Школьная программа петерсон начальная школа что это

Школьная программа петерсон начальная школа что это

Курс будет полезен учащимся первого класса, будущим первоклассникам, а также второклассникам, которым нужно повторить материал прошлого года. Курс формирует базовые алгебраические представления, представления о числах и действиях с ними, геометрических фигурах, пространственных отношениях, величинах и единицах измерения, текстовых задачах. Курс состоит из 60 занятий, одно занятие длится 1 академический час. Уроки проходят на интерактивной платформе. В программе — алгебраические представления, математический язык и элементы логики, величины, единицы измерения и зависимости между ними.

Математический язык и элементы логики

  • Свойства предметов, группы;
  • Порядок. Последовательность.

Алгебраические представления

  • Сравнение с помощью знаков = и ≠, > и
  • Римская, арабская и алфавитная нумерация;
  • Уравнение. Нахождение целого и части. Уравнение со сложением и вычитанием;
  • Решение уравнений по числовому лучу, по схеме.

Величины, единицы измерения и зависимости между ними

Краткая характеристика образовательных программ начальной школы

  • Величины и их свойства. Длина. Масса. Объём;
  • Периметр;
  • Единицы счета;
  • Дециметр.

Геометрические фигуры и пространственные отношения

  • Точки и линии. Области и границы;
  • Отрезок. Части и целое. Ломаная. Многоугольник;
  • Части фигур. Равные фигуры.

Числа и арифметические действия с ними

  • Сложение. Таблица сложения. Вычитание. Сложение и вычитание по частям с переходом через десяток;
  • Счёт десятками и единицами;
  • Нумерация двузначных чисел. Натуральный ряд. Сравнение.

Текстовые задачи

  • Алгоритм решения задачи. Решение текстовых задач. Составление задачи;
  • Решение задач на целое и части. Обратные задачи;
  • Сравнение чисел. Задачи на сравнение. Нахождение разницы. Нахождение большего и меньшего числа;
  • Решение составных задач;
  • Решение задач на сложение и вычитание в пределах 10.

Источник: digital-academy.ru

Учебные программы

Мы занимаемся по Виноградовой..», «А у нас в классе учат по Занкову». А Вы знаете, чем отличаются школьные программы разных авторов?

Нет плохих или хороших программ. Все рассматриваемые в статье программы одобрены Министерством образования. И развивающая система ничем не лучше и не хуже традиционной. На самом деле, каждая система рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны.

Как обмен веществ, или скажем, цвет волос . Поэтому в описание каждой программы мы ввели раздел «Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе», где будем описывать те качества, которыми желательно обладать ребенку для того чтобы показывать высокие результаты, не перенапрягаясь при этом.

Ниже мы иногда будем приводить примеры школ, обучающих по той или иной программе, но на самом деле, разные классы одной и той же школы могут учиться по разным программам, особенно там, где выбор программы осуществляют сами учителя. И это даже хорошо. Разные программы и системы требуют от детей разных начальных знаний и навыков, да и от личных качеств учителя во многом зависит, сможет ли он реализовать программу в полном объеме. Поэтому учитель выбирает программу, которая позволит ему работать именно в сложившейся обстановке именно с данным коллективом.

Система образования Занкова

По ней, например, учатся в школах №35, №70 и еще множестве школ.

В 1995 — 1996 гг. система Л.В. Занкова признана как параллельная государственная система начального обучения.

Цель: общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, школьников и как надежная основа усвоение ими знаний, умений, и навыков.

Задачи: Одна из важнейших задач — воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».

Принципы: самостоятельность учащегося, творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема обратная традиционной: сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями.

Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей.

Ведется систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых. Важным считается осознание школьниками своего процесса учения.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: готовность работать в высоком темпе, способность к рефлексии, самостоятельному поиску и усвоению информации, готовность проявить творческий подход при решении поставленной задачи.

Система образования Эльконина-Давыдова

Если Занков учит на большой скорости, то Давыдов следует поговорке «тише едешь — дальше будешь».

Образовательная система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова имеет уже более чем 40-летнию историю существования: сначала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из трех государственных систем, наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л.В.Занкова.

Цель: формирование системы научных понятий, учебной самостоятельности и инициативности. Развитие в ребёнке умения необычно и глубоко мыслить

  • сформировать у выпускников начальной школы способности к рефлексии, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через:
  • знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;
  • умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;
  • умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;
  • умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.

Сформированность этих способностей обнаруживается, если:

— учащиеся могут выделить систему задач одного класса, имеющих единый принцип их построения, но отличающихся внешними особенностями условий (содержательный анализ);

— учащиеся могут мысленно построить цепочку действий, а затем слитно и безошибочно их выполнить.

  • развить творческий потенциал, воображение учащегося.

Принципы:

  1. Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины.
  2. Предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
  3. Освоение общего способа начинается с предметно-практического действия.
  4. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

Содержание: разработаны учебники по всем предметам, изучаемым в начальной, средней и старшей школе.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: те же, которые были описаны для программы Занкова. Исключение: работать в быстром темпе вряд ли придется. Скорее пригодится основательность, внимание к мелочам, способность обобщать.

Школа 2100 (Школа 2000, программа Петерсона)

Программа направлена, прежде всего, на развитие и совершенствование традиционного содержания образования.

Цель: обеспечить естественную и эффективную интеграцию ребенка в общество.

  • сформировать готовность к производительному труду
  • сформировать готовностьк дальнейшему обучению и – более широко – вообще к непрерывному образованию.
  • вырастить естественно-научное и общегуманитарное мировоззрение.
  • обеспечить определенный уровень общекультурного развития. Примером может служить формирование (выращивание) у школьника умений адекватного художественного восприятия хотя бы литературы
  • сформировать определенные личностные свойства, обеспечивающие его успешную социально-психологическую адаптацию в обществе, успешную социальную активность и успешное социально-личностное развитие
  • предоставить максимальные возможности для формирования у ученика установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности
  • сформировать знания, установки и базисные умения педагогической деятельности.
Читайте также:
Paperport image printer 64 bit что это за программа

Принципы:

Принцип адаптивности. Школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.

Принцип развития. Основная задача школы – это развитие школьника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Сюда относится, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса: Во-вторых, данный принцип предполагает создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника, атмосферы.

Принцип образа мира. Представление школьника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. В результате учения у него должна сложиться своего рода схема мироустройства, мироздания, в которой конкретные, предметные знания занимают свое определенное место.

Принцип целостности содержания образования. Иными словами, все «предметы» взаимосвязаны между собой.

Принцип систематичности. Образование должно быть систематично, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития ребенка и подростка и входить в общую систему непрерывного образования.

Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

Принцип ориентировочной функции знаний. Задача общего образования – помочь формированию у ученика ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности.

Содержание: программы и учебники по всем предметам с 1 по 11 класс, а так же для детского сада.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: Так как программа, по задумке авторов, перекликается с системой Эльконина-Давыдова, пригодятся все те качества, которые были описаны выше. Но так как это все же традиционная программа, рассчитанная на «среднего ученика», практически любой ребенок сможет по ней успешно учиться.

«Школа России» (Плешаков)

По ней учатся, например, в школе №84.

Это тот комплект для начальной школы, по которому мы все учились, с некоторыми изменениями.

Цель: Воспитание школьников как граждан России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

Задачи: Главное назначение начальной школы, по мнению авторов – воспитательное. Отсюда и задачи:

  • развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому
  • обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности
  • формирование естественной мотивации учения

Принципы: Фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому.

Проблемно-поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном.

Содержание: Учебники для 1-4 классов, выпускаемые издательством «Просвещение». Издательством «Просвещение» д. Комплект охватывает все образовательные области.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: Никаких особых качеств от ребенка не требуется. Конечно, чем больше способностей развито у ребенка, тем лучше. Например пригодится способность к самооценке, готовность работать в проблемных ситуациях. Но по данной программе хорошо учатся даже самые неподготовленные к школе детки.

Более подробная информация:

К сожалению, своего сайта у авторов данной программы нет. Поэтому залазим в Яндекс, задаем в поиске «Школа России» и смотрим все, что найдется – от обоснования проекта этой учебной программы до примеров уроков.

«Гармония» под редакцией Н.Б. Истоминой

Эта система соотносится с основными идеями развивающего обучения и в частности с системой Занкова, в которой Наталья Борисовна Истомина сама очень долго работала.

Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.

Задачи: обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов, создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создать для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

Принципы: организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Содержание: учебники по всем учебным предметам с 1 по 4 класс. Многие родители и педагоги отмечают очень хорошую подачу курса русского языка и литературы.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: требования к особенностям мыслительного процесса ребенка вытекают из заявленной автором связи с системой Занкова. Но как всякая традиционная система, данная программа смягчает требования, предъявляемые к ученику программой Занкова.

«Начальная школа 21 века» (Виноградовой)

Цель: организация учебной деятельности младших школьников таким образом, чтобы обеспечить комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков.

  • формирование основных компонентов учебной деятельности (если обсуждать позицию школьника, то это ответ на вопросы «зачем я учусь», «что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу», «каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю», «каковы мои успехи и что у меня не получается»).
  • организация учебного процесса таким образом, чтобы обеспечить ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.

Принципы: основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации. Школьник — не просто «зритель», «слушатель», а «исследователь».

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: исходя из принципов, можно предположить, что по данной программе будет комфортно обучаться детям, которым требуется мягкая адаптация ко всему новому для них, будь то коллектив или вид деятельности. Во всех курсах предусмотрен длительный подготовительный период.

Выбор за нами. Надеюсь, нам с Вами удалось хотя бы приблизительно разобраться «что за зверь такой» — ПРОГРАММА. И теперь мы сможем осознанно подходить к выбору школы, класса, учителя. Примерно представляем себе, какие вопросы задать, чтобы оценить, сможет ли данный учитель в данной школе в полной мере реализовать принципы выбранной программы… Сможем правильно подготовить ребенка к началу школьных занятий, по возможности учитывая склонности и характер наших маленьких, но личностей.

Источник: www.u-mama.ru

Школьная программа петерсон начальная школа что это

Курс математики Л.Г. Петерсон ориентирован на личностное развитие ребенка, поэтому математические знания рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности.

Реализация этой цели требует выполнения таких задач: 1) обучение деятельности-умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий; 2) формирование личностных качеств; 3) формирование картины мира адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы. Поставленная цель реализуется посредством использования дидактической системы деятельностного метода, разработанной в программе «Школа 2000. ». Технология деятельностного метода и дидактические принципы программы «Школа 2000. » синтезируют идеи развивающего обучения (П.Я.

Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Н.Я. Виленкин и др.).

1. Принцип деятельности. Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания. Основным механизмом реализации целей и задач развивающего обучения является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность. Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом.

2. Принцип целостного представления об окружающем мире. У ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе — обществе — самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. Этот принцип тесно связан с принципом научности в традиционной системе. Однако речь здесь идет не просто о формировании научной картины мира, но и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям, а также об умении применять их на практике.

Читайте также:
Программа stronghold что это

3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома». Психологическая комфортность необходима не только для усвоения знаний, от этого зависит физиологическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, создание атмосферы доброжелательности позволит снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

6. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Речь идет не о придумывании заданий по аналогии (хотя их и надо приветствовать). Здесь имеется в виду формирование способности у учащихся находить решение не встречавшихся ранее задач, самостоятельно «открывать» новые способы действия.

Технология деятельностного метода предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Предлагаются задания на повторение изученного материала развивающего характера: на сравнение, анализ, классификацию и другие приемы умственной деятельности. Знания, которые лежат в основе выполнения данных заданий, являются базовыми для изучения нового материала.

3. Постановка учебной задачи.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Учитель предлагает учащимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному «открытию» нового свойства или отношения. Выдвигаются гипотезы, которые затем принимаются или отвергаются, выделяются существенные признаки понятия, устанавливаются связи с ранее изученным материалом. Новые знания, приобретенные в ходе совместного открытия, являются личностно значимыми и присваиваются учениками сразу же, без дополнительных усилий на запоминание. В результате обсуждения учитель подводит итог, знакомя с общепринятой терминологией и показывая образец комментированного решения задач и примеров нового типа.

5. Первичное закрепление во внешней речи. Главная цель этого этапа — тренировка в выполнении некоторого алгоритма, правил действия. Выполняются тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, проверяют их в классе и исправляют допущенные ошибки. Здесь важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха («я могу», «у меня получается»). Регулярное выполнение небольших самостоятельных работ на 2-5 минут воспитывают ответственность за качество обучения.

7. Включение в систему знаний и повторение. На этапе повторения работа проводится по принципу «опережающей многолинейности» и предлагаются задачи на повторение, доводящие до уровня автоматизированного навыка умение решать задачи и примеры основных видов и обеспечивающие непрерывное развитие содержательно-методических линий курса. Такие задания сопровождаются выявлением тех или иных закономерностей, связей и поэтому носят развивающий характер. Заканчиваться урок должен на высоком эмоциональном уровне, чтобы, уходя с урока, ученики обсуждали интересную задачу, Поэтому последнее задание урока — это нестандартная задача.

8. Рефлексия деятельности (итог урока). Ученики участвуют в оценочно-рефлексивной деятельности. Каждый ученик задумывается о том, что у него хорошо получается, а что еще не получается и над чем он планирует работать на следующих уроках в плане самовоспитания, саморазвития и самообучения.

Аналогичную структуру имеют уроки повторения и закрепления знаний, а также уроки контроля знании развивающего типа. Такое построение уроков, при выполнении установленных условий проведения его этапов, позволяет не только развивать детей, но и формировать у них способность к саморазвитию.

1. Изучение чисел и величин. Понятия множества и величины вводятся параллельно. Наглядно очевидные свойства операций над множествами и величинами должны находить отражение друг в друге.

Лишь синтез теоретико-множественного подхода к начальному курсу математики с изучением скалярных величин и их свойств может привести к правильному формированию математических понятии у учащихся. Число вводится на основе счета и измерения.

Учащиеся сначала, опираясь на житейский опыт и конкретные примеры, усваивают понятия множества и величины (при этом множества рассматриваются лишь как непересекающиеся, а сам термин сначала заменяется словами «группа предметов», «совокупность»). Число — то общее свойство, которым обладают, например, множества пальцев на руке, концов звезды на военной фуражке и др.

С другой стороны, это результат измерения длины отрезка, массы, объема, когда мерка укладывается в величине определенное количество раз. Таким образом, понятия «множество» и «величина» подводят к понятию числа. Операции над множествами изучаются параллельно с соответствующими операциями над величинами и служат основой изучения соответствующих операции над числами.

Это позволяет раскрыть оба подхода к построению математической модели «натуральное число». Изучение элементов алгебры связано с числовой линией. С самых первых уроков вводится буквенная символика. Как правило, запись общих свойств операции над множествами и величинами обгоняет соответствующие навыки учащихся в выполнении аналогичных операций над числами.

Это позволяет создать для каждого из таких операций общую рамку, в которую потом, по мере выделения новых классов чисел, укладываются новые операции пал этими числами и свойства этих операций. Тем самым создается теоретически обобщенный способ ориентации в учениях о конечных множествах, величинах и числах, позволяющий потом решать обширные классы конкретных задач.

2. Особенности работы по учебнику математики

Учебник математики сделан в форме тетрадей на печатной основе. Это позволяет сократить время выполнения заданий и тем самым увеличить число задач, самостоятельно решенных учащимися на уроке. Вместе с чем предполагается параллельное использование в обучении математике тетрадей в клетку. Весь курс математики для начальной школы состоит из 12 тетрадей.

По программе 1-3 учащиеся проходят 4 тетради в год, а по программе 1-4 они проходят 3 тетради в год. Материал учебника разбит на короткие фрагменты — «уроки». Такая структура удобна в практической работе учителя и ученика. Не ограничивая педагогическое творчество, она помогает учителю в тематическом и поурочном планировании.

Детям она помогает преодолевать трудности учения постепенно, шаг за шагом. Под «уроком» понимается не «учение в назначенный час», а некий новый этап в освоении знаний.

Поэтому строгого соответствия между «уроком» учебника и учебным часом не предусматривается: в зависимости от уровня подготовки учащихся и конкретных учебных и воспитательных задач, которые решает учитель, распределение материала учебника по «часам» может корректироваться. Объем заданий в учебнике позволяет осуществлять разноуровневую подготовку учащихся.

Для всех учеников обязательными являются лишь 3-4 ключевых задания из «урока» по новой теме и задачи на повторение, и которых отрабатываются задания обязательных результатов обучения. Более подготовленным детям может быть предложен более широкий спектр задач. Выполнение всех заданий из учебника не является обязательным для каждого ребенка.

Нельзя допускать перегрузки учащихся, в том числе и в домашней работе. Чтобы облегчить учителю выбор базовых заданий из учебника, они выделены специальными значками. Остальные задания учитель может использовать как на уроке, так и во внеклассной и индивидуальной работе с детьми.

Предложенный в учебниках «максимум» делает возможным, и даже целесообразным добавление в учебный план дополнительного часа за счет школьного компонента, т.е. выделение на математику 5 часов в неделю. Работа по учебнику на каждом уроке не должна превышать, как правило. 15-20 минут.

Она предполагает в основном самостоятельное выполнение учащимися заданий, подготовленных предварительно во фронтальной работе с аналогичными, но другими заданиями. Время выполнения задания обычно ограничивается (1-2 мин., иногда до 5 мин.). Затем задание проверяется с помощью кодоскопа или переносной доски. Дети сравнивают свое решение с образцом и выставляют себе соответственно « + « или « — «. Так у учащихся формируется способность к самоконтролю, необходимая для их включения в учебную деятельность.

Читайте также:
Что за программа imgur

При прочерке тетрадей на печатной основе надо прежде всего обращать внимание на сформированность навыков самоконтроля. На первых этапах обучения важнее не то, что задание сразу выполнено верно, а то.что в нем верно исправлены все допущенные ошибки. К концу 1 класса у учащихся обычно формируется способность адекватно оценивать свою работу, которая становится пнем важнейшим фактором успешности его дальнейшего обучения.

Автор учебника помогает учителю в формировании познавательной мотивации учащихся, предлагая в учебнике различные подводящие задачи — бытовые или учебные, построенные на сюжетах из жизни самого ребенка, а также на материале математики и практической жизни взрослых. Такие подводящие задачи дают возможность вовлечь учеников в процесс поиска и «открытия» нового знания, способов творческой деятельности, личностных оценок. Достаточно частое решение познавательных задач, источником которых выступает жизненный опыт ребенка, деятельность близких людей, события реальной жизни порождает понимание важности и необходимости изучения математики. Специальное внимание в учебнике уделяется символическим записям, переводу с естественного языка на математический и обратно, работе со схемами, графиками, графами, рисунками и диаграммами. Объяснительными текстами и системой задач в учебнике формируются следующие интеллектуальные умения: анализ и выделение главного, сравнение, обобщение, систематизация, определение и объяснение понятии, конкретизация, доказательство и опровержение. [15]

Источник: studbooks.net

Биография и личная жизнь Людмилы Петерсон, ее карьера и успех педагога

Автор учебников по математике и образовательных программ для школьников и дошкольников Людмила Петерсон начала работу в 1975 году. Вместе с коллегами, математиками Георгием Дорофеевым и Наумом Виленкиным педагог разрабатывала основы непрерывного обучения математической науке, которые позже стали базой для ее авторских курсов.

Людмила Георгиевна работала методистом в Институте психологии, получила ученую степень доктора педагогических наук. За заслуги в научной деятельности Петерсон стала профессором кафедры начального и дошкольного образования Российской академии государственной службы при Президенте РФ. В 90-е годы она возглавила учебно-методический комплекс «Перспектива».

Методики Людмилы Георгиевны ввели в общеобразовательных школах. Программы Петерсон по математике получили одобрение родителей и чиновников министерства образования.

По мнению депутата Госдумы и зампреда комитета по образованию О. Смолина, участники международных математических олимпиад из России достигли высокого уровня знаний благодаря учебникам Людмилы Георгиевны.

Авторские труды

Методика Петерсон отличается от обычной школьной программы способом подачи материала. На обычном уроке учитель объясняет тему, показывает примеры, задает домашнее задание. Ученики получают готовые знания, теоремы и формулы, которые должны просто запомнить.

Уроки Людмилы Георгиевны строятся на логике и дискуссии. Дети с подачи учителя сами открывают математические законы заново. В результате им не нужно ничего зубрить.

Методика Петерсон обладает следующими преимуществами:

  • подходит для детей от трех лет;
  • развивает абстрактное мышление;
  • учит справляться с трудными задачами и находить собственные решения в математике и в жизни.

В основе программ Людмилы Петерсон лежат научные труды психологов Д. Эльконина, П. Гальперина, Л. Занкова. Обучение превращается в интересную игру, живое общение. Школьники учатся высказывать свое мнение. Дети, которые не дружили с математикой, после обучения по программе Петерсон догоняют более способных одноклассников. Но в методике Людмилы Георгиевны есть и недостатки.

Задачи в учебных пособиях трудно понять и решить без наводки учителя. Педагог является маяком, который в грамотно построенном обсуждении указывает ученикам правильное направление. Не каждый учитель способен перестроиться на новую систему.

Ученику трудно восполнить пробел при пропуске урока, так как одна и та же тема преподается с разных ракурсов. Самостоятельное прочтение учебника в этом случае не поможет.

Курс «Учусь учиться»

Людмила Петерсон разработала свою первую программу в начале 90-х. Непрерывный курс «Учусь учиться» охватывает возрастную группу от трех до пятнадцати лет, включает описание хода и план уроков, примеры домашних заданий разного уровня сложности.

Учебник для каждого класса разбит на три отдельные части. Для каждого тома предназначена рабочая тетрадь — дидактический материал с творческими и тренировочными заданиями, который помогает учителю организовать учебный процесс и направить размышления детей в нужное русло.

Курс «Учусь учиться» подходит для общеобразовательных школ при условии, что учителя обладают необходимыми навыками для конструктивного общения с детьми. Методика Людмилы Петерсон для дошкольников, учащихся начальных и средних классов лучше всего усваивается параллельно с надпредметным курсом «Мир деятельности». Эта дополнительная программа развивает способность к обучению у детей XXI века.

Программа «Ступеньки»

Первая методика сделал Людмилу Петерсон авторитетным специалистом в сфере педагогики и обучения. В научных журналах выходили материалы о ее работе. Людмила Георгиевна продолжила совершенствовать систему преподавания математики. Вторая методика «Ступеньки» предназначена для детей дошкольного возраста и предусматривает подготовительный курс для будущих первоклассников.

Программа состоит из трех частей:

  • «Игралочка. Математика для детей» — включает четыре трехтомника для дошкольников в возрасте от трех до семи лет. Курс состоит из учебника, раздаточного и демонстрационного материала, игровых карточек;
  • «Игралочка. Ступенька к школе» — пособия для дошкольников, развивающие интерес к математике и творческие способности. Курс предшествует методике «Учусь учиться»;
  • «Раз – ступенька, два – ступенька…» — комплект учебных пособий и дополнительных материалов для развития математических способностей у дошкольников пяти-шести лет и подготовки к школе. Подходит для продолжения обучения после подготовки с помощью учебников «Игралочка» для детей трех-четырех лет.

Программа «Ступеньки» предназначена для дошкольных учреждений и индивидуальных занятий, а также сочетается с программой «Мир деятельности».

Открытие центра «Школа 2000»

Для внедрения авторских методик в школах и детских садах Людмила Петерсон открыла в 2004 году центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000». Учителя могли пройти в учреждении переподготовку и повысить квалификацию. Постепенно центр расширил работу и превратился в Институт системно-деятельностной педагогики. Людмила Георгиевна возглавляет учреждение в должности научного руководителя.

Направления деятельности института:

  • разработка учебников для дошкольного и среднего образования;
  • внедрение новых методик, технологий и практик по развитию у детей интереса к математике и учебе;
  • помощь педагогам в профессиональном развитии;
  • развитие цифровых сервисов для обучения, онлайн-платформы «Детская академия Петерсон»;
  • партнерская работа с детскими садами и школами.

Людмила Георгиевна уверена, что при правильном подходе любого ребенка можно заинтересовать математикой. По статистике более 80 процентов российских детей пользуются гаджетами и не понимают, зачем запоминать формулы, если можно решить задачу с помощью камеры смартфона и специального приложения.

Программы Петерсон показывают школьникам, как здорово мыслить самостоятельно и учиться ради удовольствия.

Спорное решение Министерства образования

Коллеги, учителя и родители благосклонно приняли курсы Людмилы Петерсон. К неприятному удивлению педагогического и научного сообщества в 2014 году ее учебники не включили в реестр пособий, рекомендованных к использованию в школах и детских садах.

Безупречные по научному содержанию книги показались эксперту Российской академии образования Любови Ульяхиной не патриотичными из-за иллюстраций с героями зарубежных сказок, а значит не подходящими для воспитания детей в духе уважения к своей стране и народу.

Людмила Петерсон фото

Чем закончился конфликт

Научное и педагогическое сообщество, депутаты Госдумы не приняли вердикт Министерства образования. Аргументы Ульяхиной посчитали поводом не допустить в продажу пособий Петерсон и вывести на рынок других авторов.

Решение экспертов жестко раскритиковали в СМИ. Под петицией о его отмене подписались пятьдесят тысяч родителей и преподавателей. Члены Общественной палаты Госдумы обратились в Министерство образования с требованием вернуть в учебную программу пособия с доказанной эффективностью. В итоге учебники Людмилы Петерсон были реабилитированы.

Источник: 100biografiy.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru