Системный подход как общенаучная методологическая программа

Системный подход — универсальный инструмент познавательной деятельности: как система может быть рассмотрено любое явление, хотя, разумеется, не всякий объект научного анализа в этом нуждается. Системный метод незаменим в познании и конструировании сложных динамических целостностей. Учёные отмечают, что системный подход к изучаемым объектам в настоящее время приобретает статус общенаучного принципа: во всех специальных науках, в меру их развитости и внутренних потребностей, используется системный подход. На современном этапе развития науки теоретические разработки системного подхода и использование его как метода уже настолько широки, что можно говорить об общенаучном «системном движении», имеющем ряд направлений.

Существующие направления реализации системного подхода [3]:

Литература (изд. на русском)

Общая теория систем

Берталанфи Л. фон (Австрия)

— Системные исследования: Ежегодник. Наука. 1969-1984. — Месарович М., Такахара И. Общая теория систем: математические основы. (1978). — Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. (1973). — Садовский В.Н. Основания общей теории систем: логико-методологический анализ. 1974. — Гиг Дж. ван. Прикладная общая теория систем. (1978). — Уемов А.И.

Системный подход в методах управления предприятием

Системный подход и общая теория систем. 1978. — Урманцев Ю.А. Общая теория систем: состояние, приложения и перспективы развития. — Урманцев Ю.А. Девять плюс один этюд о системной философии. 2001. — Прангишвили И.В. Системный подход и общесистемные закономерности.

2000.

Пригожин И. (Бельгия)

— Пригожин И., Стенгерс И.Порядок из хаоса. — Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. (1977) — Эйген М., Шустер П. Гиперцикл. Принципы самоорганизации макромолекул. (1979). — Хиценко В.Е. Самоорганизация. Элементы теории и социальные приложения. 2005.

Хакен Г. (Германия)

— Хакен Г. Синергетика. — Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. 1994. — Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. 2003.

— Эшби У.Р. Конструкция мозга. (1960) — Бейтсон Г. Экология разума. (1972). — Новосельцев В.Н. Теория управления и биосистемы. 1978. — Малиновский А.А. Тектология.

Теория систем. Теоретическая биология. — Капра Ф. Паутина жизни. (1995).

— Винер Н. Кибернетика, или управление и связь. — Шеннон К. Теория информации. — Эшби У.Р. Введение в кибернетику. — Бир С. Кибернетика и менеджмент. — Глушков В. Что такое ОГАС?

— Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука. В 2-х книгах. Экономика, 1989. (1922). — Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. — Парсонс Т. О социальных системах. (1950-е). — Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. (1972). — Луман Н. Общество общества. (1997). — Давыдов А.А. Системный подход в социологии: законы социальных систем.

2003. — Вайдлих В.Социодинамика. Системный подход к математическому моделированию в социальных науках. 2004.

Методология системного подхода: введение

Аутопойесис (Autopoiesis) (живые системы)

Матурана У.Р. (Чили)

— Матурана У.Р. Биология познания. — Матурана У.Р., Варела Ф.Х. Древо познания. (2001).

— Гуд Г.Х., Макол Р.Э. Системотехника. (1962). — Холл А. Опыт методологии для системотехники. (1975). — Черняк Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой. 1975. — Дружинин В.В., Конторов Д.С. Системотехника. Радио и связь. 1985. — Горский Ю.М. Гомеостатика живых, технических, социальных и экологических систем. 1990. — Волкова В.Н., Денисов А.А.

Основы теории систем и системного анализа. 2003. СПбГПУ. — Новосельцев В.И. и др. Теоретические основы системного анализа. 2006.

— Оптнер С.Л. Системный анализ для решения проблем бизнеса и промышленности. (1965). — Системы и руководство (теория систем и руководство системами). Р. Джонсон, Ф. Каст, Д. Розенцвейг. (1971). — Форрестер Дж. Основы кибернетики предприятия (индустриальная динамика) — Янг С. Системное управление организацией. (1972). — Бир С. Мозг фирмы. (1981). — Дафт Р. Теория организации. — Мильнер Б.З.

Теория организации: Учебник. 2003. ИНФРА-М. — Сенге П.М. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. (1990) — Детмер У. Теория ограничений Голдратта. — О’Коннор Д., Макдермотт И. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. (1997). — Мейер К., Дэвис С. Живая организация. (2003). — Гараедаги Дж. Системное мышление. (2006).

Феномен системного подхода отражает прежде всего определенную закономерность в развитии самой науки. Одной из предпосылок, определивших современную роль системного подхода в науке, является бурный рост количества информации — «информационный взрыв». «Преодоление противоречия между ростом количества информации и ограниченными возможностями ее усвоения может быть достигнуто с помощью системной реорганизации знания».

До недавнего времени в научном познании преобладал аналитический подход, который как метод научной деятельности не утратил своего значения до сих пор. Однако в тех областях знания, где аналитически добытого материала скопилось достаточно, возникает насущная потребность в его интеграции и систематизации, что может быть успешно сделано лишь на основе системного подхода, который органически сочетает в себе и анализ, и синтез.

Читайте также:
Каково назначение программы excel

Тяга современных ученых самых различных областей знания к системному подходу и порождается его способностью моделировать целостности, а не сводить целое к механической сумме бесконечно умножающихся частностей. Таким образом, системный подход можно считать результатом усиления интегративных тенденций в познании на современном этапе развития науки.

Наиболее заметными эти тенденции становятся со второй половины XIX в. Значительную роль в формировании основных принципов общей теории систем и системного подхода сыграли труды А.А. Богданова «Всеобщая организационная наука. Тектология,» Людвига фон Берталанфи «Общая теория систем». В чем же суть системного подхода, чем обусловлена его эффективность как метода? «Опыт современного познания, — пишет российский философ и системолог В.Н. Сагатовский, — показывает, что наиболее ёмкое и экономичное описание объекта получается в том случае, когда он представляется как система». В большинстве случаев практического применения системного анализа для исследования свойств и последующего оптимального управления системой можно выделить следующие основные этапы:

  • 1. Содержательная постановка задачи,
  • 2. Построение модели изучаемой системы,
  • 3. Отыскание решения задачи с помощью модели,
  • 4. Проверка решения с помощью модели,
  • 5. Подстройка решения под внешние условия,
  • 6. Осуществление решения [1].

Для научной отрасли актуальны следующие задачи системного анализа: теория системный подход концепция

  • 1. Задачи первого типа включают: исследования системы взаимодействий анализируемых объектов с окружающей средой. Решение данной задачи предполагает:
  • * проведение границы между исследуемой системой и окружающей средой, предопределяющей предельную глубину влияния рассматриваемых взаимодействий, которыми ограничивается рассмотрение;
  • * определение реальных ресурсов такого взаимодействия;
  • * рассмотрение взаимодействий исследуемой системы с системой более высокого уровня [5].

Системный подход имеет два аспекта: познавательный (описательный) и конструктивный (используемый при создании систем). У каждого из этих аспектов — свой алгоритм реализации. При описательном подходе внешние проявления системы (ее целесообразные свойства, а также функции как способы достижения цели) объясняются через ее внутреннее устройство — состав и структуру.

При проектировании же системы процесс идет по следующим категориальным ступеням: проблемная ситуация — цель — функция — состав и структура — внешние условия. В то же время конструктивный и описательный аспекты системного подхода тесно связаны и взаимодополняют друг друга. Так, например, в правотворческой деятельности, где проектируются нормативные модели правоотношений, на первый план выступает конструктивный аспект. При исследовании же правоотношения как «готовой» конструкции, реально существующей и действующей в правовом механизме, следует начинать с описания его состава и структуры [5].

Особенности задач системного анализа

Конечной целью системного анализа является разрешение проблемной ситуации, возникшей перед объектом проводимого системного исследования

Системный анализ занимается изучением проблемной ситуации, выяснением ее причин, выработкой вариантов ее устранения, принятием решения и организацией дальнейшего функционирования системы, разрешающего проблемную ситуацию

Начальным этапом любого системного исследования является изучение объекта проводимого системного анализа с последующей его формализацией: формализация объекта исследования, формализация исследования системы, процесса постановки и решения проблемы

Проблема принятия решения:

  • 1. Требование оптимальности принимаемых решений. Максимизация эффективности деятельности предприятия, надежности работы оборудования, оптимизации стратегий обслуживания систем, распределения ресурсов
  • 2. Принятие решения в условиях неопределенности, которая имеет различную природу. Неопределенность из-за неизвестных факторов, которые не могут быть описаны статистическими методами: 1) распределение вероятностей для неизвестных факторов в принципе существует, но к моменту принятия решения не известно; 2) распределение вероятностей для неизвестных факторов вообще не существует. Неопределенность целей — следствие многокритериальности задач системного анализа.
  • 3. Неопределенность, связанную с последующим влиянием результатов принятого решения на проблемную ситуацию.
  • 4. Неопределенность точности модели.
  • 5. Применение эвристических методов [6].

Таким образом, информация, полученная на основе системного подхода, обладает двумя принципиально важными свойствами: во-первых, исследователю поступает лишь информация необходимая, во-вторых, — информация, достаточная для решения поставленной задачи. Данная особенность системного подхода обусловлена тем, что рассмотрение объекта как системы означает рассмотрение его только в определенном отношении, в том отношении, в котором объект выступает как система. Системные знания — это результат познания объекта не в целом, а определенного «среза» с него, произведенного в соответствии с системными характеристиками объекта.

Источник: vuzlit.com

Системный подход как общенаучная методология

Л.Берталанфи — творец системного подхода — в конце 40-х гг. писал: «Система есть комплекс элементов, находящихся во взаимосвязи».

Система — конечное множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство; система обособлена от среды и взаимодействует с нею.

Системный подход — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы (наличие отношений не всегда подразумевает связь: враждующие гос-ва). Система имеет выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Системному подходу противопоставляется предметный способ познания, более примитивный.

Читайте также:
Программа альт инвест характеристика

Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос — половина ответа». Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания (господствует в 17-19 вв). Наиболее широкое применение методы СП находят при исследовании сложных развивающихся объектов — многоуровневых, иерархических, как правило, самоорганизующихся биологических, психологических, социальных и т. д. систем.

Важнейшие понятия: целостность, структура, саморегулирование, устойчивость. Системный поход позволяет не только по-новому взглянуть на объект как на целое, но и охарактеризовать его количественно, создать его графическую модель. В этом состоит практическое значение системной методологии.

Основные принципы системного подхода (системного анализа):

— Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

— Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня — элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

— Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

— Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

«Природу нужно рассматривать как целое, если мы хотим понять детали». (Докучаев, Берг, Баранский, Саушкин).

В 60-70 гг. XX в. в географические исследования стал проникать системный подход, основанный на общей теории систем. Появились работы А.Д. Арманда, В.С. Преображенского, Ю.Г. Пузаченко, А.Ю. Ретеюма, А.Г.

Исаченко, В.Н. Солнцева, Ю.Г. Саушкина и др. (за рубежом ещё раньше в США, Швейцарии — Д. Харвей, Р. Чорли). Такое внимание не случайно. Ведь в реальной действительности любая система (целостный комплекс взаимосвязанных элементов) является бесконечно сложной и мы можем изучать лишь систему, полученную в результате некоторой абстракции от реальной системы.

Системный подход применим к широкому спектру географических проблем как в статистике (анализ элементов, образующих систему, их взаимоотношения, структуру), так и в динамике (ретроспекция, прогнозирование изменений и спонтанных и целенаправленных).

Термин «комплекс» был впервые введен в отечественную социально-экономическую географию Н.Н. Колосовским в 1940-х гг. Этот термин завоевал популярность в 1960-х гг. и стал широко применяться в рамках системного подхода в географии. Пожалуй, наиболее активно он использовался в географии промышленности, служа методологической основой изучения размещения и организации промышленного производства.
Комплекс можно определить как систему, отличающуюся высоким уровнем сопряжения между составляющими элементами по потокам вещества, энергии и информации и в силу этого обладающую высокой энергетической экономичностью и повышенной устойчивостью по отношению к внешней среде.
А.Т. Хрущев, внесший значительный вклад в развитие теории географии промышленности, понимал под промышленным комплексом «взаимообусловленное сочетание органически связанных между собой предприятий на определенной территории в соответствии с особенностями ее экономических и природных ресурсов и транспортно-географического положения, обеспечивающее экономический результат, то есть получение заданного объема продукции при минимальных приведенных затратах». Такое понимание территориального комплекса промышленности не утратило своей актуальности и поныне.
Вместе с тем, необходимо отметить, что вплоть до настоящего времени в географических работах наблюдается значительная терминологическая путаница, отсутствует общепринятое определение промышленного комплекса.

ИЗ СТАТЬИ ГОРКИНА ВАЖНАЯ ВЫЖИМКА:

В рамках системно-структурного подхода работа с системой подразделяется на 2 этапа:

1.Этап черного ящика: выявление и отграничение изучаемых систем. Следующим шагом является определение характера систем (открытая или закрытая) с последующим анализом их целостности (или степени целостности).

2. Этап белого ящика: структуризация, т. е. качественное осмысление системы как организованного единства (целостности), параметризация, т. е. задание концептуального пространства структуры с помощью нескольких автономно-взаимосвязанных и многоаспектных параметров, служащих как бы координатными осями в этом пространстве, формализация структуры (а через нее и системы) с помощью их математико-статистического моделирования (количественную характеристику на основе предварительного качественного определения); параметры ТС — территориальная концентрация, территориальная дифференциация, территориальная интеграция (связность) и композиция, расчлененные па подпараметры (своего рода компоненты параметров) и аспекты (те или иные частные стороны, срезы круга явлений, отражаемых данным параметром); этот подэтап подразумевает экспликацию структуры и служит базой для последующих научных и прикладных процедур» не являющихся собственно системными (например, типологизация структур или прогнозирование).

Читайте также:
Как создать меню запуска программ

Источник: megaobuchalka.ru

Системный подход как методология изучения дисциплины

Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (Холл А. Д., Фейджин Р. И., поздний Берталанфи).

Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос — половина ответа». Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.

Основные принципы системного подхода

ü Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

ü Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

ü Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

ü Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Основоположниками системного подхода являются: А. А. Богданов, Л. фон Берталанфи, Эвард де Боно, Линдон ла Руш, Г.Саймон, П.Друкер, А.Чандлер, С. А. Черногор, Малюта А.Н.

ü Система — совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность или единство.

ü Структура — способ взаимодействия элементов системы посредством определённых связей (картина связей и их стабильностей).

ü Процесс — динамическое изменение системы во времени.

ü Функция — работа элемента в системе.

ü Состояние — положение системы относительно других её положений.

ü Системный эффект — такой результат специальной переорганизации элементов системы, когда целое становится больше простой суммы частей.

ü Структурная оптимизация — целенаправленный итерационный процесс получения серии системных эффектов с целью оптимизации прикладной цели в рамках заданных ограничений. Структурная оптимизация практически достигается с помощью специального алгоритма структурной переорганизации элементов системы. Разработана серия имитационных моделей для демонстрации феномена структурной оптимизации и для обучения.

ü Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.

Системный подход — это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и одновременно как элемент более общей системы.

Развёрнутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов:

1. системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;

2. системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;

3. системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы;

4. системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;

5. системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы;

6. системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность;

7. системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть её связей с окружающей средой;

8. системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.

Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования — создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиболее полное и целостное представление об этом материале.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru