Экономические реформы 1990-х годов
Экономическая программа под названием «шоковая терапия» была разработана осенью 1991 года реформаторами во главе с Егором Гайдаром.
Замечание 1
Ее главной целью выступал скорый переход к основанной на принципах монетаризма рыночной экономике.
Основными направлениями программы стала либерализация цен (то есть их освобождение от государственного регулирования), а также приватизация (передача в частные руки государственной собственности).
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
Либерализация цен
Либерализация цен как направление программы «шоковой терапии» была проведена 1 января 1992 года, что в условиях дефицита товаров и общего спада производства привело к стремительному росту цен на промышленные и продовольственные товары.
Итогом либерализации цен стало значительное подорожание продуктов в 10 000 раз к 1997 году по сравнению с 1990 годом.
Приватизация
Автором программы приватизации, начавшейся с 1 октября 1992 года, стал Анатолий Чубайс.
СПАСИТЕЛЬ ИЛИ ПРЕДАТЕЛЬ РОССИИ? | Егор Гайдар и его шоковая терапия
Определение 1
Суть приватизации подразумевала выдачу каждому гражданину РСФСР «приватизационного чека» (иными совами, «ваучера»), который давал право на получение части государственной собственности.
«Экономические реформы 1990-х годов»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы
Однако владельцы теневых капиталов за короткое время сумели скупить большинство ваучеров у населения и нажить колоссальные состояния, что привело к формированию нового слоя населения – финансовой олигархии.
В дальнейшем, с 1 июля 1994 года начался второй этап приватизации – денежный.
Значение программы «шоковой терапии»
Итогами «шоковой терапии» стало:
- формирование сложившегося рынка продовольственных и промышленных товаров;
- массовое обнищание населения на фоне гиперинфляции, обесценивания зарплат и банковских вкладов;
- криминализация общества и сокращение налоговых поступлений в бюджет, что привело к возникновению огромного дефицита бюджета и резкому сокращению государственного финансирования производства и культуры;
- углубление экономического кризиса на фоне подорожания природных ресурсов, электроэнергии и энергоносителей (в наиболее бедственном положении оказались оборонные предприятия, больше не получающие госзаказы);
- практически погибает слаборазвитая отечественная легкая промышленность на фоне конкуренции с иностранным производством;
- учреждения бюджетной сферы были лишены бюджетного финансирования, что нередко приводило к их ликвидации;
- на фоне сложной экономической ситуации производство и духовная сфера безвозвратно теряют тысячи уникальных специалистов, уходящих в торговую сферу, что, в свою очередь, приводит к еще большему падению производства;
- возникает процесс «утечки мозгов», выражавшийся в массовой эмиграции высококвалифицированных ученых и специалистов за границу.
Таким образом, последствия реформ Гайдара не принесли обещанной макроэкономической стабилизации, что означало их провал.
Шоковая терапия — просто о сложном
Замечание 2
Итогом стала отставка Гайдара Съездом народных депутатов РСФСР в декабре 1992 года, и должность премьер-министра занял В.С. Черномырдин.
Действия правительства Черномырдина
Правительство Черномырдина пыталось восполнить недостаток средств за счет:
- оформления новых международных кредитов;
- привлечения финансов населения через новую банковскую систему и государственные займы;
- прекращения выплат зарплат бюджетникам.
Конечно, подобная ситуация не могла сохраняться долго, ведь долг государства перед иностранными кредиторами и населением становился непомерно огромным.
Замечание 3
В итоге, деноминация января 1998 года не решила, а лишь смягчила надвигающийся экономический кризис.
Черномырдин был отправлен в отставку в марте 1998 года, и его место занял С.В. Кириенко.
Экономический кризис 1998 года
В августе 1998 года разразился сильнейший экономический кризис в современной истории России, вследствие чего национальная валюта рухнула.
Импорт товаров был резко сокращен, что снова привело к дефициту.
Замечание 4
Молодой российский «средний класс» был ликвидирован новыми проблемами экономики страны.
Экономика России в конце 90-х годов
Главой кабинета министров в сентябре 1998 года стал Е.М. Примаков.
Курс на сокращение импорта способствовал поддержке отечественных производителей. Также был подготовлен сбалансированный бюджет на 1999 год, однако внешний долг РФ был так велик, что страна оказалась на грани полного банкротства (иными словами, дефолта). Единственными российскими товарами для экспорта стали газ, нефть и оружие.
С.В.Степашин сменил Примакова на посту в июне 1999 года, а самого его уже в августе того же года сменил В.В. Путин.
Замечание 5
Однако эти перестановки практически не отразились на экономике.
Также В.В. Путин был избран Президентом РФ в 2000 году, после чего начался постепенный экономический рост страны.
Источник: spravochnick.ru
Шоковая терапия
Шоковая терапия – радикальный подход к проведению реформ в период перехода от административно-командной к свободной рыночной экономике.
Предполагает:
1) рост цен, инфляцию;
2) и вместе с тем – антиинфляционную стабилизационную программу со стороны правительства;
3) преобразования отношений собственности – ускоренная приватизация предприятий и прочих объектов государственного имущества;
4) смену привычного течения хозяйственных отношений;
5) рост безработицы;
6) нефиксированный плавающий курс валют;
7) отмену субсидий.
Все эти процессы проходят в ускоренном темпе, что для граждан и хозяйствующих субъектов выглядит неожиданно, непредсказуемо, как будто «удар», отсюда и название этой экономической теории.
Цель «Шоковой Терапии» – создать рыночные условия, при которых предприятия ради собственных экономических интересов обеспечат эффективный рост национальной экономики.
Сторонники этой теории считают – чем быстрее будут проходить реформы в государствах с переходной экономикой, тем быстрее можно достичь результата – стать страной с развивающейся рыночной экономикой. Но на практике эти эксперименты выглядели не столь оптимистично, в первую очередь для граждан.
Шоковая Терапия в России и в мире
Методы рыночных преобразований в разных странах имели разные последствия, хоть и проходили по одинаковому сценарию.
В странах Латинской Америки (Аргентина, Боливия, Венесуэла, Перу) реформы сопровождались гиперинфляцией. Это происходило в 1980-х годах ХХ века.
В России макроэкономическая стабилизация происходила в начале 1990-х годов ХХ века. Тогда массовая приватизация государственной собственности стала причиной того, что место отсутствующих хозяйствующих субъектов заняли криминальные элементы. Кроме того, вопросы сбережений и инвестиций оказались на втором плане, что негативно отобразилось на состоянии экономики.
Только в Польше и Германии применение «Шоковой Терапии» вывело страну из кризиса, оздоровило национальную экономику, и наладился рост производства.
Российский сценарий проведения «шоковой терапии»
В 1991 году правительство предполагало, что комплекс радикальных мер, направленных на оздоровление экономики, займет несколько недель, не более. Однако на практике процесс растянулся до 1993 года.
Социально-экономический эффект от «шоковой терапии»
В итоге реформы в России обернулись следующими последствиями:
1) Ликвидация ограничений на заработную плату привела к её быстрому повышению во всех секторах экономики.
2) Искусственный прирост денежной массы (деньги «печатались» без обеспечения).
3) Рост потребительской активности привел к стремительному росту цен. В итоге денежная масса стала обесцениваться.
4) Вместо преодоления экономического кризиса, «Шоковая терапия» была направлена на решение политических задач: утверждения нового режима и окончательной ликвидации aдминиcтративно-командной системы народного хозяйства.
5) Ограничение инвестиционного спроса.
6) Уменьшение налоговых поступлений на 40-50% от ожидаемых.
7) Банки занялись спекулятивными операциями и биржевой скупкой валюты.
8) Эмиссия ваучеров – ценных бумаг как заменителей денег.
9) Урезание бюджетных расходов.
10) Падение объемов производства и как следствие, товарный дефицит.
11) Чтобы устранить дефицит бюджетного дохода, был введен слишком высокий косвенный налог на добавленную стоимость – 28%, что имело отрицательное действие и на цены и на отечественных производителей.
Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
Источник: www.e-xecutive.ru
Билет №49. «Шоковая терапия»: программа перехода к рынку т.Гайдара, её реализация и последствия. Конституционный кризис 1993г.
«Шоковая терапия», начавшаяся в январе 1992г., была попыткой России совершить переход к рыночной экономике. Соответствующая программа, составленная Егором Гайдаром при поддержке западных экономистов, Всемирного банка и МВФ, начала реализовываться вскоре после распада Советского Союза. Многие из основных «шокотерапевтических» идей остаются в силе и сегодня, несмотря на то, что официально от них отказались.
На практике «шоковая терапия» потерпела шокирующий провал. Это касается и ее последствий для российской экономики, и обнаружившейся пустоты обещаний того, что ее результатом станет переход от социалистического к рыночному хозяйству.
Среди ее прочих последствий американские и другие западные бизнесмены отметили препятствия, возникшие на пути развития российского предпринимательства. К ним относятся: коррупция, запретительный уровень налогообложения, непродуктивный труд рабочих, проблемы со связью, отсутствие финансовых и других институтов рыночной инфраструктуры, стабильной «окружающей среды» для предпринимательской деятельности. В результате часть тех немногих западных фирм, которые решились начать свою деятельность в России, была вынуждена ее прекратить.
В данной статье комплексно анализируются основные элементы «шоковой терапии» и их гибельные последствия для российской экономики. Далее излагается альтернативный подход к переходному периоду и рассматривается возможная роль Запада в преодолении последствий «шоковой терапии» и создании предсказуемых и стабильных условий для предпринимательской деятельности.
2. Основные элементы «шоковой терапии» и их результаты
«Шоковую терапию» Гайдара можно обозначить как «подход СЛП» к переходному периоду, поскольку тремя ее основными элементами являются стабилизация, либерализация и приватизация. Каждый из этих элементов дал результаты, сильно отличающиеся от тех, на которые рассчитывали ее инициаторы, и каждый внес значительный «вклад» в бедствия, выпавшие на долю российской экономики.
Макроэкономическая стабилизация, первая составляющая «подхода СЛП», предполагала установление предельных размеров дефицитов госбюджетов и других переменных макроэкономической политики. Это соответствовало практике макроэкономической политики на Западе, а также опыту МВФ и Всемирного банка по борьбе со структурной инфляцией в Латинской Америке, когда осуществление стабилизационной программы выдвигалось в качестве непременного условия предоставления кредитов. «Шоковая терапия», однако, не стабилизировала экономику, а привела к сочетанию спада и инфляции, по своим негативным параметрам выходящему далеко за рамки «стагфляции», как ее трактуют на Западе.
Нынешняя «российская Великая депрессия» является гораздо более тяжелой, чем в США в 30-х годах. С1992 г. по 1996 г. произошел колоссальный спад промышленного производства — на 55% по сравнению со спадом в 35% во время «Великой депрессии» 1929 — 1933 гг. в США. До «шоковой терапии» российская экономика была по величине второй в мире, опережая Японию и Германию и уступая только США.
Сейчас она, возможно, занимает 11-е или 12-е место, находясь примерно на одном уровне с Бразилией или Мексикой. Другим аспектом провала стабилизации явился устойчиво высокий уровень инфляции. Хотя она и не достигла параметров гиперинфляции (более 50% в месяц), рост цен длится уже так долго, что рубль фактически ничего не стоит, и происходит долларизация российской экономики. Один нынешний рубль стоит менее 1/2000 рубля 1991г., когда «шоковая терапия» еще не началась. Эта долгосрочная инфляция уничтожила сбережения и не дала возможности подняться среднему классу, являющемуся основой любой нормальной политической и социальной системы.
Можно отметить множество последствий этого провала стабилизации и связанных с ним спада и инфляции. Одно из них — истощение инвестиций с вытекающей отсюда эрозией основного капитала и масштабным «бегством» накоплений, намного превышающим по своим объемам любую помощь, полученную Россией от международных институтов и западных правительств.
Налицо также растущая безработица и огромные масштабы неполной занятости наряду с невыплатой заработной платы. Другое последствие выражено снижением реальной зарплаты и уровня жизни, ведущим к обнищанию значительной части населения.
В то время как жизненный уровень падает, мало что осталось от системы социальной безопасности; услуги, обеспечение которых государство ранее либо полностью финансировало (в частности, в области здравоохранения и образования), либо в значительной степени субсидировало (включая обеспечение продовольствием и жильем), ныне обходятся населению гораздо дороже. В результате этих провалов нанесен огромный урон главным активам России — ее человеческому капиталу и природным ресурсам. Кроме того, многие другие системы, являющиеся частью современного государства, также находятся в состоянии коллапса. Это касается здравоохранения (продолжительность жизни мужчин упала с более чем 70 до 54 лет), экологии, науки и технологий. Урок, который можно извлечь из реформ по методу «шоковой терапии», состоит в том, что нельзя стабилизировать экономику, если не дать правительству соответствующих полномочий.
Либерализация цен, вторая составляющая «подхода СЛП», связывалась с допущением того, чтобы цены устанавливались на рынках, а не административными методами. Согласно теории, если цены формируются рыночным способом, они отражают условия спроса и предложения. В российской реальности дело приняло, однако, совсем иной оборот. Цены устанавливаются не столько рынками, сколько монополиями, упрочившимися в результате приватизации, мафиозными группировками, контролирующими важнейшие сектора экономики, а также коррумпированными чиновниками. Урок, который можно из этого извлечь: при либерализации цен до проведения приватизации результатом становится не эффективное производство, а прежде всего создание условий для получения выгоды теми, кто находится у власти.
Приватизация предприятий, третья часть «подхода СЛП», означала превращение предприятий, находящихся в государственной собственности, в частные фирмы, что, согласно замыслу, должно было обеспечить возникновение позитивных стимулов у собственников, управляющих и рабочих. Российская приватизация началась в середине 1992г. и представляет собой одну из наиболее всеобъемлющих перестроек крупномасштабной экономики.
Приватизация государственных предприятий, где новыми собственниками обычно оказываются старые менеджеры («приватизация для своих»), обусловила появление частных монополий с соответствующим монополистическим поведением, включающим надувательство при установлении цен. Кроме того, у новых собственников вовсе не возобладали позитивные стимулы, способствующие росту инвестиций, производства, экспорта, повышению производительности и т.д.
Наоборот, появились стимулы негативные: поведение менеджеров характеризуется стремлением добиться личных краткосрочных выгод. Результатом явилась ликвидация активов фирм: новые собственники-менеджеры стали продавать не только готовую продукцию, но и сырье, полуфабрикаты, оборудование и т.п., а полученная от этой деятельности выручка направлялась на их личные оффшорные банковские счета.
Следует иметь в виду и то, что новые приватизированные предприятия являются естественными объектами для вымогательства. Наконец, с этими предприятиями связано чрезмерное налогообложение всего, на что только власти могут устанавливать налоги (отсюда и массовые факты выплаты взяток коррумпированным правительственным чиновникам). Существующие же рычаги правового регулирования оказались слишком слабыми, чтобы противостоять этим явлениям. Соответствующий урок: проведение приватизации без должного правового регулирования и действенной юридической системы создает стимулы не к росту эффективности, а к криминализации экономики.
Политический кризис в Российской Федерации 1992—1993 годов — противостояние между двумя политическими силами: с одной стороны — Президент России Б. Н. Ельцин, Совет Министров — Правительство Российской Федерации во главе с председателем Виктором Черномырдиным, мэр Москвы Юрий Лужков и ряд региональных руководителей, часть депутатов Верховного Совета — сторонники Ельцина; с другой стороны — руководство и большая часть депутатов Верховного Совета и Съезда народных депутатов во главе с Р. И. Хасбулатовым, а также вице-президент России А. В. Руцкой и некоторые другие представители законодательной власти. Кульминацией конституционного кризиса стало вооруженное кровопролитное столкновение 3—4 октября 1993 года в центре Москвы и возле телецентра «Останкино» и последующий штурм войсками, верными президенту Б. Н. Ельцину, Дома Советов России, что, в совокупности, привело к жертвам, в том числе и среди представителей гражданского населения.
Источник: studfile.net
Переходный возраст: 30 лет назад в экономиках стран бывшего соцлагеря началась «шоковая терапия»
В 1989 году в экономиках Восточной Европы стартовал переход от социализма к капитализму. С распадом СССР аналогичные реформы начались в России и СНГ. На пути к рынку государствам предстояло пройти через болезненную «шоковую терапию», которая сопровождалась падением ВВП, ростом инфляции, безработицы и бедности.
С помощью западных денег страны бывшего соцблока смогли относительно быстро пережить кризис, в то время как Россия и постсоветские республики столкнулись с затяжной рецессией. Спустя 30 лет государства Восточной Европы по-прежнему во многом живут за счёт дотаций Евросоюза. При этом России удалось достичь полной финансовой независимости.
В конце 1980-х — начале 1990-х годов экономики бывшего СССР и Восточного блока начали переходить к рыночному механизму. Либерализация цен, приватизация и создание частной собственности — эти меры должны были повысить производительность труда и эффективность предприятий.
Первые радикальные экономические преобразования начались в Польше в 1989 году. После распада СССР реформы стартовали в России и СНГ. Переход к рынку оказался болезненным: все государства столкнулись с падением производства, галопирующей инфляцией, безработицей и девальвацией нацвалют. Именно так 30 лет назад в бывших социалистических экономиках началась «шоковая терапия».
«Реформы должны были решить проблемы, связанные с изъянами социалистической системы. Ошибки в централизованном планировании и государственном регулировании цен, мягкие бюджетные ограничения, низкая производительность труда и неэффективность государственной формы собственности. Всё это отражалось в бесконечных очередях, повсеместном дефиците товаров народного потребления и невысоком качестве продукции», — пояснил в разговоре с RT профессор кафедры экономики РЭШ Валерий Черноокий.
Также по теме
Время перезагрузки: 20 лет назад в России произошёл дефолт
17 августа 1998 года правительство России объявило технический дефолт по долговым обязательствам страны. Безудержный рост госдолга.
По словам экономиста, серьёзным вызовом на пути к реформам стал разрыв производственных связей между бывшими коммунистическими странами и падение цен на нефть. Кроме того, после распада СССР и Югославии ситуацию осложнили начавшиеся вооружённые конфликты и гражданские войны. Как считает эксперт, в тех условиях «шоковая терапия» оставалась единственным способом для быстрого перевода экономик на рыночные рельсы.
«В основе политики «шоковой терапии» лежала концепция так называемого Вашингтонского консенсуса: резкий шок от либерализации экономических условий будет недолгим, а потом начнётся нормальное развитие», — рассказал в беседе с RT заведующий лабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов.
Начало реформ спровоцировало массовый экономический спад в государствах. Например, в 1992 году ВВП стран Восточной Европы снизился на 11,4%, России — на 14,5%, Украины — на 9,7%, Белоруссии — на 9,6%, Узбекистана — на 11,1%, а Грузии — на 45%. Такие данные приводит Международный валютный фонд (МВФ).
«Рыночные реформы были довольно болезненными во всех странах социалистического блока. Вне зависимости от выбора — «шоковой терапии» или постепенных реформ — все эти государства прошли через высокую инфляцию, падение производства и доходов населения, рост безработицы и неравенства», — вспоминает Валерий Черноокий.
Согласно подсчётам МВФ, в 1992 году инфляция в восточноевропейских странах подскочила до 890%. В России показатель составил 1570%, в Белоруссии — 970%, а на Украине — 1210%.
В 1990-е годы уровень безработицы в Польше поднимался до 16,4%, в Словакии — до 16,5%, в Литве — до 14,6%, в Казахстане — до 13,5%, а в России — до 13%.
«Шоковая терапия» ударила по людям не только экономически, но и физически, утверждают эксперты Евразийского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
«Социальные, экономические и физические издержки реформ были настолько существенны, что люди, родившиеся в начале переходного процесса, в среднем на 1 см ниже ростом, чем те, кто родился чуть раньше или позже этого периода», — говорится в исследовании ЕБРР.
На пороге кризиса
Процесс прохождения реформ заметно отличался в разных странах. По словам Валерия Черноокого, некоторые государства Центральной и Восточной Европы относительно быстро преодолели кризис. При этом в России и большинстве республик бывшего СССР экономические потрясения растянулись вплоть до конца 1990-х годов.
«Эталонным примером успешного проведения «шоковой терапии» часто называют Польшу. Принятый в 1989 году «План Бальцеровича» в первые годы реформ привёл лишь к кратковременному, хотя и довольно болезненному спаду выпуска продукции и всплеску инфляции. При этом уже в 1992-м польская экономика возобновила рост, а к 1996-му вышла на предкризисный уровень», — отметил Черноокий.
Валерий Черноокий добавил, что аналогичным образом ситуация развивалась в Чехии, Венгрии, Словакии и странах Балтии.
Ускоренные темпы «шоковой терапии» в восточноевропейских государствах экономисты во многом связывают с финансовой помощью Европы. Так, МВФ выделил Польше стабилизационный кредит на более чем $1,7 млрд. Кроме того, в 1991 году Парижский клуб кредиторов списал 50% долгов Польши правительствам стран Запада. В 1994-м такое же решение принял и Лондонский клуб кредиторов.
«Кроме европейского финансирования, в странах Центральной и Восточной Европы была значительно выше политическая поддержка реформ. В России же реформаторы постоянно находились в борьбе с коммунистами и «красными директорами». Поэтому процесс реформ то останавливался, то снова набирал обороты», — добавил Валерий Черноокий.
Впрочем, после дефолта 1998 года экономика России полностью вышла из кризиса и начала расти рекордными темпами. В 1999-м ВВП страны увеличился на 6,4%, а в 2000-м — на 10%. Примечательно, что экономики Восточной Европы в среднем показали низкие значения — 4% и 7,3% соответственно. Об этом свидетельствуют данные МВФ.
Любопытно, что уже в 2002 году уровень безработицы в России снизился до 8%. При этом в Польше показатель, напротив, вырос до 20%.
«Среди стран СНГ Россия стала одним из самых удачных примеров прохождения реформ. Мы сумели в очень сложных условиях переходного периода — без денег и серьёзных союзников — создать рыночную экономику. Похожая ситуация была только в Казахстане. Другие бывшие республики СССР проводили реформы медленнее и с оглядкой на Россию», — считает Александр Абрамов.
Экстремальный уровень
После преодоления тяжёлых кризисов бывшим соцстранам удалось перейти к рынку, нарастить темпы роста ВВП, остановить гиперинфляцию и сократить безработицу. Но только 44% граждан этих государств сократили разрыв в доходах с развитыми экономиками, отмечают эксперты ЕБРР.
По последним подсчётам ЕБРР, ещё пять лет назад у 23% граждан бывших социалистических государств уровень доходов был ниже, чем в 1989 году.
Согласно исследованию ЕБРР, одним из главных вызовов для государств остаётся разрыв между доходами самых богатых и самых бедных слоёв населения. Например, в Польше, Словении, Латвии, Венгрии, России и Туркменистане показатель заметно превышает средний уровень. При этом наибольший разрыв зафиксирован в Литве, а самый незначительный — в Таджикистане, Узбекистане и Киргизии.
Во многих странах Восточной Европы до сих пор встречается экстремальная бедность. Речь идёт о людях с доходом менее $1,9 в день. По оценке Всемирного банка, в Польше и Венгрии доля таких граждан составляет 0,5%, в Литве и Латвии — 0,7%, в Болгарии — 1,5%. В то время как в России, Белоруссии и Казахстане экономисты организации зафиксировали отсутствие экстремальной бедности.
«Высокий уровень бедности в странах бывшего соцблока частично связан с политикой «шоковой терапии». Реформы сократили долю промышленного сектора, и государства по большей части стали аграрными. Производительность труда упала, люди уезжали за границу в поисках выгодной работы. До сих пор мы наблюдаем колоссальный поток эмигрантов из этих стран, особенно из Литвы», — рассказал RT заместитель декана факультета мировой экономики и политики ВШЭ Андрей Суздальцев.
Новая зависимость
В 2017 году Польша получила от Евросоюза в виде дотаций около €12 млрд, но направила в европейскую казну только €3 млрд. Власти ЕС выделили Венгрии более €4 млрд, при этом отчисления страны в евробюджет составили €820 млн. Об этом говорится на официальном сайте Евросоюза.
Несмотря на дотации ЕС, бюджеты Польши и Венгрии уже 24 года подряд остаются дефицитными. Такие данные приводит Организация стран экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Отрицательная разница между доходами и расходами государственной казны вместе с растущими дотациями из Брюсселя сопровождается ростом госдолга восточноевропейских стран. По последним подсчётам Евростата, уровень долговой нагрузки в Венгрии составляет порядка 68,2% ВВП, в Польше — 48,1%, в Словении — 67,7%.
Андрей Суздальцев подчеркнул, что Россия выгодно отличается от государств, которые в своё время быстро прошли «шоковую терапию». По данным Минфина, сейчас госдолг страны составляет 15,1% ВВП, профицит бюджета — 2,7% ВВП (на 2018 год).
«В нулевые годы Россия вышла на очень самобытную финансовую национальную политику. Специфика экономики и экспорта, значительная часть которого — это энергоносители, вынуждает нас внимательно относиться к своим возможностям. Сегодня колебания цен на сырьевых рынках заставляют нас формировать профицитный бюджет и создавать резервы, не полагаясь при этом на кредиты и помощь извне», — заключил Андрей Суздальцев.
Источник: russian.rt.com