В вузах стартовало обучение по новым программам в сетевой форме
В этом году в вузах реализуются 16 «сетевых» программ обучения.
Минобрнауки России провело вебинар для вузов по реализации «сетевых» программ обучения и механизмов практической подготовки студентов, сообщает пресс-служба ведомства. В онлайн-мероприятии приняли участие более 900 представителей университетов. В этом году в вузах реализуются 16 программ по сетевой форме.
Под сетевой формой подразумевается организация обучения с использованием ресурсов нескольких вузов, а также компаний и предприятий. Такое взаимодействие позволяет повысить качество и доступность высшего образования, а также расширить перечень специальностей и направлений подготовки, предлагаемый университетами.
Своим опытом поделились МИРЭА — Российский технологический университет, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Вологодский государственный университет, Череповецкий государственный университет, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Московский политехнический университет и другие вузы.
Сетевые формы реализации образовательных программ
«В обучении по сетевым программам много преимуществ. Это и оптимизация процесса обучения за счет расширения информационных и коммуникативных возможностей, обеспечение открытого доступа к сетевым ресурсам организаций в индивидуальном режиме, оптимизация соотношения теоретической и практической подготовки, а также расширение возможностей для решения социальных проблем (обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и так далее)», — отметил проректор по учебной работе Московского Политеха Гюзель Шарипзянова.
В Российском государственном аграрном университете — МСХА имени К. А. Тимирязева отметили значимость связи науки, образования и бизнеса при подготовке селекционеров.
«Теоретические знания и практические навыки, приобретаемые студентами бакалавриата, позволяют выпускникам уверенно представлять себя на рынке труда или продолжить углубленное обучение в магистратуре. Двухлетние магистерские программы включают преимущественно дисциплины, формирующие профессиональные компетенции выпускника, а научно-исследовательская работа в рамках производственной практики позволяет магистрантам развивать свои профессиональные навыки в любой из интересующих его областей науки и практики, к примеру, в области молекулярной селекции, культуры клеток и тканей, генетической инженерии или традиционной селекции», — рассказал заведующий кафедрой в МСХА имени К. А. Тимирязева Сократ Монахос.
В 2022/2023 учебном году стартовал набор на обучение по семи новым программам в сетевой форме.
С этого года в Самарском государственном экономическом университете совместно с Государственным университетом управления стартовала программа «Бизнес-информатика».
Курганский государственный университет и Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана начали совместную реализацию программы «Транспортные средства специального назначения».
Сетевая форма реализации образовательных программ
Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ) совместно с Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом запустили программу «Техносферная безопасность». Также УГАТУ реализует еще две «сетевые» программы: «Программная инженерия» — с Московским физико-техническим институтом и «Проектирование авиационных и ракетных двигателей» — с Уфимским государственным нефтяным техническим университетом.
Дальневосточный федеральный университет и Комсомольский-на-Амуре государственный университет также реализуют две программы по «Кораблестроению, океанотехнике и системотехнике объектов морской инфраструктуры».
В прошлом году рядом вузов и одним колледжем совместно было запущено девять «сетевых» программ. Всего на данный момент реализуется 16 программ. По ним обучается 330 человек, включая 108 студентов, поступивших в 2021 году. План мероприятий по расширению образовательных программ в сетевой форме утвержден Минобрнауки России по поручению президента Владимира Путина.
Источник: rsr-online.ru
XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020
В современных реалиях, когда компьютерные технологии дают все больше возможностей для реализации новых методов и способов усвоения знаний, умений и навыков, формируются качественно новые подходы к обучению.
Требования к современному образованию все больше нацелены на повышение уровня самообразования и самообучения, а также на возможность полноценного обучения учеников, не имеющих возможность по тем или иным причинам лично посещать учебные заведения. Причиной этому могут служить совершенно различные причины, но в качестве решения выступают множественные методы дистанционного, инклюзивного или индивидуального домашнего обучения. Отдельного внимания заслуживает сетевая педагогика, или сетевое обучение, объединяющая в себе различные формы обучения с применением средств дистанционного обучения.
В данной статье мы постараемся обосновать насколько уместно и необходимо применение сетевой педагогики в современном мире.
Согласно А.С. Соколовой сетевое обучение, или сетевая педагогика, — обучение, базис которого — это идея массового сотрудничества, идеология открытых образовательных ресурсов, сочетающаяся с сетевой организацией взаимодействия участников [8].
В таком случае, сетевую педагогику можно рассматривать в качестве индивидуального процесса обучения, базирующегося на самодисциплине обучающихся. Основной идеей при создании сетевого обучения становится идея его децентрализации образовательной деятельности, при котором обучение будет представлять собой вид «равный к равному». В таких условиях функции образования ложатся на так называемое «образовательное сообщество», создание которого и является задачей сетевого обучения, [8].
Нередко можно также встретить такое понятие, как «совместное сетевое обучение» (collaborative networked learning), которое подразумевает совместную учебную деятельность отдельных участников (self-directed), при помощи дистанционного диалога.
Взаимодействие в сетевом обучении осуществляется в следующих видах, [8]:
— «учебное сообщество — учебные ресурсы».
Идеи отклонения от курса обучения при помощи сертифицированных педагогов и жёстко регламентированных институциональных структур стали основой разработок Ивана Иллича об учебной сети. В «учебной паутине», как называл ее сам Иллич, он нашла воплощение более совершенная система образования, которая в то же время [4]:
— позволяет желающим в любое время и независимо от их возраста получить доступ к имеющимся ресурсам;
— оказывает поддержку в поиске обучающихся тем, кто хочет поделиться своими знаниями и умениями;
— дает возможность опубликовать результаты своего обучения для всех желающих для их критического оценивания окружающими.
И. Иллич утверждает, что человек, желающий обучаться, осознает потребность в информации и ее оценивании, а также то, что получение информации возможно не только непосредственно от другого человека. В качественно отлаженной образовательной системе личная активно высказанная потребность ученика является единственной надобностью для предоставления ему доступа к предметам, но доступ к тем, кто владеет информацией, возможен только с их согласия. Критика, свою очередь, идет от двух источников: ровесников, то есть тех, кто разделяет интересы, и старших — тех, кто готов передать свой опыт, [4].
Отдельным вопросом становится возможность внедрения сетевой педагогики в современных образовательных реалиях, учитывая уровень внутренней мотивации обучающихся. Без должного уровня самоконтроля и мотивированности такое обучение может просто не дать результатов.
Стоит также сказать, что, говоря о сетевой педагогике, нужно понимать, что подобная форма организации обучения подходит не только для детей — такая форма подачи материала очень удобна для людей совершенно любого возраста. В случае со взрослыми обучающимися этот вариант отличает возможность совмещения с работой или другим видом постоянной занятости, при которой очная форма обучения фактически неосуществима.
В некоторых образовательных учреждениях уже реализуются подобные программы. Отличным примером может служить Национальный исследовательский Томский государственный университет (www.tsu.ru), где уже сейчас действует «Сетевая педагогическая лаборатория», которая направлена на разработку, экспертизу и обобщение инновационных методических разработок учреждений общего образования, формирующих проектно-исследовательские компетенции учеников [6].
Опираясь на уже сказанное, можно сделать вывод, что применение сетевой педагогики является очень эффективным образовательным инструментом, как одна из возможностей дополнительного образования, самообразования и инклюзивного образования, так как открывает спектр широких возможностей. Эта форма обучения открывает доступ ко многим ресурсам, физически удаленным от пользователя, а также позволяет осуществлять совместную деятельность и групповые проекты.
Обучение определяется средой, в которой оно осуществляется. Сегодня именно Интернет занимает огромную часть жизни людей и вывод образования на эту платформу — абсолютно логичное следствие развития технологий и изменения образа жизни современного человека. Как говорилось ранее, сетевая форма обучения — это мощный образовательный инструмент, позволяющий вовлечь обучающихся в дистанционный индивидуальный или групповой образовательный процесс.
Внедрение такой технологии в обучение дает возможность самообучения и обучения для людей (здесь важно говорить не только о детях, так как сетевая педагогика подходит для людей любого возраста) не имеющих возможность посещать образовательные учреждения в режим off — line .
Богомолов А.Н. Сетевое обучение и формы его реализации в учебном процессе // Русский язык за рубежом. — 2006. — № 1. — С. 36–44.
Дьюи, Дж. Демократия и образование [Текст]: учеб. – метод. пособие / Дж. Дьюи. — М.: «Педагогика-Пресс», 2000. — 384 с.
Дьюи, Дж. Демократия и образование [Текст]: учеб. – метод. пособие / Дж. Дьюи. — М.: «Педагогика-Пресс», 2000. — 384 с.
Иллич И. Освобождение от школ [Текст] : И. Иллич — М.: «Просвещение» — 2000. — 160 c .
Нагаева И.А. Сетевое обучение: становление и перспективы развития // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. –2013. – № 3. – С. 31–37.
Национальный исследовательский Томский государственный университет [Электронный ресурс] URL: http://www.tsu.ru/education/dop_prof_education/for_scholl/setevaya_pedagogicheskaya_laboratoriya_tgu.php (дата обращения: 16.01.2020).
Русинова М. В. Управление инновациями в образовательном учреждении: образовательные практико – ориентированные технологии [Текст]: М.В. Русинова. — Волгоград: Учитель, 2011. — 175 с.
Соколова А.С. Сетевое (взаимное) обучение: особенности, принципы //Nauka-Rastudent.ru. – 2014. – № 7 (07). – С. 7.
Источник: scienceforum.ru
Сетевое обучение: «за» и «против»
Поначугин, А. В. Сетевое обучение: «за» и «против» / А. В. Поначугин, О. С. Ворошилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 148-152. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28253/ (дата обращения: 24.12.2022).
Особое внимание уделяется тенденции перехода образование в РФ от обычных форм к электронному обучению. Система Moodle помогает воплотить все главные механизмы общения: перцептивный, интерактивный, коммуникативный, а также в подходе к анализу проблем на этапе внедрения и первичной эксплуатации с точки зрения преподавателя и студента. Основными выводами проведённого исследования являются — на нынешний день, средства электронного обучения становятся основанием передового образования, гарантирующей необходимый степень качества.
Ключевые слова: вебинар, онлайн обучение, Интернет, информационная система, компьютерные технологии, обучение в сети, средства электронного обучения, учебный курс, Moodle, IT-технологии.
В связи с массовой информатизацией и масштабным развитием информационно-коммуникативных технологий во всех сферах жизнедеятельности, образование никак не остается в стороне и принимает на себя различные новшества. Тема сетевого или электронного обучения актуальна, так как в современном мире, введение компьютерных технологий в образовательное пространство сказывается на состоянии системы образования; образование в РФ уверенными шагами уходит от обычного к электронному обучению [1].
Интернет-образование на данный момент является одной из самых динамически развивающихся областей образования, о чем свидетельствуют международные и национальные программы [6].
В передовых исследованиях, электронное обучение характеризуют как процесс формирования знаний, умений, навыков при интерактивном взаимодействии между преподавателем и обучающимся и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все свойственные учебному процессу составляющие, исполняемый в критериях реализации средств информационно-компьютерные технологии [7,10].
Роберт И. В., под электронным обучением понимает организацию образовательной деятельности с использованием хранящейся в базах этих и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям взаимосвязи указанной информации, взаимодействие учащихся и преподавателей [8,11].
Реализация электронного обучения требует создания электронной среды или платформы данного вида обучения. В основном, платформы для электронного обучения представляют собой персональную страницу, позволяющую выходить на учебные материалы и осуществлять коммуникации на уровне группы.
Рассмотрим систему, исполняющую обучение в сети Интернет, это система дистанционного обучения Moodle (http://moodle.org), она относится к классу CMS (ContentManagementSystem), то есть к системам управления содержимым. Платформа начала набирать обороты сравнительно недавно, поэтому следует её совершенствовать и уделять ей должное внимание [3].
Создатель Moodle — Мартин Дугиамас. По окончании курса изучения в институте по специальности «Компьютерные науки и образование» подготовил и защитил диссертацию. Мысль о сотворении платформы помощи изучения с внедрением IT-технологий возникла у него в 1999 году после длительного эксперимента администрирования коммерческой платформы WebCT в одном из крупных институтов — Curtin University в Австралии. Moodle придумывался как инструментарий расширения способностей обучения, а никак не как безвозмездная подмена популярных платных WebCT и BlackBoard. Но, структура Moodle и заложенных в данную платформу взглядов оказались так успешными, что Moodle захватила признание по всему миру.
Основной целью Moodle считается создание учебного курса, включающего в себя материалы для справок и учебно-методический комплекс. Учебный курс формируется лично преподавателем, или администратором; неотъемлемым условием считается присутствие права на создание. Далее выбирается формат учебного курса. Формат описывает из каких составляющих будет состоять курс.
Для учащихся очной формы целесообразнее всего создавать сегменты по календарным неделям, так как каждой неделе будет подходить собственный материал, который должен быть изучен в конкретные сроки. Система Moodle универсальна для учащихся заочной формы обучения. Именно электронное обучение позволяет людям с повышенной занятостью обогащаться знаниями в свободное для них время [2].
Примером успешного внедрения Moodle может служить создание системы электронного обучения в Нижегородском государственном педагогическом университете им Козьмы Минина. В результате эксплуатации данной системы в течении 5 лет в учебном процессе были выделены следующие преимущества [4]:
1) Постоянный доступ к материалам курса. Все необходимые материалы располагаются в среде на странице курса. Могут быть выложены как лекции, так и дополнительные материалы, например, рекомендуемая литература, интерактивные презентации, ссылки на образовательные ресурсы и т. д. Также могут быть выложены и видеолекции, записанные как на обычном лекционном занятии в университете, так и специально для данного курса.
2) Интерактивные формы обучения. Применение различных интерактивных форм обучения и представления информации позволяет повысить интерес обучающихся, изучать сложные темы в более привлекательной форме.
3) Самостоятельная работа. Система электронного обучения Moodle предоставляет прекрасные возможности студенту для самостоятельной работы. В электронном курсе могут быть выложены все необходимые материалы для самостоятельной работы студента, доступ к которым открыт 24 часа в сутки. Также могут быть выложены тесты и задания для самостоятельной проверки знаний. Кроме того, по результатам прохождения тестов студенты могут получать рекомендации к повторению неусвоенных тем.
4) Промежуточная аттестация. Система Moodle предоставляет возможность проведения промежуточной аттестации в форме тестов и/или заданий. Это позволяет сократить время, затрачиваемое преподавателем на проведение промежуточной аттестации.
Из вышеперечисленного следует, что система Moodle помогает воплотить все главные механизмы общения:
Вместе с тем, электронная форма обучения своеобразное новшество и значительно отличается от других форм образования. Внедрение электронного обучения как главный элемент учебного процесса влечет за собой некоторое модифицирование общей картины российского образования.
Как и любой инновационный продукт, электронное обучение имеет 2 нюанса: «за» и «против», рассмотрим основные аргументы, которые отражают позитивную сторону обучения в сети Интернет:
– если у вас имеется выход в Интернет, то вы без труда получите доступ к электронным ресурсам;
– обучение ведется при участии группы компетентных преподавателей;
– экономный вариант, так как обучение основывается на обмене информацией чрез современные средства телекоммуникации и гаджеты;
– обучающийся сам выбирает очередность исследования материала и его длительность;
– обучаемый экономит немало времени, также данный вариант комфортен, если вы в пути при наличии мобильного Интернета;
– одновременно можно проводить занятия, рассчитанные на большие группы;
– возможность получить дополнительное образование, усовершенствовать собственные навыки и знания в новой сфере;
– есть вариант сохранить материал для исследования и в свободное время повторно его проработать;
– преподаватели либо администраторы своевременно выкладывают и обновляют учебные материалы.
На настоящий момент электронное обучение обустроено комплексом средств:
– Основным средством электронного обучения считаются электронные учебники. Они представляют собой некий мультимедийный объект, который по своей форме и структуре отличается от обыденного учебника. Он обычно представлен в виде набора электронной страницы с большим количеством мультимедиа вставок перекрёстных ссылок;
– еще один важный элемент — электронные книги (аналог бумажной книжки), комфортны, когда издание недоступно в печатном виде;
– тестирующие системы помогают выполнить контроль знаний учащихся;
– проведение вебинаров на семинарах, применяются для обсуждения определенных тем.
Наряду с неоспоримыми достоинствами, электронное обучение обладает некоторыми недостатками Недостатки применения системы электронного обучения возможно разделить на 2 категории по критерию того, кто из субъектов образовательного процесса (преподаватель либо учащийся) встречается с той либо другой трудностью.
Вероятные проблемы для преподавателя:
- Финансовые издержки
На исходном шаге внедрение и первоначальное использование системы электронного обучения может требовать больших инвестиции.
- Научно-технические барьеры
Главную роль играют научно-технические причины. При исследовании курса (материала) нужно ответить на последующие вопросы: какие технические характеристики станут подходить решению установленных задач, станет ли неотъемлемым студенту постоянный доступ к Интернет, нужен ли обмен моментальными сообщениями, станет ли доступ к материалам в оффлайн режиме и пр.
Одной из самых актуальных проблем для педагога считается проблема определения содержания образовательного электронного курса (материала). В режиме классической системы изучения преподаватель немедленно откликается на реакцию учащегося, подстраивает курс, средства и способы работы в режиме «живого» общения. Модифицирование содержания электронного ресурса требует времени.
Вероятные проблемы для учащегося:
- Проблема мотивации
Электронное обучение во многом рассчитывает на самостоятельную мотивацию обучающегося, его умение сконцентрировать внимание и оперировать тайм-менеджментом. Если учащийся владеет недостаточно высокой степенью этих навыков, может появиться ряд проблем. Может быть еще больше отвлекающих причин по сравнению с классической формой обучения.
- Отсутствие живого взаимодействия
Принципиальной частью образовательного процесса считается взаимодействие между учащимися (дискуссия, дебаты, взаимная помощь и пр.) Данная составляющая может быть потеряна для системы электронного обучения. В предоставленном случае учащийся имеет возможность ощущать себя изолированным, как от остальных участников процесса обучения, так и от преподавателя. Все это имеет возможность негативно отразиться на мотивации к обучению.
Данная проблема может быть решена, если в процесс изучения будут вовлечены общественные технологии: форумы, сообщения, платформы социальных сетей [9].
- Зависимость от технического оборудования
Осуществление основ электронного обучения возможно лишь при условии, что учащийся имеет открытый доступ к определенным технологиям (доступ к Интернет, мобильное устройство, планшетный компьютер и т. п.) Также учащийся обязан владеть определенным уровнем компьютерной компетенции. Информация должна быть свободно доступна для слушателя, в противном случае отдача образовательного процесса равна нулю.
Также стоит отметить необходимость универсальности образовательных ресурсов. Курсы (материалы), созданные специально для одной операционной системы имеют все шансы быть непригодны для применения в иной системе (Apple OSX, Microsoft Windows и пр.) [12].
Одним из направлений развития университетов России являются внедрение смешанной и дистанционной форм обучения, направленных на расширение контингента студентов, повышение комфортности проведения учебного процесса без снижения его качества и увеличения трудоемкости. Для этого необходимы реорганизация учебного процесса, направленная на индивидуализацию образовательных траекторий студентов, разработка информационных систем, поддерживающих работу не только администрации вуза, но и студентов и преподавателей [5].
Для функционирования информационной системы в университете придется ввести элементы защищенного документооборота, включая цифровые подписи. Информационная система поддержки учебного процесса должна взаимодействовать с существующими информационными системами, иметь удобный пользовательский веб-интерфейс. Такая система должна создаваться последовательно при всемерном учете пожеланий пользователей.
На нынешний день, средства электронного обучения становятся основанием передового образования, гарантирующей необходимый степень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. В исследованиях, посвященным проблемам электронного обучения, подчеркивается, что одним из самых серьезных недостатков является снижение роли личностной коммуникации. Создав положительную коммуникативную среду в электронном обучении (возможность комментировать, задавать вопросы, участвовать в обсуждениях и форумах), можно говорить о формировании коммуникативных навыков, поскольку это одна из компетенций, которой должен обладать выпускник высшего учебного заведения.
Современный вид улучшения образовательных технологий, направленный на максимальное внедрение достижений научно-технического прогресса, подразумевает обилие форм электронного обучения и их неизменное обновление. Это позволяет сделать уверенные в будущем прогнозы на формирование в РФ электронного обучения в сфере образования. Современное образование требует применения новых технологий обучения. Возникает потребность получения информации в любом месте и доступу в любое время. Учитывая уровень развития современных информационных технологий, именно электронное обучение может обеспечить постоянный доступ к информации.
Основные термины (генерируются автоматически): электронное обучение, система, учебный процесс, материал, преподаватель, учебный курс, образовательный процесс, промежуточная аттестация, РФ, учащийся.
Источник: moluch.ru
Вузам рассказали о реализации «сетевых» программ обучения и о практической подготовке студентов
На данный момент российскими вузами реализуется 16 «сетевых» программ, по которым обучается 330 ребят, в том числе 108 студентов, поступивших в 2021 году. Как пояснили в пресс-службе Минобрнауки, реализация «сетевых» программ – это организация обучения с использованием ресурсов нескольких вузов, компаний и предприятий.
Благодаря такой совместной работе повышается качество и доступность высшего образования, а также расширяется перечень специальностей и направлений подготовки, который предлагают университеты. Министерство науки и высшего образования провело вебинар на тему «Расширение образовательными организациями высшего образования практики реализации образовательных программ в сетевой форме. Практическая подготовка — практика реализации», который проходил в онлайн-формате. В нем приняли участие более 900 представителей российских вузов.
Проректор по учебной работе Московского политеха Гюзель Шарипзянова рассказала, что в обучении ребят по «сетевым» программам много преимуществ. Например, оптимизация образовательного процесса обучения за счет расширения информационных и коммуникативных возможностей. Это и предоставление открытого доступа к сетевым ресурсам конкретным студентам. Также по этим программам могут учиться и ребята с ОВЗ, и инвалиды, то есть расширяются возможности для решения социальных проблем, добавила она. Своим опытом на вебинаре поделились: МИРЭА – Российский технологический университет, Российский экономический университет имени Плеханова, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Вологодский госуниверситет, Череповецкий госуниверситет, МГТУ имени Баумана, Московский политехнический университет и многие другие.
В этом учебном году набор проходил еще по семи новым «сетевым» программам, а в прошлом учебном году несколькими вузами и одним колледжем было запущено 9 программ в сетевой форме. Таким образом сейчас реализуется 16 программ. План мероприятий по расширению «сетевых» программ утвержден Минобрнауки РФ.
Источник: ug.ru
Сетевая программа обучения что это такое
Про Сетевое взаимодействие в образовании
Тип публикации: Статьи
Язык: Русский
Дополнительная информация:
ID: 5534d7e3f2ad471e773c6fd5
UUID: e1700fa0-6280-0137-6ea7-525400006e27
Опубликовано: 20.04.2015 10:41
Просмотры: 2676
Thumbnails Document Outline Attachments
Highlight all Match case
Presentation Mode Open Print Download Current View
Go to First Page Go to Last Page
Rotate Clockwise Rotate Counterclockwise
Enable hand tool
Document Properties…
Toggle Sidebar
Presentation Mode Open Print Download Current View
More Information Less Information
Enter the password to open this PDF file:
Creation Date:
Modification Date:
PDF Producer:
PDF Version:
Page Count:
Preparing document for printing.
Автор работы:
Источник: vernsky.ru