Система развивающих занятий которая позволяет решить заявленные в программе цель и задачи это

На чем основано? Развивающее обучение — это форма преподавания, при которой акцент делается на развитии навыков и понимании, а не на запоминании и повторении. Вместо полагания на механическое запоминание она фокусируется на том, чтобы помочь студентам развить свое собственное понимание посредством исследования, экспериментирования и решения проблем.

Какие плюсы? Преимущества развивающего обучения выходят за рамки простого улучшения академической успеваемости. Это также помогает развивать творческие способности и навыки критического мышления, которые могут быть применены в любой области или профессии.

  1. Возникновение теории развивающего обучения
  2. Отличие развивающего обучения от классического учебного плана
  3. Общие цели развивающей педагогики и обучения
  4. Принципы развивающего обучения
  5. Плюсы развивающего обучения
  6. Минусы развивающего обучения

Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.
Бесплатно от Geekbrains

Возникновение теории развивающего обучения

Термин «развивающее обучение» ввел в научный обиход В.В. Давыдов. Его центральная идея – активно-деятельностный подход. В отличие от традиционного объяснительно-иллюстративного подхода такой метод предполагает активное включение в образовательную деятельность мышления ребенка, а не просто механическое использование возможностей его памяти.

Урок/занятие: как ставить цели?

Обучение направлено на формирование и развитие у детей навыков активного мышления с учетом возрастных психофизиологических особенностей.

Теория развивающего обучения являлась центральной темой в исследованиях И.Г Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского. В 1930-е годы Л.С. Выготский сформулировал подход, согласно которому образование должно осуществляться с опережением развития ребенка. В этой теории знания рассматриваются не в качестве конечной цели, а как инструмент обучения.

Работы Выготского получили свое дальнейшее развитие в психологической теории деятельности, которую разрабатывали А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др. Ключевое место в ней отведено формированию личности ребенка как субъекта активной деятельности в различных ее проявлениях.

В 1950-60-е годы Л.В. Занков создал систему интенсивного всестороннего развития для учащихся начальных классов, в которой теория развивающего обучения получила практическую реализацию.

Свои особенности имела теория, сформулированная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым в 1960-е годы. В предложенной ими технологии развивающего обучения главная роль отводилась формированию сугубо интеллектуальных способней ребенка.

Отличие развивающего обучения от классического учебного плана

  1. В центре педагогического процесса находится сам ребенок, определяя успешность обучения.
  2. Педагог должен строить программу так, чтобы способствовать развитию активного мышления у учащихся.
  3. Обучение ориентировано на решение и организацию познавательных задач.
  4. Стимулирование детей к активному приобретению знаний, поиску истины на основе дидактического подхода.
  5. Специальный набор методик и инструментов обучения.
  6. Основное внимание уделяется формированию навыков мышления, а не механическому запоминанию набора фактов.

Только до 15.06
Узнайте, как помочь ребенку

Обучение ЦОС


стать самостоятельным
Бесплатная онлайн-
конференция
для родителей
и педагогов

Как подготовить ребенка для IT

—>

Примите участие
в конференции и узнайте:

  • Как лучше подготовить ребенка к IT еще в школе. Мы расскажем, чем различается обучение в средних и старших классах.
  • Как ребенку реализовать свои способности.
  • Какие ключевые навыки нужно развивать сейчас, чтобы заложить прочный фундамент на ближайшие годы.

При регистрации
вы получите в
подарок документ:

ТОП-4 метода для развития самостоятельности у ребенка
Простые и эффективные способы, которые подойдут любому ребенку
Принять участие бесплатно
pdf 6 mb

Уже скачали 1517 родителей

Развивающее обучение и воспитание направлены на развитие самостоятельности и независимости школьников, его взаимодействие с естественной средой обитания. В это взаимодействие включены все элементы деятельности: планирование, целеполагание, организация, реализация, оценка итогов. Каждый из перечисленных этапов важен для становления личности. Активно-деятельностный подход приходит на смену объяснительно-иллюстративному и становится центральным звеном в развивающем обучении.

Вместе с тем, не стоит думать, что данная система – идеал, лишенный слабых мест. Как и любая другая методика, развивающее обучение тоже имеет свои преимущества и недостатки.

Общие цели развивающей педагогики и обучения

Методика развивающего обучения выдвигает на первый план дидактические задачи развития содержания, целей, задач, приёмов учебной и воспитательной деятельности в отношении школьников.

Выготский в своей теории выражал несогласие со взглядами зарубежных педагогов и считал, что такая деятельность должна быть направлена на анализ умственного развития ребенка, в котором нужно чётко определить продукты развития и продукты обучения, используя их вне зависимости друг от друга. Таким образом, прослеживается связь между психическим развитием ребенка и его воспитанием, обучением.

Основными целями образовательно-воспитательной деятельности при данном подходе выступают:

  • социально-педагогический аспект, выражающийся в возрастающих требованиях к культурному и профессиональному уровню индивида.
  • научно-теоретический аспект, предполагающий прямую зависимость между онтогенетическим формированием психики и личности от методики образовательного и воспитательного процесса.

В развивающем обучении суть данной цели состоит в исследовании влияния образовательного и воспитательного воздействия на формирование психики обучаемого, а именно – определение внутренних источников и принципов это процесса.

Выготский сформулировал гипотезу о конкретно-историческом содержании социального происхождения ролевых возможностей, социальной сущности тех или иных видов деятельности в присвоении социального опыта. Он считал, что обучение непосредственно следует за развитием.

В таком подходе воспитание и обучение являются естественной формой формирования психики детей. Развитее психики ребенка проявляется в изменениях в воспроизводящей активности и всевозможных ее формах, а также в содержании способностей и навыков, приобретаемых в ходе деятельности.

Читайте также:
Это программа такси на химмаше

Выготский подчеркивал, что исследование взаимосвязи образования и воспитания с психическим развитием предполагает использование приемов, ориентированных на формирование у обучаемых целостных видов деятельности и соответствующих им навыков, а не просто усвоения отдельных понятий или категорий в ходе обучения.

Помимо прочих генетически последовательных видов воспроизводящей активности учебный процесс рассматривается как инструмент проявления ребенком навыков теоретического ориентирования в окружающей действительности.

Важно понимать, что в развивающем обучении целью является развитие у ребенка набора навыков и способностей, соответствующего нынешнему времени, организация актуальных форм воспроизводящей деятельности. Педагогическая практика, как отмечает Выготский, должна быть обращена в будущее, а не ориентироваться на устаревшие практики.

Исследования психологов и педагогов направлены на поиск решения следующих проблем:

  • разработка методов усвоения школьниками знаний, обусловливающих качественное развитие мыслительных процессов.
  • исследование таких видов умственной активности, которые способны обеспечить познание сущности получаемых знаний.

Эти вопросы составляют в процессе развивающего обучения основные трудности. Их решение основывается на применении к познанию диалектического подхода, постулатов диалектической логики о переходе абстрактных категорий к конкретным понятиям.

Принципы развивающего обучения

Различные психологические исследования позволили выявить ряд закономерностей, которые отмечаются в процессе психического развития в детском, подростковом, юношеском возрасте. Эти закономерности служат основой для создания конкретных образовательных методик и техник.

Узнай, какие
ИТ-профессии входят
в ТОП-30 с доходом от 200 000 ₽/мес

Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Александр Сагун

Александр Сагун
Эксперт GeekBrains

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Скачать подборку бесплатно
Уже скачали 21229

Следует отметить, что всякая обучающая деятельность влечет развитие личности в той ли иной мере. Вместе с тем, обучение может считаться развивающим лишь тогда, когда во главу угла ставится развитие навыков критического мышления, анализа, способности к сравнению одних явлений с другими, воображения.

  • В развивающем обучении ключевой особенностью выступает принцип творческого развития личности. Обучающийся не должен ограничиваться механическим копированием и усвоением чужого опыта, должен формировать свой собственный. Творческая деятельность позволяет ребенку раскрыть свои способности в той мере и в том качестве, которые соответствуют возрасту.
  • Другим важнейшим элементом развивающего обучения является принцип совместной деятельности и общения. Ребёнок не может быть изолирован от педагога и должен получать от него необходимую помощь. Это позволяет быстрее и полнее овладеть знаниями. Также взаимодействие учителя и обучающегося направлено на реализацию индивидуального подхода, который необходим для полноценного раскрытия потенциала каждого ребенка.
  • Принцип ведущей деятельности заключается в том, что на каждом возрастном этапе у ребенка превалируют разные виды деятельности, посредством которых происходит познание окружающей действительности. Таковыми являются игра, обучение, труд, общение и др. Разумеется, не может быть такого, чтобы какой-то из этих видов активности полностью отсутствовал в жизни ребенка, однако в каждом возрасте на первый план выходят один или несколько из них. В результате создаются условия для побуждения ребенка к активному обучению, формированию у него подлинного интереса к образовательному процессу, способности к целеполаганию. Здесь также важен индивидуальный подход к каждому учащемуся и взаимодействие последнего с учителем.
  • Принцип амплификации подразумевает предоставление ребенку максимально широкого перечня видов деятельности, в которых он может проявить свои задатки и найти ту форму активности, в которой ему удастся наиболее полно проявить себя.

Плюсы развивающего обучения

  • Любой ребенок являть уникальной личностью. В классической методике образования основное внимание уделяется предоставлению учащимся готовых знаний, которые необходимо запоминать, как истину. В подходе Л.В. Занкова используется другая методика, в основе которой – взаимодействие педагога с ребенком. Они выступают как равноправные партнеры и развиваются сообща. Школьник должен не только усваивать готовые знания, но и анализировать, критически оценивать их. Это позволяет пробудить интерес у ребенка к процессу обучения. Также характерен отказ от системы оценок, как положительных, так и отрицательных, что позволяет дать учащимся большую свободу и избавить их от психологического давления, предоставить возможность полнее проявить свои способности.
  • Формирование творческих способностей. Отсутствие давления, наглядное представление материала, работа в коллективе позволяют создать условия для формирования навыков общения, развития способностей к критическому мышлению.

Только до 15.06
Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы
Список документов:

Тест на определение компетенций

Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»

Инструкция по выходу из выгорания

Чтобы зарегистрироваться на бесплатный интенсив и получить в подарок подборку файлов от GeekBrains, заполните информацию в открывшемся окне

  • Формирование способности искать оригинальные решения проблем, а не ограничиваться готовыми и проверенными рецептами и приемами.
  • Разнообразие видов активности. Использование дидактических игр, дискуссий, инсценирования и т.д.
  • Развивающее обучение осуществляется в пределах ближайшего развития. Обучение и развитие выступают как взаимозависимые категории. При этом первая из них несколько опережает вторую.

Минусы развивающего обучения

  • Программа развивающего обучения не всем учащимся дается одинаково успешно. Многие дети показывают хорошие результаты в рамках традиционного подхода, а с программой по Л.В. Занкову испытывают трудности, поскольку в ней предполагается повышенный уровень сложности заданий, требующий нестандартного мышления и проявления творческого подхода.
Читайте также:
Интерфейсу какой программы соответствует данное изображение

Тем не менее, развивающее обучение имеет гораздо больше преимуществ, чем недостатков. Оно позволяет не ограничиваться в процессе образования лишь развитием памяти, а направлено на формирование способности ребенка мыслить рационально, сопоставлять одни явления с другими, выявлять взаимосвязи между ними, применять те или иные способы решения задач в несвойственных для их использования условиях.

Обучение и воспитание – неразрывно связанные друг с другом категории. Пробелы в развитии индивидуальности могут иметь гораздо более весомое значение, чем недостаточное усвоение учебной программы. К уровню подготовки педагога предъявляются более жесткие требования, поскольку он должен быть в состоянии решать более сложные задачи, чем при традиционном образовательном подходе.

Источник: gb.ru

Детская практическая психология в кратком изложении. Учебно методическое пособие 14 стр.

С другой стороны, в любой сфере в той или иной возрастной период выделяются такие свойства, развитие которых в данный момент наиболее важно и не терпит отлагательства.

Эти компоненты определяются:

• ожидаемыми на данном возрастном этапе психологическими новообразованиями;

• требованиями к психолого-педагогическому статусу дошкольника;

Учет данных принципов позволит более эффективно построить развивающую работу с дошкольниками.

7.3. Составление развивающих программ

Программа развивающей работы представляет собой описание целей, задач, принципов, содержания и структуры развивающей деятельности педагога-психолога, имеющей определенные временные границы.

Пояснительная записка включает в себя краткое изложение следующих аспектов:

• направленность программы (приоритетные направления работы);

• нормативы психического развития данного возрастного периода;

• характеристику психического развития той группы детей, с которой будет проводиться развивающая работа.

И логично вытекающие отсюда:

• цель и задачи развивающей работы;

• принципы организации и осуществления развивающей работы;

• предпочтительные методы, техники развивающей работы;

• сроки, на которые рассчитана данная программа. Количество занятий, их продолжительность;

Каждое из занятий может быть представлено следующим образом:

✓ Номер занятия. Тема занятия. Продолжительность занятия.

✓ Задачи данного занятия.

✓ Последовательность упражнений, используемых в ходе занятия. Описание каждой игры (упражнения) может быть полным или кратким. Это будет зависеть от того, насколько хорошо данными играми и упражнениями владеет сам психолог. Однако в любом случае следует указывать цель каждой игры и каждого упражнения.

Развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность, имеющая свои побудительные мотивы и способы действий. Развивающая игра – активная и осмысленная для ребенка деятельность, в которую он охотно и добровольно включается, а новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях.

З.М. Богуславская и Е.О. Смирнова (1991) предлагают четыре вида развивающих игр: игры-забавы, игры с ролью, игры-задачи и игры-соревнования.

В играх-забавах ярко представлено развлекательное начало. Положительные эмоции защищают ребенка от умственных перегрузок. Развивающая задача такой игры увлекает ребенка и не требует особых усилий.

В играх с ролью также присутствует развлекательное начало. Психологические исследования показали, что ребенок, действуя в соответствии с ролью, полнее использует свои возможности и значительно легче справляется со многими задачами.

Игровой замысел в играх-задачах опирается на интерес ребенка к умственной деятельности. Решение предложенной задачи становится условием игрового обучения детей и средством, с помощью которого можно завоевать признание и уважение сверстников. Игровые ситуации здесь разнообразны: это и различные поручения, и игра в детское лото, и загадывание-разгадывание загадок и работа с конструкторами, разрезными картинками и т. д.

В играх-соревнованиях главным побудительным мотивом решения различных развивающих задач является сравнение ребенком себя с другими. Однако данный вид игр необходимо использовать осторожно, учитывая темпераментные и личностные особенности дошкольников.

Эффективность развивающих игр и упражнений во многом определяется их удачным расположением в структуре развивающего занятия.

Этапы развивающей работы во многом схожи с этапами коррекционной деятельности. Тем не менее есть и своя специфика, например, на этапе организации условий создается предметно-развивающая среда, отвечающая задачам программы. Этап реализации программы может содержать не только проведение специальных развивающих занятий, что часто можно встретить в коррекционной практике, но и включение отдельных развивающих игр в повседневную жизнедеятельность детей, в различные виды детской деятельности, в учебные занятия.

Одним из эффективных профилактических средств является развивающая работа с дошкольниками. Своевременное и систематическое развитие основных личностных качеств дошкольника, способностей и умений в сфере общения позволяют избежать серьезных проблем на всех этапах дошкольного детства.

Стратегия развивающей работы с дошкольниками строится на основе теоретических положений Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и других отечественных психологов.

Знание закономерностей психического развития, учет возрастных особенностей дошкольников, использование резервов, присущих специфическим для данного возраста видам деятельности, – все это позволяет ребенку благополучно проходить каждый возрастной этап, приобретая прочную базу для своего последующего развития.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Познакомьтесь с публикациями В. Кудрявцева. В чем заключается стратегия развивающего образования современного ДОУ?

2. Раскройте принципы организации и проведения развивающей работы с дошкольниками. Приведите примеры реализации данных принципов в практике дошкольных учреждений.

3. На основе анализа литературы выделите методы и средства развития какой-либо сферы детей определенного возраста. Составьте таблицу «Методическое обеспечение развивающей работы с дошкольниками по проблеме (выберите сферу личности) развития». Включите в таблицу следующие разделы: направления (предмет) развивающей работы, задачи развития, развивающие методы и приемы, литература.

Читайте также:
Установить программа Андроид на ПК

Тема 8
Психологическая коррекция в дошкольном учреждении

8.1. Особенности психокоррекционной работы

Термин «коррекция» буквально означает «исправление». В литературе психологическая коррекция рассматривается как совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков личности или поведения психически здорового человека. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической природы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются (А.А. Осипова, 2002).

А.А. Осипова в своей книге «Общая психокоррекция» (М., 2002) представила систематизацию видов коррекции, существующих в практике психологов. Исходя из определенных критериев психокоррекционные мероприятия можно классифицировать следующим образом.

1. По характеру направленности выделяют коррекцию:

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.

Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

2. По содержанию различают коррекцию:

• межличностных отношений: внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных) и детско-родительских отношений.

3. По форме работы с клиентом различают коррекцию:

• групповую: в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т. д.); в открытой группе для клиентов со сходными проблемами; смешанную форму (индивидуально-групповую).

4. По наличию программ:

5. По характеру управления коррегирующими воздействиями:

Источник: sharlib.com

Памятка «Как написать развивающую программу»
консультация на тему

Развивающая программа разрабатывается на основе модификации уже существующих программно-методических материалов по какому-либо направлению деятельности с детьми, подростками и молодежью под местные условия, спецификацию, потребности воспитанников, возможности учреждения и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document iconПамятка по написанию развивающей программы 37.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАК НАПИСАТЬ РАЗВИВАЮЩУЮ ПРОГРАММУ

Развивающая программа разрабатывается на основе модификации уже существующих программно-методических материалов по какому-либо направлению деятельности с детьми, подростками и молодежью под местные условия, спецификацию, потребности воспитанников, возможности учреждения и т.п.

должно быть направлено на:

— создание условий для развития индивидуально-личностных качеств и потребностей воспитанников;

— развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

— обеспечение эмоционального благополучия воспитанника;

— приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;

— профилактику асоциального поведения;

— создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности воспитанника, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;

— интеллектуальное и духовное развитие личности воспитанника;

— укрепление психического и физического здоровья;

Цели и задачи развивающих программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие воспитанников.

Развивающая программа должна включать следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Рецензия на программу НМС.
  3. Пояснительную записку.
  4. Паспорт программы.

5. Примерный план занятий.

6. Содержание по блокам, этапам, либо отдельным занятиям.

7. Методическое обеспечение развивающей программы.

8. Список литературы.

Титульный лист содержит:

— наименование муниципального бюджетного учреждения;

— где, когда и кем утверждена развивающая программа (подпись руководителя);

— название развивающей программы;

— в рамках какого объединения или направления программа реализуется;

— срок реализации развивающей программы;

— утверждение программы методическим советом или иным органом ему функциональным;

— Ф.И.О., должность автора, составителя (коллектива авторов, составителей) развивающей программы;

— название города, населенного пункта;

— год разработки программы.

Пояснительная записка раскрывает:

— направленность развивающей программы;

— новизну, актуальность, целесообразность и востребованность;

— цель и задачи программы;

— отличительные особенности данной программы от уже существующих;

— возраст воспитанников, участвующих в реализации программы;

— сроки реализации программы (продолжительность процесса реализации, этапы);

— формы и режим занятий;

— ожидаемые результаты и способы их проверки;

— формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования, конференции и т.д.).

Паспорт программы оформляется в табличном варианте из двух столбцов (первый столбец – наименование программы, основания для разработки, заказчик, разработчик, цель, задачи, сроки и этапы реализации программы, исполнители, ожидаемые результаты, средства, источники финансирования, контроль реализации)

Примерный план занятий развивающей программы включает:

— перечень разделов, тем;

— количество часов по блокам, этапам, направлениям или темам с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

Описать тему означает:

— указать название темы;

— перечислить основные узловые моменты, которые излагаются в рамках данной темы;

— указать, в каких формах организуется процесс занятия (теоретических, практических).

Содержание следует излагать в виде краткого описания сути, формы, способов занятия.

Методическое обеспечение включает методическое сопровождение реализации развивающей программы:

— форм занятий, планируемых по каждой теме, либо разделу, блоку, этапу;

— приемов и методов организации занятий, необходимых материалов, технического оснащения;

— приложения: сценарии, положения мероприятий, конкурсов, соревнований и т.д.

Список литературы составляется строго по алфавиту авторов и названий; инициалы автора приводятся не до, а только после фамилии.

Кроме фамилии и инициалов автора, полного названия работы, необходимо указать место издания, издательство (если оно вам известно) и год издания. Желательно придерживаться единообразия: если не у всех работ вам известно издательство, то лучше тогда и для остальных ограничиться только указанием места издания (Москва и Санкт-Петербург пишутся сокращенно: соответственно М. и Спб., остальные города – полностью).

Желательно также разделить приводимую вами литературу на несколько разделов:

— для родителей (если это предусмотрено особенностями программы).

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru