На чем основано? Развивающее обучение — это форма преподавания, при которой акцент делается на развитии навыков и понимании, а не на запоминании и повторении. Вместо полагания на механическое запоминание она фокусируется на том, чтобы помочь студентам развить свое собственное понимание посредством исследования, экспериментирования и решения проблем.
Какие плюсы? Преимущества развивающего обучения выходят за рамки простого улучшения академической успеваемости. Это также помогает развивать творческие способности и навыки критического мышления, которые могут быть применены в любой области или профессии.
- Возникновение теории развивающего обучения
- Отличие развивающего обучения от классического учебного плана
- Общие цели развивающей педагогики и обучения
- Принципы развивающего обучения
- Плюсы развивающего обучения
- Минусы развивающего обучения
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.
Бесплатно от Geekbrains
Возникновение теории развивающего обучения
Термин «развивающее обучение» ввел в научный обиход В.В. Давыдов. Его центральная идея – активно-деятельностный подход. В отличие от традиционного объяснительно-иллюстративного подхода такой метод предполагает активное включение в образовательную деятельность мышления ребенка, а не просто механическое использование возможностей его памяти.
Урок/занятие: как ставить цели?
Обучение направлено на формирование и развитие у детей навыков активного мышления с учетом возрастных психофизиологических особенностей.
Теория развивающего обучения являлась центральной темой в исследованиях И.Г Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского. В 1930-е годы Л.С. Выготский сформулировал подход, согласно которому образование должно осуществляться с опережением развития ребенка. В этой теории знания рассматриваются не в качестве конечной цели, а как инструмент обучения.
Работы Выготского получили свое дальнейшее развитие в психологической теории деятельности, которую разрабатывали А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др. Ключевое место в ней отведено формированию личности ребенка как субъекта активной деятельности в различных ее проявлениях.
В 1950-60-е годы Л.В. Занков создал систему интенсивного всестороннего развития для учащихся начальных классов, в которой теория развивающего обучения получила практическую реализацию.
Свои особенности имела теория, сформулированная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым в 1960-е годы. В предложенной ими технологии развивающего обучения главная роль отводилась формированию сугубо интеллектуальных способней ребенка.
Отличие развивающего обучения от классического учебного плана
- В центре педагогического процесса находится сам ребенок, определяя успешность обучения.
- Педагог должен строить программу так, чтобы способствовать развитию активного мышления у учащихся.
- Обучение ориентировано на решение и организацию познавательных задач.
- Стимулирование детей к активному приобретению знаний, поиску истины на основе дидактического подхода.
- Специальный набор методик и инструментов обучения.
- Основное внимание уделяется формированию навыков мышления, а не механическому запоминанию набора фактов.
Только до 15.06
Узнайте, как помочь ребенку
Обучение ЦОС
стать самостоятельным
Бесплатная онлайн-
конференция
для родителей
и педагогов
—>
Примите участие
в конференции и узнайте:
- Как лучше подготовить ребенка к IT еще в школе. Мы расскажем, чем различается обучение в средних и старших классах.
- Как ребенку реализовать свои способности.
- Какие ключевые навыки нужно развивать сейчас, чтобы заложить прочный фундамент на ближайшие годы.
При регистрации
вы получите в
подарок документ:
ТОП-4 метода для развития самостоятельности у ребенка
Простые и эффективные способы, которые подойдут любому ребенку
Принять участие бесплатно
pdf 6 mb
Уже скачали 1517 родителей
Развивающее обучение и воспитание направлены на развитие самостоятельности и независимости школьников, его взаимодействие с естественной средой обитания. В это взаимодействие включены все элементы деятельности: планирование, целеполагание, организация, реализация, оценка итогов. Каждый из перечисленных этапов важен для становления личности. Активно-деятельностный подход приходит на смену объяснительно-иллюстративному и становится центральным звеном в развивающем обучении.
Вместе с тем, не стоит думать, что данная система – идеал, лишенный слабых мест. Как и любая другая методика, развивающее обучение тоже имеет свои преимущества и недостатки.
Общие цели развивающей педагогики и обучения
Методика развивающего обучения выдвигает на первый план дидактические задачи развития содержания, целей, задач, приёмов учебной и воспитательной деятельности в отношении школьников.
Выготский в своей теории выражал несогласие со взглядами зарубежных педагогов и считал, что такая деятельность должна быть направлена на анализ умственного развития ребенка, в котором нужно чётко определить продукты развития и продукты обучения, используя их вне зависимости друг от друга. Таким образом, прослеживается связь между психическим развитием ребенка и его воспитанием, обучением.
Основными целями образовательно-воспитательной деятельности при данном подходе выступают:
- социально-педагогический аспект, выражающийся в возрастающих требованиях к культурному и профессиональному уровню индивида.
- научно-теоретический аспект, предполагающий прямую зависимость между онтогенетическим формированием психики и личности от методики образовательного и воспитательного процесса.
В развивающем обучении суть данной цели состоит в исследовании влияния образовательного и воспитательного воздействия на формирование психики обучаемого, а именно – определение внутренних источников и принципов это процесса.
Выготский сформулировал гипотезу о конкретно-историческом содержании социального происхождения ролевых возможностей, социальной сущности тех или иных видов деятельности в присвоении социального опыта. Он считал, что обучение непосредственно следует за развитием.
В таком подходе воспитание и обучение являются естественной формой формирования психики детей. Развитее психики ребенка проявляется в изменениях в воспроизводящей активности и всевозможных ее формах, а также в содержании способностей и навыков, приобретаемых в ходе деятельности.
Выготский подчеркивал, что исследование взаимосвязи образования и воспитания с психическим развитием предполагает использование приемов, ориентированных на формирование у обучаемых целостных видов деятельности и соответствующих им навыков, а не просто усвоения отдельных понятий или категорий в ходе обучения.
Помимо прочих генетически последовательных видов воспроизводящей активности учебный процесс рассматривается как инструмент проявления ребенком навыков теоретического ориентирования в окружающей действительности.
Важно понимать, что в развивающем обучении целью является развитие у ребенка набора навыков и способностей, соответствующего нынешнему времени, организация актуальных форм воспроизводящей деятельности. Педагогическая практика, как отмечает Выготский, должна быть обращена в будущее, а не ориентироваться на устаревшие практики.
Исследования психологов и педагогов направлены на поиск решения следующих проблем:
- разработка методов усвоения школьниками знаний, обусловливающих качественное развитие мыслительных процессов.
- исследование таких видов умственной активности, которые способны обеспечить познание сущности получаемых знаний.
Эти вопросы составляют в процессе развивающего обучения основные трудности. Их решение основывается на применении к познанию диалектического подхода, постулатов диалектической логики о переходе абстрактных категорий к конкретным понятиям.
Принципы развивающего обучения
Различные психологические исследования позволили выявить ряд закономерностей, которые отмечаются в процессе психического развития в детском, подростковом, юношеском возрасте. Эти закономерности служат основой для создания конкретных образовательных методик и техник.
Узнай, какие
ИТ-профессии входят
в ТОП-30 с доходом от 200 000 ₽/мес
Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.
Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Александр Сагун
Эксперт GeekBrains
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
Скачать подборку бесплатно
Уже скачали 21229
Следует отметить, что всякая обучающая деятельность влечет развитие личности в той ли иной мере. Вместе с тем, обучение может считаться развивающим лишь тогда, когда во главу угла ставится развитие навыков критического мышления, анализа, способности к сравнению одних явлений с другими, воображения.
- В развивающем обучении ключевой особенностью выступает принцип творческого развития личности. Обучающийся не должен ограничиваться механическим копированием и усвоением чужого опыта, должен формировать свой собственный. Творческая деятельность позволяет ребенку раскрыть свои способности в той мере и в том качестве, которые соответствуют возрасту.
- Другим важнейшим элементом развивающего обучения является принцип совместной деятельности и общения. Ребёнок не может быть изолирован от педагога и должен получать от него необходимую помощь. Это позволяет быстрее и полнее овладеть знаниями. Также взаимодействие учителя и обучающегося направлено на реализацию индивидуального подхода, который необходим для полноценного раскрытия потенциала каждого ребенка.
- Принцип ведущей деятельности заключается в том, что на каждом возрастном этапе у ребенка превалируют разные виды деятельности, посредством которых происходит познание окружающей действительности. Таковыми являются игра, обучение, труд, общение и др. Разумеется, не может быть такого, чтобы какой-то из этих видов активности полностью отсутствовал в жизни ребенка, однако в каждом возрасте на первый план выходят один или несколько из них. В результате создаются условия для побуждения ребенка к активному обучению, формированию у него подлинного интереса к образовательному процессу, способности к целеполаганию. Здесь также важен индивидуальный подход к каждому учащемуся и взаимодействие последнего с учителем.
- Принцип амплификации подразумевает предоставление ребенку максимально широкого перечня видов деятельности, в которых он может проявить свои задатки и найти ту форму активности, в которой ему удастся наиболее полно проявить себя.
Плюсы развивающего обучения
- Любой ребенок являть уникальной личностью. В классической методике образования основное внимание уделяется предоставлению учащимся готовых знаний, которые необходимо запоминать, как истину. В подходе Л.В. Занкова используется другая методика, в основе которой – взаимодействие педагога с ребенком. Они выступают как равноправные партнеры и развиваются сообща. Школьник должен не только усваивать готовые знания, но и анализировать, критически оценивать их. Это позволяет пробудить интерес у ребенка к процессу обучения. Также характерен отказ от системы оценок, как положительных, так и отрицательных, что позволяет дать учащимся большую свободу и избавить их от психологического давления, предоставить возможность полнее проявить свои способности.
- Формирование творческих способностей. Отсутствие давления, наглядное представление материала, работа в коллективе позволяют создать условия для формирования навыков общения, развития способностей к критическому мышлению.
Только до 15.06
Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы
Список документов:
Тест на определение компетенций
Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»
Инструкция по выходу из выгорания
Чтобы зарегистрироваться на бесплатный интенсив и получить в подарок подборку файлов от GeekBrains, заполните информацию в открывшемся окне
- Формирование способности искать оригинальные решения проблем, а не ограничиваться готовыми и проверенными рецептами и приемами.
- Разнообразие видов активности. Использование дидактических игр, дискуссий, инсценирования и т.д.
- Развивающее обучение осуществляется в пределах ближайшего развития. Обучение и развитие выступают как взаимозависимые категории. При этом первая из них несколько опережает вторую.
Минусы развивающего обучения
- Программа развивающего обучения не всем учащимся дается одинаково успешно. Многие дети показывают хорошие результаты в рамках традиционного подхода, а с программой по Л.В. Занкову испытывают трудности, поскольку в ней предполагается повышенный уровень сложности заданий, требующий нестандартного мышления и проявления творческого подхода.
Тем не менее, развивающее обучение имеет гораздо больше преимуществ, чем недостатков. Оно позволяет не ограничиваться в процессе образования лишь развитием памяти, а направлено на формирование способности ребенка мыслить рационально, сопоставлять одни явления с другими, выявлять взаимосвязи между ними, применять те или иные способы решения задач в несвойственных для их использования условиях.
Обучение и воспитание – неразрывно связанные друг с другом категории. Пробелы в развитии индивидуальности могут иметь гораздо более весомое значение, чем недостаточное усвоение учебной программы. К уровню подготовки педагога предъявляются более жесткие требования, поскольку он должен быть в состоянии решать более сложные задачи, чем при традиционном образовательном подходе.
Источник: gb.ru
Детская практическая психология в кратком изложении. Учебно методическое пособие 14 стр.
С другой стороны, в любой сфере в той или иной возрастной период выделяются такие свойства, развитие которых в данный момент наиболее важно и не терпит отлагательства.
Эти компоненты определяются:
• ожидаемыми на данном возрастном этапе психологическими новообразованиями;
• требованиями к психолого-педагогическому статусу дошкольника;
Учет данных принципов позволит более эффективно построить развивающую работу с дошкольниками.
7.3. Составление развивающих программ
Программа развивающей работы представляет собой описание целей, задач, принципов, содержания и структуры развивающей деятельности педагога-психолога, имеющей определенные временные границы.
Пояснительная записка включает в себя краткое изложение следующих аспектов:
• направленность программы (приоритетные направления работы);
• нормативы психического развития данного возрастного периода;
• характеристику психического развития той группы детей, с которой будет проводиться развивающая работа.
И логично вытекающие отсюда:
• цель и задачи развивающей работы;
• принципы организации и осуществления развивающей работы;
• предпочтительные методы, техники развивающей работы;
• сроки, на которые рассчитана данная программа. Количество занятий, их продолжительность;
Каждое из занятий может быть представлено следующим образом:
✓ Номер занятия. Тема занятия. Продолжительность занятия.
✓ Задачи данного занятия.
✓ Последовательность упражнений, используемых в ходе занятия. Описание каждой игры (упражнения) может быть полным или кратким. Это будет зависеть от того, насколько хорошо данными играми и упражнениями владеет сам психолог. Однако в любом случае следует указывать цель каждой игры и каждого упражнения.
Развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность, имеющая свои побудительные мотивы и способы действий. Развивающая игра – активная и осмысленная для ребенка деятельность, в которую он охотно и добровольно включается, а новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях.
З.М. Богуславская и Е.О. Смирнова (1991) предлагают четыре вида развивающих игр: игры-забавы, игры с ролью, игры-задачи и игры-соревнования.
В играх-забавах ярко представлено развлекательное начало. Положительные эмоции защищают ребенка от умственных перегрузок. Развивающая задача такой игры увлекает ребенка и не требует особых усилий.
В играх с ролью также присутствует развлекательное начало. Психологические исследования показали, что ребенок, действуя в соответствии с ролью, полнее использует свои возможности и значительно легче справляется со многими задачами.
Игровой замысел в играх-задачах опирается на интерес ребенка к умственной деятельности. Решение предложенной задачи становится условием игрового обучения детей и средством, с помощью которого можно завоевать признание и уважение сверстников. Игровые ситуации здесь разнообразны: это и различные поручения, и игра в детское лото, и загадывание-разгадывание загадок и работа с конструкторами, разрезными картинками и т. д.
В играх-соревнованиях главным побудительным мотивом решения различных развивающих задач является сравнение ребенком себя с другими. Однако данный вид игр необходимо использовать осторожно, учитывая темпераментные и личностные особенности дошкольников.
Эффективность развивающих игр и упражнений во многом определяется их удачным расположением в структуре развивающего занятия.
Этапы развивающей работы во многом схожи с этапами коррекционной деятельности. Тем не менее есть и своя специфика, например, на этапе организации условий создается предметно-развивающая среда, отвечающая задачам программы. Этап реализации программы может содержать не только проведение специальных развивающих занятий, что часто можно встретить в коррекционной практике, но и включение отдельных развивающих игр в повседневную жизнедеятельность детей, в различные виды детской деятельности, в учебные занятия.
Одним из эффективных профилактических средств является развивающая работа с дошкольниками. Своевременное и систематическое развитие основных личностных качеств дошкольника, способностей и умений в сфере общения позволяют избежать серьезных проблем на всех этапах дошкольного детства.
Стратегия развивающей работы с дошкольниками строится на основе теоретических положений Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и других отечественных психологов.
Знание закономерностей психического развития, учет возрастных особенностей дошкольников, использование резервов, присущих специфическим для данного возраста видам деятельности, – все это позволяет ребенку благополучно проходить каждый возрастной этап, приобретая прочную базу для своего последующего развития.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Познакомьтесь с публикациями В. Кудрявцева. В чем заключается стратегия развивающего образования современного ДОУ?
2. Раскройте принципы организации и проведения развивающей работы с дошкольниками. Приведите примеры реализации данных принципов в практике дошкольных учреждений.
3. На основе анализа литературы выделите методы и средства развития какой-либо сферы детей определенного возраста. Составьте таблицу «Методическое обеспечение развивающей работы с дошкольниками по проблеме (выберите сферу личности) развития». Включите в таблицу следующие разделы: направления (предмет) развивающей работы, задачи развития, развивающие методы и приемы, литература.
Тема 8
Психологическая коррекция в дошкольном учреждении
8.1. Особенности психокоррекционной работы
Термин «коррекция» буквально означает «исправление». В литературе психологическая коррекция рассматривается как совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков личности или поведения психически здорового человека. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической природы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются (А.А. Осипова, 2002).
А.А. Осипова в своей книге «Общая психокоррекция» (М., 2002) представила систематизацию видов коррекции, существующих в практике психологов. Исходя из определенных критериев психокоррекционные мероприятия можно классифицировать следующим образом.
1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.
Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.
2. По содержанию различают коррекцию:
• межличностных отношений: внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных) и детско-родительских отношений.
3. По форме работы с клиентом различают коррекцию:
• групповую: в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т. д.); в открытой группе для клиентов со сходными проблемами; смешанную форму (индивидуально-групповую).
4. По наличию программ:
5. По характеру управления коррегирующими воздействиями:
Источник: sharlib.com
Памятка «Как написать развивающую программу»
консультация на тему
Развивающая программа разрабатывается на основе модификации уже существующих программно-методических материалов по какому-либо направлению деятельности с детьми, подростками и молодежью под местные условия, спецификацию, потребности воспитанников, возможности учреждения и т.п.
Скачать:
![]() |
37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК НАПИСАТЬ РАЗВИВАЮЩУЮ ПРОГРАММУ
Развивающая программа разрабатывается на основе модификации уже существующих программно-методических материалов по какому-либо направлению деятельности с детьми, подростками и молодежью под местные условия, спецификацию, потребности воспитанников, возможности учреждения и т.п.
должно быть направлено на:
— создание условий для развития индивидуально-личностных качеств и потребностей воспитанников;
— развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
— обеспечение эмоционального благополучия воспитанника;
— приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;
— профилактику асоциального поведения;
— создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности воспитанника, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
— интеллектуальное и духовное развитие личности воспитанника;
— укрепление психического и физического здоровья;
Цели и задачи развивающих программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие воспитанников.
Развивающая программа должна включать следующие структурные элементы:
- Титульный лист.
- Рецензия на программу НМС.
- Пояснительную записку.
- Паспорт программы.
5. Примерный план занятий.
6. Содержание по блокам, этапам, либо отдельным занятиям.
7. Методическое обеспечение развивающей программы.
8. Список литературы.
Титульный лист содержит:
— наименование муниципального бюджетного учреждения;
— где, когда и кем утверждена развивающая программа (подпись руководителя);
— название развивающей программы;
— в рамках какого объединения или направления программа реализуется;
— срок реализации развивающей программы;
— утверждение программы методическим советом или иным органом ему функциональным;
— Ф.И.О., должность автора, составителя (коллектива авторов, составителей) развивающей программы;
— название города, населенного пункта;
— год разработки программы.
Пояснительная записка раскрывает:
— направленность развивающей программы;
— новизну, актуальность, целесообразность и востребованность;
— цель и задачи программы;
— отличительные особенности данной программы от уже существующих;
— возраст воспитанников, участвующих в реализации программы;
— сроки реализации программы (продолжительность процесса реализации, этапы);
— формы и режим занятий;
— ожидаемые результаты и способы их проверки;
— формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования, конференции и т.д.).
Паспорт программы оформляется в табличном варианте из двух столбцов (первый столбец – наименование программы, основания для разработки, заказчик, разработчик, цель, задачи, сроки и этапы реализации программы, исполнители, ожидаемые результаты, средства, источники финансирования, контроль реализации)
Примерный план занятий развивающей программы включает:
— перечень разделов, тем;
— количество часов по блокам, этапам, направлениям или темам с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
Описать тему означает:
— указать название темы;
— перечислить основные узловые моменты, которые излагаются в рамках данной темы;
— указать, в каких формах организуется процесс занятия (теоретических, практических).
Содержание следует излагать в виде краткого описания сути, формы, способов занятия.
Методическое обеспечение включает методическое сопровождение реализации развивающей программы:
— форм занятий, планируемых по каждой теме, либо разделу, блоку, этапу;
— приемов и методов организации занятий, необходимых материалов, технического оснащения;
— приложения: сценарии, положения мероприятий, конкурсов, соревнований и т.д.
Список литературы составляется строго по алфавиту авторов и названий; инициалы автора приводятся не до, а только после фамилии.
Кроме фамилии и инициалов автора, полного названия работы, необходимо указать место издания, издательство (если оно вам известно) и год издания. Желательно придерживаться единообразия: если не у всех работ вам известно издательство, то лучше тогда и для остальных ограничиться только указанием места издания (Москва и Санкт-Петербург пишутся сокращенно: соответственно М. и Спб., остальные города – полностью).
Желательно также разделить приводимую вами литературу на несколько разделов:
— для родителей (если это предусмотрено особенностями программы).
Источник: nsportal.ru