Сетевая форма образовательных программ что это

Сетевое взаимодействие образовательных организаций среднего профессионального образования

Слепцова, М. Е. Сетевое взаимодействие образовательных организаций среднего профессионального образования / М. Е. Слепцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 364-365. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77897/ (дата обращения: 24.12.2022).

В статье автор пытается описать актуальность организации сетевого взаимодействия в системе среднего профессионального образования.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, система образования, профессиональное образование, совместная деятельность.

Система профессионального образования (далее — СПО) — это большой и значимый сегмент российской системы образования. По статистике насчитывается более 3 тысяч профессиональных образовательных организаций, а количество обучающихся превышает 3 миллиона человек. В настоящее время система профессионального образования пользуется популярностью среди молодежи, а специальности и рабочие профессии СПО стали осознанным выбором абитуриента и своеобразной гарантией успешного начала карьеры.

Сетевая форма реализации образовательных программ

Развитие и модернизация российской системы образования способствует перестройке деятельности профессиональных образовательных организаций. В последнее время они ищут новые формы работы с обучающимися, новые модели взаимодействия, которые обеспечат повышение качества образовательных услуг на протяжении всего учебного процесса. Взаимодействие профессиональных образовательных организаций становится современной технологией, позволяющей им не только выживать, но и динамично развиваться.

В целях обеспечения качества подготовки специалистов и квалифицированных рабочих и служащих к потребностям экономики профессиональные образовательные организации системы СПО сталкиваются с проблемой увеличения финансовых затрат на организацию и обеспечение образовательного процесса. Особенно это касается тех направлений, где подготовка рабочих и специалистов ориентирована на высокотехнологичные отрасли экономики, которые требуют от современных выпускников обладать компетенциями, отвечающими международным требованиям. Непрерывное наращивание ресурсного потенциала на базе отдельных профессиональных образовательных организаций, особенно в условиях многоуровневой и многопрофильной структуры, становится неэффективным и не способствует достижению высокого уровня подготовки кадров по всем направлениям. В этой ситуации решением может стать переход к концентрации дорогостоящих ресурсов в рамках создания сетевых объединений нескольких профессиональных образовательных организаций. Сетевое объединение — это вариант сетевого взаимодействия, которое широко рассматривается в различных исследованиях.

Сетевое взаимодействие — это особый формат совместной деятельности нескольких образовательных учреждений, в том числе с привлечением органов исполнительной власти, работодателей и их объединений, методических, общественных и иных организаций, формируемых для взаимного научения, совместного обучения, обмена опытом, проектирования, разработки, апробации или внедрения учебно-методических комплексов, методов и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования.

Сетевая форма реализации общеобразовательных программ

В настоящее время сетевая организация совместной деятельности рассматривается как наиболее актуальная, оптимальная и эффективная форма достижения целей в любой сфере, в том числе и в образовании. Являясь противоположностью иерархической структуры организации совместной деятельности, сетевое взаимодействие предлагает горизонтальные отношения, основанные на равенстве и взаимной заинтересованности друг в друге, совместном принятии решений. Основой возникновения и развития сетевого взаимодействия является наличие у ряда субъектов общественных отношений общего интереса по тому или иному поводу, которым может быть проблема, событие и т. д., что станет для них объединяющим началом. Сетевое взаимодействие предлагает отношения участников, основанные на равенстве и взаимной заинтересованности друг в друге, совместном принятии решений, что также обеспечивает эффективность деятельности образовательной организации в достижении образовательных целей.

Причины, по которым говорят о необходимости сетевого взаимодействия в СПО, достаточно прозрачны: есть проблемы образования, которые трудно решить в отдельном профессиональном образовательном учреждении, они могут быть решены более успешно в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений. М. Ю. Швецов и А. Л. Дугаров под сетевым взаимодействием понимают «устойчивые и упорядоченные социальные действия между профессиональными учебными заведениями, отличающимися по своим типам, видам и формам организации, региональными органами управления профессиональным образованием и конкретными участниками данного процесса» [4, с. 33]. Они дают следующее определение сетевого взаимодействия — «это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов» [4, с. 34]. Более того, указанные авторы справедливо замечают, что проблему «сети в образовании» образовательные организации понимают так, как это актуально для них в каждом конкретном случае [4, с. 33].

Читайте также:
Что за программа в пятерочке

Сетевые формы взаимодействия набирают обороты в системе образования, в том числе и в СПО, сегодня они рассматриваются в числе инноваций, приписывающих значительное количество возможностей и преимуществ. В современном информационном обществе, где информация распространяется с огромной скоростью, невозможно представить инновационные процессы без сетевого взаимодействия. Любая организация всегда испытывает дефицит — ресурсный, кадровый, материально-технический.

Причиной формирования сетевого взаимодействия в СПО может быть любое образовательное мероприятие: реализация образовательной программы, проведение демонстрационного экзамена, подготовка студентов к специализированным мероприятиям (олимпиадам, конкурсам профессионального мастерства, чемпионатам Ворлдскиллс и т. п.).

Итак, можно сделать вывод, что для системы среднего профессионального образования потребность в сетевом взаимодействии выражается в новых возможностях, предлагаемых новой формой работы. Сетевое взаимодействие позволяет решать образовательные задачи, которые ранее были не под силу отдельному образовательному учреждению. Сетевое взаимодействие также порождает новые формы работы и форматы взаимодействия (сетевые проекты и программы, условия обмена образовательными результатами, сетевые объединения). Таким образом, создается потенциал, который приведет как к развитию системы профессионального образования в целом, так и к повышению качества образовательной деятельности.

  1. Образование в цифрах: 2020: краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, О. К. Озерова, Е. В. Саутина, Н. Б. Шугаль; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2020.
  2. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 сентября 2020 г. № 59764) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
  4. Швецов, М. Ю. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе [Текст] / М. Ю. Швецов // Ученые записки Забайкальского государственного университета. — 2012. — № (выпуск) 5. — С. 33–38.

Основные термины (генерируются автоматически): сетевое взаимодействие, профессиональное образование, совместная деятельность, система образования, форма работы, взаимная заинтересованность, повышение качества, российская система образования, система среднего, совместное принятие решений.

Источник: moluch.ru

Сетевая форма образовательных программ что это

Как заключить договор о сетевой форме образования

Публикуем Письмо Минобрнауки России от 21.10.2020 № МН-5/20371 «О направлении информации», в котором сообщается, в частности, что отношения, возникающие в связи с реализацией сетевой формы между организациями, регулируются договором о сетевой форме, предметом которого является совместное выполнение несколькими организациями сформированного образовательной организации, в которую поступил обучающийся, государственного задания на реализацию образовательных программ.

В этой связи к заключению договоров о сетевой форме применяются положения законодательства РФ, регламентирующие организацию оказания государственных (муниципальных) услуг, и позволяющие рассматривать соисполнителей, обеспечивающих реализацию образовательных программ в сетевой форме, в рамках распределенных контрольных цифр приема.

Учитывая изложенное, правоотношения по реализации сетевой формы и заключение договоров о сетевой форме не являются предметом регулирования Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

К договорам о сетевой форме не могут применяться нормы Федерального закона № 44-ФЗ, поскольку концепция указанного Федерального закона определяет равный доступ организаций к бюджетным средствам, направляемым на финансовое обеспечение закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, то есть закупок, объекты которых непосредственно используются при выполнении функций и полномочий органов власти.

Целями регулирования Федерального закона № 223-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона № 223-ФЗ (далее — заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В отличие от приведенных норм Федерального закона № 44-ФЗ и Федерального закона № 223-ФЗ потребителем результата по договору о сетевой форме является обучающийся, а не образовательная организация, реализующая образовательную программу.

Вместе с тем Минобрнауки России информирует, что подготовлен проект постановления Правительства РФ, в рамках которого предусмотрено проведение в 2020-2024 годах эксперимента, в том числе по организации оказания услуг по реализации программ высшего образования с использованием сетевой формы в соответствии с социальным сертификатом, предусмотренным проектом федерального закона № 519530-7 «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».

Читайте также:
Rarreg key что это за программа

Под социальным сертификатом понимается именной документ, удостоверяющий право потребителя услуг (либо его законного представителя) выбрать исполнителя (исполнителей) услуг для получения государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере в определенном объеме и на определенных условиях, а также в установленных нормативными правовыми актами случаях определенного качества, и право исполнителя (исполнителей) услуг получить из соответствующего бюджета бюджетной системы средства на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с оказанием соответствующей государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере.

Использование социального сертификата при организации оказания услуг по реализации программ высшего образования с использованием сетевой формы позволит обучающемуся самостоятельно выбрать для освоения части образовательной программы любую организацию, заключившую договор о сетевой форме, что в полной мере отвечает, как интересам гражданина, так и принципам государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.

До издания соответствующих нормативных правовых актов в случае, если образовательные организации, реализующие сетевые формы, использовали Федеральный закон № 44-ФЗ, организация оказания услуг по реализации образовательных программ с использованием сетевой формы возможна в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которому закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Источник: rusedu.center

Сетевая форма образовательных программ что это

Требования к сайту образовательного учреждения

Прошли времена, когда можно было на сайт школы или вуза поставить красивую картинку, написать режим работы, выгрузить расписание и забыть о нем как минимум на четверть. 13 марта 2020 arrow_forward

Новые правила размещения информации на сайте образовательной организации в 2022 году

Правила размещения информации, действующие на данный момент, были установлены постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582. 1 марта 2022 года вступает в силу новый документ. Рассмотрим, какие изменения ждут нас в следующем году. 24 ноября 2021 arrow_forward

Uchi.pro

  • Публичная оферта
  • Пользовательское соглашение
  • Политика обработки персональных данных

Продукты

  • Платформа Uchi.pro
  • Модули к платформе Uchi.pro
  • Курсы для онлайн-обучения
  • Сайт для учебного центра

Источник: uchi.pro

Новости ИЛМ

Разъяснения Минобрнауки по вопросам об определении термина «форма обучения» и применения дистанционных технологий

  • министерство науки и высшего образования 4
  • учебно-методический отдел илм 46

В связи с интересом пользователей сайта и обучающихся к применению дистанционных технологий при очном обучении Институт лабораторной медицины повторно публикует ответ Министерства образования и науки по данному вопросу.

По вопросу форм обучения и их определений

В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее — вуз), с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Сущностные определения установленных законодательно форм обучения «очная», «заочная», «очно-заочная» действующими нормативными правовьми актами не установлены.

Вместе с тем, положениями отдельных статей Федерального закона регламентируются особенности организации и условия обучения в отношении конкретных форм обучения.

Так, указание на объем обязательных занятий педагогического работника с обучающимися (далее — объем занятий) содержится в выше указанной статье Федерального закона. То есть, объем занятий является одним из условий установления формы обучения и личного выбора каждого при поступлении на обучение.

Также согласно части 4 статьи 11 Федерального закона формы обучения отличаются друг от друга сроками получения образования, которые устанавливаются в соответствии с федеральньши государственньми образозательньши стандартами (далее — ФГОС).

Так, например, в соответствии с требованиями ФГОС срок обучения по программам бакалавриата в очной форме обучения составляет 4 года, в очно-заочной или заочной формах обучения увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Срок получения образования по программам магистратуры в очной форме обучения составляет 2 года. В очно-заочной или заочной формах обучения увеличивается не менее чем на 3 месяца и не более чем на полгода по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения.

Читайте также:
Webinar что за программа

Кроме того, требованиями ФГОС соответствующих уровней высшего образования с учетом форм обучения (очной; очно-заочной; заочной) установлены объемы образовательньгх программ, реализуемых за один учебннй год. Так, например, объем программы бакалавриата в очной форме обучения составляет 60 з.е. (зачетннх единиц), в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е. Объем программы магистратуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.

При зтом требованиями ФГОС высшего образования установлено, что конкретньй срок получения образования и объем образовательной программы соответствующего уровня образования (бакалавриат; специалитет; магистратура), реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

Также законодательством Российской Федерации об образовании для обучающихся по очной форме обучения предусмотрены меры социальной поддержки и стимулирования.

Так, в соответствии с частями 3 и 6 статьи 36 Федерального закона студентам, аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия и (или) государственная социальная стипендия.

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона обучающимся по основньм образовательным программам, в том числе высшего образования, по очной форме обучения, нуждающимся в жилых помещениях в общежитиях, вузом предоставляются жилые помещения в общежитиях при наличии соответствующего жилищного фонда у вузов.

В свою очередь, обучающимся по заочной форме обучения указанные жилые помещения предоставляются на период прохождения ими промежуточной и итоговой аттестации.

Кроме того, обучающимся по очно-заочной и заочной формам обучения, которые совмещают работу с получением образования, предоставляются дополнительнне отпуска с сохранением среднего заработка в соответствии с Трудовьм кодексом Российской Федерации.

Дополнительно сообщаем, что определения терминов «форма обучения», «очная форма обучения», «заочная форма обучения», «очно-заочная (вечерняя) форма обучения» можно найти в справочной литературе (например, словарях, справочниках, знциклопедиях, глоссариях по педагогике, образовательным технологиям и т.д.), других информационных источниках (например, учебных и учебно-методических пособиях по педагогике и психологии).

По вопросу форм обучения и образовательных технологий

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

На основания части 2 статьи 13 и части 2 статьи 16 Федерального закона при реализации образовательных программ вузы имеют право применять злектронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Минобрнауки России). Приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 утвержден Порядок применения вузами злектронного обучения, дистанционных технологий при реализации образовательных программ (далее — Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка вузы реализуют образовательные программы или их части с применением, в том числе дистанционных, образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.

Необходимо отметить, что согласно пункту 5 Порядка при реализации образовательных программ или их частей с применением дистанционных образовательных технологий вузы самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий.

Также положениями пункта 3 0 Порядка определено, что объем образовательной программы не зависит от формы получения образования, формы обучения, сочетания различннх форм обучения, применения злектронного обучения, дистанционных образовательных технологий, использования сетевой формы реализации образовательной программы, обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения.

Таким образом, дистанционное обучение является образовательной технологией и, соответственно, может применяться при освоении образовательной программы при любой форме обучения, в том числе, очной.

При этом какие-либо образовательные технологии, в том числе дистанционные, не являются формой обучения и не могут подменять их. То есть, вуз может использовать дистанционные образовательные технологии как средство организации учебного процесса реализуемых в любой, в частности, очной форме обучения, образовательньгх программ.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что соответствующими ФГОС закреплено по каким профессиям, специальностям и направлениям подготовки, реализация образовательных программ с применением исключительно злектронного обучения, дистанционных технологий не допускается.

  • формы обучения 1
  • очная 1
  • заочная 1
  • образовательные технологии 2

Источник: dpo-ilm.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru