Широкое многообразие учебных заведений образовательных программ и органов управления что это

♦Гуманизация — ориентация образовательной системы на разви­тие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоин­ства и развитие личностного потенциала.

♦ Гуманитаризация — ориентация на освоение содержания образова­ния независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека, хорошо
знать родной язык, историю и культуру, быть экономически и юридически
грамотным человеком.

♦ Дифференциация — ориентация образовательных учреждений на до­стижения учащихся при учете, удовлетворении и развитии интересов, склон­ностей и способностей всех субъектов образования. Осуществляется через
группировку учащихся, предметов, составление индивидуальных планов.

♦ Диверсификация — широкое многообразие учебных заведений, об­разовательных программ и органов управления.

♦ Стандартизация — ориентация образовательной системы на реа­лизацию прежде всего государственного стандарта — набора обязатель­ных учебных дисциплин и количества часов на эти дисциплины.

Жириновский про современное образование

♦ Многовариантность — создание в образовательной системе усло­вий выбора и принятия самостоятельного ответственного решения, обес­печение альтернативного и свободного развития. На практике проявляет­ся через возможность выбирать темпы обучения, достигать различных
уровней образованности, выбирать тип образовательного учреждения.

♦ Многоуровневость — это организация многоэтапного образователь­ного процесса. Каждый уровень — это период, который имеет свои цели,
сроки обучения и свои характерные особенности. Например, система выс­шего образования ориентирована на три уровня: 1-й уровень — общее выс­шее образование (2 года), 2-й уровень — базовое высшее образование —
бакалаврит (2 года общего образования + 2 года), 3-й — полное высшее
образование — магистратура (4 года бакалаврита + 2 года).

♦ Фундаментализация—усиление взаимосвязи теоретической и прак­тической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельно­сти. Особое значение придается глубокому и системному освоению науч­но-теоретических знаний.

♦ Информатизация — связана с широким и все более массовым ис­пользованием вычислительной техники и информационных технологий
в процессе обучения человека.

♦ Индивидуализация — учет и развитие индивидуальных особеннос­тей во всех формах взаимодействия с учащимися.

♦ Непрерывность — процесс постоянного образования и самообра­зования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро ме­няющимися условиями жизни в современном обществе.

♦ Преемственность — предполагает преемственность всех уровней
образования: дошкольного, начального, среднего, среднеспециального, не­
полного высшего и высшего.

♦ Демократизация — выделяются следующие демократические прин­ципы, положенные в основу переустройства образовательных систем:

Система образования Российской Федерации. Видеоурок по обществознанию 8 класс

♦ равенство всех членов общества перед образованием;

♦ доступность независимо от социальных, религиозных и других отличий;

♦ децентрализация школьных систем, расширение прав местных органов в решении проблем образования;

♦ открытость школьных систем и преемственность всех ступеней обучения;]

♦ право на выбор учебного заведения;

♦ нацеленность учебно-воспитательного процесса на формирование
человека, способного свободно и творчески мыслить и работать.

В современной педагогике прослеживается тенденция преодоления изо­лированности и постепенного сближения академического (который ведет к получению университетского образования) и профессионально-техниче­ского (ведущего непосредственно в мир труда) уровней среднего образования.

Еще одной существенной проблемой, требующей неотложного решения, является создание международного единого образовательного пространства, что позволит преодолеть изолированность современных образовательных систем, найти их равновесие и установить взаимную открытость.

Вопрос 11: Объяснить сущность системы образования Республики Беларусь, ее принципы, структуру

Образование — процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей лич­ности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом разви­тии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

Подготовка подрастающих поколений к жизни и осуществлению тех целей и задач, которые выдвигаются обществом в области образования и воспитания, немыслима без создания соответствующей сети образовательно-воспитательных учреждений. Вплоть до конца XIX в. в качестве основной была начальная шко­ла. Потом над ней начали надстраиваться старшие классы средней общеобразовательной школы, которая в настоящее время стала самой пространcтвенной во всех странах мира Развитие технического производства требовало создания и расширения сети профессионально-технических учебных заведений (училищ) для подготовки квалифицированных кадров рабочих массовых профессий. Одновременно развивалась сеть высших учебных заведений — университетов, различных институтов, колледжей и т. д.

Одновременно происходил процесс совершенствования структуры и преемственных связей между различными образовательно-воспитатель­ными учреждениями, что, в конечном итоге, привело к созданию в каждой стране своей системы образования.

1. Социальный масштаб рассмотрения, т. е. образование в мире, в от­
дельной стране, регионе и т. д. Здесь выделяются системы государственного, частного, светского, клерикального образования.

2. Ступень образования (дошкольное, школьное с его внутренней града­цией на начальную, неполную среднюю и среднюю школу; высшее с раз­личными уровнями: бакалаврит, магистратура; повышение квалификации;
аспирантура, докторантура, углубленная подготовка специалиста).

3. Профиль образования: общее, специальное (математическое, гума­нитарное, естественно-научное и т. д.).

Государственная политика в сфере образования основывается на сле­дующих принципах:

♦ обязательности общего базового образования;

♦ осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;

♦ доступности дошкольного, профессионально-технического и на кон­курсной основе среднего специального и высшего образования;

♦ преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;

♦ национально-культурной основы образования;

♦ приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гумани­стического характера образования;

♦ экологической направленности образования;

♦ демократического характера управления образованием;

♦ светского характера образования.

Национальная система образования включает:

♦ участников образовательного процесса;

♦ образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные
планы и учебные программы;

♦ учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эф­фективное функционирование системы образования;

♦ государственные органы управления образованием, включающие Ми­нистерство образования Республики Беларусь, управления и отделы обра­зования местных исполнительных и распорядительных органов.

Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.

Основное образование в Республике Беларусь включает следующие уровни:

♦ общее базовое образование;

♦ общее среднее образование;

♦ среднее специальное образование;

Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преем­ственностью уровней образования, согласованностью образовательных стандар­тов, учебных планов и учебных программ, наличием учреждений образования, обеспечивающих возможность получения образования на нескольких уровнях.

Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает:

♦ внешкольное воспитание и обучение;

♦ повышение квалификации и переподготовку кадров.
В системе образования функционируют учреждения образования, осуще­ствляющие деятельность, направленную на получение гражданами основно­го и (или) дополнительного образования, а также организации, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования систе­мы образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации).

Учреждение образования — юридическое лицо, имеющее исключи­тельное право осуществлять образовательную деятельность. Социальная функция учреждений образования состоит в предоставлении образователь­ных услуг населению страны.

К учреждениям образования относятся:

♦ Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детские
ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются
в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны
и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивиду­альных способностей и необходимой коррекции недостатков развития. Воспитание и обучение, осуществляемые в дошкольных образовательных
учреждениях, являются подготовительным этапом начального образования.

♦ Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно
государственными общеобразовательными школами, а также элитарными
учреждениями—гимназиями, лицеями. Средняя общеобразовательная шко­ла имеет три ступени: I ступень — начальная школа (4 года); II ступень —
основная (базовая) школа (5 лет); III ступень—общая средняя школа (2 года).

Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его способностей, формирование у школьника умения и желания учиться. В начальной школе учащиеся приобретают необходи­мые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Основная (базовая) школа закладывает прочный фундамент общеобра­зовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образова­ния, его полноценного включения в жизнь общества. Она обеспечивает развитие личности учащегося, его склонностей, способности к социальному самоопреде­лению, глубокое усвоение основ наук и формирование научного мировоззрения.

Обучение в основной школе может осуществляться по разноуровне­вым программам.

Основная школа является обязательной. Выпускники основной шко­лы продолжают обучение в средней школе. Они также имеют право про­должать образование в профессиональных учебных заведениях различно­го типа и профиля с разными сроками обучения, в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах.

Средняя школа обеспечивает завершение общеобразовательной под­готовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обу­чения, создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, активного их включения в жизнь общества. Трудовая подготовка строится с учетом избранного учащимися профиля обучения.

♦ Профессиональные образовательные учреждения создаются для реа­лизации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Начальное профессиональное образование может быть получено в профессионально-технических и иных училищах.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку спе­циалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в уг­лублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях среднего про­фессионального образования (средних специальных учебных заведениях— техникумах, училищах, колледжах) или на первой ступени образователь­ных учреждений высшего профессионального образования.

Читайте также:
Samsung one что это за программа

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и пе­реподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение по­требностей личности в углублении и расширении образования на базе сред­него (полного) общего, среднего профессионального образования. Его можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях) — университетах, академиях, институтах, колледжах. Лица, имеющие начальное и среднее профессио­нальное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенной, ускоренной программе.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет граж­данам возможность повышения уровня образования, научной и педагоги­ческой квалификации на базе высшего профессионального образования.. Для его получения созданы институты, аспирантуры, докторантуры при образовательных учреждениях высшего профессиональной го образования и научных учреждениях.

♦ Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей
граждан, общества, государства в специально создаваемых учреждения
дополнительного образования—учреждениях повышения квалификации,
курсах, центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных натуралистов и др.

♦ Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие
их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин, созданы детские дома. Они решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.

Во всей системе воспитательных влияний наличность, не умаляя значе­ния семьи, дошкольных и внешкольных образовательных учреждений, ре­шающая роль принадлежит школе. Она дает не только общеобразователь­ную подготовку, составляющую основу для получения профессионального образования, что важно уже само по себе, но создает благоприятные воз­можности для удовлетворения личностью своих интересов и потребностей, развития природных сил и творческих способностей, достижения гармо­нии в развитии интеллектуальной, духовной, эмоционально-волевой сфер.

Школа, призванная организовывать полноценную в социальном и нрав­ственном отношении жизнедеятельность детей, имеет неограниченные возможности с целью овладения воспитанниками богатствами культуры, накопленной человечеством, для освоения опыта социального поведения, подготовки к активному участию в жизни общества.

Источник: studopedia.ru

Широкое многообразие учебных заведений образовательных программ и органов управления что это

Гуманизация образования — это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.

Гуманитаризация — это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.

Дифференциация — это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т.д.

Диверсификация — это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Стандартизация — это ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта — набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышлению. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темп обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера и т. д.) и др.

Источник: pedlib.ru

Образование: сущность, виды и свойства.

4. Негативные тенденции в образовании.

Образование: сущность, виды и свойства.

Попытки определить понятие «образование» имеют историю такую же длительную, как и история педагогической науки. А связано это с тем, что понятие «образование» является центральным, фундаментальным в педагогике. Введенное в научный оборот швейцарским педагогом И.Г. Песталоцци в значении «формирование образа», оно претерпело различные интерпретации.

Рассмотрим несколько современных трактовок понятия «образование»:

Образованиев буквальном смысле означает:

— создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью;

— это процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, отношений.

Образование как система – это специально организованное взаимодействие культурно-просветительных, образовательно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием информации и опыта поколений согласно целям, стандартам, планам и программам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в систему образования. Посредством чего осуществляется управление развитием человека.

Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами:

1) ГУМАНИЗАЦИЯ образования – это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.

2)ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ – это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.

3)ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ – это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками и отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся и студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией.

4)ДИВЕРСИФИКАЦИЯ – это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

5)СТАНДАРТИЗАЦИЯ – это ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта — набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

6)МНОГОВАРИАНТНОСТЬ означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов.

7)МНОГОУРОВНЕВОСТЬ – это организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень – это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью образования.

8)ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ — усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз.

9)ИНФОРМАТИЗАЦИЯ образования связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения. Информатизация образования получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее десятилетие – в связи с доступностью для системы образования и относительной простотой в использовании разных видов современной видео-, аудиотехники и компьютеров.

10)ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ – это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

11)НЕПРЕРЫВНОСТЬ означает не образование, полученное раз и навсегда, на всю жизнь, а процесс постоянного самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.

Вид современного образования определяется прежде всего типом образовательно-воспитательной системы, в условиях которой человек получает образование и содержательно зависит от качества освоения того набора видов человеческой деятельности, возможно и профессии, которые раскрывают специфику образовательной системы, а также от качества освоения культурных ценностей, достижений науки и техники. Это объясняется тем, что все образовательные и воспитательные учреждения концентрируют основы развитых научных знаний и высшие образцы социокультурной деятельности человека своей эпохи. В связи с таким пониманием выделяют прежде всего домашнее, дошкольное, школьное, специальное и высшее образование.

Читайте также:
Спа программы для тела что это

В результате выделяют виды образования по разным основаниям:

1) по типу и качеству освоения научных знаний – биологическое, математическое, физическое, экономическое, филологическое образование и т.д.;

2) по виду доминирующего содержания образования – теоретическое и прикладное, гуманитарное и естественнонаучное и др.;

3) по виду и мастерству освоения человеческой деятельности – музыкальное, художественное, техническое, педагогическое, медицинское образование и т.д.;

4) по типу освоения культурных ценностей – классическое, художественно-эстетическое, религиозное и др.;

5) по масштабу освоения культурных ценностей человеческого общества – национальное, отечественное, европейское, международное, глобальное образование и др.;

6) по типу образовательной системы – университетское, академическое, гимназическое образование и др.;

7) по сословному признаку – элитное и массовое образование;

8) по уровню образования – начальное, неполное среднее, среднее, неполное высшее, высшее образование.

Источник: poisk-ru.ru

Образование как процесс

Образование как процесс отражает этапы и специфику развития образовательной системы как изменение ее состояния за конкретный временной период. Эта динамическая характеристика образования связана с процессом достижении цели, способами получения результата, затраченными при этом усилиями, условиями и формами организации обучения и воспитания, результативностью обучения и воспитания как степенью соответствия требуемого и нежелательного изменения в человеке. В этом процессе взаимодействуют обучение и воспитание, деятельность педагога и деятельность обучаемого. Немаловажный фактор здесь — атмосфера и среда, в которой осуществляется образовательный процесс: хороши взаимоотношения между всеми субъектами образовательного процесса, постоянный пример добросовестности и творческих усилий со стороны педагога, его помощь и доброжелательность ко всем обучающимся и вместе с тем рациональная эффективная организация учения, создание атмосферы творческого поиска и напряженного труда, стимулирование к самостоятельности и постоянная поддержка интереса к учению и др.

Образовательный процесс отражает свойства, характерные как для обучения, так и для воспитания:

двусторонность взаимодействия педагога и ученика;

направленность всего процесса на всестороннее и гармоничное развитие личности;

единство содержательной и процессуальной (технологической) сторон;

взаимосвязь всех структурных элементов: цели-содержания образования и средств достижения образовательных задач — результата образования;

реализацию трех функций: развития, обучения и воспитания человека.

Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие человека — это результат реализации всех функции образовательного процесса в их единстве.

Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, компьютеризация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.

Гуманизация образования — это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.

Гуманитаризация — это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.

Дифференциация — это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т.д.

Диверсификация — это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Стандартизация — это ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта — набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышлению. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темп обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера и т.д.) и др.

Многоуровневость — это организация многоэтапного образовательного пpоцесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень — это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью образования. Например, многоуровневая система высшего образования ориентирована на три уровня: первый уровень — общее высшее образование (2 года), второй уровень — базовое высшее образование — бакалавриат (2 года общего образования + 2 года), третий ypовень — полное высшее образование — магистратура (4 года бакалавриата +2 года магистратуры).

Фундаментализация — усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз.

Информатизация образования связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека. Информатизация образования получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее десятилетие — в связи с доступностью для системы образования и относительной простотой в использовании разных видов современной видео-, аудиотехники и компьютеров.

Индивидуализация — это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

Непрерывность означает не образование, полученное раз и навсегда, на всю жизнь, а процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.

Образовательный процесс имеет диалектический характер. Поэтому развитие образовательного процесса возможно как через разрешение противоречий, так и эволюционным путем — через совершенствование сложившейся образовательной системы. В качестве главного противоречия образовательного процесса выступает противоречие между социальным требованием к образованности человека и его уровнем образования, качеством и типом образования.

Основания для развития образования — это новые концепции и модели образования на уровне государства или конкретного региона и отдельных образовательных учреждений; новые государственные образовательные стандарты; нормативно-правовые документы; новые источники, механизмы и формы финансирования; новые системы подготовки и переподготовки специалистов для образовательной сферы.

Развитие образования может быть предметом особых деятельностей, а именно:

проектирования и моделирования новых образовательных учреждений;

программирования управленческих действий в сфере образования;

прогнозирования культурно-исторических и социальных последствий новых образовательных реформ и инноваций в сфере образования;

сценирования складывающихся в обществе новых социокультурных ситуаций в содержании образования и воспитания молодого поколения.

Образование — процесс, управляемый со стороны государства, общества, администрации и педагогов конкретной образовательной системы, а также частично и со стороны родителей учащихся. Однако формы и способы управления у них разные.

В процессе получения образования того или иного типа человек может достигать определенного уровня и качества. Говоря об уровне образования, выделяют уровни начального, среднего, неполного высшего и высшего образования. Каждый уровень подтверждается государственным документом — свидетельством об окончании начальной или средней школы, справкой о прослушанных курсах в высшем учебном заведении или дипломом о высшем образовании.

Начальное образование представляет фундамент, на котором основаны все последующие уровни образования современного человека.

Начальный уровень высшего образования в Украине, как и во многих других странах мира, можно получить в специализированном колледже. Полное высшее образование человек получает только после успешного окончания вуза. По закону «Об образовании» к высшим учебным заведениям Украины относят институт, академию и университет.

Наряду с этим в Украине после окончания вуза возможно продолжение образования, получаемого в магистратуре, аспирантуре и докторантуре. Соответственно, при успешной защите магистерской, кандидатской и докторской диссертации специалист, как при обучении, так и при самообучении и самостоятельной научно-исследовательской работе, получает диплом магистра, кандидата или доктора наук по конкретной специальности, известной из классификатора специальностей в Украине.

В оценке уровня образованности школьника выделяют уровень элементарной грамотности, функциональной грамотности, предметной и методологической компетентности. При изучении уровня образованности будущего специалиста с высшим образованием у студента вуза оценивается уровень образования в сфере гуманитарных и социально-экономических дисциплин, естественнонаучных дисциплин, блока дисциплин общепрофессионального направления и профессиональной специализации. В рамках многоуровневой системы обучения в вузе выделяют уровень общего образования, уровень бакалавра и магистратуры.

Источник: studbooks.net

Образовательная система России

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность:

  • — преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  • — сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
  • — органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций (см. рис. 9.1).
Читайте также:
Что за программа гсп

Система образования в России есть совокупность трех взаимодействующих элементов:

Система образования в России

Рис. 9.1. Система образования в России

Центральным структурным элементом системы образования являются образовательные учреждения. Образовательным учреждением называется такое учреждение, которое осуществляет учебно-воспитательный процесс по определенной образовательной программе.

Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть:

  • • государственными;
  • • муниципальными;
  • • негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).

Образовательная система России представляет собой сложную многоуровневую систему образовательных учреждений.

  • 1. Дошкольное образование (ясли, детские сады, центры эстетического воспитания детей дошкольного возраста).
  • 2. Различают общее и специальное образование.

Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения, навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специального профессионального образования.

Общее образование включает уровни: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование; реализуется в образовательных учреждениях: школы, гимназии, лицеи.

После получения основного общего образования (окончание 9-го класса) учащиеся могут продолжить обучение в школе и получить среднее общее образование либо начальное или среднее специальное профессиональное образование.

3. Система специального профессионального образования включает в себя уровни: начальное профессиональное образование, среднее и высшее профессиональное образование.

Система начального профессионального образования — профессиональные училища, профессиональные курсы. Среднее профессиональное образование реализуют техникумы, колледжи. Выпускники техникумов, колледжей могут приступить к работе в качестве специалистов среднего звена либо поступить в образовательные учреждения высшего профессионального образования (вузы: институты, академии, университеты).

В системе высшего профессионального образования существуют две ступени: бакалавр и магистр.

Специальное профессиональное образование включает в себя следующие категории (рис. 9.2):

Категории специального профессионального образования

Рис. 9.2. Категории специального профессионального образования

Система специфических понятий профессиональной педагогики (по В. С. Безруковой)

Производительные силы есть составная часть общественного способа производства, в которую входят субъекты труда (люди) и объекты труда (средства и предметы труда).

Учащиеся готовятся, условно говоря, стать производительной силой. Чтобы выполнить эту общественную функцию, неизбежную для каждого человека, они должны быть достаточно развиты и профессионально подготовлены. Человек является главным элементом производительных сил. Он совершает производительный труд по созданию материальных благ или продуктов интеллектуальной деятельности.

Работник — это человек, нанявшийся на производство (государственное или частное), осуществляющий производительный труд и живущий за счет оплаты своего труда. Рабочий — это работник, выполняющий труд, требующий начального профессионального образования.

Профессия — это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и используемый как источник существования. Специальность — это вид трудовой деятельности в рамках определенной профессии.

Профессиональная подготовка отличается от общеобразовательной подготовки тем, что в ходе ее осуществляется развитие личностного трудового потенциала рабочего.

Личностный потенциал работника — это степень его общего и профессионального развития, определяющая успешность совершения трудовой деятельности по определенной профессии (специальности).

Личностный (трудовой) потенциал включает в себя:

  • — психофизиологический потенциал — уровень физического развития, состояния здоровья, работоспособность, выносливость, обеспечивающие успешное выполнение трудовых функций;
  • — квалификационный потенциал — систему общих и специальных знаний и умений, обусловливающих способность совершать конкретную профессиональную деятельность;
  • — социально-педагогический потенциал — уровень гражданского сознания, отношения к труду и профессии, интересы, уровень культуры, способствующие повышению эффективности труда.

Развитие личностного потенциала работника достигается посредством профессионального воспитания, профессионального образования, профессионального обучения. Эти три понятия входят в ранее изученные — воспитание, образование, обучение. Специфика состоит в их направленности на развитие личностного потенциала как трудового потенциала будущего работника.

Закономерно также употребление таких понятий, как профессиональное самовоспитание, профессиональное самообразование, профессиональное самообучение. Они тоже входят в ранее изученные — самовоспитание, самообразование, самообучение. Их специфика — в направленности на развитие личностного потенциала работника своими собственными средствами.

Это сложнейший процесс профессионального самовоспитания, самообразования, самообучения, осуществляемый в единстве с профессиональным воспитанием, образованием, обучением, направленный на развитие личностного потенциала, называется профессиональным становлением работника.

В ходе профессионального становления работника идет рост его профессионального мастерства. Профессиональное мастерство — это свойство личности, приобретаемое в процессе опыта и представляющее собой высший уровень овладения профессиональными знаниями, навыками, умениями и элементами творческой деятельности. В зависимости от уровней развития мастерства различают квалификацию работника. Профессиональная квалификация — это ступени профессиональной подготовленности работника к выполнению того или иного вида труда определенного качества и определенной сложности.

  • 4. Система послевузовского образования включает в себя аспирантуру (проведение научных исследований, подготовка и защита диссертации на соискание ученой степени кандидата наук), докторантуру (проведение фундаментальных научных исследований, защита диссертации на соискание ученой степени доктора наук). Послевузовское образование — центры повышения профессиональной квалификации, центры профессиональной переподготовки и центры дополнительного образования, центры дистанционного образования.
  • 5. Система специально-корректирующего инклюзивного образования позволяет получить необходимый уровень обучения, воспитания людям, имеющим определенные ограниченные возможности (школы для глухих, слабовидящих и слепых детей, школы для умственно-отсталых детей, техникум-интернат для инвалидов и т.п.).
  • 6. Система дополнительного внешкольного образования включает в себя музыкальные и спортивные школы, художественные школы и центры технического творчества, центры эстетического воспитания и художественной самодеятельности, балетные школы и т.п
  • 7. Система учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — интернаты, детские дома.

Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс (рис. 9.3).

Гуманизация образования — это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.

Гуманитаризация — это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и пародов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.

Типы образовательных учреждений

Рис. 9.3. Типы образовательных учреждений

Свойства образования

Рис. 9.4. Свойства образования

Дифференциация — это ориентация образовательных учреждений па достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например: через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т.д.

Диверсификация — это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Стандартизация — это ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта — набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, в группе, индивидуально, с помощью компьютера и т.д.) и др.

Многоуровневость — это организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень — это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью образования. Например, многоуровневая система высшего образования ориентирована на два уровня: первый — базовое высшее образование — бакалавриат (3—4 года), второй уровень — полное высшее образование — магистратура (4 года бакалавриата + 2 года магистратуры).

Фундаментализация — усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз.

Информатизация образования связана с широким и все более масштабным использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека. Информатизация образования получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее десятилетие в связи с доступностью для системы образования и относительной простотой в использовании разных видов современной аудио-, видеотехники и компьютеров.

Индивидуализация — это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания. Непрерывность означает не образование, полученное раз и навсегда, на всю жизнь, а процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.

Источник: studme.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru