Сетевая образовательная программа что это

Правовая природа договора о сетевой форме реализации образовательных программ

Вопросы сетевой формы реализации образовательных программ относятся к числу достаточно дискуссионных и достаточно фрагментарно урегулированных действующим законодательством. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора. При этом, кроме норм о требованиях к содержанию данного договора, какое-либо отдельное регулирование отношений, связанных с заключением данного договора, его исполнением и другими аспектами, фактически отсутствует, что также обусловливает отнесение к числу дискуссионных вопроса о правовой природе договора о сетевой форме реализации образовательных программ.

Вместе с тем признание договора о сетевой форме реализации образовательных программ как имеющего административно-правовую природу представляется довольно спорным, так как целый ряд его особенностей не соответствует принятому в науке административного права пониманию административного договора.

Сетевая форма реализации образовательных программ

Так, Д.Н. Бахрах дает следующее определение: «Административный договор — это основанный на административно-правовых нормах и выработанный в публичных интересах в результате добровольного согласования воли двух (либо более) субъектов административного права, одним из которых всегда выступает субъект административной власти, многосторонний акт, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников»[3].

Таким образом, административный договор отличается особым субъектным составом с обязательным включением государственно-властного субъекта и целью — направлен на удовлетворение публично-правовых интересов). При этом такие договоры являются одной из форм управленческого воздействия государства и характеризуются неравноправным положением их участников. Рассмотрим, насколько договор о сетевой форме реализации образовательных программ соответствует данным особенностям.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Сетевая образовательная программа по специальности «Международное право»

Как видно из данной нормы, среди возможных и допустимых участников рассматриваемого договора отсутствуют государственно-властные субъекты. Также из данного положения можно сделать вывод, что целью данного договора является обеспечение привлечения организацией, осуществляющей образовательную деятельность, ресурсов иных организаций. Представляется, что, несмотря на государственные обязательства по обеспечению гарантий реализации прав граждан в сфере образования, договор о сетевой форме реализации образовательных программ направлен в целом на удовлетворение не публично-правовых интересов, а частных интересов конкретных организаций, заключивших такой договор. Кроме этого, поскольку ни одна из сторон не имеет властных полномочий относительно друг друга, то можно сделать вывод о том, что данный договор базируется на принципах, провозглашаемых п. 1 ст. 2 ГК РФ, а именно на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Также следует отметить, что заключение договора о сетевой форме образовательных программ является добровольным, что также подтверждается позицией Верховного суда Республики Алтай, согласно которой «прямой законодательной обязанности заключать договор о сетевой форме обучения законом не предусмотрено, ст. 15 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает заключение такого договора лишь при необходимости использования ресурсов иных организаций»[4].

Указанный выше Н.А. Шевелевой, М.Ю. Лавриковой и И.А. Васильевым довод о том, правовая природа анализируемого договора не может быть иной, нежели административно-правовой, поскольку он регулирует образовательные отношения, в том числе с участием обучающихся, тоже нельзя признать убедительным по следующим причинам.

Отнесение образовательных отношений к разновидности административно-правовых хотя и имеет своих сторонников[5], тем не менее не является бесспорным. Так, высказывалась точка зрения о том, что правоотношения, непосредственно вытекающие из образовательной деятельности, являются разновидностью гражданско-правовых отношений[6]. Кроме этого, имеет место быть и мнение о самостоятельной природе таких отношений[7]. Не вступая в данную дискуссию, поскольку она не является предметом настоящего рассмотрения, следует отметить, что однозначному отнесению образовательных отношений к числу административно-правовых препятствуют в том числе принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, сформулированные в ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», например, такие как автономия образовательных организаций, сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования и другие.

То обстоятельство, что исполнение договора о сетевой форме реализации образовательных программ в той или иной мере затрагивает обучающихся, тоже не свидетельствует о его административно-правовой природе. Это связано с тем, что, по сути, такой договор не создает для обучающихся новых ограничений, не налагает на них каких-либо особых дополнительных обязанностей. Наоборот, для них создаются новые возможности, например, такие как академическая мобильность, в образовательный процесс вовлекаются дополнительные ресурсы, отсутствующие у организации, осуществляющей образовательную деятельность, и т.д. Данные обстоятельства создают лучшие условия для реализации права на образование, а не устанавливают какие-либо ограничения и (или) регламенты.

Таким образом, позицию об административно-правовой природе договора о сетевой форме реализации образовательных программ следует признать несостоятельной.

Значительное количество авторов считают, что рассматриваемый договор имеет гражданско-правовой характер[8], так как, как уже отмечалось выше, он характеризуется свободой и автономией воли сторон, их равенством, а также диспозитивностью соглашений. И если относительно характера данного договора наблюдается относительное единство мнений, то отнесение его к договорам sui generis или к разновидностям поименованных в ГК РФ договоров вызывает определенные сомнения.

В целом как наиболее близкий по своей природе к договору о сетевой форме реализации образовательных программ авторы отмечают договор простого товарищества (договор о совместной деятельности)[9]. Вместе с тем ряд из них считают, что к рассматриваемому договору неприменимы многие правила, предусмотренные главой 55 ГК РФ для договора простого товарищества[10].

С точки зрения предмета рассматриваемые договоры действительно близки. Так, согласно п. 1 ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. В соответствии же с п. 3 ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указывается характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы.

Вместе с тем относительно субъектного состава данные договоры существенно различаются. Пункт 2 ст. 1041 ГК РФ закрепляет положение о том, что сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в п. 20 ст. 2 к числу организаций, осуществляющих образовательную деятельность, относит не только образовательные организации, которые могут быть исключительно некоммерческими организациями, но и организации, осуществляющие обучение, которые могут быть созданы в любой организационно-правовой форме, а также индивидуальных предпринимателей. Таким образом, субъектный состав договора о сетевой форме реализации образовательных программ гораздо шире.

Еще более сомнительным выглядит применимость к рассматриваемому договору положений об общем имуществе товарищей, поскольку ст. 1043 ГК РФ говорит о «внесении» товарищами имущества и пользовании им в интересах всех товарищей. Поскольку подавляющее большинство организаций, осуществляющих образовательную деятельность, относятся к числу государственных или муниципальных учреждений, то они обладают своим имуществом лишь на ограниченном вещном праве — праве оперативного управления, что в соответствии со ст. 298 ГК РФ требует согласия собственника. Но поскольку «внесение» в данном случае, если и не является приватизацией, но все равно представляет собой явное обременение публичного имущества, то возможность получения согласия собственника в такой ситуации представляется крайне ограниченной.

Также вызывают вопросы с точки зрения применимости к договору о сетевой форме реализации образовательных программ положения ст. 1047 ГК РФ об ответственности товарищей по общим обязательствам, ст. 1051 ГК РФ об отказе от бессрочного договора простого товарищества, ст. 1054 ГК РФ о негласном товариществе.

Приведенные выше доводы не позволяют считать договор о сетевой форме реализации образовательных программ договором о простом товариществе, по крайней мере, в условиях текущего правового регулирования.

М.Н. Малеиной было высказано мнение, что в исследуемой договорной форме соединены элементы договоров услуги и совместной деятельности[11]. Данное утверждение представляется достаточно сомнительным, поскольку согласно п. 1 ст.

779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Иначе говоря, договор услуги всегда является возмездным. Договор о сетевой форме реализации образовательных программ не предусматривает в качестве существенной характеристики возмездность, так как может быть и безвозмездное предоставление ресурсов, «обмен» ресурсами и т.д.

Читайте также:
Инновационная программа менеджера что это такое

Представляется, что развитие судебной практики по данному вопросу позволит дать более точные ответы на вопрос о принадлежности договора о сетевой форме реализации образовательных программ, а также о применимых к его регламентации нормах ГК РФ, регулирующих отдельные виды обязательств.

Литература

1. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов / Д.Н. Бахрах. М.: Норма-Инфра, 2000. 640 с.

2. Кванина В.В. Гражданское регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования / В.В. Кванина. М.: Готика, 2005. 368 с.

3. Коршунова Н.В. Сетевые формы взаимодействия образовательных организаций: проблемы реализации образовательного законодательства / Н.В. Коршунова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. N 7. С. 63 — 69.

4. Ласкина Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) / Н.В. Ласкина, Н.А. Новикова, Н.С. Лежнева, Н.Ю. Тимофеева и др. // СПС «КонсультантПлюс».

2014.

5. Малеина М.Н. Договор о сетевой форме реализации образовательных программ / М.Н. Малеина // Lex Russica. 2016. N 7 (116).

С. 177 — 183.

6. Суханов Е.А. Осторожно: гражданско-правовые конструкции / Е.А. Суханов // Законодательство. 2003. N 9. С. 60 — 65.

8. Шевелева Н.А. Сетевая форма обучения: состояние правового регулирования и перспективы развития / Н.А. Шевелева, М.Ю. Лаврикова, И.А. Васильев // Закон.

2016. N 5. С. 161 — 170.

[1] Шевелева Н.А., Лаврикова М.Ю., Васильев И.А. Сетевая форма обучения: состояние правового регулирования и перспективы развития // Закон. 2016. N 5. С. 164.

[3] Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: Норма; Инфра-М, 2000. С. 185.

[4] Апелляционное определение Верховного суда Республики Алтай от 29 октября 2014 г. по делу N 33-865 // СПС «КонсультантПлюс».

[5] См., например: Суханов Е.А. Осторожно: гражданско-правовые конструкции // Законодательство. 2003. N 9. С. 62.

[6] См., например: Кванина В.В. Гражданское регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования. М.: Готика, 2005. С. 273.

[8] См., например: Ласкина Н.В., Новикова Н.А., Лежнева Н.С., Тимофеева Н.Ю., Слесарев С.А., Вахрушева Ю.Н. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». 2014; Малеина М.Н. Договор о сетевой форме реализации образовательных программ // Lex Russica. 2016. N 7 (116).

С. 181; Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» / Под ред. А.Н. Козырина // СПС «КонсультантПлюс». 2015.

[9] См., например: Ласкина Н.В., Новикова Н.А., Лежнева Н.С., Тимофеева Н.Ю., Слесарев С.А., Вахрушева Ю.Н. Указ. соч.; Малеина М.Н. Указ. соч. С. 181; Коршунова Н.В. Сетевые формы взаимодействия образовательных организаций: проблемы реализации образовательного законодательства // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016.

N 7. С. 66 — 67.

[10] Коршунова Н.В. Указ. соч. С. 66 — 67; Малеина М.Н. Указ. соч. С. 181.

[11] Малеина М.Н. Указ. соч. С. 181.

Источник: urfac.ru

Сетевая форма обучения

Перед Министерством науки и образования сегодня стоит новая цель – внедрение сетевой формы обучения, которая позволит не только укрепить связи с мировой наукой, но и обеспечить максимально тесное взаимодействие с другими учебными заведениями внутри государства.

Сетевая форма обучения

Неизбежная реорганизация производства, связанная с развитием науки и внедрением инновационных технологий, ставит новые задачи перед образовательными организациями, которые занимаются подготовкой квалифицированных кадров. В том числе, эти изменения требуют совершенного нового подхода в обучении молодых специалистов.

Отметим, что стратегия развития науки и образования уже закреплена законодательно, Указом Президента России № 559 и Постановлением Правительства №211. В данных документах 2020 год обозначен, как дата, когда не менее пяти ВУЗов России должны войти в список лучших мировых университетов.

Согласно утвержденной стратегии, ключевым направлением развития российских ВУЗов должна стать:

  • реализация взаимодействия образовательных программ с зарубежной высшей школой,
  • мобильность профессорско-преподавательского состава и студентов, обеспечивающая возможность обучения самым прогрессивным мировым технологиям,
  • привлечение специалистов из западных стран для обучения студентов и обмена опытом.

Специалисты уверены, что такие задачи могут быть реализованы только при условии внедрения новых форм обучения. Именно поэтому перед Министерством науки и образования сегодня стоит новая цель – внедрение сетевой формы обучения, которая позволит не только укрепить связи с мировой наукой, но и обеспечить максимально тесное взаимодействие с другими учебными заведениями внутри государства.

Что такое сетевая форма обучения?

Сетевая форма обучения – метод реализации образовательных программ с использованием ресурсов самых разных организаций (образовательных (в том числе иностранных), производственных, медицинских, научных и т.д.), обладающих возможностями для проведения учебной/производственной практики или других видов учебной деятельности в рамках реализуемой образовательной программы.

Хорошо известно, что прогресс в науке невозможен без тесного взаимодействия ученых всего мира. Вместе с тем, учитывая, что все продукты научной деятельности используются, прежде всего, в ведущих отраслях экономики и бизнеса, возникла необходимость внедрения сетевой формы обучения, которая предполагает практическую деятельность молодых специалистов в условиях прямого сотрудничества с производством и бизнесом.

Нельзя не отметить, что сетевая форма обучения также направлена на мотивирование руководителей предприятий, которые могут оказать содействие в практическом обучении студентов, проявлять заинтересованность к привлечению молодых квалифицированных кадров. При этом главный вклад предприятий в процесс подготовки квалифицированных кадров – предоставление материально-технической базы, позволяющей студентам закрепить теоретические знания на практике, а ученым – создавать новые технологии, основываясь на реальных потребностях производства.

Сетевое обучение, как форма, предполагающая вовлечение в ход подготовки специалистов всех сфер производства, материальных и кадровых ресурсов, должна иметь четкую структуру с определением круга обязанностей и ответственности всех участников процесса.

Кстати, именно разработкой четкого плана регулирования межсетевого взаимодействия различных организаций и занимается Минобрнауки, поскольку в сфере компетенции ведомства как раз и находится создание единого плана обучения и выдача лицензий на тот или другой вид образовательной деятельности.

Преимущества сетевой формы обучения

Построение сетевой формы обучения существенно расширяет возможности всех участников обучающей программы. Но хочется отметить, в первую очередь, преимущества, открывающиеся для будущих специалистов. Благодаря сетевой форме обучения они имеют возможность:

  • одновременно обучаться в основном ВУЗе и осваивать смежные дисциплины во втором ВУЗе или в Центре ДПО,
  • заниматься научной деятельностью и одновременно проходить стажировку на предприятии, что практически полностью позволяет решить проблему трудоустройства молодого выпускника.

Подчеркнем, что параллельное обучение в разных образовательных организациях осуществляется по единой учебной программе. Например, студент изучает симметрично программы двух ВУЗов, имеющих согласованный учебный план, но при этом молодой специалист получает два диплома по смежным специальностям.

Кроме такого варианта обучения, сотрудниками Минобрнауки разработаны программы, включающие любое из направлений:

  • теоретического обучения;
  • обучения и стажировки;
  • научно-исследовательской работы;
  • производственной практики.

Все эти составляющие по выбору студента могут быть включены в учебный план, и на каждом этапе обучения он получает диплом, сертификат или удостоверение о прохождении обучения и присвоении квалификации.

Дополнительным бонусом сетевого обучения является признание дипломов ВУЗами-партнерами, что существенно расширяет возможности студентов, в том числе – на международном уровне.

Перспективы сетевого обучения

В свете неуклонного развития научно-технического прогресса и в связи с объявленными Президентом России приоритетными направлениями повышения роста экономики и обеспечения конкурентоспособности/безопасности государства, сетевая форма обучения сегодня признана едва ли не самой прогрессивной системой образования. Специалисты утверждают, что именно она открывает максимально полный доступ к самым передовым достижениям науки и техники.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

  • система образования
  • формы обучения
  • минобрнауки
  • образовательная деятельность
  • подготовка кадров

Источник: fulledu.ru

Сетевая и электронная формы обучения в школе

Сетевая форма реализации образовательных программ (далее — сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций : организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных, медицинских, организаций культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, в том числе и иностранных.

Если сказать коротко: сетевое образование — это когда в учебном процессе принимают участие несколько организаций.

Деятельность организаций, входящих в сеть, осуществляется на основании договора между ними и совместно разрабатываемых и утверждаемых образовательных программ.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей , обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников .

Таким образом, электронное обучение (e-learning) — это обучение с применением информационно-коммуникационных технологий и электронных обучающих ресурсов.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Сетевое образование

Сетевая форма образования довольно широко использовалась и используется общеобразовательными организациями: проекты «Школа-вуз», «Школа – межшкольный учебный комбинат», «Школа – ПТУ-коледж-вуз», «Школа-производство», «Школа-социокультурный комплекс», в сельской местности — сетевая форма при реализации профильного обучения и др.

Работа с документами

При использовании сетевой формы обратите внимание на работу с документами:

1.Сетевая форма действует на договорной основе:

  • Договор о совместной деятельности образовательных организаций при реализации образовательных программ в рамках сетевого взаимодействия;
  • Договор образователной организации с родителями (законными представителями) обучающегося, осваивающего образовательные программы в сторонней организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • Договор образовательных и иных организаций о совместной деятельности в рамках сетевого взаимодействия.
Читайте также:
Oc Windows обнаружила что эта программа выполнялась некорректно

2.Разрабатываются образовательные программы, реализуемые в сетевой форме;

3.Вносятся соответствующие изменения в Устав, колдоговор, правила внутреннего распорядка, должностные инструкции работников организации, занятой в сети;

4.Разрабатываются, принимаются и утверждаются необходимые локальные акты.

Положения (примерный перечень):

  • Сетевое взаимодействие в реализации проекта;
  • Сетевые формы реализации образовательных программ, реализуемых в сети;
  • Управление сетевым взаимодействием;
  • Порядок комплектования классов, групп при использовании сетевой формы образования;
  • Ресурсное обеспечение сетевого взаимодействия;
  • Порядок финансирования образовательных организаций, реализующих образовательные программы в рамках сетевого взаимодействия;
  • Процедура формирования индивидуальных образовательных программ и учебных планов в рамках сетевого взаимодействия;
  • Процедура и формы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в рамках сетевого взаимодействия;
  • Положение о сетевой комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Нет необходимости доказывать преимущества сетевой формы обучения: сетевая форма дает возможность использовать ресурсы базовых предприятий и организаций, физических и химических кабинетов, биологических лабораторий и т.д.

Электронное образование

Как показывает анализ электронного образования, наибольшее распространение эта форма получила в высшей школе. Однако, как отмечает Минобрнауки РФ, пока заинтересованность со стороны образовательных учреждений в массовом внедрении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий недостаточна.

Здесь все упирается в ряд проблем. Одна из них состоит в том, что « для реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность , — говорится в законе об образовании, — должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся ».

Другая – это кадровая проблема. Мало учителя обеспечить ноутбуком, скоростным интернетом, электронным учебником, интерактивной доской, технологиями и т.д., надо еще и хорошо научить его пользоваться всем этим богатством, снабдить современными методическими разработками. Из закона следует, что теперь запрещено заниматься электронным образованием не только не имея электронных учебников, информационно-образовательной среды, соответствующих баз данных, но, самое главное, не имея специально подготовленных преподавателей и управленцев.

Надо отметить, что в школах эти проблемы постепенно начинают решаться, хотя не так быстро, как хотелось. Например, в Пензенской области в рамках модернизации образования все учителя были обеспечены сначала нетбуками, а потом и ноутбуками. Школы подключены к сети Интернет, имеют сайты, пополняются интерактивными досками, компьютерной техникой и IT-технологиями, внедряют электронные дневники и электронные классные журналы. В рамках пилотного проекта организовано дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями. Учителя осваивают IT-технологии и методики их применения.

Согласно закону об образовании общее образование может быть получено в форме семейного образования и самообразования. Вот здесь, как нельзя кстати, и пригодилось бы электронное образование.

Чтобы подготовить современного выпускника к вхождению в трудовую деятельность, общеобразовательная школа, как социальный институт, должна идти на десяток лет впереди общества.

Будем надеяться, что школы будут идти в ногу со временем. Опыт такой работы в ряде территорий уже имеется. Это территории, где реализуется, например, проект «Сетевой город», «Электронное образование в Республике Татарстан» и др.

Нормативная база электронного образования в школе

  • об электронном образовании;
  • о введении электронного классного журнала;
  • о введении электронного дневника;
  • об уроке с использованием IT-технологий;
  • об использовании электронной формы обучения при обучении детей на дому;
  • об электронном документообороте и др.

При использовании электронной формы, дистнционного обучения необходимо внести соответствующие изменения в локальные акты школы и должностные инструкции сотрудников.

Перспективы

Сегодня в развитых странах обучения без использования электронных технологий просто не существует. По поручению зампреда Правительства РФ Ольги Голодец должен быть подготовлен план развития электронного образования в нашей стране и сформирована межведомственная рабочая группа, которая и утвердит программу действий на ближайшие три года.

Минобразование РФ определило задачу, чтобы в 2013 году любой ребенок, который проявит желание получить школьное образование в дистанционной форме либо в силу своего здоровья, либо в силу удаленного проживания имел такую возможность.

Полезные информационные ресурсы к теме:

Интернет-ресурсы образовательного и научно-образовательного назначения, оформленные в виде электронных библиотек, словарей и энциклопедий.

Раздел содержит перечень ресурсов, разработанных и рекомендованных для дистанционного обучения.

Раздел содержит перечень ресурсов, касающихся управленческих и правовых аспектов организации и ведения образовательной деятельности, в т.ч. методические рекомендации по использованию информационных и телекоммуникационных технологий в обучении. В раздел также вошли ресурсы, содержащие положения, регламентирующие управление школой, рекомендации начинающим директорам, нормативные документы, приказы и распоряжения в области образования и другая информация.

PS.

1.Федеральный институт развития образования (ФИРО) провел апробацию электронных учебников на уроках. Эксперимент выявил, что мультимедийные компоненты делают учебный процесс более наглядным и современным. Кроме того, компактное и легкое устройство позволяет ученикам освободить портфель от громоздких книг.

Среди пяти протестированных устройств – носителей: PocketBook Pro 9XX*, Plastic Logic*, Ectaco JetBook Color*, Inte® Classmate PC, enTourage eDGe* — наиболее высокие технические и эксплуатационные характеристики показали мобильные компьютеры ученика Intel® Classmate PC. По результатам сравнительного анализа, они обладают наиболее развитыми функциональными возможностями и отвечают всем потребностям современного образовательного процесса.

2.16 апреля 2013 года состоится Международный форум «Электронные образовательная среда: технологии, концепции, ресурсы, услуги» (см. Сайт Форума >).

Источник: eduinspector.ru

Сетевое взаимодействие в образовании — это что такое?

Сетевое взаимодействие в образовании — это сложный механизм, благодаря которому происходит вовлечение сразу нескольких организаций в учебный или внеурочный процесс.

сетевое взаимодействие в образовании это

Интеграция

Это усилия разных образовательных учреждений по централизации ресурсов. Данный алгоритм уже продемонстрировал свою актуальность и состоятельность. Сетевое взаимодействие учреждений образования предполагает особое социальное партнерство, в котором подразумевается «двусторонняя полезность». Между всеми участниками такого взаимодействия возникают неформальные и формальные контакты. Сетевое взаимодействие в системе образования особенно развито в средней и старшей школе.

Что такое сеть?

В педагогической практике такие понятия, как партнерство, сеть, встречаются достаточно часто. Сеть представляет собой совокупность учреждений. Отметим межсетевой характер образуемой системы.

проблемы сетевого взаимодействия в образовании

Характеристики

Сетевое взаимодействие в образовании — это механизм, который обладает определенными параметрами, такими как:

  • единство целей;
  • определенные ресурсы для их достижения;
  • суммарный центр управления.

Особенности создания

Модели сетевого взаимодействия в образовании зависят от того, какими ресурсами будет осуществляться обмен. Основной задачей полноценной системы является достижение изначально поставленной цели. В зависимости от того, какие именно проблемы сетевого взаимодействия в образовании выбраны в качестве основных, к создаваемой системе подключаются определенные виды образовательных учреждений. В качестве основного органа управления в основном выступает управления района или города.

сетевое взаимодействие в инклюзивном образовании

Параметры взаимодействия

Основные проблемы сетевого взаимодействия в образовании связаны с существенной территориальной удаленностью разных образовательных организаций. Для преодоления подобных проблем применяют компьютерные технологии.

сетевое взаимодействие учреждений образования

Инклюзивное образование

Особое внимание уделяется работе с детьми, имеющими серьезные проблемы со здоровьем. Такие школьники по медицинским показания не могут посещать школу, поэтому для них министерством образования РФ был создан специальный проект. Он подразумевает сетевое взаимодействие в инклюзивном образовании.

Педагоги общаются со своими подопечными посредством новейших компьютерных технологий и программ. Прежде чем учитель допускается к работе с больным ребенком, он проходит специальную курсовую подготовку. Подобные курсы направлены на преодоление психологических проблем, касающихся установки контакта с больным школьником.

Координацию взаимоотношений между учениками, родителями, педагогами, образовательными учреждениями осуществляет специальный отдел по инклюзивному (дистанционному) обучению. Каков алгоритм такого взаимодействия? Сначала школы передают специалистам отдела информацию о количестве детей, нуждающихся в дистанционном образовании, указывает рекомендации педиатров по организации учебного процесса. Полученные сведения изучаются в координационном центре, полученная информация вносится в специальную базу данных. На следующем этапе к каждому конкретному ребенку подбирают наставника.

К педагогу, который будет работать с больным ребенком, выдвигаются особые требования. Помимо профессиональной компетентности, он должен быть хорошим психологом, чтобы в процессе общения со своим подопечным помогать ребенку, избавлять его от неуверенности в своих силах, различных комплексов, возникающих из-за ограниченности общения со сверстниками.

На третьем этапе происходит отбор образовательной программы, ее утверждение координационным центром.

Такое сетевое взаимодействие в образовании — это комплекс мер, направленных на проведение дистанционных уроков со школьниками, имеющими ограничения по здоровью. Координационный центр создает сетевое расписание, в котором для каждого ребенка указывается время проведения урока, работающий преподаватель. Педагог трудоустраивается в то учебное заведение, к которому прикреплен ребенок.

Алгоритм приема на работу дистанционного учителя аналогичен обычному приему работника в образовательное учреждение. Директору школы предоставляется сканированная копия трудовой книжки, оригинал заявления, копии наградных документов, справка об отсутствии судимости, подтверждении прохождения специальной курсовой подготовки, тарификационный лист. Руководитель школы готовит приказ о приеме на работу совместителя, знакомит с ним дистанционного педагога. После того как все формальности будут улажены, начинается непосредственный образовательный процесс.

сетевое взаимодействие в профессиональном образовании

Подобная работа предполагает и серьезную периодическую отчетность. В конце каждого месяца учитель отправляет координатору отчет о проведенных уроках. Разработана специальная форма для выставления отметок за четверть, полугодие, которую заполняет педагог. Все отчетные материалы направляют в координационный центр, затем дублируют в образовательное учреждение, в котором числится ребенок. Закон об образовании в сетевом взаимодействии регламентирует взаимоотношения между дистанционным наставником, родителями обучающегося, представителями министерства образования.

сетевое взаимодействие в дополнительном образовании

Дополнительное образование

Сетевое взаимодействие в дополнительном образовании обладает определенными параметрами:

  • оно базируется на совместной деятельности взрослых и детей;
  • существует косвенное либо прямое воздействие субъектов данного процесса друг на друга, которое позволяет устанавливать между ними полноценную взаимосвязь;
  • есть вероятность реальных преобразований в эмоциональной, волевой, познавательной, личностной сфере;
  • учитываются личностные характеристики всех участников, освоение ими социальных навыков;
  • используются принципы творчества и доверия, сотрудничества и паритетности;
  • взаимодействие осуществляется на основе доверия, поддержки, взаимного партнерства.
Читайте также:
Что за программа cocospy

Сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования позволяет объединять усилия разнообразных клубов, школ, секций, направленных на воспитание гармонически развитой личности ребенка. Как создается такая система? Каковы ее основные цели и задачи?

Учитывая, что сетевое взаимодействие в дополнительном образовании направлено на создание базы для полноценного формирования личности ребенка, в районных центрах и крупных городах были открыты центры дополнительного образования. В таких организациях ребятам предлагаются разнообразные спортивные секции, музыкальные кружки, танцевальные студии. При попадании в такой центр, малышу и его родителям сотрудники «детского города» проводят экскурсию, рассказывают о каждом направлении, разрешают посетить занятия. После того как ребенком будет сделан осознанный выбор 2-3 секций или кружков, его расписание выстраивается так, чтобы он успевал посещать общеобразовательную школу, заниматься в выбранных секциях. Сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования подразумевает корректировку графика внеурочных занятий с учетом расписания уроков в обычной (общеобразовательной школе).

сетевое взаимодействие в общем образовании

Стратегии взаимодействия

Современная наука предлагает две основные системы взаимодействия: конкуренцию и кооперацию. Рассмотрим их особенности, возможности применения.

Кооперативное взаимодействие предполагает определенный вклад всех участников в решение общей задачи. В качестве средства объединения в такой ситуации рассматривают отношения, появившиеся в непосредственном процессе взаимного общения. В качестве основного показателя плотности кооперативного взаимодействия выступает уровень включенности в общее дело всех участников образовательной системы.

Конкуренция подразумевает борьбу за приоритет, яркой формой которой является конфликтная ситуация. Вовсе необязательно, чтобы конфликт имел только негативные параметры, часто путем таких ситуаций находится выход из сложной ситуации, выстраиваются полноценные и доброжелательные взаимоотношения разных участников образовательного и воспитательного процесса. Сетевое взаимодействие в общем образовании тесно связано с такими стратегиями. Они определяют его моделирование и последующее развитие.

На данный момент времени созданы различные варианты муниципальных образовательных сетей. Среди них выделяют два наиболее распространенных варианта, проанализируем их подробнее.

Муниципальные сети

Что же представляет собой сетевое взаимодействие в образовании? Это возможность объединения нескольких отдельных образовательных организаций вокруг сильной школы, имеющей достаточный материальный и кадровый потенциал. Такое образовательное учреждения выполняет функцию «ресурсного центра».

В подобной ситуации у каждого общеобразовательного учреждения этой группы сохраняется право на обеспечение преподавания основных учебных дисциплин в полном объеме. Кроме того, школа получает возможность создавать профильные классы, предлагать ребятам различные элективные и факультативные курсы по отдельным предметам, учитывая имеющиеся ресурсные возможности. Подготовку по всем остальным профильным направлениям реализует «ресурсный центр».

Существует и еще одно сетевое взаимодействие (дополнительное образование). Школа, дворцы творчества, спортивные школы, студии, секции, выступают в этом случае как единая образовательная и воспитательная система. В подобной ситуации ребенок имеет права выбора получать дополнительные навыки не только на базе своей школы, но и в иных образовательных учреждениях. Например, ученик может проходить дистанционную подготовку, обучаться в заочных школах для одаренных детей, в учреждения профессионального образования.

Воспитательный потенциал

Сетевое взаимодействие в профессиональном образовании несет в себе воспитательный ресурс. В первую очередь, подобные системы создаются для повышения качества воспитания и образования, повышения познавательного интереса у школьников. Существуют определенные характеристики воспитательного аспекта любой образовательной сети:

  • присутствие общих интересов и стремления участников сети к единым социальным целям, применение единых приемов и методов;
  • материально-технические, кадровые, финансовые возможности для взаимного воспитания и обучения, обмена мнениями;
  • развитие коммуникаций между отдельными участниками сети;
  • взаимная заинтересованность и ответственность, гарантирующие положительную динамику такого взаимодействия.

Основная причина разработки сетевых разнообразных сообществ была связана с невозможностью многих небольших образовательных учреждений предоставлять всем участникам образовательного процесса полноценные условия для развития и воспитания. В первую очередь речь шла о недостаточной материальной и технической оснащенности многих сельских школ, что негативно отражалось на научности преподавания.

После внедрения сетевой модели удалось справиться с теми проблемами, решить которые по отдельности государственные учреждения были не в силах. Кроме того, между отдельными организациями, вошедшими в единую систему, усилилась здоровая конкуренция, наладились нормальные деловые взаимоотношения.

Углубилось понимание проблемы, поставленной перед школами министерством образования, расширились границы взаимного действия, поскольку существенно увеличились возможности учреждений образовательной направленности. В настоящее время школы, объединенные в единую сеть, стараются работать в команде, помогают друг другу советами, кадрами, техническими средствами обучения. Появление многочисленных сетей в образовании способствовало устранению ненужного дублирования, нерациональной траты материальных ресурсов. В процессе работы педагоги обмениваются между собой мнениями, идеями, инновационными методическими приемами и технологиями. При определенных обстоятельствах происходит объединение финансовых, административных, кадровых ресурсов. Благодаря анализу практики сетевого взаимодействия были закреплены базовые принципы его создания с социальными стратегическими партнерами:

  • каждый участник получает равные возможности для предоставления своего мнения;
  • ответственность не перекладывается на другие образовательные учреждения;
  • при сотрудничестве все полномочия распределены равномерно, направлены на полноценное функционирование всех учреждений и государственных организаций;
  • есть условия для полноценного и конструктивного взаимодействия, мониторинга и контроля;
  • сотрудничество базируется на умении «принимать» и «отдавать».

Для того чтобы созданная сеть успешно функционировала, важна постоянная поддержка всех коммуникативных потоков, проведение семинаров, совместных встреч, конференций.

Заключение

Благодаря сетевому взаимодействию разнообразных образовательных учреждений и систем дополнительного образования вырабатываются оптимальные методические приемы, позволяющие воздействовать на воспитательный и образовательный процесс, повышать их эффективность и результативность. Благодаря подобной деятельности стало возможным полноценное проектирование содержания образования и воспитания, что способствует обогащению жизнедеятельности ребят, получению ими разнообразного социального опыта.

Практика подобного взаимодействия разных участников образовательного процесса подтверждает появление множества инновационных моментов. В первую очередь отметим необходимость перевода соревновательного вида деятельности школ к новым условиям деятельности.

Для подобного перехода требуется существенный временной промежуток, переосмысление своей деятельности педагогами. Результаты статистических исследований подтверждают высокую результативность сетевого взаимодействия. Только совместные усилия, направленные на улучшение условия обучения, повышение качества материально-технической базы, совершенствование внеурочной деятельности, могут дать желаемый результат. Подобная система должна стать прекрасным стимулом для саморазвития подрастающего поколения россиян.

Источник: fb.ru

Сетевое образование и образовательные сети

Сегодня, безусловно, наступает время сетевого образования. Надо различать понятия «сетевое образование» и «образовательная сеть».

Сетевое образование — это образовательная деятельность, осуществляемая с помощью электронных сетей (цифровых телекоммуникаций). Технологически сетевое образование представляет собой среду, в которой контактируют между собой юридические и физические лица, в результате чего последние получают образование определенного направления и уровня.

Образовательная сеть — это саморегулируемое сообщество образовательных организаций, кооперирующих свои информационно-методические возможности и материальные ресурсы для достижения образовательных целей.

Преимущества образовательной сети по сравнению с централизованной и иерархической системой образования в ее большей устойчивости к внешним и внутренним дестабилизирующим факторам, в способности к «регенерированию», в более точном выявлении образовательных проблем и запросов общества, связанных с перспективными направлениями образовательной деятельности.

В современном обществе системы образования должны уступить свое место образовательным сетям. Государство не должно вмешиваться в жизнедеятельность сети и устанавливать правила ее функционирования. Задача государства должна сводиться к определению образовательной стратегии, т.е. направления, в котором должна развиваться образовательная сеть, а также в оказании помощи в ускорении этого развития.

Недопонимание роли и места образовательных сетей и сетевого образования в современном мире ведет к отставанию России от развитых стран.

Созданные человеком искусственные системы, в том числе и система образования, в случае, если в них поврежден важный элемент или разорваны системообразующие связи, дают сбои, работают медленно и неэффективно или вообще перестают функционировать. Российское образование уже давно столкнулось с системным сбоем. Он вполне закономерен и обусловлен тем, что сама система создавалась в советский период и была отлажена совершенно под другие цели и задачи. Поэтому российскую систему образования сегодня лихорадит, и она сдает свои, некогда лидерские, позиции.

Следует признать логически верным решение, принятое руководством страны, по коренному изменению прежней системы образования, которая готовила население для жизни и работы в советском социалистическом обществе, являвшемся лидером мирового коммунистического движения. Однако такая система образования в принципе не подходит для решения задач новой России с ее коррупционно-капиталистическим характером экономических отношений.

Сегодня поставлена большая и сложная задача по модернизации экономики, промышленности, а в конечном итоге — всего общества. Однако она невыполнима без осознания того, что важнейшей задачей такой социальной трансформации является отказ от устаревшего бюрократического устройства государства с жесткой вертикалью власти. В управлении государством, экономикой, обществом, и в том числе сферой образования, необходим переход на сетевые принципы организации.

Чтобы не плестись в хвосте развитых стран и не догонять их постоянно, в России не следует строить «новую» систему образования, в основе которой все та же бюрократическая иерархия управления. Необходимо срочно создавать широкую, крепкую образовательную сеть, состоящую из саморегулируемых образовательных сообществ вузов, школ, техникумов и колледжей, лицеев, педагогов, ученых, учащихся и их родителей, связанных между собою, а также с зарубежными коллегами и партнерами формальными и неформальными связями. Однако по-настоящему эффективным оно будет лишь тогда, когда оно не декларативно, а реально будет обладать и иметь возможность реализовывать академические, педагогические и организационные свободы.

Источник: studref.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru