Следует изначально обратить внимание, что планирование воспитательной работы не должно ограничиваться составлением плана воспитательной работы. К сожалению, на практике это очень часто встречается.
Планирование представляет собой творческий процесс, непрерывный на протяжении всего периода работы с воспитанниками.
Необходимо понимать, что планирование необходимо учителю, а не администрации школы и является частью профессиональной деятельности педагога в работе с детьми.
Планирование воспитательной работы основано на взаимовыгодном сотрудничестве педагога, детей и родителей учащихся, на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной и творческой для всех участников процесса.
Само планирование должно быть процессом увлекательным и для школьников, и для родительского коллектива, и для учителя. Каждый из участников вносит свой вклад в конечный результат планирования. После проведения опроса родителей и коллективного планирования интересно будет провести совместное собрание родителей и учащихся. Цель такой встречи вывести окончательный вариант коллективных дел, на основе которых учитель сможет составить полноценный план воспитательной работы.
Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы для ДОО: разработка и реализац
Построение плана воспитательной работы
Структура плана воспитательной работы может быть следующей:
- Характеристика классного коллектива:
- состав класса и его общая характеристика,
- сплоченность класса,
- связь классного коллектива с общешкольным.
Подходы к оформлению плана и собственно планированию дел воспитательной работы могут быть различными, и представлены в следующих формах:
- планирование по ключевым делам;
- календарное планирование;
- план-сетка;
- планирование по видам деятельности.
Пример плана воспитательной работы:
Педагог может самостоятельно разработать оригинальный вариант оформления плана воспитательной работы. Но при этом должны соблюдаться основные требования к содержанию плана воспитательной работы:
- целенаправленность плана работы;
- учет возрастных особенностей и основных интересов учащихся;
- преемственность, системность и последовательность в планировании и реализации дел;
- реальность;
- многообразие педагогических форм и методов;
- творческий характер планирования.
Перед планированием важно изучить программу воспитания, выяснить факторы, которые оказывают значительное влияние на создание системы воспитания. С этим помогают справиться мониторинг социума и диагностика воспитания. Мониторинг социума включает составление социальной карты учащегося, в которой отражаются следующие характеристики: полная или неполная семья, образовательный уровень родителей, материальное положение семьи, бытовые условия проживания и другие. Таким же образом составляется карта воспитывающей среды и проводится диагностика воспитания.
Календарный план воспитательной работы рабочей программы воспитания на 2022–2023 уч.г.
Следующий вид деятельности по планированию воспитательной работы – это проведение анкетирования учащихся и родителей. Данные для анкетирования могут быть выбраны классным руководителем.
Такой подход помогает определить задачи на ближайшую перспективу и спланировать формы воспитательной работы для достижения поставленных задач.
На этапе реализации программ воспитания требуется определить итоги, как промежуточные, так и конечные.
Постоянно изобретать новые формы работы педагогу достаточно сложно, но моделировать обновленный процесс воспитания на основе уже имеющихся и опробованных, вполне реально. Классному руководителю необходимо научиться конструировать новые формы работы. Для этого можно воспользоваться простым алгоритмом:
Правила планирования воспитательной работы
Сформулируем основные правила планирования воспитательной работы с классным коллективом:
- планируемые мероприятия должны соответствовать определенному возрасту учащихся и учитывать особенности деятельности, как психологической основы этого возраста;
- каждое мероприятие должно нацеливаться на конечный результат и при этом решать поставленные задачи;
- планирование внеклассных мероприятий носит системный, а не спонтанный характер;
- планирование должно принимать во внимание цели и задачи воспитательной системы школы, определенной параллели, а так же мнение учащихся и родителей;
- классный руководитель в начале работы с классным коллективом должен изучить систему воспитательной работы предыдущего классного руководителя и продолжить начатое, совершенствуя процесс и добавляя индивидуальные решения;
- в планировании главное место должно быть отведено традиционным мероприятиям школы;
- классный руководитель обязан изучить, анализируя воспитательную работу за предыдущий год, проблемы классного коллектива и школы и наметить пути их решения в будущем году;
- внеклассные мероприятия должны быть разнообразными по форме, по содержанию, не просто интересными, а еще и развивающими;
- планирование должно учитывать исторические даты;
- составление плана воспитательной работы – это совместная деятельность педагога, детей и родителей.
Источник: spravochnick.ru
«Структура плана воспитательной работы в классе»
методическая разработка
После координации дел и мероприятий классный руководитель составляет план воспитательной работы, который содержит следующие разделы:
1. Титульный лист.
2. Тема образовательной организации (содержится в Программе развития образовательной организации или в Общей образовательной программе образовательной организации по реализации ФГОС).
3. Цель и задачи воспитательной работы образовательной организации (содержится в годовом плане воспитательной работы образовательной организации или в Программе воспитания и социализации обучающихся по реализации ФГОС).
4. Цель и задачи воспитательной работы класса. При осуществлении целеполагания необходимо учитывать основные требования к целям воспитания:
- наличие основания, на котором строится вся система воспитания. За основу воспитания необходимо взять систему ценностных отношений человека с миром, т. е. все его реальные связи с окружающей средой, в которой он живет и выстраивает свои отношения;
- объективность. Цели должны отражать исторические закономерности, учитывать научно-технические достижения человека. Другими словами, цели не могут быть конъюнктурными, в угоду каких-то идей, не проверенных опытом;
- системность, т. е. выход целей на все группы отношений человека с миром;
- дифференциация целей по возрастам обучающихся, т.е. усложнение целей по мере взросления ребенка;
- реализуемость в образовательном процессе, т.е. достигаются во всех формах образовательного процесса на уроках и во внеурочное время за счет содержания, форм, методов, условий и средств работы с детьми;
- измеряемость – наличие таких методик, с помощью которых фиксируются результаты воспитательного процесса и их соответствие целям воспитания.
5. Анализ воспитательной работы за истекший год. Структура анализа итогов учебного года может быть представлена в следующей логике (последовательности):
- достигнутый уровень решения задач, количественная и качественная характеристика результатов и их динамики;
- выявление и оценка положительных сторон воспитывающей деятельности и недостатков в работе (положительных и отрицательных факторов, условий);
- меры, способствовавшие достижению успехов (причинно-следственные связи);
- причины, вызвавшие появление недостатков;
- нерешенные проблемы (перечислить, выделить первоочередные на новый учебный год).
6. Работа с обучающимися:
- характеристика класса;
- сведения об обучающихся класса;
- социальный паспорт класса;
- органы классного самоуправления;
- занятость обучающихся во внеурочное время (списочный состав детей, сводная ведомость);
- работа с одаренными детьми;
- учет активности обучающихся в учебной и внеклассной деятельности;
- список обучающихся группы риска;
- план работы с детьми группы риска;
- список обучающихся, стоящих на учете в ОДН или на ВШУ;
- информация о выдаче обучающимся страховых медицинских полисов;
- информация об иностранных гражданах;
- план проведения индивидуальных бесед с обучающимися.
7. Работа с родителями:
- состав родительского комитета класса;
- члены общешкольного родительского комитета;
- тематика родительских собраний;
- учет посещаемости родительских собраний;
- протоколы родительских собраний;
- план индивидуальных бесед с родителями;
- список неблагополучных семей и семей группы риска;
- план работы с неблагополучной семьей.
8. План-сетка по месяцам. При этом желательно выделить:
- традиционные дела учебного года, характеризующие специфику деятельности и каждого календарного месяца (годовая циклограмма);
- школьные традиции и традиции класса;
- новые дела и формы организации воспитательной работы, соответствующие новым целям и задачам.
9. Аналитико-диагностическая деятельность:
- мониторинг воспитанности обучающихся;
- социометрия;
- мониторинг заболеваний обучающихся;
- результаты анкетирования, тестирования, опроса социального мнения и т.д.
Оценка уровня воспитанности может проводиться по методикам Д.В. Григорьева, Н.П. Капустина, М.П. Нечаева, Н.Е. Щурковой, М.И.
Шиловой и др.
Диагностику уровня воспитанности обучающихся проводят, как правило, школьные психологи. Процедура диагностического анализа воспитанности обучающихся состоит в том, чтобы обнаружить изменения изучаемых параметров и причины, вызывающие эти изменения, проанализировать наблюдаемые явления, установить закономерные связи, раскрыть их проявления в конкретных условиях педагогической деятельности.
Проанализировав сформированность отдельных качеств личности каждого обучающегося, составляется общая карта по классу и по образовательной организации в целом.
10. Журнал правил дорожного движения.
11. Журнал инструктажей обучающихся по охране труда и технике безопасности.
12. Приложения к плану воспитательной работы:
- разработки бесед, мероприятий, классных часов, родительских собраний;
- памятки, рекомендации и т.д.
Источник: nsportal.ru
Календарный план воспитательной работы по реализации рабочей программы воспитания
Календарный план воспитательной работы МБДОУ «Детский сад № 126», составлен, как часть Рабочей программы воспитания, с целью конкретизации форм и видов воспитательных мероприятий, проводимых педагогами в 2021/2022 учебном году.
Календарный план воспитательной работы отражает направления работы Учреждения по реализации РПВ.
Публикация «Календарный план воспитательной работы по реализации рабочей программы воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Реализация модулей происходит по пяти образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО.
Организация мероприятий проходит в совместном взаимодействии между детьми, педагогами и родителями воспитанников.
Месяцы. Младшая группа. Средняя группа. Старшая группа. Подготовительная группа.
На занятии. Вне занятий. На занятии. Вне занятий. На занятии.
Вне занятий. На занятии. Вне занятий.
Сентябрь Ознакомление с окружающим:
«Я человек» — формировать представления о различии людей: мальчики, девочки, у всех разные имена. Беседы с детьми о правилах поведения в группе.
Чтение худ. лит. : А. Барто «девочка-ревушка», «Девочка-чумазая», Э. Мошковская «Капризы», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» Ознакомление с окружающим:
«Семья» — дать детям представление о том, что такое семья – это все, кто живут вместе с ребёнком. Учить знать и называть своих родственников. С/р игра «Семья»
Д/и «Кому, что нужно для работы?», «Чьи это вещи?»
Чтение худ. лит. : С. Михалков «Дядя Стёпа», русские народные сказки о семье.
Рассматривание фотографий. Ознакомление с окружающим:
«Моя семья» — формировать интерес к своей родословной, формировать представления о том, какие профессии у их родителей. Р/р игра «Семья»
Чтение худ. лит. : С. Михалков «Дядя Стёпа», «Дядя Стёпа милиционер», русские народные сказки о семье.
Рассматривание фотографий. Ознакомление с окружающим:
«Я и моя семья» — углублять знания детей о своей семье, чем занимаются родители, когда у них день рождения, как они отмечаются. Рассматривание семейных фотографий, родословной семьи.
Предложить детям совместно с родителями сделать герб семьи, книга традиций семьи.
Октябрь Ознакомление с окружающим:
«Я в детском саду» — формировать представления о том, кто находится рядом.
Экскурсия по детскому саду.
Наблюдение за ребятишками из другой группы на улице.
Ознакомление с окружающим:
«Мой детский сад» — продолжать знакомить с детским садом, с его сотрудниками. Учить ориентироваться в помещении детского сада. Экскурсия по детскому саду.
Наблюдение за ребятишками из другой группы на улице.
Ознакомление с окружающим:
«Наш город» — расширять и уточнять знания о родном городе, узнавать на фото знакомые объекты, знать их назначение, воспитывать интерес к жизни города, патриотические чувства Рассматривание иллюстраций.
Д / и «Где мы были», «Дома на нашей улице».
Чтение худ. лит о городе Дзержинске.
Рисование «Дома на нашей улице». Ознакомление с окружающим:
«Мой город» — познакомить с историей возникновения города. Расширить знания детей о городе: промышленность, традиции, памятники. Прививать любовь к родному городу. Рассматривание иллюстраций.
Д / и «Где мы были», «Дома на нашей улице».
Чтение худ. лит. о городе Дзержинске.
Рисование «Дома на нашей улице».
Ноябрь Ознакомление с окружающим:
«Мамы разные важны» — знакомить детей с трудом мамы, показать их качества. Воспитывать чувство уважения к маме.
Чтение стихотворения Б. Заходер «Строители», «Шофёр», «Портниха», Е. Благинина «Посидим в тишине».
Рассказа Д. Грабе «Мама».
Ознакомление с окружающим:
«Мамы разные важны» — расширить знания детей о труде мам, их качествах.
Воспитывать чувство уважения к мамам и желание заботится о них, помогать им. Рассматривание фотографий мам.
Рассматривание иллюстраций с изображением разных профессий.
Чтение худ. лит. Ознакомление с окружающим:
«Москва – столица Родины» — формировать представление о Москве, как о столице нашей Родины, в которой работает правительство. Рассматривание открыток с видами Москвы и Московского Кремля.
Чтение стихов о Москве.
Рассматривание портрета президента. Ознакомление с окружающим:
«Москва златоглавая» — знакомить детей с историей возникновения Москвы, с достопримечательностями города. Воспитывать любовь к Родине, к Москве, как главному городу России. Рассматривание иллюстраций с достопримечательностями Москвы, Московского Кремля.
Чтение худ. лит. Ф. Глинка «Москва – главный город нашей Родины», И. Токмакова «Красная площадь».
закрепить знания детей о государственных символах России
Декабрь Рисование: «Украсим улицы города Новогодними ёлками» — дать представление о том, что к празднику украшают город. Разучивание стихотворений.
Чтение Новогодних сказок.
Наблюдения в природе за ёлкой.
Рассматривание иллюстраций с украшенными ёлками. Ознакомление с окружающим:
«Наш город» — закрепить название родного города. Обратить внимание, что на улице много домов. Уточнить знания о памятных местах города. Формировать патриотические чувства. Рассматривание иллюстраций.
Д / и «Мальчик потерялся», Чтение худ. лит о городе Дзержинске.
Рисование «Я гуляю в парке». Ознакомление с окружающим:
«Государственные символы» — закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России, сформировать уважительное отношение к государственной символике, познакомить детей с символическим значением герба РФ, цветов флага. Рассматривание изображения государственной символики.
Рассматривание герба Нижегородской области, города Дзержинска.
Слушание гимна в грамзаписи.
Д/и «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».
Аппликация или рисование флага России. Ознакомление с окружающим:
«Земля – наш общий дом» — дать понятие о том, что на земле много разных стран. Учить пользоваться картой и глобусом. Объяснить, как важно жить в мире со всеми народами. Воспитывать уважение к культуре, обычаям и традициям других народов. Развлечение «Венок дружбы» — народные игры.
Рассматривание карты и глобуса.
Д/и «Народы России», «Народы мира».
Чтение худ. лит. С. Маршак «Лучше нет родного края».
Выставка народных умельцев – посещение мини-музея.
Январь Ознакомление с окружающим:
«Моя семья» — формировать представление о том, кто живёт рядом, заботится о детях. Рассматривание семейных фотографий. Ознакомление с окружающим:
«Ярмарка» — расширить знания детей о народных умельцах (Дымка, Городец). Воспитывать чувство гордости за свой народ. Рассматривание изделий народного декоративно-прикладного искусства. Рассматривание иллюстраций.
Посещение мини-музея «Русская изба». Ознакомление с окружающим:
«Россия – наша Родина» — познакомить детей с культурой и традициями русского народа, показать разнообразие фольклора, русских народных промыслов, искусства, кухни. Слушание песни сл. В. Харитонова, муз. В. Муралели «Россия – родина моя».
Выставка изделий народного декоративно-прикладного искусства.
Рассматривание иллюстраций о природе России.
Заучивание потешек, песенок.
Чтение русских народных сказок.
Посещение мини-музея. Ознакомление с окружающим:
«Богатыри земли русской» — расширить представления детей о героях былин – богатырях земли Русской. Познакомить с одеждой воинов: шлем, доспехи, меч, кольчуга, палица и т. д. Воспитывать интерес к истории своего народа. Чтение былин «Илья Муромец и соловеё-разбойник», «Алёша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич», «Никита –Кожемяка».
Рассматривание картин «Три богатыря».
Рисование или аппликация «Русский военный костюм».
«Готовим подарок для папы» — воспитывать уважительное отношение к отцу. Рассматривание иллюстраций о защитниках Отечества.
Чтение рассказов и стихов.
Беседа о папах, дедушках – формировать представление о том, что папа заботится о семье, уважение к папе. Ознакомление с окружающим:
«День защитника Отечества» — уточнить представления о родах войск. Воспитывать чувство гордости за свою Армию и вызвать желание быть похожим на сильных, смелых российских воинов. Чтение худ. лит. о солдатах разных родов войск. Я Длуголенский «Что могут солдаты».
Фотовыставка: «Мой папа – солдат российской Армии».
Изготовление сувениров к празднику День защитников Отечества. Ознакомление с окружающим:
«Земля – мать. Сумей за неё постоять» — подвести детей к пониманию того, что солдаты защитники земли русской, своей Родины. Закрепить знания о том, как воины-солдаты защищали Родину в годы Великой Отечественной войны. Формировать чувство уважения к Российской Армии. Рассматривание иллюстраций русского оружия и современной военной техники.
Фотовыставка: «Мой папа – солдат российской Армии».
Ознакомление с окружающим:
«За правое дело сражайся смело» — познакомить детей с великими полководцами, рассказать о их роли в истории развития армии, о том что народ с благодарностью чтит память о защитниках Отечества. Развлечение к Дню защитника Отечества.
Чтение худ. лит М. Ю. Лермонтов «Бородино».
Беседа о полководцах —
Рассматривание портретов М. И. Кутузова, А. В. Суворова.
«Готовим подарки мамам и бабушкам» — прививать любовь и уважение к мамам и бабушкам. Фотовыставка: «Мама солнышко моё, очень я люблю её».
Чтение рассказов о маме и стихов.
Разучивание стихотворений И. Косяков «Всё она», Е. Благинина «Солнышко». Ознакомление с окружающим:
«Наши мамы и бабушки» — расширять знания детей о значимости мамы и бабушки в семье.
Воспитывать чувство уважения к мамам и бабушкам, и желание заботится о них, помогать им. Чтение худ. лит. Н. Артюхова «Трудный вечер», С. Баруздин «Мамина работа».
Разучивание стихов о маме и бабушке.
Изготовление подарков. Ознакомление с окружающим:
«У каждого на свете есть мамочка своя» — расширить и углубить знания детей о значимости женщины в семье, в жизни. Прививать любовь и уважение к маме и бабушке, вызвать желание помогать им по дому. Утренник, посвящённый празднику 8 Марта.
Чтение худ. лит. В. Сухомлинский «У бабушки дрожат руки».
Беседа «Как я помогаю маме». Ознакомление с окружающим + рисование:
«Моя мама» — учить проявлять заботу о маме и бабушках, оказывать посильную помощь. Воспитывать любовь и уважение к ним.
Рисование – «Портрет мамы». Утренник к 8 Марта.
Рассматривание русского женского костюма.
Викторина «Что ты знаешь о своих родителях».
Апрель Ознакомление с художественной литературой – чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам, пересказывание с помощью воспитателя, театр. Ознакомление с окружающим:
«Наша Родина» — познакомить детей с русским национальным костюмом. Вызвать у детей восхищение искусством русских мастериц. Чувство гордости. Рисование:
нанесение орнамента на силуэт — русский сарафан.
Аппликация «Кокошник».
Рассматривание иллюстраций с национальной русской одеждой.
Аппликация «Ракета летит в космос». Ознакомление с окружающим:
«Страна в которой мы живём» — формировать представления о том, что РФ – многонациональная страна. Показать на карте всю Россию. Воспитывать уважение к людям разных национальностей, к их деятельности и культуре. Рассматривание глобуса и карты.
Д/и «Народы мира», «Народы России и ближнего зарубежья».
Рассматривание иллюстраций о космосе, о первом космонавте.
Аппликация «Космонавт».
Чтение худ. лит. Ознакомление с окружающим:
«Наши космонавты» — расширить представления детей о космических полётах, познакомить с российскими учёными, которые стояли у истоков развития космонавтики. Закреплять знания о первом космонавте Ю. Гагарине и первом космонавте-женщине В. Терешковой. воспитывать гордость за с вою страну. Рассматривание портретов К. Э. Циолковского, С. П. Королёва, Ю. А. Гагарина, В. Н. Терешковой; иллюстрации космических кораблей и станций, лунохода, спутников.
Чтение худ. лит. В. Бороздин «Первый в космосе»
Рисование или аппликация «Человек в космосе», «Космическое небо».
Развлечение «Космонавтом стать хочу, на луну я полечу».
«Салют над городом» — прививать любовь к своему городу. Рассматривание иллюстраций с видами родного города на праздник «Победы», чтение стихов.
Посадка цветов на участке д/сада.
Наблюдение за домами на улице. Рисование:
«Праздничный салют» — формировать представления детей о празднике Победы. Беседа о Дне Победы.
Чтение худ. лит. Ознакомление с окружающим:
«День Победы» — закрепить знания детей о роли солдат и офицеров во время ВО войны. Воспитывать уважение к воинам российской Армии, ветеранам войны. Беседа о боевых орденах и медалях.
Слушание музыки песни «День Победы» сл. Харитонова, муз. Тухманова. Ознакомление с окружающим:
«9 Мая – День Победы!» — закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы ВО войны, как живущие помнят о них. Воспитывать чувство уважения к ветеранам ВО войны, желание заботится о них и гордится ими. Рассматривание портретов главнокомандующих.
Экскурсия в мини-музей боевой славы МОУ СОШ № 71.
Оформление праздничных открыток.
Беседа о подвигах солдат.
Е. Благинина «Шинель»
Слушание: Д. Тухманов и В. Харитонов «День Победы», Э. Колмановский и К. Ваншенкин «Алёша», М. Александрова и Лебедев-Кумач «Священная война».
Публикации по теме:
Отчет о реализации рабочей программы фольклорного кружка для детей 3–4 лет Назарова Т. А. Рабочая программа фольклорного кружка «Волшебный сундучок» разработана для детей 3-4 лет, является основной частью программы.
Презентация «Календарно-тематический план рабочей общеобразовательной программы дополнительного образования» Уважаемые коллеги! В продолжении темы своей рабочей программы по дополнительному образованию «РЕЧеЦВеТИК» предлагаю календарно-тематический.
Календарный план образовательной работы на неделю «Деревья» План работы с 7 по 11 октября Тема: «Деревья» Задачи: — Расширять представления детей о деревьях; — Показать особенности строения деревьев.
Календарный план образовательной работы на неделю «Диагностика» в подготовительной группе План работы с 24 по 28 мая Тема: «Диагностика» Задачи: — Выявить знания детей по всем разделам. День недели, дата Образовательные области.
Календарный план образовательной работы на неделю «Осень» в подготовительной группе План работы с 14 по 18 сентября Тема: «Осень» Задачи: — Расширять представления детей об осени – первый месяц осени сентябрь – понятие.
Календарный план образовательной работы на неделю «Профессии» в старшей группе План работы с 18 по 22 ноября Тема: «Профессии» Задачи: — Формировать представление детей о профессиях, их навыки о том, что профессия.
Календарный план образовательной работы на неделю «Транспорт» в старшей группе План работы с 21 по 25 октября Тема: «Транспорт» Задачи: -Формировать представление детей транспорте; -Закреплять умение детей определять.
Перспективный план мероприятий по реализации программы развития «Детский сад маленького патриота» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок» р. п. Тумботино ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ.
Тематическое планирование по адаптированной воспитательной рабочей программе «Творческое развитие» Планирование рассчитано на воспитанников 6 класса Леушинской школы – интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья..
Вариант составления рабочей программы (Продолжение рекомендации по составлению рабочей программы) ВАРИАНТ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время к организации образовательной деятельности детей в ДОУ.
Источник: www.maam.ru