Сендайская программа поможет в создании безопасной социальной, технологичной и природной среды на Дальнем Востоке — МЧС РФ
Владивосток. 2 сентября.
ИНТЕРФАКС — Реализация Сендайской программы позволит обеспечить безопасность Дальнего Востока и привлечь инвестиции в регион, заявил начальник научно-технического управления МЧС России Александр Овсяник в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ). «Реализация Сендайской рамочной программы на национальном и местном уровне позволит обеспечить создание безопасной социальной, технологичной и природной среды, повысить безопасность жизнедеятельности региона и послужит гарантом привлечения инвестиций в Дальневосточный регион», — сказал он. По словам начальника управления, реалии современного мира свидетельствуют, что возрастают риски крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, природных пожаров и других бедствий — современный мир становится все более уязвимым по отношению к природным катаклизмам, техногенным авариям и другим угрозам.
AIOGRAM ► Что такое Asyncio? — Await и async — практика ПРОГРАММИРОВАНИЕ ПО ПЛЕЙЛИСТАМ УРОК 20
На масштабы потерь стихийных бедствий и техногенных катастроф существенное влияние оказывают возрастающая концентрация населения в городах, миграция, изменение климата и погодных условий, энергетика, связь, транспортная коммуникация, технологии, отходы, которые человечество производит, и другие риски. «Мы в буквальном смысле явились свидетелями прохождения такого опасного природного явления, как тайфун «Лайонрок», который привел к подтоплению домов, придворовых территорий, социально-значимых объектов, нарушил энергоснабжение ряда населенных пунктов, привел к подъему уровня рек и подтоплению ряда территорий. Он затронул территории Китая, Кореи.
Поэтому для защиты населения и территорий Дальневосточного региона от угроз природного и техногенного характера необходима скоординированная системная работа по предупреждению и снижению рисков», подчеркнул глава управления МЧС. По словам А.Овсяника, необходимо последовательно реализовывать достижения в области управления рисками, настойчиво внедрять в общественное сознание культуру безопасности жизнедеятельности, выстраивать стройную систему обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. «Требуется совершенствование подходов и консолидация усилий всех заинтересованных сторон в деятельности по предупреждению и снижению рисков.
Управление рисками бедствий — это наиболее перспективный путь совершенствования и интеграции всех направлений деятельности по защите от различных опасностей и угроз», — сказал он. А.Овсяник подчеркнул, что МЧС России осуществляет широкое международное сотрудничество в области оценки и управления рисками чрезвычайных ситуаций. «Одним из перспективных и эффективных инструментов является Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы, которая была принята на Всемирной конференции ООН в марте 2015 года в Японии.
Сендайская программа определяет комплекс мер экономического, правового и научного характера, позволяющих странам формировать свои национальные программы по снижению рисков бедствий. «МЧС России последовательно выполняет задачи, следует принципам и приоритетам, обозначенным в Сендайской рамочной программе», — резюмировал начальник управления. По его мнению, реализация Сендайской рамочной программы позволит обеспечить создание безопасной социальной, технологичной и природной среды, повысить безопасность жизнедеятельности региона и послужит гарантом привлечения инвестиций в Дальневосточный регион. Он отметил, что при решении этих задач необходимо действовать на перспективу, учитывая новые вызовы и угрозы. В ходе сессии с ним согласились и другие участники дискуссии. Так, министр министерства водного хозяйства Китая Чэнь Лэй заявил, что КНР готово совместно с МЧС России делать все необходимое для всестороннего сотрудничества в области снижения риска бедствий и катаклизмов. «Надеемся, что страны мира усилят обмен и сотрудничество, поделятся опытом и технологиями и сообща будут противостоять стихийным бедствиям и внесут общий вклад в развитие во всем мире», — сказал он.
Вклад ЮНЕСКО в уменьшение опасности стихийных бедствий
- Яндекс Новостях,
- Яндекс.Дзен,
- Google Новостях
Главные события
Заболеваемость гриппом и ОРВИ в Москве остается выше эпидемического порога — Роспотребнадзор
Точка зрения
Выгорел полностью
Interfax-Russia.ru — Гипермаркет OBI сгорел в подмосковных Химках. Страховщики оценивают возможный ущерб от пожара в 20-30 млрд рублей.
Возвращение исторического бренда Interfax-Russia.ru — Московский автозавод «Москвич» планирует начать выпуск отечественных автомобилей в 2025 году. Серийная крупноузловая сборка уже начата.
Взрыв заказывали? Interfax-Russia.ru — ФСБ обвинила в убийстве журналистки Дарьи Дугиной украинские спецслужбы. Она удостоена ордена Мужества посмертно.
Москва задымленная Interfax-Russia.ru — Дым от лесных пожаров в Рязанской области накрыл Москву. Дымка и неприятный запах продержатся в городе и области как минимум до конца недели, однако ситуация 2010 года не повторится.
Шаг вперед Interfax-Russia.ru – Собственную платформу для электромобиля создадут на заводе «Москвич», одновременно с этим запущено производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
- Порядка 100 человек эвакуированы из-за возгорания на техническом этаже Боткинской больницы — ГУ МЧС 21 декабря, 22:54
- Суд в Москве обратил в доход государства имущество экс-инспектора ГИБДД на сумму около 180 млн рублей 21 декабря, 22:53
- Правительство Москвы намерено в 2023г. перевести столичные госкомпании на электронное актирование 21 декабря, 18:23
- Роспотребнадзор рекомендует носить маски в общественных местах Москвы и соблюдать социальную дистанцию 21 декабря, 18:23
- Москалькова выступает за вывод следователей из стороны обвинения 21 декабря, 17:52
Новости Москвы
- Порядка 100 человек эвакуированы из-за возгорания на техническом этаже Боткинской больницы — ГУ МЧС 21 декабря, 22:54
- Суд в Москве обратил в доход государства имущество экс-инспектора ГИБДД на сумму около 180 млн рублей 21 декабря, 22:53
- Правительство Москвы намерено в 2023г. перевести столичные госкомпании на электронное актирование 21 декабря, 18:23
- Роспотребнадзор рекомендует носить маски в общественных местах Москвы и соблюдать социальную дистанцию 21 декабря, 18:23
- Москалькова выступает за вывод следователей из стороны обвинения 21 декабря, 17:52
Сетевое издание “Интерфакс-Россия”. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64321 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 25.12.2015.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения «Интерфакса». Полные тексты сообщений агентства доступны подписчикам изданий «Интерфакса».
Обнаружили ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
- Условия использования информации
- Запрещено для детей
- Политика обработки персональных данных
- Выходные данные
- Дизайн – Motka.ru
- Разработка – Broccoli.
Отправка сообщения об ошибке
Еще в июне 2017 года информация о возможном применении допинга одним из врачей спортивной школы была направлена в правоохранительные органы.
Сообщение
отправлено
Спасибо за помощь. Вы можете закрыть это окно, или оно будет автоматически закрыто через 10 секунд.
Источник: www.interfax-russia.ru
ЧТО ТАКОЕ СЕНДАЙСКАЯ ПРОГРАММА
Александр Агеев
Каждый день в мире от стихийных бедствий погибает почти 200 человек, 400 получают увечья, а так или иначе страдают от них более 400 тысяч человек. Ежедневно!
За 10 лет в результате бедствий было перемещено около 300 млн человек, 23 млн лишились своих жилищ. По самым осторожным оценкам экономический ущерб превышает более 1,3 трлн долларов. Условно говоря, каждый год миру наносится ущерб, сравнимый с годовым объемом ВВП России, и страдает столько людей, сколько в России живет. Речь идет только о бедствиях, привносимых в человеческую жизнь природой. О бедах, которые провоцируют созданные человеком объекты и сугубо человеческие поступки (техно- и антропогенные риски), можно сказать лишь, что их «вклад» в общие текущие бедствия человечества как минимум не уступает катаклизмам, порожденным природной стихией.
В этом контексте решать задачи развития, ликвидации нищеты и снижения многоплановой несправедливости невозможно без создания потенциала противодействия бедствиям.
Одним из международных форматов снижения риска бедствий стала Сендайская рамочная программа на 2015–2030 годы, подписанная рядом стран, включая Россию. Она ставит задачу существенно снизить риски и потери в виде человеческих жертв, ухудшения здоровья, утраты источников средств к существованию, имущества и способности систем управления справляться с проблемами. Достижение этих задач предполагает активное международное сотрудничество — ведь бедствия не знают границ.
Сендайское соглашение предусматривает действия по четырем направлениям:
1) понимание риска бедствий;
2) улучшение организационно-правовых рамок управления риском бедствий;
3) инвестиции в меры по снижению риска бедствий;
4) обеспечение эффективного реагирования и готовности к риску бедствий, внедрение принципа «сделать лучше, чем было» в деятельность по восстановлению, реабилитации и реконструкции. В одной формуле это означает — понять, предотвратить, преодолеть.
Этот подход значительно глубже и шире, чем может показаться, и охватывает вопросы не только в ведомственной компетенции МЧС и его аналогов в других странах. Речь идет о самом отношении к жизни, человеку, культуре, природе, экономике, образованию. О том, насколько зыбко и мнимо бывает основание благополучия и беззаботности. О том, как опасно перед лицом опасности, имеющей часто непреодолимую и непредсказуемую силу, не понимать значение взаимовыручки, простой человеческой солидарности, готовности к преодолению любых трудностей, жизнестойкости.
Не случайно в Сендайской рамочной программе есть категория «благого управления». Обобщенно говоря, это компетентные и ответственные действия, утверждающие высокие ценности.
В чем-то этот подход сродни донкихотству. Легендарный герой, романтичный и наивный, но безбоязненный и заложник чести, боролся даже с ветряными мельницами, часто не замечая рутины, мародерства и прочей низости окружающей его людской повседневности, которая, увы, вечна, как и стихийные бедствия. Но разве не ценен сам порыв к возвышенному и не важна отвага?
По материалам журнала «Экономические стратегии»
Агеев Александр Иванович (р. 1962) – видный российский ученый, профессор МГУ, академик РАЕН.
Генеральный директор Института экономических стратегий Отделения общественных наук РАН, президент Международной академии исследований будущего, заведующий кафедрой управления бизнес-проектами Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», генеральный директор Международного института П.Сорокина – Н.Кондратьева. Главный редактор журналов «Экономические стратегии» и «Партнерство цивилизаций». Постоянный член Изборского клуба. Подробнее.
Источник: izborsk-club.ru
Сендайская рамочная программа
Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015–2030 гг. представляет собой амбициозное соглашение, в котором излагается общая цель существенного снижения риска бедствий и сокращение потерь в результате бедствий в виде человеческих жертв, утраты источников средств к существованию и ухудшения состояния здоровья людей, и неблагоприятных последствий для экономических, физических, социальных, культурных и экологических активов людей, предприятий, общин и стран. Она преследует следующую цель: «предотвратить возникновение новых и снизить угрозу известных рисков бедствий путем осуществления комплексных и инклюзивных экономических, структурных, юридических, социальных, медико-санитарных, культурных, образовательных, экологических, технологических, политических и институциональных мер, предотвращающих и снижающих подверженность воздействию опасных факторов и уязвимость к бедствиям, повышающих готовность к реагированию и восстановлению и тем самым укрепляющих потенциал противодействия».
Рамочная программа признает, что твердая приверженность и участие политического руководства в каждой стране имеют решающее значение. Власти на региональном уровне разделяют свою ответственность за снижение риска бедствий с другими заинтересованными сторонами, такими как местные органы власти, частный сектор и другие негосударственные субъекты. В ней определены 4 четкие приоритетные направления действий и 7 глобальных целевых задач по существенному снижению риска бедствий.
Сендайская рамочная программа охватывает техногенные опасные явления в дополнение к природным опасностям, что что отличает ее от предшественницы, Хиогской рамочной программы. Эти техногенные опасные явления включают химические/промышленные опасности, а также радиологические, ядерные, биологические и другие.
Открытка о связи Конвенции с Сендайской рамочной программой Англ. Рус.
Конвенция ЕЭК ООН о промышленных авариях помогает своим Сторонам и странам, приверженным имплементировать Конвенцию, следить за приоритетными направлениями действий, изложенными в Сендайской рамочной программе. Эффективное осуществление Конвенции способствует достижению Сендайских целей, в то время как приоритетны для действий в рамках Сендайской рамочной программы непосредственно поддерживают предотвращение, обеспечение готовности и меры реагирования на промышленные и химические аварии. Эта взаимная значимость находит отражение в конкретных мероприятиях Конвенции о промышленных авариях, в частности:
1. Понимание риска бедствий
В Конвенции подчеркивается важность выявления потенциально опасных видов деятельности, с тем чтобы иметь возможность принимать целенаправленные меры по предотвращению, обеспечению готовности и реагированию. В ней излагаются превентивные меры, которые должны быть приняты национальными органами власти и операторами, включая законодательные и институциональные меры. Конвенция также касается размещения опасных объектов в рамках политики планирования землепользования и мер по минимизации рисков для населения и окружающей среды.
2. Совершенствование организационно-правовых рамок управления риском бедствий
Конвенция обеспечивает Сторонам основу для создания своих организационно-правовых рамок на местном, национальном и региональном уровнях для решения вопросов предотвращения промышленных аварий, обеспечения готовности к ним и реагирования на них. В ней основное внимание уделяется снижению риска бедствий, возникающих в результате опасных видов деятельности, которые могут вызвать трансграничные последствия в случае аварии. Конвенцию можно рассматривать как механизм регионального и субрегионального сотрудничества, поскольку она направлена на снижение риска бедствий на местном и трансграничном уровнях в случае, если последствия аварии распространяются через границы; Конвенция также поддерживает развитие потенциала.
3. Инвестиции в меры по снижению риска бедствий в целях укрепления потенциала противодействия
Конвенция способствует предотвращению рисков техногенных катастроф посредством институциональных, законодательных и практических мер, принимаемых органами власти и операторами. Это связано с обязательством принять законодательство по снижению риска бедствий, требующее, чтобы операторы опасных объектов обеспечивали и демонстрировали безопасное выполнение своей деятельности. Для обеспечения осуществления этих мер Сторонам также необходимо предусмотреть финансовые средства. Таким образом, Конвенция также способствует согласованности между секторами, предусматривая сотрудничество между национальными органами власти, включая частный сектор. Надлежащие инвестиции во все элементы снижения риска бедствий (СРБ) и предотвращения промышленных аварий имеют решающее значение для повышения устойчивости.
4. Повышение готовности к бедствиям для обеспечения эффективного реагирования и внедрение принципа «сделать лучше, чем было» в деятельность по восстановлению, реабилитации и реконструкции
Конвенция способствует организации трансграничных учений для обучения соответствующих органов власти и населения вопросам готовности и реагирования. Более конкретно, в соответствии с Сендайской рамочной конвенцией, Конвенция содержит обязательства по:
(a) подготовке, пересмотру и периодическому обновлению политики, планов и программ обеспечения готовности к стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям, обеспечивая участие всех секторов и заинтересованных сторон, в частности, при подготовке планов действий в чрезвычайных ситуациях на месте и за его пределами, как того требует Конвенция
(b) содействовию регулярным мероприятиям по обеспечению готовности к стихийным бедствиям, реагированию на них и восстановлению
(c) разрабатке и укреплению, при необходимости, скоординированных региональных подходов и оперативных механизмов для подготовки и обеспечения быстрого и эффективного реагирования на стихийные бедствия, например, посредством использования Системы уведомления ЕЭК ООН о промышленных авариях (СУПА) для запроса и оказания взаимной помощи в трансграничном контексте.
Деятельность ЕЭК ООН, связанная с СРБ, в рамках Конвенции о промышленных авариях:
- Вклад в разработку Руководящих принципов управления рисками бедствий «От слов к действиям»: Руководство по внедрению техногенных/технологических опасностей в сотрудничестве с Совместным подразделением ООН по окружающей среде/УКГВ, ОЭСР, Объединенным исследовательским центром ЕС и другими организациями. В публикации описываются различные опасные явления, а также представлен опыт и передовая практика управления связанными с ними рисками, в т. ч. из Конвенции о промышленных авариях
- Вклад в разработку Отчета УРСБ о глобальной оценке 2019 г., в частности, в качестве ведущих авторов-координаторов глав 3.1.8, посвященных химическим/промышленным рискам
- Участие в Научно-консультативной группе УСHБ (UNDRR STAG) по техногенным авариям, вызванным природными угрозами (NaTech)
- Повышение осведомленности с помощью коммуникационных и информационных материалов, таких как блоги «От стихийных бедствий» к «управлению рисками»: обеспечение комплексного подхода с учетом множества факторов риска, участия многих заинтересованных сторон и комплексного подхода к техногенным/технологическим опасностям» и «Управление трансграничными промышленными рисками»
- Семинар ООН/ОЭСР по управлению рисками NaTech, состоявшийся в сентябре 2018 г. в Потсдаме, Германия, при участии ЕЭК ООН, которая возглавила организацию Сессии 6 «Трансграничное и международное сотрудничество»
- Совместный семинар ЕЭК ООН/ОЭСР, состоявшийся в ноябре 2016 г. в Любляне, Словения, в рамках Девятого совещания Конференции Сторон Конвенции. Семинар был направлен на содействие осуществлению повестки дня в области устойчивого развития в области предотвращения промышленных аварий, обеспечения готовности к ним и реагирования на них, в частности с учетом Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015–2030 гг.
- Содействие и проведение учений по обеспечению трансграничной готовности, например, трехсторонних полевых учений в районах дельты Дуная между Республикой Молдова, Румынией и Украиной в сентябре 2015 г., двусторонних учений между Польшей и Германией на реке Одер в сентябре 2017 г. и учений по аварийному загрязнению воды на реке Дунай с возможными трансграничными последствиями в октябре 2018 г.
- Наращивание потенциала в области планирования землепользования и промышленной безопасности посредством семинара для стран ЕЭК ООН (Мехелен, Бельгия, май 2018 г.), субрегиональных семинаров в Восточной Европе и на Кавказе (май 2019 г.) и Юго-Восточной Европе (октябрь 2021 г.)
- Мероприятия по наращиванию потенциала в поддержку выявления и уведомления об опасных видах деятельности в Центральной Азии, Юго-Восточной Европе и на Кавказе и в Восточной Европе (2015-2017 гг.)
- Поддержка стран в применении руководящих материалов, разработанных в соответствии с Конвенцией, например, Контрольного перечня для планирования действий в чрезвычайных ситуациях в случае аварий, затрагивающих трансграничные воды, Руководства по вопросам планирования землепользования, руководящих принципов обеспечения эксплуатационной безопасности для объектов управления хвостохранилищами, трубопроводов, нефтяных терминалов и стратегий управления и удержания водных ресурсов для пожаротушения.
- Инициирование и участие в Межведомственных координационных совещаниях по промышленным авариям, регулярно проводимых с 2013 г.
Источник: unece.org
Реализация Сендайской рамочной программы действий по снижению риска 2016-2030гг.
Вопросами ликвидации последствий крупномасштабных стихийных бедствий Организация объединенных наций начала заниматься с 60-х годов XX века. Координация деятельности международного сообщества в эффективном использовании сил и средств при реагировании на бедствия и ликвидации их последствий, а также оказания помощи развивающимся странам в снижении опасности бедствий стали предметом обсуждения на Генеральных Ассамблеях ООН и привели к организации в 1978 г. Управления по координации чрезвычайной помощи ООН. Последующая реорганизация данной структуры в соответствии с резолюциями Генассамблеи привела к созданию действующего ныне Управления по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) ООН.
Последовательная разработка концепции обеспечения готовности к бедствиям[1], реагирования на них и ликвидации последствий привела к необходимости создания Международной стратегии ООН по уменьшению опасности бедствий (МСУОБ ООН). Объявление на период с 1990 по 2000 годы Международного десятилетия ООН по уменьшению опасности бедствий стало первой глобальной акцией в области снижения риска бедствий. В рамках Десятилетия сформулированы основные принципы и механизмы сотрудничества государств в указанной сфере, закрепленные в международных обязательствах и договорах.
В 1994 году в г.Йокогаме (Япония) состоялась первая Всемирная конференция ООН по уменьшению опасности бедствий по итогам которой были приняты Иокогамская стратегия и План действий для безопасности мира: руководство по защите от природных бедствий, готовность и смягчение последствий. Иокогамская стратегия стала первым международным документом, закрепившим основные направления деятельности мирового сообщества в области уменьшения опасности бедствий.
Дальнейшее развитие системы принципов и направлений деятельности международного сообщества и отдельных государств по снижению риска бедствий получило отражение в Хиогской рамочной программе действий на 2005 – 2015 годы (ХРПД) «Создание потенциала противодействия бедствиям на уровне государства и общин», принятой 22 января 2005 г. второй Всемирной конференцией ООН по уменьшению опасности бедствий в г. Кобе (префектура Хиого, Япония). В Конференции приняли участие представители 168 государств, включая межведомственную делегацию Российской Федерации, возглавляемую МЧС России.
Результаты реализации ХРПД за десятилетний период в России были представлены в Национальном докладе, подготовленном в преддверии третьей Всемирной конференции ООН по уменьшению опасности бедствий, состоявшейся в марте 2015 года в г. Сендае (Япония). В конференции приняли участие более 6500 делегатов из 186 стран мира, 25 глав государств, вице-президенты и главы правительств, более 60 министров, а также Генеральный Секретарь ООН и император Японии Акихито. Межведомственную российскую делегацию возглавил Министр МЧС России.
В соответствии с установленной процедурой на подготовительном этапе
к третьей Всемирной конференции Российской Федерацией была заявлена готовность принять на себя ряд добровольных национальных обязательств по снижению риска бедствий:
в рамках Единой российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) совершенствовать инструменты мониторинга, оценки и прогнозирования бедствий и риска их возникновения, продолжать разработку и реализацию практических мер по повышению безопасности населения и важных объектов инфраструктуры в контексте систем раннего предупреждения, расширять всесторонние формы страхования рисков, привлекать потенциал частного сектора и деловых кругов, задействовать общественные организаций и средства массовой информации в процессе решения проблем уменьшения опасности риска бедствий и гражданской защиты в целом;
последовательно продвигать и находить дальнейшие пути реализации российской инициативы по развитию региональных и глобальных сетей антикризисного управления, которые послужат основой для создания многостороннего международного механизма по преодолению последствий природных и техногенных катастроф;
последовательно продвигать и отстаивать идею о необходимости повышения роли и авторитета ООН, что должно стать неотъемлемым компонентом обеспечения успеха международной кооперации государств в борьбе с бедствиями, продолжать и наращивать всестороннее сотрудничество с Управлением ООН по уменьшению опасности бедствий по всем вопросам и аспектам в рамках проблематики предотвращения, готовности и борьбы с бедствиями.
Заявленные таким образом добровольные обязательства были озвучены представителями национальных делегаций на пленарном заседании в ходе Конференции. Тем самым страны получили мандат на их выполнение.
Основным документом, принятым по итогам третьей Всемирной конференции ООН по уменьшению опасности бедствий, является «Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы» (далее – СРП).
Ожидаемым результатом реализации СРП является существенное снижение риска бедствий и сокращение потерь в результате бедствий в виде человеческих жертв, утраты источников средств к существованию и ухудшения состояния здоровья людей, а также неблагоприятных последствий для экономических, физических, социальных, культурных и экологических активов людей, предприятий, общин и стран.
Для достижения результата реализации СРП на глобальном, национальном и местном уровнях определены:
- Понимание риска бедствий.
- Совершенствование организационно-правовых рамок управления риском бедствий.
- Инвестиции в меры по снижению риска бедствий в целях укрепления потенциала противодействия.
- Повышение готовности к бедствиям для обеспечения эффективного реагирования и внедрение принципа «сделать лучше, чем было» в деятельность по восстановлению, реабилитации и реконструкции.
Глобальные целевые задачи:
— добиться к 2030 году значительного снижения уровня смертности в результате бедствий, чтобы в период 2020-2030 гг. среднее количество таких смертей в расчете на 100 000 человек было меньше, чем в 2005-2015 гг.;
— добиться к 2030 году значительного сокращения количества пострадавших людей в общемировом масштабе, чтобы в период 2020-2030 гг. среднее общемировое число людей, пострадавших от бедствий, в расчете
на 100 000 человек, было меньше, чем в период 2002-2015 гг.;
— сократить к 2030 году прямые экономические потери от бедствий относительно мирового валового внутреннего продукта (ВВП);
— значительно умeньшить к 2030 году ущерб, причиняемый бедствиями важнейшим объектам инфраструктуры, и ущерб в виде нарушения работы основных служб, включая медицинские учреждения и учебные заведения, в том числе за счет укрепления их потенциала противодействия;
— значительно увеличить к 2020 году число стран, принявших национальные и местные стратегии снижения риска бедствий;
— значительно расширить международное сотрудничество с развивающимися странами посредством предоставления им достаточной и непрерывной поддержки в целях подкрепления принимаемых ими на национальном уровне мер для осуществления этой рамочной программы к 2030 году;
— значительно улучшить к 2030 году ситуацию с наличием систем раннего оповещения, охватывающих разные виды угроз, и информации и оценок относительно риска бедствий и расширить доступ к ним людей.
В тексте СРП даются рекомендации по проведению мероприятий на местном, национальном и глобальном уровнях для решения задач по каждому из четырех приоритетных направлений.
В целом СРП является методическим руководством к деятельности международных организаций, национальных правительств, общественных организаций и частных компаний по достижению основного результата – сокращению потерь и ущерба в результате бедствий (чрезвычайных ситуаций) природного и антропогенного характера.
В Российской Федерации выполнение положений СРП осуществляется с учетом принятых национальных обязательств. Вопросы реализации СРП нашли отражение в Основах государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента РФ от 11 января 2018 г. № 12. Межведомственное взаимодействие в области снижения риска бедствий реализуется в рамках функционирования РСЧС.
В соответствии с решением руководства основным структурным подразделением, ответственным за выполнение работы по последовательной реализации СРП на национальном уровне, определен Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (федеральный центр науки и высоких технологий) – ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Российским национальным координатором в рамках Сендайского процесса, назначена заместитель начальника института кандидат технических наук И.Ю. Олтян.
За прошедший после третьей Всемирной конференции ООН по уменьшению опасности бедствий период в части реализации СРП в Российской Федерации проводилась последовательная работа, в контексте которой следует выделить следующие мероприятия и направления:
- проведены три Международных конгресса «Глобальная и национальные стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий»
(2015, 2017, и 2019 годы.), Международная конференция «Защита населенных пунктов и социальной инфраструктуры от природных пожаров» (организована совместно с Европейским офисом Управления ООН по уменьшению опасности бедствий и проведена на базе Академии государственной противопожарной службы МЧС России 14-15 ноября 2017 г.), ряд международных научно-практических семинаров по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- разработан и запущен интернет-сайт «СЕНДАЙ – РОССИЯ» (srpsrb.org), интегрирующий документы, программы, методические и презентационные материалы, рекомендации по реализации приоритетов Сендайской рамочной программы в Российской Федерации;
- развернута национальная кампания повышения устойчивости городов и муниципальных образований к бедствиям, реализуемая в рамках Глобальной кампании ООН по повышению устойчивости городов «Мой город готовится!» (далее – Кампания). К участию в Кампании с 2016 г. по настоящее время присоединились 8 городов России – Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Буйнакск, Дербент, Горно-Алтайск, Каспийск и Астрахань. Переведена на русский язык адаптированная «Карта оценки устойчивости городов к бедствиям». Разработана методика получения интегральной оценки устойчивости городов к бедствиям для ее использования в Российской Федерации на местном уровне (в муниципальных образованиях);
- организован и проведен ряд обучающих семинаров по вопросам реализации СРП в Российской Федерации – по развитию потенциала повышения устойчивости городов к бедствиям для представителей российских городов и муниципальных образований, участвующих в Глобальной кампании ООН повышения устойчивости городов к бедствиям «Мой город готовится!» (в 2016, 2018 и 2019 гг.); а также для профессорско-преподавательского состава и учащихся высших учебных заведений, направленных на формирование риск-ориентированного мышления и обобщающих российский и международный опыт в области снижения риска бедствий и реализации Сендайской рамочной программы (организованы совместно с Минобрнауки России);
- обеспечено участие руководства и специалистов МЧС России в международных мероприятиях, организуемых Управлением ООН по снижению риска бедствий в контексте реализации СРП.
- руководством МЧС России даны поручения территориальным органам о содействии реализации СРП и Кампании в муниципальных образованиях Российской Федерации.
[1] Термин бедствие в международной терминологии эквивалентен национальному термину чрезвычайная ситуация.
Источник: www.vniigochs.ru
Гражданская оборона и защита населения / Oltyan — Realizatsiya Sendaiskoy ramochnoy programy 2021
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий И.Ю. Олтян, Е.В. Арефьева, В.В. Крапухин, А.В. Верескун, М.Н.
Котосонова, М.А. Балер РЕАЛИЗАЦИЯ СЕНДАЙСКОЙ РАМОЧНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКА БЕДСТВИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ИТОГИ ПЯТИЛЕТИЯ Учебное пособие Под общей редакцией И.Ю. Олтян
Москва ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) 2021
УДК 614.8.084 ББК 68.9 Р31 Одобрено Научно-техническим советом ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Протокол № 2 от 28 апреля 2021 г. Олтян И.Ю., Арефьева Е.В., Крапухин В.В., Верескун А.В., Котосонова М.Н., Балер М.А. Р31 Реализация Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий в Российской Федерации. Итоги пятилетия: Учебное пособие / Под общ. ред. И.Ю. Олтян. М.: ФГБУ ВНИИ ГО ЧС (ФЦ), 2021. 344 с.: ил.
ISBN 978-5-93970-252-2 В учебном пособии представлены основные документы и положения Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015– 2030 годы, которые будут полезны российским специалистам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, руководителям и специалистам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Значительное внимание в учебном пособии уделено Глобальной кампании ООН по повышению устойчивости городов «Мой город готовится!», проводимой в рамках реализации Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015–2030 годы. В учебном пособии представлен адаптированный к российским реалиям перевод на русский язык оценочного инструментария Кампании «Мой город готовится!» для мониторинга деятельности по снижению риска бедствий на местном уровне. Учебное пособие может быть использовано: в учебном процессе образовательных учреждений дополнительного профессионального образования при реализации профессиональных образовательных программ по реализации Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015– 2030 годы; в учебном процессе образовательных организаций высшего образования МЧС России и других учебных заведений высшего образования при подготовке специалистов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, специалистов по направлению «Техносфернаябезопасность»,атакжеспециалистоввобластигосударственного и муниципального управления. УДК 614.8.084 ББК 68.9
Список сокращений . | 6 |
Введение . | 8 |
ГЛАВА 1. Общие сведения о Сендайской рамочной программе по снижению риска бедствий на 2015–2030 годы 1.1. История принятия Сендайской рамочной программы
и предшествующих программ . | 12 |
1.2 . Связь Сендайской рамочной программы с другими глобальными программами, документами и экспертными
группами . | 19 |
1.3. | Международная терминология в области снижения риска |
бедствий . | 31 |
1.4 . Показатели выполнения Сендайской рамочной программы на глобальном, национальном и местном
уровнях . | 33 |
1.5. | Глобальная платформа по уменьшению опасности |
бедствий . | 45 |
1.6. | Глобальные кампании и инициативы для повышения |
осведомленности и просвещения населения . | 49 |
1.6.1. Глобальная кампания ООН по повышению устойчивости
городов «Мой город готовится!» . | 49 |
1.6.1.1. Оценка устойчивости городов к бедствиям в рамках | |
реализации Глобальной кампании ООН по повышению | |
устойчивости городов «Мой город готовится!» . | 50 |
1.6.1.2. Опыт реализации Глобальной кампании ООН по повышению устойчивости городов «Мой город
готовится!» в пилотных городах мира . | 57 |
1.6.2. Инициатива МСУОБ ООН «Миллион защищенных
школ и больниц» . | 61 |
1.6.3. Международный день снижения риска бедствий . | 63 |
ГЛАВА 2. Реализация Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015–2030 годы в Российской Федерации 2.1. Законодательная и нормативная база по реализации Сендайской рамочной программы в Российской
Федерации . | 64 |
2.2. Международные конгрессы по управлению рисками катастроф и стихийных бедствий «Глобальная и
национальные стратегии управления рисками катастроф | |
и стихийных бедствий» в Российской Федерации . | 66 |
2.3. Информационная поддержка реализации Сендайской
рамочной программы в Российской Федерации . | 80 |
2.4 . Подходы к реализации Глобальной кампании ООН по повышению устойчивости городов «Мой город
готовится!» в Российской Федерации . | 88 |
2.5. Внедрение Глобальной кампании ООН по повышению устойчивости городов «Мой город готовится!»
в Российской Федерации . | 92 |
Заключение . | 111 |
Список использованных источников . | 112 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. | |
Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий | |
на 2015–2030 годы . | 118 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. | |
Терминология по снижению риска бедствий 2017 года . | 166 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. | |
Глобальные показатели выполнения глобальных целевых задач | |
Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий | |
на2015–2030годы. | 187 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. | |
Детализированная оценочная карта устойчивости городов | |
к бедствиям . | 192 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. | |
Шаблон Плана мероприятий по снижению риска бедствий | |
в рамках реализации Глобальной кампании ООН по повышению | |
устойчивости городов «Мой город готовится!» . | 333 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. | |
Примеры заполнения Плана мероприятий по повышению | |
устойчивости города . | 336 |
Список сокращений UnitedNationsInternationalStrategyforDisaster UNISDR – Reduction (Международная стратегия ООН по уменьшению опасности бедствий до 2019 г.) UnitedNationsOfficeforDisasterRiskReduction UNDRR – (Управление ООН по уменьшению опасности бедствий) UNDP(Программа развития Организации – United Nations Development Programme Объединенных Наций) Генеральная Ассамблея Организации ОбъедиГА ООН – ненных Наций (используется при ссылках на сессии и в резолюциях)
ЕЭК ООН КЧС и ОПБ МГЭИК Межправительственная рабочая группа экспертов МСУОБ ООН
– Европейская экономическая комиссия ООН – Комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности – Межправительственная группа экспертов по изменению климата Межправительственная рабочая группа экс- – пертов открытого состава по показателям и терминологии, касающимся снижения риска бедствий Международная Стратегия ООН по умень- – шению опасности бедствий (eng. UNISDR до 2019 г., UNDRR в настоящее время)
ООН | – | Организация Объединенных Наций |
ООН-Хабитат | – | Программа ООН по населенным пунктам |
ПРООН РНОАР РСЧС СРП или Сендайская рамочная программа СРБ ФПСР ХРПД ЧС ЦУР ЦУКС ЮНЕП ЮНДАФ
– Программа развития ООН Общероссийская общественная организация – «Российское научное общество анализа риска» – единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015–2030 годы – Снижение риска бедствий – Федеральный план статистических работ – Хиогская рамочная программа действий на 2005–2015 годы – Чрезвычайная ситуация – Цели в области устойчивого развития – Центр управления в кризисных ситуациях – Программа ООН по окружающей среде Рамочная программа Организации Объеди- – ненных Наций по оказанию помощи в целях развития на 2010–2015 годы
Введение Вызовы и угрозы природного и техногенного характера, вызванные глобальными изменениями климата, процессами неконтролируемой урбанизации и сменой технологических укладов, приводят к гибели людей, массовым нарушениям условий жизнедеятельности населения, катастрофическим экономическим ущербам. Стихийные бедствия и катастрофы оказывают существенное влияние на устойчивое социально- экономическое развитие как отдельных стран, так и целых регионов.
Организация Объединенных Наций (далее— ООН) уделяет большое внимание вопросам снижения риска бедствий, ликвидации последствий крупномасштабных катастроф и координации гуманитарной помощи пострадавшим странам. Проблема снижения опасности бедствий в последние два десятилетия обсуждалась на трех Всемирных конференциях ООН по снижению риска бедствий.
На прошедшей в марте 2015 г. в г. Сендай (Япония) III Всемирной конференции ООН по уменьшению риска бедствий были подведены итоги выполнения Хиогской рамочной программы действий на 2005–2015 годы: «Создание потенциала противодействия бедствиям на уровне государств и общин», и был дан старт новой глобальной программе борьбы с бедствиями, получившей название «Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015–2030 годы» (далее— Сендайская рамочная программа или СРП). В работе III Всемирной конференции ООН по снижению риска бедствий принимала участие делегация Российской Федерации, провозгласившая добровольные обязательства по выполнению Россией новой рамочной программы действий на период после 2015года.
В этих обязательствах продекларировано: «РоссийскаяФедерацияподдерживаетподходырамочнойпрограммы «Хиого 2» (Сендайской рамочной программы), ее цели и приоритеты. Это адекватный ответ новым вызовам. Базовые направления будут заложены вцелевые государственные ирегиональные программы России. В числе национальных приоритетов в сфере уменьшения опасности бедствий— принцип «Все вместе против катастроф». Основная цель Сендайской рамочной программы — существенное сокращение гибели людей, снижение масштаба разрушений
инфраструктуры, а также снижение социального, экономического иэкологического ущерба в результате бедствий. Реализация Сендайской рамочной программы в Российской Федерации проводится на основе утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11января 2018 №12 «Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030года» ипостановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26февраля 2016г. №70«Осостоянии защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций».
Учебное пособие «Реализация Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий в Российской Федерации. Итоги пятилетия» (далее— учебное пособие) может быть использовано в качестве справочного пособия в учебном процессе организаций высшего образования МЧС России и других учебных заведений высшего образования при подготовке специалистов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, специалистов по направлению «Техносферная безопасность», атакже специалистов вобласти государственного и муниципального управления.
UNDRR 1 одобрило намерение МЧС России опубликовать учебное пособие «Реализация Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий в Российской Федерации. Итоги пятилетия», которое содержит основные документы иположения Сендайской рамочной программы и будет полезно российским специалистам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, руководителям и специалистам единой государственной системы предупреждения иликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В первой главе учебного пособия приводятся общие сведения о Сендайской рамочной программе по снижению риска бедствий на 2015–2030 годы, история принятия ее ипредшествующих программ, а также связь Сендайской рамочной программы с другими глобальными программами и документами, рассматривающими вопросы снижения риска бедствий иустойчивого развития стран ирегионов. Представлены индикаторы и критерии выполнения Сендайской рамочной программы на глобальном, национальном иместном уровнях, рассмотрены вопросы 1 До 1 мая 2019 года Управление Организации Объединенных Наций по снижению риска бедствий имело официальную аббревиатуру UNISDR.
Источник: studfile.net