Сетевые программы дополнительного образования это

Особенности проектирования
и реализации дополнительных
общеобразовательных
программ в сетевой форме
Вологда –
Санкт-Петербург
23 октября 2020 года
ДУДКОВСКАЯ ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА,
заместитель директора по опытноэкспериментальной работе Дворца детского
(юношеского) творчества Фрунзенского
района Санкт-Петербурга, руководитель ФИП

2.

Национальный проект «Образование»
• Обновление содержания образования
• Компетентностное поле педагога
• Инфраструктура образования
• Механизмы управления

3.

Национальный проект «Образование»
Новые формы организации образовательного процесса:
1) Образовательная деятельность в каникулярный период
2) Сетевые дополнительные общеобразовательные программы
3) Предпрофильные дополнительные общеобразовательные программы
4) Краткосрочные образовательные программы
5) Программы для взрослых
6) Тематические и профильные смены

Сетевое взаимодействие организаций общего и дополнительного образования 02.04.2022


7) Дистанционные образовательные программы
8) Индивидуальный образовательный маршрут
9) Внеаудиторные формы реализации образовательных программ
10) Адаптивные образовательные программы

4.

ПРОГРАММА В СЕТЕВОЙ ФОРМЕ: ВОПРОСЫ
• Нормативно-правовые вопросы, правовое поле реализации сетевой
дополнительной общеобразовательной программы
• Отличительные особенности СДООП: в чем преимущество, в чем
минусы?
• Основные характеристики СДООП
• Особенности структуры
• Проектирование сетевой дополнительной общеобразовательной
программы
• Механизмы управления сетевыми программами
• Готовность педагога к реализации СДООП
• Методическое сопровождение: изменений роли методиста
• Диагностика эффективности реализации сетевых программ

5.

СЕТЕВАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
программа,
разработанная
и
реализуемая совместно двумя или более
образовательными организациями.

6.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской
Федерации
Принят Государственной Думой
Одобрен Советом Федерации
21 ноября 2019 года
25 ноября 2019 года

7.

Статья 15
1.
Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность
освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов,
предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и
(или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при
необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации

Сетевое взаимодействие со школами при реализации дополнительных образовательных программ


образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными
программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с
использованием сетевой формы реализации образовательных программ наряду с
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут
участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры,
физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми
для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной
программе.

8.

Статья 15
2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется
на основании договора, который заключается между организациями, указанными в части 1
настоящей статьи, и в котором указываются основные характеристики образовательной
программы, реализуемой с использованием такой формы (в том числе вид, уровень и
(или) направленность) (при реализации части образовательной программы определенных
уровня, вида и (или) направленности указываются также характеристики отдельных
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов,
предусмотренных образовательными программами), выдаваемые документ или
документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении,
а также объем ресурсов, используемых каждой из указанных организаций, и
распределение обязанностей между ними, срок действия этого договора.

9.

Статья 15
4. Использование имущества государственных и муниципальных
организаций организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет
бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации и (или) местных бюджетов, при сетевой форме
реализации образовательных программ осуществляется на
безвозмездной основе, если иное не установлено договором о сетевой
форме реализации образовательных программ.

10.

СЕТЕВАЯ ПРОГРАММА: ОСОБЕННОСТИ

11.

Пример договора о реализации СДООП

12.

Сетевая дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа
«Академия искусств»
Программа
Адресат
программы
Формы
обучения
Разработана и согласована
педагогами организаций партнеров
Учащиеся ДДЮТ и студенты
Российского колледжа
традиционной культуры
Преимущественно очная с
использованием
дистанционного обучения и
электронных
образовательных ресурсов

13.

Сетевая дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«Калейдоскоп знаний»
Программа
Разработана педагогами
ДДЮТ
Адресат
программы
Учащиеся ДДЮТ,
общеобразовательных
учреждений и учреждений
дошкольного образования
Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Структура
программы
Программа состоит из
образовательных модулей
разных направленностей

14.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОТРЕБНОСТЬ (ВНУТРЕННИЙ ФАКТОР) + НЕОБХОДИМОСТЬ (ВНЕШНИЙ ФАКТОР)
ИНИЦИАТИВА: УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ, ПАРТНЕРСКАЯ
АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
ОЦЕНКА РЕСУРСОВ СВОЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕСУРСОВ
ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ ПАРТНЕРОВ
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ – Л. Г. ПЕТЕРСОН, ДОКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР

15.

ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕСУРСЫ
КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

16.

ДИАГНОСТИКА ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ
ВЫСОКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
+
ТРЕБУЮТ УСИЛЕНИЯ

ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ И
ВОЗМОЖНОСТИ
ЭФФЕКТИВНОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ
ПАРТНЕРОВ ДЛЯ
УСТРАНЕНИЯ ДЕФИЦИТА
РЕСУРСОВ
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ – Л. Г. ПЕТЕРСОН, ДОКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР

17.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОЙ
ПРОГРАММЫ, ПРОЕКТЫ ЛОКАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ СОГЛАСОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ,
СОДЕРЖАНИЯ, УСЛОВИЙ И РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ,
СОВМЕСТНЫЙ ВЫБОР ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ И МОДЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ,
ПРОВЕДЕНИЕ ДОГОВОРНЫХ ПРОЦЕДУР, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ
КООРДИНАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ СЕТЕВОЙ ПРОГРАММЫ
СОГЛАСНО УСТАНОВЛЕННЫМ ВРЕМЕННЫМ СРОКАМ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНОЙ И
МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ – Л. Г. ПЕТЕРСОН, ДОКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР

18.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
КООРДИНАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММЫ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ, СОГЛАСОВАНИЕ, АНАЛИЗ
ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
И РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ СЕТЕВОЙ
ПРОГРАММЫ
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ – Л. Г. ПЕТЕРСОН, ДОКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР

19.

Цель программы способствовать самореализации, социализации и раскрытию
творческого потенциала детей посредством и на основе общения с
животными для расширения и систематизации знаний об их
биологии и взаимосвязях в природе.

20.

Реализация сетевой дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программы по издательской деятельности совместно с Академией цифровых
технологий

21.

Прогнозируемые положительные изменения
Расширение образовательного пространства
Более эффективное использование ресурсов
Повышение качества образования
Вовлеченность детей в дополнительное образование, повышения мотивации к
обучению
Выявление и поддержка одаренных детей
Профессиональный рост педагогов
Повышение имиджа учреждения
Расширение спектра образовательных услуг
Сохранность контингента
Вовлечение родителей как социальных партнеров
Развитие механизмов социального партнерства
Возможность построения индивидуального образовательного маршрута
Возможность реализации системы наставничества

22.

Прогнозируемые отрицательные изменения
Увеличение отчетности, планов, «формализм»
Увеличение нагрузки на педагогов, методистов, руководителей
Увеличение нагрузки на детей
Снижение качества образования (ненадежный партнер,
нарушение обязательств, низкий уровень ресурсов партнера)

23.

Барьеры
Двойное финансирование работы педагогов
Распределение ответственности за детей
Увеличение базы локальных документов
Отчетность по данным обучающимся
Непонимание механизмов реализации СДООП
Неготовность кадровых ресурсов
Оценка результатов
Поиск партнеров
Вопросы согласования
Отсутствие четких методических рекомендаций

Читайте также:
Программа для расчета расстояние между городами

24.

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ РИСКОВ И БАРЬЕРОВ
Формирование единой нормативной базы
Грамотное управление (создание рабочих групп и т.д.)
Своевременное обучение специалистов, курирующих СДООП
Грамотное распределение функций и обязанностей на этапе
заключения договоров, при последующем составлении приказов и
др. локальных актов
Мотивация педагогов, стимулирующие формы поощрения
Внутрифирменное обучение
Система методического обеспечения и сопровождения
Информатизация (цифровизация) образовательной среды
Система мониторинга результатов

25.

Сетевые мониторинговые исследования:
• по выявлению затруднений, возникших у педагогов в процессе их участия в совместных
мероприятиях с организациями-партнерами по сетевому взаимодействию;
• по определению уровня инновационной культуры педагогов и их готовности к сетевому
взаимодействию;
• по изучению изменений различного характера в развитии учащихся в процессе обучения с
применением форм сетевого взаимодействия;
• по определению степени удовлетворенности родителей учащихся образовательными
услугами ДДЮТ, в том числе с использованием форм сетевого взаимодействия.

26.

Показатели эффективности
• рост числа публикаций руководителей, методистов и педагогов;
• активизация участия детей и педагогов в проектной деятельности, в том числе в
сетевых образовательных проектах;
• значительный рост числа образовательных достижений учащихся, числа
победителей фестивалей, конкурсов, олимпиад различного уровня;
• появление и развитие новых форм совместных мероприятий в рамках сетевого
взаимодействия ДДЮТ и ОО;
• развитие форм рефлексии в сетевом взаимодействии, а также коллективных форм
коммуникаций;
• активизация сетевого взаимодействия и сотрудничества ДДЮТ с образовательными
организациями,
• появление и реализация новых сетевых образовательных проектов.

Источник: ppt-online.org

Механизмы использования сетевой формы реализации образовательных программ
методическая разработка

Многолетние традиции преподавания физической культуры в общеобразовательных организациях – методические подходы, учебно-методические комплексы, исторически сложившаяся образовательная, научная, спортивная практика, педагогический опыт физического воспитания – представляют собой важнейший потенциал российской системы общего образования. Реализация основных общеобразовательных программ в современных условиях предусматривает для обучающихся и педагогических работников необходимость развития образовательных информационных ресурсов, включающих: форматы организации индивидуальной (совместной) деятельности обучающихся, сетевые модули для самостоятельного углубленного изучения программ по видам спорта, отдельных тем и разделов по физической культуре, спорту, физическому воспитанию; банки современных средств диагностики результатов обучения, физического развития, определения уровня здоровья, физической подготовленности; функционирование информационного центра, координирующего процесс развития учебного предмета (урочную и внеурочную деятельность) и его результаты. Для формирования у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и использованию навыков здорового образа жизни целесообразно: обеспечить условия для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации, выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры; обеспечить условия для участия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в различных формах конкурсных мероприятий; обеспечить в ходе реализации образовательных программ, включая внеурочную и соревновательную деятельность, сетевое взаимодействие с использованием ресурсов иных организаций (научных, медицинских, культурных, физкультурно-спортивных), а также организаций дополнительного образования; разработать механизмы формирования навыков здорового образа жизни, в том числе антидопингового мировоззрения и поведения через взаимодействие с семьёй и родительским сообществом, создание и реализацию индивидуальных образовательно-воспитательных проектов.

Сетевая форма реализации образовательных программ – новое для российской системы образования явление. Ее нормативное закрепление в законе об образовании сразу вызвало интерес у участников образовательных отношений, а также множество вопросов разного плана, что вполне обоснованно. Говорить о возможности широкого внедрения и использования сетевой формы реализации образовательных программ, конечно, не приходится.

Сетевая форма реализации образовательных программ применяется в целях повышения качества образования, расширения доступа обучающихся к современным образовательным технологиям и средствам обучения, предоставления обучающимся возможности выбора различных профилей подготовки и специализаций, углубленного изучения учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, формирования актуальных компетенций, совершенствования профессиональных компетенций за счет изучения и освоения опыта ведущих образовательных организаций, более эффективного использования имеющихся образовательных ресурсов, повышения конкурентоспособности выпускников образовательной организации на российском и международном рынках образовательных услуг и труда. Сетевая форма не является обязательной и применяется образовательной организацией только в тех случаях, когда это требуется для обеспечения необходимого уровня подготовки выпускников и является целесообразным. При этом образовательные программы, реализуемые с применением сетевой формы, обладают рядом преимуществ. В частности:

— сетевая форма направлена на повышение качества образования и позволяет аккумулировать лучший опыт ведущих зарубежных и отечественных образовательных организаций, в том числе в области профессиональной подготовки кадров, а также актуализировать образовательные программы с учетом уровня и особенностей ресурсного обеспечения реальной профессиональной деятельности;

— освоение образовательной программы обучающимися в течение определенного времени за пределами своей образовательной организации способствует развитию личностных качеств, компетенций устной и письменной коммуникации, в том числе и на иностранном языке, развивает способность адаптироваться к иной образовательной среде, традициям и педагогическим подходам, к профессиональной среде;

— сетевая форма расширяет границы информированности обучающихся о имеющихся образовательных и иных ресурсах и позволяет ему сделать осознанный выбор собственной образовательной траектории, что повышает мотивацию к учебе, осознание ответственности за достижение результата;

— перспективным является создание образовательных программ, нацеленных на подготовку специалистов, способных к профессиональной деятельности на стыке различных направлений науки и техники (например, инженерная медицина). Такого рода образовательные программы в вариативной части чаще всего выходят за пределы предметной области одного образовательного стандарта и требуют привлечения ресурса научной или профессиональной организации;

— сетевая форма активизирует обмен передовым опытом подготовки кадров между образовательными организациями, создает условия для повышения уровня профессионально-педагогического мастерства преподавательских кадров, для использования в процессе обучения современной материально-технической и методологической базы.

Под сетевой формой реализации образовательных программ понимается организация обучения с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций. Основные цели реализации программ в сетевой форме: объединение необходимых ресурсов для реализации образовательных программ.

Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой .

Программы, реализуемые в сетевой форме, разрабатываются с учетом федеральных, региональных требований и рекомендаций в сфере образования, Устава, локальных актов, рассматриваются на заседании методического совета, утверждаются к реализации приказом директора. Реализация образовательных программ в сетевой форме осуществляется на основании договора между организациями, в котором закрепляются принципы взаимодействия, включающие в себя:

— требования к образовательному процессу;

— требования к материально-техническому обеспечению;

— требования к способу реализации сетевого взаимодействия.

Необходимыми условиями организации сетевого взаимодействия образовательных организаций являются: — наличие нормативно-правовой базы регулирования правоотношений участников сети; — договорные формы правоотношений между участниками сети; — наличие в сети различных учреждений и организаций, предоставляющих учащимся действительную возможность выбора; — возможность осуществления перемещений учащихся и (или) педагогов дополнительного образования образовательных организаций, входящих в сеть; — возможность организации зачета результатов по дополнительным общеобразовательным программам. Реализация сетевой формы может осуществляться в очной форме, очно-заочной, с использованием дистанционных технологий и электронных образовательных ресурсов.

Читайте также:
Как установить программу через cydia

На современном этапе сетевая организация совместной деятельности рассматривается в качестве наиболее актуальной, оптимальной и эффективной формы достижения целей в любой сфере, в том числе образовательной. Сетевое взаимодействие при реализации дополнительных общеобразовательных программ предполагает горизонтальные взаимоотношения, основанные на равноправии и взаимной заинтересованности друг в друге, совместном принятии решений.

Современная социально-экономическая ситуация требует от дополнительного образования детей модернизации, оптимизации ресурсов, изменений в системе управления образовательными учреждениями на основе полного использования их потенциальных возможностей, внедрения инновационных технологий, новых систем управления. Выдвигаются новые требования и к педагогу дополнительного образования. Дополнительные образовательные программы, реализуемые в сетевой форме, имеют ряд преимуществ: — освоение обучающимся дополнительной образовательной программы в другой организации в течение определённого времени способствует развитию личностных качеств, компетенций коммуникаций, развивает способность адаптироваться к другой образовательной и педагогической среде; — расширяет границы информированности обучающихся о имеющихся образовательных и других ресурсов и позволяет сделать осознанный выбор собственной образовательной траектории, что повышает мотивацию к учёбе. Такие дополнительные образовательные программы в вариативной части требуют привлечения ресурсов научных и профессиональных организаций.

Дополнительное образование осуществляется путем реализации дополнительных общеобразовательных программ, которые направлены на развитие личности, ее общей культуры и индивидуальных способностей, освоение социокультурных ценностей, профессиональную ориентацию, организацию творческого труда, содержательного досуга, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья.

Основной целью применения сетевых форм реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ является повышение качества дополнительного образования. Задачами применения сетевых форм реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ являются: — расширение доступа обучающимся к современным образовательным технологиям и средствам обучения; — обеспечение доступности качественной организации дополнительного образования обучающихся, удовлетворяющей потребности заказчиков услуги, социума и рынка труда, за счет внедрения в систему образования новых форм взаимодействия, представляющих возможность действительного выбора, информационно — коммуникационных и педагогических технологий; — обновление содержания методической работы с педагогическими и руководящими кадрами на принципах сетевой организации и маркетинга.

Внедрение сетевого взаимодействия образовательных учреждений позволит: оказать существенное влияние на личностно-ориентированное развитие обучающихся, на профессиональную ориентацию через развитие его умений ориентироваться в мире профессий, на формирование культуры труда, на развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и творческой деятельности.

Источник: nsportal.ru

Сетевые программы дополнительного образования это

Обновлены по 30.06.2023г.

Правильный порядок действий:

1. Зарегистрироваться на сайте(иначе не будет связи автора со статьёй и личного кабинета).
2. Войти на сайтпод своим логином и паролем , опубликоватьматериал, оплатитьпубликацию.
3. Дождаться проверкии открытия статьи на сайте (не более суток в рабочие дни).
4. Сохранить Свидетельствоо публикации из личного кабинета.
Подробнее см. здесь.

Публикации по рубрикам:

Публикации материалов на сайте и в сборниках с № ISBN:
— Дошкольное образование
— Среднее образование, СПО
— Общепедагогические темы

kn sbornik

(материалы по 31.03.2023г.)
Публикации материалов на сайте:
— Дошкольное образование
— Среднее образование, СПО
— Общепедагогические темы

Публикации презентаций на сайте:
— Дошкольное образование
— Среднее образование, СПО
— Общепедагогические темы

Публикация работ обучающихся на сайте:

Скачайте полезный файл:

Сетевые формы реализации дополнительных образовательных программ как ресурс интеграции

Дата публикации: 2018-11-14 08:47:32
Статью разместил(а):

Смирнова Лариса Петровна

Сетевые формы реализации дополнительных образовательных программ как ресурс интеграции учреждений дополнительного и профессионального образования

МБОУ ДО города Костромы «Центр естественнонаучного развития «ЭКОсфера» (Станция юных натуралистов)»

Аннотация: Статья посвящена актуальным для педагогической науки и практики вопросам реализации сетевых форм реализации дополнительных образовательных программ через интеграцию ресурсов образовательных организаций.

Ключевые слова: Сетевые формы, сотрудничество образовательных организаций, интеграция ресурсов, дополнительное образование.

В настоящее время сетевое взаимодействие организаций является одним из ресурсов и показателей эффективного менеджмента. Определяя сетевое взаимодействие как современную технологию, обеспечивающую качественное решение различных вопросов в сфере образования, настоящий аспект становится предметом особого внимания, прежде всего, со стороны государства.

Сетевое взаимодействие в образовании — это механизм, который обладает определенными параметрами, такими как: единство целей; определенные ресурсы для их достижения; суммарный центр управления. Модели сетевого взаимодействия в образовании зависят от того, какими ресурсами будет осуществляться обмен. Основной задачей полноценной системы является достижение изначально поставленной цели. В зависимости от того, какие именно проблемы сетевого взаимодействия в образовании выбраны в качестве основных, к создаваемой системе подключаются определенные виды образовательных учреждений.

Нормативную основу сетевого взаимодействия в системе образования определяет Федеральный Закон № 273-ФЗ «Закон об образовании в РФ» (глава 2, статья 15). Здесь сетевая форма взаимодействия рассматривается как условие реализации образовательной программы и понимается как выстраивание отношений образовательной организации с иными образовательными организациями, в том числе иностранными, суть деятельности которых состоит в использовании ресурсов организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций посредством разработки и реализации совместных образовательных программ и учебных планов. В законе (глава 2, статья 16) также раскрыты возможности электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, как условия реализации, в том числе, и сетевого взаимодействия организаций в образовательном процессе. Для использования сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями несколькими организациями, которые совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации в 2014 подчеркивается, что проектирование и реализация программ дополнительного образования может осуществляться в сетевой форме. Преимущества дополнительного образования проявляются в следующем: свободный личностный выбор деятельности; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; доступность знания и информации для каждого. В дополнительном образовании дети и подростки получают социальный опыт взаимодействия и продуктивной деятельности.

Таким образом, сетевое взаимодействие как форма реализации образовательных программ зафиксирована в ряде последних нормативных правовых актах федерального и регионального уровней, что актуализирует организацию сетевого взаимодействия при реализации дополнительных образовательных программ.

Проблемы, которые остро встали перед нашим учреждением (недостаточность мест осуществления образовательной деятельности, в связи с проведение капитального ремонта основных помещений; недостаточная оснащенность современной материально – технической базы; минимальное количество обучающихся старшего школьного возраста; недостаточность в кадровом ресурсе по естественнонаучному направлению) не дают создать единое образовательное пространство для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности.

Решение этих проблем для нас возможно в сетевом взаимодействии с учреждениями общего и профессионального образования. Под сетевым взаимодействием мы понимаем способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических, материальных и кадровых ресурсов. Основной задачей сетевого взаимодействия является сотрудничество, интеграция сил, ресурсов, помощь и поддержка друг друга, согласование интересов — организация процесса, в котором каждая из сторон выигрывает.

При реализации сетевого взаимодействия используются организационные принципы:

— принцип добровольности, предполагает объединение образовательных учреждений в сеть на добровольной основе в целях достижения высокого качества образования, максимального удовлетворения образовательных запросов и потребностей обучающихся, формирования у них навыков самообразования;

Читайте также:
Какую программу установить для Смарт часов на Андроид

— принцип системности, который заключается в том, что сетевое взаимодействие реализуется с учетом решения задач, стоящих перед образовательным учреждением и муниципальной системой образования;

— принцип адекватности, что означает необходимость учитывать реальные возможности и потребности учащихся, их возрастные особенности, а также видеть перспективы дальнейшего обучения и развития с учетом их жизненных планов;

— принцип вариативности, который подразумевает обеспечение необходимого уровня базовой подготовки обучающихся и вариативности в соответствии с личным выбором; в рамках учебного занятия вариативность осуществляется через использование разнообразных форм и методов коллективной и самостоятельной работы учащихся, в т. ч. в разновозрастных объединениях на базе одной или нескольких школ.

— принцип интеграции и дифференциации, который предполагает согласованность целей, содержания, форм, методов обучения, установление связей между образовательными организациями, реализующими предпрофильную подготовку и профильное обучение, между программами общего, дополнительного, профессионального образования;

— принцип мотивации и стимулирования, означающий, с одной стороны, необходимость учитывать мотивы, ценностные ориентации, направленность деятельности детей, с другой, – создание условий, использования педагогических средств, обеспечивающих развитие потребностно-мотивационной сферы личности в соответствии с ее возможностями и реальными условиями.

Организацию сетевого взаимодействия рассмотрим на основе образовательного проекта «Агроклассы» с Костромской государственной сельскохозяйственной академий.

Шаг 1. Формирование участников сетевого взаимодействия.

На первом этапе важно определить проблемы, которые будут решаться за счёт создания сети, как для образовательных учреждений так и для региона в целом. Заключая договора о сетевом взаимодействии с КГСХА, решаем вопрос о профориентации выпускников. В процессе достижения договорённостей о проблематике построения сетевого образования, должны быть определены задачи совместных работ.

Задачами этого сетевого взаимодействия являются:

1) расширение спектра образовательных программ для личностного развития обучающихся и формирования базовых компетенций и универсальных учебных действий;

2) организация предпрофильной подготовки школьников и повышения количества абитуриентов КГСХА из числа выпускников школ города Костромы;

3) формирование профессионального самоопределения и социализация обучающихся;

4) увеличение количества обучающихся 15-18 лет;

5) использование высококвалифицированных специалистов.

В дальнейшем, работа строилась по подготовке участников к сетевым работам. В департамент образования и науки Костромской области поступило предложения от КГСХА о реализации в пилотном режиме с 1 сентября 2017 г. в общеобразовательных учреждениях в рамках предпрофильной подготовки, профильного обучения, профессиональной и допрофессиональной подготовки школьников сетевого проекта по различным направлениям под названием «Агроклассы». Общеобразовательные школы города предоставили свои потребности в обучении по сельскозяйственным направлениям.

Центр естественнонаучного развития города Костромы «ЭКОсфера» организовало работу направлению «Растениеводство» и «Ветеринария». Организовано 5 установочных совещаний с участниками проекта «Агроклассы», в том числе и выездное совещание с руководителями общеобразовательных организаций в КГСХА с экскурсией по учреждению. В итоге по проекту «Агроклассы» было сформировано 15 учебных групп с общим количеством 171 человек.

Шаг 2. Подготовка набора соглашений, договоров, положений о проведении сетевых работ участниками сетевого взаимодействия.

При выстраивании сетевого взаимодействия меняется тип отношений, при этом, привычные отношения не «испаряются», а начинают выполнять другие функции, уже для сетевого взаимодействия.

Набор юридических документов должен обеспечить реализацию сетевого взаимодействия по нескольким направлениям:

— правомочие проведения обучения в формах и режимах сетевого образования, как перед учредителями, так и перед родителями;

— основания для финансирования проводимых работ, включая оплату труда педагогов;

— основания для зачёта проведённых образовательных услуг различными учреждениями;

— возможность перехода от предоставления услуг к предоставлению доступа к тем или иным услугам, в отношениях между родителями и образовательными учреждениями/организациями;

— возможность внесения корректировок в ходе проведения образовательных услуг — по составу исполнителей, тематике, срокам проведения и т.д.

Центр естественнонаучного развития «ЭКОсфера» взяло на себя, в рамках договорённостей со своими партнёрами, обязательства:

— по сопровождению проекта (выстраивались отношения с руководителями общеобразовательных учреждений, обсуждалось расписание, номер учебного кабинета), — — финансовому обеспечению проекта (профессорский состав академии был принят в штат ЭКОсферы по совместительству)

— методическое обеспечение проекта (разработана модульная система обучения, а также разработан мониторинга реализации проекта)

Образовательное учреждение принимает на себя, по-прежнему, ряд обязательств, не ограничивая себя в предоставлении условий их реализации только имеющимися у данного учреждения возможностями (предоставляет учебный кабинет, назначен ответственный за проект)

КГСХА также принимает также на себя ряд обязательств (предоставляет в пользование современную материально – техническую базу, обеспечивает транспортом педагогов и по договоренности привоз учащихся в учреждение)

В результате всех договоренностей был заключен договор между КГСХА, Комитетом образования, культуры, спорта и работы с молодежью и Центром естественнонаучного развития «ЭКОсфера»; заключено соглашение о взаимном сотрудничестве между КГСХА и ЭКОсфера; заключены договора о сетевом взаимодействии между ЭКОсферой и ОУ.

Шаг 3. Подготовка пакета сетевых образовательных услуг.

Поскольку речь идёт об услугах и потенциальных пользователях, а не об обязательном посещении всех учащихся, необходимо учитывать интересы обучающихся и их родителей.

Сформирован пакет услуг по нескольким модулям:

1) Теоретический – проходит на базе ОУ, в форме учебных занятий.

2) Дистанционный – работа на сайте ЭКОсферы, создана папка «Проект «Агроклассы», в которой педагоги после теоретического модуля в дистанционной форме будут выкладывать задания для обучающихся.

3) Практический – в лабораториях КГСХА, где обучающиеся познакомятся с современным оборудованием и новыми технологиями.

Важно, чтобы эти результаты и первые итоги были понятными для обучающихся и не требовали больших временных затрат на их достижение, а сами занятия по форме были интересные и современные.

Необходимо определение реального объёма учебных и образовательных работ, которые могут быть выполнены при сетевом взаимодействии, в выбранной модели и организационной форме, с учётом их постепенного выстраивания. Это один из ключевых моментов последующего «запуска» работ. Слишком малый объём может оказаться не привлекательным, слишком большой – не обеспеченным.

Шаг 4. Формирование группы обучающихся.

Группы были сформированы образовательными учреждениями на основе анкетирования по запросу обучающихся и родителей по предложенным направлениям. Здесь ситуация выглядит по – разному: в ряде школ выбрали только одно направление и сформировали 1 группу, а в других – несколько направлений и сформировали 5 и более групп.

Шаг 5. Подготовка бюджета, сетевого графика и расписания пакета сетевых образовательных услуг

Составление сетевого графика, расписания занятий проводилось группой педагогов, реализующих данный пакет образовательных услуг. Учитывалась занятость преподавательского состава КГСХА и занятость обучающихся в школе. В результате было составлено расписание учебных занятий, которое устроило все стороны сетевого взаимодействия.

В дальнейшем, согласовывались все организационные моменты конкретно в каждом ОУ. А те, в свою очередь, приняв сетевой график и расписания, обеспечивают их выполнение. Сюда входит участие школьников, предоставление необходимой материально- технической базы и пр.

Бюджет, составлялся участниками-партнёрами сетевого взаимодействия и согласовывался с учредителем.

Главным требованием, при планировании и проведении сетевых работ является работа с результатами, направленная на их использование, продвижение идеи сетевого образования, перенос и передачу полученного опыта.

Источник: xn--80agaberho7af5bycn.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru