Сетевая программа дополнительного образования что это
- Главная
- Сведения об образовательной организации
- Новости
- Объединения ДЮЦ
- ДЮЦ на фото
- ДЮЦ на видео
- Кругозорро
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Детско-юношеский центр»
Методические материалы ДЮЦ: рабочие учебные программы
Педагоги проводят теоретические и практические занятия, итоговую аттестацию на базе Детско-юношеского центра, где действуют бесплатные и платные группы. Сетевые программы дополнительного образования реализуются на базе школ города Петрозаводска.
Рабочие учебные программы ДЮЦ обновляются к началу каждого учебного года. Возраст детей, принимаемых на обучение, перечень программ на новый, 2022-23 учебный год, смотрите в утвержденном ПЛАНЕ КОМПЛЕКТОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ГРУПП НА 2022-23 УЧЕБНЫЙ ГОД
2022 ЗНАКОМСТВО С ДЮЦ – программа ознакомительного уровня для детей от 6 до 17 лет, с приёмом учащихся по сертификатам персонифицированного финансирования
Разработка и реализация сетевых программ и проектов в сфере дополнительного образования
ПЕРЕЧЕНЬ РАБОЧИХ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ДЮЦ НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД ПО НАПРАВЛЕННОСТЯМ :
ТЕХНИЧЕСКАЯ
Бесплатные программы:
2022 Основы робототехники – для детей от 11 до 14 лет
2022 Математический субботник – для детей от 7 до 17 лет
2022 Сборка кубика Рубика – для детей от 8 до 10 лет
Платные программы:
2022 Программирование: создание игр – для детей от 10 до 13 лет
2022 Робототехника Лего – для детей от 8 до 10 лет
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ
Бесплатные программы:
2022 Адаптивное скалолазание – для детей от 9 до 15 лет
2022 Скалолазание – для детей от 7 до 10 лет
2022 Тхэквондо для начинающих – для детей от 6 до 9 лет
2022 Тхэквондо – для детей от 10 до 12 лет
2022 Тхэквондо для старших – для детей от 11 до 17 лет
Платные программы:
2022 Юный скалолаз – для детей от 4 до 7 лет
2022 Тхэквондо-Кидс – для детей от 4 до 7 лет
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
Бесплатные программы:
2022 Основы эстрадного творчества – для детей от 7 до 10 лет
2022 Эстрадное творчество – для детей от 11 до 14 лет
2022 Знакомство с фольклорной культурой – для детей от 7 до 11 лет
2022 Основы фольклорной культуры – для детей от 7 до 11 лет
2022 Фольклорная культура – для детей от 9 до 17 лет
2022 Игровое танцевальное творчество – для детей от 7 до 10 лет
2022 Основы хореографии – для детей от 9 до 16 лет
2022 Школа вокала – для детей от 15 до 17 лет
2022 Натурная живопись и графика – для детей от 12 до 17 лет
2022 Живопись для начинающих – для детей от 7 до 11 лет
Платные программы:
2022 Эстрада для малышей – для детей от 4 до 6 лет
2022 Фольклор – детям – для детей от 4 до 6 лет
2022 Хореография для младших – для детей от 4 до 6 лет
Сетевые программы:
2022 Танец выпускников – для детей от 14 до 17 лет
Сетевая форма реализации общеобразовательных программ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ
Бесплатные программы:
2022 Академия безопасности – для детей от 11 до 17 лет
2022 Богатырская застава – для детей от 8 до 17 лет
2022 Кадетский ориентир – для детей от 9 до 11 лет
2022 Основы первой помощи. Кадеты МЧС – для детей от 12 до 17 лет
2022 Первая помощь. Базовый курс – для детей от 13 до 17 лет
2022 Особый волонтёр. Базовый курс – для детей от 13 до 17 лет
2022 Скаутинг в младшей школе – для детей от 9 до 11 лет
2022 Скаутинг. Разведчество – для детей от 11 до 15 лет
2022 Старшие скауты – для детей 14-17 лет
2022 Основы трудовой деятельности – для детей от 14 до 17 лет
2022 Старшая сестра – для детей от 12 до 17 лет
2022 Технология волонтёрской деятельности – для детей от 13 до 18 лет
2022 Школа безопасности – для детей от 11 до 16 лет
2022 Школа медиаволонтёров – для детей от 13 до 17 лет
2022 Дети детям – для детей от 7 до 14 лет с ограниченными возможностями здоровья и расстройствами аутического спектра
2022 Особая мастерская – для детей от 7 до 17 лет
2022 КВН – для детей от 7 до 17 лет
2022 Мультмастерская – для детей от 7 до 17 лет
2022 Мультстудия «Творим вместе» – инклюзивная программа по творческому развитию для детей от 7 до 17 лет
2022 Сам себе психолог – для детей от 13 до 17 лет
Сетевые программы:
Школа зарничника – программа подготовки школьных команд к участию в городской игре «Зарница – Победа». Для учащихся 5-11 классов, продолжительность программы 2 года.
2022 Экстремальный класс – приключенческая, профилактическая программа для классов, имеющих проблемы с поведением (общение, взаимопонимание, работа в группе). Программа направлена на вовлечение участников в активную позитивную деятельность, развитие навыков сотрудничества и техник отказа от вредных привычек. Для учащихся 6-8 классов, продолжительность программы 1 год.
2022 Программа поддержки школьного телевидения – обучение основам телевизионной журналистики. Детско-юношеский центр Петрозаводска, как партнёр программы, предоставляет её участникам возможность работать в телестудии программы «После школы», где школьные редакции смогут записывать свои школьный телепрограммы. Для детей от 13 до 17 лет.
Новая! Школьный телемарафон – краткосрочная программа, расчитанная на 3 месяца и одновременное участие трёх классов из школы. Классы научатся работать в телестудии «После школы» и сделают собственную конкурсную программу о жизни школы с определением победителей на итоговом телефестивале. Для учащихся 6-7 классов, продолжительность программы 3 месяца.
2022 Мы и общество – программа Юниорского союза «Дорога» по развитию общественной активности младших школьников. Для учащихся 5-7 классов.
2022 Первая помощь – в ходе изучения программы учащиеся научатся безопасному оказанию первой помощи, получат практические навыки. Программа даёт не только знания и умения, необходимые сегодня каждому ответственному гражданину, но и готовит школьников к городским соревнованиям по первой помощи. Для учащихся от 13 до 17 лет.
2022 Первый шаг в общество – программа»Юниорского союза «Дорога» по развитию общественной активности школьников среднего звена. Для учащихся 3-4 классов.
2022 Доброкласс – программа Карельского центра добровольчества по обучению школьников волонтёрской деятельности, вовлечению в молодёжное добровольчество. Для учащихся 8 классов, продолжительность программы 1 год.
ПРОГРАММА «КРУГОЗОРРО»
«Кругозорро» — бесплатная программа для учащихся от 14 до 18 лет. Программа построена на основе принципа учебных модулей продолжительностью 3 месяца каждый. Подробнее — на сайте ДЮЦ и в официальной группе программы.
Источник: xn--d1atls5aj.xn--p1ai
Дистанционное обучение в системе дополнительного образования
Дистанционное образование – это способ обучения на расстоянии. Если говорить о технологии дистанционного обучения, то это одна из перспективных в системе дополнительного образования. Она позволяет решать задачи формирования информационно-коммуникационной культуры обучающихся, развивать их творческий потенциал.
Благодаря современным информационным технологиям обучающиеся могут использовать различные информационные ресурсы. Это актуально на сегодняшний день и очень востребовано. Обучающиеся самостоятельно используют самые разные источники информации, тем самым, приобретают знания, сами для себя определяют способы познавательной деятельности.
Познавательная деятельность носит активный характер, способствует раскрытию внутренних резервов каждого ребёнка.
Сегодня время диктует свои условия и нам, педагогам и ребятам детских общественных объединений, в рамках дополнительного образования для которых активные, очные коммуникативные методы и очные формы работы ближе для самовыражения, приходится строить всю работу в условиях онлайн по средствам Интернет – технологий.
Как педагогу дополнительного образования организовать дистанционное обучение за 4 шага?
Врятли, какие- либо учреждения дополнительного образования преследовали цели внедрения дистанционного обучения. Уверенна каждый педагог предпочёл бы очную деятельность дистанционной, но в связи с возникшими обстоятельствами (карантинные условия) мы вынуждены научиться применять формы дистанционного обучения в учреждениях дополнительного образования.
Изучив различные информационные источники , обобщенно можно выделить следующие цели дистанционного образования:
«Цели дистанционного образования сделать работу преподавателя творческой, более свободной, предоставить возможность самому решать, как выстроить систему преподавания предмета, дать возможность автоматизировать весь процесс. У преподавателя высвобождается больше времени для создания методических пособий, повышения уровня профессиональной подготовки, появляется возможность работы по совместительству. Также цель дистанционного образования это процесс внедрения в процесс обучения новейших современных информационных технологий, приобщение обучающихся к творческому подходу к процессу обучения, самостоятельной деятельности. »
Благодаря современным информационным технологиям обучающиеся могут использовать различные информационные ресурсы тем самым, приобретают знания, сами для себя определяют способы познавательной деятельности. Это актуально на сегодняшний день и очень востребовано».
Но, к сожалению, какими бы благородными не были эти цели в реальной жизни следовать эти целям очень сложно, так как дистанционное образование имеет свои преимущества и недостатки:
Достоинства дистанционного обучения:
— Отсутствие географических ограничений
— Доступность, открытость и гибкость взаимодействие участников учебных программ
— Индивидуальный график обучения
— Экономия времени и материальных затрат
— Социальное равноправие в отношении всех категорий учащихся,
— Снижение стоимости обучения
— Возможность доступа к различным источникам информации
— Возможность получения информации разнообразной по объему и содержанию
Недостатки дистанционного образования:
— Недостаточно тесное общение преподавателя с обучающимися
— Сильная зависимость качества дистанционного обучения от технической оснащенности оборудования
— Языковой барьер и неудовлетворительное взаимодействие между обучающимися
— Разница во времени на больших территориях
— Отсутствие должного внимания к вопросам информационной безопасности
— Субъективное ощущение обучающимися перегруженностью информацией
— Высокие требования к постановке задачи
— Высокая трудоемкость разработки курсов
— Необходимость наличия целого ряда индивидуально- психологических условий
— Недостаток практических знаний
— Неполнота и противоречивость нормативной базы
— Отсутствие системы подготовки специалистов дистанционного образования
— Проблема нормирования ставки и оплаты труда в системе дистанционного образования.
И тем не менее исходя из выше перечисленного, учреждения дополнительного образования, заинтересованные в том, чтобы успешно функционировать на рынке дополнительного образования необходимо адаптироваться в тех условиях, в которых оно оказывается, и найти способы реализации своих образовательных программ в формате дистанционного образования.
Таким образом основные цели педагога дополнительного образования – это научиться обучать в системе дистанционного образования, а основная задача любого педагога не просто занять ребенка или группу, а выдавать материал последовательно, реализуя образовательную программу, не нарушая никаких педагогических компетенций и выполняя требования ФГОС.
Шаг 2. Выбрать программное обеспечение для организации дистанционного обучения.
Арсенал обучения напрямую зависит от целей. Как правило, для дистанционного обучения используются следующие инструменты компьютерных и интернет технологий:
Формы урока и программы для их создания.
Вебинары – это семинар или лекция, урок в онлайн-режиме посредством видео. ( WhatsApp , Viber , Zoom и др.)
Хранилище или банк знаний — ваша личная база с материалом, который вы будете давать обучающимся дистанционно, назначать курсы, тесты, отслеживать успеваемость и анализировать результаты.
Единой универсальной системы дистанционного обучения нет. Каждое решение подходит для определенных задач.
Формы урока и программы для их создания.
Чтобы создать электронный курс, не обязательно быть программистом или дизайером:
Задания в формате презентации.
Задания в формате видео ролика. Скаченный по теме, созданный вами.
Итог шага 2: вы определили, какие инструменты и формы работ больше подходят для учреждения и педагога.
Шаг 3. Подготовить обучающий контент
Загрузите презентации, книги, инструкции, видеоролики, электронные курсы — все, что нужно изучить детям.
В идеале на этом этапе у вас должен быть план развития на определенный период вперед и список материалов, необходимых для изучения. Но на старте достаточно выпустить один электронный курс, чтобы провести пилотный запуск и «обкатать» систему.
Шаг 4. Оцените эффективность дистанционного обучения
Итак, после запуска дистанционного обучения, убедитесь, в его эффективности:
собирайте отзывы детей и родителей
сравнивайте достижения тех, кто учится дистанционно и очно;
регулярно проводите срезы знаний;
отслеживайте, как меняются успехи обучающихся, улучшаются ли показатели работы.
Итог шага 4: Вы провели анализ эффективности вашей дистанционной работы
Список использованной литературы:
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 года от 24 октября 2017 г. № Д18–20/пр https://минобрнауки.рф/документы/11704 Иванова Е. О.
2. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р https://минобрнауки.рф/документы/4429
3.Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в России» http://минобрнауки.рф/проекты/современная-образовательная-цифровая-среда.
5. Дополнительное образование. Сборник нормативных документов по состоянию на 1 сентября 2015 года. Изд. «Национальное образование»
6.Статья по теме: «Дистанционное обучение в условиях УДО»Федорова Татьяна Васильевна, методист, педагог дополнительного образования.
Источник: www.art-talant.org
Технологии электронного и смешанного обучения. Сетевые проекты в дополнительном образовании
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников» (МБУ ДО СЮТ), 665806, Российская Федерация, Сибирский федеральный округ, Иркутская обл., Ангарск г., 34-й квартал, д.1, телефон (3955)51 – 23 — 94, факс (3955) 51-23-93; сайт .
директор Животовский Михаил Григорьевич, руководители – Битюкова Галина Анатольевна, методист (информационные технологии); Кондратенко Мария Алексеевна, методист по программному обеспечению и аттестации педагогических работников.
Идея изменений/ гипотеза
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Наибольшим потенциалом на развитие универсальных учебных действий обладают педагогические технологии, построенные на основе проектного обучения в информационной образовательной среде.
Этому способствуют различные виды электронного и смешанного дополнительного образования как детей, так и взрослых. Существует множество веб-сервисов, которые в разы облегчают труд педагога. В нашем учреждении дополнительного образования работают педагоги, умеющие работать руками: делать корабли и самолеты, конструировать и запускать воздушных змеев, мастерить поделки в разной технике из различных материалов. Но они очень далеки от информационных технологий. Мы хотим на начальном этапе
Цель: привлечь педагогов к разработке проектных задач и качественных сетевых проектов для дополнительного образования школьников.
Концепция изменений:
Проектная деятельность даёт возможность увлекательно и самостоятельно добывать определённые знания по предложенной теме. Ведущей идей наших проектов является девиз: «Голова и руки должны работать вместе». То есть следуя специфике нашей работы дети и педагоги самостоятельно учатся работать по предложенным инструкциям, приобретают практические умения и определенные знания.
Предполагаемые риски: при возникших трудностях во время обучения участники могут выйти с проекта не закончив его, в тоже время с целью обучения они могут туда вернуться в любое время и продолжить своё обучение.
Условия реализации изменений:
В ходе участия в проектах и веб-квестах у педагогов и детей идёт расширение общих знаний, повышение ИКТ-компетентности, формируется умение планировать своё время для саморазвития, вырабатывается критичность к отбору информации.
Специальных финансовых затрат эта деятельность не предполагает. Все проекты и веб-квесты разрабатываются методистами и педагогами на основе конструктора сайтов «e-Pablish», либо с помощью Googl Сайтов.
Предполагаемый результат изменений, освоения новой технологии:
Создание системы сетевых проектов расширит возможности дополнительного образования и воспитания школьников. В ходе участия в сетевых образовательных проектах у обучающихся должны сформироваться предметные и метапредметные результаты обучения:
умение переносить известные способы действий в конкретно-практическую квазиреальную ситуацию;
умения, работая в группе, создавать конечный «продукт»;
• дети должны научиться работать в команде;
У учащихся должны сформироваться УУД:
• личностные — ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос: «Что такое хорошо, что такое плохо?»
• общие учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;
• логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;
• коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей;
регулятивные — целеполагание, планирование, корректировка плана.
Продукт инновационной деятельности: проект образовательной практики по организации дополнительного образования педагогов через дистанционные мастер-классы и школьников через сетевые проекты-выставки и веб-квесты, а также организацию занятий в форме решения проектных задач с использованием ИКТ.
На данный момент уже есть первые наработки в данном направлении: Сетевые проекты-выставки в дополнительном образовании.
В 2015/16 учебном году был разработан и проведен муниципальный внеурочный сетевой проект «Где живут волшебники», победитель всероссийского конкурса профессионального мастерства педагога «Педагогический проект» в номинации «Долгосрочные педагогические проекты», проводимом Томским государственным педагогическим университетом.
Для педагогов, желающих участвовать с детьми в сетевых проектах в качестве руководителей, разработан дистанционный мастер-класс «Интерактивный калейдоскоп. Байкал-чудодей». Сайт проекта стал победителем Всероссийского конкурса «Цифровой гуманизм» в номинации «Реализация творческого потенциала конкурсанта средствами информационных технологий». Мастер-класс действующий.
В 2017 году нами были разработаны и проведены внеурочные сетевые проекты-выставки, посвященные Году экологии:
«По страницам Красной Книги Иркутской области» , победитель всероссийского конкурса профессионального мастерства педагога «Калейдоскоп образовательных событий» в номинации «IT-технологии для создания и реализации предметного внеурочного мероприятия», проводимом Томским государственным педагогическим университетом. Опыт реализации проекта был представлен на VII Региональной научно-практической конференции «Экологическое, валеологическое образование, экологическая культура в образовательных организациях, в условиях введения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы развития» (ГАУ ДПО ИРО) и получил высокую оценку Международной научно-практической конференции «Новые идеи Новому веку» (2 место) (ТГПУ).
«Бумажные фантазии», был разработан и апробирован в рамках Международного образовательного марафона «Купаловские проекты 2017» (организатор Гродненский Государственный университет им. Я. Купалы. Проект включен в Путеводитель сетевых проектов под патронажем Комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка.
По результатам работы первого года инновационного проекта для педагогических работников будут представлены следующие продукты:
Технология разработки и проведения проектных задач для занятий с обучающимися начальной школы. Конструктор рабочих страничек для проектных задач.
Технология разработки и проведения веб-квестов. В настоящее время среди школьников очень популярны квест-комнаты различной тематики, в основе которых лежат интерактивные истории. Важнейшими элементами игры в жанре квеста является собственно повествование и исследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играет решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.
Что же такое образовательный веб-квест?
«Образовательный веб-квест — (webquest) — проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Веб – квест — это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу.
Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах». Существует множество заданий для веб-квестов. Мы хотим предложить веб-квесты, созданные для дополнительного образования школьников, на основе решения головоломки с помощью выполнения интерактивных упражнений.
Виртуальная квест-комната Станции юных техников.
В настоящее время в условиях информационной социализации дополнительное образование детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен. В содержании наших сетевых проектов отражены базовые ценности дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре.
Методическое обеспечение инновационной площадки будет осуществляться в разделе Мастер-класс сайта МБУ ДО СЮТ г. Ангарска.
Leave a comment заявки для инновационных площадок
Источник: posidpo.ru
Программы дополнительного ИТ-образования
Приказом по Министерству образования РФ № 4175 от 29.11.2002 создано новое направление подготовки бакалавров и магистров 511900 «Информационные технологии» [1-2]. Как показывает опыт, дополнительное образование — важная составляющая ИТ-образования в целом; его основными целями являются освоение нового вида профессиональной деятельности или получение дополнительной квалификации, связанной с деятельностью в области ИТ, а также повышение существующей квалификации.
Дополнительное профессиональное образование многообразно по своим формам, особенно в сфере повышения квалификации. Дополнительные образовательные программы могут осуществляться с отрывом, без отрыва и с частичным отрывом от работы. Они могут осваиваться параллельно с основными образовательными программами.
Наиболее емкими по объему учебных часов считаются программы обучения для получения дополнительной квалификации и освоения нового вида профессиональной деятельности [3]. При этом обучение на дополнительную квалификацию характеризуется не только большим объемом и, как следствие, длительным, обычно двухгодичным учебным циклом, но и тем, что в результате успешного освоения соответствующих учебных программ выпускники получают диплом государственного образца. Поэтому данный вид образования и представляет основной интерес с точки зрения разработки учебно-нормативных материалов, регламентирующих соответствующую образовательную деятельность.
В соответствии с требованиями Минвуза нормативный объем профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации должен составлять не менее 1000 часов аудиторных занятий (с учетом самостоятельной работы — около 2000 часов), а для освоения нового вида профессиональной деятельности — не менее 500 часов. Это делает обучение на дополнительную квалификацию перспективным для подготовки высокопрофессиональных, востребованных на практике ИТ-кадров.
Необходимое условие присвоения дополнительной квалификации — наличие диплома о высшем образовании по специальности, указанной в качестве допустимых в каждой программе дополнительного образования. Так, дополнительная квалификация «Разработчик профессионально ориентированных компьютерных технологий» может присуждаться лицам, имеющим высшее профессиональное образование по следующим направлениям и специальностям: 010000 «Естественнонаучные специальности»; 510000 «Естественные науки и математика»; 060000 «Специальности экономики и управления»; 350000 «Междисциплинарные специальности»; 654600 «Информатика и вычислительная техника»; 550000 «Технические науки»; 650000 «Техника и технологии».
Сегодня в области дополнительного образования делаются первые шаги. Имеется только предварительный Перечень программ дополнительного образования по направлению ИТ, составленный Минвузом, включающий следующие программы:
- «Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна (Web-дизайнер)»;
- «Системный инженер (специалист по эксплуатации аппаратно-программных комплексов персональных ЭВМ и сетей на их основе)»;
- «Разработчик профессионально ориентированных компьютерных технологий»;
- «Менеджер наукоемких технологий».
Субъекты программ дополнительного образования
- отсутствие четко определенных квалификационных требований к выпускникам;
- отсутствие курсов для формирования базовых знаний в области ИТ в соответствии с рекомендациями СС2001 [4], которыми слушатели программ дополнительного образования часто не обладают (прежде всего, по таким дисциплинам, как дискретные структуры, основы современных языков программирования, архитектура компьютеров, основы операционных систем, основы баз данных и компьютерных сетей);
- отсутствие системного подхода к изучению ИТ (в частности, отсутствие курса, изучающего систему стандартов в ИТ, глобальные концепции развития ИТ, фундаментальные модели) [5];
- упрощенный уровень изучения отдельных дисциплин;
- недостаточный почасовой объем конкретных рабочих программ, а также практикуемый перезачет необоснованно большого количества часов по программированию, пройденных по основной образовательной программе, часто не соответствующих современным требованиям;
- заниженные требования к выпускной работе;
- отсутствие целостной системы программ дополнительного образования.
Квалификационная характеристика технолога ИТ
- информационные технологии (информационно-вычислительные сети, компьютерные системы, информационные системы, базы данных, электронные коллекции, сетевые приложения, продукты системного и прикладного программного обеспечения;
- стандарты, профили, открытые спецификации, протоколы взаимодействия, другие технические характеристики систем, продуктов и сервисов ИТ;
- языки программирования, языки описания информационных ресурсов, языки спецификаций, а также инструментальные средства проектирования и создания систем, продуктов и сервисов ИТ;
- документация на системы, продукты и сервисы ИТ;
- средства администрирования и управления безопасностью;
- проекты по созданию и внедрению ИТ, соответствующая проектная документация;
- стандарты, процедуры и средства управления жизненным циклом ИТ;
- комплекты аттестационных тестов для установления соответствия систем, продуктов и сервисов ИТ исходным стандартам и профилям;
- производственные процессы, подлежащие автоматизации и реинжинирингу;
- разработке, созданию и использованию новых ИТ, реализованных в виде систем, продуктов и сервисов ИТ;
- разработке стандартов, профилей, открытых спецификаций систем, продуктов и сервисов ИТ;
- разработке и применению программных и информационных моделей процессов и объектов в науке, технике, экономике и управлении;
- использованию ИТ в проектно-конструкторской, управленческой и финансовой деятельности.
Принципы разработки стандарта дополнительного образования
- Подобная учебная программа должна быть направлена на подготовку высокопрофессиональных кадров, которые должны хорошо ориентироваться во всем пространстве ИТ, быть подготовленными к созданию, интеграции, сопровождению и использованию сложных систем, продуктов и сервисов ИТ, удовлетворяющих принципам открытых систем, построенных в соответствии с требованиями международных стандартов.
- В учебной программе должна быть отражена стратегическая роль концепции открытых систем для развития методологии и практики ИТ и, как следствие, роль стандартов и процесса стандартизации ИТ.
- В состав программы должны быть включены лекционные и практические занятия, обеспечивающие слушателям получение базовых профессиональных знаний в объеме, примерно соответствующем объему знаний представленного в СС2001 ядра для подготовки бакалавров. К обязательным базовым курсам следует отнести курсы, содержательно соответствующие аналогичным курсам стандарта бакалавра ИТ и составляющие не менее 30-40% от общего объема часов: дискретные структуры (2-семестровый курс с семинарскими занятиями); основы современных языков программирования (2-семестровый курс, поддержанный практикумом); архитектура ЭВМ и основы ОС (семестр); базы данных (семестр); компьютерные сети (семестр).
- В состав программы должен входить базовый методологический курс «Анализ информационных технологий» [6], посвященный научно-методическим основам ИТ, включая основные тенденции и концепции развития ИТ, концептуальный базис и эталонные модели важнейших разделов ИТ, организационная структура процесса стандартизации, аппарат профилирования, таксономия профилей и стандартов, используемые для определения стандартов языки и нотации, а также общие аспекты ИТ (управление, безопасность, интернационализация и др.).
- Профессионально-ориентированная часть курсов должна включать как курсы по основам современных ИТ, так и курсы профилирующей подготовки. Первые предназначены для получения слушателями фундаментальных знаний по важнейшим разделам ИТ, вторые — по конкретным видам технологий и продуктам.
- Программа должна включать обязательные и факультативные лекционные курсы, учебно-практические курсы и лабораторные работы, семинарские занятия, исследовательско-практические разработки и пр. Разнообразие видов обучения способствует более гармоничному развитию слушателей.
- В программе важное место отводится проведению так называемых учебно-практических курсов, которые включают как разбор теоретических аспектов ИТ, так и выполнение практических (лабораторных) работ с использованием наиболее распространенных ИТ-продуктов. Учебно-практические курсы целесообразно использовать в разделе профильных курсов.
- В программу может быть включен набор дополнительных лекционных курсов для обеспечения возможности составления гибких индивидуальных учебных планов с учетом интересов и способностей слушателей, индивидуальных установочных целей обучения.
- Важное место в программе отводится исследовательско-прикладным проектам, что способствует более глубокому осознанию и пониманию методологических основ ИТ, углубленному изучению стандартов ИТ, практическому освоению современных технологий реализации жизненного цикла систем и сервисов ИТ, развитию профессионального творчества.
- Программа должна характеризоваться основательностью и высоким профессиональным уровнем содержания курсов. Она должна реализовываться опытным преподавательским коллективом, ведь по существу это и есть вечерняя магистратура — но с более прагматическим уклоном.
- Состав учебных курсов и занятий призван адекватно отразить в учебной программе критические фазы жизненного цикла систем, продуктов и сервисов ИТ:
- проектирование спецификаций функциональности создаваемых технологий с использованием аппарата профилирования;
- реализацию профилей ИТ — создание систем, продуктов и сервисов ИТ на основе технологий комплексной поддержки жизненного цикла изделий;
- тестирование соответствия реализаций ИТ исходным профилям и стандартам.
Стратегия развития программ дополнительного образования
- фундаментальность академического профессионального обучения, реализуемого силами опытного профессорско-преподавательского состава вузов;
- эффективность практического освоения современных технологий на базе специализированных тренинговых центров, высокий уровень соответствующих учебно-методических материалов;
- актуальность и непосредственная целевая применимость результатов обучения;
- объединение ресурсов для разработки и издания соответствующих учебно-методических материалов, а также создание совместной учебно-технологической базы;
- возможность проведения совместных исследовательских и экспериментальных работ, направленных на разработку и апробирование новых образовательных технологий;
- соответствие учебных процессов, реализуемых в рамках совместной деятельности, как требованиям государственных образовательных стандартов, так и современным требованиям к профессиональным кадрам;
- использование маркетинговых ресурсов учебных центров для продвижения совместных учебных программ на рынке услуг дополнительного профессионального образования;
- возможность получения выпускниками программ дополнительного образования как диплома государственного образца о присвоении дополнительной квалификации, так и сертификатов (в том числе, международных), отражающих уровень владения технологиями, изучаемыми по программе профилированной подготовки.
В статье рассмотрены принципы разработки программ профессионального дополнительного образования. Для дополнительной квалификации предложено наименование — «технолог ИТ», предложен подход к подготовке востребованных в индустрии и бизнесе специалистов по конкретным направлениям, основанный на совместной разработке и реализации учреждениями высшей школы и отраслевыми учебными центрами учебных программ дополнительного образования.
Литература
- Владимир Сухомлин. «Подготовка бакалавров и магистров в области ИТ» , Открытые системы, 2002, № 3.
- Владимир А. Сухомлин, Владимир В. Сухомлин. «Концепция нового образовательного направления» , Открытые системы. 2003, № 2.
- Методические рекомендации и основные требования к проведению экспертиз документов, представляемых для лицензирования дополнительной квалификации профессиональной подготовки. Приказ от 06.09.2000 г. № 2571: «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов».
- Computing Curricula 2001. Association for Computing Machinery and Computer Society of IEEE.
- Сухомлин В.А. «»Анализ ИТ» — базовая дисциплина для программ профессиональной подготовки специалистов в области информационных технологий», Сб. трудов «Теоретические и прикладные проблемы информационных технологий», научной конференции, посвященной 250-летию МГУ и 10-летию ВКШ, МГУ, М.2001».
- Сухомлин В.А. «Введение в анализ информационных технологий» // М.: «Горячая линия — Телеком» 2003 г.
Источник: www.osp.ru