Происходящие экономические, политические и социальные преобразования в России требуют существенных изменений в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в области образования.
Основными тенденциями развития образования в последнее время являются соединение науки и практики, технизация и компьютеризация образования. Содержание трудовой подготовки в современной школе также претерпевает большие изменения, благодаря введению в школы страны важнейшей инвариантной составляющей базисного учебного плана — новой образовательной области «Технология», цель которой — заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствовать воспитанию и развитию инициативной, творческой личности, процессу ее самоопределения и самореализации в будущей профессиональной карьере.
В Большой Советской Энциклопедии дается следующее определение технологии: «Технология (от греч. techne — искусство, мастерство) — совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т.д.»
22.03.2023 Воспитательные аспекты технологического образования школьников (предмет «Технология»)
За два десятилетия после формулировки этого определения представления о технологиях значительно расширились, понимание технологий вышло за рамки производственных процессов и органически связалось с непроизводственными сферами жизни.
Образовательная область «Технология» с 1 сентября 1993 года включена в инвариантную часть базового учебного плана общего образования в школах России. Она может оказать существенное влияние на сохранение и возрождение лучших традиций народной культуры, промыслов, мастерства, способствует дальнейшему экономическому и социальному прогрессу страны.
Современные тенденции общественного развития, ориентация системы образования на личностно сориентированную модель подготовки подрастающего поколения, влияющую на развитие конкретного ученика, переход к вариативному обучению по выбору, появление новых методик и технологий обучения и воспитания, социализация школы потребовали серьезного анализа и обобщения отечественного и зарубежного опыта работы в области технологического образования молодежи.
Мировой опыт ускорения научно-технического прогресса (США, Япония, Италия, Германия) показывает, что в последнее десятилетие спрос на неквалифицированный труд резко падает. Так, в США 90% профессий требуют образования выше среднего, в Японии 80% заняты в производстве со сложными технологиями в торговле, образовании, банковском деле, спорте и т.д. Эта тенденция характерна и для других высокоразвитых стран мира. Рост квалификации специалистов с высшим и средним специальным образованием, связанный с внедрением в производство новой техники и технологий потребовал модернизацию как содержания, так и учебного процесса профессионального образования.
В современном значении научно-технический прогресс предстает как процесс освоения обществом открываемых естественными науками все новых законов и сил природы, все новых возможностей их использования путем превращения завоеваний науки с помощью создаваемых и непрерывно совершенствуемых машин, механизмов, приборов, приспособлений в органы общественной практики вообще и непосредственно в производительную силу в частности.
Обязательный учебный предмет «Технология»: ответ на вызовы будущего (часть 1)
Сущность научно-технического процесса состоит в том, что он несет с собой качественные перемены в технологии производства, энергетике, орудиях и предметах труда, в организации управления, в характере трудовой деятельности людей. Он оказывает глубокое влияние и на облик работника, способствуя повышению образованности и культуры, расширению научно-технического кругозора. Характерной чертой нашего времени является все более интенсивное превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Темпы роста экономики во все большей степени зависят от темпов научных исследований и внедрения их результатов в производство.
Современный этап научно — технического прогресса связан с автоматизацией производства. Автомат замещает человека в функции управления всеми процессами и орудиями труда. В этом основная черта научно-технического прогресса.
В связи с коренными изменениями, бурно протекающими во всех сферах жизни нашего общества, необходимо решать педагогические, дидактические и технологические задачи всех уровней образования молодежи в рамках страны. Новые социальные условия заставляют школу быть гибкой, динамичной, чуждой всякого шаблона и застоя. Решить эти новые задачи возможно ведя поиск новых педагогических технологий.
Предмет «Технология» — «. интегративный предмет, синтезирующий полученные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающий их использование в работе промышленности, энергетике, связи, сельского хозяйства, транспорта и других направлениях деятельности человека».
Изучение предмета «Технология» «. позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения и обеспечить интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие учащихся и их адаптацию к современным социально-экономическим условиям».
«Главной целью нового учебного предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни.
Это предполагает: средствами предмета «Технология» формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей до реализации продукции».
Благополучие человека немыслимо без создания материальных и духовных благ, производства промышленной продукции и продуктов питания. В этом отношении мы далеко отстали от развитых стран мира. Наше производство и раньше имело низкие темпы роста, многие предприятия были низкорентабельными и убыточными.
Сложившееся и устаревшее производство усугубляло экологическую обстановку на планете. Нерационально использовались земля, материальные ресурсы и сырье, в частности с большими и вредными отходами производства, загрязнением почв, водоемов, атмосферы. Грамотное решение этих общечеловеческих и других проблем невозможно без основательного технологического образования подрастающего поколения.
Важность развития технического мышления, технологической культуры молодежи признается сейчас во всем мире, проблемами обучения молодежи в рамках технологической культуры ЮНЕСКО занимается с 1950 года.
В Германии, например, в последнем десятилетии был принят ряд постановлений, в которых назывались основные целевые установки информационно — технической подготовки молодежи к самостоятельной трудовой жизни. К ним отнесены: формирование технического мышления, необходимого для решения различных производственных задач, формирование умения получения и переработки информации, умения сформулировать проблему, систематическое накопление опыта решения жизненных ситуаций в различных сферах деятельности.
Сегодня в российском образовании усиливается внимание к дисциплинам практического цикла. Связано это с изменениями в структуре современного научного знания. На инженерные дисциплины смотрят теперь как на прикладные в цикле общего образования. Почему изменилось место технических дисциплин в общем образовании? Объясняется это тем, что технические науки занимаются исследованием всех видов практической деятельности человека.
Идеи практического обучения детей, выдвинутые Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским получают свое воплощение в новом учебном школьном интегративном курсе «Технология».
Этот предмет синтезирует в себе ранее созданные направления трудового обучения учащихся в одну интегрированную модель, дающую учащимся достаточно полные представления о технико — технологической стороне окружающего мира. Синтез теории и практики, образования и труда, союз техники и педагогики — вот отдельные стороны одной сложной проблемы — подготовки учащихся к взрослой трудовой жизни.
Появление интегративного курса «Технология» вызвало существенные изменения в учебных планах общеобразовательных школ. Он нашел широкую поддержку даже при существующем консерватизме ряда педагогов, работающих по старым методикам.
Преподавание предмета «Технология» уже освоено школами западных стран. Изучен опыт работы, например, английских технологических школ. Однако ученые-педагоги России склонны к созданию своих технологических школ, на своей национальной основе, на базе разработок отечественных ученых и имеющегося опыта трудовой подготовки молодежи.
По мнению П. Р. Атутова «содержательная и процессуальная стороны «Технологии» как предметной области трудовой подготовки учащихся совпадают в значительной мере с реализацией политехнического образования в школе, которое включает в себя «Технологию» как один из важных элементов его содержания».
Технология в широком ее понятии может быть не связана с техникой. Теория и практика рождают новые технологии, охватывающие все сферы деятельности. Курс «Технологии» предназначен как для использования показа научных данных в сфере производства, так и для гуманитарных предметов по производству духовных ценностей. Новый предмет «Технология» вводится в эпоху всемирной технологической революции. Технологическая подготовка базируется на предметах общеобразовательной подготовки и должна пронизывать всю учебную и трудовую деятельность учащихся.
Технология определяется как совокупность процессов, знаний и умений, а также навыков по производству материальных и духовных ценностей. Технология в школе рассматривается как учебно-трудовая, преобразующая деятельность учащихся на научной основе, наука о способах обработки различных материалов.
Технология, как наука о преобразовании материи, энергии, информации по замыслам человека, определяет следующие задачи для школы: формирование технологической культуры; развитие творческих способностей; овладение умениями и навыками обработки материалов; формирование политехнических знаний и умений; воспитание трудолюбия как важнейшей нравственной ценности человека.
Симоненко В.Д. определяет концепцию «Технологии» как предметной области, способствующей решению следующих задач школы: политехнического образования; развития творческого мышления учащихся; воспитания школьников; формирования предприимчивости, деловитости, экономности; физического развития и здорового образа жизни; расширения гуманитарного кругозора; гуманизации образования; подготовки учащихся к профессиональному самоопределению; осуществления образования на разносторонней научной основе.
Технология рассматривается по сферам производственной деятельности и может охватывать для учащихся 1-4 классов ручной труд; для 5-7 классов — ручной механизированный труд; для 8-9 классов станочный труд и профессиональное самоопределение; для 10-11 классов — творческий труд, заканчивающийся изготовлением изделий по индивидуальным проектам.
Муравьев Е.М. технические знания в области технологии подает на практические, технологические, конструктивно — технические и материаловедческие. При этом выделяется проблема систематизации различных форм технологических знаний в единый целостный учебный курс технологии обработки материалов. Педагогические требования в данном случае выражаются в соблюдении известных дидактических принципов и правил обучения.
Предмет «Технология» позволяет синтезировать познавательную и предметно-преобразовательную деятельность, учащиеся могут на более реальной основе получить знания, умения и навыки о воздействии человека на материальный мир, постичь единую логическую систему взаимодействия человека с природой, с материальным миром.
Обязательность внедрения «Технологии» в учебный план школ вытекает из стремления использовать активный деятельностный подход к практической подготовке школьников через разработку и выполнение проектов на занятиях, через организацию мини — предприятий по производству и продаже товаров и услуг, через приобретение опыта на предприятиях.
Ведущим методом обучения должен стать метод систематизированных проектов. Проектность — одно из измерений культуры ХХ века, это особый тип мышления, пронизывающий все сферы нашей жизни. Темы для проектов дает нам окружающая среда, их осуществление должно быть последовательным, системным.
Проблемная направленность обучения в процессе выполнения проектов (обучение поиску проблем, изучение потребностей и спроса, установление оптимального варианта решения проблемы), должна ориентироваться на творческий подход к действительности, интеграцию содержания образования на основе комплексного подхода к трудовой деятельности.
В процессе изучения «Технологии» учащиеся должны уметь осуществлять разработку проекта (учащиеся должны быть способны воспроизвести весь процесс проектирования: от идеи до разработки реальных выполнимых предложений и оформления самого проекта); планировать предстоящую работу и изготавливать изделия (учащиеся должны быть способны изготавливать объекты, системы и элементы окружающей среды, разрабатывать план деятельности); давать оценку результатам своей деятельности (учащиеся должны быть способны оценить свою деятельность).
Интеграция предметов в «Технологии» должна способствовать формированию целостных представлений о технологической картине мира, выработке единой логики изучения учебного материала, устранению ненужных повторений, сокращению общих затрат времени, созданию единой методической системы, обеспечивающей экономию материалов, средств, уменьшения нагрузки преподавателей, повышения качества подготовки выпускников учебных заведений.
В образовательную область «Технология» включен и «Информационные технологии». Это связано, в первую очередь, с ускорением научно-технического прогресса, основанном на внедрении в производство гибких автоматизированных систем, микропроцессорных средств и устройств программного управления, роботов и обрабатывающих центров. В связи с этим, перед современной педагогической наукой поставлена важная задача — воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией. Компьютер как средство обучения в силу своей универсальности позволяет не только формировать знания, умения и навыки, но и решать более важную задачу — развивать личность, удовлетворяя ее познавательные запросы.
Таким образом, коренное изменение содержания образования касается введения новых педагогических и информационных технологий. Весь мир под эгидой ЮНЕСКО заявил, что XXI век будет характерен новыми педагогическими и информационными технологиями.
АВТОР: Шипицын Н.П.
Источник: superinf.ru
Целью изучения учебного предмета “Технология” в начальной школе является формирование технологической грамотности младших школьников, как основы технологической культуры.
Трудовое обучение – учебный предмет в школе, компонент образовательной области «Технология», главной задачей которого является развитие технологического мышления учащихся, формирование у них общетрудовых, политехнических знаний, умений, основ технологической культуры, сенсомоторных, манипуляторных навыков, необходимых для трудового, экономического воспитания, профессионального и жизненного самоопределения.
Предмет “Технология” в начальной школе – компонент образовательной области «Технология», – это первоначальная ступень трудовой технологической подготовки учащихся, призванная стать органическим звеном в системе воспитания и развития личности. Реализация технологической подготовки в трудовом обучении способствует интеграции познавательной, созидательной и преобразовательной деятельности учащихся, что особенно важно в начальных классах. В осуществлении этой задачи особое место отводится урокам трудового обучения, основная особенность которых – преобладание практической деятельности, направленной на преобразование предметной реальности.
“Технология” в начальной школе предусматривает: формирование простейших технико-технологических знаний; овладение основными способами деятельности, направленными на социализацию личности; экономическое, эстетическое, экологическое, нравственное воспитание; интеллектуальное и физическое развитие; знакомство с основными сферами трудовой деятельности человека.
Отбор содержания учебного предмета осуществлен на основе принципов социально трудовой необходимости и личностной достаточности, культуросообразности, преемственности, пропедевтичности, технологической вариативности, а также эволюционного преобразования “Трудового обучения” с сохранением его лучших традиций.
· Основываясь на сложившихся традициях, в содержании обучения труду сохранены традиционные разделы “Технология обработки материалов (бумаги, картона, текстиля, природных материалов)”,
· Реализация принципа культуросообразной деятельности осуществляется через все разделы, но основное внимание уделяется на “Технологии ремесел”.
· Принцип технологической вариативности наиболее четко проявляется при изучении раздела “Технология ремесел” с учетом региональных, местных особенностей и профессиональной компетентности учителя.
Целью изучения учебного предмета “Технология” в начальной школе является формирование технологической грамотности младших школьников, как основы технологической культуры.
Основными задачами являются:
• удовлетворение потребностей детей в трудовой деятельности, в реализации творческих замыслов в процессе учебно-трудовой, преобразовательной и созидательной деятельности;
• формирование элементарных технико-технологических знаний как компонента мировоззрения – технической и технологической картины мира;
• формирование опыта созидательной и преобразовательной деятельности по созданию потребительных стоимостей, включающего овладение способами деятельности по выполнению основных технологических операций ручного труда в бытовой сфере как необходимое условие успешной социализации в современных социально-экономических условиях;
• формирование культуры труда и поведения в процессе трудовой деятельности и общения, развитие технических, интеллектуальных способностей, сенсорных, двигательных и манипуляционных навыков;
• формирование интереса к трудовой деятельности, первоначальное знакомство с основными сферами трудовой деятельности.
Программа по технологии в соответствии с требованиями Стандарта предусматривает решение следующих задач:
· развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, умений работать с различными источниками информации;
· формирование представлений, раскрывающих роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий; овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми и конструкторско-технологическими умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов и общественно значимых предметов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
· воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности, формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;
· развитие коммуникативной компетентности, формирование мотивации успеха и достижений, умений составлять план действий и применять его для решения практических задач.
С учетом специфики данного учебного предмета программный материал каждого года обучения представлен четырьмя разделами: «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда», «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты», «Конструирование и моделирование», «Практика работы на компьютере (использование информационных технологий)».
Первый раздел — «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда» — состоит из четырех структурных единиц: «Трудовая деятельность в жизни человека», «Содержание труда людей ближайшего окружения», «Процесс труда», «Первоначальные умения проектной деятельности». В них на основе знакомства с особенностями труда, быта, ремесел родного края раскрывается роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающей среды, формируются первоначальные представления о мире профессий, эстетическая культура; содержится информация о ручном, механизированном и автоматизированном труде; раскрываются особенности организации процесса труда младших школьников и роли в ней учителя; дается общее представление о проектной деятельности.
Освоение учащимися проектной деятельности по предметной области «Технология» следует начинать со 2 класса. Особенность ее содержания состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, ставят близкие и важные для ребенка цели (изготовление моделей для уроков по окружающему миру, математики, для внеурочной игровой деятельности и т. п). Организуя проектную деятельность, важно активизировать детей на самостоятельное обоснование проекта, выбор конструкции и ее улучшение, отбор материалов и экономное их расходование, продумывание последовательности проведения работ.
Второй раздел — «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)» — состоит из следующих структурных единиц: «Природные материалы», «Искусственные материалы», «Полуфабрикаты», «Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач». Распределение материалов по классам осуществляется на основе принципа доступности, с постепенным увеличением степени технологической сложности изготавливаемых изделий, учитывая при этом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
Структурные единицы содержат информацию по применению материалов, наблюдение и опытное исследование некоторых их свойств как отдельно, так и в сравнении друг с другом, краткую характеристику технологических операций, описание практических работ, перечень объектов труда и творческие задания. В этом разделе учащиеся знакомятся с информацией, необходимой для решения технических, технологических и практических задач, что обеспечивает самостоятельную деятельность детей при конструировании изделий из различных материалов.
Учитель вправе с учетом региональных особенностей, национальных традиций, возможностей школы вносить коррективы в перечень практических работ и объектов труда. На изготовление рекомендуемых изделий может быть затрачено от одного до четырех уроков.
Третий раздел — «Конструирование и моделирование» — представлен следующими структурными единицами: «Конструирование. Сборка моделей из деталей конструктора», «Использование измерений для конструирования и решения практических задача, «Моделирование пособий для различных уроков».
В этом разделе происходит знакомство с понятиями «конструкция изделия», «модель»; формируются первоначальные представления о видах конструкций и различных способах их сборки. В разделе «Конструирование и моделирование» представлены конструкции изделий (пособий), необходимых для других предметных областей. Естественным результатом изготовления этих пособий является проверка их в действии на других уроках (функциональная составляющая изделия).
Четвертый раздел — «Практика работы на компьютере» — предусматривает обучение младших школьников использованию компьютерных программ как средства учебного назначения, позволяя расширить ряд информационных источников (работе с которыми целенаправленно обучаются дети).
Учебные материалы для 4 класса позволяют организовывать практическую работу детей с электронным справочником для формирования первоначальных умений, использовать электронные справочники и энциклопедии для поиска информации.
Программа предполагает обучение младших школьников умению организовать работу по самообразованию с использованием программных средств. В частности, дети учатся работать с тренажерами.
Особое внимание при изучении вышеуказанных разделов программы уделяется культуре труда, правилам безопасной работы и личной гигиены, умению экономить материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям.
Программа предусматривает обязательное сочетание индивидуальной работы, работы в малых группах и коллективной работы, что особенно актуально для малокомплектных или разновозрастных классов сельской школы. Готовые работы желательно использовать на уроках по другим предметам, при организации школьных выставок, конкурсов, ярмарок, при оформлении школьных и домашних помещений, для подарков.
Лекция 2. Особенности оснащения предмета технологии в начальной школе. Оснащение курса технологии в начальной школе. Приемы работы с колющими (циркуль, игла, шило) инструментами. Приемы работы с режущими (ножницы, нож) инструментами.
В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.
Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “ делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.
Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.
Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами.
Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, — все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.
Обучение школьников технике безопасности в обращении с любыми инструментами также следует отнести к важнейшим вопросам культуры и организации работы. Учителю необходимо познакомить детей с соответствующими правилами и добиваться строгого и неукоснительного их соблюдения. Эту работу нужно проводить систематически и последовательно, по мере включения в деятельность тех или иных инструментов, наряду с освоением приёмов и культуры труда. Во время первого знакомства с инструментом учитель должен рассказать о правилах обращения с ним, продемонстрировать их и по возможности выполнить со- ответствующие упражнения с учениками. В дальнейшем придётся постоянно напоминать детям о правилах безопасности, следить за их соблюдением, а при необходимости специально отрабатывать в упражнениях.
Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, шило, крючок, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по вязанию, схемы по бисероплетению, трафареты букв.
Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный, бисер, стеклярус; корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа.
Лекция 3 Формы организации обучения технологии. Урочная и внеурочная формытехнологической подготовки младших школьников. Виды внеклассной работы по технологии,требования к ним. Планирование внеклассной работы потехнологии. Схема конспекта внеурочного занятия
Формы внеклассной работы по обслуживающему труду
К внеклассным формам работы с учащимися относятся: экскурсии на предприятия сферы обслуживания, встречи с ветеранами труда, конкурсы по профессии.
Рассмотрим каждую из этих форм в отдельности.
Экскурсии. Программой трудового обучения предусматривается проведение производственных экскурсий в каждом классе. Основная цель экскурсии состоит в том, чтобы дать школьникам общее представление о современном производстве, познакомить их со структурой предприятий общественного питания, швейных фабрик или ателье, с условиями и спецификой работы на них, но главное — наглядно продемонстрировать производительный труд и рассказать о его сущности, о современной технике и технологии производства.
Экскурсии заранее планируются и являются органической составной частью учебно-воспитательной работы по трудовому обучению. Во время экскурсии учащиеся глубже осознают необходимость изучения курса трудового обучения, на конкретных примерах убеждаются в общественной значимости профессий сферы обслуживания.
Темы экскурсий, их цели и характер согласуют с требованиями программы. В начальных классах обычно проводят только ознакомительные экскурсии, способствующие усвоению школьниками отдельных тем или разделов программы.
Методика проведения экскурсий. Методика проведения экскурсий предполагает подготовку к экскурсии, ее проведение и подведение итогов.
Подготовка к экскурсии начинается с составления плана ее проведения и выбора объекта, т.е. предприятия, которое учащиеся должны будут посетить. Исходя из цели экскурсии, учитель определяет вопросы, на которые школьникам следует обратить особое внимание. Затем он договаривается с организаторами экскурсий на предприятии или добивается разрешения того, чтобы провести ее самому. Намечая план маршрута, преподаватель продумывает, как обеспечить безопасное передвижение учащихся по территории предприятия, как сделать экскурсию менее утомительной и в то же время более содержательной.
Чтобы повысить активность учащихся во время экскурсии, необходимо дать им план проведения и вопросы, на которые нужно будет ответить по окончании экскурсии, а также индивидуальные задания.
Задание к экскурсии
Запишите в тетради название предприятия.
Какие виды работ выполняются в основных цехах предприятия?
Назовите современное оборудование, используемое в его цехах.
Расскажите, работники каких основных профессий работают на предприятии.
Что больше всего вам понравилось на предприятии?
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Рабочая программа по предмету «Технология» 4 класс
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»), требованиями основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ___________, на основе авторской программы курса «Технология» 1-4 классы О.В.Узоровой, Е.А.Нефедовой для общеобразовательных учреждений 4-летней начальной школы для УМК «Планета знаний».
Оценить
23 0
Содержимое разработки
Рабочая программа
по предмету «Технология »
Начальное общее образование
Базовый уровень
Срок реализации: 1год
___учебный год
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного стандарта начального общего образования ( Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»), требованиями основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ ___________ , на основе авторской программы курса «Технология» 1-4 классы О.В.Узоровой, Е.А.Нефедовой для общеобразовательных учреждений 4-летней начальной школы для УМК «Планета знаний».
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Технология»
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № ____________и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту О.В. Узоровой, Е.А. Нефёдовой «Технология», 4 класс.
Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по технологии в 4 «Б» классе.
Задачи рабочей программы:
• дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении технологии;
Целипрограммы по технологии в 4-м классе:
- формирование начальных технологических знаний, трудовых умений и бытовых навыков, опыта практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда;способов планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы, умения использовать полученные знания, умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни. Формирование начальных форм познавательных универсальных учебных действий – наблюдение, сравнение, анализ, классификация и обобщение.
- овладение знаниями о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, о правилах создания предметов рукотворного мира, о традициях и героическом наследии русского народа, первоначальными представлениями о мире профессий.
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям разных профессий, результатам их труда, и к Человеку в целом, к материальным и духовным ценностям. Воспитание привычки к самообслуживанию в школе и дома, к доступной помощи старшим и младшим и помощи по хозяйству.
Реализация целей программы рассматривается в тесной связи с системой образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Образовательные задачи:
- знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства;
- освоение технологических приёмов (знакомство с инструментами и материалами, а также – техника безопасности при работе с ними);
- формирование у детей определённых знаний, умений и навыков по каждой предложенной теме.
Воспитательные задачи:
- формирование прочных мотивов и потребностей в обучении и самореализации;
- развитие интересов ребёнка, расширение его кругозора, знакомство с историей и культурой народа, с историей возникновения и использования предметов быта и домашней утвари;
- формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических и других качеств личности ребёнка;
- пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;
- формирование интереса и любви к народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну.
Развивающие задачи:
- развитие самостоятельного мышления, умения сравнивать, анализировать;
- развитие речи, памяти, внимания;
- развитие сенсорной сферы: глазомер, форма, ориентировка в пространстве и т.д.;
- развитие двигательной сферы: моторика, пластика, двигательная сноровка и т.д.;
- развитие коммуникативной культуры ребёнка.
Актуальностьданного курса в том, что в рамках этой программы для каждого ребёнка создаются оптимальные условия для формирования его личности как нравственной, активной, творческой, эмоционально и эстетически развитой, творческой и самостоятельной.
Отбор содержания данной программы опирается на стандарты начального общего образования с учётом традиций изучения технологии в начальной школе и принципом преемственности с дошкольным периодом и средней школой.
Содержаниеданной программы направлено на реализацию приоритетных направлений технологического (трудового) образования – приобщению к искусству как к духовному опыту поколений, овладение способами художественно-технологической деятельности и развитие творческой одарённости ребёнка, а также его самоконтроля. В результате дети в соответствии с их возрастными особенностями учатся обращаться с наиболее распространёнными материалами, такими как: пластилин, тесто для лепки, бумага, ткань, нити, верёвки, проволока, фольга, природные материалы и пр., овладевают основными приёмами мастерства, достаточными для того, чтобы суметь за короткое время соответственно своему замыслу сделать своими руками без помощи взрослых полезную, эффектную, красивую поделку, которой ребёнок сможет гордиться, и объективно оценить результаты своего труда. Также младшие школьники учатся использовать информационные и компьютерные технологии, овладевают первичными навыками работы на компьютере, что позволяет учащимся идти в ногу со временем, познавать мир и преобразовывать виртуальную реальность.
Концентрический принцип построения курса способствует изучению основных тем в несколько этапов, возвращению к ним на более высоком и углублённом уровне обобщения и практического применения подачи материала.
В 4 классе в учебнике сформированы четыре раздела – в первых трёх объединяется работа с несколькими видами материалов и различными технологическими приемами, — «Страна Новаторов» (объемное конструирование из бумаги, работа с рукотворными и природными материалами и предметами, их нестандартное применение), «Страна Нестандартных Решений» (конструирование из бумаги, фольги и проволоки, работа с пластичными материалами, знакомство с культурой поведения в обществе и проведения праздников), «Страна умелых рук» (конструирование из различных материалов, работа с текстильными материалами). Четвертый раздел «Страна высоких технологий» посвящен изучению информатики (устройство и работа компьютера, программы Paint , Word и работа с ними)
Внутри каждого раздела эти же принципы (концентрический и пошаговый) позволяют сделать подачу материала наиболее полной и последовательной. Каждая из этих тем не изучается в изоляции от других, соблюдается тесная взаимосвязь всех разделов программы, пропедевтический уровень новых знаний закладывается на каждом уроке, позволяя, переходя к изучению очередной темы, опираться на устойчивую конструкцию первоначальных представлений, сформированных заранее. Исследовательская деятельность на уроках не только позволяет более осмысленно освоить обязательный материал, но и способствует использовать элементы опережающего обучения. Это позволяет разнообразить процесс формирования обязательных навыков и вывести его на новый уровень применения изученного в новых ситуациях, в новых условиях, на новых объектах.
Характерными особенностями учебного предмета «Технология» 4 классе являются:
— практико-ориентированная направленность содержания обучения;
— применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач.
Программа рассчитана:
количество часов в неделю —1;
количество часов в год — 34;
Примерное распределение часов:
количество часов в І четверти — ____
количество часов во II четверти —____
количество часов в ІІІ четверти — ____
количество часов в I V четверти — ___
Содержание программы (34 ч)
Объёмное конструирование из бумаги и других материалов (8 ч)
Знакомство с миром профессий. Взаимосвязь профессий. Разнообразие типографской продукции. Профессия метеоролога. Сведения об измерении силы и направления ветра.
Принципы действия ветроуказателя, флюгера, ветряной вертушки. Профессия топографа. Рельеф земли. Профессия
архитектор. Конструкции мостов. Мост. Древние зодчие. Принципы построения бревенчатого сруба.
Практическая деятельность. Изготовление шаблона из картона. Работа с канцелярским ножом и дыроколом. Памятный фотоальбом (поделка из картона с прорезями). Изготовление объёмной поделки с вращающимся модулем. Изготовление поделок: «Вертолётик» (бумажный подвижный модуль), пуговичная «Вертушка» (подвижная инерционная игрушка).
Поделка «Волшебный цветок» (бумажная подвижная модель). Изготовление салфеточной массы для лепки. Работа с циркулем и линейкой. Изготовление развёртки для конуса. Вырезание сектора. Изготовление макета рельефа земли. Чудо-мост (эксперимент). Работа с отвесом. Выравнивание по отвесу. Изготовление поделки «Пизанская башня» (бумажный макет).
Поделка «Колодец» (объёмный макет из дерева). Изготовление объёмного макета из различных материалов.
Конструирование из природных и рукотворных материалов, знакомство с окружающим миром (7 ч)
Возникновение профессий. Сведения о самых первых профессиях. Принципы экономичного ведения хозяйства. Экономия природных ресурсов и экология. Правила экономии. Уборка в доме. Мероприятия по сохранению здоровья.
Здоровое питание. Пищевой режим. Режим дня. Личная гигиена. Гигиена быта. Свойства гипса. Гипс как декоративный материал. Мексиканская игрушка пиньята. Техника папье-маше.
Бисероплетение.
Практическая деятельность. Изготовление поделки из природных материалов сувенирный веник. Мешочек для запаривания трав (объёмная поделка из ткани). Работа с гипсом. Поделка гипсовый подсвечник. Изготовление куклы пиньята (объёмная поделка из папье-маше на основе воздушного шара). Поделка ящерка (бисероплетение по схеме).
Изготовление ёлочных игрушек из бисера. Новогоднее меню.
Работа с текстильными материалами (9 ч)
Талисманы, амулеты. Пряжа и плетение. Деловой этикет. Спецодежда. Одежда делового человека. Деловой костюм. Галстук. Искусственные цветы.
Цветы из ткани. Технологические приёмы работы с тканью. Виды швов. Ручной шов «Строчка». Швы на джинсах.
Заплатки. Обсуждение
профессии дизайнера. Проект оформления детской комнаты.
Практическая деятельность. Плетение по схеме. Изготовление оберега. Поделка в технике изонить. Навыки завязывания галстука. Последовательность глажения мужской рубашки.
Поделка из ткани по выкройке грелка-курица на чайник. Поделки: пышные цветы (объёмная поделка из ткани), цветы с бахромой (объёмная поделка из ткани), спиральные розы (объёмная поделка из ткани), объёмные цветы (поделка из ткани). Поделка Чудо-букет (объёмная поделка из ткани). Нарядные заплатки — декоративное украшение. Изготовление заплатки из ткани.
Поделки: сумка-карман из джинсовой ткани, сумка-мешок из джинсов (объёмная поделка из ткани).
Устройство и работа компьютера, программы Paint, Word, Интернет и работа с ними (10 ч)
Свойства информации. Профессии информационных технологий. Хранение информации. Носители информации. Виды и свойства информации. Систематизация информации. Интерфейс. Калькулятор. Работа в Word. Таблицы.
Photoshop (Фотошоп). Работа с фотографией в Paint (декорирование). Компьютерная вёрстка. Современный верстальщик. Роль Интернета в жизни современного человека. Электронная почта. Компьютерные вирусы.
Безопасность компьютера. Просмотр веб-страниц. Переход по ссылке. Интернет. Достоверность информации в Интернете.
Электронные публикации. Электронный журнал. Веб-дизайн. Как попасть на нужную страницу с помощью URL. Информационно-поисковые системы.
Практическая деятельность. Работа с флешкой. Поиск информации в компьютере (файлы и папки). Работа с калькулятором. Изготовление таблички на дверь. Расписание звонков. Весёлая открытка (преобразование в Paint, использование надписей).
Школьная стенгазета (статья для газеты). Поиск информации о любимом животном.
Учебно-тематическое планирование курса
По примерной рабочей программе
Источник: www.prodlenka.org