Для анализа и расчета вариантов передвижения фигур в шахматах были разработаны специальные компьютерные программы, позволяющие имитировать партию с живым оппонентом. Они обычно интегрируются в различные оболочки, так как не имеют своего графического интерфейса. Такие программы называют шахматными движками. С их помощью удается более эффективно осваивать игру.
Цифровое представление поля
Любой шахматный движок должен уметь правильно представлять доску, на которой будут происходить дальнейшие события. Необходимо перевести все правила игры в понятную для компьютера программу, способную хранить определенную позицию в партии. Без этого делать ходы невозможно.
Существует два варианта представления игрового поля:
- по клеткам;
- по фигурам.
При хранении данных в первом случае определяются координаты доски, после чего их содержимое. Что касается другого способа, то он предполагает запоминание фигур и их расположение на поле. Перечисленные методы имеют свои преимущества и недостатки, но подавляющее количество шахматных программ использует вариант с хранением данных непосредственно об игровой доске. Она содержит 64 клетки, поэтому ее представлять в цифровой форме достаточно удобно.
Правила шахмат: Как найти сильный ход?
Основные принципы работы
Программа динамика партии рассматривается с точки зрения дерева расчетов, представляющего собой перебор игровых ходов. В зависимости от типа используемого приложения, глубина вычислений может значительно варьироваться. Ходов на каждой позиции оказывается более трех десятков.
Для проведения расчетов на несколько перемещений вперед компьютеру приходится обрабатывать около 2 млрд вариантов. Возможности вычислительных машин ограничены, поэтому программисты пытаются огранить такой огромный массив. Они приводят специальные методы оценки имеющихся позиций, чтобы сразу же отбрасывать менее перспективные ходы.
Анализ расположения фигуры на шахматной доске является очень важной частью используемого алгоритма. Однако и он при резком изменении игровой ситуации дает определенные сбои. При коротком горизонте расчетов проблемы часто возникают при размене фигур, когда одна из них уже побита, а вторая – нет. Оценка позиции в этом случае становится ошибочной.
Люди без особых сложностей определяют такие эпизоды на интуитивном уровне. Для шахматной программы должны быть заданы особые условия, способные изменить режим функционирования.
Лучшие шахматные движки для игроков
Как и обычные шахматисты, компьютерные программы участвуют в специальных турнирах. Однако для объективной оценки говорить рано, так как количество партий не так велико. Чтобы с уверенностью утверждать о силе шахматных движков, необходимо провести тысячи партий.
Освойте шахматы меньше чем за 10 минут
К программам предъявляются одни и те же требования в плане аппаратной мощности и некоторых других параметров. Для более эффективной оценки применяются рейтинговые листы. Для их составления проводятся игры на стандартных машинах, чтобы обеспечить минимальные различия в процессорной мощности.
Иногда шаблонизируются дебюты, благодаря чему удается подвергнуть анализу именно силу компьютерных программ. При составлении рейтингов обычно учитываются погрешности, которые возможны при оценке.
Перед тем, как установить шахматный движок на свой компьютер, лучше всего ознакомиться с показателями наиболее популярных программ.
Проект существует с 2007 года. Совсем недавно он стал занимать лидирующие позиции в рейтингах
Разработкой длительное время занималась группа ученых разной национальности
Движок появился в 2010 году и сразу завоевал популярность за короткий промежуток времени
Программа на протяжении многих лет базировалась на открытом коде, но теперь он не используется
Выступает в качестве дебютанта в шахматном мире. До сих пор используется открытый код
Заключительная часть
В развитии шахматных движков значительную роль сыграло соперничество с Гарри Каспаровым, который в то время проиграл всего лишь одну партию машине. Со временем количество играемых матчей стало увеличиваться, а чаша весов начала склоняться не в пользу людей. Современные программы способны играть сильнее человека. Они активно используются для подготовки к важным турнирам.
Источник: fb.ru
Приложение Lichess — отзыв
Как научиться играть в шахматы? Приложение Lichess
Вы хотите научиться играть в шахматы? Если да, то приложение Lichess — специально для вас. Бесплатное (пока точно). Скачиваете, регистрируетесь (можно придумать вымышленное имя) и всё. Считай, звание «гроссмейстера» у вас в кармане. Почему?
Потому что это самая простая программа — она подсказывает вам в процессе, куда может сходить фигура. И если вы захотите сделать неправильный с точки зрения правил ход, то программа просто не позволит.
«Игровой зал» на Lichess
Если только зарегистрировались, то рейтинг равен 0, и 1500. И выбирая вам противника программа учитывает ваш рейтинг. Если хотите сразиться с кем-то более сильным, или наоборот, более слабым, достаточно указать рейтинг противника. По мере выигрышей, рейтинг растет. Если проигрываете, то отнимают баллы.
Да, это я все говорю про рейтинговые игры.
А есть еще игры «Товарищеские» — на рейтинг не влияет, проиграете или выиграете.
Еще один плюс — не хотите проигрывать реальному человеку, можно играть с программой и тоже выбрать свой уровень. Потренируетесь, увеличите силу «мышц» и тогда вперед, повышать уровень)
Не знаю, сколько пользователей играют, но мне попадались игроки со всего земного шара — Италия, Германия, Бразилия, США, Нидерланды и т.д.
Во время партии можно переписываться с противником на том языке, который понятен вам двоим)
Можно участвовать в турнирах, можно самим создавать. Но я не участвовала ни в одном (так тоже можно) — не хватает времени. Но забежать, сыграть одну-две партии, всегда пожалуйста.
В игровом зале выбираем противника из присутствующих.
Я из присутствующих не выбираю, я создаю сама условия для партии. Здесь можно: выбрать цвет фигур — белый или черный, а может вам все равно, тогда универсальный, как попадет; установить то время контроля, при котором комфортно можете играть — кто-то устанавливает 20+0, кто-то 1+10 и всевозможные варианты (первая цифра — время в минутах на партию; цифра после плюса — прибавления в секундах после каждого хода противника вам к основному времени); как уже говорила, можно установить рейтинг противника (отталкиваются от своего — минус 50 баллов и допустим плюс 10 баллов; при рейтинге 1700 это значит, что противники у вас будут в диапазоне 1650 до 1710); также устанавливается режим игры «рейтинговая» или «товарищеская» (даже если выбираете «товарищеская», рейтинг все равно указывается). После того, как на все вопросы программы ответили, ждете, когда программа подберет вам противника. Как правило, это 1-2 минуты, редко 5 минут.
Во время вашего хода программа показывает все ходы тех фигур, за которые вы беретесь.
Здесь нет правила: взялся — ходи. Противник же не видит) Хоть все фигуры перетрогай. Только часики-то тикают)
После партии можно сделать анализ ее. Ну это для тех, кто обучается и хочет совершенствоваться. Очень нужная функция. В мое время таковой не было — сами разбирали партии. Когда программа разбирает партию, то она еще и силу ходов выставляет, чтобы сразу понимали, хороший ход сделали или не очень.
Для обучения предусмотрено решение задач и за это тоже начисляется рейтинг. Только рейтинги «задачный» и «игровой» — разные. Вы можете хорошо решать задачи и у вас 2600 рейтинг, а при этом игровой — 1800 всего.
Формирует спортивный характер — если в проигрышной партии просто выйдете из игры, а не сдадитесь, то портал может закрыть вам вход на какое-то время. Мне так закрывал)
Нравится, что приложение без рекламы и ненавязчивое.
Рекомендую всем, особенно тем, у кого есть дети — сможете без лишних вложений посмотреть, понравится ребенку играть в шахматы или нет.
Источник: irecommend.ru
Урок деcятый. Как начинать шахматную партию.
Сегодня, наконец-то, ты начнёшь первое в своей жизни шахматное сражение. Давай подготовим шахматную доску к бою.
Помни! Фигуры надо доставать аккуратно и ставить, а не высыпать на стол! Иначе они все быстро сломаются или потеряются.
Расставим фигуры на будущем поле сражения. Положи доску первой горизонталью перед тем, кто будет сегодня играть белыми фигурами.
Возьми ладьи и возведи крепостные башни – поставь в углах доски: белые ладьи на полях a1 и h1, чёрные на полях а8 и h8.
Рядом с ладьями ставим коней (белые – b1, g1; чёрные – b8, g8). Затем слонов (белые – c1, f1; чёрные – c8, f8). По второму ряду (для чёрных по седьмому) поставим солдат. Пускай пешки дружным рядом охраняют подданных королевства.
Остались две клетки – для Их Величеств. Как запомнить, кого куда поставить?
Существуют два правила. Они вам помогут!
- Королева (ферзь) любит свой цвет. Белую королеву нужно поставить на белую клетку d1, чёрную королеву – на чёрную d8.
- «d» – Д – для Дамы (ферзя), d1 – белой Даме, d8 – чёрной.
Теперь посмотрим на поле боя. Чтобы легче было командовать, поделим доску. Первые четыре горизонтали – территория белых, остальные четыре – владения чёрных. По левую сторону от белого ферзя будет ФЕРЗЕВЫЙ ФЛАНГ, по правую от короля – КОРОЛЕВСКИЙ ФЛАНГ.
Поля d4, d5, е4, е5 – назовём ЦЕНТРОМ.
С чего начать? В самые кратчайшие сроки тебе необходимо мобилизовать свои силы, вывести войска на лучшие для атаки позиции, построить с по-мощью пешек неприступные окопы, успеть надёжно защитить свой генеральный штаб (короля) и провести разведку боем.
Эта стадия партии называется ДЕБЮТОМ.
Центр можно сравнить с высотой. Кто владеет высотой – у того огромное преимущество. Стремись своими фигурами в самом начале партии занять центр! Оттуда твоим фигурам будет удобно смотреть во все стороны. Они смогут и начать атаку и прийти королю на помощь.
1. е2 – е4
Что сказали белые?
- Они объявили войну.
- Захватили важное центральное поле е4.
- Белая пешка грозит своим следующим ходом перейти границу – середину шахматной доски и оказаться на территории противника.
- Они осуществляют контроль над полями d5 и f5 в чужом лагере.
- Открыли дорогу слону и ферзю.
Тебе важно научитьñя не просто механически выводить фигуры, а делать свои ходы, понимая их смысл. Поэтому первые шаги делаем вместе, объясняя каждый ход.
1. . . . e7 – e5
(Ход чёрных при записи партии также помещают под цифрой «1», но после «. . .»).
Чёрные своим первым ходом:
- Заявили о согласии вести военные действия.
- Также захватили одно из центральных полей, осуществили контроль над полями d4 и f4, открыли дорогу своим слону и ферзю.
- Препятствуют вторжению белых.
2. Kg1 – f3 . . .
Белые своим вторым ходом:
- Вывели в бой коня.
- Конь напал на пешку противника. Давно известно, что лучшая защита – нападение.
- Конь осуществляет контроль над центральными полями d4, e5.
- Препятствуют выводу ферзя на поля g5, h4.
- В будущем конь может помочь своей пешке d2 побороться за центральное поле d4.
2. . . . Kb8–c6 3. Cf1–c4 Cf8–c5 4. Kb1–c3 Kg8–f6 5. d2–d3 d7–d6 6. Cc1–g5 Cc8–g4
В нашей партии сделано шесть ходов. За это время и белые и чёрные вывели все свои лёгкие фигуры. Заметь, что кони повернули свои морды к центру, а слоны связали коней. Все фигуры удачно расположены вокруг шахматного центра, все защищены и готовы вести наступательные действия.
Но сначала позаботимся о Его Величестве!
Использование данного материала в интернете без указания ссылки на автора, сайт и книгу запрещено. Правами на издание книги и данного материала владеют авторы шахматного учебника «Шахматы для детей, родителей и учителей» Костров Всеволод и Давлетов Джалиль.
Как научиться играть в шахматы? Список всех шахматных уроков онлайн .
С вопросами обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Давайте уважать труд авторов, администраторов сайта и Детско-юношеской комиссии Санкт-Петербургской Шахматной Федерации.
Источник: chessdeti.ru