обоснованная, проверенная временем развивающая педагогичес кая система Л.В.
Система развивающего обучения Л.В. Занкова обеспечива ет достижение
планируемых рез ультатов посредством особого отбора и стр уктурирования
содержания учебных предметов, что соз дает у словия для реализации системно —
деятельностного подхода и индивид уализаци и об учения. У МК cистемы Л.В.
Занкова вып ускает издательский до м «Федоров» .
УМК системы Л.В. Занкова сос тоит из след ующих завершенных
предметных линий учебников:
— Русский язык.
Азбука. Авторы: Неч аева Н.В., Белор усец К.С.
Русский язык. Автор ы: Нечаева Н.В ., Яковлева С. Г.
— Математика. Ав торы: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Ивановс кая
Е.И., Кормишина С.Н .
— Окружающий ми р. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
— Основы дух овно — нравственной ку льтуры народов Росси и (4
класс). Авторы: Ник олаева Е.И., Петрова Е.Н.
— Изобразительное и скусство. Авт ор: Аш икова С.Г.
«Система Занкова». Передача из цикла «Российское образование. Традиции и судьбы»
— Технология. Автор ы: Цир улик Н.А., Проснякова Т.Н., Хлебн икова С.И., На гель
— Английский язык «Волшебная раду га»/«Magic Rainbow » (2 -4
классы). Авторы: Святловская Е.А., Бел о усова С.Ю., Гацкевич М.А. и др.
Все учебники сист емы развивающег о обучения Л.В. Занкова прошли
государст венную эксперт изу на соответствие Федеральному
государст венному образоват ельному ст андарту (ФГОС НОО 2009
г.). Учебники УМК были включены в Федеральный перечень учебников,
рекомендованных М инистерст вом образования и науки Росс ийской Федерац ии
к использованию в образовательном процессе в образоват ельных учрежден иях,
на 2013/2014 учебны й год.
Следует обратить вни мание на то, что вновь вып ускаемые у чебники и
пособия имеют новое художественное оформление. При этом, ранее выпущенные
государственного образов ательного стандарта общего образовани я, по русскому
языку, литературному чтению (Свиридо ва В.Ю., Чуракова Н.А.), математи ке,
окружающем у миру, м узыке и техноло гии для 4 класс а во шли в Фед еральный
перечень учебников, допущенных Миниобрнауки России к испо льз ованию в
образоват ельном процессе в обр азоват ельных учреждениях, на 2013/2014
учебный год.
Система Л.В. Занкова включает в себя также факульт ативные
курсы : «Экономика для мл адших школьников» для 1 — 4 классов (авторы: Смирн ова
Т.В. и др.) и «Я — г ражданин Ро ссии» для 3 — 4 классов (автор: Чутко Н.Я. и др.).
Курсы обе спечены учебными пособия ми и методичес кими рекомендациями.
Учебники не входят в Федеральные перечни рекомендованных (допущенных)
В настоящее время приоритетами образования признан ы идеалы
развивающего об учения: умение у читься, предметны е и универсальные
(общеучебные) спо собы действий, и ндивид уальный прогресс ребенка в
эмоциональной, социал ьной, познавательной сферах. Для реализации этих
60 лет системе Занкова. Опережая ВРЕМЯ
приоритетов необходима на учно обоснованная, проверенная временем
развивающая педагогичес кая система. Таковой является система Л.В. Занкова,
которую характеризуют целостность и взаимооб условленность след у ющих ее
Цель обучения — опт имальное общее развитие каждо го ребенка.
Задача обучения — представить уч ащимся целостн ую широ кую картину
мира средствами на уки, литерат уры, искусства и непосред ственного познани я.
Дидактические при нципы :
— обучение на высоко м у ровне тр удности с соблюдением меры трудности;
— ведущая роль теорет ических знаний;
— осознание процесса учения;
— быстрый темп прохо ждения учебного мат ериала;
— работа над развитие м каждого ребенка, в том числе и слаб ого.
Типические свойства методическо й системы — мно гогранность,
процесс уальность, коллизии, вариантность .
Важные особенност и учебно — методического комплек та.
Комплект обеспечива ет :
— понимание взаи мосвязей и взаимозави симостей из учаемых объектов, явлений
благодаря интегрир ованном у характеру содержания, что выража ется в сочетании
материала разного уровня обобщения (над предметного, меж — и
внутрипредметного), а также в сочетании е го теоретической и п рактической
направленности, ин теллект уальной и эмоциональной насыщенн ости;
— владение понятиями , необходимыми для дальнейшего образо вания;
— актуальность, практ ическую значимость учебног о материа ла для об учающегося;
— условия для решени я воспитател ьных задач, социал ьно — ли чностного,
интеллект уального, эстетического разви тия ребенка, для фор мирования учебных и
универсальных (обще учебных) умений;
— активные формы по знания в ходе решени я проблемных , творче ских заданий:
наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обс уждение разных мнений,
гипотез) и др.;
— проведение исследо вательских и про ектных работ, разви тие ин формационной
— индивид уализацию обучения, которая тес но связана с фор миров анием мотивов
деятельности, распро страняясь на детей ра зных типов по хара ктеру
познавательной деяте льности, эмоци онально — коммуникативным особенностям, по
гендерным признака м. Индивид уализация реализ уется в том числе посред ством
трех уровней содержа ния: базовом у, расширенном у и углубленном у.
В процессе обучения используется широкий спектр фор м об учения:
классных и вне классных; фронтальны х, групповых, и ндивид уальных в
соответствии с особенн остями учебного предмета, особен ностями класса и
индивидуальными п редпочтения ми уч еников.
Для изу чения результативности освоения учебных программ и
разработанных на их основе УМ К учителю предл агаются материалы
по качественно му учет у у спешнос ти об учения школьни ков, в том числе и
интегрированные проверочны е работы, что со ответств ует пози ции Министерства
образования и на уки РФ. Отметками оцен иваются толь ко рез ультаты выпол нения
письменных работ со второго 2 класса. По урочный балл не выс тавляется.
Изначальная нацеленность учебных про грамм и УМК на раз витие каждог о
ученика создает условия для его реализаци и во всех видах учебных заведений
(общеобразовательны х, гимназиях, лицеях ).
Список использу емой литерату ры
1. Занков Л.В. Избран ные педагогичес кие труды. — М.: Дом пед агогики,
2. Занковские чтения. Опыт. Достижени я. Перспективы : Материалы первы х
Всероссийских Зан ковских чтений. – Самара: Издат. д ом «Федоров ». 2005 – 400 с
3. Селевко Г.К. Совре менные образова тельные технологии: Учебное
пособие. – М.: Народ ное образование, 199 8. – 256
4. http://www.zankov.r u /search/arti cle=621/
5. http://festival.1septe mber.ru/articles/100 776/
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Получить код —>
Педагогика — еще материалы к урокам:
- Справка по результатам входных контрольных работ
- Программа духовно-нравственного воспитания 1 класс
- План мероприятий по проведению «»Недели безопасности» 2018-2019 уч. год
- План проведения недели безопасности в школе
- Таблица сформированности универсальных учебных действий учащихся 1 класса
- Сценарий сценки «Я вне конфликта»
Предметы
Алгебра
Английский язык
Биология
География
Геометрия
ИЗО
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК
Начальная школа
ОБЖ
Обществознание
Окружающий мир
ОРКСЭ
Педагогика
Русский язык
Технология
Физика
Физкультура
Химия
Экология
Похожие материалы
- 9-05-2018, 17:54 Презентация «Изучение родного языка как знаковой системы в период
- 6-07-2017, 12:39 Краткая характеристика на обучающегося 1 класса
- 12-06-2017, 14:26 Презентация «Современные технологии обучения: общая характеристика,
- 8-05-2017, 12:33 Презентация «Общая характеристика опорно — двигательной системы» 8
- 8-05-2017, 12:32 Конспект урока «Общая характеристика опорно — двигательной системы» 8
- 3-03-2017, 11:31 Презентация «Назначение и характеристика системы охлаждения»
- 2-10-2015, 14:49 Презентация «Краткая характеристика национальных нарядов: немецкой и
- 22-09-2015, 18:57 Презентация «Системы обучения в начальной школе»
Источник: uchitelya.com
11.2 Система развивающего обучения л.В. Занкова
Занков Леонид Владимирович (1901-1977) — педагог и психолог, академик АПН СССР, последователь школы Л. С. Выготского, выдвинул и экспериментально подтвердил свою модель развивающего обучения.
Система Л.В.Занкова появилась и получила распространение в 50-е годы. По мнению ученого, школа не раскрывала резервов психического развития ребенка. Он проанализировал состояние дел в образовании и пути его дальнейшего развития. В его лаборатории впервые возникла идея развития как ведущего критерия работы школы.
Сегодня на базе бывшей лаборатории открыт Федеральный научно-методический центр имени Л.В.Занкова при Министерстве образования России.
Систему развивающего обучения по Л.В.Занкову можно назвать системой раннего интенсифицированного всестороннего развития личности.
Классификационная характеристика
По уровню применения: общепедагогическая.По основному фактору развития: социогенная + психогенная.По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая.По ориентации на личностные структуры: СУД + СЭН + ЗУН + СУМ + СДП.
По характеру содержания: обучающе-воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: классно-урочная, академическая +клубная, групповая + индивидуальная.
По подходу к ребенку: личностно ориентированная.
По преобладающему методу: развивающая.
По направлению модернизации: альтернативная.
По категории обучающихся: массовая.
Целевые ориентации
• Высокое общее развитие личности.
• Создание основы Для всестороннего гармонического развития (гармонизация содержания).
Гипотезы Л. В. Занкова
Развитие Л.В.Занков понимает как появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов.
Общее развитие есть появление таких новообразований во всех сферах психики — ума, воли, чувств школьника, когда каждое новообразование становится плодом взаимодействия всех этих сфер и продвигает личность в целом.
Знания сами по себе еще не обеспечивают развитие, хотя и являются его предпосылкой.
Только общее развитие создает фундамент гармонического развития человека (ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП).
В процессе обучения возникают не знания, умения и навыки, а их психологический эквивалент — когнитивные (познавательные) структуры.
Когнитивные структуры — это схемы, сквозь которые человек смотрит на мир, видит и понимает его.
Когнитивные структуры — субстрат умственного развития. Это относительно стабильные, компактные, обобщенно-смысловые системные представления знаний, способов их получения и использования, хранящиеся в долговременной памяти.
Когнитивные структуры и есть та сущность, которая развивается с возрастом и в процессе обучения. Результаты этого выражаются в особенностях психической деятельности: в перцепции, мышлении, речи, уровне произвольности поведения, памяти, в количестве и четкости знаний, умений.
Сложные структуры создаются из более простых, диффузных, но они никогда не складываются из них, а всякий раз рождается новое качество. В этом суть развития.
Концептуальные дидактические положения
Для наибольшей эффективности общего развития школьников Л.В.Занков разработал дидактические принципы РО:
— целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы;
— системность и целостность содержания;
— ведущая роль теоретических знаний;
— обучение на высоком уровне трудности;
— продвижение в изучении материала быстрыми темпами;
— осознание ребенком процесса учения;
— включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ);
— проблематизация содержания (коллизии);
— вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;
— работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.
Особенности содержания
Содержание начальной ступени обучения обогащено согласно цели всестороннего развития и упорядочено; в нем выделяется богатство общей картины мира на основе науки, литературы и других видов искусства. В первом классе представлены начала естествознания, во втором — географии, в третьем — рассказы по истории. Особое внимание уделяется ИЗО, музыке, чтению подлинно художественных произведений, труду в его этическом и эстетическом значении.
Во внимание берется не только классная, но и внеклассная жизнь ребят.
■ Принцип ведущей роли теоретических знаний у Л.В.Занкова
Программы обучения построены как расчленение целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания.
Центральное место занимает работа по четкому разграничению разных признаков изучаемых объектов и явлений. Разграничение осуществляется в рамках принципа системности и целостности: каждый элемент усваивается в связи с другим и внутри определенного целого. Занковцы не отрицают дедуктивного подхода к формированию понятий, способов мышления, деятельности, но все-таки доминирующее начало в их системе -путь индуктивный.
Особое место отводится процессу сравнения, так как посредством хорошо организованного сравнения устанавливают, в чем вещи и явления сходны и в чем различны, дифференцируют их свойства, стороны, отношения.
Главное внимание уделяется развитию анализирующего наблюдения, способности к выделению разных сторон и свойств явлений, их четкому речевому выражению.
Особенности методики
Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес.
Идея гармонизации требует сочетать в методике рациональное и эмоциональное, факты и обобщения, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное, объяснительный и поисковый методы.
Методика Л.В. Занкова предполагает вовлекать учащегося в различные виды деятельности, использовать в преподавании дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.
• Урок в системе развивающего обучения
Урок остается основным элементом образовательного процесса, но в системе Л.В.Занкова его функции, форма организации могут существенно варьироваться. Основные его инвариантные качества:
— цели подчиняются не только сообщению и проверке ЗУН, а и другим группам свойств личности;
— полилог в классе, основанный на самостоятельной мыследеятельности детей;
— сотрудничество учителя и ученика.
Методическая цель — создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.
Эта цель достигается следующими путями:
• учитель создает проблемные ситуации, коллизии;
• использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся;
• составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися;
• создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;
• стимулирует учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
• использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику вы бирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
• оценивает не только конечный результат (правильно — неправильно), но и процесс деятельности ученика;
• поощряет стремление ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
Особенности урока
• Ход познания — «от учеников».
• Преобразующий характер деятельности учащегося: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Отсюда иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, решить задачу, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию.
• Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества, помощью и поощрением со стороны учителя.
• Коллективный поиск, направляемый учителем, который обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями.
• Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
• Гибкая структура. Выделенные общие цели и средства организации урока в технологии развивающего обучения конкретизируются учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания.
• Отслеживание развития
Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности он овладел в ходе предыдущего обучения, каковы психологические особенности этого процесса и степень осмысления учащимися собственной деятельности.
Для выявления и отслеживания уровня общего развития ребенка Л.В.Занков предложил следующие показатели:
— наблюдательность — исходное основание для развития многих важных психических функций;
— отвлеченное мышление — анализ, синтез, абстрагирование, обобщение;
— практические действия — умение создать материальный объект. Успешное решение трудных проблем завершается мощным включением систем положительного подкрепления.
Теоретические работы, которые служат научному раскрытию проблемы соотношения обучения и развития: Развитие учащихся в процессе обучения / Под ред. Л.В.Занкова. — 1-П кл. — М.: Изд-во АПН РСФСР; ПЫУ кл. — М.: Просвещение, 1967; Занков Л.В. Дидактика и жизнь. — М.: Педагогика, 1968; Обучение и развитие / Под ред.
Л.В.Занкова. — М.: Педагогика, 1975; Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л.В.Занкова и М.В.Зверевой. — М.: Педагогика, 1973; Усвоение знаний и развитие младших школьников / Под ред. Л.В.Занкова. -М., 1965; Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. — М.: АО «Столетие», 1995; Занков Л,В. Память. — М., 1949; Занков Л,В.
Наглядность и активизация учащихся в обучении. — М.: Учпедгиз, 1960; Занков Л.В. О начальном обучении. — М., 1963; Занков Л.В. Содружество ученого и учителя. — М., 1991; Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. — М., 1968.; Зверева М.В. О системе начального обучения, направленной на общее развитие учащихся //Психологическая наука и образование. — 1996. — № 4.
Учебные программы, методические пособия, учебные задания для учителя: Программы средней школы. Начальные классы. — М.: Просвещение, 1997; Новая система начального обучения — I, II, III классы / Под ред. Л.В.Занкова. — М., 1965, 1966, 1967; Экспериментальные учебные задания / Под ред. Л.В.Занкова. — М.: НИИОП АПН СССР, 1978; Изучение развития учащихся учителем / Под ред.
М.В.Зверевой. — М.: НИИОП АПН СССР, 1984; Обучение и развитие / Под ред. Л.В.Занкова. — М., 1975; Развитие школьников в процессе обучения (3-4-е классы) / Под ред. Л.В.Занкова. — М., 1967; Беркман Т.Л., Грищенко К.С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению / Под общ. ред. Л.В.Занкова. — М., 1961; Занков Л.В.
Беседы с учителями. -М., 1970, 1975; Содружество ученого и учителя / Сост. М.В.Зверева, Н.К.Индик. — М.: Просвещение, 1991; История становления человека. Для учителей и учеников 2-го класса. Учебно-методическое пособие. -Минск: Белорусский дом печати, 1996; Программа обучения по системе Л.В.Занкова, 1-3 классы. — М., 1996; Нечаева Н.В.
Планирование периода обучения грамоте (система I—III). -М.: ФНМЦ, 1996; Нечаева Н.В. Изучение результативного развития речевой деятельности младших школьников. — М.: ФНМЦ, 1996; Нечаева Н.В., РогановаЗ.Н. Экспериментальная программа и материалы по преподаванию русского языка в 5-б-х классах. — М.: ФНМЦ, 1996.
Учебники, книги для учащихся: Романовская З.И., Романовский А.П. Живое слово: Книга для чтения в I, II,III классе / Под общ. ред. Л.В.Занкова. — М., 1965, 1966, 1967; Полякова А.В. Русский язык: учебник для I, II, III класса / Под общ. ред. Л.В.Занкова. — М., 1965, 1966, 1967; Занков Л.В. Учебник математики для I класса. -М., 1965; Аргинская И.И.
Учебник математики для II, III класса / Под общ. ред. Л.В.Занкова. — М., 1966, 1967; Чутко Н.Я. Учебные материалы по истории — III кл. -М.: Просвещение, 1967; Занков Л.В., Аргинская И.И. Математика, I кл. -М.: Просвещение, 1979; Дмитриева Н.Я. Книга по естествознанию. I кл. — М.: Просвещение, 1979; Азбука / Под ред.
Нечаевой Н.В. — М., 1996.
Источник: studfile.net
Концептуальные особенности системы Л.В. Занкова
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»
Концептуальные особенности системы Л.В. Занкова
(Реферат)
Выполнила
Сапега Ольга Алексеевна
учитель начальных классов
МБОУ-лицей №10 г. Белгорода
Белгород
2013
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Концептуальные особенности системы Л.В. Занкова
1.1 Этапы становления развивающей системы обучения Л.В. Занкова
1.2 Краткая характеристика системы обучения Л.В. Занкова
1.3 Концептуальные положения системы Л.В. Занкова с точки зрения современной педагогики
Глава 2. Особенности уроков математики по системе Л.В. Занкова
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
Система Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики.
Данная тема актуальна в настоящее время, т.к. развивающая система обучения Л.В. Занкова — весьма успешная система обучения. Начальное образование рассматривается как основа формирования учебной деятельности ребенка, учебных и познавательных мотивов, способствующих развитию умений принимать, анализировать, сохранять, реализовывать учебные цели, умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат, все большую значимость в системе общего образования приобретают развивающие стратегии обучения в начальной школе.
Цель данной работы заключается в изучении особенностей системы обучения Л.В. Занкова.
Задачи:
1) история становления системы Л.В. Занкова;
2) рассмотреть концептуальные положения системы Л.В. Занкова;
3) рассмотреть особенности уроков математики по системе Л.В. Занкова.
Метод изучения реферативно-аналитический.
3
Глава 1. Концептуальные особенности системы Л.В. Занкова
1.1 Этапы становления системы развивающего обучения Л.В. Занкова
«Леонид Владимирович Занков родился 23 апреля 1901 года в Варшаве, в семье русского офицера. В 1916 г . он окончил гимназию в Москве. В первые послереволюционные годы недавний гимназист начал учительствовать в сельской школе поселка Турдей Тульской области.
В 1919 г . Л.В. Занков переходит на работу воспитателя, а затем становится заведующим детской сельскохозяйственной колонией в Тамбовской губернии. Напомним, что в это время ему было 18 лет.
С 1920 по 1922 г . молодой педагог заведует колонией «Островня» в Московской области, и отсюда в 1922 г . его направляют учиться в Московский государственный университет на общественно-педагогическое отделение факультета общественных наук.
Здесь происходит встреча Занкова с выдающимся ученым-психологом Львом Семеновичем Выготским. Вместе со своим научным руководителем (Выготскому было тогда 26 лет) студент Занков принимает участие в проведении экспериментально-психологических исследований по проблемам памяти.
После окончания университета Л.В. Занков был оставлен в аспирантуре Института психологии при 1-м Московском государственном университете, где под руководством Л.С. Выготского начал исследование психики и особенностей обучения аномальных детей, не прерывая при этом и исследований по общим проблемам психологии памяти.
В 1929 г . руководство научной и педагогической работой в области аномального детства было возложено Наркомпросом РСФСР на Экспериментальный дефектологический институт, где началось планомерное и систематическое изучение психологических особенностей дефективных детей. Директором института был назначен известный в то время педагог-дефектолог И.И.
Данюшевский, а заместителем директора по научной работе стал Л.В. Занков. В институте были созданы первые в стране научные лаборатории по различным направлениям специальной педагогики и психологии. Научным руководителем психологических лабораторий был Л.С. Выготский.
Во время работы в Экспериментальном дефектологическом институте закладываются особенности методологических взглядов Л.В. Занкова, так
4
плодотворно развернувшиеся в его дальнейших исследованиях. Он начинает интересоваться вопросами взаимоотношения педагогики и психологии, вопросами зависимости развития психики от обучения и вместе с тем вопросами преломления внешних воздействий через внутренние условия, через индивидуальные возможности ребенка. Уже в это время формируется «исследовательский почерк» ученого — твердая приверженность фактическим данным, стремление получать их из реальной жизненной практики, стремление строить свои теоретические положения на основе анализа достоверных научных фактов.
Эти позиции отчетливо прослеживаются, в частности, в исследовании проблем памяти, которые проводились Л.В. Занковым и его сотрудниками в 30-40-е годы. Получены достоверные факты об особенностях памяти младших школьников, различающихся по уровню обученности, по возрастам, выявлены индивидуальные варианты, сделаны выводы о роли культуры логической памяти при запоминании материала. Результаты исследований отражены в докторской диссертации ученого «Психология воспроизведения» (1942), в значительном числе статей, в монографиях «Память школьника» (1943) и «Память» (1952).
Знаменательный факт: в 1943-1944 гг. Л.В. Занков руководит группой научных сотрудников института, которая ведет научную и практическую работу в специальных госпиталях черепно-мозговых ранений по восстановлению речи у раненых бойцов.
В 1944 г . Л.В. Занков назначается директором Научно-исследовательского института дефектологии, который вошел в состав созданной в 1943 г . Академии педагогических наук РСФСР (сейчас РАО — Российская академия образования). В 1954 г. он избирается членом-корреспондентом, а в 1955 г. — действительным членом АПН РСФСР. В 1966 г. Академия получает статус союзного научного учреждения, и Леонид Владимирович становится действительным членом АПН СССР.
В 1951 г . Л.В. Занков переходит в НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР и переключается на исследования в области общей педагогики. В педагогику ученый пришел с серьезным багажом научных знаний о ребенке, со сформировавшимися взглядами на методы психологических и педагогических исследований, на целесообразные способы обучения. В институте Л.В. Занков возглавляет лабораторию экспериментальной дидактики (переименованную впоследствии в лабораторию воспитания и развития, затем — обучения и развития), особенностью которой явилось то, что в ее составе всегда работали специалисты разного профиля — дидакты, методисты, психологи, физиологи, дефектологи. Такое содружество позволило изучать глубинные процессы, происходящие в ребенке в процессе
5
обучения, обнаруживать индивидуальные особенности, с тем, чтобы педагогическое вмешательство дало простор для развития сильных сторон личности, не навредив при этом здоровью детей». [ 7 ]
Л.В. Занков с сотрудниками лаборатории исследовал тему «Взаимодействие слова учителя и средств наглядности в обучении». Он констатировал недостаточную научную обоснованность многих педагогических нормативных положений. «К научному обоснованию педагогических норм, — делает вывод Л.В.
Занков, — нужно идти через раскрытие внутренней связи между применяемыми педагогическими способами и их результатами». Для этого «надо обязательно изучить процессы усвоения знаний и навыков — то, что происходит в голове учащегося при применении учителем такого-то способа и приема»1. Впервые ставится вопрос о включении в состав педагогического исследования психологических методов изучения ребенка. Осуществляется поворот в понимании характера связи между педагогикой и психологией.
Вывод: педагогические исследования слабо ориентированы на преобразование, на перестройку практики обучения и воспитания. Выдвигается тезис: для педагогической науки «главное заключается в том, чтобы органически объединить в исследованиях создание новых способов обучения и раскрытие объективных законов, которым подчиняется их применение». [6]Делается первый шаг к утверждению подлинной роли эксперимента в педагогическом исследовании.
Выявленные формы сочетания слова учителя и наглядности нашли отражение в учебниках по педагогике, послужили дальнейшему освещению принципа наглядности в обучении и, следовательно, совершенствованию практики подготовки учителей. Но проблема наглядности была лишь шагом на пути к главной научной теме Леонида Владимировича. Работая над проблемой наглядности, Занков задумывается над проблемой соотношения обучения и развития.
«В 1957 г . Л.В. Занков и сотрудники его лаборатории приступили к психолого-педагогическому исследованию проблемы «Обучение и развитие». Этой работе ученый посвятил последние 20 лет своей жизни, над этой проблемой сейчас продолжают работать его ученики и последователи. Задача, которую Л.В. Занков поставил перед своим коллективом, заключалась в том, чтобы раскрыть характер объективной закономерной связи между построением обучения и ходом общего развития младших школьников.
Прежде чем раскрывать особенности исследования, остановимся на том, какое место ученый отводил начальному образованию в системе общего образования. Л.В. Занков резко выступал против приписывания начальной
6
школе лишь пропедевтической функции подготовки детей к дальнейшему обучению («Начальное обучение выделяют из системы школьного образования как особую область, которая строится на иных методических основах, чем все последующее школьное образование»[3], — писал он). Л.В. Занков считал, что нуждается в изменении мысль о том, что начальное обучение «должно дать учащимся основу в виде навыков чтения, письма, орфографических, вычислительных и других, которые необходимы для дальнейшего образования в пятых и последующих классах»[7].
Приведем цитату из книги «О начальном обучении», так как считаем точку зрения Л.В. Занкова, высказанную в 1963 году, по-прежнему актуальной. «…Сложившаяся у нас система начального обучения имеет целый ряд уязвимых мест. …Мы хотим воспитать человека-творца, а нынешняя методика начального обучения формирует из школьников односторонних исполнителей. Мы хотим, чтобы жизнь широким потоком ворвалась в школьное обучение, чтобы дети увидели ее во всей многогранности и красочности, а в начальных классах детям показывают жизнь через узкую щель немногочисленных экскурсий и статей из учебной книги «Родная речь». Коренная перестройка начального обучения действительно назрела» [ 5 ] .
Проблема соотношения обучения и развития не была новой в педагогике и психологии. Теоретически обосновал ведущую роль обучения в развитии Л.С. Выготский. Заслуга Л.В. Занкова состоит в том, что решение проблемы соотношения обучения и развития в его работах обрело прочную экспериментальную основу.
Опираясь на фундамент достоверных фактических данных, ученый разработал соответствующую систему обучения.
Впервые в мировой практике педагогический эксперимент охватывал обучение в целом, а не какие-то его отдельные стороны. Уникальность исследования, которое развернул Л.В. Занков, заключалась также в том, что оно носило междисциплинарный, интегративный, целостный характер.
Эта особенность исследования проявилась, во-первых, в интеграции эксперимента, теории и практики, когда исследовательская цель через эксперимент была доведена до практической ее реализации. Именно таким исследованиям в настоящее время отдается предпочтение в разных научных областях. Во-вторых, целостный междисциплинарный характер исследования проявился в том, что проводилось оно на стыке наук, занимающихся изучением ребенка: педагогики, психологии, физиологии, дефектологии. Это стало основанием для того, чтобы изначально подходить к изучению школьника целостно, строить обучение, которое создает условия для развития как логического, рационального, так и интуитивного, включая личностный компонент. Следовательно, методология исследования, начатого в 1957 г ., соответствует требованиям новой исторической эпохи. И
7
накопленный опыт может быть использован для дальнейшего исследования условий, необходимых «для индивидуального развития ребенка».
«Исследование последовательно прошло как через этап лабораторного, или узкого, педагогического эксперимента (осуществлялся на базе одного класса, 1957-1960 гг., школа № 172 г . Москвы, учитель Н.В. Кузнецова), так и через трехэтапный массовый педагогический эксперимент (1960-1963 гг., 1964-1968 гг., 1973-1977 гг.), в котором на последнем этапе участвовало более тысячи экспериментальных классов. Эксперимент проводился без отбора учителей и классов, в разных педагогических условиях — в сельских и городских, одноязычных и многоязычных школах. Это и определило научную и практическую надежность системы.
В ходе исследования сформировалась новая система начального обучения, высокоэффективная для общего развития младших школьников. В 1963-1967 гг. были выпущены книги с описанием методологии и методики нового типа обучения, разработаны первые экспериментальные учебники для начальной школы по русскому языку, чтению, математике и естествознанию, написаны первые методические пояснения, создана система оценки эффективности обучения с точки зрения его влияния на усвоение знаний и на общее развитие учащихся.
В 1977 году Л.В. Занкова не стало. Вскоре лаборатория была расформирована, все экспериментальные классы закрыты. Эпоха, впоследствии названная «застой», влияла на все области жизни, в том числе и на педагогическую науку.
Лишь в 1993 году Министерство образования России организовало Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, ядро которого составили непосредственные ученики академика (И.И. Аргинская, Н.Я. Дмитриева, М.В. Зверева, Н.В.
Нечаева, А.В. Полякова, Г.С. Ригина, И.П. Товпинец, Н.А. Цирулик, Н.Я. Чутко) и его последователи (О.А. Бахчиева, К.С.
Белорусец, А.Г. Ванцян, А.Н. Казаков, Е.Н. Петрова, Т.Н. Проснякова, В.Ю. Свиридова, Т.В.
Смирнова, И.Б. Шилина, С.Г. Яковлева и др.). Этот коллектив продолжил исследовательскую, практическую работу по выявлению условий развития каждого ребенка, что соответствует тому социальному заказу, который предъявляет школе современность. Знания, полученные в ходе этого исследования, лежат в основе разработки новых поколений учебно-методических комплектов.
Всего за время существования коллектива опубликовано более 500 работ.
В 1991-1993 гг. был издан полный комплект нового (второго) поколения пробных учебников для трехлетней начальной школы. Учебники разошлись миллионными тиражами, что свидетельствует о востребованности системы.
8
С 1996 г . система общего развития школьника (Л.В. Занкова) признана Коллегией Министерства образования в качестве одной из государственных образовательных систем обучения.
В 1997-2000 гг. вышел полный учебно-методический комплект стабильных учебников для общеобразовательной трехлетней начальной школы.
В 2001-2004 гг. Федеральным экспертным советом Министерства образования Российской Федерации были утверждены учебно-методические комплекты по всем учебным предметам для четырехлетней начальной школы. УМК по обучению грамоте, русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру стали победителями конкурса по созданию учебников нового поколения, проводимого Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) и Министерством образования РФ.
В 2004 г . стали победителями того же конкурса и учебно-методические комплекты для 5-6 классов по русскому языку, литературе, математике и природоведению». [7]
«За время существования система показала свою высокую эффективность в школах разных типов, при обучении детей с 7 лет в четырехлетней и трехлетней начальной школе, при их обучении с 6 лет в четырехлетней начальной школе, при переходе детей в основную школу. Проверка системы в столь разных условиях обучения демонстрирует ее эффективность вне зависимости от возраста обучаемых, от сроков обучения в начальных классах, доказывает универсальность системы общего развития в любых условиях ее реализации.
В России есть научно обоснованная, проверенная временем целостная дидактическая система, которая дает учителю теорию и методику развития личности ребенка». [1]
9
1.2 Краткая характеристика системы обучения Л.В. Занкова
«Система Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся:
— цель обучения — достижение оптимального общего развития каждого ребенка;
— задача обучения — представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания;
— дидактические принципы — обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых;
— методическая система — ее типические свойства: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность;
— предметные методики по всем образовательным областям;
— формы организации обучения;
— система изучения успешности обучения и развития школьников.
Система Л.В. Занкова целостна, при ее реализации не следует упускать никакой из ее вышеописанных компонентов: каждой из них несет свою развивающую функцию. Системный подход к организации образовательного пространства способствует решению задачи общего развития школьников.
В 1995 — 1996 гг. система Л.В. Занкова введена в российскую школу как параллельная государственная система начального обучения. Она в высокой степени соответствует принципам выдвинутым Законом РФ об образовании, требующем обеспечить гуманистический характер образования, развитие личности ребенка.» [ 2 ]
10
1.3 Концептуальные положения системы Л.В. Занкова с точки зрения
современной педагогики
Источник: www.uchmet.ru