двух разных процедурах два программиста завели переменные по имени i — то это две разные переменные, и каждая из них ограничена своей областью видимости — той процедурой, в которой она описана.
Глобальные переменные — это переменные, которые описаны вне всех процедур и функций. В скриптах их можно описывать только в самом начале модуля. Область видимости этих глобальных переменных простирается вниз от места описания до конца модуля. К ним могут обращаться все процедуры и функции этого модуля.
Через глобальные переменные можно производить обмен информацией между процедурами. Также в глобальных переменных можно хранить некоторые значения между вызовами процедур, так как они не разрушаются по мере завершения процедуры.
Локальная переменная с тем же именем, что и глобальная, «закрывает» глобальную переменную. Глоабльная переменная становится временно недоступной и это продолжается до момента выхода из процедуры или функции.
Рекомендуется все имена, которые имеют в подпрограммах чисто внутреннее, вспомогательное назначение, делать локальными.
Структура модуля
Уточним структуру модуля с учетом локальных и глобальных переменных:
Компилятор языка паскаль однопроходный, поэтому все объекты, к которым вы обращаетесь, должны быть описаны выше по тексту.
Отличия от стандарта
В скриптах есть дополнительные возможности по сравнению со стандартом языка.
Модуль uSystemLibrary
Функции этого модуля доступны по умолчанию (явно подключать не нужно).
Описание этих стандартных функций можно посмотреть в справке по языку delphi (или например по запросу гугл типа ‘delphi trim’)
Похожие публикации:
- Qip internet guardian что это
- Security boot fail acer что делать
- Водонагреватель греет больше чем выставлено
- Через сколько ты выключишься
Источник: gshimki.ru