Шрифт это программа для эвм

Шрифты. Что может быть банальнее набора букв алфавита в разных графических решениях? Неужели кто-то может установить монополию на столь очевидно свободный и общедоступный объект? Граффити на стенах, стилизованное оформление надписей для заведений общественного питания или, в конце концов, просто символы, которые мы используем при составлении документов или в книгопечати, — неужели всё это действительно охраняется авторским правом? Каким образом могут защитить свои интересы лица, занимающиеся популярным направлением в дизайне — «леттерингом»?

На перечисленные и другие вопросы Сообщество IP view постарается ответить в своем новом исследовании.

Про понятие «шрифт» и охраноспособность

Шрифт (в широком смысле) представляет собой форму письменных или печатных знаков [1], или «полный комплект типографских литер определенного рисунка для набора, содержащий алфавит со всеми знаками препинания, цифрами», «типографский материал в виде совокупности литер, применяемый для набора текстов при их печатании» [2].

10 лучших шрифтов для программирования, которые нужны разработчикам

Иными словами, шрифт — это внешние очертания букв алфавита, «стиль написания букв».

Часто в качестве синонима слова «шрифт» употребляется понятие «гарнитура» — «совокупность типографского наборного материала, имеющего одинаковый характер рисунка литер» [3].

При этом важно понимать, что сами буквы являются общеупотребительными символами и не подлежат правовой охране, тогда как их внешнее выражение может охраняться законом.

Шрифт (с позиции права и искусства) —это произведение графики или произведение полиграфического дизайна. Впоследствии, в ходе изучения правоприменительной практики, будет дана более полная характеристика указанной категории в юридической плоскости.

Правовая охрана таким объектам предоставляется в силу п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), который распространяет свое действие в том числе на произведения графики.

Конечно, не любой шрифт может быть объектом авторского права, а только тот, который удовлетворяет критериям охраноспособности произведений, то есть:

— создание шрифта требует определенных интеллектуальных и творческих усилий (чаще всего творческий характер презюмируется);

— шрифт должен иметь внешнее выражение на каких-либо материальных носителях (на бумаге, в файле определенного формата и т.д.).

В эпоху цифровизации едва ли можно говорить о шрифтах обособленно от информационных технологий. Поэтому стоит заметить, что современные шрифты на компьютерах не существуют в виде графических файлов разрозненно, а интегрируются в специальные программы для ЭВМ, которые тоже являются объектами авторских прав. Обзор такого внешнего выражения произведений графики будет представлен ниже.

А как быть с леттерингом?

В последнее время широкую популярность приобрело такое направление в искусстве, как леттеринг. Считаем необходимым упомянуть о нем в контексте настоящей статьи.

Lettering (от англ. «letter» — «буква») представляет собой «надпись; тиснение (буквами)» [4]. Проще говоря, леттеринг — это «иллюстрация словами». Леттеринг схож по своей сути с таким культурным явлением, как каллиграфия. Но специалисты в этой области однозначно разграничат обозначенные понятия, уточнив, что в леттеринге буквы рисуют, а в каллиграфии — пишут. В леттеринге, в отличие от каллиграфии, часто используются декоративные элементы, украшения, что, конечно, роднит его с дизайном.

Программы для работы со шрифтами

Значимость леттеринга сложно переоценить, ведь сегодня он востребован почти повсеместно: от создания праздничных открыток до разработок рекламных вывесок и интерьеров ресторанов.

Несмотря на то что мы не нашли конкретных примеров дел в российской правоприменительной практике, где освещались бы вопросы защиты результатов интеллектуальной деятельности, созданных в ходе занятия непосредственно леттерингом, мы позволим себе дать небольшую рекомендацию заинтересованным лицам относительно инструментария, с помощью которого можно выстроить стратегию по защите таких объектов.

С нашей точки зрения, произведения — результаты занятия леттерингом можно защищать в качестве:

  • произведений дизайна — наиболее широкая и оценочная категория; необходимо сформулировать, в чем конкретно заключается творческий вклад в создание такого объекта; факт создания данного произведения может быть подтвержден трудовым договором, заданиями, актами (в случае служебных произведений), гражданско-правовыми договорами авторского заказа, подряда, актами (в случае если произведение создавал сторонний дизайнер) либо иными документами (в случае самостоятельного создания такого произведения, частичный обзор таких документов представлен здесь);
  • произведений изобразительного искусства — ближе всего результат занятия леттерингом, на наш взгляд, именно к изобразительному искусству; причисление таких объектов к произведениям графики, в которой используются, как правило, лишь черно-белые тона, по нашему мнению, не является правильным;
  • товарных знаков / знаков обслуживания — если полученный результат может индивидуализировать товары (услуги) и удовлетворяет иным критериям охраноспособности, указанным в ст. 1483 ГК РФ.

Таким образом, леттеринг при достаточно высоком сходстве с графикой, на основе которой создаются шрифты, имеет ключевое отличие от нее по назначению: если леттеринг чаще всего несет в себе декоративную функцию, то шрифты как произведения графики нацелены на визуализацию языковых единиц, самоцелью которой не является украшение текста.

Судебная практика

Традиционно нельзя назвать правоприменительную практику по защите исключительных прав на шрифты как на объекты авторских прав обширной. Тем не менее, познакомимся с несколькими делами, в рамках рассмотрения которых поднимались вопросы, касающиеся посягательств на такие результаты интеллектуальной деятельности.

Современная практика по шрифтам начала формироваться в 2012 году, когда Арбитражный суд города Москва (далее — АСГМ) разрешил в первой инстанции спор по делу № А40-92833/2011, которому впоследствии посчастливилось добраться до действовавшего на тот момент Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее — ВАС РФ). ООО «Издательство Астрель» (истец) обратилось в суд с требованием о признании недействительным (ничтожным) договора, заключенного с компанией «AST-ReLease Holdings Ltd.» (ответчик), в качестве третьего лица было привлечено ООО НПП «ПараТайп». Ранее между компанией «Transavision Limited» (лицензиаром) и ответчиком (лицензиатом) был заключен договор, в соответствии с которым лицензиар передавал лицензиату в порядке исключительной лицензии права на использование логотипа «S.T.A.L.K.E.R.», а также скриншотов, любых иных графических, в том числе, комбинированных решений, использованных в составе компьютерной игры «S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl и «S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky». Указанный договор предусматривал возможность предоставления сублицензии ООО «Издательство Астрель» на те же охраняемые объекты. Соответственно в дальнейшем между ответчиком и истцом был заключен такой сублицензионный договор.

Спустя некоторое время истец получил письмо от ООО НПП «ПараТайп», в котором сообщалось, что логотип «S.T.A.L.K.E.R.», права на использование которого были переданы по вышеуказанным договорам, обременен исключительными правами ООО НПП «ПараТайп» на произведение полиграфического дизайна — шрифтовую гарнитуру «Montblanc», которым было осуществлено начертание данного логотипа. Компания «Transavision Limited» (лицензиар по вышеназванной исключительной лицензии) не получало разрешения от правообладателя (ООО НПП «ПараТайп») на использование обозначенного шрифта в своем логотипе. Содеянное «Transavision Limited» и ответчика, по мнению истца, следовало квалифицировать как нарушение императивных требований ст. 1235, 1238 ГК РФ, что в соответствии со ст. 167, 168, 170 ГК РФ должно влечь недействительность сублицензионного договора между ответчиком и истцом.

​Логотип «S.T.A.L.K.E.R.», в котором был использован шрифт «Montblanc» | Источник: Википедия (.https://ru.wikipedia.org/wiki/S.T.A.L.K.E.R.), правообладатель — GSC Game World

АСГМ, отказывая в удовлетворении заявленных требований, с доводами истца не согласился, отметив, что ответчик, действуя разумно и осмотрительно, не имел реальной возможности знать о правах каких-либо лиц, включая ООО НПП «ПараТайп», на шрифтовую гарнитуру, использованную для начертания логотипа «S.T.A.L.K.E.R.», с учетом того обстоятельства, что в соответствии с п. 4 ст. 1259 ГК РФ для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или какая-либо иная формальность. Кроме того, учитывая то, что ООО НПП «ПараТайп» не считает ни истца, ни ответчика нарушителями исключительных прав на свой шрифт, в отсутствие каких-либо правопритязаний со стороны правообладателя графического произведения (ООО НПП «ПараТайп») правоприменитель не усматривает каких-либо нарушений при заключении спорного сублицензионного договора.

Девятый арбитражный апелляционный суд (далее — 9ААС), отменяя Решение АСГМ по делу и признавая сублицензионный договор недействительным, уточнил, что стороны не согласовали существенное условие сублицензионного договора — его предмет, который согласно пп. 1 п. 6 ст.

1235 ГК РФ должен содержать в себе указание на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, право использования которых предоставляется по такому договору, поскольку в предмете договора стороны употребили открытую (расширительную) формулировку: «любые иные (в т.ч. комбинированные) решения, использованные в составе компьютерной игры «S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl». Обозначенное обстоятельство, по мнению апелляционной инстанции, должно влечь за собой ничтожность спорного сублицензионного договора. 9ААС также подчеркнул, что шрифт «Montblanc», правообладателем которого является ООО НПП «ПараТайп», выступает охраняемым объектом, а отсутствие правопритязаний ООО НПП «ПараТайп» к истцу и ответчику по поводу использования шрифтовой гарнитуры (шрифта) не освобождало ответчика при заключении спорного сублицензионного договора от представления доказательств наличия передаваемых прав. Апелляционная инстанция учла и представленное в дело заключение специалиста, в соответствии с которым логотип «S.T.A.L.K.E.R.» не был признан результатом творческого труда и представлял собой обычную переработку оригинального произведения графики — шрифта. Позиция 9ААС была полностью поддержана кассационной инстанцией — Федеральным арбитражным судом Московского округа (далее — ФАСМО).

Читайте также:
Как взломать аватарию программа

Иную точку зрения высказал ВАС РФ, оставив в силе Решение АСГМ и отменив Постановления апелляционной и кассационной инстанций:

Из материалов дела следует, что общество «Издательство Астрель» заявило требование о признании недействительным (ничтожным) договора от 30.12.2008, сославшись на отсутствие у компании «АСТ-Рилис Холдингз Лимитед» исключительного права на результат интеллектуальной деятельности – шрифтовую гарнитуру, а также на неопределенность предмета договора.

Указанные доводы не могут влиять на действительность (недействительность) договора от 30.12.2008, поскольку шрифтовая гарнитура Montblanc предметом этого договора не являлась.

Использование при создании объектов авторского права, в числе прочего, оригинальных шрифтов не может рассматриваться как отсутствие творческого труда автора [производного] произведения. Кроме того, логотип S.T.A.L.K.E.R. является частью названия компьютерных игр, правообладателем которых является компания «Трансавижн Лимитед».

Таким образом, данный логотип является объектом авторского права независимо от того, с использованием каких технических средств осуществляется создание нового произведения.

Помимо прочего, ВАС РФ признал несостоятельными взгляды 9ААС и ФАСМО:

  • на невозможность ответчика ссылаться на незнание о правах каких-либо лиц на шрифтовую гарнитуру, использованную при создании логотипа, ввиду возникновения авторских прав в силу создания произведения (в отсутствие необходимости регистрировать такой объект и фиксировать его в тех или иных публичных реестрах);
  • на неопределенность предмета сублицензионного договора.

Нельзя, однако, утверждать, что позиции высшей судебной инстанции, выдвинутые при рассмотрении настоящего дела, абсолютно коррелируются со сложившейся правоприменительной практикой. Например, довод ВАС РФ о том, что незнание ответчика о существовании правообладателя шрифта (ООО НПП «ПараТайп») и отсутствие правопритязаний со стороны последнего свидетельствует об отсутствии нарушения императивных требований действующего законодательства, а также прав и законных интересов названного правообладателя, ориентирован больше на концепцию «добросовестного заблуждения», нежели на общепризнанную правовую аксиому «незнание закона не освобождает от ответственности», которой, в свою очередь, придерживался Суд по интеллектуальным правам (далее — СИП), когда разрешал спор по делу № А52-5015/2017, заключив: законодательство «не ставит правомерность использования произведения в зависимости от возможности или невозможности установления авторства» (подробнее здесь). В ряде дел правоприменители указывали на необходимость конкретизации как предмета лицензионных (сублицензионных) договоров, так и способов использования охраняемых объектов (недопустимость использования формулировок с открытыми перечнями), что также входит в некоторое противоречие с позицией ВАС РФ по настоящему делу. Но это всё лирика…

Вероятно, вооружившись познаниями, полученными в ходе рассмотрения предыдущего дела, ООО НПП «ПараТайп» в деле № А40-20099/2014 выступило уже истцом, предъявив требования к ООО «Издательство Яуза» (ответчик) о взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав. Работником истца в рамках трудовой функции было создано служебное произведение — шрифт под названием «Родченко» («Rodchenko»), правообладателем которого стал истец как работодатель. Ответчик в 2013 году выпустил книгу А. Терещенко «ЧИСТИЛИЩЕ СМЕРШа. Сталинские «волкодавы»», на обложке которой были размещены надписи (имя автора, название книги, название серии «Война и мир»), выполненные шрифтом «Родченко» («Rodchenko»), на титульном листе книги им же было выполнено название произведения.

АСГМ, комментируя обстоятельства спорной ситуации и удовлетворяя исковые требования, дал следующие важные разъяснения относительно правовой природы шрифтов:

Так, шрифт представляет собой совокупность единых по стилистике изображений всех знаков алфавита, необходимых для написания текстов. Алфавитные буквы и знаки, имеющиеся на обложке вышеуказанной книги, выполнены шрифтом «Родченко» («Rodchenko»), поскольку имеют характерные для этого шрифта особенности дизайна, разработанные автором, в связи с чем суд считает, что данный шрифт является результатом творческого труда.

Кроме того, правоприменитель отметил, что для наличия правонарушения достаточно использования лишь части такого объекта авторских прав, то есть некоторых, а не всех букв алфавита, что соответствует п. 7 ст. 1259 ГК РФ, распространяющему правовую охрану на часть произведения.

9ААС согласился с нижестоящей инстанцией и оставил ее Решение в силе, констатировав: шрифт представляет собой произведение графики и является охраняемым объектом. Без существенных дополнений с нижестоящими судами согласилась и кассационная инстанция — СИП.

Индивидуальный предприниматель Сироткин Николай Юрьевич (истец) обратился с иском о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав к ООО «Нико-Трейд» (ответчик), в качестве третьего лица было привлечено ООО «Торговый дом «Эксмо», которое возражало против удовлетворения заявленных требований (дело № А40-184371/2014). Истец приобрел в интернет-магазине ответчика «ukazka.ru» книги О. Карпович «Младший», «Поцелуй осени», «Идеальные любовники» и «Моя чужая жена». При печати указанных литературных произведений (в названии книг на первой и последней страницах обложек, на титульном листе) использовался шрифт «Мини» («Mini»), созданный в 2002 году творческим трудом истца. Помимо названного шрифта ИП Сироткин Николай Юрьевич также принимал участие в создании шрифтов «Taumfel», «Filada», «Barparel», «Billiards», «Monflebran», «Ressler», поскольку создание таких графических произведений входит в его профессиональную деятельность.

Из пояснений ответчика суд также установил значимые детали, касающиеся квалификации шрифтов в качестве охраняемых результатов интеллектуальной деятельности:

Шрифт является самостоятельным охраняемым объектом авторского права и относится к произведениям графики, представляет собой упорядоченную графическую форму определенной системы письма, воплощаемой на материальном носителе. Шрифт как объект авторского права может быть воспроизведен без использования типографских литер, так как современные средства для печати используют принципиально иные способы формирования изображения на носителе, к каковым относятся принтеры различного типа. Такой шрифт, воспроизводимый в виде файла или на носителе с помощью программного обеспечения ЭВМ, продолжает охраняться авторским правом как объект графики.

АСГМ, удовлетворяя исковые требования, в качестве аргумента привел ссылки на вышеприведенные дела и посчитал ситуацию аналогичной. Дело дошло до Верховного Суда РФ. Решение АСГМ вышестоящие инстанции оставили в силе.

Вдохновившись победой, как истец ИП Сироткин Николай Юрьевич фигурировал также в рамках рассмотрения дел № А40-85769/2016, № А41-69364/2016, № А40-85286/2016, № А32-37020/2016, когда предъявил иски в защиту исключительных прав уже на шрифт «Таумфел» («Taumfel») к известным торговым сетям (Атак, Ашан, Перекресток), а также к производителю чая ООО «Кубань-Ти», которые использовали графическое произведение истца на упаковках чайной продукции «Азерчай» при реализации и производстве товаров соответственно. Продуманная стратегия правообладателя позволила ему выиграть и эти споры, в результате чего ИП Сироткин Николай Юрьевич смог как пресечь изготовление и продажу контрафактной продукции через неимущественные требования, так и взыскать определенные денежные суммы посредством имущественных требований.

Источник: vc.ru

Шрифт — объект авторского права: что делать, если узнали об этом только сейчас

В Гражданском кодексе есть перечень объектов авторских прав. Шрифтов в нем нет. Отметим, что перечень является открытым. Значит, шрифты можно отнести к объектам авторских прав, тем более, судебная практика подтверждает это. Не рекомендуем относиться к его защите поверхностно.

Управляющий партнер компании Lireate Юрий Горбачев рассказывает, как защитить шрифты и что делать, чтобы не нарушить авторские права разработчика.

Шрифт — объект авторского права: что делать, если узнали об этом только сейчас

Управляющий партнер компании Lireate

Использование шрифтов в России

О шрифтах редко говорят с точки зрения защиты прав на них. Однако не все шрифты можно использовать без разрешения разработчика. Право использовать стилизованные «буквы» он может продавать. Разработчик является правообладателем. Только он может распоряжаться результатом своего труда и требовать компенсации до 5 миллионов рублей.

Если вы решите использовать чужой шрифт на сайте, листовках, логотипе, нужно заключить с правообладателем лицензионный договор. Иначе вас могут привлечь к гражданско-правовой, уголовной или административной ответственности. Нужно ответственно подходить к выбору шрифта, чтобы не стать ответчиком в суде.

Шрифты используются везде: в рекламе, дизайне сайтов, книг, периодике, на вывесках. Поэтому нарушения поджидают нас на каждом шагу. Случайно обнаружить свой объект авторского права можно на баннере, упаковке гречки.

Если вам кажется, что судебных споров о шрифтах в нашей стране нет, никто за этим не следит, то приведем примеры: Еще в 2017 году был спор между ООО «Кубань-Ти» и ИП Сироткиным Н.Ю. На упаковку довольно известного в нашей стране «Азерчая» была нанесена надпись «Высший сорт» авторским шрифтом Taumfel. Автор выиграл спор. Права на этот же шрифт Сироткин отстаивал в конфликтах с производителем сыров «Санторг» и издательством «Эксмо». За распространение продукции он подавал иски к торговым сетям «Ашан» и «Перекресток».

Еще у нас в стране есть известный в узких кругах производитель шрифтов — студия Артемия Лебедева. Последний иск компания подала в августе 2022 года к ООО «Ас-Агро» за незаконное использование шрифта «Клементина» в упаковке продукции. Исков и претензий насчитывается более 100, вы можете сами посмотреть, каков масштаб судебной практики по защите шрифтов в рамках одной компании.

Читайте также:
Какие программы для просмотра камер на телефоне

Большинство ситуаций разрешаются в досудебном порядке с выплатой денежной компенсации. Судебная практика ежегодно пополняется новыми случаями нарушений авторских прав в отношении шрифтов. Сегодня разработчики серьезнее подходят к охране этого объекта, чем 3–5 лет назад. Есть платные и бесплатные шрифты. Использовать свободно можно только последние.

Популярным сервисом для поиска бесплатных шрифтов является Google fonts. Некоторые дизайнеры становятся нарушителями, не осознавая этого, используя пиратскую версию шрифта. Даже если перед вами бесплатная версия, убедитесь, что использовать объект действительно можно без разрешения автора.

Правообладатель будет взыскивать компенсацию с вас, а не с «пирата», который разместил в открытом источнике РИД. Если вы выбираете шрифт, который впоследствии будете использовать долго, то лучше получить письменное согласие автора. Даже бесплатная версия может со временем стать платной. Вы об этом даже не узнаете, а автор может подать на вас в суд.

Главное правило: без разрешения автора платный шрифт использовать нельзя! Даже если на каком-то сайте его можно скачать бесплатно. Нарушением считается использование даже одной буквы. Если вы заказали дизайн у профессионального дизайнера, это не значит, что все шрифты добыты законным путем.

Для спокойствия потребуйте у дизайнера подтверждение, что шрифты бесплатные или используются по лицензии. Он должен подтвердить, что у него есть права использовать объект, более того, он должен передать вам исключительные права на свою работу. Некоторые бесплатные шрифты нельзя использовать в коммерческих целях.

Либо заказчикам приходится тоже покупать лицензию для законного использования у себя на сайте или других носителях. Для подстраховки в договоре с дизайнером можно прописать, что вся ответственность за незаконное использование чужих РИД остается на исполнителе. В этом случае вы сможете потребовать компенсации от дизайнера, если правообладатель обратиться к вам.

В каждой стране к шрифтам относятся по-своему. Многие признали авторское право на шрифты, однако как самостоятельный объект правовые системы шрифт не выделяют, как и в России. То есть перечень открыт, поэтому шрифт можно отнести к объектам авторского права. США поступили в этом вопросе иначе. У них авторским правом шрифт не охраняется.

А программа ЭВМ, его воспроизводящая, подлежит правовой охране.

Как правильно пользоваться чужими шрифтами?

  • Нашли подходящий шрифт — узнайте, кто автор или владелец исключительных прав. Самый простой способ — погуглить. Вбейте название шрифта в поиск и посмотрите результаты. Обычно бывает понятно, бесплатный шрифт или все-таки платный. Если есть информация о том, как можно использовать данный шрифт, изучите ее.
  • Если автор предлагает использовать шрифт на основании лицензионного договора, установите, какой тип лицензии предлагается, внимательно прочитайте условия.

Например, десктоп-лицензия позволяет использовать шрифт на любых поверхностях. Есть свои условия у веб-лицензии, логотип-лицензии. Отдельно передают права на использование в видеоиграх, приложениях, кино, книгах, журналах, ПО и так далее. Есть бесплатные лицензии MIT License, Creative Commons Attribution-NoDerivatives 4.0 International, Apache, Creative Commons Zero, CCBY, но некоторые из них тоже устанавливают ограничение, например запрещают использовать шрифт при создании логотипа. Могут встречаться и другие типы лицензий.

  • Убедитесь в достоверности источника, договора и правообладателя. Только после этого оплачивайте сумму, запрашиваемую автором или правообладателем. Она может быть любой.

Например, при покупке шрифта для веб-сайта стоимость будет зависеть от количества посетителей интернет-ресурса. Чем их больше, тем цена выше.

  • Если правообладатель требует выполнения иных условий для доступа к шрифтам, их тоже придется выполнить.

Если вы не знали, что шрифты охраняются, у вас нет документов, подтверждающих ваше право на их использование, замените их на бесплатные или купите платные версии. Популярные магазины шрифтов: FontShop, Paratype, MyFonts.

Не стоит полагаться на то, что уже несколько лет вы используете чужие шрифты без проблем. Претензию могут прислать в любой момент, а срок использования будет работать против вас, увеличивая сумму компенсации.

Правообладатель может защитить шрифты с привлечением административных органов, придется заплатить штраф. При злостных и неоднократных нарушениях могут возбудить уголовное дело, которое грозит лишением свободы на срок до шести лет. Если вы зарегистрировали товарный знак, в котором использовали «пиратский» шрифт, регистрацию могут аннулировать.

Вы можете обратиться к шрифтовым дизайнерам, чтобы они определили, какой шрифт использован на ваших носителях, после этого обратитесь к правообладателю и выкупите права на использование. Такой способ подойдет тем, кто не хочет менять графическое исполнение букв, но не уверен, что данный шрифт безопасно использовать без разрешения. Однако правообладатель даже в этом случае может запросить компенсацию за период незаконного использования вами его РИД.

Как защитить свой шрифт?

Авторское право на шрифт возникает в момент создания. Однако иметь подтверждение своего авторства — желательно. Самым серьезным доказательством обладания шрифтом является патент на промышленный образец. Он действует в течение 25 лет. После чего охрана прекращается, но авторское право по-прежнему защищает объект.

Получение патента усиливает защиту. Это документ, выдаваемый государственным органом.

Регистрация шрифта в Роспатенте не пользуется популярностью, но многие крупные российские компании уже стали правообладателями стилизованных букв, например, РЖД.

При подаче заявки эксперты проверяют шрифт на уникальность. Простому обывателю не найти отличий между двумя похожими начертаниями, специалист обязательно увидит разницу в толщине, пропорциях и других параметрах. Если вы получили патент, можно с уверенностью сказать, что ваш шрифт оригинальный и уникальный.

Можно задепонировать шрифт или обнародовать его с указанием авторства, но это не более чем дополнительное доказательство в случае судебных разбирательств. Многие названия шрифтов зарегистрированы в качестве товарных знаков, в том числе знаменитый Times New Roman. Однако в этом случае защищено только название, а шрифт — нет.

Не все производители, предприниматели, издатели, корпорации осознают, что использование чужих шрифтов без разрешения автора или правообладателя — это незаконно. В России только 10 лет назад начала формироваться судебная практика по таким делам. Однако с каждым годом споров становится все больше. Это повод задуматься о правомерном использовании этого объекта интеллектуальной собственности.

Всегда проверяйте, есть ли у вас права на используемый шрифт, что говорится в лицензии, можно ли использовать его в ваших целях, законно ли попала на ваш компьютер программа, которая содержит шрифты, например, Microsoft Office. Суду все равно, украли вы шрифты или просто случайно начали использовать. Факт нарушения есть — ответственность будет.

Создание шрифта — такой же творческий процесс, как и создание музыки или картины. Права автора нужно уважать, работа должна оплачиваться — такая позиция позволит создавать новые стилизованные буквы, упрощать считывание информации, делать этот процесс интересным, а текст визуально приятным.

Источник: delovoymir.biz

Шрифт это программа для эвм

Странно звучит само заглавие статьи «шрифт» и «авторское право». Однако, как бы странно это ни было, но действующее российское законодательство не исключает распространения общего режима защиты объектов авторского права в том числе и на шрифты. Разберёмся с этим подробнее.

Как известно, русский алфавит был разработан на основе старославянского, тот — святыми Кириллом и Мефодием на основе греческого, а греческий, в свою очередь — на основе финикийского. Однако алфавит означает только написание самих букв, их схематическое изображение (а, б, в. ) Помимо этого каждая буква может быть изображена по-разному.

Например, те же древнерусские рукописи украшались витиеватыми «буквицами» в начале абзаца или главы, откуда и пошло название «с красной строки». Например, автор этой статьи довольно уверенно может определить по типу рукописных букв дату написания документа на русском языке с точностью до четверти столетия. Отличаться может и изображение обычных букв. Открытая Интернет-энциклопедия «Википедия» определяет шрифт как «графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему» 1 Аналогичным образом определяют шрифт Большая советская энциклопедия (графическая форма знаков алфавитной системы письма) и Толковый словарь Ушакова (полный комплект типографских литер определенного рисунка) 2 . Существование печатного алфавита, во всяком случае доступного для восприятия читателем, без шрифта немыслимо 3 . Очевидно, что у каждого графического рисунка есть автор и само определение шрифта неизбежно ставит вопрос об авторстве этого рисунка.

В соответствии с п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ объектом авторского права являются произведения графики и дизайна. Несомненно, что шрифт представляет собой произведение графики, причём как в отношении конкретной буквы, так и в отношении набора литер в целом. Поскольку понятие «дизайна» в законодательстве не раскрыто, а словоупотребление его ещё не имеет устоявшегося значения, и под ним можно понимать как порядок расстановки мебели в помещении, так и внешний вид любой вещи, можно признать шрифт также «произведением дизайна», как бы дико с точки зрения русского языка это ни звучало 4 .

Читайте также:
Через какую программу создать прайс

При такой трактовке шрифт оказывается обычным объектом авторского права, на него распространяются все требования о необходимости наличия договора на использование и воспроизведение шрифта в печатных изданиях. В целом, с этим можно согласиться: издательства и типографии должны платить авторам за разработанные ими шрифты (гарнитуры) или разрабатывать собственные.

Однако развитие техники обусловило столь широкое распространение сферы использования печатных средств, что по сути дела шрифт превратился в алфавит. Множество людей в своей повседневной практике уже не пишут тексты «от руки», а пользуются для этого персональными компьютерами. Автору данного текста приходится использовать ручку только для того, чтобы поставить подпись на документе, распечатанном на принтере. И хотя в сознании мы используем по-прежнему алфавит, перед своими глазами мы видим теперь не рукописный текст, а набор букв, исполненных в виде определённого шрифта, когда-то разработанного каким-то художником. Более того, из-за того, что, как мы писали выше, наш алфавит невозможно представить себе в печатном виде вне какого-либо шрифта, получается, что мы не можем написать что-либо на компьютере, а тем более — распечатать на принтере, не затрагивая чьих-то авторских прав.

Ситуация осложняется и ещё некоторыми обстоятельствами. Шрифты в существующих операционных системах — это не просто набор знаков, которые мы можем произвольно изменять. Каждый шрифт представляет собой небольшую программу, которая, например, в Microsoft Windows XP устанавливается в определённую папку («Fonts»). Таким образом, шрифт становится объектом авторского права не только в качестве произведения графики, но и в качестве программы для ЭВМ. Наконец, ввиду некоторых правовых проблем в США (о которых ниже), производители шрифтов стали регистрировать их в качестве торговых знаков, что ещё раз «закрепляет» права правообладателя на шрифт уже на уровне охраны промышленной собственности.

Например, всем известный и столь любимый университетскими кафедрами шрифт Times New Roman является зарегистрированной торговой маркой, принадлежащей «The Monotype Corporation» (США) 5 .

В лицензии на операционную систему Windows XP ни слова не сказано относительно передачи прав на шрифты. Достаточно туманно описывается этот вопрос и на официальном сайте Microsoft («. шрифты лицензируются у их производителей. »). В любом случае шрифты, поставляемые вместе с операционной системой или любыми программными продуктами Майкрософт могут быть использованы только в этих программах 6 . Однозначно незаконно использование шрифта «Verdana», права на который принадлежат Майкрософт, при просмотре документов, скажем, в программе «Консультант Плюс», если эта программа используется вне операционной системы «Windows», например, через соответствующие эмуляторы, в Linux. В отношении шрифтов иных производителей Майкрософт подчёркивает, что лицензия не предоставляет прав на сублицензирование, и для использования в каждом конкретном случае необходимо обращаться к производителю шрифта. Соответственно, воспользоваться всё тем же шрифтом «Times New Roman» можно только после получения согласия его правообладателя.

Из-за этих проблем создатели операционной системы «Red Hat Enterprise Linux» или «Fedora» 7 были вынуждены заключить договор о приобретении прав на шрифты, внешне сходные с Times New Roman (в настоящее время эти шрифты доступны под названием «Liberation»). Компания «SourceForge», разрабатывающая элементы операционных систем и программного комплекса «Openoffice.org» 8 , пошла по другому пути, разработав собственные шрифты, которые доступны для использования по лицензии «OFL» — open font licension, открытая лицензия на шрифт, допускающая его бесплатное использование, модификацию и распространение. Внешне эти шрифты (они именуются «Linux Libertine Open fonts» 9 ) также отдалённо похожи на распространённые Arial и Times New Roman, но, видимо, их авторы нашли способы внести в них какие-то отличия от обычных буквенных рисунков.

Как мы видели выше, названия многих шрифтов зарегистрированы в качестве торговых марок. Это касается наиболее известных шрифтов, таких как «Times New Roman», «Palatino Linotype», «Arial», «Courier» — все эти торговые марки принадлежат компании «Monotype Corporation» (США) 10 . Регистрация гарнитуры в качестве торгового обозначения неслучайна. Дело в том, что в отличие от российского законодательства п/п «e» ст. 202.1 Code of Federal Regulation США 11 прямо исключает из числа объектов авторского права (copyright) шрифты, а п/п «a» той же статьи исключает также варианты типографских орнаментов, буквенных оформлений и расцветок. Следует отметить, что такое решение не снимает проблемы использования шрифтов в компьютерных программах, в которых, как мы видели ранее, шрифты представлены не просто набором знаков, а в виде своего рода программных продуктов, а последние из числа объектов авторского права американским законодательством не исключены.

Представляется, что исключение как шрифтов, так и программ для их отображения и хранения из числа охраняемых законом объектов интеллектуальной собственности является разумным с точки зрения баланса частных и публичных интересов. В противном случае все пользователи шрифтов оказываются в зависимости от пожеланий автора шрифта, который вправе, например, запретить использовать его для определённых документов или книг, ограничивать с их помощью использование программ конкурентов. Тем более, что действующее законодательство и в настоящее время особым образом регулирует использование объектов авторского права в зависимости от использованного при его изготовлении шрифта. В соответствии с п/п 6 п. 1 ст. 1274 Гражданского кодекса РФ без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается некоммерческое воспроизведение произведений рельефно-точечным шрифтом.

Не исключен и такой вариант регулирования использования шрифтов, как их стандартизация. В настоящее время действует только один государственный стандарт, определяющий написание шрифтов — ГОСТ 2.304-81. «Единая система конструкторской документации. Шрифты чертежные» (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 28.03.1981 № 1562) в ред. от 22.06.2006.

Как видно из наименования стандарта, он касается только чертёжных шрифтов, которые, конечно, использовать в обычной практике сложно. Включение шрифтов в технический регламент в соответствии со ст. 44 Федерального закона «О техническом регулировании» 12 позволило бы превратить их в общедоступный объект. Как указывает Я.Е. Парций в комментарии к упомянутому закону, «технический регламент не является объектом авторского права, поскольку относится к официальным документам» 13 .

Для организаций можно рекомендовать более широкое внедрение в свою практику шрифтов с OFL, дабы избежать претензий правообладателей коммерческих шрифтов. В настоящее время существует немало таких гарнитур, распространяющихся бесплатно, например, интересный и красивый шрифт Old Standart 14 , включающий не только обычную кириллицу, но и знаки дореволюционной орфографии, греческие, латинские, латинские и многие другие знаки, в том числе диакритические. К сожалению, внедрение осложняется как низкой правовой культурой пользователей, которые не привыкли платить за программное обеспечение вообще, не говоря уже о шрифтах, так и техническими проблемами. Например, текст, напечатанный таким шрифтом в документе, будет «читаться» пользователем на другом компьютере только в том случае, если на нём установлен этот же шрифт. В противном случае, вместо текста можно увидеть вот такие значки: ‫.

Конечно, производители и продавцы шрифтов могут выступать против как OFL, так и против непризнания за шрифтами свойств объектов авторского права. Однако необходимо учитывать, что речь идёт в первую очередь о распространённых, общедоступных шрифтах, которые необходимы теперь каждому пользователю персонального компьютера. Стандартизация таких шрифтов совсем не исключает возможности художников создавать новые шрифты, конечно, с возникновением у них прав на эти новые объекты в общеустановленном порядке.

Пока же, если пользователь желает легально работать с распространёнными шрифтами, ему придётся приобретать лицензию на них у правообладателя. Например, лицензия на 5 компьютеров с 1 подключённым к нему принтером на шрифт Times New Roman Cyrillic обойдется ему в $ 24, а специально разработанные шрифты дизайнерской студии А.Лебедева стоят от 850 рублей.

По нашим подсчётам, из 246 претензий, опубликованных на сайте студии А.Лебедева, 99 относятся к незаконному использованию шрифтов.

3Для «восприятия» текста ЭВМ важен не шрифт, а последовательность введённых кодов. Эти коды отображаются на экране в зависимости от установленного шрифта пользователя.

4Заметим, что ранее суды последовательно отказывали в признании исключительного права на «произведения дизайна» — см., напр., Постановление ФАС Московского округа от 22.08.2006 № КГ-А40/7631-06 по делу № А40-23428/04-51-319 // СПС «Консультант Плюс».

Такая информация сообщается на сайте компании «Паратайп» (http://www.paratype.com/fstore/fonts/Times-New-Roman-Cyrillic.htm), на сайте компании «Майкрософт» утверждается, что лицензию на шрифт Times New Roman выдаёт компания «Ascender corporation» (http://www.microsoft.com/typography/fonts/font.aspx?FID=9Юридическое бюро Юрьева»
ОГРН 1047806003850
ИНН/КПП: 7804176920/471101001
р/с 40702810510000102708
в АО «ТИНЬКОФФ БАНК» к/с 30101810145250000974
БИК 044525974

Основание платежа: Оплата юридических услуг, НДС не облагается.

Источник: juryev.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru