Сетевой форме реализации образовательных программ что это означает

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

1. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием сетевой формы реализации образовательных программ наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе.

Сетевая форма реализации образовательных программ с использованием информационных ресурсов ОО.

2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора, который заключается между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, и в котором указываются основные характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы (в том числе вид, уровень и (или) направленность) (при реализации части образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности указываются также характеристики отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами), выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также объем ресурсов, используемых каждой из указанных организаций, и распределение обязанностей между ними, срок действия этого договора.

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ и примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

4. Использование имущества государственных и муниципальных организаций организациями, осуществляющими образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, при сетевой форме реализации образовательных программ осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено договором о сетевой форме реализации образовательных программ.

Вебинар на тему «Сетевая форма реализации образовательных программ и смежные понятия»

Источник: www.zakonrf.info

Сетевой форме реализации образовательных программ что это означает

Сетевое взаимодействие – это новая форма построения образовательных программ, впервые введенная в России с сентября 2013 года. Принципиальным в этой работе является сетевой договор между участниками сети, который определяет роли и ответственность каждого.

Сетевая образовательная программа вуза с работодателем позволяет создать новые образовательные практики на основе сетевого договора. При этом сутью договора является разделение и полномочий ответственности за учебный процесс и его результат. Принципиально новой позицией является экспертно-публичное представление текущих результатов по образовательной программе. В рамках задач, поставленных государством по развитию инженерного образования такой подход является инновационным и ценным для тиражирования.

сетевой договор
сетевая образовательная программа
инновационное производство
совместный образовательный процесс
базовая кафедра

1. Ауэр М., Добровска Д., Эдвардс А., Ликл Э. Перспективы развития инженерного образования с позиций IGIP // Высшее образование в России. 2013. – № 2. – С. 39–45.

2. Всемирная инициатива CDIO. Планируемые результаты обучения (CDIO Syllabus): информационно-методическое издание / пер. с анг. и ред. А.И. Чучалина, Т.С. Петровской, Е.С. Кулюкиной. – Томск: Изд-во ТПУ, 2011. – 22 с.

3. Дреер Р. Применение принципов проектного образования в программах бакалавриата. Высшее образование в России. – 2013. – № 2. – С. 46–49. ISSN 0869–3617.

4. Осипова С.И., Дулинец Т.Г., Лях В.И., Заболотная И.П. Профильное обучение в развитии субъектной позиции учащихся // Высшее образование сегодня. – 2012. – № 7. – С. 48–52.

5. Осипова С.И., Янченко И.В. Педагогические условия формирования карьерной компетентности студентов в образовательном процессе вуза // Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал. – 2013. – № 2. – 8 с. ISSN 1817–6321.

6. Осипова С.И. Модель государственно–частного партнерства в отраслевом образовании / European Social Science Journal Европейский журнал социальных наук. – 2014. – № 6 (45). – Т.1. – С. 104–110. ISSN 2079–5513.

С момента введения нормы сетевой формы реализации образования вступившем в силу в 2013 году новом Законе об образовании прошло немного времени. Но актуальность ее введения уже назрела давно. Поэтому с первых дней практиками образования она была взята в работу, в том числе в сети федеральных университетов, в попытке построить сетевое взаимодействие с работодателем.

Нами давно осознана необходимость участия работодателя в учебном процессе и своей материально-технической базой, и кадровой, а главное, экспертно-содержательной. Особо эта потребность обозначена при подготовке инженерных кадров для развивающихся действующих производств. Реализация сетевых образовательных программ потребовала разработки локальной нормативной базы в университете, которая была апробирована на уровнях бакалавриата и магистратуры.

Имея опыт многолетнего содружества с разными работодателями, представленными своими подразделениями в регионе, мы сталкивались с проблемой отсутствия у них позиции партнерства и тем более сотрудничества с разделением ответственности за процесс и результат. При этом, как правило, работодатель имеет четко выраженные позиции по неудовлетворенности результатом обучения [1].

Сетевая форма реализации образовательной программы, на наш взгляд, позволяет решать указанную проблему результативного взаимодействия вуза и работодателя. В основе такой работы лежит сетевой договор. Работа по договору до его заключения проводится достаточно большая и достаточно незнакомая и для вузов, и для работодателей. Мы разработали подходы к такой работе. Рассмотрим их.

Образовательная деятельность по программе, реализуемой посредством сетевой формы, может осуществляться в случае соблюдения следующих обязательных условий указанных в договоре:

– кадровая, учебно-методическая, материально-техническая обеспеченность основной образовательной программы высшего образования соответствует требованиям образовательного стандарта, лицензионным и аккредитационным требованиям в организациях – участниках сети;

– наличие договора между организациями о сетевой форме реализации образовательной программы.

Стороны в договорных отношениях принимают на себя следующие совместные обязательства:

– выбор направления подготовки и образовательной программы, в соответствии с актуальными задачами развития сторон;

– создание основной образовательной программы;

– согласование профессиональных компетенций выпускников;

– создание базовой кафедры под задачи инновационного развития сторон;

– обеспечение базовой кафедры современным оборудованием;

– поиски и согласование мест для практик-стажировок;

– согласование требований к поступающим на образовательную программу;

– участие в информационно-презентационных мероприятиях по продвижению программ.

Реальная включенность работодателя в конкретную сетевую образовательную программу начинается с определения ее результативных показателей: что конкретно хотим получить, в каком количестве и качестве. В настоящее время такой результат целесообразно выразить в компетенциях. Эту работу удобно начинать с компетенций, приведенных в стандарте, предложив работодателю их ранжировать, оценить в баллах, конкретизировать формулировки и дополнить. Наш опыт показывает, что это совместная работа преподавателей и реальных производственников на понимание результатов учебного процесса и происходит она за несколько итераций. В результате получается некий документ с перечнем компетенций, оценкой их значимости и круг лиц со стороны вуза и работодателя, договорившихся о целях и ценностях конкретной образовательной программы на определенный ее жизненный цикл.

Читайте также:
Приложение app gallery что это за программа

Такая деятельность является базисом для начала работы по сетевому договору. Обычно он содержит пункт «Права и обязанности Сторон». Принципиальным в этом пункте становится фраза «Стороны при ведении образовательной деятельности вправе передавать реализацию части образовательной программы другой стороне по настоящему договору».

При таком подходе встает вопрос о степенях доверия и праве вмешательства одной стороны в деятельность другой. Мы исходим из позиции признания профессионализма друг друга. Поэтому настаиваем, чтобы в сетевом договоре был пункт «Стороны вправе самостоятельно определять порядок организации образовательного процесса, выбирать формы и технологии образовательной деятельности в части образовательной программы, реализуемой одной из сторон». При этом ставится обязательное условие повышения квалификации для сторон сети: преподавателей на предприятии, а сотрудников предприятия – по педагогическим программам [2].

После определения результатов образовательной программы необходимо построить матрицу компетенций, которая учитывает оценку и ранг каждой компетенции, распределяя компетенции по уровням их развития и годам обучения. В ходе создания этой матрицы появляется необходимость отдельные позиции еще раз согласовать с работодателем. На ее основе строится учебный план. Он получается с серьезными отличиями от существующих ранее. Удивляет в этом плане авторов от вуза то, что теряют необходимость своего присутствия в нем целые дисциплины, либо части дисциплин, появляются новые, под которые обнаружились компетенции, не обеспеченные учебной деятельностью, меняется место дисциплины в учебном плане, либо представляется отдельными модулями,
распределенными по всему учебному плану, и др.

Когда создан первый проект учебного плана, его вновь необходимо дорабатывать с работодателем. Потому что именно на основе этого плана и получится сетевое взаимодействие. Для реализации этого согласования стороны распределяют кадры для ведения разных частей учебного плана либо указывают совместную ответственность, как, например, за практику.

В совместном обсуждении выбирается территория проведения занятий и наличие на ней необходимой материально-технической базы. Вполне может получиться, что сотрудник предприятия ведет занятия в стенах университета, а преподаватель использует производственную базу предприятия. В развитии учебного плана в образовательной программе указывается роль работодателя в темах курсовых, дипломных работ, задач на практике и др. Вся эта деятельность приводит к вопросам создания базовой кафедры на предприятии, в которой функционально появляются исполнители из числа сотрудников предприятия и университета, несущие ответственность и организующие учебный процесс вне университета.

Поэтому в сетевом договоре появляются позиции для вуза и работодателя. Вуз в рамках договора принимает на себя следующие обязательства:

– подобрать кандидатуру менеджера образовательной программы с целью организационного обеспечения дея-
тельности;

– ввести в учебный план ценностно­образующие курсы с целью самоопределения в инженерной сфере;

– создавать индивидуальные учебные планы с гибкой технологией представления образовательной услуги для целевой группы студентов;

– обеспечить образовательную программу кадрами в соответствии с разделами учебного плана;

– подготовить рабочие программы учебных дисциплин;

– подготовить ООП в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и утвердить её в установленном порядке;

– создать базовую кафедру для реализации проекта с новыми образовательными практиками;

– обеспечить базовую кафедру штатами;

– обеспечить выполнение учебного плана в полном объеме;

– организовать повышение квалификации кадров образовательной программы;

– организовать набор на образовательную программу с реализацией требований к качеству контингента абитуриентов, определенных предприятием;

– провести публичное представление результатов практики, тем исследований и планируемых результатов будущей выпускной работы;

– обеспечить организационное и финансовое сопровождение практик-стажировок [3].

Предприятие в рамках договора принимает на себя обязательства:

– подобрать кандидатуру руководителя образовательной программы из числа ведущих специалистов инновационной сферы развития предприятия;

– рекомендовать в основной состав преподавателей в части обеспечения профессиональной подготовки в соответствии с учебным планом;

– вести учебные курсы специалистами предприятия по дисциплинам специализации, не менее 2 дисциплин в учебном году;

– обеспечить проведение производственной практики на предприятии в полном объеме по дополнительному соглашению к договору;

– формировать целевые группы для обучения по программе и создавать условия для сочетания обучения и работы целевой категории студентов;

– организовать для студентов и их руководителей ознакомительную практику продолжительностью с целью определения тем исследования, актуальных для предприятия;

– принимать участие в профориентационной работе с абитуриентами и приемной кампании, проводимой вузом;

– определить требования к качеству контингента абитуриентов для образовательной программы;

– обеспечить экспертное участие в мониторинге процесса подготовки специалистов 2 раза в учебном году.

Реализация сетевой формы в стране еще делает первые шаги. И ряд вопросов требует государственных решений и подзаконных актов, которых еще нет. В том числе не решены нормативно вопросы финансового взаимодействия между участниками образовательной сети. Поэтому в договоре указано, что финансирование части образовательной программы реализуемой каждой из сторон производится за счет собственных средств сторон.

Наш первичный опыт апробации такого договора с отдельными работодателями в целом, показывает его необходимость и успешность. Он формирует определенный базовый уровень понимания возможностей и ответственности за учебный процесс совместно с предприятием.

Особый интерес в апробации сетевого договора у нас вызвали публичные мероприятия, когда студенты предъявляли результаты своих текущих и итоговых работ, а их экспертами были реальные сотрудники предприятий, не занятые в реализации образовательной программы [4]. Так, например, при защите работ по магистерской программе, реализуемой на базовой кафедре ОАО «Информационные спутниковые системы» речь шла о недавно запущенных спутниках или о тех, которые готовятся к запуску.

Участие в обсуждении работ магистрантов и постановку им вопросов осуществляли действующие конструкторы предприятия. Это позволило создать атмосферу реального производственного диалога и существенно продвинуть выполнение работ учащимися в рамках реальных задач производства. Практика студентов в сетевой форме образовательной пр ограммы перестает быть шаблонной и происходит практически постоянно на протяжении всей образовательной программы. Каждый решает свою персональную задачу, актуальную для производства. Студенты имеют возможность создать о себе мнение у работодателя с перспективой трудоустройства уже на конкретное место, где была практика, выполнились проектные и исследовательские работы [5].

Сетевая форма образовательного взаимодействия набирает объемы в попытке найти свое результативное место в образовательной практике. Мы предполагаем ее ценность в разных направлениях, объемах и уровнях образования от школьников до президентских программ. Наша задача на текущем этапе развития этого явления определить «точки сетевости» и начать их отработку.

Рецензенты:

Кольга В.В., д.п.н., профессор, проректор по внеучебной работе, ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск;

Шершнева В.А., д.п.н., доцент, профессор, кафедра прикладной математики и компьютерной безопасности Института космических и информационных технологий, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск.

Работа поступила в редакцию 19.12.2014.

Источник: fundamental-research.ru

Сетевая форма реализации образовательных программ. — презентация

Презентация на тему: » Сетевая форма реализации образовательных программ.» — Транскрипт:

1 Сетевая форма реализации образовательных программ

2 форма обучения, привлекающая ресурсы нескольких организаций как образовательных (в том числе иностранных), так научных и других организаций, обладающих ресурсами для осуществления различных видов обучения, в том числе проведения учебной и производственной практик, предусмотренной соответствующей образовательной программой Сетевая форма реализации образовательных программ

Читайте также:
Что за программа vnc

4 Формальные признаки совместной образовательной программы (СОП) 1. Участие нескольких организаций в процессе реализации образовательной программы. 2. Наличие формального договора о сетевой форме реализации образовательной программы.

5 Модели и варианты реализации образовательных программ в сетевой форме Формы сетевого взаимодействия: очная очно-заочная заочная с применением ДОТ и ЭОР Долгосрочные (программы присуждения двойных дипломов) Краткосрочные (включенное обучение, практики)

6 Программы присуждения двойных дипломов ОП разработана совместно двумя вузами и утверждена каждым из партнеров. 1+1 (магистратура) 2+2, 3+1 (бакалавриат) дипломы двух университетов

7 Включенное обучение Освоение части ОП в вузе-партнере Вариативные модули Учебные дисциплины Обязательная запись о сетевой форме в ОП

8 Практики Базовый ВУЗ ВУЗ-партнер Ресурсная организация (организация науки, культуры спорта и др. с ресурсами для проведения практик и осуществления иных видов УД)

9 Дорожная карта проектирования и реализации образовательной программы в сетевой форме 1. Поиск вуза-партнера, знакомство, установление контактов. 2. Подписание рамочного договора/соглашения о сотрудничестве 3. Сопоставление образовательных программ по направлениям, учебных планов, изучение ресурсов вуза-партнера.

4. Подписание договора о совместном участии в сетевой форме реализации образовательных программ и дополнительного соглашения 5. Разработка совместной образовательной программы (СОП). 6. Информирование обучающихся и абитуриентов о программах, которые могут быть реализованы в сетевой форме. 7. Подготовка комплекта документов для реализации совместных образовательных программ.

8. Договор об оказании платных услуг. (Письменное согласие обучаемого на использование сетевой формы реализации ОП.) 9. Прием на СОП. 10. Реализация СОП.

10 Положение о лицензировании образовательной деятельности Для образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием сетевой формы реализации образовательных программ предъявляются лицензионные требования: наличие договора, заключенного между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, о сетевой форме реализации образовательных программ, а также совместно разработанных и утвержденных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ

11 Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности При проведении государственной аккредитации в отношении образовательных программ, реализуемых образовательной организацией заявление включает в себя: сведения об использовании сетевой формы реализации образовательных программ… К заявлению организация прилагает: — копию договора о сетевой форме реализации образовательных программ — — копии разработанных и утвержденных совместно с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ

12 Правила осуществления мониторинга системы образования Удельный вес численности студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования с использованием сетевой формы обучения, в общей их численности: — программы бакалавриата; — программы специалитета; — программы магистратуры. Показатель вводится в итоговые отчеты, начиная с 2015 года за 2014 отчетный год.

13 Проблемы и риски реализации совместных образовательных программ Отсутствие системных механизмов координации деятельности вузов, а также механизмов контроля их совместной деятельности и ее оценки Слабая информационная поддержка сетевого взаимодействия, и как следствие, низкий уровень понимания основных целей данного процесса и распространения результатов сотрудничества Ограниченное включение в реализацию проектов собственных ресурсов вузов (финансовых, кадровых, инфраструктурных) Отсутствие взаимодействия в послепроектный период, вследствие чего эффект, ожидаемый и предсказываемый в качестве основного результата проекта, впоследствии оказывается нереализованным Уровень языковой подготовки при сетевом взаимодействии с зарубежными вузами-партнерами Недостаток или отсутствие учебно-методических материалов, в том числе аудиовизуальных и электронных на иностранных языках Финансирование академической мобильности студентов (проезд, проживание)

14 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник: www.myshared.ru

Сетевой форме реализации образовательных программ что это означает

Правильный порядок действий:

1. Зарегистрироваться на сайте(иначе не будет связи автора со статьёй и личного кабинета).
2. Войти на сайтпод своим логином и паролем , опубликоватьматериал, оплатитьпубликацию.
3. Дождаться проверкии открытия статьи на сайте (не более суток в рабочие дни).
4. Сохранить Свидетельствоо публикации из личного кабинета.
Подробнее см. здесь.

Публикации по рубрикам:

Публикации материалов на сайте и в сборниках с № ISBN:
— Дошкольное образование
— Среднее образование, СПО
— Общепедагогические темы
— СКАЧАТЬ СБОРНИКИ по темам
(материалы по 30.09.2022г.)
Публикации материалов на сайте:

— Дошкольное образование
— Среднее образование, СПО
— Общепедагогические темы
Публикации презентаций:
— Дошкольное образование
— Среднее образование, СПО

— Общепедагогические темы
Публикации мастер-класс на сайте (архив):

Скачайте полезный файл:

Сетевые формы реализации дополнительных образовательных программ как ресурс интеграции

Дата публикации: 2018-11-14 08:47:32
Статью разместил(а):

Смирнова Лариса Петровна

Сетевые формы реализации дополнительных образовательных программ как ресурс интеграции учреждений дополнительного и профессионального образования

МБОУ ДО города Костромы «Центр естественнонаучного развития «ЭКОсфера» (Станция юных натуралистов)»

Аннотация: Статья посвящена актуальным для педагогической науки и практики вопросам реализации сетевых форм реализации дополнительных образовательных программ через интеграцию ресурсов образовательных организаций.

Ключевые слова: Сетевые формы, сотрудничество образовательных организаций, интеграция ресурсов, дополнительное образование.

В настоящее время сетевое взаимодействие организаций является одним из ресурсов и показателей эффективного менеджмента. Определяя сетевое взаимодействие как современную технологию, обеспечивающую качественное решение различных вопросов в сфере образования, настоящий аспект становится предметом особого внимания, прежде всего, со стороны государства.

Сетевое взаимодействие в образовании — это механизм, который обладает определенными параметрами, такими как: единство целей; определенные ресурсы для их достижения; суммарный центр управления. Модели сетевого взаимодействия в образовании зависят от того, какими ресурсами будет осуществляться обмен. Основной задачей полноценной системы является достижение изначально поставленной цели. В зависимости от того, какие именно проблемы сетевого взаимодействия в образовании выбраны в качестве основных, к создаваемой системе подключаются определенные виды образовательных учреждений.

Нормативную основу сетевого взаимодействия в системе образования определяет Федеральный Закон № 273-ФЗ «Закон об образовании в РФ» (глава 2, статья 15). Здесь сетевая форма взаимодействия рассматривается как условие реализации образовательной программы и понимается как выстраивание отношений образовательной организации с иными образовательными организациями, в том числе иностранными, суть деятельности которых состоит в использовании ресурсов организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций посредством разработки и реализации совместных образовательных программ и учебных планов. В законе (глава 2, статья 16) также раскрыты возможности электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, как условия реализации, в том числе, и сетевого взаимодействия организаций в образовательном процессе. Для использования сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями несколькими организациями, которые совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации в 2014 подчеркивается, что проектирование и реализация программ дополнительного образования может осуществляться в сетевой форме. Преимущества дополнительного образования проявляются в следующем: свободный личностный выбор деятельности; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; доступность знания и информации для каждого. В дополнительном образовании дети и подростки получают социальный опыт взаимодействия и продуктивной деятельности.

Таким образом, сетевое взаимодействие как форма реализации образовательных программ зафиксирована в ряде последних нормативных правовых актах федерального и регионального уровней, что актуализирует организацию сетевого взаимодействия при реализации дополнительных образовательных программ.

Проблемы, которые остро встали перед нашим учреждением (недостаточность мест осуществления образовательной деятельности, в связи с проведение капитального ремонта основных помещений; недостаточная оснащенность современной материально – технической базы; минимальное количество обучающихся старшего школьного возраста; недостаточность в кадровом ресурсе по естественнонаучному направлению) не дают создать единое образовательное пространство для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности.

Решение этих проблем для нас возможно в сетевом взаимодействии с учреждениями общего и профессионального образования. Под сетевым взаимодействием мы понимаем способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических, материальных и кадровых ресурсов. Основной задачей сетевого взаимодействия является сотрудничество, интеграция сил, ресурсов, помощь и поддержка друг друга, согласование интересов — организация процесса, в котором каждая из сторон выигрывает.

Читайте также:
Galaxy что это за программа и нужна ли

При реализации сетевого взаимодействия используются организационные принципы:

— принцип добровольности, предполагает объединение образовательных учреждений в сеть на добровольной основе в целях достижения высокого качества образования, максимального удовлетворения образовательных запросов и потребностей обучающихся, формирования у них навыков самообразования;

— принцип системности, который заключается в том, что сетевое взаимодействие реализуется с учетом решения задач, стоящих перед образовательным учреждением и муниципальной системой образования;

— принцип адекватности, что означает необходимость учитывать реальные возможности и потребности учащихся, их возрастные особенности, а также видеть перспективы дальнейшего обучения и развития с учетом их жизненных планов;

— принцип вариативности, который подразумевает обеспечение необходимого уровня базовой подготовки обучающихся и вариативности в соответствии с личным выбором; в рамках учебного занятия вариативность осуществляется через использование разнообразных форм и методов коллективной и самостоятельной работы учащихся, в т. ч. в разновозрастных объединениях на базе одной или нескольких школ.

— принцип интеграции и дифференциации, который предполагает согласованность целей, содержания, форм, методов обучения, установление связей между образовательными организациями, реализующими предпрофильную подготовку и профильное обучение, между программами общего, дополнительного, профессионального образования;

— принцип мотивации и стимулирования, означающий, с одной стороны, необходимость учитывать мотивы, ценностные ориентации, направленность деятельности детей, с другой, – создание условий, использования педагогических средств, обеспечивающих развитие потребностно-мотивационной сферы личности в соответствии с ее возможностями и реальными условиями.

Организацию сетевого взаимодействия рассмотрим на основе образовательного проекта «Агроклассы» с Костромской государственной сельскохозяйственной академий.

Шаг 1. Формирование участников сетевого взаимодействия.

На первом этапе важно определить проблемы, которые будут решаться за счёт создания сети, как для образовательных учреждений так и для региона в целом. Заключая договора о сетевом взаимодействии с КГСХА, решаем вопрос о профориентации выпускников. В процессе достижения договорённостей о проблематике построения сетевого образования, должны быть определены задачи совместных работ.

Задачами этого сетевого взаимодействия являются:

1) расширение спектра образовательных программ для личностного развития обучающихся и формирования базовых компетенций и универсальных учебных действий;

2) организация предпрофильной подготовки школьников и повышения количества абитуриентов КГСХА из числа выпускников школ города Костромы;

3) формирование профессионального самоопределения и социализация обучающихся;

4) увеличение количества обучающихся 15-18 лет;

5) использование высококвалифицированных специалистов.

В дальнейшем, работа строилась по подготовке участников к сетевым работам. В департамент образования и науки Костромской области поступило предложения от КГСХА о реализации в пилотном режиме с 1 сентября 2017 г. в общеобразовательных учреждениях в рамках предпрофильной подготовки, профильного обучения, профессиональной и допрофессиональной подготовки школьников сетевого проекта по различным направлениям под названием «Агроклассы». Общеобразовательные школы города предоставили свои потребности в обучении по сельскозяйственным направлениям.

Центр естественнонаучного развития города Костромы «ЭКОсфера» организовало работу направлению «Растениеводство» и «Ветеринария». Организовано 5 установочных совещаний с участниками проекта «Агроклассы», в том числе и выездное совещание с руководителями общеобразовательных организаций в КГСХА с экскурсией по учреждению. В итоге по проекту «Агроклассы» было сформировано 15 учебных групп с общим количеством 171 человек.

Шаг 2. Подготовка набора соглашений, договоров, положений о проведении сетевых работ участниками сетевого взаимодействия.

При выстраивании сетевого взаимодействия меняется тип отношений, при этом, привычные отношения не «испаряются», а начинают выполнять другие функции, уже для сетевого взаимодействия.

Набор юридических документов должен обеспечить реализацию сетевого взаимодействия по нескольким направлениям:

— правомочие проведения обучения в формах и режимах сетевого образования, как перед учредителями, так и перед родителями;

— основания для финансирования проводимых работ, включая оплату труда педагогов;

— основания для зачёта проведённых образовательных услуг различными учреждениями;

— возможность перехода от предоставления услуг к предоставлению доступа к тем или иным услугам, в отношениях между родителями и образовательными учреждениями/организациями;

— возможность внесения корректировок в ходе проведения образовательных услуг — по составу исполнителей, тематике, срокам проведения и т.д.

Центр естественнонаучного развития «ЭКОсфера» взяло на себя, в рамках договорённостей со своими партнёрами, обязательства:

— по сопровождению проекта (выстраивались отношения с руководителями общеобразовательных учреждений, обсуждалось расписание, номер учебного кабинета), — — финансовому обеспечению проекта (профессорский состав академии был принят в штат ЭКОсферы по совместительству)

— методическое обеспечение проекта (разработана модульная система обучения, а также разработан мониторинга реализации проекта)

Образовательное учреждение принимает на себя, по-прежнему, ряд обязательств, не ограничивая себя в предоставлении условий их реализации только имеющимися у данного учреждения возможностями (предоставляет учебный кабинет, назначен ответственный за проект)

КГСХА также принимает также на себя ряд обязательств (предоставляет в пользование современную материально – техническую базу, обеспечивает транспортом педагогов и по договоренности привоз учащихся в учреждение)

В результате всех договоренностей был заключен договор между КГСХА, Комитетом образования, культуры, спорта и работы с молодежью и Центром естественнонаучного развития «ЭКОсфера»; заключено соглашение о взаимном сотрудничестве между КГСХА и ЭКОсфера; заключены договора о сетевом взаимодействии между ЭКОсферой и ОУ.

Шаг 3. Подготовка пакета сетевых образовательных услуг.

Поскольку речь идёт об услугах и потенциальных пользователях, а не об обязательном посещении всех учащихся, необходимо учитывать интересы обучающихся и их родителей.

Сформирован пакет услуг по нескольким модулям:

1) Теоретический – проходит на базе ОУ, в форме учебных занятий.

2) Дистанционный – работа на сайте ЭКОсферы, создана папка «Проект «Агроклассы», в которой педагоги после теоретического модуля в дистанционной форме будут выкладывать задания для обучающихся.

3) Практический – в лабораториях КГСХА, где обучающиеся познакомятся с современным оборудованием и новыми технологиями.

Важно, чтобы эти результаты и первые итоги были понятными для обучающихся и не требовали больших временных затрат на их достижение, а сами занятия по форме были интересные и современные.

Необходимо определение реального объёма учебных и образовательных работ, которые могут быть выполнены при сетевом взаимодействии, в выбранной модели и организационной форме, с учётом их постепенного выстраивания. Это один из ключевых моментов последующего «запуска» работ. Слишком малый объём может оказаться не привлекательным, слишком большой – не обеспеченным.

Шаг 4. Формирование группы обучающихся.

Группы были сформированы образовательными учреждениями на основе анкетирования по запросу обучающихся и родителей по предложенным направлениям. Здесь ситуация выглядит по – разному: в ряде школ выбрали только одно направление и сформировали 1 группу, а в других – несколько направлений и сформировали 5 и более групп.

Шаг 5. Подготовка бюджета, сетевого графика и расписания пакета сетевых образовательных услуг

Составление сетевого графика, расписания занятий проводилось группой педагогов, реализующих данный пакет образовательных услуг. Учитывалась занятость преподавательского состава КГСХА и занятость обучающихся в школе. В результате было составлено расписание учебных занятий, которое устроило все стороны сетевого взаимодействия.

В дальнейшем, согласовывались все организационные моменты конкретно в каждом ОУ. А те, в свою очередь, приняв сетевой график и расписания, обеспечивают их выполнение. Сюда входит участие школьников, предоставление необходимой материально- технической базы и пр.

Бюджет, составлялся участниками-партнёрами сетевого взаимодействия и согласовывался с учредителем.

Главным требованием, при планировании и проведении сетевых работ является работа с результатами, направленная на их использование, продвижение идеи сетевого образования, перенос и передачу полученного опыта.

Источник: xn--80agaberho7af5bycn.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru