Принцип придает системный характер процессу обучения, что является необходимым условием эффективности любого воздействия. Система знаний должна создаваться в логической последовательности и в той же последовательности предлагаться к восприятию ученикам. Навыки и умения, уже приобретенные человеком в процессе обучения должны систематически применяться в реальных или искусственно созданных условиях, иначе они начинают ослабевать.
Правила реализации принципа систематичности и последовательности предполагают:
Принцип прочности
Целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний. Эта цель достигается с помощью развития интереса и положительного отношения ученика к изучаемой дисциплине. Прочности знаний способствует так же закрепление пройденного материала и частое повторение наиболее важных моментов, уяснив которые можно восстановить картину определенной части знаний в целом.
Правила реализации принципа прочности знаний предполагают:
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И СИСТЕМНОСТЬ. Универсальные качества лидера #ВиталийАнтощенко
- В современном обучении мышление главенствует над памятью. Следует экономить силы учащихся, не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению.
- Препятствуйте закреплению в памяти неправильно воспринятого или того, что учащийся не понял. Запоминать учащийся должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное.
- Чтобы освободить учащихся от заучивания материала, имеющего вспомогательный характер, приучайте их пользоваться различными справочниками-словарями (орфографическими, толковыми, техническими, географическими и др.), энциклопедиями и т. п.
- Помните, что забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания.
- Частота повторения должна соответствовать ходу кривой забывания. Наибольшее количество повторений требуется сразу же после ознакомления учащихся с новым материалом, т. е. в момент максимальной потери информации, после чего это количество повторений должно постепенно снижаться, но не исчезать полностью.
- Приучайте каждого ученика работать в соответствии с его возможностями, но в то же время в полную силу. Боритесь с ленью, формируйте оптимальный темпо-ритм деятельности.
- Не приступайте к изучению нового, предварительно не сформировав двух важнейших качеств: интереса и положительного отношения к нему.
- Когда выяснилось, что темпы обучения снизились, следует немедленно установить причину. Наиболее распространенные причины: падение (потеря) интереса к учебному процессу и усталость, ищите пути к их восстановлению.
- Приучайте учащихся прислушиваться к вашим словам. Знайте меру. Вместо очередной «нотации» — притча, легенда, басня, шутка — учащиеся вас поймут.
- Опирайтесь на установленный наукой факт: важной формой упрочения знаний является их самостоятельное повторение учащимися. Поэтому шире используйте, умело направляйте процессы взаимообучения.
- Используйте дифференцированный подход к учебному материалу. Постоянно заботьтесь о сознательном, глубоком и прочном усвоении каждым учащимся не всего, что изучается, а
главного: прочно усвоенное, оно станет надежной основой дальнейшего обучения. - Не приступайте к изучению нового, предварительно не обеспечив наличия положительных мотивов и стимулов. Помните: знание, насильственно внедренное в душу ребенка, не прочно.
- Повторение и закрепление изученного проводите так, чтобы активизировать не только память, но и мышление, и чувства школьников.
- Не следует проводить повторение изученного по той же схеме, что и изучение: предоставьте возможность учащимся рассматривать материал с разных сторон, под разными углами зрения.
- Для прочного усвоения применяйте яркое эмоциональное изложение, наглядные пособия, технические средства, дидактические игры, учебные дискуссии, проблемно-поисковое обучение.
- Во время изучения нового всегда связывайте его с ранее пройденным, повторяйте старое в новом.
- Применяйте современные научно обоснованные виды, средства, методы контроля, пользуйтесь диагностическими способами выявления и измерения сдвигов в развитии учащихся: только так можно определить эффективность обучения, целенаправленно добиваться его результативности.
- Важной формой упрочения знаний является их самостоятельное повторение учащимися, организуйте его и поощряйте. Не разрешайте учащимся пропускать занятия, уклоняться от уроков или бездельничать на них — это неминуемо приведет к снижению прочности знаний, умений.
Что такое СИСТЕМНОСТЬ и почему она так важна | Как управлять своей жизнью
Принцип доступности
Принцип подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения учебного материала.
Правила реализации принципа доступности предполагает:
- Учебный материал должен быть распределен по возрасту учеников так, чтобы изучалось только то, что доступно восприятию в каждом возрасте
- В процессе обучения необходимо учитывать уровень подготовки и развития учащихся, их возможности, возрастные и индивидуальные особенности
- Учебный процесс необходимо осуществлять в оптимальном темпе, но так, чтобы не задерживать сильных и развивать скорость действий у средних и слабых учеников
- Для доступности нужно широко использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление: дайте толчок мысли ученика, покажите, что даже самые сложные знания доступны для их понимания
- При изучении нового и сложного материала привлекайте сильных учеников, а при закреплении — средних и слабых
- Облегчает учащимся усвоение понятий, сравнивая их с противоположными или противоречивыми понятиями
- Введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из определенного познавательной задачи, но и быть подготовленным всем предшествующим ходом обучения
- Не форсируйте без нужды процесс обучения, не стремитесь к быстрому успеху: педагогические возможности снижения барьера доступности не безграничны
- Доступность, как и убежденность и эмоциональность, зависит от ясности изложения и речи учителя: четко и однозначно формулирует понятие, избегайте монотонности, обучайте образно, используйте яркие факты, примеры из жизни, литературы
- Чувствуйте, что необходимо объяснить, что ученики поймут сами
- Доступность не означает легкость обучения, и функция учителя заключается вовсе не в том, чтобы бесконечно облегчать труд учащихся,
- Доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность, приучайте школьников осуществлять все более длительную и интенсивную умственную деятельность
Принцип научности
Правила реализации принципа научности предполагают:
- Обучение на основе новейших достижений педагогики, психологии, методики, передового педагогического опыта, настойчивого внедрения в практику рекомендаций и научной организации педагогического труда.
- Необходимо раскрывать логику учебного предмета, обеспечивающую основу для раскрытия новых научных понятий
- Каждое научное понятие нужно систематически повторять, использовать в течение всего учебного курса.
- В методах преподавания отображаться методы научного познания, развивать мышление учащихся, подводя их к поисковой, творческой работы в обучении
- Необходимо систематически информировать своих учеников о новых достижениях в науке, технике, культуре, связывать новые достижения с формирующей у учащихся системой знаний
- Нужно знакомить учащихся с биографиями выдающихся ученых, их вкладом в развитие науки
- Необходимо раскрывать ученикам методы и трудности научного познания, зависимость результатов от методов
- Стоит использовать последнюю научную терминологию, не пользоваться устаревшей, быть знакомым с новейшими достижениями из своего предмета
- В связи с растущим потоком научной информации главное внимание необходимо уделять ключевым проблемам науки, раскрывать ученикам основные идеи научных достижений, приучать их следить за информацией поощрять коллективное обсуждение научно-технических и социальных проблем.
- Следует поощрять исследовательскую работу школьников; ознакомить их с научными методами исследования
- Добиваться того, чтобы ученики усвоили новые понятия и термины в единстве с научными теориями, законами
Понравилась статья? Не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Реализация принципа систематичности и последовательности через опору на межпредметные связи
статья на тему
Межпредметные связи – один из важнейший принципов обучения в профессиональном образовании. Он обеспечивает взаимосвязь предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов и их связь с профессиональной подготовкой студентов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реализация принципа систематичности и последовательности через опору на межпредметные связи
Принцип систематичности и последовательности предполагает соблюдение определенной последовательности в изучении учебного материала и постепенное овладение основными понятиями учебных дисциплин.
Излагать знания систематически – значит, при изучении нового опираться на ранее пройденное, выделять в нем главное, вскрывать общую идею, формировать у студентов умение анализировать, систематизировать и обобщать изучаемые явления и факты.
Системность мышления заключается в установлении связей между изучаемыми явлениями и предметами. То же самое происходит и при параллельном изучении различных предметов по общеобразовательной программе, между ними устанавливаются межпредметные связи, которые являются одним из важнейших условий реализации принципа систематичности и последовательности в учебном процессе.
М ежпредметные связи принято делить на четыре типа: по содержанию изучаемого материала, по формируемым умениям, по методам, средствам обучения и по методам воспитания.
Межпредметные связи – один из важнейший принципов обучения в профессиональном образовании. Он обеспечивает взаимосвязь предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов и их связь с профессиональной подготовкой студентов.
В современных условиях обучения межпредметные связи следует рассматривать как средство отражения в содержании каждой учебной дисциплины. Существуют различные виды межпредметных связей:
1. Фактические связи – связи между учебными дисциплинами на уровне фактов.
2. Понятийные связи – направленные на формирование понятий, общих для родственных дисциплин.
3. Теоретические связи – система научных знаний в определённой предметной области.
4. Философские связи, отражающие категории материалистической диалектики.
Межпредметные связи – взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями. Дидактические принципы научности и систематичности знаний требуют расположения в учебном плане отдельных предметов таким образом, чтобы изучение одной дисциплины могло опираться на знания, излагаемые в других дисциплинах. Преподаватели общеобразовательных дисциплин разрабатывают и корректируют рабочие программы, перспективно-тематические планы с учетом профессиональной направленности группы. Например, в программы включены таблицы взаимосвязи общеобразовательных дисциплин с дисциплинами общепрофессионального цикла.
Конкретизация использования межпредметных связей в процессе обучения достигается с помощью поурочного планирования. Поурочный план-разработка показывает, когда, на каком этапе урока и как, какими способами включаются знания из других курсов в изучение нового или закрепление учебного материала. Особенно необходима тщательная разработка обобщающего урока с межпредметными связями.
Положительные стороны данной разработки – это формулировка цели и задач урока с учетом межпредметных связей; формулировка конкретных вопросов к студентам, требующих воспроизведения и применения знаний по учебной дисциплине; определение понятий; наличие мировоззренческого вывода, обобщающего факты и законы; включение в домашнее задание вопросов межпредметного содержания.
Таким образом, связь между дисциплинами – одно из основных требований дидактики профессионального образования. Единство и взаимосвязь общего и профессионального образования обеспечивается на основе реализации межпредметные связей.
Источник: nsportal.ru
Дидактические принципы системности и систематичности и последовательности в обучении
В отечественной педагогической литературе нередко эти два принципа смешивают. Обычно логическую линию обоснование принципа систематичности выстраивают с выходом на формирование системности знаний, которая вроде бы становится закономерным результатом систематичности и последовательности в обучении, при которой новые знания опираются на ранее усвоенные и в свою очередь становятся фундаментом для усвоения следующих знаний. Не отрицая взаимосвязей между этими принципами и определенной их взаимообусловленности, попробуем обратить внимание на различия, которые разделяют их.
Дидактический принцип систематичности и последовательности в обучении предполагает усвоение учебного материала в определенном учебной программой порядке с таким расчетом, чтобы каждый новый элемент содержания этого учебного материала логически связывался как с предыдущим элементом, так и с последующим, обеспечивая таким образом сопротивления полученных новых знаний на усвоенные ранее, что позволяет в будущем использовать их как фундаментальную основу для последующих знаний. Систематичность знаний предполагает также соответствующую организацию во времени, которая выступает в двух основных формах: 1) изучение определенного учебного предмета в соответствии с недельным расписанием учебных занятий; 2) поочередное завершено изучение определенных учебных предметов или тем. Примером второй формы является экспериментальное поочередное изучение учебных предметов на основе использования суггестопедической методики обучения в экспериментальных школах г. Софии (Болгария), которое практиковалось в системе экспериментальной работы НИИ сугестологии в 70-х гг. прошлого века. Тогда 10 класс, сев за парты в октябре, успешно закончил обучение в апреле, изучая последовательно каждую новую учебную дисциплину до завершенного целостного образа знаний, предложенных ею. Подобная систематичность масс место также на курсах ускоренного изучения иностранных языков, когда полученные знания не успевают «пропасть» в памяти к появлению новых, что дает возможность быстро охватить большие объемы учебного материала и на основе этого сформировать значительно более сложный и более масштабный образ его.
учителя Ориентируются на этот принцип при подготовке учащихся к учебных олимпиад и в ходе разнообразных индивидуальных учебных занятий, которые чаще всего носят частный характер.
К сожалению дидактические возможности этого принципа еще не до конца исследованы.
Дидактический принцип системности.
Опираясь на принцип систематичности и последовательности в обучении предполагает усвоение знаний в системе, которая бы не только отражала в целостном виде виучувані явления, процессы и объекты, но и позволяла бы, с одной стороны, устанавливать внутренне системные связи и зависимости и, с другой — устанавливать подобные связи и зависимости с другими системами, как низшей, так и высшей иерархии.
Как известно, система (от греч. systema — целое, составленное из частей; соединение) — это множественность элементов с отношениями и связями между ними, образующее определенную целостность. Когда же речь идет о системном подходе в педагогике, или системно-структурный, то прежде всего имеется в виду методологическая направленность научных исследований, ориентированных на изучение сложных систем как целостных объектов, так и отдельных элементов в их взаимосвязях и отношениях (И.В.Блауберг, Э.Г.Юдин).
Быстрый рост научной информации, отпочкование новых наук, сужение специализации ученых вызывает интерес к системным исследованиям. Но поскольку каждую систему знаний приходится воспринимать в свете определенной науки, то это приводит к однобокому осмотра объекта изучения, что обусловливает потерю целостности его восприятия. Этим объясняется возросший интерес к системным исследованиям.
Дидакти доказали целесообразность и эффективность использования в учебном процессе системного подхода при условии предоставления содержания учебного материала такой структуры, которая бы способствовала усвоению знаний в целостной системе. Определены два пути: I) от рассмотрения целостного системного объекта — к анализу его структуры; 2) от рассмотрения элементов и анализа структуры — к объединению знаний в систему.
Традиционно в отечественной школе использовался и продолжает использоваться второй путь. Схема такого изучения системы знаний выглядит так: определение структуры — последовательное изучение каждого элемента системы — обобщающее сведение этих элементов в систему с определением ее свойств.
Это несколько противоречит исследованиям гештальтпсихологів, которые доказывают, что даже маленькие дети воспринимают сразу предмет в целом и лишь после этого обращают внимание на его составляющие. Несмотря на это, как раз первый путь более соответствует природе детского миропознание. Это подтверждено опытом многих учителей-новаторов, а также представителями нетрадиционных технологий обучения, которые приступают к изучению новой темы на основе формирования глобального обобщающего образа (на что нередко одного урока может и не хватить) и лишь впоследствии начинают детальный осмотр ее составляющих с точным определением места каждого в общей системе знаний. Это свойственно, например, для учебной стратегии.Ф.Шата-лова, представителей суггестопедии, многих других талантливых педагогов.
Принцип системности — самый эффективный дидактический механизм формирования в сознании ученика образа мира — целостной многоуровневой системы представлений человека о мире, других людей и саму себя среди этих людей в мире. Для этого образа наряду с координатами пространства и времени, как уже упоминалось, свойственна система значений, которая, согласно О.М.Леонтьевым, воплощающей в себе результаты совокупной общественной практики. Включения их в индивидуальный акт познания обеспечивается участием целостного образа мира в порождении познавательных гипотез, выступающих как начальное звено процессов построения нового образа. При таких условиях образ мира становится своеобразным двигателем, который генерирует взаимосвязанные системы познавательных гипотез, устремляется навстречу внешним стимулам.
Системный подход в обучении, согласно исследованию его проблем И.В.Малафіїком, конкретизируется в методе системной призмы, которая предусматривает: 1) установление назначения системы, ее функций; 2) установление системообразующего фактора; 3) выделение элементов системы; 4) определение уровня иерархии системы «процесс», то есть связей координации и субординации; 5) разработка элементарной структуры системы «процесс» и приведение во взаимодействие элементов системы; 6) появление системной (емерджентної) свойства реляционного влияния на элементы системы. Поскольку все функционально-морфологические компоненты связаны между собой в единое целое и образуют функционально-морфологическую структуру, она, по мнению исследователя, будучи усвоена учеником и находясь в состоянии психологической готовности, и будет той схеме, которую ученик сможет использовать для получения новых знаний. Сам же процесс формирования знаний также является системой, которой можно придать черты функциональности, если системотворчий фактор связать положительной обратной связью с емерджентною свойством системы, то есть с результатом процесса. Поскольку таким результатом является собственно система знаний как достояние ученика, то системообразующим фактором может быть только образ самого результата. Это накладывает определенные ограничения на организацию процесса формирования системы знаний, поскольку сначала нужно помочь учащимся сформировать образ будущей системы знаний, а уже затем развернуть сам процесс ее формирования.
Таким образом, И.В.Малафіїк в своих исследованиях наряду с В.Ф.Шаталовым и представителями суггестопедии подтвердил дидактическую целесообразность предоставления содержания учебного материала в процессе обучения такой структуры, которая бы предусматривала сначала рассмотрение целостного системного объекта изучения, а уже потом — переход к анализу его структурных компонентов, а не наоборот, как это зачастую принято в массовой педагогической практике.
Применение дидактического принципа системности с целью формирования системности знаний требует использования как методологической основы достижений философии нестабильности лауреата Нобелевской премии.Пригожина и синергетической методологии, которые обслуживают нелинейную парадигму познания мира. Особенно это касается изучения нестабильных макросистем, развитие которых не предсказуемый в точках бифуркаций под действием случайных слабых сигналов (флуктуаций).
Формирование системности знаний — это формирование у учащихся стремления к завершенности, гармонии, порядка, которые впоследствии способны определять человеческую судьбу.
Источник: studbooks.net