Сетевая программа обучения что это

Механизмы использования сетевой формы реализации образовательных программ
методическая разработка

Многолетние традиции преподавания физической культуры в общеобразовательных организациях – методические подходы, учебно-методические комплексы, исторически сложившаяся образовательная, научная, спортивная практика, педагогический опыт физического воспитания – представляют собой важнейший потенциал российской системы общего образования. Реализация основных общеобразовательных программ в современных условиях предусматривает для обучающихся и педагогических работников необходимость развития образовательных информационных ресурсов, включающих: форматы организации индивидуальной (совместной) деятельности обучающихся, сетевые модули для самостоятельного углубленного изучения программ по видам спорта, отдельных тем и разделов по физической культуре, спорту, физическому воспитанию; банки современных средств диагностики результатов обучения, физического развития, определения уровня здоровья, физической подготовленности; функционирование информационного центра, координирующего процесс развития учебного предмета (урочную и внеурочную деятельность) и его результаты. Для формирования у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и использованию навыков здорового образа жизни целесообразно: обеспечить условия для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации, выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры; обеспечить условия для участия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в различных формах конкурсных мероприятий; обеспечить в ходе реализации образовательных программ, включая внеурочную и соревновательную деятельность, сетевое взаимодействие с использованием ресурсов иных организаций (научных, медицинских, культурных, физкультурно-спортивных), а также организаций дополнительного образования; разработать механизмы формирования навыков здорового образа жизни, в том числе антидопингового мировоззрения и поведения через взаимодействие с семьёй и родительским сообществом, создание и реализацию индивидуальных образовательно-воспитательных проектов.

30 вопросов и ответов на собеседовании

Сетевая форма реализации образовательных программ – новое для российской системы образования явление. Ее нормативное закрепление в законе об образовании сразу вызвало интерес у участников образовательных отношений, а также множество вопросов разного плана, что вполне обоснованно. Говорить о возможности широкого внедрения и использования сетевой формы реализации образовательных программ, конечно, не приходится.

Сетевая форма реализации образовательных программ применяется в целях повышения качества образования, расширения доступа обучающихся к современным образовательным технологиям и средствам обучения, предоставления обучающимся возможности выбора различных профилей подготовки и специализаций, углубленного изучения учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, формирования актуальных компетенций, совершенствования профессиональных компетенций за счет изучения и освоения опыта ведущих образовательных организаций, более эффективного использования имеющихся образовательных ресурсов, повышения конкурентоспособности выпускников образовательной организации на российском и международном рынках образовательных услуг и труда. Сетевая форма не является обязательной и применяется образовательной организацией только в тех случаях, когда это требуется для обеспечения необходимого уровня подготовки выпускников и является целесообразным. При этом образовательные программы, реализуемые с применением сетевой формы, обладают рядом преимуществ. В частности:

Топологии сетей | Курс «Компьютерные сети»

— сетевая форма направлена на повышение качества образования и позволяет аккумулировать лучший опыт ведущих зарубежных и отечественных образовательных организаций, в том числе в области профессиональной подготовки кадров, а также актуализировать образовательные программы с учетом уровня и особенностей ресурсного обеспечения реальной профессиональной деятельности;

— освоение образовательной программы обучающимися в течение определенного времени за пределами своей образовательной организации способствует развитию личностных качеств, компетенций устной и письменной коммуникации, в том числе и на иностранном языке, развивает способность адаптироваться к иной образовательной среде, традициям и педагогическим подходам, к профессиональной среде;

— сетевая форма расширяет границы информированности обучающихся о имеющихся образовательных и иных ресурсах и позволяет ему сделать осознанный выбор собственной образовательной траектории, что повышает мотивацию к учебе, осознание ответственности за достижение результата;

— перспективным является создание образовательных программ, нацеленных на подготовку специалистов, способных к профессиональной деятельности на стыке различных направлений науки и техники (например, инженерная медицина). Такого рода образовательные программы в вариативной части чаще всего выходят за пределы предметной области одного образовательного стандарта и требуют привлечения ресурса научной или профессиональной организации;

— сетевая форма активизирует обмен передовым опытом подготовки кадров между образовательными организациями, создает условия для повышения уровня профессионально-педагогического мастерства преподавательских кадров, для использования в процессе обучения современной материально-технической и методологической базы.

Под сетевой формой реализации образовательных программ понимается организация обучения с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций. Основные цели реализации программ в сетевой форме: объединение необходимых ресурсов для реализации образовательных программ.

Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой .

Программы, реализуемые в сетевой форме, разрабатываются с учетом федеральных, региональных требований и рекомендаций в сфере образования, Устава, локальных актов, рассматриваются на заседании методического совета, утверждаются к реализации приказом директора. Реализация образовательных программ в сетевой форме осуществляется на основании договора между организациями, в котором закрепляются принципы взаимодействия, включающие в себя:

— требования к образовательному процессу;

— требования к материально-техническому обеспечению;

— требования к способу реализации сетевого взаимодействия.

Необходимыми условиями организации сетевого взаимодействия образовательных организаций являются: — наличие нормативно-правовой базы регулирования правоотношений участников сети; — договорные формы правоотношений между участниками сети; — наличие в сети различных учреждений и организаций, предоставляющих учащимся действительную возможность выбора; — возможность осуществления перемещений учащихся и (или) педагогов дополнительного образования образовательных организаций, входящих в сеть; — возможность организации зачета результатов по дополнительным общеобразовательным программам. Реализация сетевой формы может осуществляться в очной форме, очно-заочной, с использованием дистанционных технологий и электронных образовательных ресурсов.

На современном этапе сетевая организация совместной деятельности рассматривается в качестве наиболее актуальной, оптимальной и эффективной формы достижения целей в любой сфере, в том числе образовательной. Сетевое взаимодействие при реализации дополнительных общеобразовательных программ предполагает горизонтальные взаимоотношения, основанные на равноправии и взаимной заинтересованности друг в друге, совместном принятии решений.

Современная социально-экономическая ситуация требует от дополнительного образования детей модернизации, оптимизации ресурсов, изменений в системе управления образовательными учреждениями на основе полного использования их потенциальных возможностей, внедрения инновационных технологий, новых систем управления. Выдвигаются новые требования и к педагогу дополнительного образования. Дополнительные образовательные программы, реализуемые в сетевой форме, имеют ряд преимуществ: — освоение обучающимся дополнительной образовательной программы в другой организации в течение определённого времени способствует развитию личностных качеств, компетенций коммуникаций, развивает способность адаптироваться к другой образовательной и педагогической среде; — расширяет границы информированности обучающихся о имеющихся образовательных и других ресурсов и позволяет сделать осознанный выбор собственной образовательной траектории, что повышает мотивацию к учёбе. Такие дополнительные образовательные программы в вариативной части требуют привлечения ресурсов научных и профессиональных организаций.

Читайте также:
Analytics что это за программа на xiaomi redmi

Дополнительное образование осуществляется путем реализации дополнительных общеобразовательных программ, которые направлены на развитие личности, ее общей культуры и индивидуальных способностей, освоение социокультурных ценностей, профессиональную ориентацию, организацию творческого труда, содержательного досуга, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья.

Основной целью применения сетевых форм реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ является повышение качества дополнительного образования. Задачами применения сетевых форм реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ являются: — расширение доступа обучающимся к современным образовательным технологиям и средствам обучения; — обеспечение доступности качественной организации дополнительного образования обучающихся, удовлетворяющей потребности заказчиков услуги, социума и рынка труда, за счет внедрения в систему образования новых форм взаимодействия, представляющих возможность действительного выбора, информационно — коммуникационных и педагогических технологий; — обновление содержания методической работы с педагогическими и руководящими кадрами на принципах сетевой организации и маркетинга.

Внедрение сетевого взаимодействия образовательных учреждений позволит: оказать существенное влияние на личностно-ориентированное развитие обучающихся, на профессиональную ориентацию через развитие его умений ориентироваться в мире профессий, на формирование культуры труда, на развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и творческой деятельности.

Источник: nsportal.ru

Сетевое обучение

Сетевым обучением является одна из форм реализации образовательных программ, при которой обучающиеся используют ресурсы нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность и/или используют ресурсы иных организаций (п. 1 ст. 15 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее – Закон об образовании), п. 2 Приложения № 1 к приказу Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ № 882/931 от 05.08.2020 (далее – Приказ № 882/391).

Образовательная программа, реализуемая с использованием сетевой формы, является сетевой образовательной программой. Реализация такой программы осуществляется посредством заключения между организациями, участвующими в реализации такой программы, договора о сетевой форме реализации. Примерную форму такого договора можно найти в Приложении № 2 к приказу № 882/391.

Кто является Сторонами договора о сетевом обучении?

Обучающийся не будет являться стороной такого договора, так как сторонами такого договора могут быть (п. 4 приказа № 882/391):

  • Базовая организация – организация, осуществляющая образовательную деятельность на основании соответствующей лицензии, в которую обучающийся зачисляется на обучение, которая несет всю ответственность за реализацию сетевой образовательно программы и осуществляет всяческий контроль за организациями-участниками.
  • Организации-участники – могут быть 2 видов:
  1. образовательная организация-участник — организация, осуществляющая образовательную деятельность на основании соответствующей лицензии и реализующая какую-либо часть сетевой образовательной программы (отдельные предметы, курсы, дисциплины, практики и т.п.),
  2. организация, обладающая ресурсами – организация (научная, медицинская, организация культуры и т.п.), обладающая ресурсами для осуществления образовательной деятельности и предоставляющая такие ресурсы в целях реализации сетевой образовательной программы. Предоставление таких ресурсов может осуществляться как платно, так и на безвозмездной основе.

Сторонами договора о сетевой форме могут являться сразу несколько организаций-участников.

Как утвердить сетевую образовательную программу?

Сетевая образовательная программа может утверждаться одним из следующих способов (п. 6 приказа № 882/391):

  • базовой организацией самостоятельно, ИЛИ
  • базовой организацией совместно с образовательной организацией-участником.

Обратите внимание: организация, обладающая ресурсами, НИКОГДА не участвует в утверждении сетевой образовательной программы!

Использование сетевой формы реализации образовательной программы всегда должно быть предусмотрено в самой образовательной программе, это может быть сделано как при ее первоначальном утверждении, так и путем внесения соответствующих изменений в действующую программу.

В какую из организаций обучающийся зачисляется на обучение?

Зачисление обучающегося на обучение по сетевой образовательной программе всегда происходит в базовую организацию! Если обучающийся осваивает основные образовательные программы и/или дополнительные образовательные программы, то зачисление в образовательную организацию-участника осуществляется путем перевода в такую организацию БЕЗ ОТЧИСЛЕНИЯ из базовой организации (п. 8-9 приказа 882/391).

ВАЖНО: ни при каком условии не может происходить зачисление в организацию-участника, обладающую ресурсами!

Кем и какие документы выдаются обучающемуся после освоения сетевой образовательной программы?

Обучающимся, успешно освоившим сетевую образовательную программу и успешно прошедшим итоговую аттестацию по ней, выдаются документы об образовании и/или о квалификации. Выдача таких документов может происходить:

  • базовой организацией, ИЛИ
  • базовой организацией + образовательной организацией-участником (если это предусмотрено договором о сетевой форме).

ВАЖНО: Организация-участник, обладающая ресурсами, не может производить выдачу обучающимся таких документов!

Таким образом, при сетевом обучении фактическое осуществление образовательной деятельности производится только базовой организацией и образовательной организацией-участником. Организация-участник, обладающая ресурсами (например, медицинская организация, предоставляющая необходимое оборудование, приборы, лаборатории и т.п.), не осуществляет образовательной деятельности, а лишь предоставляет ресурсы, необходимые для более полного и успешного освоения обучающимся сетевой образовательной программы.

Правообладатель: Учебный центр «Академия Безопасности»
Все права на статьи и другие информационные материалы, размещённые на данном сайте, принадлежат его владельцу и авторам этих статей. Любое использование материалов, включая перепечатку (частичную или полную), допустимо только при указании авторства (ЧОУ ДПО «УЦ «Академия Безопасности») и установлении прямой активной гипертекстовой ссылки на сайт в виде: «источник: ab-dpo.ru», а также при сохранении всех активных гиперссылок, содержащихся в публикуемых материалах. Недопустимо использование е-mail адресов, находящихся на страницах сайта, для занесения в базы данных и проведения несанкционированных массовых СПАМ рассылок.

Другие Статьи раздела
ДРУГИЕ Статьи РАЗДЕЛА Образовательная деятельность

Узнайте основные различия между профессиональной переподготовкой и вторым высшим образованием на сайте ab-dpo.ru. Направленность, где получить, какие выдаются документы и где, а кого могут не допустить к освоению программы.

Узнайте, какие организации могут выдавать диплом государственного образца сейчас на сайте ab-dpo.ru и определите, какой документ нужен именно вам!

Узнайте на каких формах бланков должны печататься документы о дополнительном профессиональном образовании сейчас на сайте ab-dpo.ru

Источник: ab-dpo.ru

Как будет организовано сетевое обучение с 1 сентября 2021 года

1 сентября 2021 года вступает в силу приказ Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» , в котором определён новый порядок организации обучения.

Рассмотрим, что сказано в документах о сетевом обучении и принципах его организации.

Что говорит приказ Министерства просвещения РФ о сетевом обучении?

В п. 16 приказа указано, что организация может реализовывать образовательные программы как самостоятельно, так и посредством сетевой формы обучения.

«Организация может использовать сетевую форму реализации общеобразовательных программ и (или) отдельных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различного вида, уровня и (или) направленности), обеспечивающую возможность освоения образовательных программ обучающимися с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Использование сетевой формы реализации общеобразовательных программ осуществляется на основании договора между указанными организациями».

Получается следующее:

● сетевое обучение может применяться для реализации как всей образовательной программы, так и её компонентов, то есть отдельных учебных предметов, курсов, программ дополнительного образования и т.д.;

Читайте также:
Media что это программа

● для организации сетевого обучения школа должна заключить договор с другими образовательными организациями. Это может быть другая общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивная школа, университет и т.д.;

● местоположение организации-партнёра неважно, это может быть даже иностранное образовательное учреждение;

● форма организации учебного процесса при сетевом обучении может быть любой: очной, заочной, дистанционной;

● договоров может быть несколько с разными образовательными организациями.

Например, школа/лицей/гимназия может заключить договор с университетом, чтобы в профильном физико-математическом классе физику вёл профессор университета. Этот преподаватель может приходи.ть и вести уроки в обычном очном формате.

Или тренеры из спортивной школы, с которой заключён договор, могут вести физкультуру/секцию баскетбола и т.д. в школе.

Или лицей, расположенный в небольшом городе, может заключить договор с вузом Петербурга, Москвы, чтобы дополнительный курс углублённой подготовки к олимпиадам по биологии для старшеклассников вели преподаватели этого вуза в дистанционном формате.

Нормативные основания для организации сетевого обучения

Порядок организации образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ регламентируется одноимённым приложением № 1 к приказу Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. N 882/391 .

1. Сетевое обучение происходит на основе договора между образовательными организациями.

2. Стороны договора: базовая организация, которая несёт ответственность за предоставление образования, и организация-участник, которая отвечает за конкретный предмет, курс и т.д. Это может быть образовательная организация, научная, медицинская, физкультурно-спортивная и т.д.

3. Образовательная программа утверждается базовой организацией самостоятельно или совместно с сетевым партнёром. Сетевой партнёр может включить в сетевую образовательную программу рабочие программы отдельных предметов, модулей и т.д.

4. Учащиеся числятся в базовой организации, а в период прохождения сетевого обучения считаются также обучающимися организации-партнёра, но без отчисления из базовой организации.

Отчисление из организации-партнёра проводится после прохождения аттестации учащимися.

5. Если обучающиеся получают стипендию (например, студенты), то выплаты производит базовая организация. Организация-участник может по своему желанию назначить дополнительные стипендии, премии и т.п.

6. Аттестацию учащихся за сетевой курс, предмет проводит организация-партнёр. Аттестация в базовой организации по этому курсу не дублируется.

7. Документы об образовании учащимся выдаются базовой организацией. Сетевая организация-участник может по желанию выдать дополнительный сертификат.

8. Финансовые вопросы решаются организациями на основании договора. Плата с обучающихся за сетевое обучение не взимается.

9. Если учащийся не завершил обучение по истечении срока договора, то договор может быть продлён или учащийся может быть переведён на другую сетевую программу.

Для осуществления сетевого обучения базовая организация должна не только заключить договор с сетевым партнёром, но и составить локальные акты, «Положение о сетевом обучении», «Положение о дистанционном сетевом обучении» .

Как будет будет оплачиваться работа учителя при сетевом обучении?

Нормативных актов, отвечающих на этот вопрос, пока нет. Работа учителя будет оплачиваться на основании договора между организациями на основании «Положения о заработной плате» и других локальных актов, утверждённых в базовой и сетевой организациях.

Источник: dzen.ru

Сетевые образовательные программы

Система высшего профессионального образования не стоит на месте, придумывая новые формы обучения. Одна из таких – сетевая форма получения образования, довольно популярная на Западе и совсем недавно появившаяся у нас в России.

Что значит сетевая форма обучения?

Сетевая форма образования дает возможность студенту одного вуза пользоваться образовательными ресурсами другого: ведущими преподавателями, лабораториями и научными центрами, парком суперсовременного и дорогого оборудования, информационно-библиотечным банком.

В России сетевое обучение стало возможным благодаря союзу федеральных университетов. Осенью 2013 года было подписано соглашение между девятью федеральными вузами о реализации сетевых образовательных программ – был создан так называемый «Клуб девяти». И уже с 2014-2015 учебного года Балтийский федеральный университет им.

Канта одним из первых объявил набор на сетевые образовательные программы. В БФУ им. И. Канта прибыли студенты программы «Реклама и связи с общественностью» из САФУ им. М.В. Ломоносова и СВФУ им. М.К. Аммосова для изучения модуля по геобрендингу.

В качестве преподавателей Балтийский федеральный университет привлек ведущих европейских и российских экспертов в области коммуникации.

Приятно отметить, что первым опытом реальной реализации сетевого взаимодействия федеральных вузов стал проект БФУ им. И. Канта. Его важность заключается в том, что он сможет помочь апробировать организационные механизмы взаимодействия: оформление документов, прием делегаций, интеграцию с вузовским учебным процессом. Когда вместе с ректорами федеральных вузов мы продумывали цели и задачи сетевого взаимодействия, нам очень важным представлялось объединение наших собственных усилий, обмен ресурсами. Но в реальной практике мы пошли еще дальше: наши студенты получили уникальную возможность учиться у практиков и экспертов международного уровня.

– Андрей Клемешев, ректор БФУ им. И. Канта

В 2015-2016 учебном году БФУ им. И. Канта по сетевому соглашению объявляет набор на пять программ бакалавриата, а также участвует в четырех сетевых программах подготовки магистров.

Сетевые программы, в которых принимает участие БФУ им. И. Канта

Бакалавриат:
Сеть №1 САФУ — СВФУ — БФУ – «Реклама и связи с общественностью»
Сеть №2 САФУ — БФУ – «Землеустройство и кадастры»
Сеть №3 УрФУ — БФУ – «Туризм»
Сеть №4 СКФУ — ЮФУ — УрФУ — БФУ – «Филология»
Сеть №5 ЮФУ — УрФУ — БФУ – «Психология»

Магистратура:
Сеть №6 САФУ — БФУ – «Лингвистика»
Сеть №7 САФУ — БФУ – «Психолого-педагогическое образование»
Сеть №8 ЮФУ — БФУ – «Туризм»
Сеть №9 САФУ — СКФУ — ЮФУ — БФУ – «Физика»

Сетевые программы особенно привлекательны для студентов, решивших продолжить образование в магистратуре.

Новая форма подготовки магистров предоставляет обучающимся максимум возможностей в освоении уникальных профессиональных компетенций, получение которых, наверно, было бы невозможно в пределах отдельно взятого региона. В рамках сетевой программы студенты смогут не только изучать отдельные дисциплины в других университетах, но и принять участие в научно-исследовательской работе наряду с учёными этих вузов. Помимо того, планируется также совместное руководство научно-исследовательскими и выпускными работами магистрантов.

– Ирина Кукса, первый проректор по образовательной деятельности БФУ им. И. Канта

АБИТУРИЕНТ! Поступление на сетевые образовательные программы ничем не отличается от обычного приёма. Дополнительные испытания не предусмотрены. Учебные дисциплины, освоенные в любом из вузов сети, будут засчитаны бакалавру и магистранту, а в дипломе выпускника будет указано, в каком из университетов пройден тот или иной учебный модуль.

Мне кажется, это потрясающая идея – ездить для учёбы в другие университеты. Во-первых, это новые преподаватели, с другим опытом, с другими подходами. Во-вторых, это личный контакт с будущими коллегами по всей России. В-третьих, это прекрасная возможность познакомиться с самой Россией. И сетевое взаимодействие между федеральными университетами позволяет нам всё это увидеть и понять.

– Мария Слепцова, студентка СВФУ им. М.К. Аммосова по специальности «Реклама и связи с общественностью», прошла учебный модуль по геобрендингу в БФУ им. И. Канта

Источник: moeobrazovanie.ru

Разработка и реализация сетевых образовательных программ

Бизюкина Татьяна Александровна

Владикавказский торгово-экономический техникум

С принятием нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» стало возможным говорить о появлении новых методов получения образования. Одним из нововведений данного Федерального закона является сетевая форма реализации образовательных программ. В статье 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ» и статье 66 «Начальное общее, основное общее и среднее общее образование» говорится, что основные образовательные программы могут реализовываться образовательной организацией, как самостоятельно, так и совместно с иными образовательными организациями посредством организации сетевого взаимодействия (далее — сетевая форма реализации образовательной программы). При этом отмечается, что в сетевых формах реализации образовательных программ могут также участвовать организации науки, культуры, спорта и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Читайте также:
Partner netflix activation что это за программа на Андроид и нужна ли

Сетевые формы реализации образовательных программ применяются в целях повышения качества образования, расширения доступа обучающихся к современным образовательных технологиям и средствам обучения, предоставления обучающимся возможности выбора различных профилей подготовки и специализаций, углубленного изучения учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, более эффективного использования имеющихся образовательных ресурсов.

Среднее профессиональное образование (далее — СПО) является практико-ориентированным сегментом системы профессионального образования. Его главное предназначение состоит в кадровом обеспечении развития региональной экономики, индивидуального частного предпринимательства, малых форм бизнеса.

Исследователями убедительно доказано, что качество и эффективность профессионального образования в регионе должны обеспечиваться не отдельными учебными заведениями, а их целостной сетью, что продиктовано требованием экономически целесообразного целевого распределения и использования всех типов ресурсов.

Исходя из этого, удачным примером такого взаимодействия служит совместная деятельность ГБОУ СПО «Владикавказский торгово-экономический техникум» (далее Техникум) с отраслевым межрегиональным ресурсным центром развития профессиональных квалификаций в сфере сервиса и туризма г. Пятигорск (далее ОМРЦ РПК ССТ). Было подписано партнерское соглашение о некоммерческом сотрудничестве, в рамках которого разработаны сетевые образовательные программы (профессиональные модули) с целью профессиональной подготовки кадров квалифицированных рабочих и специалистов в области туризма и сервиса для туристско-рекреационного кластера СКФО. Данные программы предназначены для:

  • соответствия обеспечения динамического соответствия спроса и предложения по количеству и качеству подготавливаемых рабочих и специалистов актуальным требованиям развивающегося рынка труда туристско-рекреационного кластера СКФО, что позволит обеспечить трудоустройство выпускников и их конкурентоспособность;
  • удовлетворения образовательных потребностей различных слоев населения СКФО (с учетом сложной его стратификации и национального состава) в профессиональном образовании, профессиональной переподготовке и повышении квалификации;
  • обеспечения качества и доступности программ профессионального и дополнительного образования для различных целевых групп их потребителей и заказчиков кадров (население, государство, работодатели);
  • повышения экономической эффективности использования образовательных ресурсов учреждений профессионального образования СКФО.

Преподавателями Техникума были разработаны программы профессиональных модулей:

  • Выполнение работ по профессии бармен в горно-туристских комплексах;
  • Выполнение работ по профессии официант в горно-туристских комплексах.

Разработанные программы прошли апробацию на базе «пилотной» площадки – ГБОУ СПО «Владикавказский торгово-экономический техникум» с использованием новых учебно-методических комплексов в соответствии с предлагаемыми методическими рекомендациями. Обучающиеся по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания в количестве 48 человек прошли обучение по программам профессиональных модулей.

Для реализации данных программ Техникуму ОМРЦ РПК ССТ была оказана помощь в составлении учебно-методических, контрольно-измерительных материалов для оценки профессиональных компетенций обучающихся, приобретено оборудование и инвентарь.

По окончании обучения было подготовлено экспертное заключение результатов обучения. На основании листов оценки эффективности деятельности обучающихся и результатов квалификационного экзамена составлена сводная таблица результатов оценки эффективности деятельности обучающихся и рассчитана эффективность программы профессионального модуля.

Таким образом, апробация программ профессиональных модулей проекта сетевой образовательной программы подготовки специалистов для сферы обслуживания «Выполнение работ по профессии официант в горно-туристских комплексах» и «Выполнение работ по профессии бармен в горно-туристских комплексах» прошла успешно.

Представители работодателей дали высокую оценку значимости модулей в современной сфере обслуживания, высоко оценили профессиональные компетенции обучающихся и рекомендовали использовать программу профессионального модуля за счет вариативной части часов в основных профессиональных образовательных программах по специальностям СПО 19.02.10 Технология продукции общественного питания и 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании.

Обучающиеся Техникума получили сертификаты Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский Федеральный университет» об обучении по программам модулей.

В настоящее время программы этих модулей введены в учебный план за счет часов вариативной части в основных профессиональных образовательных программах по специальностям:

  • 02.10 Технология продукции общественного питания;
  • 02.01 Организация обслуживания в общественном питании.

ОМРЦ РПК ССТ на базе Техникума был проведен межрегиональный семинар по теме «Распространение положительного опыта сетевого взаимодействия образовательных учреждений СПО и социальных партнеров в сфере туризма и сервиса». Где были рассмотрены вопросы:

  • Внедрение сетевых образовательных программ;
  • Требования к системе профессионального образования в ходе становления сетевой образовательной программы;
  • Результаты апробации сетевых образовательных программ, разработанных в ходе проекта.

Наиболее распространенным вариантом сетевого взаимодействия на базе ресурсных центров (РЦ) сегодня являются отдельные целевые программы повышения квалификации преподавателей профессионального цикла и мастеров производственного обучения и ознакомительные экскурсии обучающихся из других учебных заведений родственного профиля.

ГБОУ СПО «Владикавказский торгово-экономический техникум» продолжил совместное взаимодействие с ОМРЦ РПК ССТ и заключил новое партнерское соглашение о совместном сотрудничестве. Одним из направлений этого соглашения является:

  • разработка программ обучения преподавателей и специалистов учреждений, повышение их квалификации.

Были заключены договора:

  • о повышении квалификации преподавателей специальных дисциплин учебного плана по специальности 02.10 Туризм по теме «Методическое обеспечение реализации учебного плана по направлению Социально-культурный сервис и туризм» по очной форме обучения в количестве 15 человек;
  • о повышении квалификации в форме стажировки преподавателей специальных дисциплин учебного плана по специальности 43.02.10 Туризм по теме «Инновационные технологии организации деятельности туристских комплексов» по очной форме обучения в количестве 5 человек.

Реализация совместных программ повышения квалификации предполагает использование и дистанционных образовательных технологий. Слушателям предоставляется возможность в получении онлайн-консультаций, проведения семинаров, конференций, форумов, обеспечивается консультационная поддержка с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

Достигнуто соглашение о проведении экскурсионных туров (познавательных, учебных, экологических и др.) созданной студенческой туристической компанией на Кавминводы. Изучается возможность привлечения работодателей не только Северной Осетии, но и Ставропольского края для проведения практики студентов, приглашения их для проведения занятий.

Сотрудничество Техникума с ОМРЦ РПК ССТ, имеющим богатый опыт подготовки специалистов в сфере сервиса и туризма, позволяет педколлективу более эффективно реализовывать новые формы сетевого взаимодействия.

Список литературы

  1. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 2013 г. – М.: Эксмо, 2013.
  2. Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» // Российская газета. N 190. 2013. 28 августа.
  3. Адамский А.И. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку – М.: Эврика, 2006.
  4. Глубокова Е.Н., Кондракова И.Э. Сетевое взаимодействие в сфере образования как раз-вивающийся процесс в теории и практике/Педагогика в современном мире// Сборник статей всероссийской научной конференции. – Санкт-Петербург: Издательство «Лема», 2011. – с.123-129.
  5. Пинчук Н.В., Якушкина М.С. Моделирование социокультурных сетей в процессе формирования образовательного пространства // Человек и образование. — № 4 (29). – 2011.

Источник: www.informio.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru