Сказка о царе салтане программа какого класса

Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди »

Формировать представление о жизни и творчестве А.С. Пушкина и о сказке как о литературном жанре

Формировать умение находить нужный отрывок в тексте по вопросам.

Учащиеся получат представление о жизни и творчестве А.С. Пушкина и о сказке как о литературном жанре

Учащиеся научатся находить нужный отрывок в тексте по вопросам .

1. Формировать умения: осуществлять волевую саморегуляцию;

принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять самооценку деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

2. Формировать умения: осуществлять поиск необходимой

информации для выполнения учебных заданий; строить

логические рассуждения, включающие установление причинно-

Сказка о царе Салтане (Skazka o tsare Saltane) — Золотая коллекция Soyuzmulfilm

следственных связей, осуществлять обобщение изученного, анализ

объектов с выявлением существенных и несущественных

3.Формировать умения: слушать и понимать речь других; владеть диалогической речью; договариваться и приходить к общему решению; контролировать действия партнёра

Регулятивные: Учащиеся научатся :

— осуществлять волевую саморегуляцию;

— принимать и сохранять учебную задачу.

— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

— осуществлять самооценку деятельности.

— Учащиеся научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

— Учащиеся получат возможность научиться строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, осуществлять обобщение изученного, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

3.Коммуникативные: Учащиеся научатся :

— слушать и понимать речь других;

— договариваться и приходить к общему решению;

— владеть диалогической речью;

— контролировать действия партнёра.

Воспитательные:
— в оспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

— вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

— способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная

Дидактические средства: учебник,

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Методы и приемы работы

Метапредметные ( Р, П, К )

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Антонида Евгеньевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Давайте для начала проверим готовность к уроку. На столе у вас должны находиться, учебник, тетрадь, пенал и лист с заданием.

Р: осуществлять саморегуляцию

К: владеть диалогической речью

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Посмотрите на портрет писателя

Вспомните, с творчеством какого автора мы познакомились на прошлых уроках литературного чтения?

— Что вы помните о поэте? Послушайте несколько интересных фактов о Пушкине.

— Пушкин был невысок: всего 161 см. У него были голубые глаза, выпуклая челюсть и вьющиеся непослушные волосы. Однажды он описал свою внешность как достойную «истинной обезьяны».

— По всей России именем Пушкина названы улицы, дворцы, площади, города и музеи. Дом, в котором он жил — национальная святыня.
— Уже в возрасте 8 лет он запоминал сложные сказки, которые ему рассказывала няня, и писал стихи по-французски.

— Пушкин был заядлым дуэлянтом, который на каждом шагу чувствовал пренебрежение к своей чести. Он тренировался для дуэлей, стреляя по 100 патронов в день.

Он страдал от сильной боли после дуэли с Дантесом и оставался в живых в течение еще 46 часов. Когда доктор спросил, есть ли кто-то, с кем он хочет попрощаться, поэт посмотрел на свою коллекцию книг, сказав: «Прощайте, друзья». Он умер в окружении своей семьи.

Читайте также:
Лучшая программа для синхронизации

Вот несколько фактов о Пушкине. Если вы захотите узнать больше, можно многое найти в книгах и интернете.

— Он боялся слушать сказки, но сам больше всего любил страшные сказки.

— Ребята, а вы знаете, сколько всего сказок написал Пушкин?

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

— Выразительное чтение отрывка несколькими учениками. Оценивают члены жюри (с каждого ряда).
— Докажите, что прочитанное произведение – сказка.

— Назовите (прочитайте) повторы

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
А как речь- то говорит,
Словно реченька журчит.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана…

Задание по группам

Выразительное чтение отрывка несколькими учениками

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

3. Постановка учебной задачи

— постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;

— уточнение и согласование темы урока;

— определение средства (алгоритм);

— формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;

— Ребята, вы любите путешествовать? А читать сказки?

— Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся со сказкой, которая называется «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

— Я хотела бы взять у вас интервью и узнать, что вы знаете об А.С. Пушкине и, что я ещё могу рассказать и показать вам.

— В каком городе родился А.С. Пушкин?

(А.С. Пушкин родился в Москве.)

— К какому роду принадлежала семья Пушкиных?

(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)

— Чем больше всего интересовались в этой семье?

(В этой семье интересовались литературой и театром.)

— На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?

(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.)

— Какую литературу любил Сергей Львович — отец Саши?

(Сергей Львович любил французскую литературу.)

— Что вы ещё знаете о Сергее Львовиче?

(Он собрал большую библиотеку, сочинял стихи на французском языке.)

— Кем был дядя А.С. Пушкина — Василий Львович?

(Дядя Пушкина был известным поэтом того времени.)

— Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей?

(Воспитанием и образованием занимались иностранцы — гувернёры.)

— Что вы знаете о маленьком Саше?

(Саша рано научился читать и делал это с большим удовольствием. Своё первое стихотворение сочинил он на французском языке.)

— Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа?

(Его бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна и крестьяне семьи Пушкиных.)

— Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет?

(В Царскосельский лицей.)

Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразили воображение мальчика.

Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных: дядька Никита, няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки, которые остались на всю жизнь в его памяти.

— Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и семье А.С. Пушкина.

Фронтальная беседе (интервью)

Источник: nsportal.ru

Изучение «Сказки о царе Салтане» на уроке литературного чтения в начальной школе

Сказки- богатейшая народная мудрость. Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать и сострадать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Читайте также:
Программы для мфо отзывы

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изучение «Сказки о царе Салтане» на уроке литературного чтения в начальной школе»

Чернова Альбина Альбертовна, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №89 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани , учитель начальных классов.

Изучение «Сказки о царе Салтане» на уроке литературного чтения в начальной школе.

Сказки – богатейшая сокровищница народной мудрости. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа: она учит добру и справедливости. «Сказка, — писал В.А. Сухомлинский, — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать» [4].

Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Сказка создает необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.

«Сказки» А.С.Пушкина включены во все современные программы литературного чтения начальной школы. «Сказка о царе Салтане» изучается по программе «Школа 2100» авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой в 4 классе [2]. На изучение сказки А.С.Пушкина отведем 3 урока. Первый урок – Знакомство со сказкой и ее героями. Второй урок – Характеристика царя Гвидона и царевны Лебеди. Третий урок – Чудеса в сказке Пушкина и их роль.

Первый урок отведем знакомству о «Сказкой о царе Салтане» А.С.Пушкина и построим его в виде эвристической беседы с учащимися. Спросим школьников, какие сказки поэта им уже известны. Учащиеся знают сказки из дошкольного детства, которые им читали родители. Они помнят наизусть строки из «Пролога» — «У лукоморья дуб зеленый…». Дети любят сказки Пушкина, объясняют это простотой и доступностью слога.

Далее обратимся к названию сказки. Почему она называется «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»? Младшие школьники понимают, что такое название обусловлено тем, что все перечисленные герои являются главными в сказочном повествовании.

Учитель добавляет, что основой сюжета данной сказки послужила сказка няни поэта Арины Родионовны, рассказанная ему в Михайловском. Однако Пушкин в своем замысле идет дальше: он соединяет в своем произведении мотив простонародной русской сказки с западноевропейской сказкой.

Творчески переработав сюжет «оклеветанной матери», Пушкин создает поэтический рассказ о необычном рождении Гвидона, его приключениях, истории любви к царевне Лебеди, чудесной встрече отца царя Салтана со своей семьей. Что еще необычного заметили учащиеся в названии сказки? Герои не просто называются, а им дается их характеристика, фиксируется отношение к ним автора.

Обратим внимание детей на имена героев. Какие они? Школьники отмечают, что большинство имен сказочные, редко встречающиеся в жизни. Например, князь Гвидон, царевна Лебедь, царь Салтан. Познакомим учащихся с новыми сведениями об именах героев. В словаре личных имен Гвидон – реальное имя, но малоупотребительное.

Салтан – взято из восточной традиции. Лебедь – эта героиня новая в поэзии Пушкина. Она впервые появляется там, где рождаются сказки, — у лукоморья. В ней гармонично соединились черты белой лебедушки-невесты из свадебных песен, девы-волшебницы и невесты-помощницы из народных сказок.

На следующем этапе работы предлагаем учащимся выполнить задание тетради (задание №1,2).Оно поможет обобщить ранее прочитанные сказки А.С.Пушкина и подготовиться к чтению «Сказки о царе Салтане…»

Затем учитель проводит работу по тексту сказки Пушкина. Учащиеся самостоятельно читают начало сказки (с.118-122) до слов «Мать и сын теперь на воле». Предложим учащимся разделить текст на смысловые части. В ходе работы появляется следующий план:

1 часть – выбор невесты;2 часть – обман царя;3 часть – чудесное спасение.

Обращаемся к младшим школьником с заданием привести пример зачина в сказке. А о чем говорит отсутствие зачина? О том, что и герои, и события существуют, не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле. Что еще необычного в начале сказки? С чего начинается действие?

Читайте также:
Программа для обновления биоса asus bios update

Ученики подметили, что начало такое, как бывает в русских народных сказках, – о трех сестрах или трех братьях. В нашей сказке три девицы-сестрицы прядут и ведут между собой своеобразный торг – «кабы я была…»Учитель фиксирует внимание учащихся на том, что с торгов начинаются и другие сказки Пушкина. Приведите пример.

Ученики перечисляют: Балда с попом на базаре торгуются; старуха с золотой рыбкой ведут торг. Эту национальную особенность Пушкин любил обыгрывать в своих сказках. Подобное начало сказки еше более приближает слушателя, читателя с героем сказки. Задаем учащимся вопрос: в чем необычность царя Салтана? Похож ли он на царя в нашем представлении?

Читая сказку, дети уже заметили, что царь Салтан ведет себя необычно, подслушивает под окном разговор трех девиц; стоит «позадь» забора на улице один, без свиты; жену выбирает тут же и женится в тот же вечер. Далее проводим выборочное чтение второй части сказки. Спросим школьников, каким они видят здесь царя Салтана? Царь Салтан разный: добрый, доверчивый, любит жену, царь- отец, но бывает и несправедливым, гневным:

В гневе начал он чудесить

И гонца хотел повесить

Но, смягчившись на сей раз…

Неслучайно распоряжение царя «и царицу и приплод тайно бросить в бездну вод» не удивило бояр.

На следующем этапе урока проводим выборочное чтение третьей части сказки. Вернемся к другим героям сказки, поневоле отправившимся в путешествие. Кто они? Вспомним, как народные сказки повествуют о путешествии героя. Невольными путешественниками в сказке Пушкина оказались молодая царица и ее сын:

В синем море звезды блещут,

В синем море волны плещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, вопит ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.

Учитель обращается к детям с вопросом, как надо читать эти строки. Они читаются медленно, с выражением скрытой силы и мощи, энергии. Пушкин сделал сказку фольклорную психологической, динамической, основанной на конкретном действии. Вспомним, что основной закон народной сказки – действие.

Пушкин, взяв принцип сказки как целого – последовательность действий – пронизал им все части этого целого. В русских народных сказках герой отправляется в путешествие из дома в чужую страну, в иной мир, где ждут его опасность и трудные испытания. Он должен преодолеть их, побороть страшные силы в виде Чуда-юда, Кащея Бессмертного, Бабы-яги и вернуться домой победителем. Много примеров сказочного повествования видим и в сказке Пушкина. Чудесный ребенок «растет не по дням, а по часам», уже через день он обращается к волне с мольбою.

И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

После чтения предлагаем учащимся поработать над творческим заданием в рабочей тетради по чтению (задание №3) – нарисовать кадры – иллюстрации к каждой части текста.

Ученики получают в качестве домашнего задания самостоятельное чтение текста сказки до страниц 122-127 (слова «Снова князь у моря ходит»). Дифференцированное задание следующее: подумать над вопросами:

1.Обратите внимание на имена героев. Какие они?

2.Кто герои сказки? Вспомните, как народные сказки повествуют о путешествии героя.

3.Как наградила царевна Лебедь Гвидона за свое спасение?

4.Почему царевна Лебедь не сразу призналась князю, что она и есть прекрасная царевна?

1. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок // Начальная школа. — М.: Просвещение. — 1996г., №9. — С31-34.

2.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Программа «Чтение и начальное литературное образование» (для четырехлетней начальной школы). — М., 2009. – 298с.

3. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. М.: 2005, 240 с.

4.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1997.

Источник: kopilkaurokov.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru