
В июне текущего года президент России подписал закон, который нацелен на оптимизацию процесса взаимодействия субъектов электроэнергетики и потребителей ресурса, а также утверждает новый подход к планированию графиков отключения и объемов потребления. Из-за существующих на сегодняшний день децентрализованных, несогласованных процессов разработки сметной документации в энергетике, отсутствия единых подходов к развитию отрасли и разобщенных хранилищ данных, под угрозой находится безопасное и стабильное обеспечение потребителей электричеством. Именно на решение этих проблем направлен Федеральный закон от 11.06.2022 № 174-ФЗ, считает генеральный директор компании «Трансэнерком» Олег Шевцов.
Основными целями закона «Об электроэнергетике» являются систематизация нормативных и законодательных актов в отрасли, которые устанавливают критерии надежности, безопасности работы энергосистемы, а также исправление устаревших понятий, терминов и подходов к развитию энергетики. Федеральный закон от 11.06.2022 № 174-ФЗ должен стать стимулом перехода от недействующих механизмов к более эффективным за счет определения требований к качеству электроэнергии, ее генерации, хранению и передаче. В рамках закона, подписанного Президентом РФ в июне 2022 года, будут определены основные принципы делегирования обязанностей и ответственности энергоснабжающих компаний за надежное и стабильное энергоснабжение потребителей, а также критерии, при которых возможны аварийные отключения, что обеспечит стабильность работы энергосетей.
СИПР УМК
Оптимизация процесса нормативного регулирования в энергетике позволит скорректировать подходы к планированию отрасли и разработать единую схему ее развития. На данный момент Системный оператор Единой Энергетической Системы (СО ЕЭС) совместно с Минэнерго представил на рассмотрение первый вариант схемы и программы развития электроэнергетики (СИПР). Согласно документу, вся разработка планов оптимизации в отрасли после вступления СИПР в силу будет находиться в ответственности системного оператора и коррелировать с расчетными моделями ЕЭС России. Кроме того, в рамках новой СИПР с региональных властей снимается обязанность предоставлять собственные схемы и программы развития электроэнергетики, таким образом появится единая общероссийская стратегия планирования и оптимизации работы в отрасли. Это решит существующие проблемы энергетики в регионах, так как регулирование деятельности энергокомпаний в субъектах РФ будет происходить централизовано на федеральном уровне.
Новая схема и программа развития электроэнергетики будет согласована на шестилетний период — то есть, на 2023–2028 годы. После утверждения СИПР вся работа отрасли будет вестись согласно единой технической политике Правительства РФ, что позволит сократить сроки разработки и согласования документов, а также позволит нивелировать проблему отсутствия у региональных разработчиков ПО для энергоотрасли — единых, верифицированных расчетных моделей и баз данных параметров электросетевого и генерирующего оборудования. Единая государственная схема и программа планирования станут стимулом для привлечения инвестиций в отрасль, основой для создания новых территориальных программ развития регионов России, требованиями для проведения конкурентного отбора мощности и прогнозирования потенциальных объемов потребления. Также СИПР позволит синхронизировать алгоритм технологического присоединения к сети новых потребителей или объектов электроэнергетики.
Вебинар: Разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР) / 13.04.21
Источник: Elec.ru, Олег Шевцов
Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках
Источник: www.elec.ru
СО ЕЭС начал разработку проекта схемы развития электроэнергетических систем РФ
СиПР ЭЭС станет заменой схемам и программам развития единой энергетической системы (ЕЭС) России и региональной электроэнергетики.
 
Москва, 15 ноя — ИА Neftegaz. RU. Системный оператор ЕЭС (СО ЕЭС) начал работы по разработке проекта Схемы и программы развития электроэнергетических систем России (СиПР ЭЭС) на 2023-2028 г.
Об этом сообщила пресс-служба СО ЕЭС.
СиПР ЭЭС станет заменой схемам и программам развития единой энергетической системы (ЕЭС) России и региональной электроэнергетики.
В июне 2022 г. правительство приняло поправки в закон «Об электроэнергетике», согласно которым СиПР ЭЭС с 2023 г. будет единым документом, объединяющим в себе планы развития всех этих систем.
СО ЕЭС при поддержке Минэнерго уже завершил подготовительные мероприятия, теперь ведется разработка проекта СиПР, этот процесс планируется завершить до конца 2022 г.
Когда документ будет разработан, пройдут общественные обсуждения.
Примерная дата обсуждений — 10-20 января 2023 г.
Итоговая редакция СиПР будет направлена в Минэнерго России до 1 февраля.
Документ должны утвердить к марту 2023 г.
Источник: neftegaz.ru
Взаимодействие с сетевыми организациями в рамках разработки. Схемы и программы развития электроэнергетических систем России
  
Федеральный закон от 11.06.2022 № 174-ФЗ. 
Основные положения 
Новая модель планирования 
электроэнергетики 
перспективного 
2 
развития 
Централизованное 
проектирование 
развития 
энергосистем, выполняемое Системным оператором 
Определение 
основных 
требований 
к 
разработке 
В отношении объектов 
документов перспективного развития электроэнергетики, системного значения 
обеспечение 
технической 
обоснованности 
и 
экономической эффективности принимаемых решений 
Законодательная основа для регулирования вопросов 
формирования и использования информационных и 
расчетных моделей энергосистемы на перспективный 
период 
Участие в разработке, оценке эффективности применения 
инновационных и перспективных технологий производства 
и передачи электрической энергии (мощности) 
(110 кВ и выше в ЕЭС 
России, 35 кВ и выше в 
технологически 
изолированных 
территориальных 
энергосистемах) 
Принятие Системным оператором с 01.01.2024 функций по 
оперативно-диспетчерскому управлению в технологически 
изолированных энергосистемах 
3.
Реализация норм 
Федерального закона от 11.06.22 №174-ФЗ 
Вступление в силу 
изменений в ФЗ № 35 
Утверждение НПА 
25.08.2022 
01.12.2022 
01.01.2023 
3 
Утверждение СиПР 
ЭЭС на 2023–2028 
Утверждение СиПР 
ЭЭС на 2024–2029 
Принятие СО 
функций ОДУ ТИТЭС 
01.03.2023 
01.12.2023 
01.01.2024 
ПЛАН-ГРАФИК ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА 
ОТ 11.06.2022 № 174-ФЗ (утв. Заместителем Председателя Правительства РФ А.В. Новаком 01.07.2022 № 7430п-П51) 
01.12.22 
Правила предоставления информации, необходимой для осуществления оперативно-диспетчерского управления 
в электроэнергетике (расширение приказа от 13.02.2019 № 102) 
05.12.22 
Правила формирования и поддержания в актуальном состоянии цифровых информационных и перспективных 
расчетных моделей электроэнергетических систем для целей перспективного развития электроэнергетики (новые) 
Порядок раскрытия (предоставления) цифровых информационных и перспективных расчетных моделей 
электроэнергетических систем (новый) 
13.12.22 
Правила разработки и утверждения документов перспективного развития электроэнергетики и внесение 
изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (новые) 
Формы и форматы предоставления ФОИВ, ОИВ исходных данных, учитываемых при разработке документов 
перспективного развития электроэнергетики (новые) 
Методические указания по проектированию развития энергосистем (новые) 
Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики ПП РФ № 977 (дополненные) 
Основные положения функционирования розничных рынков (ОПФРР) ПП РФ № 442 (дополненные) 
01.01.23 
Вступление в силу НПА 
В развитие Федерального закона от 11.06.2022 № 174 планируется принять 24 НПА 
4.
Изменения в составе документов планирования 
перспективного развития электроэнергетики 
ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА 
НОВАЯ СИСТЕМА 
ДОКУМЕНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО 
РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ 
ДОКУМЕНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО 
РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ 
Генеральная схема 
размещения объектов электроэнергетики 
не реже 1 раза в 3 года, на 15 лет 
Схема и программа развития ЕЭС России 
ежегодно, на 7 лет 
СиПР субъекта РФ 
СиПР субъекта РФ 
СиПР субъекта РФ 
ежегодно, на 5 лет 
Генеральная схема 
размещения объектов электроэнергетики 
раз в 6 лет с корректировкой 
раз в 3 года, на 18 лет 
Схема и программа развития 
электроэнергетических систем России 
(СиПР ЭЭС России) 
(включает технические решения 
по развитию ЕЭС России и электроэнергетики 
регионов) 
ежегодно, на 6 лет 
4 
5.
6.
Роль сетевых организаций. 
Регулярные деловые процессы 
6 
СЕТЕВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 
однократно 
при изменении 
однократно 
при изменении 
ежегодно 
ежегодно 
в полном объеме в 
срок до 01.02.2023 
до 15 числа месяца 
(после изменений) 
в полном объеме 
до 15.02.2023 
изменения 
до 15 числа месяца 
до 1 марта 
до 10 февраля 
(частично до 1 мая) 
СВЕДЕНИЯ О МАКСИМАЛЬНОЙ 
МОЩНОСТИ РАНЕЕ 
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ 
ПРИСОЕДИНЕННЫХ 
ЭНЕРГОПРИНИМАЮЩИХ 
УСТРОЙСТВ 10 МВТ И БОЛЕЕ 
СВЕДЕНИЯ О ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ 
ПРИСОЕДИНЕНИИ 
ЭНЕРГОПРИНИМАЮЩИХ 
УСТРОЙСТВ И ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ 
ОБОСНОВАННЫЕ 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 
СЕТЕВЫХ 
ОРГАНИЗАЦИЙ ПО 
РАЗВИТИЮ 
ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ 
СЕТЕЙ 110 (150) КВ 
ЭУ от 150 до 670 кВт (сводные данные) 
ЭУ 670 кВт и выше 
СВЕДЕНИЯ ДЛЯ 
ОЦЕНКИ 
ЭКОНОМИЧЕСКИХ 
ПОСЛЕДСТВИЙ 
РЕАЛИЗАЦИИ 
МЕРОПРИЯТИЙ 
привлечение 
кредитных ресурсов, 
затраты на осуществ 
ление деятельности 
с приложением 
копий ТУ на ТП) 
доходы/расходы 
полез.отпуск/потери 
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГНОЗА ПОТРЕБЛЕНИЯ 
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ 
СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР 
ФОРМИРОВАНИЕ 
ПЕРЕЧНЯ 
МЕРОПРИЯТИЙ 
ПО РАЗВИТИЮ 
ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ 
СЕТЕЙ 
ОЦЕНКА 
ЭКОНОМИЧЕСКИХ 
ПОСЛЕДСТВИЙ 
РЕАЛИЗАЦИИ 
МЕРОПРИЯТИЙ 
7.
Формирование мероприятий по развитию 
электрической сети 110 кВ и выше в рамках СиПР ЭЭС 
России (проект, целевая модель) 
Данные по 
договорам на ТП 
(реестр ТУ, копии 
ТУ на ТП) 
принимаются как 
исходные данные 
Перечень мероприятий по развитию электрических сетей 
Обоснованные предложения сетевых организаций по 
развитию электрических сетей 110 (150) кВ 
Мероприятия, направленные исключение ГАО 
(«узкие места») 
Мероприятия, направленные на обеспечение 
нормативного уровня балансовой надежности 
Мероприятия, направленные на ликвидацию перспективного 
дефицита электрической энергии и (или) мощности в 
синхронной зоне или отдельных энергорайонах 
ТЭО в отношении объектов электросетевого хозяйства, 
определяемых системным оператором, и сравнение 
вариантов технических решений, выполненное в 
соответствии с МУ по проектированию 
Мероприятия, выполнение которых предусмотрено в соответствии с 
Правилами ТП в качестве обязательств по ДТП и которые не 
соответствуют критериям мероприятий выше не включаются в 
перечень мероприятий по развитию электрических сетей СиПР ЭЭС 
Аналитические материалы 
Предложения по 
развитию 
электрических 
сетей 110 (150) кВ 
с приложением 
обосновывающих 
материалов 
СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР 
Утверждаемая часть 
СЕТЕВЫЕ 
ОРГАНИЗАЦИИ 
7 
8.
Мероприятия по развитию электрической сети. 
Обоснование сетевыми организациями вносимых 
предложений (проект, целевая модель) 
! 
ЗАЯВИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК 
СЕТЕВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 
Направляют 
предложения 
Предоставляют 
обосновывающие 
материалы 
Для включения в СиПР ЭЭС требуется 
качественное обоснование вносимых 
предложений 
Информация 
по Правилам 
предоставления 
до 1 марта 
СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР 
п.50 Правил* 
Замечания 
до 31 марта 
п.52 Правил* 
Скорректированная 
информация 
по замечаниям 
до 20 апреля 
Анализ и оценка 
обоснованности вносимых 
предложений 
Включает мероприятия 
в СиПР ЭЭС 
п.52 Правил* 
Развитие сетей 35 кВ и ниже, не влекущее необходимости развития электрической сети 110 (150) кВ 
осуществляется на усмотрение сетевых организаций 
— перечень сетевых организаций будет публиковаться на сайте АО «СО ЕЭС» 
— будет осуществляться информационная рассылка с напоминанием о необходимости предоставления 
информации 
* — Правила разработки и утверждения документов перспективного развития электроэнергетики 
8 
9.
Мероприятия по развитию электрической сети. 
Обоснование сетевыми организациями вносимых 
предложений 
СЕТЕВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 
вносимые 
предложения 
Блок 1 
увеличение 
трансформаторной 
мощности ПС с 
высшим классом 
напряжения 110 
(150) кВ 
Блок 2 
строительство 
(реконструкция с 
увеличением 
пропускной 
способности) 
объектов 110 (150) 
кВ, за исключением 
случаев повышения 
категории 
надежности ЭУ 
Блок 3 
мероприятия, 
направленные на 
снижение 
недоотпуска 
потребителям 
СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР 
обосновывающие материалы 
(исходные данные) 
Результаты расчетов загрузки ПС 110 (150) кВ (в соответствии с МУ по 
проектированию), с указанием: 
— фактической нагрузки в дни контрольных замеров 
— сведений о техническом состоянии и перегрузочной способности 
— возможности и величины перевода нагрузки 
— сведений о фактической максимальной и прогнозной загрузке ПС 
с учетом договоров на ТП 
— описание СРС и РБС в сети 6-110 (150) кВ, в которых выявлен риск 
возникновения недопустимых параметров режима работы 
— описание СРМ, реализуемых для обеспечения допустимых 
параметров режима, учитываемых в соответствии с МУ по 
проектированию 
— математические модели рассматриваемого энергоузла (или 
данные, достаточные для формирования математических моделей) 
— карта-схема размещения объектов 6-110 (150) кВ; 
— сведения о фактической максимальной и прогнозной загрузке ПС 
с учетом договоров на ТП 
— сведения об альтернативных технических решениях (в том числе по 
развитию электрических сетей 35 кВ и ниже), в том числе величин 
капитальных затрат 
Полный объем данных в соответствии с блоком 2, а также: 
— сведения о фактическом ущербе от недоотпуска электрической 
энергии, включая документально подтвержденные сведения о 
компенсации ущерба от недоотпуска электрической энергии, 
обусловленного отключением элементов электрической сети 
— копии документов, подтверждающих возмещение ущерба 
9 
Проверка: 
1 
2 
— комплектности и полноты 
предоставленных информации и 
документов 
— соответствия данных контрольных 
замеров и максимальной 
мощности присоединяемых ЭУ 
(имеющейся у СО информации) 
1 
1 
Уведомление о 
доработке ИД: 
(при необходимости) 
2 
Анализ и оценка 
обоснованности предложений 
сетевых организаций 
Включение мероприятия 
в СиПР ЭЭС 
Сетевая организация должна предоставить исчерпывающие обоснования предлагаемых мероприятий, 
в том числе с учетом проработки альтернативных вариантов мероприятий в электрической сети ниже 
110 кВ с выполнением технико-экономического сравнения 
10.
Анализ исходных данных, предоставленных сетевыми 
организациями 
Запрос исходных данных для разработки СиПР ЭЭС 
России на 2023-2028 годы направлялся в сетевые организации 
письмом Министерства энергетики Российской Федерации от 
18.05.2022 № СП-6683/07 со сроком предоставления сведений до 
01.07.2022. 
340 адресатов ответили на запрос о предоставлении исходных 
данных 
351 адресатов не ответили на запрос о предоставлении 
исходных данных 
Отмечается значительное число (более половины от общего) 
организаций, не предоставивших исходные данные 
для разработки СиПР ЭЭС России на 2023-2028 годы 
10 
11.
Анализ предоставленных сетевыми организациями 
исходных данных в 2022 году. 
Риски отсутствия исходных данных 
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ПРЕДОСТАВЛЕННЫМ ДАННЫМ 
Подготовка исходных данных осуществлялась без должного ознакомления с текстом запроса 
Отсутствие ответов на пункты запроса 
Отсутствие возможности выявить 
предложения по развитию сети 
Отсутствие обоснований мероприятий 
Предоставление избыточных данных 
Основной упор субъектами электроэнергетики (сетевыми организациями) 
сделан 
на заполнение форм таблиц, которые являлись приложениями к основным 
пунктам запроса. 
Отсутствуют в явном виде вносимые сетевой организацией предложения. 
Отсутствуют обоснования мероприятий, направленных в виде перечня 
(например, из инвестиционных программ). 
Избыточные данные о мероприятиях по развитию электрической сети 
ниже 110 кВ, мероприятиях реализуемых по техническому состоянию и т.д. 
РИСКИ 
ПОСЛЕДСТВИЯ 
Невозможность формирования обоснований (подтверждения 
целесообразности) предлагаемых мероприятий по развитию 
электрической сети 110 (150) кВ 
— отсутствие оснований для включения в СиПР ЭЭС 
— отсутствие оснований для включения в ИПР ТСО 
1. Менее 8% предложений поступило в явном виде; 
2. Менее 8% предложений имеют достаточно данных для их анализа и проверки обоснованности/необоснованности; 
3. Не предложено значительное число мероприятий из прошлых СиПР – порядка 36% от всего потенциального 
количества. 
11 
12.
СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 
Перевод ПС 35 кВ Черноруд на 
напряжение 110 кВ 
Реконструкция ПС 110 кВ 
Майская с заменой 
трансформаторов 2х10 
МВА на 2х16 МВА 
СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР 
Строительство ЛЭП 110 кВ 
Северная — Маяк 
1 
2 
Риски выхода параметров электроэнергетического режима из 
области допустимых значений (ОДЗ) в нормальной и ремонтных 
схемах. 
Необходимость ввода графиков ограничения потребления 
Схемно-режимная ситуация 
1. Перегрузка Т-2 10 МВА ПС 110 кВ Еланцы 
при АО Т-1; 
2. Недостаточная пропускная 
способность сети 35 кВ в ремонтной 
схеме ВЛ 110 кВ 
Рассмотренные варианты 
№1. Увеличение тр-рной мощности ПС 
110 кВ Еланцы с заменой тр-ра Т-2 10 МВА 
на 16 МВА, установка БСК на ПС 35 кВ 
Хужир и на ПС 110 кВ Черноруд 
№2. Перевод ПС 110 кВ Черноруд на 
напряжение 110 кВ с заменой 
трансформатора 35/10 кВ на 110/35/10 
кВ 16 МВА, переводом ЛЭП 35 кВ на 110 кВ 
Капитальные затраты 
Вариант № 1 Вариант № 2 
млн руб. 
% 
80 
133 
Схемно-режимная 
ситуация 
Недопустимая перегрузка Т2 10 МВА ПС 110 кВ Майская 
при АО Т-1 в соответствии с 
данными контрольных 
замеров 
Возможность 
перевода нагрузки 
Отсутствует 
Увеличение перегрузки 
в перспективе с учетом 
планов по 
технологическому 
присоединению 
60 
100 
Иная информация 
Иная информация 
Ущерб от недоотпуска, 
превышающий 
стоимость реализации 
мероприятия 
Схемно-режимная 
ситуация 
Отсутствие возможности 
включения потребителей 
при АО ВЛ 110 кВ Клин – Юг. 
Рассмотренные варианты 
№1. Строительство ВЛ 35 кВ, 
протяженностью 30 км 
№2. Строительство ВЛ 110 кВ, 
протяженностью 5 км 
Капитальные затраты 
Вари 
№1 
ант 
млн р 
120 
уб. 
% 
240 
№2 
Ущерб 
50 
70 
100 
140 
Сведения о компенсации 
ущерба от недоотпуска 
ЭЭ 
Документально 
подтвержденные 
компенсации 65 млн руб. 
Проверка: 
— комплектности, полноты 
— соответствия данным, 
имеющимся у СО 
1 
1 
при непредоставлении ИД 
Обосновывающие материалы в 
соответствии с Правилами предоставления 
информации* 
Основания для 
внесения 
предложения 
Примеры 
вносимых 
предложений 
Мероприятия по развитию электрической сети 110 кВ и 
выше по предложениям сетевых организаций. 
Обоснование включения в СиПР ЭЭС 
12 
Х 
V 
Уведомление 
о доработке 
ИД 
Анализ и оценка 
обоснованности 
предложений сетевых 
организаций 
Не подтверждена 
необходимость 
мероприятия 
Подтверждена 
необходимость 
мероприятия 
Невключение 
мероприятия 
в СиПР ЭЭС 
Включение 
мероприятия 
в СиПР ЭЭС 
Иная информация 
* — Правила предоставления информации, необходимой для осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике 
13.
Особенности цикла разработки СиПР ЭЭС России 2022 года 
13 
• Предложения по перспективному развитию электрической сети 
принимаются в соответствии базовым вариантом СиПР субъектов РФ, 
согласованных АО «СО ЕЭС» в 2021-2022 годах. В течение следующего 
цикла разработки СиПР ЭЭС России мероприятия по развитию 
электрических сетей могут быть пересмотрены 
• Перечень мероприятий, соответствующий вышеуказанному условию, 
будет опубликован на официальном сайте АО «СО ЕЭС» не позднее 
01.10.2022 
• Сетевым организациям рекомендуется рассмотреть опубликованный 
перечень и представить не позднее 14.10.2022 свои предложения по 
его корректировке/актуализации 
• Независимо от наличия или отсутствия предложений от сетевых 
организаций по опубликованному перечню предложений состав 
мероприятий по развитию электрических сетей, включаемых в СиПР 
ЭЭС России 2023-2028, может быть изменен в ходе их обоснования 
• В рамках подготовки к внедрению целевой модели и отработки деловых 
процессов направления в АО «СО ЕЭС» исходных данных и 
предложений по развитию электрической сети рекомендуется 
повторно подготовить и направить в АО «СО ЕЭС» информацию, 
согласно письму Министерства энергетики Российской Федерации от 
18.05.2022 № СП-6683/07 
Источник: ppt-online.org
