Презентация на тему: » Развивающая система обучения Леонида Владимировича Занкова.» — Транскрипт:
1 Развивающая система обучения Леонида Владимировича Занкова
2 Система Л.В.Занкова Леонид Владимирович Занков родился 10(23) апреля 1901 года в Варшаве, скончался 27 ноября 1977 года в Москве. В конце 1950-х гг. научным коллективом под руководством Л.В. Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей процесса обучения. Оно было предпринято с целью развития идей и положений Л.С. Выготского о соотношении обучения и общего психического развития учащихся.
3 Оптимальное общее развитие каждого ребенка: целостное развитие ребенка — его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы при сохранении здоровья школьников Цель обучения:
4 Компоненты системы Л.В.Занкова цель обучения задача обучения дидактические принципы методическая система предметные методики формы организации обучения система изучения успешности обучения и развития школьников
Кормишина С.Н. Система Л.В. Занкова. Изучение математики в 1 классе
5 Дидактические принципы системы Л.В.Занкова Обучение на высоком уровне трудности Ведущая роль теоретических знаний Осознание процесса учения Быстрый темп прохождения материала Целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых
6 Дидактические принципы Содержание образования Формы организации учебной работы Система изучения успешности обучения и развития школьника Цель обучения Задачи обучения Обязательный признак системы — целостность
7 Что такое общее развитие? Это развитие ума, воли, чувств
Источник: www.myshared.ru
Система занкова цели и задачи программы
Cправочная:
Развивающая система обучения Л. В. Занкова
Система обучения Л.В.Занкова — научно обоснованная, проверенная временем дидактическая система, которую характеризуют целостность и взаимообусловленность следующих ее частей.
Цель обучения — оптимальное общее развитие каждого ребенка.
Задача обучения — представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.
Дидактические принципы — обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.
УМК для начальной школы (1-4)
• Обучение грамоте Автор Нечаева Н.В.
Цели ФГОС и система Л В Занкова
• Русский язык. Автор А.В.Полякова
• Литературное чтение. Авторы Чуракова Н.А.,Свиридова В.Ю.
• Математика. Авторы Аргинская И.И., Ивановская ЕИ.
• Окружающий мир. Авторы Н.Я.,Дмитриева А.Н., Казаков А.Н.
• Технология. Авторы Н. А. Цирулик, С. И. Хлебникова
Цели и задачи
Целью системы является общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, школьников и как надежная основа усвоение ими знаний, умений, и навыков.
Одна из важнейших задач — воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».
Особенности программы
Научная база
Система Л.В.Занкова появилась и получила распространение в 50-е годы. По мнению ученого, школа не раскрывала резервов психического развития ребенка. Он проанализировал состояние дел в образовании и пути его дальнейшего развития. В его лаборатории впервые возникла идея развития как ведущего критерия работы школы.
Сегодня на базе бывшей лаборатории открыт Федеральный научно-методический центр имени Л.В.Занкова при Министерстве образования России.
Методическая литература
Развитие учащихся в процессе обучения / Под ред. Л.В.Занкова. — 1-П кл. — М.: Изд-во АПН РСФСР; П-IV кл. — М.: Просвещение, 1967;Занков Л.В. Дидактика и жизнь. — М.: Педагогика, 1968; Обучение и развитие / Под ред. Л.В.Занкова. — М.: Педагогика, 1975; Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред.
Л.В.Занкова и М.В.Зверевой. — М.: Педагогика, 1973; Усвоение знаний и развитие младших школьников / Под ред. Л.В.Занкова. -М., 1965; Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. — М.: АО «Столетие», 1995; Занков Л,В. Память. — М., 1949; Занков Л,В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. — М.: Учпедгиз, 1960; Занков Л.В. О начальном обучении. — М., 1963; Занков Л.В.
Содружество ученого и учителя. — М., 1991; Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. — М., 1968.; Зверева М.В. О системе начального обучения, направленной на общее развитие учащихся //Психологическая наука и образование. — 1996. — № 4.
Источник: psyparents.ru
Леонид Владимирович Занков: система развивающего обучения
Система Занкова была введена в школах России в 1995-1996 годах как параллельная система начального обучения. Можно сказать, что она соответствует в достаточно высокой степени изложенным в Законе РФ об образовании принципам. Согласно им, образование должно иметь гуманитарный характер. Кроме того, оно должно обеспечивать развитие личности каждого ребенка.
Суть системы Занкова
Сегодня система Занкова является одной из тех, которые разрешены к применению, как и другие программы начальной школы. Вкратце расскажем о том, в чем заключается ее суть. Эта система предполагает то, что дети должны «добыть» знания. Их не следует просто преподносить учащимся, как считал Занков.
Система его нацелена на то, что учитель задает определенную проблему, а дети должны ее решить самостоятельно, естественно, под руководством преподавателя. Во время занятия происходит спор, дискуссия, в которой появляется множество мнений. Постепенно из них выкристаллизовывается знание. Интеллектуальное движение, таким образом, идет в обратном традиционному порядке: не от простого к сложному, а наоборот.
Главная цель образования современности заключается в развитии тех способностей ребёнка, которые.
К другим особенностям предложенной Занковым (портрет его представлен выше) программы относится высокая скорость обучения, множество заданий для проработки материала. Процесс этот непростой. Он должен быть как можно более разнообразным и динамичным. К примеру, школьники часто посещают библиотеки, музеи, выставки, проводится большая внеклассная работа. Все это способствует успешному обучению.
Теперь рассмотрим более глубоко и подробно методику, которую предложил Занков. Система его сегодня пользуется большой популярностью. Однако зачастую ее принципы понимаются превратно. Сначала мы кратко охарактеризуем идеи, которые предложил Занков. Система его будет рассмотрена нами в общих чертах.
Затем мы поговорим о том, какие ошибки допускают современные педагоги в реализации этих принципов на практике.
Рабочая программа «Перспективная начальная школа» основана на личностно-ориентированных.
Цель системы Занкова
Итак, популярную методику начального обучения разработал Леонид Владимирович Занков. Система его преследовала следующую цель — высокое общее развитие детей. Что же понимал под этим Л. В. Занков?
Всестороннее развитие личности ребенка, которое затрагивает «ум» (познавательные процессы), волевые качества, управляющие всей деятельностью («воля»), а также нравственно-этические качества («чувства»), которые проявляются в различных видах деятельности. Общее развитие – это формирование и качественная трансформация свойств личности.
Эти свойства являются фундаментом успешного образования в школьные годы. После окончания школы они становятся основой творческого труда в различных сферах деятельности. Развитие воображения способствует эффективному решению задач во многих областях. Л. В. Занков писал, что процесс учения при использовании этой системы меньше всего напоминает холодное и размеренное восприятие материала. Он проникнут чувством, появляющимся, когда человек восхищен открывшейся ему сокровищницей знаний.
Для того чтобы решить эту задачу, нельзя было просто усовершенствовать существующие программы начальной школы. Поэтому в 60-70 е годы 20 века была создана новая дидактическая система обучения. Стержнем и единым основанием ее стали принципы, на которых строится весь учебный процесс. Вкратце расскажем о каждом из них.
Педагогика – это непростая деятельность. Хороший преподаватель знает немало методов обучения, и.
Высокий уровень трудности
Нужно было исходить из того, что существовавшие в то время школьные программы не были насыщены образовательным материалом. Кроме того, методы обучения отнюдь не способствовали проявлению творческой активности детей. Поэтому первым принципом стал принцип обучения школьников на высоком уровне сложности.
Это наиболее важно в системе Занкова, так как лишь образовательный процесс, дающий обильную пищу для ума, может способствовать интенсивному и быстрому развитию. Под трудностью подразумевается напряжение как интеллектуальных сил школьника, так и духовных. При решении задач должны происходить интенсивная работа мысли и развитие воображения.
Учащийся должен преодолевать препятствия, которые возникают в ходе познания. В системе Занкова необходимое напряжение достигается путем применения анализирующего наблюдения и проблемного метода преподавания, а не за счет использования сложного материала.
Значение высокого уровня трудности
Основная идея данного принципа состоит в создании особой атмосферы, при которой наблюдается интеллектуальная активность школьников. Необходимо дать им возможность самостоятельно решать поставленные задачи, а также понимать и уметь определить трудности, появляющиеся в процессе обучения. Важно найти способы, с помощью которых можно преодолеть эти трудности.
Этот вид деятельности, как считает Занков, способствует тому, что все имеющиеся знания о предмете активизируются. Он также развивает самоконтроль, произвольность (то есть управление деятельностью) и наблюдательность. Одновременно повышается и эмоциональный фон учебного процесса. Ведь каждый человек любит ощущать себя умным и способным добиваться успеха.
Быстрый темп
Л. В. Занков выступал против монотонных и однообразных упражнений, а также многократных повторений пройденного материала. Он ввел еще один принцип, суть которого заключалась в изучении быстрым темпом. Методика Занкова подразумевает динамичную и постоянную смену действий и задач.
Ведущая роль теоретических знаний
Л. В. Занков не отрицал того, что задача начальной школы заключается в формировании вычислительных, орфографических и других навыков. Однако он был против «натаскивающих», пассивно-репродуктивных методов. Занков Леонид призывал к тому, что навыки у учащихся должны быть сформированы в результате глубокого понимания науки, лежащей в основе предмета. Так появился еще один принцип, согласно которому ведущая роль должна принадлежать теоретическим знаниям. Он был направлен на то, чтобы увеличить познавательную нацеленность начального образования.
Сознательность обучения
Не менее важна и сознательность обучения. Под ней подразумевалось понимание содержания материала. Система Л. В. Занкова расширяет эту трактовку. Осознанным должен быть и сам процесс учения. К этому примыкает еще один принцип, который предложил Занков Леонид.
Расскажем и о нем.
Связи между частями материала
Объектами пристального внимания должны стать связи, существующие между частями материала, закономерности вычислительных, грамматических и других операций, а также механизм появления ошибок и их преодоление.
Этот принцип можно раскрыть следующим образом. У младших школьников имеется важная особенность изучения материала, которая состоит в том, что активность его аналитического осмысления снижается быстрыми темпами, если ученики несколько уроков подряд вынуждены анализировать ту или иную единицу материала, осуществлять однотипные мыслительные операции (к примеру, с помощью изменения формы слова подбирать к нему проверочные слова).
Математика Занкова поэтому сильно отличается от математики, преподаваемой с помощью других систем. Ведь именно этот предмет чаще других изучают на однотипных задачах, против которых выступает Леонид Владимирович. Известно, что в этом возрасте детям очень быстро надоедает делать одно и то же. В результате этого снижается эффективность их работы, замедляется процесс развития.
Система Л. В. Занкова решает эту проблему следующим образом. Для того чтобы не «топтаться на месте», необходимо исследовать единицы материала в связи с другими. Каждый раздел должен сравниваться с другими. Рекомендуется проводить урок по системе Занкова таким образом, чтобы школьники могли найти сходства и различия между различными частями учебного материала.
Они должны быть способны определить меру зависимости дидактической единицы от остальных. Материал следует осмысливать как логическую взаимодействующую систему.
Еще один аспект этого принципа состоит в увеличении емкости времени, отводящегося на обучение, повышение коэффициента полезного действия. Это можно осуществить, во-первых, путем комплексного освоения материала, а во-вторых, путем отсутствия в программе отдельных периодов, предназначенных для повторения изученного ранее, как в традиционной методике.
Тематические блоки
Система обучения Занкова предполагает, что материал компонуется преподавателем в тематические блоки. В них входят единицы, которые тесно взаимодействуют между собой и зависят друг от друга. При изучении их одновременно экономится учебное время. Кроме того, появляется возможность исследовать единицы на протяжении множества уроков.
К примеру, при традиционном планировании на изучение каждой из двух таких единиц выделяется по 4 часа. При объединении их в блок у учителя появляется возможность касаться каждой из них в течение 8 часов. К тому же за счет нахождения связей с похожими единицами осуществляется повторение материала, пройденного ранее.