– операционно-регулятивный блок: совместное со взрослым предметное и знаковое планирование содержания и последовательности операций по достижению цели; распределение функций в деятельности; формирование действий самооценки и контроля и др.
4. Коррекция личностного развития – изменение воспитательных установок родителей; родительский тренинг; тренинг педагогического общения; игры психолога с ребенком; игры ребенка с родителями; коллективные игры; арттерапия, психогимнастика и др.
Психокоррекционная работа может носить как комплексный характер, так и симптоматический, направленный на определенные области развития, поведения и общения ребенка. Главным является реализация индивидуального подхода. Задача психолога – создать условия для более полного личностного роста, но ни в коем случае не подталкивать человека к достижению определенных, заранее регламентированных результатов.
В процессе психокоррекции отношения между объектами коррекции и специалистом строятся по принципу партнерства. Такая позиция психолога создает наилучшие условия для реализации всех рычагов психокоррекционного действия. Главными в психокоррекции являются эмоциональные процессы, переживания.
Когнитивно-поведенческая терапия / Александра Ялтонская в ПостНауке
Психолог должен использовать доступный, понятный язык, убедительный, внушающий, вызывающий эмоциональный отклик. Необходимо быть предельно искренним в своих эмоциональных переживаниях, чтобы вербальный и невербальный языки соответствовали друг другу. Все действия, все ситуации должны быть понятными и доступными участникам, но и эмоционально значимыми. Создание гуманного отношения между людьми – главная специфика психокоррекционного процесса.
Формы организации коррекционной работы: индивидуальные и групповые коррекционные занятия, тренинги, уроки общения, сеансы психологической разгрузки и др.
Методы коррекции:
- По характеру и направленности воздействия: на развивающие, седативные, активизирующие, мобилизующие.
- По числу участников – на групповые и индивидуальные.
- По принципу воздействия – на гетерогенные (направленные на других) и аутогенные (на себя).
- По использованию средств искусства – изотерапия, библиотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия.
- Содержание психодиагностической работы психолога в ДОУ.
- изучение интеллектуальных, личностных и эмоционально – волевых особенностей детей, препятствующих нормальному протеканию процессов обучения и воспитания;
- выявление и определение психологической готовности детей к школе;
- выявление причин нарушений и отклонений в психическом развитии детей;
- выявление причин нарушений межличностных отношений детей и воспитателей, детей и родителей, детей и детей;
- определение социального статуса ребенка в детском коллективе;
- установление количества и выраженности детских страхов.
- Методы психодиагностики на основе наблюдения.
- Опросные психодиагностические методы.
- Объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ деятельности и поведенческих реакций человека и продуктов его труда.
- Экспериментальные методы психодиагностики.
Источник: studfile.net
КПТ самостоятельно! | Когнитивно ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ терапия. ПСИХОТЕРАПИЯ.
Скилл терапия как когнитивная коррекционная программа
Сторонники когнитивной терапии пытаются объединить в целостную структуру когнитивные процессы и поведенческие реакции, рассматривая это объединение в качестве залога успеха на пути достижения коррекционных целей. Решающее значение в коррекции поведения придается регулятивным процессам, и в первую очередь самоконтролю и саморегуляции.
Так, Д. Мейхенбаум в рамках предлагаемой им скилл-терапии разработал когнитивную коррекционную программу, направленную на развитие саморегуляции. С незначительными модификациями она использовалась при коррекции поведения импульсивных, гиперактивных, неорганизованных школьников. Коррекционная программа включает следующие фазы моделирования поведения: постановка и обсуждение задачи модификации поведения; совместное выполнение задачи; вербализованное самостоятельное выполнение задачи; «скрытое» выполнение задачи субъектом во внутреннем плане (Г.В.Бурменская, О.А.Карабанова, А. Г.Лидере).
Контрольные вопросы
1. Как определяется объект и предмет психологической коррекции?
2. В чем состоит отличие психокоррекции от психотерапии?
3. Каковы сущность и принципы психокоррекции?
4. Какие теоретические подходы определяют методику психокоррекционной работы с детьми и подростками?
5. Какова специфика психокоррекциейного процесса?
Темы для семинарских занятий
1. Основные формы психокоррекционной работы с детьми и подростками.
2. Психокоррекционная работа в образовательных учреждениях.
3. Составление психокоррекционных программ для детей разного возраста.
Задания для самостоятельной работы
2. Проведите с ребенком — младшим школьником несколько сеансов по рисованию страхов. Сделайте анализ рисунков и поведения ребенка.
Источник: pedlib.ru
Теория по когнитивно-ориентированному консультированию
Главная цель когнитивно-поведенческого подхода – изменить то, как думает человек о мире.
Когнитивно-поведенческий подход сформировался как альтернатива доминировавшему в первой половине 20 века психоанализу. Корни когнитивной терапии можно обнаружить у Адлера (сформулировал положение о субъективном восприятии действительности, которое легло в основу многих когнитивно-ориентированных концепций. Значительный вклад внесла Хорни. Ее термин «тирания должествования» (это постоянные внутренние требования, звучащие в сознании человека, по Хорни) и представление о ее разрушительном влиянии на психику легли в основу многих когнитивно-ориентированных подходов.
1. Общая характеристика когнитивно-ориентированного консультирования.
2. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия Эллиса.
3. Когнитивная терапия Аарона Бека.
4. Теория личностных конструктов Келли (когнитивно-аналитический подход).
5. Мультимодальное консультирование Арнольда Лазаруса.
6. Реальностная терапия Уильяма Глассера.
7. Скилл-терапия Дональда Мейхенбаума.
Файлы: 1 файл
Терапия может быть эффективной лишь в том случае, если клиент откажется от отрицания действительности, признает существование реальности и поймет, что ее законы таковы, что человек должен удовлетворять свои потребности только в рамках реальности.
Психолог, знакомясь с клиентом, подробно изучает, чего хочет человек, в чем он нуждается, каковы его удачи и неудачи… Терапевт не подстраивается под интересы клиента, он стремиться помочь ему понять и принять, что этот мир несовершенен, и научить его действовать позитивно. Мировоззрение терапии реальности состоит в том, что человек властен над своей судьбой, если он реалистично рассматривает себя и окруж.мир.
Подход Глассера строится на формировании ответственности и сознательном, целенаправленным поведении. Прошлое рассматривается как нечто закончившееся; важно только настоящее и будущее. Главное, чтобы клиент принял ответственность и сделал выбор. Ответственность, по Глассеру, способность выполнять свои желания без ущемления желаний других людей.
Специфика этого подхода состоит в том, что психолог работает вне стен своего кабинета – на спортивной площадке, в школе для трудных подростков, в тюрьмах, общественных местах.
Терапия реальности, по сути, представляет собой помощь в преодолении реальных, ежедневных проблем жизни клиента.
Один из аспектов терапии – помощь в осознании клиентом последствий своих поступков. В отличии от РЭПТ, акцент делается не на внутренних (чувства), а на внешних последствиях определенного поведения – что произойдет во внешнем мире. Это помогает сформировать ответственность и научиться воспринимать реальность.
Глассер утверждает, что мы всегда контролируем все, что мы делаем. Логика терапии в том, что если мы можем контролировать свои мысли и поступки при помощи деструктивных средств (конфликты, психоактивные вещества, избегание активности), то можно управлять своим сознанием при помощи более позитивного контроля. Выбор за нами.
Теория контроля рассматривает людей как индивидуумов, движимых базисными потребностями.
Базисные потребности, по Глассеру:
— потребность в выживании и воспроизводимости
— потребность в принадлежности (любить, сотрудничать..)
— потребность в могуществе (высокий статус, признание…)
— потребность в свободе (свободный выбор как жить, выражать себя…)
— потребность в развлечении (интересы, игры, забавы. Усиливает мотивацию в процессе обучения).
Основное понятие в теории контроля – мотивация.
Любую терапию Глассер считает обучением.
— объяснить суть теории контроля
— повысить уровень осознания их выбора поведения и того, как клиенты пытаются контролировать свою жизнь
— повысить ответственность за сделанные выборы
— помочь идентифицировать базисные потребности
— создать и сохранить в голове реалистичные картины для удовлетворения потребностей
— научить оценивать эффективность своего целостного поведения с позиции потребностей
— помочь развить поведение, которое будет способствовать удовлетворению потребностей в настоящем и будущем
— научит не попадать под влияние негативного контроля других людей.
Источник: www.yaneuch.ru