Коргунова, Н. Н. Особенности курса «Окружающий мир» в УМК «Перспективная начальная школа» / Н. Н. Коргунова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 29-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/409/16818/ (дата обращения: 26.12.2022).
Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить. Поэтому так актуально сегодня — личностно-ориентированное обучение. УМК «Перспективная начальная школа» полностью отвечает требованиям времени, т. к. на первый план выдвигается развитие каждого школьника.
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсомдля четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В него интегрированы такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого курса — формирование у школьника целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.
Диверсия: Перспективная начальная школа
Основными учебно-воспитательными задачами курса являются:
– формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
– осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
– формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
– воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
– сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
– формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира. Среди принципов системы «Перспективная начальная школа», которые обеспечивают завершённую предметную линию по окружающему миру:
– принцип целостности картины мира
предполагает отборсодержания образования, которое поможет обеспечить осознание ребёнком разнообразных связей между его объектами и явлениями, учёт межпредметных связей и разработка интегрированных курсов по русскому языку и литературному чтению, по окружающему миру, изобразительному искусству, технологии и математике;
– принцип практической направленности
предусматривает формирование УУД, возможность применять полученные знания в условиях решения учебных задач и практической деятельности, умение работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия, словари, научно-популярные и художественные книги, газеты и журналы, интернет); даёт умения работать в парах в больших и малых группах в сотрудничестве и самостоятельно.
Математика 1 класс: Школа России или Перспектива?
Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей;
– принципы прочности и наглядности
на которых столетиями базируется традиционная школа, реализуют ведущую идею учебно-методического процесса: через рассмотрение частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижению закономерности), от общего , от постигнутой закономерности, к частному , к способу решения конкретной учебной задачи. Принцип прочности предполагает жестко продуманную систему повторения, неоднократное возвращение к уже пройденному материалу;
– принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья
включает формирование привычек к чистоте порядку, аккуратности; соблюдение режима дня; условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы во время занятий в школе, экскурсии, посещение выставок, спектаклей, концертов и многое другое).
Основными ценностными ориентирами содержания учебного курса «Окружающий мир» являются семья, труд и творчество, здоровый образ жизни, ответственность, патриотизм, природа, культура, наука и др.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовного и нравственного развития личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое и психическое, духовное и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий, сотрудничество — основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине.
Программа по курсу «Окружающий мир» построена таким образом, что знания следующего года обучения базируются на ранее полученных знаниях, дополняя и углубляя их. Так, в 1 классе в разделе «Наша Родина — Россия» (10ч.) изучаются многонациональное государство, государственные символы, Москва — столица нашей Родины, малая родина. Во 2 классе по теме «Родная страна — Россия» (8ч.) рассматривают такие темы, как я гражданин, государственная символика, государственные праздники, Москва — столица России, история Кремля, родной город. 3 класс — раздел «Наша страна — Россия» (6ч.) содержит такие темы: лента времени, города России — Золотое кольцо России, Санкт-Петербург. В 4 классе несколько разделов изучают тему «Родина»: История Отечества (7ч.), Путешествие по природным зонам России (13ч.), Родной край — часть великой России (9ч.), Москва как летопись истории России (11ч.), Мы — граждане России (10ч.)
Основным средством обучения является учебник «Наш мир» (авторы Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А., Царева Л. А.), состоящий из глав, тем, которые подразделяются на тексты для обязательного и дополнительного чтения. В конце учебника есть словарик. Заканчивается тема заданиями или вопросами по обобщению материала. В каждом разделе есть задания повышенной сложности («Готовимся к школьной олимпиаде»). Эти задания выводят учащихся на новый уровень осмысления изучаемого материала и применения своих знаний на практике.
Учебники УМК «ПНШ» приглашают учеников принять участие в работе клуба «Ключ и заря» (клуб гуманитарных дисциплин) и клуба «Мы и окружающий мир» (клуб естественнонаучных дисциплин).
Через систему заданий для олимпиады учитель может организовать переписку класса с научным клубом «Мы и окружающий мир». Этот клуб объединяет детей России в коллектив защитников природы. Возглавляют клуб авторы проекта: Чуракова Н. А., Малаховская О. В. и Трафимова Г. В. Это возможность общения между учениками и взрослыми, реализация одного из основных принципов системы «Перспективная начальная школа» — принципа интерактивности (выход за пределы классной комнаты в мир общения не только с учителями, родителями, но и с другими умными взрослыми). Письма детей не остаются без ответа. Они получают ответ в виде членского билета клуба «Мы и окружающий мир», цветной закладки, открытки, ответного письма автора учебника.
Для того чтобы ученики могли легко ориентироваться в учебнике, введены условные обозначения:
– напиши нам письмо;
– загляни в словарик в конце учебник;
Другими средствами обучения являются тетради для самостоятельной работы «Наш мир в вопросах и заданиях» и хрестоматия «Наш мир знакомый и загадочный».
Тетрадь позволяет разнообразить виды учебной деятельности. Работая в тетрадях, учащиеся: отмечают условными значками верные ответы; дописывают пропущенные слова или предложения; составляют последовательный рассказ из предложений; соединяют линиями изображенные объекты, распределяя их по группам; заполняют таблицы, записывая результаты опытов и наблюдений; раскрашивают рисунки; рисуют экологические знаки; подписывают рисунки.
Хрестоматия дополняет материал учебника по всем темам. Ее цель — вызвать у детей интерес к учебному предмету. Рассказы хрестоматии позволяют вглядеться в знакомые предметы и явления окружающего мира, увидеть их с неожиданной стороны. В конце есть иллюстрированный словарик растений и животных.
В учебные пособия данного комплекта включены проблемные задания, для решения которых необходимы: исследование, наблюдение, сравнение, выделение главного, умение обобщать. Задания нацеливают ученика на самостоятельное добывание знаний, опираясь на его индивидуальный опыт. Включены разноуровневые задания. Вариативность в решении учебных задач позволяет найти индивидуальный подход к каждому ученику.
Основными формами организации учебно-воспитательного процесса являются: уроки, экскурсии (на пришкольный участок, по ближайшим к школе улицам родного города, в парки, музеи, выставочные центры, поездки по другим городам нашей Родины), практические занятия, заседания клуба, проектная и исследовательская работа. Уроки проводятся как в традиционной форме, так и в нетрадиционной форме: урок — наблюдения, урок — поиск, урок — дискуссия, урок — практикум, урок — игра, урок — творчество и др.
По курсу «Окружающий мир» УМК «Перспективная начальная школа» учащиеся знакомятся с устройством простейших измерительных приборов (лупа, микроскоп как система увеличительных стёкол, песочные часы, часы, термометр, осадкомер, флюгер) и моделями глобуса, географическими картами. Подобранные интересные творческие задания помогают учителю заинтересовывать детей и мотивировать их к дальнейшему изучению предмета.
Школьнику приходится исследовать, проверять, доказывать, уметь рассуждать, быть в постоянном поиске, чтобы принять решение. Это вызывает интерес к обучению в целом.
Источник: moluch.ru
интернет проект BeginnerSchool.ru
Программа обучения в начальной школе «Перспективная начальная школа»
07 Дек 2011 Рубрика: Программы обучения
Мы продолжаем цикл изучения программ обучения в начальной школе и на этот раз рассмотрим такой УМК как «Перспективная начальная школа». Этот учебно-методический комплект включает в себя полноценные завершенные предметные линии учебников для 1-4 классов, по предметам начального общего образования.
Рассмотрим предметы и авторов данной программы:
- Русский язык: “Азбука”. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.
- Русский язык. Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.
- Литературное чтение. Чуракова Н.А.
- Математика. Чекин А.Л.
- Окружающий мир. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.
- Музыка (1-2 класс). Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
- Технология. Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б.
- Информатика (2-4 класс). Бененсон Е.П., Паутова А.Г.
Основная идея программы обучения в начальной школе «Перспективная начальная школа» — это оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности. В этой программе учитываются все особенности начального школьника, такие как возраст, способности, интересы, склонности и особенности развития.
Здесь организована такая учебная деятельность, в которой ученик выступает то в роли обучающего, то в роли обучаемого, или в роли организатора учебной ситуации. На первый план при обучении выводится педагогическая поддержка индивидуальности ребенка и проблема соотношения обучения и развития. В программе представлена система заданий разного уровня трудности.
Здесь происходит сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах, а также участием в клубной работе.
Таким образом обеспечиваются условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. учитывая уровень актуального развития ученика и его личных интересов. Если ученик что-то не сможет выполнить сам, то можно воспользоваться помощью соседа или малой группы. Если не справится малая группа, то разберется большой коллектив.
Если вы хотите получать анонсы наших статей подпишитесь на рассылку “Новости сайта“.
- Математика – начальная школаПредметом начальной школы, который мы разберем в этой статье, является.
- Английский язык – начальная школа В этой статье мы обсудим изучение английского языка в.
- Физическая культура в начальной школеЦелью уроков физкультуры в начальной школе является общее физическое развитие.
Понравилась статья — поделитесь с друзьями:
Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже
Источник: beginnerschool.ru
Особенности образовательной программы
Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.
Информатика и ИКТ (2-4 класс)
Бененсон Е.П., Паутова А.Г.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А.
Кашекова И.Э., Кашеков А.Л.
Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б.
Шишкина А.В., Алимпиева О.П., Брехов Л.В.
Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И.
Английский язык (2-4 класс)
Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Обукаускайте Д.С., Сухина Е.И.
Особенности образовательной программы
Основная идея программы «Перспективная начальная школа»
Основная идея программы «Перспективная начальная школа»
Оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Основные принципы концепции «Перспективная начальная школа»: 1
Основные принципы концепции «Перспективная начальная школа»:
1. Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка.
2. Принцип целостности картины мира.
3. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.
4. Принципы прочности и наглядности.
5. Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.
Типические свойства программы «Перспективная начальная школа»:
Типические свойства программы «Перспективная начальная школа»:
Комплектность предусматривает: — единство установки формирования общих учебных умений; — обмен информацией между учебниками; — демонстрацию не менее двух точек зрения при объяснении нового материала; — выход за пределы учебника в зону словарей; — наличие внешней интриги, героями которой часто являются брат и сестра (Миша и Маша).
Инструментальность – это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний.
Типические свойства программы «Перспективная начальная школа»:
Типические свойства программы «Перспективная начальная школа»:
Интерактивность – УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками.
Интеграция – это стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира.
Содержательные линии: Русский язык:
Русский язык:
Основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис);
Орфография и пунктуация;
Развитие речи;
Лексикография.
Окружающий мир (представлены в программе тремя блоками):
«Человек и природа»;
«Человек и общество»;
«Правила безопасной жизни».
Содержательные линии: Математика: арифметическая; геометрическая; величина; алгоритмическая (обучение решению задач); информационной (работа с данными)
Математика:
арифметическая;
геометрическая;
величина;
алгоритмическая (обучение решению задач);
информационной (работа с данными).
Основные методические особенности
Основные методические особенности УМК «Перспективная начальная школа»:
УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя (методиста).
Каждое методическое пособие состоит из двух частей: 1 часть — теоретическая, которая может быть использована учителем как теоретическое основание повышения его квалификации. 2 часть— непосредственно поурочно-тематическое планирование, где расписан ход каждого урока, сформулированы его цели и задачи, а также содержатся идеи ответов на ВСЕ заданные в учебнике вопросы.
Концептуальные положения программы «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями
Концептуальные положения программы «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), в основе котрого лежит системно-деятельностный подход.
Источник: znanio.ru
Перспективная начальная школа
2. Научный руководитель – профессор кафедры начального и дошкольного образования, кандидат педагогических наук, Роза Гельфановна
3. Основная идея программы «Перспективная начальная школа»
Оптимальное развитие каждого ребенка на
основе педагогической поддержки его
индивидуальности (возраста, способностей,
интересов, склонностей, развития) в условиях
специально организованной учебной
деятельности, где ученик выступает то в роли
обучаемого, то в роли обучающего, то в роли
организатора учебной ситуации.
• УМК «Перспективная начальная школа»
складывается из таких образовательных
областей, как филология, математика,
информатика, естествознание и
обществознание, искусство, музыкальное
образование.
• Учебная программа каждого предмета
базируется на интегрированной основе,
отражающей единство и целостность
научной картины мира.
5. Положения, которые учитывались при формировании комплекса
1. возраст школьника (первоклассник может быть как
шести, так и семи-восьми лет);
2. разный уровень его развития (школьник, не
посещавший детского сада, часто приходит в школу с
несформированными сенсорными эталонами);
3. топографическая принадлежность школьника. Это не
только городской, но и сельский школьник.
4. разный уровень владения русским языком.
5. особенности мировосприятия школьника, который
часто общается с одним носителем знаний — своей
учительницей. Учитывалась и разная наполняемость
класса.
6. Основные принципы концепции «перспективная начальная школа»
• Принцип непрерывного общего развития
каждого ребенка предполагает
ориентацию содержания начального
образования на эмоциональное, духовнонравственное и интеллектуальное
развитие и саморазвитие каждого
ребенка.
7. Основные принципы концепции «перспективная начальная школа»
• Принцип целостности картины
мира предполагает отбор такого
содержания образования, которое
поможет школьнику удерживать и
воссоздать целостность картины мира,
обеспечит осознание ребенком
разнообразных связей между его
объектами и явлениями.
8. Основные принципы концепции «перспективная начальная школа»
9. Основные принципы концепции «перспективная начальная школа»
• Принципы прочности и наглядности. Эти
принципы, на которых столетиями базируется
традиционная школа, реализуют ведущую идею
учебно-методического комплекта: ЧЕРЕЗ
рассмотрение ЧАСТНОГО к пониманию
ОБЩЕГО, от ОБЩЕГО, т. е. от постигнутой
закономерности, к ЧАСТНОМУ, т. е. к способу
решения конкретной учебной задачи. Само
репродуцирование этой двуступенчатости,
превращение ее в механизм учебной
деятельности в условиях НАГЛЯДНОГО обучения
является основанием для реализации принципа
ПРОЧНОСТИ.
10. Основные принципы концепции «перспективная начальная школа»
• Принцип охраны и укрепления психического
и физического здоровья детей. Реализация
этого принципа связана с формированием
привычек к чистоте, порядку, аккуратности,
соблюдению режима дня, к созданию
условий для активного участия детей в
оздоровительных мероприятиях (утренняя
гимнастика, динамические паузы во время
занятий в школе, экскурсии на природу).
11.
Практическая реализация принципов
РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ и принципов
ПРОЧНОСТИ и НАГЛЯДНОСТИ становится
возможной через методическую систему,
которая представляет собой единство
типических свойств, присущих всем
предметам. Эти типические свойства, в
свою очередь, определяют и особую
структуру учебника, единую для всего
комплект.
12. Типические свойства методической системы
• КОМПЛЕКТНОСТЬ как типическое свойство УМК
предусматривает прежде всего единство установки
формирования таких общих учебных умений, как умение
работать с учебником и с несколькими источниками
информации (учебником, справочниками, простейшим
оборудованием), умение делового общения (работа в парах,
малым и большим коллективом).
• ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТЬ — это предметно-методические
механизмы, способствующие практическому применению
получаемых знаний. Также, инструментальность — это еще и
требование применения в учебном процессе простейших
инструментов (лупы, рамочки, линейки, компаса,
термометра) для решения конкретных учебных задач.
13. Типические свойства методической системы
• ИНТЕРАКТИВНОСТЬ — новое требование методической системы
современного учебного комплекта. Интерактивность
понимается как прямое диалоговое взаимодействие
школьника и учебника за рамками урока посредством
обращения к компьютеру или посредством переписки.
• ИНТЕГРАЦИЯ — важнейшее основание единства методической
системы. Это прежде всего понимание условности строгого
деления естественно-научного и гуманитарного знания на
отдельные образовательные области, стремление к созданию
синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам
представление о целостной картине мира.
14. Отличительные черты УМК «перспективная начальная школа»
• максимальное размещение методического аппарата,
включая организационные формы работы, в корпусе самого
учебника;
• использование единой системы условных обозначений во
всем УМК;
• систему перекрестных взаимных ссылок между учебниками;
• использование единых сквозных героев (брата и сестры);
• пошаговое введение терминологии и мотивированное ее
использование.
15.
16. Предметные линии учебников
17.
Предметные линии учебников
• Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы
светской этики. Авторы: Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И.
Изобразительное искусство. Авторы: Кашекова И.Э., Кашеков
А.Л.
Музыка. Авторы: Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
Технология. Авторы: Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л.,
Мылова И.Б.
Физическая культура. Авторы: Шишкина А.В., Алимпиева О.П.,
Брехов Л.В.
Английский язык «Favourite» (2-4 классы). Авторы: Тер-Минасова
С.Г., Узунова Л.М., Обукаускайте Д.С., Сухина Е.И.
Источник: ppt-online.org