Сетевая программа дополнительного образования что это

Сетевая программа дополнительного образования что это

  • Главная
  • Сведения об образовательной организации
  • Новости
  • Объединения ДЮЦ
  • ДЮЦ на фото
  • ДЮЦ на видео
  • Кругозорро

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Детско-юношеский центр»

Методические материалы ДЮЦ: рабочие учебные программы

Педагоги проводят теоретические и практические занятия, итоговую аттестацию на базе Детско-юношеского центра, где действуют бесплатные и платные группы. Сетевые программы дополнительного образования реализуются на базе школ города Петрозаводска.

Рабочие учебные программы ДЮЦ обновляются к началу каждого учебного года. Возраст детей, принимаемых на обучение, перечень программ на новый, 2022-23 учебный год, смотрите в утвержденном ПЛАНЕ КОМПЛЕКТОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ГРУПП НА 2022-23 УЧЕБНЫЙ ГОД

2022 ЗНАКОМСТВО С ДЮЦ – программа ознакомительного уровня для детей от 6 до 17 лет, с приёмом учащихся по сертификатам персонифицированного финансирования

Разработка и реализация сетевых программ и проектов в сфере дополнительного образования

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОЧИХ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ДЮЦ НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД ПО НАПРАВЛЕННОСТЯМ :

ТЕХНИЧЕСКАЯ

Бесплатные программы:

2022 Основы робототехники – для детей от 11 до 14 лет

2022 Математический субботник – для детей от 7 до 17 лет

2022 Сборка кубика Рубика – для детей от 8 до 10 лет

Платные программы:

2022 Программирование: создание игр – для детей от 10 до 13 лет

2022 Робототехника Лего – для детей от 8 до 10 лет

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ

Бесплатные программы:

2022 Адаптивное скалолазание – для детей от 9 до 15 лет

2022 Скалолазание – для детей от 7 до 10 лет

2022 Тхэквондо для начинающих – для детей от 6 до 9 лет

2022 Тхэквондо – для детей от 10 до 12 лет

2022 Тхэквондо для старших – для детей от 11 до 17 лет

Платные программы:

2022 Юный скалолаз – для детей от 4 до 7 лет

2022 Тхэквондо-Кидс – для детей от 4 до 7 лет

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

Бесплатные программы:

2022 Основы эстрадного творчества – для детей от 7 до 10 лет

2022 Эстрадное творчество – для детей от 11 до 14 лет

2022 Знакомство с фольклорной культурой – для детей от 7 до 11 лет

2022 Основы фольклорной культуры – для детей от 7 до 11 лет

2022 Фольклорная культура – для детей от 9 до 17 лет

2022 Игровое танцевальное творчество – для детей от 7 до 10 лет

2022 Основы хореографии – для детей от 9 до 16 лет

2022 Школа вокала – для детей от 15 до 17 лет

2022 Натурная живопись и графика – для детей от 12 до 17 лет

2022 Живопись для начинающих – для детей от 7 до 11 лет

Платные программы:

2022 Эстрада для малышей – для детей от 4 до 6 лет

2022 Фольклор – детям – для детей от 4 до 6 лет

2022 Хореография для младших – для детей от 4 до 6 лет

Сетевые программы:

2022 Танец выпускников – для детей от 14 до 17 лет

Сетевая форма реализации общеобразовательных программ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ

Бесплатные программы:

2022 Академия безопасности – для детей от 11 до 17 лет

2022 Богатырская застава – для детей от 8 до 17 лет

2022 Кадетский ориентир – для детей от 9 до 11 лет

2022 Основы первой помощи. Кадеты МЧС – для детей от 12 до 17 лет

2022 Первая помощь. Базовый курс – для детей от 13 до 17 лет

2022 Особый волонтёр. Базовый курс – для детей от 13 до 17 лет

2022 Скаутинг в младшей школе – для детей от 9 до 11 лет

2022 Скаутинг. Разведчество – для детей от 11 до 15 лет

2022 Старшие скауты – для детей 14-17 лет

2022 Основы трудовой деятельности – для детей от 14 до 17 лет

2022 Старшая сестра – для детей от 12 до 17 лет

2022 Технология волонтёрской деятельности – для детей от 13 до 18 лет

2022 Школа безопасности – для детей от 11 до 16 лет

2022 Школа медиаволонтёров – для детей от 13 до 17 лет

2022 Дети детям – для детей от 7 до 14 лет с ограниченными возможностями здоровья и расстройствами аутического спектра

2022 Особая мастерская – для детей от 7 до 17 лет

2022 КВН – для детей от 7 до 17 лет

2022 Мультмастерская – для детей от 7 до 17 лет

2022 Мультстудия «Творим вместе» – инклюзивная программа по творческому развитию для детей от 7 до 17 лет

2022 Сам себе психолог – для детей от 13 до 17 лет

Сетевые программы:

Школа зарничника – программа подготовки школьных команд к участию в городской игре «Зарница – Победа». Для учащихся 5-11 классов, продолжительность программы 2 года.

2022 Экстремальный класс – приключенческая, профилактическая программа для классов, имеющих проблемы с поведением (общение, взаимопонимание, работа в группе). Программа направлена на вовлечение участников в активную позитивную деятельность, развитие навыков сотрудничества и техник отказа от вредных привычек. Для учащихся 6-8 классов, продолжительность программы 1 год.

2022 Программа поддержки школьного телевидения – обучение основам телевизионной журналистики. Детско-юношеский центр Петрозаводска, как партнёр программы, предоставляет её участникам возможность работать в телестудии программы «После школы», где школьные редакции смогут записывать свои школьный телепрограммы. Для детей от 13 до 17 лет.

Новая! Школьный телемарафон – краткосрочная программа, расчитанная на 3 месяца и одновременное участие трёх классов из школы. Классы научатся работать в телестудии «После школы» и сделают собственную конкурсную программу о жизни школы с определением победителей на итоговом телефестивале. Для учащихся 6-7 классов, продолжительность программы 3 месяца.

2022 Мы и общество – программа Юниорского союза «Дорога» по развитию общественной активности младших школьников. Для учащихся 5-7 классов.

2022 Первая помощь – в ходе изучения программы учащиеся научатся безопасному оказанию первой помощи, получат практические навыки. Программа даёт не только знания и умения, необходимые сегодня каждому ответственному гражданину, но и готовит школьников к городским соревнованиям по первой помощи. Для учащихся от 13 до 17 лет.

2022 Первый шаг в общество – программа»Юниорского союза «Дорога» по развитию общественной активности школьников среднего звена. Для учащихся 3-4 классов.

2022 Доброкласс – программа Карельского центра добровольчества по обучению школьников волонтёрской деятельности, вовлечению в молодёжное добровольчество. Для учащихся 8 классов, продолжительность программы 1 год.

ПРОГРАММА «КРУГОЗОРРО»

«Кругозорро» — бесплатная программа для учащихся от 14 до 18 лет. Программа построена на основе принципа учебных модулей продолжительностью 3 месяца каждый. Подробнее — на сайте ДЮЦ и в официальной группе программы.

Источник: xn--d1atls5aj.xn--p1ai

Дистанционное обучение в системе дополнительного образования

Дистанционное образование – это способ обучения на расстоянии. Если говорить о технологии дистанционного обучения, то это одна из перспективных в системе дополнительного образования. Она позволяет решать задачи формирования информационно-коммуникационной культуры обучающихся, развивать их творческий потенциал.

Благодаря современным информационным технологиям обучающиеся могут использовать различные информационные ресурсы. Это актуально на сегодняшний день и очень востребовано. Обучающиеся самостоятельно используют самые разные источники информации, тем самым, приобретают знания, сами для себя определяют способы познавательной деятельности.

Читайте также:
Facemoji что это за программа и нужна

Познавательная деятельность носит активный характер, способствует раскрытию внутренних резервов каждого ребёнка.

Сегодня время диктует свои условия и нам, педагогам и ребятам детских общественных объединений, в рамках дополнительного образования для которых активные, очные коммуникативные методы и очные формы работы ближе для самовыражения, приходится строить всю работу в условиях онлайн по средствам Интернет – технологий.

Как педагогу дополнительного образования организовать дистанционное обучение за 4 шага?

Врятли, какие- либо учреждения дополнительного образования преследовали цели внедрения дистанционного обучения. Уверенна каждый педагог предпочёл бы очную деятельность дистанционной, но в связи с возникшими обстоятельствами (карантинные условия) мы вынуждены научиться применять формы дистанционного обучения в учреждениях дополнительного образования.

Изучив различные информационные источники , обобщенно можно выделить следующие цели дистанционного образования:

«Цели дистанционного образования сделать работу преподавателя творческой, более свободной, предоставить возможность самому решать, как выстроить систему преподавания предмета, дать возможность автоматизировать весь процесс. У преподавателя высвобождается больше времени для создания методических пособий, повышения уровня профессиональной подготовки, появляется возможность работы по совместительству. Также цель дистанционного образования это процесс внедрения в процесс обучения новейших современных информационных технологий, приобщение обучающихся к творческому подходу к процессу обучения, самостоятельной деятельности. »

Благодаря современным информационным технологиям обучающиеся могут использовать различные информационные ресурсы тем самым, приобретают знания, сами для себя определяют способы познавательной деятельности. Это актуально на сегодняшний день и очень востребовано».

Но, к сожалению, какими бы благородными не были эти цели в реальной жизни следовать эти целям очень сложно, так как дистанционное образование имеет свои преимущества и недостатки:

Достоинства дистанционного обучения:

— Отсутствие географических ограничений

— Доступность, открытость и гибкость взаимодействие участников учебных программ

— Индивидуальный график обучения

— Экономия времени и материальных затрат

— Социальное равноправие в отношении всех категорий учащихся,

— Снижение стоимости обучения

— Возможность доступа к различным источникам информации

— Возможность получения информации разнообразной по объему и содержанию

Недостатки дистанционного образования:

— Недостаточно тесное общение преподавателя с обучающимися

— Сильная зависимость качества дистанционного обучения от технической оснащенности оборудования

— Языковой барьер и неудовлетворительное взаимодействие между обучающимися

— Разница во времени на больших территориях

— Отсутствие должного внимания к вопросам информационной безопасности

— Субъективное ощущение обучающимися перегруженностью информацией

— Высокие требования к постановке задачи

— Высокая трудоемкость разработки курсов

— Необходимость наличия целого ряда индивидуально- психологических условий

— Недостаток практических знаний

— Неполнота и противоречивость нормативной базы

— Отсутствие системы подготовки специалистов дистанционного образования

— Проблема нормирования ставки и оплаты труда в системе дистанционного образования.

И тем не менее исходя из выше перечисленного, учреждения дополнительного образования, заинтересованные в том, чтобы успешно функционировать на рынке дополнительного образования необходимо адаптироваться в тех условиях, в которых оно оказывается, и найти способы реализации своих образовательных программ в формате дистанционного образования.

Таким образом основные цели педагога дополнительного образования – это научиться обучать в системе дистанционного образования, а основная задача любого педагога не просто занять ребенка или группу, а выдавать материал последовательно, реализуя образовательную программу, не нарушая никаких педагогических компетенций и выполняя требования ФГОС.

Шаг 2. Выбрать программное обеспечение для организации дистанционного обучения.

Арсенал обучения напрямую зависит от целей. Как правило, для дистанционного обучения используются следующие инструменты компьютерных и интернет технологий:

Формы урока и программы для их создания.

Вебинары – это семинар или лекция, урок в онлайн-режиме посредством видео. ( WhatsApp , Viber , Zoom и др.)

Хранилище или банк знаний — ваша личная база с материалом, который вы будете давать обучающимся дистанционно, назначать курсы, тесты, отслеживать успеваемость и анализировать результаты.

Единой универсальной системы дистанционного обучения нет. Каждое решение подходит для определенных задач.

Формы урока и программы для их создания.

Чтобы создать электронный курс, не обязательно быть программистом или дизайером:

Задания в формате презентации.

Задания в формате видео ролика. Скаченный по теме, созданный вами.

Итог шага 2: вы определили, какие инструменты и формы работ больше подходят для учреждения и педагога.

Шаг 3. Подготовить обучающий контент

Загрузите презентации, книги, инструкции, видеоролики, электронные курсы — все, что нужно изучить детям.

В идеале на этом этапе у вас должен быть план развития на определенный период вперед и список материалов, необходимых для изучения. Но на старте достаточно выпустить один электронный курс, чтобы провести пилотный запуск и «обкатать» систему.

Шаг 4. Оцените эффективность дистанционного обучения

Итак, после запуска дистанционного обучения, убедитесь, в его эффективности:

собирайте отзывы детей и родителей

сравнивайте достижения тех, кто учится дистанционно и очно;

регулярно проводите срезы знаний;

отслеживайте, как меняются успехи обучающихся, улучшаются ли показатели работы.

Итог шага 4: Вы провели анализ эффективности вашей дистанционной работы

Список использованной литературы:

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 года от 24 октября 2017 г. № Д18–20/пр https://минобрнауки.рф/документы/11704 Иванова Е. О.

2. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р https://минобрнауки.рф/документы/4429

3.Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в России» http://минобрнауки.рф/проекты/современная-образовательная-цифровая-среда.

5. Дополнительное образование. Сборник нормативных документов по состоянию на 1 сентября 2015 года. Изд. «Национальное образование»

6.Статья по теме: «Дистанционное обучение в условиях УДО»Федорова Татьяна Васильевна, методист, педагог дополнительного образования.

Источник: www.art-talant.org

Технологии электронного и смешанного обучения. Сетевые проекты в дополнительном образовании

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников» (МБУ ДО СЮТ), 665806, Российская Федерация, Сибирский федеральный округ, Иркутская обл., Ангарск г., 34-й квартал, д.1, телефон (3955)51 – 23 — 94, факс (3955) 51-23-93; сайт .

директор Животовский Михаил Григорьевич, руководители – Битюкова Галина Анатольевна, методист (информационные технологии); Кондратенко Мария Алексеевна, методист по программному обеспечению и аттестации педагогических работников.

Идея изменений/ гипотеза
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Наибольшим потенциалом на развитие универсальных учебных действий обладают педагогические технологии, построенные на основе проектного обучения в информационной образовательной среде.

Этому способствуют различные виды электронного и смешанного дополнительного образования как детей, так и взрослых. Существует множество веб-сервисов, которые в разы облегчают труд педагога. В нашем учреждении дополнительного образования работают педагоги, умеющие работать руками: делать корабли и самолеты, конструировать и запускать воздушных змеев, мастерить поделки в разной технике из различных материалов. Но они очень далеки от информационных технологий. Мы хотим на начальном этапе

Цель: привлечь педагогов к разработке проектных задач и качественных сетевых проектов для дополнительного образования школьников.
Концепция изменений:
Проектная деятельность даёт возможность увлекательно и самостоятельно добывать определённые знания по предложенной теме. Ведущей идей наших проектов является девиз: «Голова и руки должны работать вместе». То есть следуя специфике нашей работы дети и педагоги самостоятельно учатся работать по предложенным инструкциям, приобретают практические умения и определенные знания.
Предполагаемые риски: при возникших трудностях во время обучения участники могут выйти с проекта не закончив его, в тоже время с целью обучения они могут туда вернуться в любое время и продолжить своё обучение.
Условия реализации изменений:
В ходе участия в проектах и веб-квестах у педагогов и детей идёт расширение общих знаний, повышение ИКТ-компетентности, формируется умение планировать своё время для саморазвития, вырабатывается критичность к отбору информации.
Специальных финансовых затрат эта деятельность не предполагает. Все проекты и веб-квесты разрабатываются методистами и педагогами на основе конструктора сайтов «e-Pablish», либо с помощью Googl Сайтов.

Читайте также:
Illustrator cs3 что это за программа

Предполагаемый результат изменений, освоения новой технологии:

Создание системы сетевых проектов расширит возможности дополнительного образования и воспитания школьников. В ходе участия в сетевых образовательных проектах у обучающихся должны сформироваться предметные и метапредметные результаты обучения:
умение переносить известные способы действий в конкретно-практическую квазиреальную ситуацию;
умения, работая в группе, создавать конечный «продукт»;
• дети должны научиться работать в команде;
У учащихся должны сформироваться УУД:
• личностные — ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос: «Что такое хорошо, что такое плохо?»
• общие учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;
• логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;
• коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей;
регулятивные — целеполагание, планирование, корректировка плана.

Продукт инновационной деятельности: проект образовательной практики по организации дополнительного образования педагогов через дистанционные мастер-классы и школьников через сетевые проекты-выставки и веб-квесты, а также организацию занятий в форме решения проектных задач с использованием ИКТ.

На данный момент уже есть первые наработки в данном направлении: Сетевые проекты-выставки в дополнительном образовании.

В 2015/16 учебном году был разработан и проведен муниципальный внеурочный сетевой проект «Где живут волшебники», победитель всероссийского конкурса профессионального мастерства педагога «Педагогический проект» в номинации «Долгосрочные педагогические проекты», проводимом Томским государственным педагогическим университетом.

Для педагогов, желающих участвовать с детьми в сетевых проектах в качестве руководителей, разработан дистанционный мастер-класс «Интерактивный калейдоскоп. Байкал-чудодей». Сайт проекта стал победителем Всероссийского конкурса «Цифровой гуманизм» в номинации «Реализация творческого потенциала конкурсанта средствами информационных технологий». Мастер-класс действующий.

В 2017 году нами были разработаны и проведены внеурочные сетевые проекты-выставки, посвященные Году экологии:

«По страницам Красной Книги Иркутской области» , победитель всероссийского конкурса профессионального мастерства педагога «Калейдоскоп образовательных событий» в номинации «IT-технологии для создания и реализации предметного внеурочного мероприятия», проводимом Томским государственным педагогическим университетом. Опыт реализации проекта был представлен на VII Региональной научно-практической конференции «Экологическое, валеологическое образование, экологическая культура в образовательных организациях, в условиях введения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы развития» (ГАУ ДПО ИРО) и получил высокую оценку Международной научно-практической конференции «Новые идеи Новому веку» (2 место) (ТГПУ).

«Бумажные фантазии», был разработан и апробирован в рамках Международного образовательного марафона «Купаловские проекты 2017» (организатор Гродненский Государственный университет им. Я. Купалы. Проект включен в Путеводитель сетевых проектов под патронажем Комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка.
По результатам работы первого года инновационного проекта для педагогических работников будут представлены следующие продукты:

Технология разработки и проведения проектных задач для занятий с обучающимися начальной школы. Конструктор рабочих страничек для проектных задач.
Технология разработки и проведения веб-квестов. В настоящее время среди школьников очень популярны квест-комнаты различной тематики, в основе которых лежат интерактивные истории. Важнейшими элементами игры в жанре квеста является собственно повествование и исследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играет решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.

Что же такое образовательный веб-квест?

«Образовательный веб-квест — (webquest) — проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Веб – квест — это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу.

Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах». Существует множество заданий для веб-квестов. Мы хотим предложить веб-квесты, созданные для дополнительного образования школьников, на основе решения головоломки с помощью выполнения интерактивных упражнений.

Виртуальная квест-комната Станции юных техников.
В настоящее время в условиях информационной социализации дополнительное образование детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен. В содержании наших сетевых проектов отражены базовые ценности дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре.

Методическое обеспечение инновационной площадки будет осуществляться в разделе Мастер-класс сайта МБУ ДО СЮТ г. Ангарска.

Leave a comment заявки для инновационных площадок

Источник: posidpo.ru

Программы дополнительного ИТ-образования

Приказом по Министерству образования РФ № 4175 от 29.11.2002 создано новое направление подготовки бакалавров и магистров 511900 «Информационные технологии» [1-2]. Как показывает опыт, дополнительное образование — важная составляющая ИТ-образования в целом; его основными целями являются освоение нового вида профессиональной деятельности или получение дополнительной квалификации, связанной с деятельностью в области ИТ, а также повышение существующей квалификации.

Дополнительное профессиональное образование многообразно по своим формам, особенно в сфере повышения квалификации. Дополнительные образовательные программы могут осуществляться с отрывом, без отрыва и с частичным отрывом от работы. Они могут осваиваться параллельно с основными образовательными программами.

Наиболее емкими по объему учебных часов считаются программы обучения для получения дополнительной квалификации и освоения нового вида профессиональной деятельности [3]. При этом обучение на дополнительную квалификацию характеризуется не только большим объемом и, как следствие, длительным, обычно двухгодичным учебным циклом, но и тем, что в результате успешного освоения соответствующих учебных программ выпускники получают диплом государственного образца. Поэтому данный вид образования и представляет основной интерес с точки зрения разработки учебно-нормативных материалов, регламентирующих соответствующую образовательную деятельность.

В соответствии с требованиями Минвуза нормативный объем профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации должен составлять не менее 1000 часов аудиторных занятий (с учетом самостоятельной работы — около 2000 часов), а для освоения нового вида профессиональной деятельности — не менее 500 часов. Это делает обучение на дополнительную квалификацию перспективным для подготовки высокопрофессиональных, востребованных на практике ИТ-кадров.

Необходимое условие присвоения дополнительной квалификации — наличие диплома о высшем образовании по специальности, указанной в качестве допустимых в каждой программе дополнительного образования. Так, дополнительная квалификация «Разработчик профессионально ориентированных компьютерных технологий» может присуждаться лицам, имеющим высшее профессиональное образование по следующим направлениям и специальностям: 010000 «Естественнонаучные специальности»; 510000 «Естественные науки и математика»; 060000 «Специальности экономики и управления»; 350000 «Междисциплинарные специальности»; 654600 «Информатика и вычислительная техника»; 550000 «Технические науки»; 650000 «Техника и технологии».

Сегодня в области дополнительного образования делаются первые шаги. Имеется только предварительный Перечень программ дополнительного образования по направлению ИТ, составленный Минвузом, включающий следующие программы:

  • «Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна (Web-дизайнер)»;
  • «Системный инженер (специалист по эксплуатации аппаратно-программных комплексов персональных ЭВМ и сетей на их основе)»;
  • «Разработчик профессионально ориентированных компьютерных технологий»;
  • «Менеджер наукоемких технологий».
Читайте также:
Файл ls что это за программа

Субъекты программ дополнительного образования

  • отсутствие четко определенных квалификационных требований к выпускникам;
  • отсутствие курсов для формирования базовых знаний в области ИТ в соответствии с рекомендациями СС2001 [4], которыми слушатели программ дополнительного образования часто не обладают (прежде всего, по таким дисциплинам, как дискретные структуры, основы современных языков программирования, архитектура компьютеров, основы операционных систем, основы баз данных и компьютерных сетей);
  • отсутствие системного подхода к изучению ИТ (в частности, отсутствие курса, изучающего систему стандартов в ИТ, глобальные концепции развития ИТ, фундаментальные модели) [5];
  • упрощенный уровень изучения отдельных дисциплин;
  • недостаточный почасовой объем конкретных рабочих программ, а также практикуемый перезачет необоснованно большого количества часов по программированию, пройденных по основной образовательной программе, часто не соответствующих современным требованиям;
  • заниженные требования к выпускной работе;
  • отсутствие целостной системы программ дополнительного образования.

Квалификационная характеристика технолога ИТ

  • информационные технологии (информационно-вычислительные сети, компьютерные системы, информационные системы, базы данных, электронные коллекции, сетевые приложения, продукты системного и прикладного программного обеспечения;
  • стандарты, профили, открытые спецификации, протоколы взаимодействия, другие технические характеристики систем, продуктов и сервисов ИТ;
  • языки программирования, языки описания информационных ресурсов, языки спецификаций, а также инструментальные средства проектирования и создания систем, продуктов и сервисов ИТ;
  • документация на системы, продукты и сервисы ИТ;
  • средства администрирования и управления безопасностью;
  • проекты по созданию и внедрению ИТ, соответствующая проектная документация;
  • стандарты, процедуры и средства управления жизненным циклом ИТ;
  • комплекты аттестационных тестов для установления соответствия систем, продуктов и сервисов ИТ исходным стандартам и профилям;
  • производственные процессы, подлежащие автоматизации и реинжинирингу;
  • разработке, созданию и использованию новых ИТ, реализованных в виде систем, продуктов и сервисов ИТ;
  • разработке стандартов, профилей, открытых спецификаций систем, продуктов и сервисов ИТ;
  • разработке и применению программных и информационных моделей процессов и объектов в науке, технике, экономике и управлении;
  • использованию ИТ в проектно-конструкторской, управленческой и финансовой деятельности.

Принципы разработки стандарта дополнительного образования

  1. Подобная учебная программа должна быть направлена на подготовку высокопрофессиональных кадров, которые должны хорошо ориентироваться во всем пространстве ИТ, быть подготовленными к созданию, интеграции, сопровождению и использованию сложных систем, продуктов и сервисов ИТ, удовлетворяющих принципам открытых систем, построенных в соответствии с требованиями международных стандартов.
  2. В учебной программе должна быть отражена стратегическая роль концепции открытых систем для развития методологии и практики ИТ и, как следствие, роль стандартов и процесса стандартизации ИТ.
  3. В состав программы должны быть включены лекционные и практические занятия, обеспечивающие слушателям получение базовых профессиональных знаний в объеме, примерно соответствующем объему знаний представленного в СС2001 ядра для подготовки бакалавров. К обязательным базовым курсам следует отнести курсы, содержательно соответствующие аналогичным курсам стандарта бакалавра ИТ и составляющие не менее 30-40% от общего объема часов: дискретные структуры (2-семестровый курс с семинарскими занятиями); основы современных языков программирования (2-семестровый курс, поддержанный практикумом); архитектура ЭВМ и основы ОС (семестр); базы данных (семестр); компьютерные сети (семестр).
  4. В состав программы должен входить базовый методологический курс «Анализ информационных технологий» [6], посвященный научно-методическим основам ИТ, включая основные тенденции и концепции развития ИТ, концептуальный базис и эталонные модели важнейших разделов ИТ, организационная структура процесса стандартизации, аппарат профилирования, таксономия профилей и стандартов, используемые для определения стандартов языки и нотации, а также общие аспекты ИТ (управление, безопасность, интернационализация и др.).
  5. Профессионально-ориентированная часть курсов должна включать как курсы по основам современных ИТ, так и курсы профилирующей подготовки. Первые предназначены для получения слушателями фундаментальных знаний по важнейшим разделам ИТ, вторые — по конкретным видам технологий и продуктам.
  6. Программа должна включать обязательные и факультативные лекционные курсы, учебно-практические курсы и лабораторные работы, семинарские занятия, исследовательско-практические разработки и пр. Разнообразие видов обучения способствует более гармоничному развитию слушателей.
  7. В программе важное место отводится проведению так называемых учебно-практических курсов, которые включают как разбор теоретических аспектов ИТ, так и выполнение практических (лабораторных) работ с использованием наиболее распространенных ИТ-продуктов. Учебно-практические курсы целесообразно использовать в разделе профильных курсов.
  8. В программу может быть включен набор дополнительных лекционных курсов для обеспечения возможности составления гибких индивидуальных учебных планов с учетом интересов и способностей слушателей, индивидуальных установочных целей обучения.
  9. Важное место в программе отводится исследовательско-прикладным проектам, что способствует более глубокому осознанию и пониманию методологических основ ИТ, углубленному изучению стандартов ИТ, практическому освоению современных технологий реализации жизненного цикла систем и сервисов ИТ, развитию профессионального творчества.
  10. Программа должна характеризоваться основательностью и высоким профессиональным уровнем содержания курсов. Она должна реализовываться опытным преподавательским коллективом, ведь по существу это и есть вечерняя магистратура — но с более прагматическим уклоном.
  11. Состав учебных курсов и занятий призван адекватно отразить в учебной программе критические фазы жизненного цикла систем, продуктов и сервисов ИТ:
  • проектирование спецификаций функциональности создаваемых технологий с использованием аппарата профилирования;
  • реализацию профилей ИТ — создание систем, продуктов и сервисов ИТ на основе технологий комплексной поддержки жизненного цикла изделий;
  • тестирование соответствия реализаций ИТ исходным профилям и стандартам.

Стратегия развития программ дополнительного образования

  • фундаментальность академического профессионального обучения, реализуемого силами опытного профессорско-преподавательского состава вузов;
  • эффективность практического освоения современных технологий на базе специализированных тренинговых центров, высокий уровень соответствующих учебно-методических материалов;
  • актуальность и непосредственная целевая применимость результатов обучения;
  • объединение ресурсов для разработки и издания соответствующих учебно-методических материалов, а также создание совместной учебно-технологической базы;
  • возможность проведения совместных исследовательских и экспериментальных работ, направленных на разработку и апробирование новых образовательных технологий;
  • соответствие учебных процессов, реализуемых в рамках совместной деятельности, как требованиям государственных образовательных стандартов, так и современным требованиям к профессиональным кадрам;
  • использование маркетинговых ресурсов учебных центров для продвижения совместных учебных программ на рынке услуг дополнительного профессионального образования;
  • возможность получения выпускниками программ дополнительного образования как диплома государственного образца о присвоении дополнительной квалификации, так и сертификатов (в том числе, международных), отражающих уровень владения технологиями, изучаемыми по программе профилированной подготовки.

В статье рассмотрены принципы разработки программ профессионального дополнительного образования. Для дополнительной квалификации предложено наименование — «технолог ИТ», предложен подход к подготовке востребованных в индустрии и бизнесе специалистов по конкретным направлениям, основанный на совместной разработке и реализации учреждениями высшей школы и отраслевыми учебными центрами учебных программ дополнительного образования.

Литература
  1. Владимир Сухомлин. «Подготовка бакалавров и магистров в области ИТ» , Открытые системы, 2002, № 3.
  2. Владимир А. Сухомлин, Владимир В. Сухомлин. «Концепция нового образовательного направления» , Открытые системы. 2003, № 2.
  3. Методические рекомендации и основные требования к проведению экспертиз документов, представляемых для лицензирования дополнительной квалификации профессиональной подготовки. Приказ от 06.09.2000 г. № 2571: «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов».
  4. Computing Curricula 2001. Association for Computing Machinery and Computer Society of IEEE.
  5. Сухомлин В.А. «»Анализ ИТ» — базовая дисциплина для программ профессиональной подготовки специалистов в области информационных технологий», Сб. трудов «Теоретические и прикладные проблемы информационных технологий», научной конференции, посвященной 250-летию МГУ и 10-летию ВКШ, МГУ, М.2001».
  6. Сухомлин В.А. «Введение в анализ информационных технологий» // М.: «Горячая линия — Телеком» 2003 г.

Источник: www.osp.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru