В последние несколько лет существенно меняются условия деятельности учреждений дополнительного образования. Новое законодательство, новые вызовы времени, изменения в жизни общества диктуют современной детской школе искусств и новые требования: она должна стать конкурентоспособной структурой и одновременно сохранить традиции отечественной системы дополнительного образования детей.
В мае 2011 года Государственной Думой России был принят Федеральный закон « О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» где были обозначены среди дополнительных предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств. В июне Закон №145 ФЗ был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом России.
12 марта 2012 года Министерство культуры России утвердило Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства и хореографического творчества. Правительством РФ был разработан пакет нормативных документов, регулирующих деятельность учреждений этой сложной образовательной системы. Во всех этих документах красной нитью проходит мысль о том, что современное дополнительное образование создает условия для развития творческих и профессиональных интересов учащихся в самых разных областях культуры, науки и спорта. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает учащимся в профессиональном самоопределении.
Технология разработки программ дополнительного образования в ДОУ
Внедрение федеральных государственных требований (ФГТ) связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дополнительного образования с целью обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей, реализацию права ребенка на доступное, качественное образование.
Федеральные государственные требования являются документом, устанавливающим общие требования и нормы, обязательные для всех детских музыкальных школ. Данные нормы объединяют школы в единую систему, в которую должны вписаться и малые сельские школы и крупные школы мегаполисов.
Концепция развития дополнительного образования связана с понятием достижения современного качества образования, к которому предъявляются новые требования по уровню и качеству предоставляемых услуг и используемым технологиям. А это значит, что в современных условиях особые повышенные требования предъявляются к каждому преподавателю и не только в части образовательного ценза.
Новые программы требуют наличия высокого уровня профессионализма, компетентности и мастерства. Несмотря на то, что требования разработаны с целью создания равных условий для получения предпрофессионального образования учащимися, те же требования предусматривают возможность использования различных учебных и методических материалов разными учебными заведениями.
С одной стороны это очевидный плюс: школы сами выбирают, на каком материале строить обучение, что подразумевает дифференцированный подход и расширяет возможности реализации новых идей, применяемых в процессе обучения. С другой стороны, это делает очевидным тот факт, что образование, получаемое в разных школах, будет не одинаковым по качеству. Существенное отличие будет заключаться в содержании вариативной части. Преподаватели при разработке учебных планов, как правило, включают в вариативную часть те предметы, которые соответствуют направленности их школы. Следует заметить, что предпрофессиональные программы, не всегда могут быть реализованы в полной мере. Это связано с рядом проблем:
Воспитание как часть дополнительной общеразвивающей программы
Высокую актуальность имеют проблемы конкурсного отбора, который задекларирован ФГТ, но в реальной действительности практически отсутствует, и сохранности контингента. Есть здесь и объективные причины, связанные с приоритетом основного образования для большинства родителей, есть и субъективные причины, связанные с конкурентоспособностью наших образовательных программ.
Чрезмерная избыточность требований к материально-техническим и информационно-методическим условиям реализации предпрофессиональных программ. Установлен минимальный перечень учебных аудиторий (и размеры их площади), специализированных кабинетов, их материально-технического обеспечения, а также комплектации школьных библиотеки, фонотеки, необходимых для реализации данных программ.
Педагогическое сообщество, уже имеющее негативный опыт многочисленных реформ, отнеслось к введению новых стандартов с недоверием. Поэтому с реализацией новых программ имеются определенные трудности в перестройке сознания, готовности педагогов к таким новшествам, преодолении сопротивления и поиске механизмов мотивации педагогических кадров. Еще одной проблемой является дефицит молодых квалифицированных преподавателей.
Требования предъявляются не только к педагогическим работникам, но и к ученику, и к родителям. В идеале каждый должен осознавать новый уровень ответственности за результат своей работы, за качество. Малый процент родителей имеют понятие о предпрофессиональном образовании, еще меньше нацелены на получение этого образования и профессиональную ориентацию своего ребенка. В сознании большинства родителей школа искусств — это, в первую очередь, место, где ребенок может получить художественное развитие и интересный досуг, где можно решить проблему занятости и свободного времени ребенка.
Сегодня серьезной проблемой при реализации ФГТ является педагогический кадровый ресурс, его профессиональный уровень, рациональность распределения этого ресурса между предпрофессиональными и общеразвивающими программами. Сегодня есть необходимость создавать на уровне края инновационные площадки с целью повышения методической, информационной грамотности, повышения уровня обучения по предметам, вооружения педагогов знаниями о методах работы с особыми категориями учащихся (одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и т.д.), обмена и распространения передового опыта.
Необходимо заметить , что «предпрофессиональная» направленность вовсе не означает, что отныне все выпускники будут ориентированы на поступление в музыкальные колледжи и вузы. ФГТ не предполагают специальных условий для особых детей. Это обычные учебные планы, ориентированные на качественное обучение (причём, массовое). Но качество обучения должно быть таким, чтобы, при желании, каждый выпускник мог бы продолжить образование в сфере музыкального искусства на профессиональном уровне.
Давайте попробуем ответить себе на вопросы — что понимать под термином «качество», что имеем в виду мы — образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства. Качество — в широком смысле определяют как «соответствие требованиям, стандартам», «пригодность для использования», «способность удовлетворять заявленным или подразумеваемым потребностям». Качество является такой категорией, которая никогда не достигает своего идеального уровня. Оно всегда может быть только улучшено. И вот эта незавершенность процесса постоянно тревожит педагогов, которые в одном лице являются и производителями товара в условиях рыночных отношений.
Что мы имеем в виду под качеством образовательной и воспитательной деятельности? Прежде всего — хорошую теоретическую, практическую, а главное творческую подготовку пришедших к нам на обучение детей, особую опеку выявленных в общей массе одарённых детей, бережное отношение к ним.
Что нами движет при постановке задачи повышения качества образования? А всё просто — конкуренция с другими ОУ, обретение лояльности потребителей наших образовательных услуг, имеющих право выбора — вот здесь хорошо учат, прекрасно относятся к детям, педагоги профессионалы своего дела, дети показывают замечательные результаты обучения и т. д.
Высокое качество образования — это товар, который мы можем предложить потребителю.
Качественную услугу дополнительного образования характеризуют:
— доступность, своевременность, актуальность, точность предоставления услуги в соответствии с установленными требованиями её предоставления;
— расширение знаний учащихся учреждений дополнительного образования;
— развитие творческих способностей учащихся;
— самореализация и самовоспитание учащихся;
— создание условий для непрерывного дополнительного образования детей в соответствии с их интересами и потребностями;
— организация содержательного досуга и занятости учащихся;
— результаты участия учащихся в фестивалях, выставках, конкурсах различного уровня.
В период перехода детских музыкальных школ к новым аспектам деятельности с учетом ФГТ возникла необходимость и нового подхода к отбору детей для музыкального образования. Для осуществления ФГТ необходимо распределить приоритеты от количественного в пользу качественного отбора детей для начального предпрофессионального образования. Выявлять наиболее способных, мотивированных, детей, готовых к освоению новых программ. Так как правильный подход к отбору детей повышает результативность процесса обучения предпрофессиональной музыкальной подготовки.
По итогам работы за пятилетний период можно выделить ряд проблем, для решения которых необходима консолидация сил участников образовательного процесса (администрация, преподаватель, ученик, родитель): администрации необходимо следить по возможности за составлением удобного расписания; преподавателям не просто добросовестно вести свои уроки, но стараться организовать творческую и культурно-просветительскую работу с каждым учеником своего класса. Ведь согласно ФГТ концертная практика, конкурсно-фестивальная деятельность, воспитание заинтересованного, образованного слушателя — это обязательная составляющая образовательного процесса. Перед каждым родителем стоит обязанность обеспечивать условия, регулярность самостоятельной работы своего ребенка. Ученик — обязан упорно трудиться не только в классе, но и дома в соответствии с минимальными часами самостоятельной работы по каждому учебному предмету, прописанными в ФГТ. При этом задание домашнее должно вызывать интерес у учеников, оно не должно быть слишком объемным и трудным.
Реализация образовательных программ в ДШИ осложняется проблемой загруженности детей в общеобразовательной школе, в том числе, необходимостью посещать занятия в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Требует особого решения и проблема материально-технического обеспечения учебного процесса. Реализация дополнительных предпрофессиональных программ в области музыкального искусства сопряжена с особым оснащением образовательного процесса, необходимостью его обеспечения специальным инструментарием. оборудованием и учебно-методическим обеспечением каждого учебного предмета.
Для всех школ искусств, которые работают по предпрофессиональным ОП очень важны следующие моменты:
— корректировка имеющихся и подготовка основных нормативных документов, локальных актов ОУ в соответствии с ФГТ, Законом «Об образовании в Российской Федерации»
— обеспечение переподготовки, мониторинг повышения квалификации кадров
— мониторинг — собственно предпрофессиональных общеобразовательных программ с участием специалистов
— мониторинг качества, результатов образования детей в сфере искусств.
Очень важно системно изучать мнение участников образовательного процесса — через анкетирование учащихся, их родителей (законных представителей), преподавателей ДШИ на предмет оценки деятельности ОУ, качества обучения.
Анализ проводится не ради анализа, а для выявления проблемных мест в образовании, внесения корректировок в стратегию и тактику образовательной деятельности, обязательного информирования участников образовательного процесса с использованием информационно — комуникационных технологий. Федеральные государственные требования определяют необходимость создания в ОУ оценочного Фонда для определения результатов обучения.
В стандарте оговариваются и система индикаторов качества бюджетной услуги — динамика изменений количества учащихся по сравнению с прошлым годом, процент выполнения учебного плана (на конец учебного года), средний балл качества знаний на конец учебного года, перевод учащихся на конец учебного года в следующий класс.
Подводя итоги можно сказать, что, не смотря на все проблемы, предпрофессиональные общеобразовательные программы направлены на формирование творческой атмосферы, умения мыслить креативно, нравственных качеств, способности воспринимать и оценивать прекрасное. Сам процесс творчества, как правило, это процесс безграничный, поэтому многое зависит от конкретного преподавателя и его способности найти подход к конкретному ученику, его умением пользоваться всеми новшествами, которые предоставляет нам жизнь.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
ПМ.01 Преподавание по программам дополнительного образования детей в области социально-педагогической деятельности. Отчет о прохождении учебной
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 137.65 Kb.
Приложения
Приложение 1
Педагогический работник представляют программу на заседании методического объединения, соответствующим протоколом которого фиксируется факт одобрения/ неодобрения рабочей программы.
Рабочая программа утверждается в составе ООП (по уровням общего образования) приказом руководителя ОО.
Авторская программа оформляется в электронном и печатном варианте. Электронный вариант рабочей программы хранится на электронном накопителе заместителя руководителя.
С целью включения в содержательный раздел ООП (по уровням общего образования) перечня реализуемых рабочих программ, разработчик рабочей программы готовит в электронном виде аннотацию, где указывается:
— название авторской программы;
— срок, на который разработана рабочая программа;
— список приложений к рабочей программе.
Электронная версия рабочей программы форматируется в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине, поля со всех сторон 2 – 3 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А 4; таблицы встраиваются непосредственно в текст. Тематическое и календарнотематическое планирование представляются в виде таблицы. Титульный лист рабочей программы не нумеруется.
Печатная версия рабочей программы дублирует электронную версию за исключением аннотации и подлежит хранению в течение всего периода ее реализации у заместителя директора, курирующего реализацию ООП.
Изменения в рабочую программу вносятся в связи с необходимостью корректировки сроков ее выполнения по следующим причинам:
В случае необходимости корректировки рабочих программ руководительь ОО издает приказ о внесении изменений в основную образовательную программу в части корректировки содержания рабочих программ.
Корректировка рабочей программы может быть осуществлена посредством:
— укрупнения дидактических единиц;
— сокращения часов на проверочные работы;
— оптимизации домашних заданий;
Не допускается уменьшение объема часов за счет полного исключения
тематического раздела из программы.
Корректировка рабочих программ проводится согласно срокам и порядку, установленным в приказе руководителя о внесении изменений в ООП.
— гриф принятия, утверждения рабочей программы;
— название учебного предмета, для изучения которого написана программа;
— указание класса, где реализуется рабочая программа;
— фамилия, имя и отчество учителя, составителя рабочей программы, квалификационная категория;
— название населенного пункта;
В соответствии с ФГОС НОО планируемые результаты необходимо подразделить на следующие группы: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, а также предметные результаты.
Каждая группа планируемых результатов, в свою очередь, дифференцируется на 2 уровня. Первый уровень отражает систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, достижимых каждым учащимся как минимум, на уровне актуальных действий, выполняемых практически автоматически. Этот уровень задается как «Ученик научится».
— тема урока и отдельные материалы к уроку;
— количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
— дата проведения (план/факт) (календарные сроки);
— основные виды учебной деятельности обучающихся;
— печатная продукция (таблицы, дидактический материал);
— компьютерные и информационно-коммуникативные средства (различные виды электронных образовательных ресурсов, в том числе электронные приложения к учебнику, интерактивные пособия и др.);
— технические средства обучения;
— учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
Разработки конспектов занятий по программам дополнительного образования в области социально — педагогической деятельности
1. Конспект занятия «Игра по правилам дорожного движения объединения «Азбука светофорных наук»
Участники занятия: учащиеся в возрасте 10-12 лет.
Цель: пробудить интерес к занятиям по правилам дорожного движения, воспитание законопослушных участников дорожного движения.
— познакомить с основными элементами правил дорожного движения;
— сформировать навыки безопасного поведения на улицах и дорогах;
— вызвать интерес к изучению правил дорожного движения
— медали «Лучший знаток ПДД»
1 Этап: организационный/ Организация начала занятия. (2 мин.)
Организация начала занятия. Создание благоприятной атмосферы. Сообщение темы, цели занятия.
2 Этап: основной этап. (15 мин.)
Усвоение новых знаний и способов действий. Применение полученных знаний на практике.
3 Этап: итоговый этап. (3 мин.)
Анализ и оценка успешности достижения цели занятия.
разрешается-запрещается
В нашем городе большом
В каждом доме
Люди знают, люди помнят
Важный жизненный закон.
Пешеходам помогает и водителям везде
И закон тот называют сокращенно ПДД.
У дорог и улиц ребята, есть свои строгие законы, своя азбука — это правила дорожного движения, которые необходимо выполнять водителям и пешеходам. Незнание языка дорог может привести к беде, к дорожно-транспортным происшествиям. А для того, чтобы с вами такого не случилось, сегодня я проведу с вами игру по правилам дорожного движения.
2. Конспект. «Психологические образы родителей»
Цель: развитие активной, творческой личности средствами театральной деятельности, приобщение к духовным и культурным ценностям мировой культуры, к искусству.
— прививать навыки социального общения, этикета, культуры общения и поведения;
— воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность);
— выполнять задания самостоятельно и в команде бесконтактно.
— обучать навыкам театрального мастерства;
— формировать навыки восприятия художественного образа;
— познакомить с особенностями языка различных видов искусства;
— обучать специальной терминологии искусства;
— формировать первичные навыки анализа произведений искусства;
— формировать навык владения техническими средствами обучения и программами;
— формировать навык самостоятельного поиска информации в предоставленном перечне информационных онлайн-платформ, контентах, сайтах, блогах и др.
— развивать умение думать, исследовать, умение общаться, доводить дело до конца;
— развивать артистические, эмоциональные качества у учащихся средствами (вокальных, хореографических, занятий по живописи) занятий;
— развивать навыки восприятия искусства;
— развивать способности понимать главное в произведениях искусства;
— развивать образное мышление и фантазию;
— развивать умения работать дистанционно в команде и индивидуально;
— развивать умения самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность;
— развивать навык использования социальных сетей в образовательных целях;
— развивать мотивацию к творческой деятельности.
Психологические образы родителей (Сказочные персонажи)
1. «Снежная королева»
Уважаемый родитель, Ваш стиль воспитания похож на «Снежную королеву»
Вы нацелены дать своему ребенку все самое хорошее, самое лучшее, обеспечить его всеми материальными благами, прикладывая для этого много усилий. Вы стремитесь создать в жизни семьи гармонию и идеальный порядок, поэтому не признаете детской непосредственности, шума и веселья, считает это пустым времяпрепровождением. Больше всего Вы боитесь избаловать ребенка, но ему очень нужна Ваша любовь.
Вы спокойный и уравновешенный родитель, но не бойтесь выражать свои эмоции, и давайте возможность выражать чувства и эмоции своему ребенку, ведь дети не могут постоянно находится в строгих рамках, старайтесь расслабляться, шутить, веселиться и получать удовольствие от непринужденного общения с семьей.
Уважаемый родитель, ваш стиль воспитания похож на «Курочку – наседку»!
Смысл вашей жизни — забота о ребенке. Вы хотите защитить его везде, в любое время и не пренебрегаете ничем для этого, зачастую жертвуя всем в своей жизни. Вы чувствуете себя комфортно, если знаете, что ребенок в безопасности — желательно перед вашими глазами. Вы стремитесь не отпускать детей от себя, сопровождать каждый их шаг, предохранять от любых, в основном кажущихся трудностей, стремитесь многое сделать за ребенка.
Вы замечательный заботливый родитель, способный дарить любовь и нежность своему ребенку. Но будьте внимательны, не переборщите! Придет время и ему придется стать самостоятельным и проявить собственную активность.
Уважаемый родитель, Ваш стиль воспитания похож на «Мальвину»!
Вы знаете, что лучше для вашего ребенка во многих отношениях и действуете соответствующим образом. Вы рассматривает воспитание собственного ребенка как свой долг, подходите к деятельности очень серьезно и достаточно профессионально. Интересуетесь психолого-педагогической литературой, не пропускаете просмотр телепередач на тему воспитания и развития детей. Вы всегда точны и педантичны.
Вы замечательный серьезный и предусмотрительный родитель! Вы склонны к роли педагога — наставника, стремитесь стать для ребенка авторитетом и примером во всем. Но, старайтесь хоть иногда отступать от жестких правил, балуйте своего ребенка возможностью пошалить и попраказничать, не забывайте, что Детство – это время игры и радости, а не только занятий.
Уважаемый родитель, Ваш стиль воспитания похож на «Карлсона»!
Вы — товарищ своих детей. По-настоящему заинтересованы в любимых детях, вникаете в их нужды, интересы, желания и проблемы. Все начинания своих детей Вы поддерживаете с радостью, с воодушевлением принимаете участие в детских играх и забавах. Вы думаете, что правильный способ растить ребенка — всегда говорить с ним, относиться к нему как к равному и тогда у него не будет секретов от вас.
Вы – замечательный веселый родитель! У вас молодая душа, вы современны и динамичны! Детство вашего ребенка проходит под лозунгом «Вечный праздник!». Но родители есть родители и необходимо определять ситуации, где стоит демонстрировать взрослое поведение!
Приложение 3
Схема анализа занятий по программам дополнительного образования в области социально – педагогической деятельности
Основой системного подхода к анализу и эффективности деятельности педагога дополнительного образования и обучающихся воспитанников в ходе занятия служат следующие основные структурные компонентов как деятельностной системы (на основе методик В.П. Симонова и Л.Б. Малыхиной, табл. 1).
Таблица 1 — Технологическая карта системного анализа и оценки эффективности занятия в системе дополнительного образования
№
Технология системного подхода к оценке эффективности занятия: |
Используется 3-х бальная шкала оценки |
2 балла — показатель проявляется в полной мере; |
1 балл – показатель проявляется частично; |
0 баллов — показатель не проявляется. |
Источник: topuch.com
Схема анализа работы учреждения ДОД
Успешность развития учреждения дополнительного образования зависит от тесной взаимосвязи всех функций управления. В условиях предоставленной учреждениям самостоятельности, а значит, и повышения их ответственности планирующая и аналитическая функции становятся ведущими. Они занимают особое место в повышении эффективности работы педагогического коллектива, в реализации требований, предъявляемых учреждениям дополнительного образования государственными и общественными институтами. Как правильно проанализировать работу учреждения и выйти на современную траекторию развития учреждения делятся с вами специалисты Гомельского областного Дворца творчества детей и молодежи.
Качество образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования зависит от грамотного составления и реализации плана работы на год.
План работы учреждения дополнительного образования является важнейшим локальным документом. Его предназначение – упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить планомерность, управляемость и систематичность педагогического процесса, а также преемственность результатов.
Цель планирования – выработка единства действий не только администрации и педагогического коллектива, но и коллектива учащихся для достижения определенных результатов.
Осуществление четкого планирования невозможно без качественно проведенного педагогического анализа итогов работы за предыдущий период.
Анализ – одна из важнейших управленческих функций. Анализировать – значит сравнивать, в чем лучше и в чем хуже стало работать учреждение дополнительного образования, находить причины имеющихся недостатков, выявлять, что обеспечит успех, продвижение вперед.
Цель анализа заключается в определении результативности (эффективности) работы учреждения образования за определенный промежуток времени. Анализ можно рассматривать по блокам.
1. Общая оценка деятельности по выполнению плана работы учреждения образования за прошлый учебный год:
- задачи, над которыми в течение года работал педагогический коллектив;
- степень выполнения поставленных задач, результаты;
- задачи, требующие повторного обращения к ним, привлечения новых средств к их решению на более качественном уровне;
- анализ факторов, приведших к повышению или снижению качества работы педагогического коллектива;
- анализ причин невыполнения отдельных позиций плана работы (отсутствие диагностики, несоответствие поставленных задач проблемам, нереальность выполнения и т. д.);
- что надо сделать для того, чтобы ликвидировать недостатки в работе и развивать положительное.
Деятельность объединений по интересам
С целью анализа процесса формирования теоретических знаний, учебных и трудовых умений и навыков у учащихся, выявления причин отрицательной динамики, определения педагогов (на основе диагностики, анализа работ учащихся, уровня их обученности), нуждающихся в методической помощи используются такие показатели:
- охват учащихся кружковой и клубной работой, обеспечение разнообразных направлений творческой деятельности;
- анализ контингента учащихся и его сохранности по годам обучения (количество учащихся I, II, III и последующих годов обучения);
- анализ посещаемости, выявление основных причин пропуска занятий;
- обучение на дому, его результаты;
- работа по охране прав ребенка;
- работа с детьми, находящимися в социально опасном положении, состоящими на различных видах учета;
- организация профориентационной работы.
- уровень обученности учащихся, сформированности у них учебных и трудовых умений и навыков;
- реализация образовательных программ, выявление причин невыполнения;
- причины неусвоения программы;
- основные проблемы в изучении учебных дисциплин;
- владение и использование педагогами активных форм и методов обучения, современных образовательных технологий;
- готовность учащихся к профессиональному самоопределению, количество поступивших по специальности;
- качество платных образовательных услуг;
- система работы с одаренными детьми;
- анализ показателей интеллектуально-личностного развития учащихся и креативного потенциала личности;
- результаты творческой деятельности учащихся, их достижения в районных, областных, республиканских, международных выставках, олимпиадах, конкурсах и т.д.;
- использование современных образовательных и здоровьесберегающих технологий в работе с учащимися;
- анализ результатов контроля;
- общие рекомендации по совершенствованию процесса проведения работы объединений по интересам и повышению качества подготовки учащихся в соответствии с требованиями образовательных программ.
Анализ воспитательной и идеологической работы
- основные направления воспитательной работы;
- качественный анализ системы воспитательной работы по конкретным направлениям, соответствие ее нормативным документам по вопросам воспитания детей и молодежи (согласованность содержания, целей и задач воспитательной работы, взаимоотношения участников воспитательного процесса);
- уровень воспитанности учащихся (мировоззрение, сформированность таких качеств личности, как патриотизм и гражданственность, коллективизм, трудолюбие, нравственность, навыки здорового образа жизни);
- оценка качества проведения и эффективность самых значимых мероприятий, их целесообразность;
- участие в культурно-массовых мероприятиях: акциях, фестивалях, конкурсах, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятиях различного уровня; причины роста или снижения общественной активности учащихся;
- участие в работе детских и молодежных общественных объединений и организаций;
- результативность работы по развитию самоуправления, подготовке лидеров;
- организация работы в шестой школьный день;
- совместная работа с семьей и представителями социума по воспитанию детей, подростков и юношества;
- уровень состояния здоровья учащихся. Пути формирования навыков здорового образа жизни;
- недостатки в организации воспитательной работы, их причины;
- предложения по совершенствованию воспитательной и идеологической работы в следующем учебном году.
- результаты итоговой аттестации в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании.
Состояние и эффективность экспериментальной и инновационной работы
- наличие и состояние нормативной базы (локальной в том числе);
- оправданность выбора направления деятельности (актуальность);
- результативность проводимой работы; влияние на личности педагогов и учащихся, на процессы функционирования и развития учреждения образования.
Уровень управленческой деятельности
- направления управленческой деятельности;
- оценка качества планирования работы учреждения дополнительного образования детей и молодежи;
- выполнение плана контроля, состояние контрольно-аналитической документации;
- степень глубины, достоверности и полноты анализа образовательного процесса;
- конкретность и действенность принятых управленческих решений;
- обоснованность выбора основных объектов и вопросов контроля, их взаимосвязь с анализом итогов работы в предыдущем году и задачами текущего учебного года;
- своевременность и систематичность проверки выполнения решений и рекомендаций;
- результативность управления функционированием методических объединений и иных формирований педагогов;
- эффективность работы педагогического и методического советов;
- влияние руководства и контроля на повышение качества работы педагогического коллектива;
- эффективность управленческих воздействий, направленных на формирование профессиональных компетенций у педагогов;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности.
Организация и результативность методической работы с педагогическими кадрами
Кадровый состав (таблицы):
- статистические данные по педкадрам (образование, стаж, возраст, квалификационная категория, сроки прохождения курсовой подготовки);
- обеспеченность педкадрами, вакансии;
- молодые специалисты (количество, % от общего числа);
- неспециалисты (количество, % от общего числа);
- пенсионеры (количество, % от общего числа);
- обучающиеся в вузах (количество, % от общего числа).
- анализ деятельности педсоветов (актуальность, конкретность, практическая направленность, результативность);
- анализ деятельности методического совета (преемственность и отсутствие дублирования деятельности педсовета);
- формы повышения квалификации педагогов, их результативность и влияние на рост методического мастерства;
- анализ деятельности методических объединений, творческих или проблемных групп (цель, проблемы, задачи, направления деятельности, виды и формы, результативность);
- работа с молодыми специалистами (наставничество, индивидуальная методическая помощь, «Школа молодого педагога» и др.);
- работа по выявлению, изучению, обобщению и распространению эффективной педагогической практики (результаты участия педагогов в научно-методических выставках, обобщение эффективного педагогического опыта на различных уровнях);
- методическая продукция и работа со средствами массовой информации;
- внедрение достижений современной науки в практику работы учреждения образования;
- выявление основных проблем в организации и проведении методической работы.
Аттестация, ее результаты
- эффективность работы аттестационной комиссии (наличие нормативной правовой базы, взаимодействие с педагогами, количество аттестуемых и аттестованных в течение учебного года, оформление соответствующей документации; качество материалов (памяток, рекомендаций), разработанных в помощь аттестуемым и т. д.).
Оптимальность условий для функционирования и развития учреждения дополнительного образования детей и молодежи
- санитарно-гигиеническое состояние;
- общая оценка состояния учебно-материальной базы;
- результативность работы родительского и попечительского советов;
- наличие материальной базы для использования в образовательном процессе электронных средств обучения;
- соответствие учебных помещений нормативным требованиям (площадь, количество посадочных мест, режим работы, обеспеченность учебной, справочной и др. литературой, техническими средствами);
- темпы развития (обновления) материально-технической базы, освоение выделяемых бюджетных средств и привлечение внебюджетных средств для укрепления материальной базы;
- наличие медиатеки (библиотеки), ее соответствие нормативным требованиям, объем библиотечного фонда, динамика его обновления;
- выполнение норматива социального стандарта по обеспеченности расходов на обучение и воспитание одного ребенка;
- выполнение целевого показателя по энергосбережению.
Социально-психологическое обеспечение образовательного процесса
- диагностика запросов учащихся и их родителей на предмет оказания образовательных услуг, ее результативность;
- периодичность проведения родительских конференций, собраний;
- консультационная и коррекционная работа с детьми и их родителями по индивидуальным запросам;
- психологическое просвещение и профилактика среди подростков и их родителей;
- работа с семьями учащихся, находящимися в социально опасном положении, коррекция противоправного поведения учащихся из семей СОП.
Нормативное правовое обеспечение образовательного процесса
- состояние локальной нормативно-правовой базы учреждения дополнительного образования детей и молодежи.
Внешние связи учреждения дополнительного образования детей и молодежи
- действенность связей с иными учебными заведениями и их влияние на развитие учреждения образования;
- результативность взаимодействия с предприятиями и общественными организациями, фондами, ассоциациями, союзами, комитетами, правоохранительными органами в процессе совершенствования качества дополнительного образования детей и молодежи;
- позицирование учреждения дополнительного образования детей и молодежи на уровне района (города).
Практика показывает, что анализ плана учреждения дополнительного образования представляет собой отчет: о деятельности объединений по интересам, статистические сведения, констатация фактов, часто отсутствует связь между анализом результатов деятельности учреждения образования, выявленными проблемами и поставленными задачами на следующий год, между задачами и намеченными мероприятиями. Это затрудняет вычленить проблемы и соответственно выстроить траекторию развития учреждения на будущий год.
Поэтому выводы по итогам деятельности учреждения за год должны содержать:
- обобщенные выводы, исходя из проблематики всех блоков анализа;
- предложения по совершенствованию образовательного процесса, руководству и контролю, методической работе с педагогическими кадрами;
- рекомендации по устранению выявленных недостатков;
- актуальные вопросы, требующие решения в новом учебном году;
- основная проблема, над которой будет работать учреждение в новом учебном году;
- цель и задачи на новый учебный год.
Литература:
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании, принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г.; одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2011. – 400 с.
2. Глинский А.А. Управление системой методической работы в общеобразовательном учреждении / А.А. Глинский. – Минск: Зорны верасень, 2008.
3. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин. – Москва: Владос, 2001.
4. Анализ, планирование, контроль (в помощь руководителю учреждения дополнительного образования): сборник информационно-методических и контрольно-аналитических материалов / Составители: Т.А. Белодедова, Н.И. Бокунь, В.Г. Великая – Гомель: УО «Гомельский государственный областной Дворец творчества детей и молодежи», 2011.
5. Сайт Министерства образования Республики Беларусь. – Режим доступа: // http://www.minedu.unibel.by
6. Сайт Национального центра художественного творчества детей и молодежи. – Режим доступа: // http://www.nchtdm.com
Добавить комментарий
Уважаемые посетители! Комментарии модерируются, активные ссылки на сайты не публикуются. Пожалуйста, не тратьте понапрасну свое и наше время на попытку размещения ссылок.
Источник: dop-obrazovanie.com