Школьная программа эльконина давыдова что это

Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова существует более 40 лет, проверена временем, завоевала всеобщее призвание.

С 1995-1996 учебного года система начального образования Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова признана государственной системой начального обучения.

Созданная отечественными учеными, она вошла в практику школ России, Украины, Казахстана, Белоруссии, Латвии. Система вызывает огромный интерес у французских, немецких, голландских, канадских, норвежских и японских педагогов. В Норвегии, например, развивающее обучение активно внедряется не только в начальном (как в основном сложилось в России), но и в среднем, старшем звене школы, в колледжах и университетах.

Об основателях системы – Д.Б. Эльконине и В.В. Давыдове

Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984 гг.) с гордостью говорил о том, что он является учеником выдающегося отечественного ученого Льва Семеновича Выготского.

Развивая идеи школы Выготского, Д. Б. Эльконин создал собственное научное направление в детской и педагогической психологии.

О системе Эльконина-Давыдова. Обучаемся по программе Эльконина-Давыдова.

Ему принадлежат теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению.

Родился Д. Б. Эльконин в Полтавской губернии, учился в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена.

С 1937 года и до начала Великой Отечественной войны он был учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера. В этот период Д. Б. Эльконин защитил кандидатскую диссертацию, посвященную развитию речи школьников (1940 г.).

Всю Великую Отечественную войну Д. Б. Эльконин находился в действующей армии, был награжден боевыми орденами и медалями.

Демобилизовавшись из армии в 1953 г. в звании подполковника, Д. Б. Эльконин стал сотрудником Института психологии.

В 1962 году он защитил докторскую диссертацию, в 1968 году был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете психологии Московского университета.

Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998 гг.) – выдающийся отечественный педагог и психолог, последователь Л.С. Выготского, ученик Д.Б. Эльконина.

Доктор психологических наук (1971), профессор (1973). Академик и вице-президент Российской академии образования (1992). Почетный член Национальной академии образования США (1982). Член редколлегий журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал».

Работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития.

На основе его теории различных типов мышления человека были созданы и внедрены конкретные программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам.

В своих трудах В. В. Давыдов неоднократно довольно смело высказывался по поводу официальных педагогических догм. «Последней каплей» стала A.C. Арсеньева, Э.В. Бесчеревных, В.В. Давыдова и др. После выхода книги «Философско-психологические проблемы развития образования», вышедшей в 1981 году под редакцией В.В.

Развивающее обучение Система Эльконина Давыдова

Давыдова, он был исключен из партии, снят с должности директора Института общей и педагогической психологии АПН СССР. Однако уже через несколько лет, в 1986 году, награжден премией им. К.Д. Ушинского за достижения в педагогике, а позднее восстановлен в партии и в 1989 году вновь назначен директором этого же института.

История системы РО Эльконина-Давыдова

Образовательная система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, имеет уже более 40-летнию историю своего существования:

  • в 1959 году на базе школы № 91 г. Москвы была открыта лаборатория Д.Б. Эльконина «Психология младшего школьника»
  • в 1991 году образовательная система Эльконина-Давыдова вошла в массовую педагогическую практику
  • в 1994 году по инициативе и непосредственном участие В.В.Давыдова была создана Международная Ассоциация «Развивающее обучение», которая объединила вокруг общих идей учителей, руководителей школ, специалистов и ученых развивающего обучения
  • в 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из трех государственных систем наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л.В. Занкова
  • в 1998 году сотрудники лаборатории Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова за вклад в развитие отечественного образования получили Премию Президента РФ
  • в 1999 году авторы курса «Литература как предмет эстетического цикла» для начальной школы и учителя школы № 91 г. Москвы получили Правительственную премию в области образования
  • в 2000 году был создан Открытый институт «Развивающее образование» на базе которого осуществляется переподготовка и повышение квалификации работников образования.

Общая характеристика системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова

Концептуальные положения системы Эльконина-Давыдова

В основу этой системы развивающего обучения легли результаты исследований психологических особенностей детей младшего школьного и подросткового возраста, проведенных выдающимся российским ученым Л.С. Выготским и его последователями. Ее главные особенности:

  • Изменение предметного содержания обучения. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В отличие от традиционной, эмпирической педагогической системы здесь в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий
  • Отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления
  • Главная задача – освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени
  • Переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний
  • Открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.

На сегодняшний день система развивающего обучения Эльконина-Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению творческих способностей детей.

Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова

Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии

Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта

Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках

Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями

В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.

Система РО Эльконина-Давыдова в начальной школе

Обучение в школе по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова доступно каждому ребенку. Оно развивает всех детей с различными исходными условиями их интеллекта и личности.

Читайте также:
Что за программа рисования на планшете

Школа развивающего обучения Эльконина-Давыдова уже в младшем школьном возрасте:

  • формирует у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки;
  • воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации;
  • способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;
  • развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, решение задач профессионального и жизненного самоопределения.

Педагогическая система РО Эльконина-Давыдова дает

учащимся:

  • дети, обучающиеся по этой системе, составляют наибольший процент среди участников и победителей олимпиад
  • уровень развития интеллекта учащихся по этой системе существенно выше, чем у школьников с традиционной формой обучения
  • развитие у детей способностей к анализу, умению аргументировано рассуждать и излагать свою точку зрения
  • развитие способности нетрадиционно мыслить и находить нестандартные решения
  • активная форма обучения развивает самооценку учащихся и снижает фактор закомплексованности
  • все это позволяют детям, прошедшим обучение по этой системе, достигать наивысших профессиональных результатов в их дальнейшей жизни.

учителям:

  • учителя, преподающие по данной системе, при переаттестации получают высшую категорию
  • учитель, работающий в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, не носитель истины, а помощник в увлекательном процессе познания.

родителям:

  • умного, самостоятельно мыслящего ребенка.

Недостатки системы

Общий недостаток системы РО Эльконина – Давыдова: она не имеет достойного продолжения в основной школе. И если вы отдадите ей предпочтение, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.

5 из 5 звезд
(голосов: 5, сумма баллов: 25)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Источник: www.o-detstve.ru

Система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова

Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984) и Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998) создали теорию и практику обучения младших школьников в форме учебной деятельности.

Они показали, что практически все маленькие ученики могут и хотят самостоятельно и по собственной инициативе исследовать строение числа, слова или любого другого понятия, подлежащего усвоению, открывать существенные свойства этих понятий и действовать с помощью этих понятий при решении задач, которые никогда не решались на уроках.

Однако все это возможно лишь при определенном изменении содержания обучения и при определенном способе взаимодействия учителя с классом, совместно решающим учебные задачи.

Содержание учебного курса, на первый взгляд, остается привычным; перечень изучаемых в системе Эльконина – Давыдова понятий практически не отличается от других учебных курсов по той же дисциплине. Однако в этой системе каждое понятие несет в себе общий способ решения широкого класса практических задач и имеет действенную силу. В частности, понятие позволяет ученикам находить противоречия между имеющимися знаниями и новыми фактами и ставить новые учебные задачи. Иными словами, понятия обладают системными свойствами не только для учителя, но и для ребенка.

Основной метод помощи учителя ученикам в системе Эльконина – Давыдова – не давать знаний в готовом виде, например, в виде определений, не давать готовых образцов решения типовых задач, но создать такую ситуацию, в которой дети смогут сами найти новый способ решения задачи и сами определить то новое, что они обнаружили в предмете изучения.

Знания и умения, добытые собственными усилиями, гораздо более осмыслены и значимы для ученика, нежели знания, полученные в готовом виде. Поэтому мотивация учебной работы, глубина понимания и широта круга задач, в которых понятия успешно применяются, значимо выше у тех школьников, которые обучаются по системе Эльконина – Давыдова.

Особое внимание в этой системе уделяется развитию умений учеников действовать совместно, обсуждать разные подходы к решению задачи, аргументировано спорить, находить достоинства и недостатки в каждой точке зрения. Большая работа ведется по формированию детских умений оценивать собственную учебную работу и определять собственные учебные цели.

Сотрудники и ученики Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова воплотили принципы учебной деятельности в современных учебных курсах для начальной и основной школы, построенных в соответствии с требованиями ФГОС. Убедительно доказаны и опубликованы в десятках статей развивающие эффекты системы Эльконина – Давыдова. Школьники, обучавшиеся по этой системе, опережают своих сверстников, обучавшихся по другим образовательным системам, по многим показателям мышления, памяти и воображения.

Очевидно преимущество системы в достижении предметных и метапредметных результатов обучения: умения учиться, понимания художественных и информационных текстов, умения совместно решать задачи и др.

Наиболее современный и перспективный — деятельностный подход в образовании — воплощен в системе Эльконина-Давыдова в авторской оригинальной чистоте.

К.п.н, доцент. Автор программ, учебников и методических пособий по литературному чтению, русскому языку, курсу «Обучение грамоте». Автор развивающих пособий и художественных произведений для детей дошкольного возраста. Эксперт образовательных программ. Тьютор авторских курсов «Эффективное учебное занятие», «Школа смыслового чтения», «Читаем с удовольствием!»

Источник: lbz.ru

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Д. Б ЭЛЬКОНИНА – В. В. ДАВЫДОВА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Завитаева М.П. 1 , Яковлева Е.И. 1
1 Российский государственный профессионально-педагогический университет
Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

В конце 50-х годов гипотезу Выготского начинают разрабатывать два коллектива под руководством Л.В Занкова и Д.Б Эльконина.

Л.В Занковым была произведена критика традиционной методики образования, так как она не обеспечивала должного психического развития детей. В рамках экспериментальных работ Л.В Занкова общее развитие младших школьников рассматривалось как развитие таких способностей как: способность к анализу; развитие наблюдательности; умение синтезировать, сравнивать и обобщать информацию; производить ручные операции, развивая при этом восприятие и мышление.

Занков разработал новую систему, основанную на таких взаимосвязанных принципах как:

Обучение на высоком уровне трудности

Высокий темп изучения материала

Главенствующая роль теоретических знаний

Осознание школьниками процесса учения

Работа над развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых

Такой принцип как работа над развитием всех учащихся, требует от педагога вести систематическую работу над развитием не только успевающих учеников, но и тех, кто отстает в процессе обучения. Это требует особого внимания со стороны учителя к своим подопечным, формирования у них мотивов к учению.

Система развивающего обучения Д.Б Эльконина и В.В Давыдова противопоставлена системе традиционного обучения по принципиальному направлению познания и познавательной деятельности школьника. Существующее обучение, названное В.В Давыдовым эмпирическим, как правило, осуществляется по типичным схемам: от частного к общему, от факта к системе, от явления к сущности[1].

Читайте также:
Fast and safe что это за программа

В конце 50-х годов Эльконин создает свою исследовательскую лабораторию под названием «Психология младшего школьника». В 1976 году минпросвещения РСФСР запросило разработку новой начальной системы образования у научного коллектива Д.Б Эльконина. Внедряться в систему образования, разработанная система Эльконина-Давыдова, стала в 1991 году. Далее в 1996 году данная система получает статус государственной системы.

Система Эльконина-Давыдова включает в себя три главных принципа[5]:

В процессе обучения ведущую роль занимают способы и методы решения задач

Характерность предметно-практического направления

Работа на занятиях направлена на активный поиск способов и средств решения задач

Ошибки воспринимаются как «проба мысли», и не ставятся в укор

По методике, разработанной Элькониным и Давыдовы, учащиеся должны принимать активное участие в процессе обучения. Учитель выступает в качестве помощника, который должен направлять и координировать деятельность обучающихся.

На сегодняшний день существует несколько образовательных систем, отвечающих нормам ФГОС. У всех систем существуют свои определенные особенности, но в целом их делят на традиционные и развивающие.

Большинство школ выбирают традиционные методики обучения, такие как «Школа России», «Школа 2010», «Гармония» и др. Но так же некоторые из школ выбирают развивающие программы Занкова или Эльконина — Давыдова. Особенно активную поддержку система Эльконина – Давыдова получила в рамках общественно-педагогического движения «Эврика», которое после длительного исторического перерыва было возрождено в середине 80-х годов. Главным инициатором возобновления данного движения был главный редактор «Учительской газеты» В.Матвеев. Деятели данного движения выдвигали новые научные программы, и внедряли их в школы. Из небольших групп учеников, занимающихся по альтернативным методикам, общественно-педагогическое движение «Эврика» помогло внедрить инновационные программы обучения во многие школы РСФСР.[3]

Концепция школ «Эврика-развитие» связана с идеей индивидуализации образования, главной задачей которой является становление у ребенка способностей к саморазвитию, самообразованию, самоопределению, компетентности. Одним из главных отличий данных школ является то, что вместо обычного учителя здесь фигурирует тьютор.

Тьютор сочетает в себе функции воспитателя, педагога, психолога, и является представителем ребенка в школе. Индивидуализация в обучении в данных школах достигается за счет введения дифференцированных программ в одном классе, для детей нуждающихся в коррекционном обучении или же наоборот в углубленном. Об Эффективности индивидуальных образовательных программ, реализуемых в школах, можно судить по школе города Томска, действующей с 1997 года. Так 96% выпускников поступает в вузы, 11% из них являются медалистами.[6].

В обучение по программе Эльконина и Давыдова можно выделить такие положительные моменты как[4]:

Нестандартная система оценивания, которая приучает детей не на получение отметки, а на приобретение новых знаний. На уроках используется оценочная линейка, куда сам ученик выставляет уровень своих знаний, опираясь так же на дополнительные критерии, например аккуратность, точность и.др. Позже учитель при проверке выставляет свою отметку, свой крестик на шкале, и у ребенка есть возможность проанализировать свою работу.

Глубина знаний. Дети в процессе занятия сами пытаются изучить и понять материал. Учебная деятельность организованна так, чтобы ребенок сам смог определить предмет исследования и выдвинуть возможные способы исследования.

Оценка каждого усилия, а не работы в целом. Позволяет учащемуся обращать внимание не только на правильность, но и на другие аспекты задания.

Развитие логического мышления и выделение теоретических знаний

Групповой способ ведения занятий, где учащиеся проводят дискуссии, исследования и закрепляют полученный материал.

Помимо существенных плюсов в данной учебной методике можно выделить и минусы[4]:

Высокий уровень преподаваемых предметов. Приобретенные детьми знания несомненно нужны, но так ли они нужны в том возрасте в котором они их получают. Например, в первом классе дети уже изучают принципы строения языка и разбирают вопросы о происхождении чисел.

Кардинальное различие с традиционными системами обучения. Ребенку, начинающему обучение по программе развивающего обучения, достаточно сложно в последствии перестраиваться на традиционные системы

Непонятность для родителей системы, где нет оценок.

Распространение данной учебной программы только на базе среднего образования.

По большей части интерес к теории развивающего обучения и системе Эльконина-Давыдова на сегодняшний день вызван тем, что она практически полностью отвечает концепции модернизации Российского образования, главная цель которой — формирование таких качеств как инициативность, ответственность, самостоятельность; воспитание разносторонней личности, умеющей мобильно реализовывать свои возможности.

Для выполнения этой цели в системе школьного образования нужно переходить к деятельностной, развивающей педагогике и уходить от репродуктивного способа обучения. Это поможет развивать способности человека, в том числе умение находить нужные решения в нестандартных ситуациях, даже в рамках ограниченного времени. Так же следует перейти к другому типу отношений между учеником и учителем, когда образовательный процесс будет строиться на основе сотрудничества, работы в группах, командах, коллективного участия.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная система обучения или применение ее элементов, позволяет достичь основные цели обучения: формирование базы научных знаний, а так же воспитание у обучающихся самостоятельности и инициативности. Это позволит ребенку в последующем быть более мобильным, а значит адаптированным к условиям постоянно меняющейся среды.

Теория и практика развивающего обучения Д.Б Эльконина и В.В Давыдова – это один ярких и плодотворных инновационных подходов к организации образования, который позволил не только преобразовать на развивающих , гуманистических основах деятельность коллективов тех школ, которые внедряли и внедряют эту систему, но идеи и принципы развивающего обучения, разработанные под руководством Д.Б Эльконина и В.В Давыдова, обогатили потенциал развития российского образования в целом, сохраняя при этом значение и сегодня.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения – М.: Директ-Медиа, 2008. – 212(210) c.

Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: Академия, 2004. – 288 (22) с.

Методика Эльконина – Давыдова http://mama.neolove.ru/early_childhood_education/method_elkonina_davydova/metodika_elkonina_davydova.html

Минькина Е. Н., Копий А. Г. Теория развивающего обучения // Молодой ученый. С. — №9. — 2015.- 1138-1140с.

Нацпроект «Образование http://pandia.ru/text/79/037/38241.php

Педагогический энциклопедический словарь/Гл.ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких,П24 В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.(232-233): ил. ISBN 5 – 7107- 7304 – 2

Источник: scienceforum.ru

Школьная программа эльконина давыдова что это

Нас часто спрашивают о том, чем отличается традиционное обучение от развивающего. Говоря о последнем, первыми вспоминают системы Даниила Эльконина-Василия Давыдова и Леонида Занкова. Психолог, профессор МГПУ Владимир Кудрявцев помог нам разобраться в принципиальных содержательных нюансах.

Между системами развивающего обучения, обозначенными в заголовке статьи, существует как минимум пять принципиальных различий.

Первое различие

В традиционном обучении господствует принцип доступности. Он предполагает переход от простого к сложному, «от легкого к трудному», от знакомых ребенку конкретных фактов к обобщениям, от элементарных обобщений к обобщениям более высокого порядка. Практически единственным источником умственного развития учащихся видится абстрактное наращивание сложности (трудности) материала.

В системе Занкова основополагающий принцип – обучение на высоком уровне трудности.

Имеется в виду не повышение «средней нормы трудности», а специфическая «трудность, заключающаяся в познании сущности изучаемых явлений». Ее преодоление требует реорганизации интеллектуального (и всего психического) потенциала учащегося, «раскрытия духовных сил ребенка». Обучение призвано дать этим силам «простор и направление».

Система Эльконина–Давыдова также направлена на преодоление ограничений принципа доступности и ориентирует детей на познание «сущности явлений».

Но в отличие от системы Занкова она предполагает не реорганизацию наличного интеллектуального потенциала, представленного возможностями эмпирического мышления учащихся, а развитие у них круга принципиально новых способностей, которые связаны с теоретическим мышлением, теоретическим сознанием, теоретическим отношением человека к действительности.

Читайте также:
Автокад дизайн программа что это

Василий Давыдов и Леонид Занков

Наряду с этим в соответствии с позицией В.В. Давыдова образ сложного целого в обучении первоначально строится в логически простой, элементарной, «клеточной» форме – в форме исходной абстракции, из которой лишь затем выводится система конкретных знаний и умений, характеризующих учебный предмет как такое целое (восхождение от абстрактного к конкретному). Примерами подобных абстракций могут служить понятие об отношении величин как основе развернутого понимания природы действительных чисел (математика), понятие об отношении звуковой формы слова к его буквенному составу, лежащее в фундаменте конкретных умений чтения и письма (русский язык), образ отношения «автор – художественный текст – читатель», который определяет все многообразие способов творческого осмысления литературных произведений самых разных видов, стилей, жанров и так далее (литературное чтение).

Второе различие

Традиционное обучение направлено на дидактический тренаж конкретных представлений младших школьников о действительности. Выход за рамки этих представлений, согласно его концептуальным установкам, детям недоступен в силу ограниченности их возрастных возможностей.

Система Занкова выдвигает альтернативу в виде принципа ведущей роли теоретических знаний. Она утверждает приоритетность формирования в начальном обучении понятийных абстракций и обобщений. Это может протекать в форме усвоения: а) научных терминов и определений; б) зависимостей и законов (например, переместительного закона сложения и умножения – в курсе математики; закономерности сезонных изменений в растительном и животном мире и другие). При этом не умаляется значение овладения младшими школьниками конкретными умениями и навыками. Это происходит «на основе общего развития, на базе возможно более глубокого осмысления соответствующих понятий, отношений, зависимостей».

Формирование теоретических понятий является приоритетным и для системы Эльконина–Давыдова. Но здесь теоретические понятия имеют не столько словесную форму «научных терминов и определений» (как в системе Занкова), сколько форму общих способов решения различных классов задач, которые получают свое выражение в моделях.

Третье различие

В условиях традиционного обучения темпы продвижения учащихся крайне низки. Много времени затрачивается на преимущественно механическое заучивание, повторение и закрепление учебного материла.

В поступательном «движении вперед» состоит и смысл развивающего обучения по системе Эльконина–Давыдова. Тем не менее на этапе освоения исходного отношения учебного материала темпы обучения по необходимости замедляются – он требует особой работы учащихся, в том числе подготовительной. По сравнению с этим готовое определение формально заучивается легче и быстрее.

Однако по мере освоения исходного отношения учащиеся начинают гибко и оперативно ориентироваться в целостном учебном содержании, не тратя время на решение бесчисленных примеров для закрепления усвоенного и выправления ошибок, неизбежно возникающих по причине формального заучивания. А главное, у них возникают тенденции к саморазвитию и самообучению.

В силу этого отпадает нужда в длительном «дидактическом тренаже», направленном на передачу учащимся конкретных знаний и умений, отработку специализированных навыков.

Четвертое различие

Принцип сознательности учения, провозглашаемый в традиционном обучении, распространяется лишь на усвоение знаний, умений и навыков. Это можно выразить в формуле: «Знай (умей, делай) и понимай, что знаешь (умеешь, делаешь)».

Принцип осознания школьниками процесса учения, как он формулируется применительно к системе Занкова, «и близок к общепринятому пониманию сознательности усвоения знаний, и существенно отличается от него». Специфика подхода Занкова в том, что для него осознанию подлежит прежде всего специфическая сторона учения – линии, связующие учебный материал в единую структуру, необходимость заучивания его определенных элементов, источники ошибок при его усвоении.

В системе Эльконина–Давыдова речь идет не просто об осознании учения. Она нацелена на развитие у детей особых рефлексивных способностей – рефлексивного анализа, оценки и контроля, которые обеспечивают выявление общих оснований учебной деятельности и учебных действий. Их развитие является существенной предпосылкой формирования субъекта учебной деятельности – желающего и умеющего учиться, активно и инициативно участвующего в ее проектировании и преобразовании.

Пятое различие

В традиционном обучении проводится четкое разграничение между сильными и слабыми учащимися. При этом слабым учащимся предоставляется значительно меньше возможностей для интеллектуальной деятельности, чем сильным. Тем самым суживается перспектива их развития. Это компенсируется значительным объемом сугубо тренировочных упражнений, в частности, на дополнительных занятиях с неуспевающими учащимися. В то же время именно неуспевающие более других учеников нуждаются в проведении с ними не узко тренировочной, а общеразвивающей работы.

Этому противостоит принцип системы Занкова – необходимость осуществления целенаправленной работы по общему развитию всех учащихся класса.

Это требование выступает на передний план и в системе Эльконина–Давыдова. В ней оно удовлетворяется за счет углубленной индивидуальной работы с каждым ребенком, в том числе – в рамках диалого-дискуссионных (включая групповые) форм учебной деятельности.

В целом, как отмечал Василий Давыдов, по способам интерпретации основных принципов и их реализации в образовательном процессе дидактическая система Леонида Занкова существенно не отличается от традиционной, представляет собой лишь ее косметическое усовершенствование. Тем более что многие позиции Леонида Занкова, бесспорно, выдающегося ученого, изложены им крайне абстрактно и обтекаемо. Дело здесь не в манере изложения.

Это лишь косвенный признак того, что сама система Занкова (как и ее теоретическое обоснование) лишена достаточной цельности и целостности.

Более подробная оценка системы Занкова дана Давыдовым в книге «Теория развивающего обучения». Прочитать её принципиально важно, поскольку системы Занкова и Эльконина–Давыдова редко, но все же иногда рассматриваются как две ветви одного и того же дерева. А это не так. Конечно, и Лев Занков, и Даниил Эльконин, а также Наталья Менчинская были учениками Льва Выготского.

Последователем Выготского считал себя и продолжатель дела Даниила Эльконина – Василий Давыдов. Все они, впитав с младых ногтей тезис Выготского об «обучении, которое должно идти впереди развития», маркировали свои направления термином «развивающее обучение». Но это не означало отсутствия значительных расхождений между ними по ряду принципиальных вопросов. В том числе главного вопроса – о сути самого развивающего обучения.

Полный текст опубликован в книге «Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. 17 марта 2016 г.»: в II т. Н. Новгород: Мининский университет, 2016. Т. II.

Источник: vogazeta.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru