Сендайская рамочная программа действий

Вопросами ликвидации последствий крупномасштабных стихийных бедствий Организация объединенных наций начала заниматься с 60-х годов XX века. Координация деятельности международного сообщества в эффективном использовании сил и средств при реагировании на бедствия и ликвидации их последствий, а также оказания помощи развивающимся странам в снижении опасности бедствий стали предметом обсуждения на Генеральных Ассамблеях ООН и привели к организации в 1978 г. Управления по координации чрезвычайной помощи ООН. Последующая реорганизация данной структуры в соответствии с резолюциями Генассамблеи привела к созданию действующего ныне Управления по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) ООН.

Последовательная разработка концепции обеспечения готовности к бедствиям[1], реагирования на них и ликвидации последствий привела к необходимости создания Международной стратегии ООН по уменьшению опасности бедствий (МСУОБ ООН). Объявление на период с 1990 по 2000 годы Международного десятилетия ООН по уменьшению опасности бедствий стало первой глобальной акцией в области снижения риска бедствий. В рамках Десятилетия сформулированы основные принципы и механизмы сотрудничества государств в указанной сфере, закрепленные в международных обязательствах и договорах.

Tajikistan(CASC): Official Statement at the Global Platform for Disaster Risk Reduction

В 1994 году в г.Йокогаме (Япония) состоялась первая Всемирная конференция ООН по уменьшению опасности бедствий по итогам которой были приняты Иокогамская стратегия и План действий для безопасности мира: руководство по защите от природных бедствий, готовность и смягчение последствий. Иокогамская стратегия стала первым международным документом, закрепившим основные направления деятельности мирового сообщества в области уменьшения опасности бедствий.

Дальнейшее развитие системы принципов и направлений деятельности международного сообщества и отдельных государств по снижению риска бедствий получило отражение в Хиогской рамочной программе действий на 2005 – 2015 годы (ХРПД) «Создание потенциала противодействия бедствиям на уровне государства и общин», принятой 22 января 2005 г. второй Всемирной конференцией ООН по уменьшению опасности бедствий в г. Кобе (префектура Хиого, Япония). В Конференции приняли участие представители 168 государств, включая межведомственную делегацию Российской Федерации, возглавляемую МЧС России.

Результаты реализации ХРПД за десятилетний период в России были представлены в Национальном докладе, подготовленном в преддверии третьей Всемирной конференции ООН по уменьшению опасности бедствий, состоявшейся в марте 2015 года в г. Сендае (Япония). В конференции приняли участие более 6500 делегатов из 186 стран мира, 25 глав государств, вице-президенты и главы правительств, более 60 министров, а также Генеральный Секретарь ООН и император Японии Акихито. Межведомственную российскую делегацию возглавил Министр МЧС России.

В соответствии с установленной процедурой на подготовительном этапе
к третьей Всемирной конференции Российской Федерацией была заявлена готовность принять на себя ряд добровольных национальных обязательств по снижению риска бедствий:

Безопасность хвостохранилищ / Mine tailings safety (in Russian with English subtitles)

в рамках Единой российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) совершенствовать инструменты мониторинга, оценки и прогнозирования бедствий и риска их возникновения, продолжать разработку и реализацию практических мер по повышению безопасности населения и важных объектов инфраструктуры в контексте систем раннего предупреждения, расширять всесторонние формы страхования рисков, привлекать потенциал частного сектора и деловых кругов, задействовать общественные организаций и средства массовой информации в процессе решения проблем уменьшения опасности риска бедствий и гражданской защиты в целом;

последовательно продвигать и находить дальнейшие пути реализации российской инициативы по развитию региональных и глобальных сетей антикризисного управления, которые послужат основой для создания многостороннего международного механизма по преодолению последствий природных и техногенных катастроф;

последовательно продвигать и отстаивать идею о необходимости повышения роли и авторитета ООН, что должно стать неотъемлемым компонентом обеспечения успеха международной кооперации государств в борьбе с бедствиями, продолжать и наращивать всестороннее сотрудничество с Управлением ООН по уменьшению опасности бедствий по всем вопросам и аспектам в рамках проблематики предотвращения, готовности и борьбы с бедствиями.

Заявленные таким образом добровольные обязательства были озвучены представителями национальных делегаций на пленарном заседании в ходе Конференции. Тем самым страны получили мандат на их выполнение.

Основным документом, принятым по итогам третьей Всемирной конференции ООН по уменьшению опасности бедствий, является «Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы» (далее – СРП).

Ожидаемым результатом реализации СРП является существенное снижение риска бедствий и сокращение потерь в результате бедствий в виде человеческих жертв, утраты источников средств к существованию и ухудшения состояния здоровья людей, а также неблагоприятных последствий для экономических, физических, социальных, культурных и экологических активов людей, предприятий, общин и стран.

Для достижения результата реализации СРП на глобальном, национальном и местном уровнях определены:

  1. Понимание риска бедствий.
  2. Совершенствование организационно-правовых рамок управления риском бедствий.
  3. Инвестиции в меры по снижению риска бедствий в целях укрепления потенциала противодействия.
  4. Повышение готовности к бедствиям для обеспечения эффективного реагирования и внедрение принципа «сделать лучше, чем было» в деятельность по восстановлению, реабилитации и реконструкции.

Глобальные целевые задачи:

— добиться к 2030 году значительного снижения уровня смертности в результате бедствий, чтобы в период 2020-2030 гг. среднее количество таких смертей в расчете на 100 000 человек было меньше, чем в 2005-2015 гг.;

— добиться к 2030 году значительного сокращения количества пострадавших людей в общемировом масштабе, чтобы в период 2020-2030 гг. среднее общемировое число людей, пострадавших от бедствий, в расчете

Читайте также:
Как создать этикетку в программе бартендер

на 100 000 человек, было меньше, чем в период 2002-2015 гг.;

— сократить к 2030 году прямые экономические потери от бедствий относительно мирового валового внутреннего продукта (ВВП);

— значительно умeньшить к 2030 году ущерб, причиняемый бедствиями важнейшим объектам инфраструктуры, и ущерб в виде нарушения работы основных служб, включая медицинские учреждения и учебные заведения, в том числе за счет укрепления их потенциала противодействия;

— значительно увеличить к 2020 году число стран, принявших национальные и местные стратегии снижения риска бедствий;

— значительно расширить международное сотрудничество с развивающимися странами посредством предоставления им достаточной и непрерывной поддержки в целях подкрепления принимаемых ими на национальном уровне мер для осуществления этой рамочной программы к 2030 году;

— значительно улучшить к 2030 году ситуацию с наличием систем раннего оповещения, охватывающих разные виды угроз, и информации и оценок относительно риска бедствий и расширить доступ к ним людей.

В тексте СРП даются рекомендации по проведению мероприятий на местном, национальном и глобальном уровнях для решения задач по каждому из четырех приоритетных направлений.

В целом СРП является методическим руководством к деятельности международных организаций, национальных правительств, общественных организаций и частных компаний по достижению основного результата – сокращению потерь и ущерба в результате бедствий (чрезвычайных ситуаций) природного и антропогенного характера.

В Российской Федерации выполнение положений СРП осуществляется с учетом принятых национальных обязательств. Вопросы реализации СРП нашли отражение в Основах государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента РФ от 11 января 2018 г. № 12. Межведомственное взаимодействие в области снижения риска бедствий реализуется в рамках функционирования РСЧС.

В соответствии с решением руководства основным структурным подразделением, ответственным за выполнение работы по последовательной реализации СРП на национальном уровне, определен Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (федеральный центр науки и высоких технологий) – ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Российским национальным координатором в рамках Сендайского процесса, назначена заместитель начальника института кандидат технических наук И.Ю. Олтян.

За прошедший после третьей Всемирной конференции ООН по уменьшению опасности бедствий период в части реализации СРП в Российской Федерации проводилась последовательная работа, в контексте которой следует выделить следующие мероприятия и направления:

  • проведены три Международных конгресса «Глобальная и национальные стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий»
    (2015, 2017, и 2019 годы.), Международная конференция «Защита населенных пунктов и социальной инфраструктуры от природных пожаров» (организована совместно с Европейским офисом Управления ООН по уменьшению опасности бедствий и проведена на базе Академии государственной противопожарной службы МЧС России 14-15 ноября 2017 г.), ряд международных научно-практических семинаров по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • разработан и запущен интернет-сайт «СЕНДАЙ – РОССИЯ» (srpsrb.org), интегрирующий документы, программы, методические и презентационные материалы, рекомендации по реализации приоритетов Сендайской рамочной программы в Российской Федерации;
  • развернута национальная кампания повышения устойчивости городов и муниципальных образований к бедствиям, реализуемая в рамках Глобальной кампании ООН по повышению устойчивости городов «Мой город готовится!» (далее – Кампания). К участию в Кампании с 2016 г. по настоящее время присоединились 8 городов России – Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Буйнакск, Дербент, Горно-Алтайск, Каспийск и Астрахань. Переведена на русский язык адаптированная «Карта оценки устойчивости городов к бедствиям». Разработана методика получения интегральной оценки устойчивости городов к бедствиям для ее использования в Российской Федерации на местном уровне (в муниципальных образованиях);
  • организован и проведен ряд обучающих семинаров по вопросам реализации СРП в Российской Федерации – по развитию потенциала повышения устойчивости городов к бедствиям для представителей российских городов и муниципальных образований, участвующих в Глобальной кампании ООН повышения устойчивости городов к бедствиям «Мой город готовится!» (в 2016, 2018 и 2019 гг.); а также для профессорско-преподавательского состава и учащихся высших учебных заведений, направленных на формирование риск-ориентированного мышления и обобщающих российский и международный опыт в области снижения риска бедствий и реализации Сендайской рамочной программы (организованы совместно с Минобрнауки России);
  • обеспечено участие руководства и специалистов МЧС России в международных мероприятиях, организуемых Управлением ООН по снижению риска бедствий в контексте реализации СРП.
  • руководством МЧС России даны поручения территориальным органам о содействии реализации СРП и Кампании в муниципальных образованиях Российской Федерации.

[1] Термин бедствие в международной терминологии эквивалентен национальному термину чрезвычайная ситуация.

Источник: www.vniigochs.ru

Сендайская рамочная программа

Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015–2030 гг. представляет собой амбициозное соглашение, в котором излагается общая цель существенного снижения риска бедствий и сокращение потерь в результате бедствий в виде человеческих жертв, утраты источников средств к существованию и ухудшения состояния здоровья людей, и неблагоприятных последствий для экономических, физических, социальных, культурных и экологических активов людей, предприятий, общин и стран. Она преследует следующую цель: «предотвратить возникновение новых и снизить угрозу известных рисков бедствий путем осуществления комплексных и инклюзивных экономических, структурных, юридических, социальных, медико-санитарных, культурных, образовательных, экологических, технологических, политических и институциональных мер, предотвращающих и снижающих подверженность воздействию опасных факторов и уязвимость к бедствиям, повышающих готовность к реагированию и восстановлению и тем самым укрепляющих потенциал противодействия».

Читайте также:
Inpa bmw как пользоваться программой

Рамочная программа признает, что твердая приверженность и участие политического руководства в каждой стране имеют решающее значение. Власти на региональном уровне разделяют свою ответственность за снижение риска бедствий с другими заинтересованными сторонами, такими как местные органы власти, частный сектор и другие негосударственные субъекты. В ней определены 4 четкие приоритетные направления действий и 7 глобальных целевых задач по существенному снижению риска бедствий.

Сендайская рамочная программа охватывает техногенные опасные явления в дополнение к природным опасностям, что что отличает ее от предшественницы, Хиогской рамочной программы. Эти техногенные опасные явления включают химические/промышленные опасности, а также радиологические, ядерные, биологические и другие.

Открытка о связи Конвенции с Сендайской рамочной программой Англ. Рус.

Конвенция ЕЭК ООН о промышленных авариях помогает своим Сторонам и странам, приверженным имплементировать Конвенцию, следить за приоритетными направлениями действий, изложенными в Сендайской рамочной программе. Эффективное осуществление Конвенции способствует достижению Сендайских целей, в то время как приоритетны для действий в рамках Сендайской рамочной программы непосредственно поддерживают предотвращение, обеспечение готовности и меры реагирования на промышленные и химические аварии. Эта взаимная значимость находит отражение в конкретных мероприятиях Конвенции о промышленных авариях, в частности:

1. Понимание риска бедствий

В Конвенции подчеркивается важность выявления потенциально опасных видов деятельности, с тем чтобы иметь возможность принимать целенаправленные меры по предотвращению, обеспечению готовности и реагированию. В ней излагаются превентивные меры, которые должны быть приняты национальными органами власти и операторами, включая законодательные и институциональные меры. Конвенция также касается размещения опасных объектов в рамках политики планирования землепользования и мер по минимизации рисков для населения и окружающей среды.

2. Совершенствование организационно-правовых рамок управления риском бедствий

Конвенция обеспечивает Сторонам основу для создания своих организационно-правовых рамок на местном, национальном и региональном уровнях для решения вопросов предотвращения промышленных аварий, обеспечения готовности к ним и реагирования на них. В ней основное внимание уделяется снижению риска бедствий, возникающих в результате опасных видов деятельности, которые могут вызвать трансграничные последствия в случае аварии. Конвенцию можно рассматривать как механизм регионального и субрегионального сотрудничества, поскольку она направлена на снижение риска бедствий на местном и трансграничном уровнях в случае, если последствия аварии распространяются через границы; Конвенция также поддерживает развитие потенциала.

3. Инвестиции в меры по снижению риска бедствий в целях укрепления потенциала противодействия

Конвенция способствует предотвращению рисков техногенных катастроф посредством институциональных, законодательных и практических мер, принимаемых органами власти и операторами. Это связано с обязательством принять законодательство по снижению риска бедствий, требующее, чтобы операторы опасных объектов обеспечивали и демонстрировали безопасное выполнение своей деятельности. Для обеспечения осуществления этих мер Сторонам также необходимо предусмотреть финансовые средства. Таким образом, Конвенция также способствует согласованности между секторами, предусматривая сотрудничество между национальными органами власти, включая частный сектор. Надлежащие инвестиции во все элементы снижения риска бедствий (СРБ) и предотвращения промышленных аварий имеют решающее значение для повышения устойчивости.

4. Повышение готовности к бедствиям для обеспечения эффективного реагирования и внедрение принципа «сделать лучше, чем было» в деятельность по восстановлению, реабилитации и реконструкции

Конвенция способствует организации трансграничных учений для обучения соответствующих органов власти и населения вопросам готовности и реагирования. Более конкретно, в соответствии с Сендайской рамочной конвенцией, Конвенция содержит обязательства по:

(a) подготовке, пересмотру и периодическому обновлению политики, планов и программ обеспечения готовности к стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям, обеспечивая участие всех секторов и заинтересованных сторон, в частности, при подготовке планов действий в чрезвычайных ситуациях на месте и за его пределами, как того требует Конвенция
(b) содействовию регулярным мероприятиям по обеспечению готовности к стихийным бедствиям, реагированию на них и восстановлению
(c) разрабатке и укреплению, при необходимости, скоординированных региональных подходов и оперативных механизмов для подготовки и обеспечения быстрого и эффективного реагирования на стихийные бедствия, например, посредством использования Системы уведомления ЕЭК ООН о промышленных авариях (СУПА) для запроса и оказания взаимной помощи в трансграничном контексте.

Деятельность ЕЭК ООН, связанная с СРБ, в рамках Конвенции о промышленных авариях:
  • Оказание поддержки странам в интеграции рисков технологических/химических аварий в национальные стратегии, политику и планы снижения риска бедствий, тем самым укрепляя существующее управление рисками, связанными с многими опасными явлениями, в том числе в трансграничном контексте, и способствуя осуществлению Сендайской рамочной программы и Конвенции ЕЭК ООН о промышленных авариях посредством целенаправленных мероприятий и проектов, таких как проект по учету рисков техногенных/промышленных аварий в национальной политике и планах по СРБ Кыргызстана и Таджикистана
  • Вклад в разработку Руководящих принципов управления рисками бедствий «От слов к действиям»: Руководство по внедрению техногенных/технологических опасностей в сотрудничестве с Совместным подразделением ООН по окружающей среде/УКГВ, ОЭСР, Объединенным исследовательским центром ЕС и другими организациями. В публикации описываются различные опасные явления, а также представлен опыт и передовая практика управления связанными с ними рисками, в т. ч. из Конвенции о промышленных авариях
  • Вклад в разработку Отчета УРСБ о глобальной оценке 2019 г., в частности, в качестве ведущих авторов-координаторов глав 3.1.8, посвященных химическим/промышленным рискам
  • Участие в Научно-консультативной группе УСHБ (UNDRR STAG) по техногенным авариям, вызванным природными угрозами (NaTech)
  • Повышение осведомленности с помощью коммуникационных и информационных материалов, таких как блоги «От стихийных бедствий» к «управлению рисками»: обеспечение комплексного подхода с учетом множества факторов риска, участия многих заинтересованных сторон и комплексного подхода к техногенным/технологическим опасностям» и «Управление трансграничными промышленными рисками»
  • Семинар ООН/ОЭСР по управлению рисками NaTech, состоявшийся в сентябре 2018 г. в Потсдаме, Германия, при участии ЕЭК ООН, которая возглавила организацию Сессии 6 «Трансграничное и международное сотрудничество»
  • Совместный семинар ЕЭК ООН/ОЭСР, состоявшийся в ноябре 2016 г. в Любляне, Словения, в рамках Девятого совещания Конференции Сторон Конвенции. Семинар был направлен на содействие осуществлению повестки дня в области устойчивого развития в области предотвращения промышленных аварий, обеспечения готовности к ним и реагирования на них, в частности с учетом Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015–2030 гг.
  • Содействие и проведение учений по обеспечению трансграничной готовности, например, трехсторонних полевых учений в районах дельты Дуная между Республикой Молдова, Румынией и Украиной в сентябре 2015 г., двусторонних учений между Польшей и Германией на реке Одер в сентябре 2017 г. и учений по аварийному загрязнению воды на реке Дунай с возможными трансграничными последствиями в октябре 2018 г.
  • Наращивание потенциала в области планирования землепользования и промышленной безопасности посредством семинара для стран ЕЭК ООН (Мехелен, Бельгия, май 2018 г.), субрегиональных семинаров в Восточной Европе и на Кавказе (май 2019 г.) и Юго-Восточной Европе (октябрь 2021 г.)
  • Мероприятия по наращиванию потенциала в поддержку выявления и уведомления об опасных видах деятельности в Центральной Азии, Юго-Восточной Европе и на Кавказе и в Восточной Европе (2015-2017 гг.)
  • Поддержка стран в применении руководящих материалов, разработанных в соответствии с Конвенцией, например, Контрольного перечня для планирования действий в чрезвычайных ситуациях в случае аварий, затрагивающих трансграничные воды, Руководства по вопросам планирования землепользования, руководящих принципов обеспечения эксплуатационной безопасности для объектов управления хвостохранилищами, трубопроводов, нефтяных терминалов и стратегий управления и удержания водных ресурсов для пожаротушения.
  • Инициирование и участие в Межведомственных координационных совещаниях по промышленным авариям, регулярно проводимых с 2013 г.
Читайте также:
Asp net примеры программ

Источник: unece.org

ЧТО ТАКОЕ СЕНДАЙСКАЯ ПРОГРАММА

Агеев Александр Иванович

Александр Агеев

Каждый день в мире от стихийных бедствий погибает почти 200 человек, 400 получают увечья, а так или иначе страдают от них более 400 тысяч человек. Ежедневно!

За 10 лет в результате бедствий было перемещено около 300 млн человек, 23 млн лишились своих жилищ. По самым осторожным оценкам экономический ущерб превышает более 1,3 трлн долларов. Условно говоря, каждый год миру наносится ущерб, сравнимый с годовым объемом ВВП России, и страдает столько людей, сколько в России живет. Речь идет только о бедствиях, привносимых в человеческую жизнь природой. О бедах, которые провоцируют созданные человеком объекты и сугубо человеческие поступки (техно- и антропогенные риски), можно сказать лишь, что их «вклад» в общие текущие бедствия человечества как минимум не уступает катаклизмам, порожденным природной стихией.

В этом контексте решать задачи развития, ликвидации нищеты и снижения многоплановой несправедливости невозможно без создания потенциала противодействия бедствиям.

Одним из международных форматов снижения риска бедствий стала Сендайская рамочная программа на 2015–2030 годы, подписанная рядом стран, включая Россию. Она ставит задачу существенно снизить риски и потери в виде человеческих жертв, ухудшения здоровья, утраты источников средств к существованию, имущества и способности систем управления справляться с проблемами. Достижение этих задач предполагает активное международное сотрудничество — ведь бедствия не знают границ.

Сендайское соглашение предусматривает действия по четырем направлениям:

1) понимание риска бедствий;

2) улучшение организационно-правовых рамок управления риском бедствий;

3) инвестиции в меры по снижению риска бедствий;

4) обеспечение эффективного реагирования и готовности к риску бедствий, внедрение принципа «сделать лучше, чем было» в деятельность по восстановлению, реабилитации и реконструкции. В одной формуле это означает — понять, предотвратить, преодолеть.

Этот подход значительно глубже и шире, чем может показаться, и охватывает вопросы не только в ведомственной компетенции МЧС и его аналогов в других странах. Речь идет о самом отношении к жизни, человеку, культуре, природе, экономике, образованию. О том, насколько зыбко и мнимо бывает основание благополучия и беззаботности. О том, как опасно перед лицом опасности, имеющей часто непреодолимую и непредсказуемую силу, не понимать значение взаимовыручки, простой человеческой солидарности, готовности к преодолению любых трудностей, жизнестойкости.

Не случайно в Сендайской рамочной программе есть категория «благого управления». Обобщенно говоря, это компетентные и ответственные действия, утверждающие высокие ценности.

В чем-то этот подход сродни донкихотству. Легендарный герой, романтичный и наивный, но безбоязненный и заложник чести, боролся даже с ветряными мельницами, часто не замечая рутины, мародерства и прочей низости окружающей его людской повседневности, которая, увы, вечна, как и стихийные бедствия. Но разве не ценен сам порыв к возвышенному и не важна отвага?

По материалам журнала «Экономические стратегии»

Агеев Александр Иванович (р. 1962) – видный российский ученый, профессор МГУ, академик РАЕН.

Генеральный директор Института экономических стратегий Отделения общественных наук РАН, президент Международной академии исследований будущего, заведующий кафедрой управления бизнес-проектами Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», генеральный директор Международного института П.Сорокина – Н.Кондратьева. Главный редактор журналов «Экономические стратегии» и «Партнерство цивилизаций». Постоянный член Изборского клуба. Подробнее.

Источник: izborsk-club.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru