Разбираемся вместе: что такое ФГОС
ФГОС – система единых государственных образовательных стандартов, закрепленных в официальных документах. Основное отличие от предыдущих поколений нововведений Минобрнауки – изменение подхода к оценке итогов обучения, а также цели образовательной деятельности. Современный педагог должен научить ученика или студента думать, предоставив ему все необходимые инструменты.
Родителей всегда беспокоит качество знаний, которые их чадо получает в детском саду, а затем в школе и университете. Чтобы планка российского образования была на высоте, правительство РФ разработало федеральный государственный образовательный стандарт, которому подчиняются все учебные заведения вне зависимости от региона – ФГОС. Что представляет собой загадочный стандарт в действительности? Попытаемся разобраться в терминах.
История
Впервые общие требования для школ, садов и ВУЗов получили название государственных стандартов в 1992 г. Тогда же впервые появились записи о них в официальных документах. Реформа образования в России была необходима: после распада СССР нужен был переход от советской школы к более современной.
ФГОС-2022 (начальная школа)
В течение 20 лет педагоги и социологи вместе с государственными служащими разрабатывали систему требований к качеству образования. Государственный образовательный стандарт был принят в четыре этапа и стал обязательным для всех учебных заведений, имеющих государственную поддержку в 2011 г.
Официальное определение стандарта закреплено в нормативных документах: ФЗ «Об образовании в РФ», Приказе Минобрнауки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Определение
ФГОС – это система стандартных требований к учебным заведениям всех уровней, которые финансируются государством или имеют разрешение.
Рисунок 1. Учреждение, ответственное за ФГОС
Органы проводят регулярные проверки учреждений. При наличии нарушений могут лишить организацию статуса государственного. В этом случае диплом об окончании такой школы или ВУЗа можно считать недействительным.
Существует несколько видов стандарта, в зависимости от уровня образования:
- требования к садикам и дошкольным учреждениям;
- система правил для учеников школ – начальных, средних и старших;
- правила обучения для учащихся в начальных и средних профессиональных учреждениях, а также ВУЗах.
Таким образом, ФГОС применяется вне зависимости от типа образования – в любом учебном учреждении.
Зачем нужен стандарт образования
Зачем нужен ФГОС? Чтобы было проще контролировать качество учебного процесса, а также создать единую систему обучения по всей России. Преподаватели должны учитывать принципы стандарта в своей работе как в общении с учащимися, так и в составлении учебных планов.
ФГОС — что это?
Родители учеников государственных учреждений и частных организаций, которые имеют специальное разрешение – лицензию, могут быть спокойны, что государство тщательно проверяет качество образовательных услуг.
Основные принципы
Чтобы понять, в чем особенности ФГОС, а также что нового они привнесли в процесс обучения, необходимо разобраться в основных положениях проекта:
- В центре внимания педагога – развитие личности ученика с индивидуальным подходом к каждому учащемуся.
- Основа стандарта – ученик должен научиться мыслить самостоятельно.
- Стандарты закрепляют три базовых требования к результатам обучения: личный, предметный, метапредметный. Первый вид результата – личный. В процессе обучения педагог должен помочь ученику сформировать собственное «Я»: создать систему ценностей, сформировать собственное мнение вместе с умением учиться у других, развить способности к организации своего времени. Предметный результат – контроль за полученными знаниями по дисциплинам. Теперь учитель не следует стандартной схеме – ученик сам должен догадаться о теме урока, найти нужную информацию, а задача педагога только подтолкнуть и направить. Последний вид оцениваемого результата – метапредметный. Согласно ФГОС, учащийся должен освоить универсальные учебные действия (УУД). Простым языком – научиться при помощи разных навыков добывать информацию: развивать навык общения, пользования компьютером и другими технологиями и т.д.
- Использование информационно-коммуникационных технологий. Процесс обучения должен как бы встраиваться в обычную жизнь: дети должны учиться не только по учебникам, но и используя технологии – компьютеры, вычислительную технику, фото- и видеоаппаратуру, проводить опыты и ставить эксперименты.
- Разделение учебного процесса на урочную и внеурочную деятельность. Даже после окончания уроков процесс обучения и воспитания не должен прекращаться. Учителя образовательного учреждения должны организовать внеклассные мероприятия и факультативы, возможность посещения секций, олимпиады и интеллектуальные игры.
- Ведение воспитательной деятельности. Согласно введенному стандарту, каждый педагог должен составить план воспитательных мероприятий – ликбезов о здоровом образе жизни, организации досуга и встреч за пределами стен образовательного учреждения и т.д.
Помимо указанных принципов, существует ряд требований к образовательной программе: например, развитие должно быть всесторонним – баланс между точными и гуманитарными науками.
Оценки и критика
Из-за сложности проведения реформ и внесения изменений в образовательную деятельность проект ФГОС постоянно подвергается критике, хотя, по мнению многих учителей, система дала положительные результаты и стала своевременной мерой улучшения качества обучения.
Рисунок 2. Александр Кондаков – общественный деятель, доктор педагогических наук, один из конструкторов ФГОС
В прошлом году ректор ВШЭ Кузьминов раскритиковал ФГОС НОО (начального общего образования с 1 по 4 класс) и ФГОС ООО (основного общего образования с 5 по 9 класс). По словам Кузьминова, стандартами не предусмотрено углубленное или ускоренное обучение. Кроме того, в новом проекте Минобрнауки отсутствует контроль метапредметных результатов.
В 2019 г. стало известно, что президент РФ Владимир Путин поручил правительству РФ обновить государственные образовательные стандарты и программы – перечень требований можно посмотреть на сайте Кремля.
Об общих положениях ФГОС с разбором основных положений
Источник: moneymakerfactory.ru
ФГОС — это конституция школьного образования
В последние недели в обществе бурно обсуждается новый образовательный стандарт Российской школы. В интернете, СМИ, на радио и телевидении звучат порой очень резкие суждения, от рациональной критики до громких заявлений о готовящемся развале отечественного среднего образования. За разъяснениями по поводу ФГОС портал Материнство.ру обратился к разработчикам стандарта. На наши вопросы согласилась ответить Любовь Николаевна Феденко, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, заместитель директора ИСИО РАО по стандартизации общего образования.
Вопрос: Что представляет собой ФГОС, и как он отразится на обучении детей?
Ответ: В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ; ст. 7) федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — это совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ всеми школами, имеющими государственную аккредитацию.
Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования.
Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий — это отличие в структуре.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования — принципиально новый для отечественной школы документ, назначение и функции которого беспрецедентны в ее истории. По сравнению со стандартами первого поколения его предмет, сфера его действия значительно расширились и стали охватывать области образовательной практики, которые одновременно с единых системных позиций никогда ранее не нормировались. ФГОС фактически определяет весь уклад школьной жизни, является конституцией общего образования.
ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.
Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому в стандарт, например, введена Программа формирования универсальных учебных действий, а примерные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.)
ФГОС является ориентиром для разработки программ отдельных учебных предметов, курсов. В состав основной образовательной программы входят учебный план, который определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, а также программы отдельных учебных предметов, курсов.
— Всего существует три ФГОС?
— В настоящее время утверждены и введены в действие приказами Министерства образования и науки Российской Федерации два стандарта — ФГОС начального общего образования (1-4 классы) и ФГОС основного общего образования (5-9 классы). Проект ФГОС среднего (полного) общего образования (10-11 классы) находится на рассмотрении и будет утвержден в ближайшее время.
— Где проходила апробация ФГОСов, как долго?
Стандарты образования разрабатывались поэтапно, начиная с 2006 года. Одновременно проводилась их апробация в региональных школах. Результаты всех разработок и апробаций неоднократно обсуждались в профессиональном сообществе на семинарах, совещаниях, конференциях с участием представителей регионов РФ (Московская область, Ярославская обл., Ленинградская область, Калининградская область, Дагестан, Ростовская область, Татарстан, Оренбургская область, Ямало-Ненецкий АО, Челябинская область, Новосибирская область, Республика Саха (Якутия), Ставропольский край, Омская область), на встречах с родителями учеников и общественностью.
Обсуждение всех документов постоянно осуществляется на специализированном Интернет-сайте «Новые стандарты общего образования: на пути к общественному договору» http://standart.edu.ru, сайте Института Стратегических исследований в образовании http://fgos.isiorao.ru/.
— Вносились ли во ФГОС начального общего образования коррективы по результатам апробации? Какого характера?
Все конструктивные замечания, высказанные педагогическими работниками в ходе обсуждений, были учтены разработчиками.
— При разработке стандартов разработчики учитывали опыт других стран?
Конечно, опыт всех стран, в которых ученики показывают высокие результаты по международным исследованиям, тщательно анализировался и учитывался при разработке ФГОС.
— На сайте http://fgos.isiorao.ru размещена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Что это за документ и как он будет применяться в школе?
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся была разработана в рамках подготовки ФГОС и служит одним из методологических оснований нового стандарта. На основе Концепции разработаны примерные программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной и основной ступенях общего образования, которые вошли в структуру примерных основных образовательных программ начального и основного общего образования. В соответствии с этими примерными программами образовательное учреждение будет разрабатывать свои программы воспитания и развития обучающихся с учетом особенностей своего образовательного учреждения.
— Какие именно изменения ждут первоклашек в сентябре 2011 года? В прессе упоминается «электронное учебное место». Является ли это основным нововведением? Будут ли все школы обеспечены такими местами к сентябрю?
В соответствии с ФГОС и ФЗ «Об образовании» организация условий реализации образовательного процесса является сферой полномочий региональных и муниципальных органов власти (органов управления образованием), поскольку эти вопросы находятся в их компетенции.
А ведь новые стандарты образования старших классов — это фактически то, о чем мечтает почти каждый старшеклассник. Ну, кто из нас не думал: зачем мне столько физики, если я собираюсь быть журналистом? Или зачем будущему экономисту биология в таком объеме? Новая реформа школы — это, можно сказать, путь от классической, или советского образца, разносторонней образованности к узкой специализации по-западному.
Новый стандарт образования старших классов должен быть введен в 2020 году, когда завтрашние первоклассники окончат девять классов. С этого момента облик российской школы должен измениться.
— Будут ли разработаны учебные программы и учебники к 1 сентября?
Все программы начального образования разработаны и опубликованы, также разработаны и частично опубликованы материалы инструментально-методического сопровождения, обеспечивающие введение ФГОС начального общего образования. Отдельные документы размещены на сайте http://fgos.isiorao.ru,. На семинарах, которые проводятся в ИСИО РАО, участники семинара получают диски с записями лекций и методических материалов. Учебники, представленные в перечне Минобрнауки, прошли экспертизу и соответствуют ФГОС.
— Давайте остановимся подробнее на Проекте ФГОС для старшей школы, который вызывает больше всего споров. Родителей и учителей волнует вопрос об обязательных предметах и предметах по выбору. Не скажется ли такая свобода выбора на базовой грамотности выпускников?
Александр Кондаков, генеральный директор издательства «Просвещение»: «По сути дела в новых стандартах предлагается считать 9-й класс как завершение базового образования. 10–11-е классы — это уже подготовка ребенка с учетом его индивидуальных запросов. Это реальная индивидуализация процесса обучения к дальнейшей социализации, профессиональной деятельности и профессиональному образованию».
В старших классах останется 10 предметов вместо нынешних 20. Все они делятся на шесть групп. Из каждой школьник должен выбрать что-то одно: либо углубленное изучение алгебры и тогда пройти русскую литературу по верхам, выбрав «российскую словесность», либо засесть за русский язык, а вместо химии, физики и биологии взять общий курс «естествознание». Есть только три урока, которые не выбирают, а посещают все: физкультура, ОБЖ и новая дисциплина «Россия в мире».
— А если учащийся освобожден от обязательных уроков физкультуры?
ФГОС не регламентирует технологии обучения. По поводу проведения уроков физкультуры надо обращаться к руководителям школы.
— Кем будет определяться количество часов, выделенных на изучение того или иного предмета?
Количество часов на изучение предметов определяется учебным планом школы, включенным в состав основной образовательной программы. Основная образовательная программа разрабатывается и утверждается образовательным учреждением в соответствии с ФЗ «Об образовании» самостоятельно на основе примерной основной образовательной программы, разработанной на федеральном уровне с участием регионов. В составе примерной основной образовательной программы (они разработаны для начального и основного общего образования) есть 3-4 варианта базисного (примерного) учебного плана. Образовательное учреждение может выбрать один из предложенных вариантов или разработать учебный план самостоятельно.
— В настоящее время в расписании десятиклассника 15-17 учебных предметов. ФГОС предполагает сокращение их числа до 10 (3 обязательных и 7 по выбору из предложенных предметных областей). Почему разработчики решили пойти на такое сокращение?
— Проект ФГОС старшей ступени еще не утвержден, он обсуждается в профессиональном сообществе, в СМИ и на уровне широкой общественности. Ни о каком сокращении числа предметов речь не идет. Остается обязательным для изучения традиционный набор предметных областей, ученик может выбрать уровень изучения необходимых ему предметов.
— Как будет осуществляться контроль выполнения требований ФГОС? Аттестация школьников будет проводиться на основании учебных программ или «портрета выпускника»?
Контроль выполнения ФГОС будет осуществляться в соответствии с законодательством РФ в образовании. Готовится новый ФЗ «Об образовании», который обозначит контрольные процедуры. Ими являются, прежде всего, процедуры лицензирования, аккредитации образовательных учреждений и аттестация выпускников, в том числе, государственная аттестация. Критериальной основой для аттестации выпускников являются требования к результатам освоения основных образовательных программ, представленные в ФГОС, и конкретизирующие их планируемые результаты. ФГОС и проект нового закона предусматривают проведение мониторинговых исследований, выявляющих тенденции развития систем образования и образовательных учреждений.
Источник: materinstvo.ru
Коротко о новых ФГОС в школе
Расшифровку аббревиатуры «ФГОС» знают не только учителя, но и родители, так как они тоже являются заинтересованной стороной в образовательном процессе. ФГОС — это федеральные государственные стандарты. И они периодически меняются, стараясь не отставать от времени. И это, согласитесь, хорошо.
ФГОС нового поколения созданы для того, чтобы все дети, независимо от региона проживания, получали одинаково хорошее образование. А потому выделяются три группы требований, обязательных для каждой государственной (муниципальной) школы:
- группа первая — результаты обучения;
- группа вторая — построение образовательной деятельности;
- группа третья — условия осуществления стандартов.
Раньше стандарты образования были ориентированы на получение детьми знаний. ФГОС нового поколения ставят главной целью развитие личности каждого ребёнка, его талантов и способностей. Они способствуют поощрению самостоятельной работы и коллективной деятельности, сплочению коллектива и формированию чувства ответственности. То есть, делают попытку воспитания гармонично развитой личности без акцента на соревновательном духе усвоения знаний.
Таким образом, упор делается на формировании:
- патриотизма и воспитании личности российского гражданина;
- умению находить общий язык с людьми, толерантности;
- ответственности за свои поступки.
На первый план выходят два направления обучения: духовно-нравственное и физическое. Минобрнауки решает способствовать росту здоровых людей с высокой нравственностью.
Что касается предметного образования — оно всё больше делится на два уровня: базовый и повышенный. При этом базовым по умолчанию должны овладеть все ученики, а повышенным лишь те, кто проявляет интерес к учёбе.
Что нужно для реализации ФГОС?
- Следить за развитием современных технологий и своевременно внедрять их в деятельность образовательного учреждения.
- Постоянно обновлять методики и содержания образовательных программ.
- Регулярно повышать квалификацию учителей.
- Перенимать опыт у успешных образовательных учреждений.
Из чего складывается бюджет образовательных учреждений?
Муниципальные (государственные) школы финансируются из бюджета страны. Однако бесплатным для детей является лишь основное общее образование.
Новые ФГОС — что нового?
- Теперь знания ученика представляют не только оценки в журнале, но и его портфолио, включающее результаты тестов, грамоты, дипломы, творческие работы.
- Учитель не только объясняет материал и контролирует его усвоение, но и мотивирует школьников к самостоятельному обучению и поиску знаний.
- Школьные программы стали более разнообразными и учитель имеет возможность «подогнать их под себя».
- Внеурочная деятельность школьников регламентирована. Не менее 10 часов в неделю отводится на кружки, спортивные секции, экскурсии, семинары, концерты и т. д.
- Уже в первом классе ребёнок знакомится с компьютерными технологиями, к примеру, с набором текста при помощи клавиатуры.
- Привычные лабораторные работы в новых ФГОСах заменены на индивидуальные проекты, помогающие закрепить теорию практикой.
- Заучивание правил меняется на восприятие теории через игру.
- Переход к профильному образованию. Старшеклассники должны выбрать одно из пяти предлагаемых профильных направлений: гуманитарное, естественно-научное, технологическое, социально-экономическое, универсальное.
- Ученики старших классов смогут изучать дополнительные предметы и посещать выбранные сверхурочные курсы.
Источник: ros-obrazovanie.ru
Рабочие программы 1 класс школа россии 2022-2023 по фгос третьего поколения
Рабочие программы для 1 класса начальной школы УМК школа России на 2022-2023 учебный год составлены по новым обновлённым ФГОС третьего поколения по каждому учебному предмету: русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, изобразительному искусству, физической культуре, музыке.
Рабочие программы 1 класс школа России 2022-2023 по фгос третьего поколения
Рабочая программа каждого учебного предмета для обучающихся 1 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
- Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», в 1 классе — 165 ч.
- На изучение математики в 1 классе отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа.
- Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе составляет 66 часов (два часа в неделю).
Источник: 100ballnik.com