♦Гуманизация — ориентация образовательной системы на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развитие личностного потенциала.
♦ Гуманитаризация — ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека, хорошо
знать родной язык, историю и культуру, быть экономически и юридически
грамотным человеком.
♦ Дифференциация — ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех субъектов образования. Осуществляется через
группировку учащихся, предметов, составление индивидуальных планов.
♦ Диверсификация — широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.
♦ Стандартизация — ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного стандарта — набора обязательных учебных дисциплин и количества часов на эти дисциплины.
Жириновский про современное образование
♦ Многовариантность — создание в образовательной системе условий выбора и принятия самостоятельного ответственного решения, обеспечение альтернативного и свободного развития. На практике проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать различных
уровней образованности, выбирать тип образовательного учреждения.
♦ Многоуровневость — это организация многоэтапного образовательного процесса. Каждый уровень — это период, который имеет свои цели,
сроки обучения и свои характерные особенности. Например, система высшего образования ориентирована на три уровня: 1-й уровень — общее высшее образование (2 года), 2-й уровень — базовое высшее образование —
бакалаврит (2 года общего образования + 2 года), 3-й — полное высшее
образование — магистратура (4 года бакалаврита + 2 года).
♦ Фундаментализация—усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний.
♦ Информатизация — связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий
в процессе обучения человека.
♦ Индивидуализация — учет и развитие индивидуальных особенностей во всех формах взаимодействия с учащимися.
♦ Непрерывность — процесс постоянного образования и самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.
♦ Преемственность — предполагает преемственность всех уровней
образования: дошкольного, начального, среднего, среднеспециального, не
полного высшего и высшего.
♦ Демократизация — выделяются следующие демократические принципы, положенные в основу переустройства образовательных систем:
Система образования Российской Федерации. Видеоурок по обществознанию 8 класс
♦ равенство всех членов общества перед образованием;
♦ доступность независимо от социальных, религиозных и других отличий;
♦ децентрализация школьных систем, расширение прав местных органов в решении проблем образования;
♦ открытость школьных систем и преемственность всех ступеней обучения;]
♦ право на выбор учебного заведения;
♦ нацеленность учебно-воспитательного процесса на формирование
человека, способного свободно и творчески мыслить и работать.
В современной педагогике прослеживается тенденция преодоления изолированности и постепенного сближения академического (который ведет к получению университетского образования) и профессионально-технического (ведущего непосредственно в мир труда) уровней среднего образования.
Еще одной существенной проблемой, требующей неотложного решения, является создание международного единого образовательного пространства, что позволит преодолеть изолированность современных образовательных систем, найти их равновесие и установить взаимную открытость.
Вопрос 11: Объяснить сущность системы образования Республики Беларусь, ее принципы, структуру
Образование — процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.
Подготовка подрастающих поколений к жизни и осуществлению тех целей и задач, которые выдвигаются обществом в области образования и воспитания, немыслима без создания соответствующей сети образовательно-воспитательных учреждений. Вплоть до конца XIX в. в качестве основной была начальная школа. Потом над ней начали надстраиваться старшие классы средней общеобразовательной школы, которая в настоящее время стала самой пространcтвенной во всех странах мира Развитие технического производства требовало создания и расширения сети профессионально-технических учебных заведений (училищ) для подготовки квалифицированных кадров рабочих массовых профессий. Одновременно развивалась сеть высших учебных заведений — университетов, различных институтов, колледжей и т. д.
Одновременно происходил процесс совершенствования структуры и преемственных связей между различными образовательно-воспитательными учреждениями, что, в конечном итоге, привело к созданию в каждой стране своей системы образования.
1. Социальный масштаб рассмотрения, т. е. образование в мире, в от
дельной стране, регионе и т. д. Здесь выделяются системы государственного, частного, светского, клерикального образования.
2. Ступень образования (дошкольное, школьное с его внутренней градацией на начальную, неполную среднюю и среднюю школу; высшее с различными уровнями: бакалаврит, магистратура; повышение квалификации;
аспирантура, докторантура, углубленная подготовка специалиста).
3. Профиль образования: общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное и т. д.).
Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах:
♦ обязательности общего базового образования;
♦ осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;
♦ доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;
♦ преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;
♦ национально-культурной основы образования;
♦ приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
♦ экологической направленности образования;
♦ демократического характера управления образованием;
♦ светского характера образования.
Национальная система образования включает:
♦ участников образовательного процесса;
♦ образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные
планы и учебные программы;
♦ учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;
♦ государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов.
Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.
Основное образование в Республике Беларусь включает следующие уровни:
♦ общее базовое образование;
♦ общее среднее образование;
♦ среднее специальное образование;
Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью уровней образования, согласованностью образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ, наличием учреждений образования, обеспечивающих возможность получения образования на нескольких уровнях.
Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает:
♦ внешкольное воспитание и обучение;
♦ повышение квалификации и переподготовку кадров.
В системе образования функционируют учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение гражданами основного и (или) дополнительного образования, а также организации, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации).
Учреждение образования — юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять образовательную деятельность. Социальная функция учреждений образования состоит в предоставлении образовательных услуг населению страны.
К учреждениям образования относятся:
♦ Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детские
ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются
в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны
и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития. Воспитание и обучение, осуществляемые в дошкольных образовательных
учреждениях, являются подготовительным этапом начального образования.
♦ Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно
государственными общеобразовательными школами, а также элитарными
учреждениями—гимназиями, лицеями. Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени: I ступень — начальная школа (4 года); II ступень —
основная (базовая) школа (5 лет); III ступень—общая средняя школа (2 года).
Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его способностей, формирование у школьника умения и желания учиться. В начальной школе учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Основная (базовая) школа закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Она обеспечивает развитие личности учащегося, его склонностей, способности к социальному самоопределению, глубокое усвоение основ наук и формирование научного мировоззрения.
Обучение в основной школе может осуществляться по разноуровневым программам.
Основная школа является обязательной. Выпускники основной школы продолжают обучение в средней школе. Они также имеют право продолжать образование в профессиональных учебных заведениях различного типа и профиля с разными сроками обучения, в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах.
Средняя школа обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, активного их включения в жизнь общества. Трудовая подготовка строится с учетом избранного учащимися профиля обучения.
♦ Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Начальное профессиональное образование может быть получено в профессионально-технических и иных училищах.
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях— техникумах, училищах, колледжах) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Его можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях) — университетах, академиях, институтах, колледжах. Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенной, ускоренной программе.
Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.. Для его получения созданы институты, аспирантуры, докторантуры при образовательных учреждениях высшего профессиональной го образования и научных учреждениях.
♦ Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей
граждан, общества, государства в специально создаваемых учреждения
дополнительного образования—учреждениях повышения квалификации,
курсах, центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных натуралистов и др.
♦ Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие
их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин, созданы детские дома. Они решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.
Во всей системе воспитательных влияний наличность, не умаляя значения семьи, дошкольных и внешкольных образовательных учреждений, решающая роль принадлежит школе. Она дает не только общеобразовательную подготовку, составляющую основу для получения профессионального образования, что важно уже само по себе, но создает благоприятные возможности для удовлетворения личностью своих интересов и потребностей, развития природных сил и творческих способностей, достижения гармонии в развитии интеллектуальной, духовной, эмоционально-волевой сфер.
Школа, призванная организовывать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность детей, имеет неограниченные возможности с целью овладения воспитанниками богатствами культуры, накопленной человечеством, для освоения опыта социального поведения, подготовки к активному участию в жизни общества.
Источник: studopedia.ru
Широкое многообразие учебных заведений образовательных программ и органов управления что это
Гуманизация образования — это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.
Гуманитаризация — это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.
Дифференциация — это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т.д.
Диверсификация — это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.
Стандартизация — это ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта — набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.
Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышлению. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темп обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера и т. д.) и др.
Источник: pedlib.ru
Образование: сущность, виды и свойства.
4. Негативные тенденции в образовании.
Образование: сущность, виды и свойства.
Попытки определить понятие «образование» имеют историю такую же длительную, как и история педагогической науки. А связано это с тем, что понятие «образование» является центральным, фундаментальным в педагогике. Введенное в научный оборот швейцарским педагогом И.Г. Песталоцци в значении «формирование образа», оно претерпело различные интерпретации.
Рассмотрим несколько современных трактовок понятия «образование»:
Образованиев буквальном смысле означает:
— создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью;
— это процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, отношений.
Образование как система – это специально организованное взаимодействие культурно-просветительных, образовательно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием информации и опыта поколений согласно целям, стандартам, планам и программам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в систему образования. Посредством чего осуществляется управление развитием человека.
Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами:
1) ГУМАНИЗАЦИЯ образования – это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.
2)ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ – это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.
3)ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ – это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками и отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся и студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией.
4)ДИВЕРСИФИКАЦИЯ – это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.
5)СТАНДАРТИЗАЦИЯ – это ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта — набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.
6)МНОГОВАРИАНТНОСТЬ означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов.
7)МНОГОУРОВНЕВОСТЬ – это организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень – это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью образования.
8)ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ — усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз.
9)ИНФОРМАТИЗАЦИЯ образования связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения. Информатизация образования получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее десятилетие – в связи с доступностью для системы образования и относительной простотой в использовании разных видов современной видео-, аудиотехники и компьютеров.
10)ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ – это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.
11)НЕПРЕРЫВНОСТЬ означает не образование, полученное раз и навсегда, на всю жизнь, а процесс постоянного самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.
Вид современного образования определяется прежде всего типом образовательно-воспитательной системы, в условиях которой человек получает образование и содержательно зависит от качества освоения того набора видов человеческой деятельности, возможно и профессии, которые раскрывают специфику образовательной системы, а также от качества освоения культурных ценностей, достижений науки и техники. Это объясняется тем, что все образовательные и воспитательные учреждения концентрируют основы развитых научных знаний и высшие образцы социокультурной деятельности человека своей эпохи. В связи с таким пониманием выделяют прежде всего домашнее, дошкольное, школьное, специальное и высшее образование.
В результате выделяют виды образования по разным основаниям:
1) по типу и качеству освоения научных знаний – биологическое, математическое, физическое, экономическое, филологическое образование и т.д.;
2) по виду доминирующего содержания образования – теоретическое и прикладное, гуманитарное и естественнонаучное и др.;
3) по виду и мастерству освоения человеческой деятельности – музыкальное, художественное, техническое, педагогическое, медицинское образование и т.д.;
4) по типу освоения культурных ценностей – классическое, художественно-эстетическое, религиозное и др.;
5) по масштабу освоения культурных ценностей человеческого общества – национальное, отечественное, европейское, международное, глобальное образование и др.;
6) по типу образовательной системы – университетское, академическое, гимназическое образование и др.;
7) по сословному признаку – элитное и массовое образование;
8) по уровню образования – начальное, неполное среднее, среднее, неполное высшее, высшее образование.
Источник: poisk-ru.ru
Образование как процесс
Образование как процесс отражает этапы и специфику развития образовательной системы как изменение ее состояния за конкретный временной период. Эта динамическая характеристика образования связана с процессом достижении цели, способами получения результата, затраченными при этом усилиями, условиями и формами организации обучения и воспитания, результативностью обучения и воспитания как степенью соответствия требуемого и нежелательного изменения в человеке. В этом процессе взаимодействуют обучение и воспитание, деятельность педагога и деятельность обучаемого. Немаловажный фактор здесь — атмосфера и среда, в которой осуществляется образовательный процесс: хороши взаимоотношения между всеми субъектами образовательного процесса, постоянный пример добросовестности и творческих усилий со стороны педагога, его помощь и доброжелательность ко всем обучающимся и вместе с тем рациональная эффективная организация учения, создание атмосферы творческого поиска и напряженного труда, стимулирование к самостоятельности и постоянная поддержка интереса к учению и др.
Образовательный процесс отражает свойства, характерные как для обучения, так и для воспитания:
двусторонность взаимодействия педагога и ученика;
направленность всего процесса на всестороннее и гармоничное развитие личности;
единство содержательной и процессуальной (технологической) сторон;
взаимосвязь всех структурных элементов: цели-содержания образования и средств достижения образовательных задач — результата образования;
реализацию трех функций: развития, обучения и воспитания человека.
Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие человека — это результат реализации всех функции образовательного процесса в их единстве.
Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, компьютеризация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.
Гуманизация образования — это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.
Гуманитаризация — это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.
Дифференциация — это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т.д.
Диверсификация — это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.
Стандартизация — это ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта — набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.
Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышлению. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темп обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера и т.д.) и др.
Многоуровневость — это организация многоэтапного образовательного пpоцесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень — это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью образования. Например, многоуровневая система высшего образования ориентирована на три уровня: первый уровень — общее высшее образование (2 года), второй уровень — базовое высшее образование — бакалавриат (2 года общего образования + 2 года), третий ypовень — полное высшее образование — магистратура (4 года бакалавриата +2 года магистратуры).
Фундаментализация — усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз.
Информатизация образования связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека. Информатизация образования получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее десятилетие — в связи с доступностью для системы образования и относительной простотой в использовании разных видов современной видео-, аудиотехники и компьютеров.
Индивидуализация — это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.
Непрерывность означает не образование, полученное раз и навсегда, на всю жизнь, а процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.
Образовательный процесс имеет диалектический характер. Поэтому развитие образовательного процесса возможно как через разрешение противоречий, так и эволюционным путем — через совершенствование сложившейся образовательной системы. В качестве главного противоречия образовательного процесса выступает противоречие между социальным требованием к образованности человека и его уровнем образования, качеством и типом образования.
Основания для развития образования — это новые концепции и модели образования на уровне государства или конкретного региона и отдельных образовательных учреждений; новые государственные образовательные стандарты; нормативно-правовые документы; новые источники, механизмы и формы финансирования; новые системы подготовки и переподготовки специалистов для образовательной сферы.
Развитие образования может быть предметом особых деятельностей, а именно:
проектирования и моделирования новых образовательных учреждений;
программирования управленческих действий в сфере образования;
прогнозирования культурно-исторических и социальных последствий новых образовательных реформ и инноваций в сфере образования;
сценирования складывающихся в обществе новых социокультурных ситуаций в содержании образования и воспитания молодого поколения.
Образование — процесс, управляемый со стороны государства, общества, администрации и педагогов конкретной образовательной системы, а также частично и со стороны родителей учащихся. Однако формы и способы управления у них разные.
В процессе получения образования того или иного типа человек может достигать определенного уровня и качества. Говоря об уровне образования, выделяют уровни начального, среднего, неполного высшего и высшего образования. Каждый уровень подтверждается государственным документом — свидетельством об окончании начальной или средней школы, справкой о прослушанных курсах в высшем учебном заведении или дипломом о высшем образовании.
Начальное образование представляет фундамент, на котором основаны все последующие уровни образования современного человека.
Начальный уровень высшего образования в Украине, как и во многих других странах мира, можно получить в специализированном колледже. Полное высшее образование человек получает только после успешного окончания вуза. По закону «Об образовании» к высшим учебным заведениям Украины относят институт, академию и университет.
Наряду с этим в Украине после окончания вуза возможно продолжение образования, получаемого в магистратуре, аспирантуре и докторантуре. Соответственно, при успешной защите магистерской, кандидатской и докторской диссертации специалист, как при обучении, так и при самообучении и самостоятельной научно-исследовательской работе, получает диплом магистра, кандидата или доктора наук по конкретной специальности, известной из классификатора специальностей в Украине.
В оценке уровня образованности школьника выделяют уровень элементарной грамотности, функциональной грамотности, предметной и методологической компетентности. При изучении уровня образованности будущего специалиста с высшим образованием у студента вуза оценивается уровень образования в сфере гуманитарных и социально-экономических дисциплин, естественнонаучных дисциплин, блока дисциплин общепрофессионального направления и профессиональной специализации. В рамках многоуровневой системы обучения в вузе выделяют уровень общего образования, уровень бакалавра и магистратуры.
Источник: studbooks.net
Образовательная система России
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность:
- — преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
- — сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
- — органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций (см. рис. 9.1).
Система образования в России есть совокупность трех взаимодействующих элементов:
Рис. 9.1. Система образования в России
Центральным структурным элементом системы образования являются образовательные учреждения. Образовательным учреждением называется такое учреждение, которое осуществляет учебно-воспитательный процесс по определенной образовательной программе.
Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть:
- • государственными;
- • муниципальными;
- • негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).
Образовательная система России представляет собой сложную многоуровневую систему образовательных учреждений.
- 1. Дошкольное образование (ясли, детские сады, центры эстетического воспитания детей дошкольного возраста).
- 2. Различают общее и специальное образование.
Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения, навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специального профессионального образования.
Общее образование включает уровни: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование; реализуется в образовательных учреждениях: школы, гимназии, лицеи.
После получения основного общего образования (окончание 9-го класса) учащиеся могут продолжить обучение в школе и получить среднее общее образование либо начальное или среднее специальное профессиональное образование.
3. Система специального профессионального образования включает в себя уровни: начальное профессиональное образование, среднее и высшее профессиональное образование.
Система начального профессионального образования — профессиональные училища, профессиональные курсы. Среднее профессиональное образование реализуют техникумы, колледжи. Выпускники техникумов, колледжей могут приступить к работе в качестве специалистов среднего звена либо поступить в образовательные учреждения высшего профессионального образования (вузы: институты, академии, университеты).
В системе высшего профессионального образования существуют две ступени: бакалавр и магистр.
Специальное профессиональное образование включает в себя следующие категории (рис. 9.2):
Рис. 9.2. Категории специального профессионального образования
Система специфических понятий профессиональной педагогики (по В. С. Безруковой)
Производительные силы есть составная часть общественного способа производства, в которую входят субъекты труда (люди) и объекты труда (средства и предметы труда).
Учащиеся готовятся, условно говоря, стать производительной силой. Чтобы выполнить эту общественную функцию, неизбежную для каждого человека, они должны быть достаточно развиты и профессионально подготовлены. Человек является главным элементом производительных сил. Он совершает производительный труд по созданию материальных благ или продуктов интеллектуальной деятельности.
Работник — это человек, нанявшийся на производство (государственное или частное), осуществляющий производительный труд и живущий за счет оплаты своего труда. Рабочий — это работник, выполняющий труд, требующий начального профессионального образования.
Профессия — это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и используемый как источник существования. Специальность — это вид трудовой деятельности в рамках определенной профессии.
Профессиональная подготовка отличается от общеобразовательной подготовки тем, что в ходе ее осуществляется развитие личностного трудового потенциала рабочего.
Личностный потенциал работника — это степень его общего и профессионального развития, определяющая успешность совершения трудовой деятельности по определенной профессии (специальности).
Личностный (трудовой) потенциал включает в себя:
- — психофизиологический потенциал — уровень физического развития, состояния здоровья, работоспособность, выносливость, обеспечивающие успешное выполнение трудовых функций;
- — квалификационный потенциал — систему общих и специальных знаний и умений, обусловливающих способность совершать конкретную профессиональную деятельность;
- — социально-педагогический потенциал — уровень гражданского сознания, отношения к труду и профессии, интересы, уровень культуры, способствующие повышению эффективности труда.
Развитие личностного потенциала работника достигается посредством профессионального воспитания, профессионального образования, профессионального обучения. Эти три понятия входят в ранее изученные — воспитание, образование, обучение. Специфика состоит в их направленности на развитие личностного потенциала как трудового потенциала будущего работника.
Закономерно также употребление таких понятий, как профессиональное самовоспитание, профессиональное самообразование, профессиональное самообучение. Они тоже входят в ранее изученные — самовоспитание, самообразование, самообучение. Их специфика — в направленности на развитие личностного потенциала работника своими собственными средствами.
Это сложнейший процесс профессионального самовоспитания, самообразования, самообучения, осуществляемый в единстве с профессиональным воспитанием, образованием, обучением, направленный на развитие личностного потенциала, называется профессиональным становлением работника.
В ходе профессионального становления работника идет рост его профессионального мастерства. Профессиональное мастерство — это свойство личности, приобретаемое в процессе опыта и представляющее собой высший уровень овладения профессиональными знаниями, навыками, умениями и элементами творческой деятельности. В зависимости от уровней развития мастерства различают квалификацию работника. Профессиональная квалификация — это ступени профессиональной подготовленности работника к выполнению того или иного вида труда определенного качества и определенной сложности.
- 4. Система послевузовского образования включает в себя аспирантуру (проведение научных исследований, подготовка и защита диссертации на соискание ученой степени кандидата наук), докторантуру (проведение фундаментальных научных исследований, защита диссертации на соискание ученой степени доктора наук). Послевузовское образование — центры повышения профессиональной квалификации, центры профессиональной переподготовки и центры дополнительного образования, центры дистанционного образования.
- 5. Система специально-корректирующего инклюзивного образования позволяет получить необходимый уровень обучения, воспитания людям, имеющим определенные ограниченные возможности (школы для глухих, слабовидящих и слепых детей, школы для умственно-отсталых детей, техникум-интернат для инвалидов и т.п.).
- 6. Система дополнительного внешкольного образования включает в себя музыкальные и спортивные школы, художественные школы и центры технического творчества, центры эстетического воспитания и художественной самодеятельности, балетные школы и т.п
- 7. Система учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — интернаты, детские дома.
Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс (рис. 9.3).
Гуманизация образования — это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.
Гуманитаризация — это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и пародов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.
Рис. 9.3. Типы образовательных учреждений
Рис. 9.4. Свойства образования
Дифференциация — это ориентация образовательных учреждений па достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например: через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т.д.
Диверсификация — это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.
Стандартизация — это ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта — набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.
Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, в группе, индивидуально, с помощью компьютера и т.д.) и др.
Многоуровневость — это организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень — это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью образования. Например, многоуровневая система высшего образования ориентирована на два уровня: первый — базовое высшее образование — бакалавриат (3—4 года), второй уровень — полное высшее образование — магистратура (4 года бакалавриата + 2 года магистратуры).
Фундаментализация — усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз.
Информатизация образования связана с широким и все более масштабным использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека. Информатизация образования получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее десятилетие в связи с доступностью для системы образования и относительной простотой в использовании разных видов современной аудио-, видеотехники и компьютеров.
Индивидуализация — это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания. Непрерывность означает не образование, полученное раз и навсегда, на всю жизнь, а процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.
Источник: studme.org