Схема программы самовоспитания будущего педагога

Появилось осознанное ощущение необходимости самовоспитания и самосовершенствования. Во всём этом мне помогает мой друг, спутница жизни и основной вдохновитель — жена Шутилова Александра Алексеевна.

во-первых, чтобы состояться как человеку,

во-вторых, чтобы состояться как учителю,

в-третьих, чтобы состояться как мужу и отцу,

в-четвёртых, чтобы состояться как специалисту,

в-пятых, чтобы состояться как другу.

Работа содержит 1 файл

Самовоспитание будущего учителя

1.“Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло; будь благодатной почвой для развития человеческих чувств; сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах. Только в этом случае знания на твоих уроках могут стать ступеньками нравственного становления для каждого твоего воспитанника”. / Ш.А. Амонашвили /

2. “Человек подобен дроби: в знаменателе — то, что он о себе думает, в числителе — то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь” / Л.Н. Толстой /

Подготовка педагогов в эпоху цифровизации и развития искусственного интеллекта

3. “Чем больше человек даёт людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше даёт другим и больше себе требует, тем он хуже”. / Л.Н. Толстой /

4. “ Есть русская интеллигенция. Вы думаете — нет? Есть.

Не масса индифферентная, а совесть страны и честь…” / А.Вознесенский /

5. “Кто двигается вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд” / Аристотель /

6. “Знания в руках безнравственного человека то же самое, что сабля в руках сумасшедшего” / Д.И.Менделеев /

7. “ Педагогика есть искусство делать человека нравственным”. / И.Ильин /

Появилось осознанное ощущение необходимости самовоспитания и самосовершенствования. Во всём этом мне помогает мой друг, спутница жизни и основной вдохновитель — жена Шутилова Александра Алексеевна.

во-первых, чтобы состояться как человеку,

во-вторых, чтобы состояться как учителю,

в-третьих, чтобы состояться как мужу и отцу,

в-четвёртых, чтобы состояться как специалисту,

в-пятых, чтобы состояться как другу.

Пункты даны от широкого к узкому, от более отдалённой перспективы к ближайшей.

Теоретическая проработка проблемы даст возможность шире и глубже взглянуть на неё и осознать её суть; подобрать ключи к составлению программы самовоспитания.

Первоначальный путь осмысления проблемы пролегает через изучение творчества Л.Н. Толстого, великого гуманиста — педагога, Учителя, воплотив- шего жизнью своей найденную Истину, а также работ Ш. А. Амонашвили, ру-ководителя Лаборатории Гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете, и Л.В. Шапошниковой, учёного и автора книг по философии, истории, искусству.

“ Самовоспитание будущего учителя”… Два ключевых слова в данной проблеме: учитель и самовоспитание. Начну с раскрытия понятия “ Учитель”.

Л.В. Шапошникова, академик РАЕН, Российской академии космонавтики, Российской экологической академии, писатель, индолог, искусствовед, автор книг по философии, истории, искусству, культуре Индии, генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, в одной из своих публичных лекций так говорит об учителе, учительстве и его роли: “С момента возникновения человека, с момента возникновения его сознания всё, что он в последствии достиг, он достиг только с помощью учителя и учителей. Без учителя нет человека и нет эволюции”.

ИННОВАЦИИ. ПЕДАГОГИКА. ОБРАЗОВАНИЕ: МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА.

Эта мысль развёртывается дальше таким образом: современный человек, человек нашего уровня, оказался в условиях Маугли.

“Маугли”- романтическая сказка Киплинга, где и ребёнок, и животные привлекательны. Но в реальной жизни всё не так. Науке известны около 100 фактов, когда ребёнок попадал к животным и выживал с их помощью.

“ И вот отсутствие учителя по отношению к ребёнку, причём того учителя, который должен соответствовать его энергетическому уровню, привело к тому, что ребёнок, воспитанный среди животных, не говорил, ибо говорить нас учат. Этот ребёнок не ходил на двух ногах, а ходил на четвереньках, как ходили его собратья из другого мира, потому что на двух ногах ходить нас тоже учат. Нас учат говорить, нас учат ходить, нас учат писать, нас учат читать, нас учат мыслить, учат уметь многое делать, но если нас этому не учат, мы превращаемся в некое подобие животных. Этот момент очень интересен и объясняет необходимость учительства, причём разных уровней “.

При рождении ребёнка мать формирует его детскую энергетику, и она же обучает его говорить, ходить и многому тому, без чего развитие ребёнка остаётся неполноценным. Мать и есть наш первый учитель. Брошенные дети — это люди, которые не прошли самого первого учительства — матери, и потому судьбы их так печальны. После матери — школьные учителя, затем учителя институте, техникуме, училище, учителя в производстве.

Далее Людмила Васильевна говорит: “Представим себе на минуту… Если мы всех учителей изымем, кто мы будем?

Практически без учителя мы не разовьёмся в человека полноценного и без учителя мы не сможем делать то, что мы делаем, не замечая того, как нас научили и не испытывая даже благодарности к тем, кто нас научил”.

/ Л.В. Шапошникова “ Энергетическая роль Учительства в духовно — культурной эволюции человечества”/

Итак, после матери — следующая ступень учительства — школьный учитель, т.е. тот уровень, к которому готовлюсь в будущем присоединиться и я. Чтобы осознать суть этого понятия, поглядим на него с высоты идеала совершенного учителя. Л.Н. Толстой так определяет его сущность:

“ Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель, если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совер- шенный учитель”.

/ Л.Н. Толстой “ Общие замечания для учителя”,с.292/

Позже Лев Николаевич Толстой добавляет к данному определению:

“ Необходимо постоянное стремление к совершенствованию в любви”.

/ Л.Н. Толстой “Из письма П.И. Бирюкову”, май 1901г., с.446 /

Читайте также:
Программы похожие на аферисты в сетях

Перекликаясь с Л.Н. Толстым, Ш.А. Амонашвили, современный учёный и практик с огромным педагогическим стажем работы в школе, пишет, обращаясь к школьному учителю:

“ Сказано: “ Иди путём Любви, иди путём Сердца, иди путём Твор- чества, иди путём щита Веры”.

И далее даётся программа устремления к идеалу совершенного учителя:

“ 45. Установил я для себя три закона.

1.Любить любого ребёнка, ибо Любовь есть преображающая сила Духа

2.Понимать ребёнка и принимать его таким, какой он есть, ибо нет воли Творца, чтобы погиб один из малых сих.

3.Восполниться оптимизмом в отношении любого ребёнка, ибо Вера в будущее есть творец настоящего.

46. Задал я самому себе три принципа.

1. Одухотворять среду вокруг ребёнка.

Основание: Среда есть сила, проявляющая Тайну Творца.

2.Утверждать в ребёнке его личность.

Основание: Личность есть устремлённость к проявлению своей Сути.

3.Проявлять творческое терпение, помогая ребенку в самопознании.

Основание: Творящее терпение не даст огню Духа погаснуть.

47. Устремлен я к раскрытию своего характера в трёх качествах.

Доброта учителя к ученику есть матерь доброты сердца

ученика ко всему миру.

Учительская искренность есть условие духовного единения с учеником.

Преданность учителя умножает в ученике надежду на спасение и дарит ему убежище.

48. Развиваю в себе профессиональное мастерство в трёх аспектах.

1.Изящное исполнение педагогических процессов.

Основание: Бытие в прекрасном откроет в ученике чувство прекрасного.

2.Непрерывное обновление.

Основание: Обновление есть зов из Будущего и устремлённость к Будущему.

3.Творчество.

Основание: Творчество делает учителя Свет дарящим.

50. Дам торжествовать в себе законам Прекрасного, т. е. Искренности, т.е. Сердца, т.е. Блага, т.е. Света.

Если спешишь помочь, помоги красиво.

Если спешишь проявить сострадание, сострадай красиво.

Если любишь, люби красиво.

Если даришь, дари красиво.

И если всё это касается ребёнка, то делай ещё прекраснее.

Воспитывай красиво.

Учи красиво.

Наставляй красиво.

Если благо дарится красиво, дар будет принят.

Если благо дарится безобразно, оно будет отвергнуто.

Если совершенствуешься сам, устремишь к совершенствованию других.Говорят Мудрецы: “Осознание Красоты спасёт мир”.51. Спросят: Вы — учитель?

Отвечу: Я — ученик своих учеников.

“ Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорит: “ Столь знакомое нам слово “школа” связано в своих смысловых истоках с церковью. Русское “школа” восходит к латинскому “скале” — “лестница” … Речь идёт прежде всего о лестнице духовного восхождениячеловека”.

Итак, Школа — это лестница для духовного восхождения человека.

Где эта лестница, т.е. школа, может находиться? Лестница для восхождения души и духовности ученика находитсяв учителе, и только.

Я — учитель — есть носитель этой Божественной лестницы. Я пости- гаю духовный мир каждого своего ученика и каждому подаю свою ступень- ку, помогаю подняться и закрепиться на ней, а потом возведу на другую ступеньку. Ученик растёт, взрослеет, развивается, крепнет, окрыляется, в целом, образовывается. И это восхождение происходит в нём через меня, через своего учителя.

Я — путь для ученика. Но и он есть мой путь, ибо тоже подаёт мне ступеньку для совершенствования моей учительской интуиции и искусства. Я — учитель — есть школа”./ Ш.А. Амонашвили “ Почему не прожить нам жизньгероями духа”, стр.40-42, 48-50 /

Вывод. Высшая древняя мудрость изображается змием, закусившим свой собственный хвост. Эта мудрость здесь наличествует: “ Я — учитель — ученик своих учеников”. “Я — учитель — путь для ученика. Но и он есть мой путь… совершенствования моего учительского искусства”.

Роль учителей в эволюции человека раскрывается в высказывании

Н.К. Рериха: “ Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идеи и способностей поколения взрослых, с которыми он имеет дело. Но учитель — я употребляю это слово в самом широком смысле — может совершить больше, нежели завоеватель и государственные главы. Они, учителя, могут создавать новое воображение и освободить скрытые силы человечества”.

/ Н.К. Рерих “Пути Благословения” /

“След учительства более высокого уровня мы находим в мифах, в кото- рых культурный герой, полубог, получеловек учит людей сеять, собиратьурожай, обучает ремёслам, обучает социальному обустройству челове-ческого общества”.Л.В. Шапошникова “ Энергетическая роль Учительства в духовно — культурной эволюции человечества”/

Имена таких Учителей человечества зафиксированы Историей: Моисей, Сократ, Кришна, Эпиктет, Будда, Марк Аврелий, Конфуций, Христос, Иоанн — апостол, Магомет, Руссо, Кант, Вивекананда, Эмерсон, Рескин… те, которых Л.Н. Толстой называет “лучшими мыслителями мира”, “мудрейшими среди нас”.

Этот ряд имён, данных Л.Н. Толстым, можно продолжить, включив в него и самого Льва Николаевича, и Циолковского, и Вернадского, и Флоренского, и Чижевского, и семью Рерихов, и учителя современных учителей Ш.А. Амонашвили. Перечитывая работы Л.Н. Толстого о воспитании и образовании, обратил внимание на то, как он относится к Учителям человечества и их Учениям.

Величайший мыслитель XIX века считает, что “основой”, “основанием” всякого образования для детей и юношества должны стать именно Учения этих Учителей и вытекающее из них учение о нравственности.

Источник: www.stud24.ru

Самовоспитание учителя

Самовоспитание – сознательная деятельность человека, направленная на развитие к себя положительных качеств личности и преодоление отрицательных [2 (Словарь-справочник), с. 326].

Опыт работы над собой в плане самосовершенствования составляет предпосылку профессионального самовоспитания, которая предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала:

  • адаптирование своих индивидуально неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности;
  • постоянное повышение профессиональной компетентности;
  • непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности [1 (Сластенин), с. 52].

Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников:

  • внутренние мотивы — потребность в самоизменение и самосовершенствование
  • внешние мотивы – требования и ожидания общества, либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоречия [1 (Сластенин), с. 52].
Читайте также:
Где в маке находятся программы

Внешние факторы самовоспитания учителя:

  1. Педагогический коллектив. Учитель, особенно начинающий, попадая в педагогический коллектив, где царит атмосфера взаимной требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и искренне радуется этим находкам, где чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала.
  2. Стиль руководства школой. Если руководство школы не создает педагогам условия, при которых каждый из них имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чувствуется озабоченности успехами учителей, стремление помочь, то в такой школе у них не появляется потребность в самовоспитании.
  3. Фактор свободного времени. Время необходимо учителю для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения социальной, а также психолого-педагогической литературы [1 (Сластенин), с. 53].

Приемы формирования самооценки:

  • соотнесение уровня своих притязаний с достигнутым результатом;
  • социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих [1 (Сластенин), с. 53].

Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка.

Основной способ формирования самооценки учителя (в том числе будущего) – соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности учителя-воспитателя. Такая работа должна начинаться как можно раньше [1 (Сластенин), с. 53].

Способ формирования профессионального идеала учителя – чтение специальной литературы, знакомство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов. Правильно сформированный идеал учителя – условие эффективности его самовоспитания [1 (Сластенин), с. 53].

Этапы профессионального самовоспитания учителя:

  1. Самопознание – познание своего Я в его индивидуальности, условиях и способах реакции, характерных только для него, в предрасположениях и способностях, силах и границах собственного Я [2 (Словарь-справочник), с. 330.].
  2. Самопрограммирование: построение программы самовоспитания, выработка системы «правил жизни», план работы над собой (план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум на день, неделю и месяц).

Примерно схема программы самовоспитания

Овладение навыками НОТ

пути и средства

  1. Самовоздействие. Средства и способы самовоздействия каждый человек выбирает самостоятельно, объединяя их в оптимальное сочетание. В ряду средств самовоспитания занимают особое место средства управления своим психическим состоянием: отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксация), самоубеждения, самоприказ, камоконтроль, самовнушение, аутотрениг [1 (Сластенин), с. 54-55].

Источник: studfile.net

Приемы профессионального самосовершенствования и самовоспитания педагога

В современных социокультурных условиях все больше распространяется другой подход, утверждающий, что сущностью любого образования выступает самообразование. Сегодня на смену классическим представлениям о возможности формирования «всесторонне развитой личности» приходит понимание принципиальной незавершенности образования человека. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает. Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.

4‑й этап – внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.

Известна истина, что получение вузовского диплома – лишь старт, а не финиш. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Стать авторитетным – значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество.

Составляющие процесса самообразования педагога:

— Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

— Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

— Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

— Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

— Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

— Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя:

• Систематический просмотр определенных телепередач

• Чтение конкретных педагогических периодических изданий

• Чтение методической, педагогической и предметной литературы

• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий

• Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы

• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег

• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов

• Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики

• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег

• Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету

• Изучение информационно- компьютерных технологий

• Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету

• Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.

• Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.

На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования педагога на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

• повышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования

• разработка новых форм, методов и приемов обучения

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии

• разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям

• создание комплектов педагогических разработок

• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Продуктивность процесса самообразования

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

Читайте также:
Как удалить программу neospy с телефона

• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.

• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом педагога-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

• Программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Однако сама эта потребность не вырастает автоматически из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к учителю, и наличным уровнем его развития как личности и профессионала. Внешние источники активности (требования и ожидания общества) либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании. В психологии известны многие компенсаторные механизмы снятия подобных противоречий: рационализация, инверсия, проекция, «бегство от реальности» и др.

Профессиональный идеал и средства профессионального самовоспитания учителя.

Психологи отмечают два приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй — в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка. Невысокие притязания могут привести к формированию завышенной самооценки, так как затруднения в работе обычно имеют лишь те воспитатели, которые ставят перед собой высокие задачи. Не может удовлетворить творчески работающего учителя и прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег.

Основной способ формирования самооценки учителя (в том числе будущего) — соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности учителя-воспитателя, и такая работа должна начинаться как можно раньше, с первого курса. Самый простой и в то же время надежный способ формирования профессионального идеала — чтение специальной литературы, знакомство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов. Правильно сформированный идеал учителя — условие эффективности его самовоспитания.

К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени.

Учитель, особенно начинающий, попадая в педагогический коллектив, где царит атмосфера взаимной требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и искренне радуются их находкам, где чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала. Напротив, отсутствие коллективистических начал среди педагогов, пренебрежение к творческому поиску и скептическое отношение к возможностям самовоспитания неизбежно убьют потребность в самосовершенствовании.

Если руководство школы не создает педагогам условия, при которых каждый из них имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чувствуется озабоченности успехами учителей, стремления помочь, то в такой школе у них не появляется потребности в самовоспитании.

Наконец, фактор времени. Оно необходимо учителю для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения социальной, а также психолого- педагогической литературы.

Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа: самопознание, самопрограммирование и самовоздействие. Профессиональному самопознанию будущего учителя поможет курс психологии. Для выявления общей самооценки может быть использована традиционная методика построения ранжированных рядов качеств идеала и характерных для конкретной личности с последующим вычислением коэффициента по соответствующей формуле . Самооценка профессиональных качеств определяется с помощью той же методики при условии, что эталонный ряд строится из профессионально значимых качеств. Для выявления уровня направленности на педагогическую профессию, области предпочитаемой педагогической деятельности (преподавание или воспитательная работа) лучше использовать проективные методики типа вербального теста «понятийный словарь».

Для выявления уровня общительности (коммуникабельности) рекомендуется тест В.Ф.Ряховского. Учитывая, что умение общаться складывается из частных умений, а также зависит от многих факторов, углубленное познание себя должно идти по линии выявления уровня сформированности перцептивных умений, навыков педагогической техники и таких умений, как умение слушать собеседника, управлять общением, выступать перед аудиторией и т.п.

Профессиональное самопознание предполагает также выявление особенностей волевого развития, эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), речи и внимания как свойств личности. Процесс самопрограммирования развития личности не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности.

Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы «правил жизни», которые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не отвечать односложно «да» или «нет» — искать другие формы ответа; никогда и никому не отказывать в помощи и т.п. Наряду с программой самовоспитания можно составить и план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум (на день, неделю, месяц).

Для первокурсников, которые еще не накопили достаточного опыта работы над собой, более приемлемой представляется программа, состоящая из трех разделов. Приведем ее упрощенный вариант.

По понятным причинам не все задачи и направления работы над собой можно зафиксировать в программе. Подчас в этом и нет особой необходимости. Главное, чтобы каждый, вступивший на педагогическую стезю, выработал свой свод жизненных правил, принципов и неукоснительно руководствовался ими в жизни.

Источник: www.myunivercity.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru