Шестая программа действий ес

Какова компетенция Европейского Союза в области окружающей среды?
130. Что представляет собой Шестая программа действий Европейского сообщества в области окружающей среды?
131. Каковы основные инструменты охраны окружающей среды в ЕС?
132. Как осуществляется защита экологических прав в законодательстве Европейского Союза?

Файлы: 1 файл

Экологическое право Европейского Союза

Какова компетенция Европейского Союза в области окружающей среды?

Мероприятия в области окружающей среды осуществляются Европейским сообществом. Содействие высокому уровню защиты и улучшение качества окружающей среды сегодня являются одной из ключевых целей, стоящих перед Сообществом согласно ст. 2 Договора о ЕС. Для ее выполнения в соответствии со ст.

3, наряду с другими направлениями деятельности, ЕС осуществляет деятельность по защите окружающей среды. Статья 6 Договора о ЕС идет еще дальше, закрепляя принцип экологической ориентированности деятельности ЕС: «Потребности окружающей среды должны быть интегрированы в определение и осуществление политики и деятельности Сообщества, указанных в статье 3, особенно в целях содействия устойчивому развитию».

💪🏼Украина ВЕРНУЛА ВОИНОВ! / Баланс сил ИЗМЕНИЛСЯ!! Главное от ЖДАНОВА за 6 июля @OlegZhdanov

Отсылочный характер нормы ст. 6 подчеркивает приоритетное значение решения экологических задач Сообществом. Этому должна служить вся деятельность организации. Статья 6 устанавливает экологические пределы достижения экономических, социальных и политических целей ЕС. Любая «общая политика» Европейского сообщества, любое направление интеграции должны исходить из учета потребностей окружающей среды.

Непосредственно определению компетенции в области окружающей среды в Договоре о ЕС посвящены ст. 174-176 раздела XIX «Окружающая среда», а также ст. 95.

Основные положения об экологической политике Сообщества содержатся в ст. 174 Договора о ЕС, в соответствии с которой политика Сообщества в отношении окружающей среды имеет собственные цели:

— сохранение, защиту и улучшение состояния окружающей среды;

— защиту здоровья людей;

— достижение разумного и рационального использования природных ресурсов;

— содействие на международном уровне мерам, относящимся к региональным и общемировым проблемам окружающей среды.

Параграф 2 ст. 174 указывает, что политика Сообщества в отношении окружающей среды нацелена на «достижение высокого уровня защиты», и, таким образом, увязывает реализацию положений раздела XIX с достижением экологических целей, перечисленных в ст. 2 Договора о ЕС. Здесь же устанавливается важное положение о дифференцированном характере деятельности ЕС по окружающей среде. Экологическая политика проводится Сообществом с учетом специфики проблем окружающей среды в каждом регионе Сообщества.

Статья 174 перечисляет принципы экологической деятельности ЕС — принцип превентивных действий, принцип предосторожности, принцип возмещения ущерба окружающей среде, принцип ответственности загрязнителя («загрязнитель платит»). В решении по делу Safety High-Tech Суд указал на то, что цели и принципы экологической политики ЕС, изложенные в ст. 174 Договора о ЕС, имеют нормативное значение. В соответствии с ними должно проводиться толкование нормативных актов Сообщества о защите окружающей среды.

Что будет с Украиной? Прогноз #украина #сво

Параграф 3 ст. 174 закрепляет критерии, учитываемые при разработке программ действий Сообщества в области окружающей среды.

В § 4 ст. 174 говорится и о внешних связях Сообщества в области экологии: «В рамках своей компетенции Сообщество и государства-члены сотрудничают с третьими странами и международными организациями». Договором Сообществу предоставляется возможность присоединяться к международным соглашениям по охране окружающей среды, а также наряду с государствами-членами участвовать в экологической деятельности международных организаций.

«Уполномочивающей» статьей для действий по реализации политики ЕС в отношении окружающей среды является ст. 175. Порядку принятия Сообществом экологических решений посвящены § 1-3. Положения о финансировании экологических мероприятий содержатся в § 4, 5 ст. 175 Договора о ЕС.

Положения раздела XIX о компетенции ЕС в области окружающей среды дополняются нормами ст. 95 Договора о ЕС, которые предоставляют возможность Сообществу проводить мероприятия по сближению экологического законодательства государств-членов. Компетенция, предоставляемая ЕС согласно ст. 95, по своему характеру отличается от полномочий, предоставляемых Сообществу ст. 174 и 175.

С другой стороны, и ст. 95, и ст. 174 соответственно содержат положения о том, что экологическая политика ЕС и деятельность Сообщества по сближению экологического законодательства государств-членов должны осуществляться в соответствии с экологическими целями деятельности ЕС. Такую ситуацию можно обозначить как дуализм компетенции Европейского сообщества в области охраны окружающей среды.

Договор о ЕС в ряде своих положений наряду с полномочиями Сообщества определяет компетенцию государств-членов в области окружающей среды. Параграф 4 ст. 175 устанавливает, что «государства-члены финансируют и осуществляют политику в области окружающей среды» без ущерба для совместных мероприятий. Согласно абзацу второму § 4 ст. 174 государства-члены могут независимо от деятельности ЕС на международной арене вести международные переговоры и заключать международные соглашения в области окружающей среды.

Статья 176 Договора о ЕС позволяет государствам-членам вводить более строгие природоохранные меры, нежели предусмотренные правом Сообщества, либо сохранять таковые, если они существовали до вступления государства в Европейский Союз (как, например, это имеет место в Австрии). Статья 176 ставит два условия, при которых подобные меры возможны, — совместимость их с положениями Договора и информированность о них Комиссии. Судебной практикой было выработано еще одно условие — данные меры не должны носить дискриминационный характер. Это положение отразилось в решении Суда по делу Danish Beer Cans (1987 г.).

То же касается других полномочий государств-членов в области окружающей среды. В соответствии с абзацем вторым § 2 ст. 174 государства-члены могут вводить меры по неэкономическим причинам экологического характера, идущие вразрез с мероприятиями Сообщества в сфере гармонизации, при условиях, что возможность введения данных мер должна быть предусмотрена законодательством Сообщества, а сами меры государств-членов должны носить временный характер и подлежать инспекции Сообщества.

Параграф 4 ст. 95 Договора о ЕС позволяет государствам-членам после принятия Сообществом мер по гармонизации сохранять положения национального права в силе исходя из потребностей окружающей среды при условии уведомления об этом Комиссии. Параграф 5 ст.

95 идет еще дальше, говоря о том, что государство-член может вводить подобные положения и после проведения мер по сближению законодательства, но такие положения должны быть обоснованы новыми научными данными и специфическими проблемами конкретного государства-члена. Об этом также должна быть уведомлена Комиссия. И в первом и во втором случае Комиссия может не согласиться с мотивировкой и/или характером сохраняемых или вводимых мер и обратиться в Суд с иском к государству-члену.

Экологическое значение имеет также положение ст. 30 Договора, позволяющее государствам-членам вводить ограничения на импорт, экспорт, транзит в товарообороте по мотивам защиты здоровья животных и растений. Это было констатировано Судом в его решении по делу Danish bee (1998 г.).

Читайте также:
Порядок итоговой аттестации по программам спо

Лиссабонский договор 2007 г. о реформе Европейского Союза (см. вопрос N 17) расширяет полномочия ЕС в области экологической политики. В частности, к ведению Европейского Союза дополнительно отнесено принятие мер, направленных на борьбу с изменениями климата.

130. Что представляет собой Шестая программа действий Европейского сообщества в области окружающей среды?

Опираясь на положения конституирующих документов, практическая деятельность ЕС в области экологии строится на основе специальной среднесрочной программы действий в отношении окружающей среды. Программа действий Сообщества в области окружающей среды — это политико-правовой документ, определяющий приоритетные мероприятия организации на ближайшую перспективу и устанавливающий конкретные цели и задачи, достигнуть и выполнить которые Сообществу под силу исходя из современной ситуации.

За все время проведения Сообществом экологической политики было принято шесть таких программ. Первая из них появилась в 1973 г. Последующие экологические программы действий принимались соответственно в 1977 г. (Вторая программа), в 1983 г. (Третья программа) и в 1987 г. (Четвертая программа).

Фундаментальной по содержанию явилась Пятая программа действий Сообщества в области окружающей среды, принятая в 1993 г. и получившая название «В направлении устойчивости». Пятая программа действий по окружающей среде взяла на вооружение ЕС концепцию устойчивого развития, ставшую официальной стратегией ООН по выходу человечества из экологического кризиса после проведения Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. в Рио-де-Жанейро (РИО-92).

Современная Шестая программа действий Сообщества в области окружающей среды была утверждена решением Европейского парламента и Совета N 1600/2002/ЕС от 22 июля 2002 г.

Утверждение новой программы определено было провести на основе решения Европейского парламента и Совета, а не на основе резолюции Совета и представителей государств-членов, как это имело место при утверждении предыдущих экологических программ ЕС.

В целом принятие новой экологической программы ЕС заняло около полутора лет.

Как и планировалось, Шестая программа учреждена сроком на 10 лет, что отличает ее от предыдущих программ, которые охватывали меньший период времени. Первоначально планировалось ввести новую программу до 2010 г., однако из-за задержки принятия в окончательном тексте было определено, что программа действует в течение 10 лет начиная с 22 июля 2002 г., т.е. до 21 июля 2012 г.

Новая программа экологических действий в целом направлена на обеспечение трех условий проведения экологических мероприятий Сообщества:

1) интеграции потребностей окружающей среды в различные направления деятельности ЕС и имплементации принципа экологической обусловленности деятельности Сообщества, изложенного в ст. 6 Договора об учреждении ЕС;

2) продолжения мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития;

3) проведения экологических мероприятий с расчетом на текущее и будущее расширение Европейского Союза, т.е. вступление в него новых государств.

Программа концентрирует внимание на четырех приоритетных сферах действий Сообщества на ближайшие годы, к которым относятся:

— природа и биологическое разнообразие;

— окружающая среда, здоровье и качество жизни;

— природные ресурсы и отходы.

Шестая программа определяет как общие цели, задачи, принципы и стратегические подходы экологической деятельности ЕС на ближайшие 10 лет, так и конкретные цели, задачи и ключевые мероприятия в упомянутых выше сферах. Программа также определяет основные задачи организации в сфере международного сотрудничества по проблемам экологии и устанавливает критерии формулирования экологической политики на основе обработки соответствующей информации и получения новых данных.

Программа учреждает специальные политико-правовые инструменты, на основе которых будут проводиться те или иные мероприятия в четырех приоритетных сферах, — тематические стратегии. Такие тематические стратегии должны содержать описание предложений по решению тех задач Программы, ради которых они учреждены, и меры по их реализации.

Шестая программа намечает серьезную законотворческую работу, которую предстоит провести Сообществу и ее государствам-членам в области окружающей среды.

В этой связи при определении Программой стратегических подходов к решению экологических задач делается специальный акцент на необходимости обновления соответствующего законодательства Сообщества, а также имплементации и обеспечения принудительной силой экологического законодательства ЕС. Последнее предусматривает:

— совершенствование мер по повышению уважения экологических правил Сообщества и пресечение нарушений экологического законодательства;

— содействие совершенствованию процедур правопринуждения, инспекции, мониторинга экологического законодательства в государствах-членах;

— систематический обзор применения экологического законодательства в государствах-членах;

— обмен информацией о наилучшей практике по имплементации законодательства ЕС.

Среди этих же подходов Программа особо выделяет необходимость становления законодательства ЕС об экологической ответственности и скорейшей ратификации Сообществом и государствами-членами Орхусской конвенции 1998 г.

К важнейшим законодательным мероприятиям, предусмотренным Шестой программой экологических действий ЕС, в четырех приоритетных сферах можно отнести следующие.

В сфере изменения климата меры, заложенные в Шестой программе, направлены на реализацию Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 г.

В сфере природы и биологического разнообразия Шестая программа предполагает дальнейшую реализацию положений Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. и, в частности, Картахенского протокола о биологической безопасности к ней. Также предусматривается имплементация морских конвенций о защите морской среды от загрязнения и расширение применения Хабитат-директивы и Директивы о защите птиц, в том числе и путем введения их положений в государствах-кандидатах.

В сфере окружающей среды, здоровья и качества жизни Программа предусматривает необходимость:

Источник: www.yaneuch.ru

Право ЕС Учебник. Право Европейского Союза учебное пособие

Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 2.36 Mb.

130. Что представляет собой Шестая программа действий Европейского сообщества в области окружающей среды?

Опираясь на положения конституирующих документов, практическая деятельность ЕС в области экологии строится на основе специальной среднесрочной программы действий в отношении окружающей среды. Программа действий Сообщества в области окружающей среды — это политико-правовой документ, определяющий приоритетные мероприятия организации на ближайшую перспективу и устанавливающий конкретные цели и задачи, достигнуть и выполнить которые Сообществу под силу исходя из современной ситуации.

За все время проведения Сообществом экологической политики было принято шесть таких программ. Первая из них появилась в 1973 г. Последующие экологические программы действий принимались соответственно в 1977 г. (Вторая программа), в 1983 г. (Третья программа) и в 1987 г. (Четвертая программа).

Фундаментальной по содержанию явилась Пятая программа действий Сообщества в области окружающей среды, принятая в 1993 г. и получившая название «В направлении устойчивости». Пятая программа действий по окружающей среде взяла на вооружение ЕС концепцию устойчивого развития, ставшую официальной стратегией ООН по выходу человечества из экологического кризиса после проведения Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. в Рио-де-Жанейро (РИО-92).

Современная Шестая программа действий Сообщества в области окружающей среды была утверждена решением Европейского парламента и Совета N 1600/2002/ЕС от 22 июля 2002 г.

Читайте также:
Пример программы fms 3000

Утверждение новой программы определено было провести на основе решения Европейского парламента и Совета, а не на основе резолюции Совета и представителей государств-членов, как это имело место при утверждении предыдущих экологических программ ЕС.

В целом принятие новой экологической программы ЕС заняло около полутора лет.

Как и планировалось, Шестая программа учреждена сроком на 10 лет, что отличает ее от предыдущих программ, которые охватывали меньший период времени. Первоначально планировалось ввести новую программу до 2010 г., однако из-за задержки принятия в окончательном тексте было определено, что программа действует в течение 10 лет начиная с 22 июля 2002 г., т.е. до 21 июля 2012 г.

Новая программа экологических действий в целом направлена на обеспечение трех условий проведения экологических мероприятий Сообщества:

1) интеграции потребностей окружающей среды в различные направления деятельности ЕС и имплементации принципа экологической обусловленности деятельности Сообщества, изложенного в ст. 6 Договора об учреждении ЕС;

2) продолжения мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития;

3) проведения экологических мероприятий с расчетом на текущее и будущее расширение Европейского Союза, т.е. вступление в него новых государств.

Программа концентрирует внимание на четырех приоритетных сферах действий Сообщества на ближайшие годы, к которым относятся:

— природа и биологическое разнообразие;

— окружающая среда, здоровье и качество жизни;

— природные ресурсы и отходы.

Шестая программа определяет как общие цели, задачи, принципы и стратегические подходы экологической деятельности ЕС на ближайшие 10 лет, так и конкретные цели, задачи и ключевые мероприятия в упомянутых выше сферах. Программа также определяет основные задачи организации в сфере международного сотрудничества по проблемам экологии и устанавливает критерии формулирования экологической политики на основе обработки соответствующей информации и получения новых данных.

Программа учреждает специальные политико-правовые инструменты, на основе которых будут проводиться те или иные мероприятия в четырех приоритетных сферах, — тематические стратегии. Такие тематические стратегии должны содержать описание предложений по решению тех задач Программы, ради которых они учреждены, и меры по их реализации.

Шестая программа намечает серьезную законотворческую работу, которую предстоит провести Сообществу и ее государствам-членам в области окружающей среды.

В этой связи при определении Программой стратегических подходов к решению экологических задач делается специальный акцент на необходимости обновления соответствующего законодательства Сообщества, а также имплементации и обеспечения принудительной силой экологического законодательства ЕС. Последнее предусматривает:

— совершенствование мер по повышению уважения экологических правил Сообщества и пресечение нарушений экологического законодательства;

— содействие совершенствованию процедур правопринуждения, инспекции, мониторинга экологического законодательства в государствах-членах;

— систематический обзор применения экологического законодательства в государствах-членах;

— обмен информацией о наилучшей практике по имплементации законодательства ЕС.

Среди этих же подходов Программа особо выделяет необходимость становления законодательства ЕС об экологической ответственности и скорейшей ратификации Сообществом и государствами-членами Орхусской конвенции 1998 г.

К важнейшим законодательным мероприятиям, предусмотренным Шестой программой экологических действий ЕС, в четырех приоритетных сферах можно отнести следующие.

В сфере изменения климата меры, заложенные в Шестой программе, направлены на реализацию Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 г.

В сфере природы и биологического разнообразия Шестая программа предполагает дальнейшую реализацию положений Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. и, в частности, Картахенского протокола о биологической безопасности к ней. Также предусматривается имплементация морских конвенций о защите морской среды от загрязнения и расширение применения Хабитат-директивы и Директивы о защите птиц, в том числе и путем введения их положений в государствах-кандидатах.

В сфере окружающей среды, здоровья и качества жизни Программа предусматривает необходимость:

— учета во всех сферах законодательства Сообщества результатов оценки вредности химикатов;

— ратификации международных конвенций об устойчивых органических загрязнителях, опасных химикатах и пестицидах и изменения в связи с этим Регламента Совета по экспорту и импорту некоторых опасных химикатов;

— совершенствования применения положений Рамочной водной директивы и Директивы о качестве воды для купания;

— совершенствования законодательства по шумовому загрязнению.

В сфере природных ресурсов и отходов Шестая программа специально подчеркивает необходимость пересмотра законодательства об отходах, которое уже давно нуждается в кодификации, включая законодательство о сточных нечистотах, биодеградировавших отходах, об упаковке, батарейках и перевозке отходов, а также дополнения Рамочной директивы об отходах 1975 г.

Шестая программа действий Сообщества в области окружающей среды является центральным документом в области экологии на европейском континенте на ближайшее десятилетие. Учитывая масштабы предусматриваемых мероприятий и характер деятельности ЕС, в соответствии с Программой будут координироваться мероприятия в сфере охраны окружающей среды не только государств-членов ЕС, но и государств-кандидатов, а также других стран Европы и европейских международных экологических организаций. Нет сомнений, что данный документ имеет большое значение и для России как участника европейских процессов в природоохранной сфере.

Источник: topuch.com

История формирования политики Европейского союза в области охраны окружающей среды

Европейский Союз; окружающая среда; Римский договор 1957 г.; экологическая политика; Решение по делу ADBHU; охрана почв; Амстердамский договор 1999 г.; Ниццкий договор 2001 г.

кандидат юридических наук, старший лаборант-исследователь сектора истории государства и права, политических учений Института государства и права Российской академии наук

Динамику формирования политики и компетенции ЕС в отношении окружающей среды, правового регулирования в данной области можно проследить, выделив в развитии экологической компетенции Сообщества несколько этапов.

Первый этап (1957-1972 гг.). Первоначально окружающая среда не была выделена Римским договором 1957 г., учреждающим ЕЭС, как сфера интеграции: Вопросы экологии определяли границы правового регулирования создания общего рынка, что выразительно подчеркнуто в ст. 36 Договора (современная ст. 30), позволяющей государствам-членам вводить ограничения на импорт, экспорт, транзит в товарообороте по соображениям экологической безопасности. Однако указанные положения обусловливают компетенцию государств-членов, а не ЕС.

Не были наделены полномочиями в соответствующей области ни Европейское объединение угля и стали, ни Евратом. В соответствии с Договором о Евратоме 1957 г. Евратом получил компетенцию по изданию норм санитарной защиты обслуживающего персонала и населения от радиации

(ст. 30-39 Договора о Евратоме), которые часто касаются аспектов радиационного загрязнения окружающей среды1.

Проблемы окружающей среды стали затрагиваться вторичным правом ЕС к началу 1970-х гг., особенно в документах, направленных на осуществление сельскохозяйственной и антимонопольной политики ЕЭС. Наиболее важными из них стали Директива 67/548/ЕЭС относительно классификации, упаковки и маркировки опасных веществ от 27 июня 1967 г.2 и Директива 70/220/ЕЭС от 20 марта 1970 г.3, трансформировавшая в правопорядок Сообществ Женевское соглашение 1958 г., определяющее единообразные экологические стандарты для двигателей транспортных средств. Появление подобных актов не являлось случайностью, а было результатом обострения экологических проблем к концу 60-х гг. XX в., которые в первую очередь поставили под угрозу общую конкурентную и общую аграрную политику ЕС. Назрела необходимость введения собственных экологических мероприятий, утверждение стандартов окружающей среды, единых для ЕС.

Читайте также:
Как пользоваться программой аркон

Второй этап (1972-1986 гг.). В 1972 г. Совет глав государств/правительств государств-членов принял решение о расширении компетенции Сообщества в новых областях, в том числе и в области окружающей среды. В первичное право ЕС, однако, изменения внесены не были. Все решения в новой сфере деятельности принимались на основе ст. 100 и 235 Договора о ЕЭС (современные ст.

94 и 308), которые позволяли ЕЭС для достижения целей Сообщества предпринимать действия в сферах, не обозначенных в учредительном договоре. Подобное распространение на новые области, саморасширение компетенции ЕС как результат интеграционных процессов и, одновременно, необходимое условие для дальнейшей интеграции получило название «эффект перелива».

Цели, задачи, основные направления и критерии проведения экологической политики стали закрепляться в специальных среднесрочных программах действий Сообщества по окружающей среде. Первая такая программа была принята Советом 22 ноября 1973 г.4 Регулирование новой

1 Например, Директива 76/579/Евратом о стандартах радиационной безопасности от 1 июня 1976 г. // OJ. 1976. L 187.

2 OJ. 1967. L 196.

3 OJ. 1970. L 076.

4 OJ. 1973. С 112/1.

области сплочения проводилось в основном путем издания директив актов гармонизации права государств-членов. Сообществом в рассматриваемый период были приняты разнообразные нормы в области охраны вод, обращения и утилизации отходов, ограничения использования вредных веществ в производстве и их выбросов, защиты животных и птиц, охраны воздуха.

В эти годы Судом ЕС были рассмотрены первые дела, касавшиеся вопросов окружающей среды, соответственно появились первые судебные прецеденты1. Важнейшим из них явилось Решение по делу ADBHU, В котором Суд сформулировал положение о том, что охрана окружающей среды, несмотря на отсутствие ее в ст. 2 Договора среди целей Сообщества, все же является целью деятельности организации наравне с другими целями, прямо закрепленными в Договоре.

В этот же период ЕЭС присоединилось к ряду международных конвенций по охране окружающей среды2.

Развитие экологической политики и компетенции Сообщества на втором этапе знаменуется ее становлением, началом правового регулирования в области окружающей среды, проведением первых совместных мероприятий в данной сфере.

Третий этап (1986-1992 гг.). ЕЕА внес изменения в Договор о ЕЭС 1957 г., которые касались определения компетенции ЕС в области экологии, эти изменения явились логическим продолжением всей предыдущей деятельности организации в указанной сфере. В ст. 130 (г-t) были обозначены цели и задачи, принципы и направления политики ЕС в области окружающей среды.

В отношениях между ЕС и государствами-членами по охране окружающей среды был внедрен принцип субсидиарное™. Единый европейский акт ввел этот принцип исключительно для экологической политики ЕЭС. Политика в области окружающей среды стала своего рода «полем экспериментов»; сферой, в которой принцип субсидиарное™ проходил свою апробацию и только впоследствии был распространен на другие политики ЕС.

1 См., напр.: дело 91/79 «Commission v. Italy, Detergents» [1980] // ECR 1099; case 172/82; «Inter-huiles» [1983] // ECR 555; дело 240/83 «ADBHU» [1985] // ECR 531 и др.

2 Например, ЕЭС стало участником Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Конвенции об охране дикой флоры и фауны и природных мест их обитания в Европе 1979 г. и др.

Во вторичном праве в этот период наблюдается рост правового регулирования природоохранной деятельности на основе регламентов актов унификации права государств-членов. Одновременно продолжалась деятельность по гармонизации права государств-членов, в частности в области охраны почв и защиты от химического загрязнения. Однако эффективность процесса гармонизации законодательства была поставлена под сомнение большим количеством неудовлетворительно имплементированных государствами-членами экологических директив.

На данном этапе первостепенное значение для ЕС имели вопросы внедрения системы оценки воздействия на окружающую среду, мониторинга, распространения экологической информации и доступа общественности к ней, а также финансирования природоохранных мероприятий.

В эти же годы была легализована экологическая компетенция ЕС, и процесс становления общей политики в отношении окружающей среды, правового регулирования в данной сфере завершился.

Четвертый этап (1992 г. настоящее время). Этап совершенствования экологической политики ЕС. Договор о Европейском Союзе 1992 г. внес коррективы в ст. 130 (п. «г»-«Ь>) ДЕС. Были дополнены цели и принципы политики ЕС в отношении окружающей среды.

Был исключен принцип субсидиарное™ из экологических статей Договора, данный принцип был вынесен как бы за скобки, определен ст. 36 (современная ст. 5) как один из общих принципов деятельности ЕС. В Договоре появились положения о финансирование экологических мероприятий, и усложнился порядок принятия решений ЕС в рассматриваемой области.

В мае 1999 г. вступил в силу Амстердамский договор об изменении Договора о Европейском Союзе, договоров, учреждающих европейские сообщества и ряда связанных с ним актов 1997 г., который открыл новые возможности для совершенствования правового регулирования в области экологии. Договор подтвердил приверженность ЕС идеям «устойчивого развития» и намерения в дальнейшем проводить соответствующие мероприятия по охране окружающей среды, закрепив принцип охраны окружающей среды в качестве общего принципа деятельности организации (ст.

6). Новый договор изменил нумерацию статей, теперь окружающей среде посвящен разд. XIX части третьей ДЕС, ст. 174-176.

Ниццкий договор 2001 г. не внес существенных изменений в положения об экологической политике ЕС. «Косметической» корректировке подверглась только ст. 175, которая носит уполномочивающий характер для Сообщества в сфере окружающей среды.

Шестая программа действий ЕС в области окружающей среды была утверждена Решением Европейского парламента и Совета № 1600/2002/ЕС от 22 июля 2002 г.1

Программа является центральным документом в области экологии на европейском континенте на ближайшее десятилетие. Учитывая масштабы предусматриваемых мероприятий и характер деятельности ЕС, в соответствии с Программой будут координироваться мероприятия в сфере охраны окружающей среды не только государств-членов ЕС, но и государств-кандидатов, а также других стран Европы и европейских международных экологических организаций.

1. Директива 76/579/Евратом о стандартах радиационной безопасности от 1 июня 1976 г. // OJ. 1976. L 187.1.

2. Case 91/79 «Commission v. Italy, Detergents» [1980] // ECR 1099.

4. Case 240/83 «ADBHU» [1985] // ECR 531.

5. «Inter-huiles» [1983] // ECR555.

6. OJ. 1967. L 196.

8. OJ. 1973. С 112/1.

9. OJ. 2002. L 242/1. Текст Программы на русском языке см.: Шестая программа действий Европейского сообщества в области окружающей среды / Под ред. С. Ю. Каш-кина.

М., 2002.

1 OJ. 2002. L 242/1. Текст Программы на русском языке см.: Шестая программа действий Европейского сообщества в области окружающей среды / Под ред. С. Ю. Кашкина.

М., 2002. С. 8.

Материал взят из книги Вопросы правоведения (А. А. Тедеев)

Источник: studik.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru