Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди »
Формировать представление о жизни и творчестве А.С. Пушкина и о сказке как о литературном жанре
Формировать умение находить нужный отрывок в тексте по вопросам.
Учащиеся получат представление о жизни и творчестве А.С. Пушкина и о сказке как о литературном жанре
Учащиеся научатся находить нужный отрывок в тексте по вопросам .
1. Формировать умения: осуществлять волевую саморегуляцию;
принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять самооценку деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
2. Формировать умения: осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий; строить
логические рассуждения, включающие установление причинно-
Сказка о царе Салтане (Skazka o tsare Saltane) — Золотая коллекция Soyuzmulfilm
следственных связей, осуществлять обобщение изученного, анализ
объектов с выявлением существенных и несущественных
3.Формировать умения: слушать и понимать речь других; владеть диалогической речью; договариваться и приходить к общему решению; контролировать действия партнёра
Регулятивные: Учащиеся научатся :
— осуществлять волевую саморегуляцию;
— принимать и сохранять учебную задачу.
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
— осуществлять самооценку деятельности.
— Учащиеся научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
— Учащиеся получат возможность научиться строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, осуществлять обобщение изученного, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.
3.Коммуникативные: Учащиеся научатся :
— слушать и понимать речь других;
— договариваться и приходить к общему решению;
— владеть диалогической речью;
— контролировать действия партнёра.
Воспитательные:
— в оспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
— вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
— способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная
Дидактические средства: учебник,
Интерактивное оборудование: компьютер, проектор
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Методы и приемы работы
Метапредметные ( Р, П, К )
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Антонида Евгеньевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Давайте для начала проверим готовность к уроку. На столе у вас должны находиться, учебник, тетрадь, пенал и лист с заданием.
Р: осуществлять саморегуляцию
К: владеть диалогической речью
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Посмотрите на портрет писателя
Вспомните, с творчеством какого автора мы познакомились на прошлых уроках литературного чтения?
— Что вы помните о поэте? Послушайте несколько интересных фактов о Пушкине.
— Пушкин был невысок: всего 161 см. У него были голубые глаза, выпуклая челюсть и вьющиеся непослушные волосы. Однажды он описал свою внешность как достойную «истинной обезьяны».
— По всей России именем Пушкина названы улицы, дворцы, площади, города и музеи. Дом, в котором он жил — национальная святыня.
— Уже в возрасте 8 лет он запоминал сложные сказки, которые ему рассказывала няня, и писал стихи по-французски.
— Пушкин был заядлым дуэлянтом, который на каждом шагу чувствовал пренебрежение к своей чести. Он тренировался для дуэлей, стреляя по 100 патронов в день.
Он страдал от сильной боли после дуэли с Дантесом и оставался в живых в течение еще 46 часов. Когда доктор спросил, есть ли кто-то, с кем он хочет попрощаться, поэт посмотрел на свою коллекцию книг, сказав: «Прощайте, друзья». Он умер в окружении своей семьи.
Вот несколько фактов о Пушкине. Если вы захотите узнать больше, можно многое найти в книгах и интернете.
— Он боялся слушать сказки, но сам больше всего любил страшные сказки.
— Ребята, а вы знаете, сколько всего сказок написал Пушкин?
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
— Выразительное чтение отрывка несколькими учениками. Оценивают члены жюри (с каждого ряда).
— Докажите, что прочитанное произведение – сказка.
— Назовите (прочитайте) повторы
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
А как речь- то говорит,
Словно реченька журчит.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана…
Задание по группам
Выразительное чтение отрывка несколькими учениками
Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.
3. Постановка учебной задачи
— постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;
— уточнение и согласование темы урока;
— определение средства (алгоритм);
— формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;
— Ребята, вы любите путешествовать? А читать сказки?
— Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся со сказкой, которая называется «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
— Я хотела бы взять у вас интервью и узнать, что вы знаете об А.С. Пушкине и, что я ещё могу рассказать и показать вам.
— В каком городе родился А.С. Пушкин?
(А.С. Пушкин родился в Москве.)
— К какому роду принадлежала семья Пушкиных?
(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)
— Чем больше всего интересовались в этой семье?
(В этой семье интересовались литературой и театром.)
— На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?
(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.)
— Какую литературу любил Сергей Львович — отец Саши?
(Сергей Львович любил французскую литературу.)
— Что вы ещё знаете о Сергее Львовиче?
(Он собрал большую библиотеку, сочинял стихи на французском языке.)
— Кем был дядя А.С. Пушкина — Василий Львович?
(Дядя Пушкина был известным поэтом того времени.)
— Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей?
(Воспитанием и образованием занимались иностранцы — гувернёры.)
— Что вы знаете о маленьком Саше?
(Саша рано научился читать и делал это с большим удовольствием. Своё первое стихотворение сочинил он на французском языке.)
— Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа?
(Его бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна и крестьяне семьи Пушкиных.)
— Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет?
(В Царскосельский лицей.)
Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразили воображение мальчика.
Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных: дядька Никита, няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки, которые остались на всю жизнь в его памяти.
— Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и семье А.С. Пушкина.
Фронтальная беседе (интервью)
Источник: nsportal.ru
Изучение «Сказки о царе Салтане» на уроке литературного чтения в начальной школе
Сказки- богатейшая народная мудрость. Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать и сострадать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Изучение «Сказки о царе Салтане» на уроке литературного чтения в начальной школе»
Чернова Альбина Альбертовна, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №89 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани , учитель начальных классов.
Изучение «Сказки о царе Салтане» на уроке литературного чтения в начальной школе.
Сказки – богатейшая сокровищница народной мудрости. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа: она учит добру и справедливости. «Сказка, — писал В.А. Сухомлинский, — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать» [4].
Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Сказка создает необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.
«Сказки» А.С.Пушкина включены во все современные программы литературного чтения начальной школы. «Сказка о царе Салтане» изучается по программе «Школа 2100» авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой в 4 классе [2]. На изучение сказки А.С.Пушкина отведем 3 урока. Первый урок – Знакомство со сказкой и ее героями. Второй урок – Характеристика царя Гвидона и царевны Лебеди. Третий урок – Чудеса в сказке Пушкина и их роль.
Первый урок отведем знакомству о «Сказкой о царе Салтане» А.С.Пушкина и построим его в виде эвристической беседы с учащимися. Спросим школьников, какие сказки поэта им уже известны. Учащиеся знают сказки из дошкольного детства, которые им читали родители. Они помнят наизусть строки из «Пролога» — «У лукоморья дуб зеленый…». Дети любят сказки Пушкина, объясняют это простотой и доступностью слога.
Далее обратимся к названию сказки. Почему она называется «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»? Младшие школьники понимают, что такое название обусловлено тем, что все перечисленные герои являются главными в сказочном повествовании.
Учитель добавляет, что основой сюжета данной сказки послужила сказка няни поэта Арины Родионовны, рассказанная ему в Михайловском. Однако Пушкин в своем замысле идет дальше: он соединяет в своем произведении мотив простонародной русской сказки с западноевропейской сказкой.
Творчески переработав сюжет «оклеветанной матери», Пушкин создает поэтический рассказ о необычном рождении Гвидона, его приключениях, истории любви к царевне Лебеди, чудесной встрече отца царя Салтана со своей семьей. Что еще необычного заметили учащиеся в названии сказки? Герои не просто называются, а им дается их характеристика, фиксируется отношение к ним автора.
Обратим внимание детей на имена героев. Какие они? Школьники отмечают, что большинство имен сказочные, редко встречающиеся в жизни. Например, князь Гвидон, царевна Лебедь, царь Салтан. Познакомим учащихся с новыми сведениями об именах героев. В словаре личных имен Гвидон – реальное имя, но малоупотребительное.
Салтан – взято из восточной традиции. Лебедь – эта героиня новая в поэзии Пушкина. Она впервые появляется там, где рождаются сказки, — у лукоморья. В ней гармонично соединились черты белой лебедушки-невесты из свадебных песен, девы-волшебницы и невесты-помощницы из народных сказок.
На следующем этапе работы предлагаем учащимся выполнить задание тетради (задание №1,2).Оно поможет обобщить ранее прочитанные сказки А.С.Пушкина и подготовиться к чтению «Сказки о царе Салтане…»
Затем учитель проводит работу по тексту сказки Пушкина. Учащиеся самостоятельно читают начало сказки (с.118-122) до слов «Мать и сын теперь на воле». Предложим учащимся разделить текст на смысловые части. В ходе работы появляется следующий план:
1 часть – выбор невесты;2 часть – обман царя;3 часть – чудесное спасение.
Обращаемся к младшим школьником с заданием привести пример зачина в сказке. А о чем говорит отсутствие зачина? О том, что и герои, и события существуют, не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле. Что еще необычного в начале сказки? С чего начинается действие?
Ученики подметили, что начало такое, как бывает в русских народных сказках, – о трех сестрах или трех братьях. В нашей сказке три девицы-сестрицы прядут и ведут между собой своеобразный торг – «кабы я была…»Учитель фиксирует внимание учащихся на том, что с торгов начинаются и другие сказки Пушкина. Приведите пример.
Ученики перечисляют: Балда с попом на базаре торгуются; старуха с золотой рыбкой ведут торг. Эту национальную особенность Пушкин любил обыгрывать в своих сказках. Подобное начало сказки еше более приближает слушателя, читателя с героем сказки. Задаем учащимся вопрос: в чем необычность царя Салтана? Похож ли он на царя в нашем представлении?
Читая сказку, дети уже заметили, что царь Салтан ведет себя необычно, подслушивает под окном разговор трех девиц; стоит «позадь» забора на улице один, без свиты; жену выбирает тут же и женится в тот же вечер. Далее проводим выборочное чтение второй части сказки. Спросим школьников, каким они видят здесь царя Салтана? Царь Салтан разный: добрый, доверчивый, любит жену, царь- отец, но бывает и несправедливым, гневным:
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить
Но, смягчившись на сей раз…
Неслучайно распоряжение царя «и царицу и приплод тайно бросить в бездну вод» не удивило бояр.
На следующем этапе урока проводим выборочное чтение третьей части сказки. Вернемся к другим героям сказки, поневоле отправившимся в путешествие. Кто они? Вспомним, как народные сказки повествуют о путешествии героя. Невольными путешественниками в сказке Пушкина оказались молодая царица и ее сын:
В синем море звезды блещут,
В синем море волны плещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, вопит ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
Учитель обращается к детям с вопросом, как надо читать эти строки. Они читаются медленно, с выражением скрытой силы и мощи, энергии. Пушкин сделал сказку фольклорную психологической, динамической, основанной на конкретном действии. Вспомним, что основной закон народной сказки – действие.
Пушкин, взяв принцип сказки как целого – последовательность действий – пронизал им все части этого целого. В русских народных сказках герой отправляется в путешествие из дома в чужую страну, в иной мир, где ждут его опасность и трудные испытания. Он должен преодолеть их, побороть страшные силы в виде Чуда-юда, Кащея Бессмертного, Бабы-яги и вернуться домой победителем. Много примеров сказочного повествования видим и в сказке Пушкина. Чудесный ребенок «растет не по дням, а по часам», уже через день он обращается к волне с мольбою.
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
После чтения предлагаем учащимся поработать над творческим заданием в рабочей тетради по чтению (задание №3) – нарисовать кадры – иллюстрации к каждой части текста.
Ученики получают в качестве домашнего задания самостоятельное чтение текста сказки до страниц 122-127 (слова «Снова князь у моря ходит»). Дифференцированное задание следующее: подумать над вопросами:
1.Обратите внимание на имена героев. Какие они?
2.Кто герои сказки? Вспомните, как народные сказки повествуют о путешествии героя.
3.Как наградила царевна Лебедь Гвидона за свое спасение?
4.Почему царевна Лебедь не сразу призналась князю, что она и есть прекрасная царевна?
1. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок // Начальная школа. — М.: Просвещение. — 1996г., №9. — С31-34.
2.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Программа «Чтение и начальное литературное образование» (для четырехлетней начальной школы). — М., 2009. – 298с.
3. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. М.: 2005, 240 с.
4.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1997.
Источник: kopilkaurokov.ru