Цель: провести сравнительный дидактический анализ программ начальной школы по курсу «Окружающий мир» (Вахрушев А. А., Плешаков А.А., Новицкая , Дмитриева Н.Я., Виноградова Н.Ф. и др.).
Вопросы для обсуждения:
2. Основные цели и планируемые результаты обучения, регламентированные программой, принципы обучения.
3. Вариативность программ.
4. Система понятий естествоведческого и обществоведческого характера, представленных в программе.
5. Требования к отбору содержания учебного материала по данной дисциплине в школе первой ступени. Обновление содержания курса «окружающий мир».
Задания
Тема 3. Умк образовательного компонента «Окружающий мир»
Цель: на основе знания содержания примерной программы по предмету «Окружающий мир» для начальных классов провести сравнительный дидактический анализ УМК образовательного компонента «Окружающий мир» (авторы УМК компонента «Окружающий мир»: Вахрушев А. А., Плешаков А.А., Новицкая , Дмитриева Н.Я., Виноградова Н.Ф. , Самкова В.А. и др.) Вопросы для обсуждения: 1. Учебно-методический комплект как дидактическое сопровождения образовательного процесса по курсу «Окружающий мир» (учебники, тетради на печатной основе, тетради для проверочных и самостоятельных работ, методические рекомендации и др.). 2. Возможности характеристики учебников по предмету «Окружающий мир» по модели типологизированной структуры школьного учебника.
Построение системы заданий по предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС-2021 и программой НОО
3. Учебники и учебные пособия разных авторов для школ первой ступени: функции, особенности построения, оформления. Психолого-педагогические основы создания учебников нового поколения, требования к современным учебникам.
Задания 1. Провести общедидактический анализ УМК разных авторов (Вахрушев А. А., Плешаков А.А., Новицкая , Дмитриева Н.Я., Виноградова Н.Ф. , Самкова В.А. и др.) по следующему алгоритму: — цель и задачи УМК; — структура УМК; -реализация основных подходов и принципов, обозначенных в соответствующей программе, особенности содержания (разделы, содержательно-методические линии, их наполнение по классам), требования к учебным достижениям выпускников, соответствие требованиям ФГОС НОО ; — сравнительный анализ учебников 1-2 и 3-4 классов по модели типологизированной структуры школьного учебника (тексты, аппарат ориентировки, иллюстративный материал и др.); — сравнительный анализ тетрадей на печатной основе; — дидактическая характеристика методических рекомендаций и других методических материалов. 2. На основе анализа составьте сравнительную таблицу.
3. Используя материал занятия 2 и 3 приступите к составлению словаря-справочника основных терминов, используемых в содержании учебного материала по предмету «Окружающий мир». Литература: Основная 1. Аквилева, Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н.Аквилева, З.А.Клепинина – М.: Академия, 2008. 2. Григорьева, Е.В.
Методика преподавания естествознания/ Е.В. Григорьева – М.: Владос, 2008(эл. версия представлена в ЭБС ЛитРес). 3. Миронов, А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах / А.В. Миронов – М.: 2002. – 348 с. 4. Миронов, А.В. «Окружающий мир» в начальной школе: как реализовать ФГОС / А.В.
ФГОС -2О21: построение заданий на основе примерной рабочей программы по окружающему миру
Миронов – М.: Баласс, 2012. – 96 с. 5. Планируемые результаты начального общего образования /Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С.
Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – 120 с. 6. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011. – 400с. 7.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения /Сост.
Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 203 с. Дополнительная 1. Петросова, Р.С., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе / Р.С. Петросова, В.П.Голов, В.И. Сивоглазов – М.: 2008. – 286 с. 2. Планируемые результаты начального общего образования /Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред.
Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – 120 с. 3. Вахрушев, А.А. Роль предмета «Окружающий мир» в формировании личностных и метапредметных результатов в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс до и после. – 2011. — №3.- С.5-13. 4. Дементьева М. Н. Учебник нового поколения / нш плюс до и после, № 1 с. 25
Источник: studfile.net
Макарова Екатерина БО-41 z Анализ программ Окружающий мир
Макарова Екатерина БО-41 z Анализ программ «Окружающий мир» для начальной школы с учетом требований ФГОС НОО Образовательные программы и учебники, обеспечивающие реализацию образовательной области «Окружающий мир» : Образовательная программа начальной школы Название учебника Автор «Гармония» «Окружающий мир» (1 -4 класс) О. Т. Поглазова Начальная школа «ХХI век» «Окружающий мир» (1 -4 класс) Н. Ф. Виноградова Школа России «Мир вокруг нас» (1 -4 класс) А. А. Плешаков Развивающая система Л. В. Занкова Развивающая система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова «Мы и окружающий мир» (1 -4 класс) Н. Я. Дмитриева А. Н. Казакова «Окружающий мир» (1 -4 класс) «Мое Отечество» «Человек и человечество» Е. В. Чудинова Е. Н. Букварева Школа 2000 -2100 А. А. Вахрушев Д. Д. Данилов С. В. Тырин Общая характеристика учебного предмета (примерная программа по окружающему миру) Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе Формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, природой, обществом. Значение курса «Окружающий мир» : школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компенсаций: умения использовать методы познания, способность оценивать свое место в окружающем мире участвовать в его созидании. Основные содержательные линии предмета определены ФГОС НОО Блок «Человек и прироода» Блок «Человек и общество» Блок «Правила безопасной жизни»
Программа А. А. Плешакова «Зеленый дом» ( «Школа России» ) Принципы: — приоритет воспитания в образовательном процессе; — личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения; — сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования. Особенность методов и форм: проблемно-поисковая и творческая деятельность младших школьников.
Программа «Окружающий мир» состоит из двух частей. 1. знакомство с окружающим миром (природа, общество, человек). 2. основные природоведческие и экологические понятия. Направленность: экологическая целостность природы, единство природы и человека. Структурные части программы: 1. Ознакомление с окружающим миром (основной курс) I-II класс. 2. Природоведение (основной курс) III, IV класс.
3. Экология для младших школьников (факультативный курс). 4. Планета загадок (факультативный курс). Приоритетная задача программы: формирование в сознании учащихся единого, целостно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной среде. 1 класс Блоки: «Что нас окружает» , «Дом и школа» , «Наш город (село)» , «Родная страна» . 2 класс. Блоки: «Природа вокруг нас» , «Дом и школа» , «Родной край» , «Наша страна» . 3 класс.
Блоки: «Природа и мы» , «Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву» , «Сохраним удивительный мир растений и животных» , «Будем беречь здоровье» . 4 класс. Курс направлен на формирование географических понятий.
Программа А. А. Плешакова «Зеленый дом» направлена на систематизацию и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков правильного поведения в природе и социальной среде. Дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости ее охраны, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность.
Большое место отводится вопросам охраны природы. Программа «Мир и человек» А. А. Вахрушева (система развивающего обучения «Школа 2100» ). Цель: формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовнонравственное развитие, воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основная задача курса — воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в окружающем мире. Осознание человечеством важности решения экологических проблем неизбежно должно породить распространение этических норм на все природное окружение человека, причем не только живое. Формы организации учебного процесса: Традиционные и нетрадиционн ые уроки Фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах Разнообразные формы внеурочной деятельности В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего: — Наблюдения за явлениями природы и общественной жизни; — Выполнение практических работ и опытов, в том числе исследовательского характера.
Источник: present5.com
Анализ рабочей программы
Выводы : Данная рабочая программа 3 «А » класса по окружающему миру во многом соответствует требованиям ФГОС, в ней содержатся все необходимые компоненты.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ
Выводы : Данная рабочая программа 3 «А » класса по окружающему миру во многом соответствует требованиям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Источник: znanio.ru