Автор: Салата Наталия Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ №2 г.Вельска»
Описание материала: данный материал может быть использован в 7 классе при изучении творчества Н.В.Гоголя. Предлагается сопоставить два вида искусства – кино и литературу на примере повести «Шинель». Урок стимулирует познавательный интерес и поисково- исследовательскую деятельность учащихся, проникновение в художественный мир автора, формирует у учащихся нравственные ценности.
Конспект урока по литературе «Шинель — фильм или книга? Сравнительный анализ»
Цель: сопоставление произведений двух видов искусства (кино и литературы) в рамках культурного диалога художественных мышлений
Задачи урока:
Образовательные:
• продолжить формирование навыков и умений сравнительного анализа:
• находить сходства и отличия в сюжете произведений литературы и киноискусства;
• выявлять основные качества героев произведений и сравнивать персонажи;
• выявлять художественное своеобразие произведений литературы и кино;
Шинель. Николай Гоголь
• делать выводы в своей работе.
Развивающие:
• развитие речи, словарного запаса;
• развитие мышления, познавательных интересов, творческих способностей, интеллекта;
• развитие эмоциональной сферы.
Воспитательные:
• формирование навыков коллективного труда и коммуникативных свойств личности;
• формирование нравственного сознания.
Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
Существует немного произведений мировой классики, которые привлекали бы столько же внимания литературоведов, исследователей, художников, режиссеров, как повесть Гоголя «Шинель».
В разное время к нему обращались режиссеры разных стран (проецирование на экран).
1916 – «Шинель» («The Overcoat») — американский немой фильм, режиссер Рэй Бергер.
1926 «Шинель» — советский немой фильм, режиссеры Григорий Козинцев, Леонид Трауберг.
1952 «Шинель» («Il Cappotto»)— итальянский фильм, режиссер Альберто Латтуада.
1959 «Шинель»— советский фильм, режиссер Алексей Баталов.
1997 «Шинель»— греческий фильм.
2001 «Шинель»— канадский фильм для ТВ, CBC.
Например, режиссер, художник-мультипликатор Юрий Норштейн работает над созданием мультфильма под названием «Шинель» уже более 20-лет (с 1981года). Долго пришлось размышлять над образом Акакия Акакиевича Башмачкина. За такую трудоемкую подготовку получил первую премию в Монреале на 15-ом Международном конкурсе технических фильмов. Мультфильм пока не доработан.
2.Сообщение обучающихся о режиссере и главном актере фильма.
Классическую экранизацию гоголевской «Шинели» в 1959 г. представил Алексей Баталов. На киностудии «Ленфильм» был снят художественный фильм по повести Гоголя «Шинель», где главную роль исполняет замечательный актер и режиссер Ролан Быков. На уроке мы будем опираться на фрагменты этого фильма, а также на текст повести.
Краткое содержание — Шинель
Давайте прослушаем сообщения о режиссере этого фильма Алексее Баталове и актере Ролане Быкове (сообщения двух обучающихся)
3.Постановка цели урока.
Сегодня на уроке мы попытаемся найти сходства и отличия в произведении литературы и киноискусства.
4. Сравнительный анализ повести и фильма.
— Тождественны ли сценарий фильма и сюжет повести? Если нет, то назовите их.
• Акакий Акакиевич отдает свой вицмундир значительному лицу.
Прокомментируйте этот эпизод.
• Визит городового к умершему А.А.
Каков смысл этой сцены?
• Изменились обстоятельства, при которых украдена шинель.
• Введен персонаж уличной женщины.
— Какие изобразительные средства использует режиссер и оператор в характеристике А.А.?
Посмотрим видеофрагмент из кинофильма «Шинель» и ответим на вопрос:
— Как относятся к Акакию Акакиевичу сослуживцы?
( унижают, подшучивают над ним, иногда просто не замечают)
Какие чувства вызвал в вас этот фрагмент? Неужели никто не сочувствует ему?
(для одного молодого человека в «этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой»; он «содрогался», понимая, как много «в человеке бесчеловечья»)
— Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого человека? (Сравнение с мухой)
— Каким образом Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича? Подчеркивает типичность?
(работа над портретом героя; выборочное чтение текста.
Перед нами внешне ничем не примечательный человек («нельзя сказать, чтобы очень замечательный»). В тусклом облике героя отсутствует нечто запоминающееся, особенное, бросающееся в глаза. Отсюда в словесном портрете повторы неопределенного «несколько», уменьшительный суффикс –еньк-, отрицающая большое приставка не-)
— А актер Ролан быков в роли Акакия Акакиевича?
( глаза, мимика, осанка, походка)
— Как меняется выражение его глаз? (просмотр нескольких кадров фильма: во время работы, в новой шинели, на пирушке, после кражи, у значительного лица, во время болезни)
Следующий видеофрагмент о том, на какие лишения подвергает себя герой ради приобретения новой шинели.
— Сравните видеофрагмент и текст, дополните: «От чего еще пришлось отказаться Акакию Акакиевичу ради покупки новой шинели?»
(перестал пить чай; идя по мостовой, наступал на цыпочки, «дабы не истереть подошвы»; приходя домой, сразу снимал белье и сидел в ветхом халате)
— Как изменилась жизнь героя, носившего «в мыслях своих вечную идею будущей шинели»?
(«С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, — и подруга это была не кто другая, как та же шинель на толстой вате… С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность – словом, все колеблющиеся и неопределенные черты. Огонь порою показывался в глазах его, в голове доже мелькали самые дерзкие и отважные мысли…» «Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель»)
Наступил в жизни Акакия Акакиевича тот долгожданный день, когда Петрович принес новую шинель.
— Подумайте, какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?
(повышает статус в глазах сослуживцев, сам становится тверже характером, появляется счастливая улыбка на лице, кажется, ему вполне комфортно в новой шинели)
Просмотрим видеофрагмент из фильма «Шинель». Кульминационный момент повести.
— Определите кульминационный эпизод повести.
(кража шинели)
— Что происходит с Акакием Акакиевичем после кражи шинели?
(потрясение, буря эмоций, для него это горе; но даже в критические минуты жизни Гоголь показывает героя бессловесным)
— Что он предпринимает, чтобы вернуть шинель?
(отправился к частному лицу, затем к значительному лицу)
-Помог ли ему частный пристав? Каков был следующий шаг в попытке быть услышанным?
— Где сильнее передан «бунт» Акакия Акакиевича в фильме или в повести?
Выразительное чтение эпизода посещения Башмачкиным значительного лица. (выступают 2 ученика, которые заранее готовились к инсценировке этого эпизода и просмотр видеофрагманта кино)
— В чем заключается особый драматизм этой ситуации?
(никто не помог; окружающие люди остались равнодушными к его горю)
После такого унижения Акакий Акакиевич впал в горячку и «наконец испустил дух». Но на этом автор не завершает повесть, а история неожиданно принимает фантастическое окончание.
— Давайте посмотрим финал повести и подумаем, почему автор вводит элементы фантастики в финале повести?
(Башмачкин выступает в роли мстителя. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против таких условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства)
— Роль музыки. В каких эпизодах она звучит? Какая это музыка?
5. Подведение итогов. Рефлексия.
— Одинаковы ли ваши впечатления от образа Акакия Акакиевича после прочтения повести и просмотра фильма? В чем разница?
— Можно ли назвать фильм киноиллюстрацией или он имеет самостоятельное художественное значение? Аргументируйте свой ответ.
6. Заключительное слово учителя. Домашнее задание.
Баталов ПОНЯЛ Гоголя, понял, что он хотел сказать и показать, услышал тот стон, который рвется наружу со страницы небольшой, но невероятно насыщенной чувствами и эмоциями повести, почувствовал атмосферу, героев, увидел и перенес на экран ауру несчастья, трагедию не одного человека или сословия, но целой страны, ощутил весь ореол несправедливости и пессимизма Гоголя, принял близко к сердцу проблемы, которые поднимал Гоголь. Он обошелся с повестью так бережно, что Баталова за кадром не видно, он действительно снимал «Шинель» Гоголя, а не «Шинель» Баталова «по мотивам повести „Гоголя“».
Домашнее задание: ответить письменно на вопрос: «Встречается ли в наше время «маленький человек» и кто он?
Анализ работы: данный конспект урока, а именно сопоставление фильма и литературного произведения, поможет глубже понять образ главного героя повести Акакия Акакиевича, образ «маленького человека».
Источник: ped-kopilka.ru
Методическая разработка «Цикл уроков по повести Н.В. Гоголя «Шинель»
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Данная методическая разработка может быть использована при изучении повести Н.В. Гоголя «Шинель» на уроках литературы в 8 классе. Цикл включает в себя 3 урока.
Скачать:
![]() |
27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по литературе.
Цикл уроков по повести Н.В. Гоголя «Шинель».
Тема: «Маленький человек» хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может»
Место урока в системе уроков по теме, тип урока: вводный урок по произведению, урок аналитического прочтения произведения.
Цели и задачи: познакомить учащихся с историей создания повести; закреплять умение проводить аналогии, сопоставляя произведения разных писателей, работать над умением составлять сравнительную характеристику персонажей; развивать навык самостоятельной творческой работы с текстом; воспитывать внимание и интерес к чтению.
I. Организация учебного процесса.
II. Объявление темы, целей и задач урока.
III. Вступительное слово учителя.
Однажды при Н.В. Гоголе рассказан был канцелярский анекдот (под словом «анекдот» тогда понимали истинное, любопытное происшествие) о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей. Необычайной экономией и усиленными трудами в часы, свободные от службы, скопил он немалую по тем временам сумму – 200рублей.
Именно столько стоило в то время лепажевское ружье (Лепаж был искуснейшим оружейным мастером), предмет зависти каждого заядлого охотника. Наступил долгожданный час. Счастливый обладатель новенького ружья выплыл на лодочке в Финский залив, предвкушая богатую добычу. Каково же было его изумление, когда обнаружилось что ружье, бережно положенное им на носу лодки, исчезло.
Очевидно, его стянуло в воду густым камышом. Как он мог хоть на миг выпустить из поля зрения свою драгоценность?! По его же словам, дорвавшись наконец до исполнения заветнейшего желания, он «находился в каком-то самозабвении». До позднего вечера он шарил по дну в тростниковых зарослях. Совершенно выбился из сил, но все поиски оказались тщетными.
Ружье, из которого он не успел сделать ни единого выстрела, навеки было похоронено на дне Финского залива. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не встал: его охватила жестокая горячка (деталь, сохраненная в гоголевской повести). Сослуживцы пожалели его и вскладчину купили ему новое ружье.
Так «возвращен он был к жизни, но о страшном событии уже не мог никогда вспоминать без смертельной бледности на лице». Слушателей позабавил случай с незадачливым охотником. Все смеялись. Все, исключая Гоголя. Он один выслушал рассказ «задумчиво и опустил голову». «Анекдот был первой мыслию чудной повести его, и она заронилась в душу его в тот же самый вечер».
В анекдоте Гоголь услышал совсем не то, что другие. Беззаботных слушателей развеселило, что чиновник попал впросак по собственной рассеянности. Благополучный конец совсем стер постигшую его беду. Гоголя рассказ погрузил в глубокую грусть. Он был хорошо знаком со скудным существованием мелких чиновников.
Он сам тянул в молодости канцелярскую лямку в чине коллежского регистратора (самом низшем в чиновничьей табели о рангах), в должности писца. В департаменте он получал 30рублей в месяц, жалование поистине нищенское. Велик был у Гоголя опыт живых впечатлений от жалких углов, где ютились бедные чиновники. Требовался какой-то толчок, чтобы накопленные впечатления ожили.
IV. Беседа с элементами комментированного чтения.
— Как вы считаете, что в нехитром анекдоте разбудило творческое воображение Гоголя?
— Что обострило драматизм ситуации?
— Многое из анекдота Гоголем было отброшено, многое изменено. В повести Гоголь совершает подмену громадного значения. Какую?
— Шинель действительно становится действующим лицом повести – недаром повесть так и названа. Докажите, опираясь на текст, что говоря о потере шинели, Гоголь ведет речь о деле крайне важном, жизненно необходимом.
— Найдите в тексте описание старой шинелишки Башмачкина. Прочитайте, какие сравнения использует автор для того, чтобы показать, что изношенная шинель его – «вопль бледной нищеты» (по словам Пушкина), впервые раздавшийся с такой силой в русской литературе. (Шаг за шагом проследите «упадок» старой шинели Акакия Акакиевича: как он изображен глазами героя, его сослуживцев, портного Петровича).
— Какое впечатление на героя произвели слова Петровича о том, что надобно сшить новую шинель? Почему?
— Тема шинели по мере развития сюжета разрастается, заполняя всю площадь повествования. Тщательно, с пристальной дотошностью описаны лишения, которыми усеян путь к новой шинели. Перечислите, выборочно цитируя текст, те лишения, на которые обрек себя Башмачкин, чтобы получить возможность купить себе новую шинель.
— Герои, подобные Акакию Акакиевичу, уже встречались вам прежде.
— Кто из писателей, произведения которых вы читали, писал о судьбе такого же несчастного, одинокого, обиженного судьбой человека?
— Кого из литературных героев вы можете назвать? (Чем была вызвана смерть Самсона Вырина? А Акакия Акакиевича?)
— Несчастья героя «Шинели» самые, что ни на есть обычные. Они порождены обыкновенными обстоятельствами. В чем же тогда смысл открытия, совершенного Гоголем? Пожалуй, самое гениальное в сюжетном замысле повести то, что, переосмыслив анекдот, он показал все самое скорбное в жизни своего героя еще до утраты любимой вещи, изобразив сами условия его существования. В житейских мелочах Гоголь смог увидеть подлинную трагедию человеческой судьбы. (Найдите в тексте описание условий обитания чиновника низшего класса).
— У слушателей анекдота пропажа ружья уравновешивалась благотворительностью сослуживцев, у Гоголя этот эпизод переиначен: известие о грабеже шинели многих тронуло, решили собрать деньги. Благородно, не правда ли? Однако, в противоположность анекдоту, собрали самую безделицу. Почему? (Потому, что чиновники и так «и без того много истратились, подписавшись на директорский портрет и на одну какую-то книгу, по предложению начальника отделения, который был приятелем сочинителю».)
Давайте обобщим все вышесказанное, ответив на вопросы:
— Какую роль в повести играет эпизод ограбления Башмачкина?
— Представьте, что этого эпизода нет. Изменится ли замысел автора повести?
VI. Подведение итогов, выставление отметок.
VII. Домашнее задание:
— Отметьте в тексте эпизоды, говорящие о нищете, забитости, беззащитности «маленького человека».
— Отметьте эпизоды, подчеркивающие авторскую иронию по отношению к герою.
Тема: «Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?» (Тема «маленького человека» на страницах повести Н.В. Гоголя «Шинель»)
Место урока в системе уроков по теме, тип урока: второй урок по произведению, урок аналитического прочтения произведения.
Цели и задачи: дать понятие «литературного типа»; показать судьбу «маленького человека», его незащищенность; учить самостоятельно отбирать материал, необходимый для всесторонней характеристики литературного героя; развивать умение составлять кинофрагменты по эпизоду литературного произведения; развивать навык выразительного чтения текста.
I. Организация учебного процесса
II. Объявление темы, целей и задач урока.
III. Обсуждение вопросов домашнего задания.
— Давайте вспомним сцены повести, где на первый план выступает не менее горькая, чем нищета, забитость, приниженность героя, полная беззащитность его и полная безнаказанность любого, кому взбредет желание поглумиться над людьми, подобными Башмачкину.
— Ф.М. Достоевский, продолживший традиции Гоголя в своих произведениях, писал: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Как вы понимаете эти слова?
— В литературе существует понятие «литературного типа». Подумайте, что такое «тип», «типичное».
— Можем ли мы назвать героя повести Гоголя типичным для того времени?
— Запишите в тетрадь определение «литературный тип».
— Вдумайтесь в смысл эпитета «маленький человек». Давайте попробуем расшифровать его.
— Как относятся к Башмачкину в департаменте?
— Как реагирует Акакий Акакиевич на издевательства сослуживцев?
— Как вы думаете, какие строчки являются кульминацией развития действия первой половины повести? Кто этот «бедный молодой человек», так больше и не появившийся на страницах повести? (В робкой самозащите Акакия Акакиевича он услышал идущие сквозь века призывные слова: «Я брат твой»).
— Гоголю был известен секрет слияния смешного и трогательного, комического и трагического. Это драгоценный, редкий дар. Вспомните, с чего начинается повесть? Какой эпизод вызывает улыбку читателя?
— Как известно, имя человека во многом определяет его судьбу. Как случилось, что герой Гоголя получил такое неблагозвучное имя?
— О чем говорит фамилия персонажа?
— Как вы считаете, мог ли Гоголь дать своему герою красивые и благозвучные имя и фамилию? Почему он этого не сделал?
— Что вам показалось странным в ежедневных должностных обязанностях чиновника? Найдите и прочитайте, как он относился к своей работе.
— В чем видит смысл своей жизни Акакий Акакиевич?
IV. Аналитическое чтение избранных страниц повести.
— Найдите в тексте эпизод, в котором Акакий Акакиевич приходит к Петровичу в надежде починить шинель. Отметьте деталь, трижды возникающую в этом эпизоде.
— Чем становится для героя мысль о новой шинели?
— Мечта. Не слишком ли громко? Ведь с этим словом мы привыкли ассоциировать нечто возвышенное. Но в бедственной жизни маленького чиновника эта мечта величественно вознеслась над буднями, полными лишений.
— Как мечта о шинели, «новой подруге жизни», помогает ему жить?
— Давайте перечитаем эпизод, в котором Петрович с особой торжественностью, как будто совершая священный обряд, облачает Башмачкина в новую шинель. Ведь это самый большой праздник в жизни героя, да и немалый для Петровича, вечно что-то латающего, — шитьем новой шинели он будто повысился в ранге своего портняжного сословия.
— Какой прием использовал писатель, изображая случившееся после внезапного счастья ограбление? На каких деталях заостряет внимание читателя Гоголь?
— Выберите из текста образные средства, создающие тревожную атмосферу накануне ограбления. («Пустынные улицы», «еще глуше и уединеннее», «печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки», «улица глядела страшною пустынею, будка, которая стояла, казалось, на краю света», обыкновенная площадь -«страшная пустыня»).
— Представьте, что вы снимаете фильм по этому эпизоду. Попробуем представить, каким планом целесообразнее изобразить площадь, через которую идет Башмачкин навстречу своему концу, что вы изобразите крупным планом, а что – общим, каким будет цветовое решение вашего «фильма».
— С. Эйзенштейн этот эпизод проигрывал на своем занятии со студентами по созданию киносценария к «Шинели» как исчезновение человека, поглощенного стихией: человек – маленькая точка на фоне пустыни – площади, крупным планом – кулак грабителя, заслоняющий героя. Как вы думаете, каков был замысел режиссера, какой мысли Гоголя он придавал особое значение? (Акакия Акакиевича некому защитить и от людей, и от вселенских стихий. Он наедине с миром. Самое страшное – отсутствие божьего участия. Замысел Гоголя – за художественным образом изобразить Человека с живой душой, «не окликнутого Богом».)
— Итак, счастливо осуществившаяся мечта рассеялась как дым. Обожаемая шинель исчезла словно по мановению руки злого волшебника. «Маленького человека» обидели, и уже в который раз. Как хочется верить в то, что справедливость восторжествует. Случится ли это, мы увидим, дочитав повесть до конца.
V. Подведение итогов, выставление оценок.
VII. Домашнее задание. (По группам).
Тема: «Я – брат твой…» (Идея милосердия на страницах повести Н.В. Гоголя «Шинель»).
Место урока в системе уроков по теме, тип урока: заключительный урок по произведению, проблемно-поисковый урок
Цели и задачи: 1) Завершить работу над образом А.А. Башмачкина. 2) Ответить на вопрос об авторской идее на страницах повести. 3) Развивать навык самостоятельной работы учащихся с текстом произведения. 4) Обучать вдумчивому, осмысленному прочтению произведения. 5) Совершенствовать навыки выразительного чтения.
6) Воспитывать чуткость к литературному языку, учить использовать выразительные средства языка. 7) Учить анализировать, выделять главное, проводить аналогии, ставить и разрешать проблемы. 8) Воспитывать сострадание и милосердие, рассматривая произведение с точки зрения законов нравственности, совести.
I. Организация учебного процесса
II. Объявление темы, целей и задач урока.
III. Обсуждение первой части вопросов домашнего задания, корректировка умений и навыков для творческого решения целей и задач урока. Вопросы к первой группе учащихся.
IV. Постановка проблемного вопроса по содержанию повести и анализ эпизодов произведения, иллюстрирующих ответы учащихся.
— Как вы думаете, чем можно помочь человеку в этом мире? Какие варианты жизненного пути намечает автор?
1. Вопреки всему стать другим, остаться Человеком (!), сохраняя лицо.
— Прочитайте отрывок о молодом человеке, сослуживце Башмачкина, который в его восклицании: «Оставьте меня. Зачем вы меня обижаете!», ясно услышал: «Я брат твой!», и испытал самое настоящее потрясение.
2. Повторить путь главного героя и стать… никем, легко заменимым колесиком огромного бюрократического механизма.
— Найдите в тексте эпизод, повествующий о том, как после похорон Акакия Акакиевича на его месте в департаменте появился другой чиновник. (Приметы его столь же безлики, как и портрет Башмачкина, — он только «выше ростом… и буквы выставляет гораздо наклоннее и косее»).
3. Стать «значительным лицом», но этот путь самый опасный, поскольку «стать значительным» – это болезнь.
— Подумайте, кого из героев повести поразила эта болезнь. Найдите подтверждения вашим словам в тексте.
а.) «Да три полсотни с лишком надо будет приложить», — сказал Петрович и сжал при этом значительно губы. Он очень любил сильные эффекты, любил вдруг как-нибудь озадачить совершенно и потом поглядеть искоса, какую озадаченный сделает рожу после таких слов…Акакий Акакиевич после таких слов вышел совершенно уничтоженный. А Петрович…долго еще стоял, значительно сжавши губы. Петрович явился с шинелью…В лице его показалось выражение такое значительное, какого Акакий Акакиевич никогда еще не видал…»
б.) Значительное лицо «в душе был добрый человек, хорош с товарищами, услужлив, но генеральский чин совершенно сбил его с толку».
— Подвержен ли этой болезни главный герой? (И он не исключение).
— Прочитайте строчки, подчеркивающие изменение в Башмачкине, приобретшем новую шинель. («Пообедал он весело и после обеда уже ничего не писал, никаких бумаг, а так… немножко посибаритствовал на постеле».)
— Как изменилось отношение окружающих к нему? (Он признан чиновниками как равный среди равных, приглашен в «лучшую часть города»).
— Подумайте, было ли стремление к значительности для нашего героя естественным? (Нет. На вечеринке ему не уютно, дорогой домой он чувствует себя не лучшим образом, в разговоре со «значительным лицом» вовсе потерян.)
V. Обсуждение второй части вопросов домашнего задания. Вопросы ко второй группе учащихся.
— Вторая группа работала над выявлением авторской позиции в произведении.
• Какие черты в облике главного героя подчеркивает Гоголь?
• Расскажите об отношении Башмачкина к своим должностным обязанностям. Что доставляло особое удовольствие, а что повергло героя в уныние?
• Докажите, что Гоголь не идеализирует своего героя. (Башмачкин нищ духом, мелок, ибо интересы его ограничиваются бездумным переписыванием бумаг, да мечтой о новой «подруге жизни». Гоголь не приукрашивает своего героя, чтобы возвысить его до себя, но и не возвышается над ним.)
• Докажите словами текста, что главное чувство, которое вызывает у писателя герой – сострадание. («Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное…» — а значит, нуждающееся в защите. Мир не протягивает ему руку. Он совершенно одинок.)
VI. Обсуждение третьей части вопросов домашнего задания. Вопросы к третьей группе учащихся.
• Проанализируйте сцену разговора Башмачкина со «значительным лицом».
(Чтение эпизода по ролям.)
• Читая, подумайте, мог ли этот разговор сложиться иначе. При каком условии? (Да. Если бы в приемной не было третьего лица – свидетеля, зрителя, перед которым нужно было сыграть роль всемогущего начальника. «Значительное лицо» одержим страхом «уронить себя»).
• Сопоставьте этих двух героев. Какие сходства вы заметили? (У «значительного лица» нет имени, он не лишен совести и до получения чина человечен и добродушен).
• Сравните описание ситуаций, в которые попадают герои.С какой целью Гоголь уподобляет ситуации с грабежом шинели у обоих персонажей? (Та же вечеринка, те же два бокала шампанского, расположение духа, тот же порывистый ветер и снег, мешающий приятным мыслям и тот же ужас, при появлении грабителя: «бедное значительное лицо чуть не умер».)
VII. Постановка проблемного вопроса.
— Зачем Гоголю нужны эти сближения? (Чтобы подчеркнуть братство, нарушенное социальным неравенством.)
— Так что же повлекло гибель главного героя? Горячка? «Распеканье» «значительным лицом»? Потеря мечты, смысла жизни?
— Кто же истинный виновник смерти Акакия Акакиевича?
— Сделайте вывод относительно авторской позиции в повести, используя записи на доске. Напишите по одному предложению, на ваш взгляд, отражающему точку зрения автора повести.
— Главный вопрос «Шинели» — вопрос человеческого страдания, предопределенного социальным. Всеобщая обезличенность чином для Гоголя – некий глобальный социальный закон, губительный для всех людей, независимо от того, на какой ступени социальной лестницы они стоят. Об этом автор хочет предупредить не только своих современников, но и нас с вами.
IX. Подведение итогов, выставление оценок.
X. Домашнее задание. (Сочинение – миниатюра на тему: «Большая трагедия «маленького человека»). Инструктаж по его выполнению.
Источник: nsportal.ru
В каком классе проходят повесть «Шинель» Н. Гоголь?
Повесть «Шинель» Н.В Гоголя раскрывает перед читателем образ «маленького человека». Школьники после прочтения должны убедиться, что нельзя оценивать людей например по их статусу социальному в обществе, он может быть маленький, такой же незаметный, как и сам человек, но при этом этот самый человек оказывается незаурядной и интересной личностью.
Гоголь написал свой знаменитый рассказ «Шинель» основываясь на реальной истории, когда человек низкого сословия скопил деньги и купил себе дорогое ружье. Впервые отправившись за добычей, ружье он положил в носовую часть лодки, через какое то время не заметил, как густой тростник стянул его в воду. Человек ружья не нашел, вернулся домой, лег спать и заболел. Друзья узнав о его горе купили ему новое ружье. Но случай произошедший с ним он долго не мог забыть.
Проходят «Шинель» в школе в восьмом классе.
Источник: www.bolshoyvopros.ru