Шахматный рейтинг компьютерных программ

Для игры в шахматы на компьютере Вам потребуется установить дополнительный софт. В данной статье мы расскажем Вам о лучших компьютерных шахматных программах и движках, а заодно проведем компьютерный шахматный ликбез.

Шахматный движок (Chess Engine)

Что такое шахматный движок? Движком называется программа, используемая для игры и обеспечения анализа и оценки баллами той или иной шахматной позиции или шахматного хода.

Шахматная программа

Что такое шахматная программа? Шахматной программой называется компьютерная программа, которая может самостоятельно играть в шахматы с пользователем либо компьютером. Обычно состоит из шахматного движка, подключенного к графическому интерфейсу пользователя.

Графический интерфейс пользователя (GUI)

Большинство шахматных движков не имеют своего собственного графического интерфейса пользователя ( Graphical User Interface, GUI ) (графическая оболочка), который будет обеспечивать интуитивно понятный человеку графический интерфейс взаимодействия на экране компьютера. Поэтому для игры в шахматы Вам придется воспользоваться различными графическими оболочками, к примеру бесплатными Arena, SCID или Winboard, взаимодействующими с шахматным движком через стандартный UCI протокол .

Шахматы. ChessMaster — ЛУЧШАЯ В МИРЕ шахматная программа!

Протоколы UCI и WinBoard

Изначальным протоколом был Chess Engine Communication Protocol, он был использован в XBoard. Когда же программа XBoard была переработана под операционную систему Windows, а также изменила свое название на WinBoard, то и протокол был переименован в «Протокол WinBoard». Также разработан и другой протокол, используемый для связи движка и графической облочки, так называемый универсальный шахматный интерфейс (Universal Chess Interface, UCI).

Некоторые шахматные программы (графические оболочки) поддерживают оба вышеупомянутые протокола, но у каждого из них есть в то же время и свои сторонники. Естественно, сегодня протокол Winboard более популярен, хотя и большинство разработчиков шахматных программ отвечают, что универсальный шахматный интерфейс (UCI) намного легче использовать. Такие графические интерфейсы пользователя, как Arena, поддерживают работу обоих протоколов, в то время как другие графические облочки, например Winboard могут использовать только один, а для работы второго требуют установки дополнений.

Лучший шахматный движок

Для сравнения силы шахматных программ и движок существуют специальные рейтинг-листы. Ежегодно проводятся сотни партий с разным временным контролем между движками различных разработчиков. Детско-Юношеская Комиссия Санкт-Петербургской Шахматной Федерации выбрала несколько самых лучших шахматных движков из ныне разработанных. Отметим, что все они доступны для скачивания совершенно бесплатно.

Название шахматного движка Автор (Страна) Рейтинг (ELO)
Houdini (Гудини) Робер Удар (Бельгия) 3299
Rybka (Рыбка) Васик Райлих (Чехия) 3124
Shredder (Шреддер) Штефан Майер-Кален (Германия) 3115
Critter (Криттер) Ричард Вида (Словакия) 3254
Stockfish (Стокфиш) Торд Ромстад (Норвегия), Марко Костальба (Италия), Джуна Кииски (Финляндия) 3264
Komodo (Комодо) Дон Дэйли (США) 3216

БИТВА ДВИЖКОВ | Stockfish против Leela Chess Zero

Скачать шахматные движки бесплатно

Существует множество как коммерческих (Fritz), так и некоммерческих (Critter) шахматных движков. Некоторые же разработчики предлагают шахматистам возможность скачать разработанную шахматную программу бесплатно (Shredder, Houdini). А в случае нахождения ее интересной и сильной Вы сможете всегда купить еще более новую и сильную версию. В таблице Выше представлены лучшие версии шахматных движков, которые можно опробовать и скачать бесплатно. После же недолгого выбора методом проб и ошибок всегда можно помочь разработчикам и в денежном плане.

Читайте также:
Как можно изменить внешнее оформление слайда в программе Microsoft powerpoint ответ

Источник: chessdeti.ru

Скачать шахматные движки

Шахматный движок – это уникальная программа, которая встраивается в шахматную оболочку (например «Фриц», «Арена», «Шредер»), тем самым сила игры оболочки увеличивается во много раз. Например, «Шахматы с Гарри Каспаровым» , — хорошая и умная оболочка. Максимальный рейтинг, который можно установить в ней, 2600. Ну а рейтинг шахматных движков достигает 3000 – 3200.

Поэтому шахматные движки сейчас стали пользоваться огромной популярностью. Откуда же берутся шахматные движки, и кто их придумал? Вопрос не тривиальный, и даже актуальный, поэтому рассказать о нем стоит.
Впервые упоминание о шахматном движке встретилось где-то 20 лет назад. Как раз в то время когда был создан UCI стандарт – универсальный шахматный интерфейс, позволяющий шахматному движку поддерживать связь с графическим интерфейсом шахматной оболочки. Движок, сделанный с учетом этого стандарта, можно без проблем подключить к любой шахматной программе.

Стандарт разработал, Стефан Мейер-Кален (Stefan Meyer-Kahlen) – немецкий программист, который родился в 1968 году в Дюссельдорфе. Он также является создателем одной из известнейших шахматных программ Shredder, которая двенадцать раз становилась чемпионом мира по шахматам среди машин. А представил UCI стандарт в мировое обозрение ученый Рудольф Хубер (Rudolf Huber).

У этого стандарта есть огромные преимущества. Например, если движок не сохраняет базу сыгранных партий (хотя предпочтительнее, чтобы эта задача выполнялась движком), то c помощью UCI можно легко управлять этой базой. Так как протокол UCI абсолютно бесплатен, это дает ему преимущество перед всеми подобными протоколами. Его могут использовать как в частных целях, так и в открытых.

Этим протоколом пользовались лишь несколько программ, до тех пор пока компания Chessbase, выпускающая Fritz, не начала поддерживать этот протокол в 2002 году. В настоящее время, этим протоколом пользуются около 100 шахматных программ.
Большинство шахматных движков делается очень качественно и выкладывается в сеть интернет абсолютно бесплатно. Даже в нашей стране есть умы, которые занимаются движками. Например, SmarThink – разработчик Сергей Марков, GreKo – разработчик Владимир Медведев, Strelka – Юрий Осипов. Эти, и многие другие движки, вы можете скачать на нашем сайте. Так как шахматных движков становится все больше и больше, мы выбрали только лучшие, ибо возможности выложить все движки, просто нет.

Источник: chessok.net

Цифровой гамбит: как нейросети и ИИ снова сделали шахматы главной интеллектуальной игрой

За последние два года миллионы игроков-любителей заново открыли для себя шахматы. Рост интереса к игре сравним с подъемом популярности в 1972 году — во время матча Роберта Фишера против Бориса Спасского. Современные технологии помогают в этом. О том, как развивались шахматные технологии с XVIII века до наших дней, рассказывает Петр Чернышев, основатель ИИ-платформы для распознавания, аналитики и трансляции шахматных партий idChess.

Читайте «Хайтек» в

Первый шахматный робот: «автоматический» шахматист

История шахмат насчитывает около полутора тысяч лет. Появившись в Индии в V веке до нашей эры, игра и ее атрибуты постоянно развивались. Первой шахматной инновацией можно назвать шахматный «автомат», появившийся в Вене в XVIII веке. Это была восковая фигура шахматиста с деревянным ящиком, на которую установили доску.

В ящике сидел человек: он следил за игрой по магнитам, прикрепленным к фигурам снизу, и делал ходы с помощью специального рычага. Позже такие «автоматы» появились во Франции и Германии.

Контроль времени: шахматные часы

Первые часы для ограничения времени партии сконструировал английский шахматист-любитель Томас Брайт Уилсон, их впервые использовали на турнире в Лондоне в 1883 году. Год спустя патент на промышленное производство шахматных часов получил Амандус Ширвотер. В 1899 году впервые на шахматных часах появился «флажок», сигнализирующий о скором окончании времени.

Читайте также:
Программа для обновления системы

Прообраз механических шахматных часов с двумя кнопочными переключателями создал Винхофф в 1900 году. В 1989 году Бобби Фишер, чемпион мира по шахматам, получил патент на создание часов Фишера. Идея часов Фишера состояла в том, чтобы хотя бы частично уравнять шансы соперников в конце игры, когда в цейтноте у одного игрока (или у обоих) «висит флажок».

Часы Фишера добавляют несколько секунд за каждый ход. Если укладываться в этот лимит, «флажок» на часах никогда не упадет. В 1990-х годах стали популярны электронные шахматные часы. Они отображали точное время в секундах и предоставляли разнообразный контроль времени. Сейчас электронные часы — стандарт во всех турнирах под эгидой ФИДЕ.

Цифровой рывок: шахматные программы

В 1951 году англичанин Алан Тьюринг написал первый алгоритм шахматной программы. В 1952 году появилась первая компьютерная шахматная машина — MANIAC I, которая с помощью алгоритма MiniMax оптимизировала дерево поиска хода. Спустя восемь лет американский ученый Аллен Ньюэлл разработал компьютерную программу для решения математических и шахматных задач — General Problem Solver.

В конце 1980-х годов компьютер Deep Thought победил гроссмейстера Йоргена Бента Ларсена. В 1997 году действующий чемпион мира Гарри Каспаров проиграл компьютеру Deep Blue, который умел обрабатывать до 200 млн позиций в секунду и имел доступ к огромной базе данных дебютных позиций из реальных партий гроссмейстеров.

С 2000-х годов шахматисты перестали питать надежды на превосходство перед шахматными движками. Начиная с 2008 года первые места большинства рейтинговых списков и соревнований среди компьютерных шахматных программ занимал шахматный движок Stockfish.

Благодаря расширенному алгоритму поиска оптимальных ходов и большой шахматной базе для анализа он стал сильнейшей шахматной программой, которая не использует графический процессор (GPU). Идеология Stockfish как свободного движка с открытым исходным кодом сделала его популярным для модификаций и встраивания в различные системы — например, такие, как сервис Lichess.

В 2017 году компания DeepMind разработала самообучающуюся нейронную сеть AlphaZero. Потренировавшись всего 24 часа, она победила сильнейшие программы по играм в шахматы, сеги и го. Это не традиционный шахматный движок: для AlphaZero не прописывали сложные алгоритмы вычисления оценки, как, например, для Stockfish. В его обучении задействовали технологии Machine Learning.

Путем проб и ошибок для изучения каждой новой игры неподготовленная нейронная сеть разыгрывала миллионы партий против самой себя случайным образом. Такой подход называется обучением с подкреплением.

Сначала нейросеть играет совершенно случайным образом, но со временем учится на выигрышах, проигрышах и ничьих, чтобы корректировать параметры и повышать вероятность выбора выгодных ходов в будущем. Для выбора наиболее перспективных ходов нейросеть использовала поиск по дереву Монте-Карло (MCTS).

Нейросеть AlphaZero использовалась в подготовке Магнуса Карлсена к матчам и чемпионатам. Отсутствие привязки к алгоритмической и аналитической оценке при выборе хода сделало ее более изобретательной и непредсказуемой для оппонентов. AlphaZero с запасом побеждает самые сильные шахматные движки, в том числе и Stockfish. При этом она оценивает всего порядка 60 тыс. позиций в секунду, в то время как Stockfish — 60 млн.

Онлайн-шахматы: сайты, мобильные приложения, умные доски

C возможностями, появившимися в конце XX века, можно играть с соперником из любой точки мира в любой момент времени. В 1995 году появился сервис chess.com, который сегодня насчитывает более 83 млн пользователей по всему миру. В период пандемии сервис вырос: только за март 2020 года число новых участников превысило 700 тыс., а количество партий увеличилось до 10 млн в день. Сейчас на платформе разыгрывается в среднем около 11 млн партий за сутки. Приложение chess.com для iOS входит в топ-3 App Store в категории настольных игр. А общее число пользователей мобильного приложения превышает 25 млн человек.

  • DGT
Читайте также:
Как удалить программу utorrent с компьютера полностью

В 1998 году ФИДЕ впервые выразила желание использовать электронные шахматные доски на олимпиаде в Элисте. Компания DGT приступила к разработке технологии для системы из 300 электронных досок, которые в дальнейшем были успешно использованы для оцифровки партий и трансляции на экраны. С тех пор электронные доски DGT используются на крупных соревнованиях, которые могут позволить себе покупку шахматных комплектов стоимостью от 40 тыс. рублей за штуку.

До недавнего времени не существовало доступной разработки, которая позволяла бы оцифровывать и транслировать партии во время турниров. Все изменилось, когда в феврале 2019 года компания «Фрифлекс» представила idChess — ИИ-платформу для распознавания, аналитики и трансляции шахматных партий, сыгранных на настоящей доске.

idChess проводит оцифровку партии в режиме реального времени и может транслировать игру на любой цифровой носитель. Это позволяет создавать удобные фан-зоны где угодно. Например, на детских соревнованиях в шахматных школах родители могут в реальном времени наблюдать за игрой своих детей.

Платформа idChess открывает новые возможности не только для организации турниров, но и для личного использования. Она записывает сыгранные партии в формате шахматной нотации, сохраняет игры в библиотеку и дает возможность анализировать прогресс, а также делиться партиями с друзьями и тренером.

idChess работает на базе технологий компьютерного зрения и машинного обучения. Распознавание игры происходит из видеопотока через мобильное приложение. Для определения фигур и ходов на платформе реализованы несколько нейронных сетей Алгоритм обучен учитывать множество сложных для искусственного интеллекта факторов, которые могут возникнуть во время игры.

Чтобы записать партию, достаточно скачать idChess из магазина приложений и закрепить смартфон на штативе так, чтобы шахматная доска полностью попадала в камеру.

Шахматы и развлечения

Шахматы развиваются и как один из форматов развлечения. При этом публика предпочитает соревнования по быстрым шахматам и по блицу как наиболее зрелищным. Например, в Москве ежегодно проводится FinChess — командный блиц-турнир, собирающий за шахматной доской представителей финансового и ИТ сообществ. Участники не только играют, но и знакомятся друг с другом, налаживают деловые связи. Многие компании проводят и корпоративные шахматные турниры.

Интерес к игре развивает и культура — театр, кино, фотография. Недавно вышли в «Ход королевы» от Netflix (2020), «Королевская игра» Филиппа Штельцля (2021) и «Чемпион мира» Алексея Сидорова (2021). В октябре 2020 года в Москве на сцене Московского дворца молодежи представили бродвейский мюзикл «Шахматы».

Научившись побеждать гроссмейстеров и чемпионов мира, технологии вступили в поединок друг с другом. Уже никого не удивляют матчи между шахматными ИИ-движками, в которых нейросети разыгрывают комбинации от лучших гроссмейстеров.

Развитие технологий дало колоссальный импульс к развитию шахмат. Их можно назвать настоящим ИТ-феноменом: шахматные программы сегодня стоят на более чем миллиарде смартфонов. И дальше ее ждет еще большее и активное развитие.

Читать далее

Источник: hightech.fm

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru