Семейная программа цели и задачи

Семейное воспитание детей в условиях детского дома — это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены.

Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе — работа по семейному воспитанию.

Скачать:

Предварительный просмотр:

I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Что такое цели и задачи? Отличие, о котором никто не говорит

Семейное воспитание детей в условиях детского дома — это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены.

Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе — работа по семейному воспитанию.

В детском доме воспитываются дети, попавшие сюда из разных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели родителей.

В этом случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т. д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, coxpаняются добрые отношения к семье, и опосредованно пример членов семьи, в которой они были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родители которых живы.

Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия недопустимы для воспитания ребенка. Но в то же время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой- то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады ощущению, что у них есть все-таки близкие люди.

ДЕКОМПОЗИЦИЯ. Как решать большие задачи эффективно.

Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой детский дом, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создали бы те условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи. Для педагогов в учреждении интернатного типа особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не игра «В семью», не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в этом учреждении.

Государственной программы развития и воспитания ребенка в детском доме пока не существует. Многие детские дома разрабатывают собственные программы, в основном направленные на профессиональную подготовку детей. Однако важнее создавать такие условия в детском доме, чтобы у детей было полноценное детство, чтобы они научились всему, что умеют дети из благополучных семей. У них должно быть сформировано представление о жизни в нормальной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Они должны быть готовы к ведению домашнего хозяйства, в организации быта.

Программа разработана в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании практического опыта работы Каменского детского дома № 1 г. Камень – на – Оби, Алтайского края, программы Г. И. плясовой «Воспитание семьянина детского дома». Данная программа обеспечивает всестороннее развитие и воспитание детей, и подготовку их к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках детского дома.

В каждой такой семье 10 – 12 детей, некоторые из которых связанны родственными отношениями. Они проживают в условиях, приближенных к домашним.

Программа «Мой дом» включает в себя пять теоретико – практических блока:

1 блок — «Семья и её функции»;

2 блок — «Духовно — нравственные основы семьи»;

3 блок – «Домашний труд в семье»,

4 блок — «Хозяйство семьи и бюджет»;

5 блок – «Самосовершенствование личности».

В каждом блоке разработаны темы теоретических и практических занятий, которые реализуются в течение всего периода реализации программы. Представлен механизм реализации программы (не только перечислены вопросы, но и указанно как их решать).

Программа циклична, ребенок находясь в детском доме, осваивает ее дважды: в младшем возрасте – в простой, доступной форме и в старшем – более глубоко и основательно.

Сроки определяются календарным годом. Занятия проводятся 1 раз в неделю по каждому из блоков программы.

Блок «Самосовершенствование личности», строится на основе курса разработанный Г.К. Селевко «Самосовершенствование личности» в соответствии с возрастными особенностями детей.

Кроме основной части в программе предусмотрены дополнительные курсы: «Азбука кухни», «Мужчина в доме», «Рукодельница». Цель этих занятий – дать более подробные, глубокие знания и сформировать навыки, необходимые для ведения конкретного вида домашнего хозяйства.

В процессе реализации программы используются следующие методы: объяснительно — иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.

Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.

В процессе работы с воспитанниками предусматривается использование следующих методов и форм работы:

  1. Специально организованные занятия:
  • Беседы;
  • Рассказы воспитателя;
  • Работа с пословицами о семье, семейных отношениях;
  • Семейные чтения;
  • Разбор ситуации на определенную тему;
  • Дискуссия диспут;
  • Устный журнал;
  • Разговор за семейным столом;
  • Демонстрация фильмов;
  • Выставка высказываний на определенную тему;
  • Практические занятия;
  • Составление рукописной семейной газеты;
  • Сочинение детей на заданную тему;
  • Домашний «Эрмитаж» (рисунки на определенную тему или рукодельные изделия для украшения комнат и пр.);
  • Создание семейных фильмов;
  • Оформление рукописного журнала (Сказки для малышей, придуманные старшими).
  1. Семейные походы, экскурсии.
  2. Встречи с интересными людьми и специалистами разных областей.
  3. Семейные вечера на выбранную тему.
  4. Развлечения в кругу семьи (конкурсы, викторины, пение песен, инсценирование сказок, чтение стихов т.д.).
  5. Семейные игры.
  6. Анкеты, тесты.
  7. Час семейного отдыха.

II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

Методологическими основами программы являются:

  • идеи «природосообразности воспитания. как гармонично воздействующего на ум, сердце и руку и вызывающего стремление к совершенству и совершенствованию человеческих сил» (Г. Песталоцци);
  • «нравственного образования» как «отмены принуждения» (С.И. Гессен);
  • «педагогического процесса как усовершенствования личности» (П.Ф.Каптерев) и др.;
  • основные идеи теории семейного воспитания (Т.А. Марковой), родительства (И. Кон), деятельности детей в семье (Г.Н. Гришиной, Д.О. Дзинтаре);
  • основы идей семейного воспитания (Н.К. Крупской, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили);
  • положения педагогики саморазвития о характеристиках, структуре,
    особенностях становления процессов саморазвития личности (Л.Н. Куликова, Г.К. Селевко),
  • концепция гуманистических воспитательных систем (Л.Н. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.Е. Степанов и др.);
  • «свободного воспитания» как содействия саморазвитию и формированию творческой личности — индивидуальности» (К.Н. Вентцель);
  • основные положения синергетического подхода, рассматриваемые в контексте проблематики педагогических явлений и позволяющие увидеть феномен воспитательной системы как неравновесной, нелинейной, имеющей «зоны неопределенности — неупорядоченности» с определенностью в параметрах порядка (А. Венгеров, И.А.Еаин, Е.Н. Князева, СП. Курдюмов, И.Пригожий, Г.Хакен и др.).
Читайте также:
Как установить игру с программой daemon tools

Выбор программного обеспечения основывается на педагогическом наследии Л.С. Выготского, на психологических идеях А.Запорожца, А.Н.Леонтьева, а также теории личностно-ориентированного обучения и воспитания И. С. Якиманской.

Основные принципы воспитания:

  • Личностный: Признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью.
  • Средовой: Учет, использование в процессе воспитания социальной среды (семьи).
  • Природосообразный: Учет в работе с детьми половозрастных, психофизических особенностей.
  • Деятельностный: Организация деятельности с детьми на основе ведущей для данного возраста: для дошкольников — игре; младших школьников -учении; учащихся основной школы — общении; старшеклассников -учебно-профессиональной деятельности.
  • Культуросообразный: Опора в воспитании на национальные традиции народа; его культуру, духовность.
  • Дифференцированный: Отбор содержания, форм, методов с учетом особенностей групп (семей) и каждого воспитанника.
  • Человековедческий: Не только на специальных занятиях, но и в повседневные игры, беседы и др. включать материалы, помогающие детям понять себя, мотивы своего поведения, отношение к окружающим; помогать воспитаннику в создании «Я — Концепции».
  • Эмоциональный: Опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства.
  • Отношенческий: Разумное сочетание в воспитательной работе антиподов: коллективности-индивидуальности; традиции-новации; общения-обособления; поощрения-наказания; управления-самоуправления; воспитания-самовоспитания.

III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основные цели программы:

  1. Способствовать социализации воспитанников, освоению ими социальных ролей в семье.
  2. Способствовать адекватной полоролевой самоидентификации детей и подростков.
  3. Подготовка молодых людей к супружескому выбору и к полноценной семейной жизни.

Практические задачи программы:

  1. Помочь каждому ребенку, подростку, юноше и девушке в познании культуры семейных отношений.
  2. Активизировать и развивать социальные наклонности.
  3. Создать комфортные условия для проживания, всестороннего индивидуально — личностного развития участников программы.
  4. Повышение нравственной и эстетической культуры воспитанников, воспитание у них культуры здорового образа жизни.
  5. Обучение нормам и правилам общежития и социального взаимодействия.
  6. Социально-психологическая реабилитация в условиях, приближенных к семейным детей и подростков, которые прибыли из неблагополучной социально-педагогической среды.

IV. ПРИНЦИПЫ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ РЕАЛИЗУЕТСЯ ПРОГРАММА

Принцип системности Процесс воздействие окружающей среды на ребенка также представляется как система влияния различных факторов (биологического, социально-психологического, медицинского, педагогического).

Принцип гуманистического подхода основан на любви и бережном отношении к ребенку, уважении его личности, дружеском расположении к нему, понимании его, заботе о развитии его личности, содружестве между педагогами и детьми.

Принцип коллективной творческой деятельности. Каждое творческое дело ребята и взрослые делают вместе. Такой подход позволяет каждому ребенку внести свой вклад в общую работу, проявить свои личные качества: творческие, организаторские, интеллектуальные, практические.

Принцип индивидуальности: каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные способности.

Принцип творческого саморазвития реализуется посредством побуждения всех участников программы к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию, предоставление свободы творчества, т.к., чем больше свободы добивается личность в творчестве, тем большей эффективности она достигает в творческом саморазвитии. Восхождение на вершину творчества детей подготавливается в ежедневной деятельности, в том числе через сквозную работу центров различных направлений.

Принцип демократического сотрудничества реализуется на основании признания равенства прав и свобод ребенка в процессе совместной деятельности и предоставлении возможности соуправления.

Принцип свободы выбора и доступности . Одним из условий развития личности является свобода выбора деятельности. Каждому ребенку предоставляется возможность выбора вида деятельности, посредствам занятий в различных центрах, объединениях, участия в мероприятиях, групповых и общих делах.

Источник: nsportal.ru

Общеразвивающая программа по семейному воспитанию «Моя семья»

Человек по-разному откликается на изменения в социальных условиях своего существования в зависимости от особенностей той среды, в которой он существует.

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущего личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли отца, матери, друга и т. д.

Публикация «Общеразвивающая программа по семейному воспитанию „Моя семья“» размещена в разделах

  • Воспитание детей. Материалы для педагогов
  • Семья. Все материалы по теме семьи
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018

Такие представления у детей-сирот, поступивших в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Они создают свой, часто неверный образ той или иной роли.

Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе — работа по семейному воспитанию.

Семья включает в себя однородные компоненты. Связанные с физиологическими процессами: психологической динамикой, взаимоотношениями, нормами и ценностями культуры, экономическими условиями рынка и производства, демографическими изменениями, деятельностью институтов, армии, церкви, здравоохранения правительственным управлением и историческими трансформациями в целом.

Одной из важнейших, является проблема содержания образования, способного обеспечить полноценное и своевременное личностное, познавательное, здоровьесберегающее, нравственно-половое развитие каждого ребенка.

Программа семейного воспитания основывается на психолого- педагогических исследованиях Д. С. Акивис, Д. Блэнкенхорна, Ю. В. Евсеенковой, Л. В. Коломийченко, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева и т. д.

Отбор содержания осуществляется в соответствии со следующими принципами: научности, доступности, прогностичности, последовательности, системности, итеративности.

Цель данной программы :

— обеспечить своевременное и качественное семейное воспитанние дошкольников, оставшихся без попечения родителей, в аспекте здоровьесберегающих форм поведения.

Программа составлена с учетом нормативных документов, разработанных и действующих в РФ: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной доктриной образования Российской Федерации».

Задачи семейного воспитания представлены по следующим компонентам: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется воспитателем самостоятельно в зависимости от возраста, пола, уровня развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.

Программа состоит из 3 разделов (их контент изменяется в зависимости от возраста ребенка, о «Моя семья»; о «Мои мама и папа»; о «Мама — женщина, папа — мужчина».

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

• оптимальное сочетание форм деятельности.

«Моя семья»

Самое важное для человека — это его семья. Семья состоит из папы, мамы, детей — брата и/или сестры, дедушки и бабушки. Это члены семьи. В некоторых семьях бывает только один ребенок мальчик или девочка; такие семьи называют однодетными. В других — несколько детей, тогда их называют братом и сестрой, или сестрами, или братьями; такие семьи называют многодетными.

Если семья состоит только из мамы и детей или папы и детей, её называют неполной, так как в ней нет одного из супругов — мамы или папы. В полных семьях есть и мама, и папа, и дети.

В семье бывают две бабушки и двое дедушек — это родители папы и мамы. У папы и мамы могут быть братья и сестры — это дядя и тетя. Их дети — это двоюродные братья и сестры.

Каждый член семьи выполняет определенную семейную роль : мальчик — сын, внук, брат, племянник; девочка — дочь, внучка, сестра, племянница; женщина — мать, дочь, невестка, сестра, тетя; мужчина — отец, сын, брат, дядя; пожилая женщина — мать, бабушка, теща, свекровь, сестра; пожилой мужчина — отец, дедушка, тесть, свекор, брат.

Читайте также:
Что будет с программой 2100

В семье все любят, уважают друг друга, сочувствуют, покровительствуют, заботятся, с нежностью относятся друг к другу. При этом члены семьи по-разному видят и оценивают семейную жизнь, по-разному чувствуют и любят.

Дети играют, помогают взрослым по дому (подмести пол, убрать мелкие вещи, бережно относятся к игрушкам, делятся ими, вовремя убирают, моют (например, кукольную посуду). Брат и сестра любят, друг друга, помогают, заботятся друг о друге, а также о животных, младших детях, родителях. Мальчики и девочки в свободное время поют, танцуют, гуляют.

В дружной семье люди много и тепло общаются друг с другом: рассказывают о своих делах, успехах и неудачах; обсуждают предстоящие покупки, место проведения отпуска, необходимость ремонта.

Каждый человек в семье имеет право высказать свое мнение, но окончательное решение принимают взрослые.

Общение особенно важно для пожилых людей: они большую часть времени проводят дома и очень радуются возможности с кем-то поговорить о делах, друзьях, прочитанных книгах, просмотренных фильмах. У их внуков больше свободного времени, чем у взрослых, занятых работой, поэтому внукам следует уделять особое внимание пожилым членам семьи. Вместе с дедушкой и бабушкой можно почитать интересные книги, погулять, рассказать им о своих делах.

Семья живет в квартире (доме). Каждый член семьи следит за чистотой и порядком в своей комнате. Женщины украшают дом поделками, цветами, вышивкой. Мужчины ремонтируют мебель, технику, заменяют лампочки, выполняют другие дела по хозяйству, помогают женщинам.

Твой дом — твоя крепость! Дом—это место, где чувствуешь себя защищенным, нужным и любимым.

Я — ребенок, меня зовут. (имя). Я — мальчик/девочка, мне 6/7 лет. Мои любимые роли в игре «Семья» — папа, сын, старший или младший брат, дядя, внук, дедушка; мама, дочь, старшая или младшая сестра, тетя, внучка. Мои будущие семейные роли — папа/мама, дядя/тетя.

«Мои мама и папа»

Мама и папа — члены семьи. Они общаются между собой, с детьми, родственниками; трудятся, поддерживают чистоту в доме, ухаживают за цветами и животными; зарабатывают и тратят деньги на продукты, одежду, игрушки; воспитывают детей.

Маму и папу в семье любят и уважают.

«Идеальная мама» — заботливая, любящая, нежная, добрая, ласковая, трудолюбивая, милосердная, честная, вежливая, ответственная сотрудничающая, альтруистичная, не властная, не агрессивная, уделяющая ребенку много времени.

«Идеальный папа» — сильный, мужественный, трудолюбивый уверенный, заботливый, честный, серьезный, успешный, обеспечивает материальное благополучие семьи, властный, строгий, независимый, малоэмоциональный, уважающий, любящий, добрый счастливый, справедливый.

«Идеальный родитель» — добрый, мягкий, сострадательный, ласковый, умеет подбодрить и успокоить детей, способен жертвовать собой ради детей.

«Мама — женщина, папа — мужчина»

Мама — это женщина, папа — мужчина, ребенок — мальчик или девочка.

Мужчина и женщина отличаются друг от друга по внешнему виду. Мужчины и женщины по-разному одеваются. Труд мужчин и женщин различен. Мужчины и женщины трудятся не только на работе, но дома. Женщины гладят и отутюживают одежду, пришивают пуговицы, наводят порядок, стирают, готовят.

Мужчины чистят обувь, пылесосят, помогают по дому, строят и ремонтируют мебель.

Мужчины предпочитают те виды спорта, где можно проявить мужественность, твердость, решительность, выносливость и силу бокс, бег, боевые искусства, тяжелая атлетика. Женщины занимаются аэробикой, танцами, гимнастикой — в них они проявляют женственность, гибкость, терпение, усердие, кропотливость.

Мужчины и женщины по-разному отдыхают. Мужчины, любя рыбалку, охоту, шахматы, просто смотреть телевизор. Женщины отдыхают на природе, читают книги, занимаются рукоделием. Отдых взрослым очень важен, ведь они много работают.

Настоящие женщины, которыми станут девочки, — добрые, заботливые, внимательные, ласковые, красивые. Чтобы вырастить такими, нужно уметь видеть других людей — замечать того, кому плохо, суметь утешить его, приласкать. Настоящие женщины не кричат, но ругаются, не дерутся. Они аккуратны и опрятны: следят за одеждой обувью, вовремя причесываются, носят чистые платья, украшают себя лентами, заколками.

У настоящей женщины все в доме красиво. Она умеет наводить порядок, украшает дом цветами, картинами, часто говорит добрые слова, знает колыбельные песни, обращаться с родными и близкими бережно, заботливо, стараясь их радовать и не огорчать — вот чему необходимо научиться девочке, чтобы стать настоящей женщиной.

Настоящая женщина обладает следующими качествами: разумность, стыдливость, проницательность и сметливость; она способна любить, рожать детей и заботится о них; обладает чувством собственного достоинства; может быть скромной и не перечить мужу; способна с каждым годом улучшать свой характер, становиться степенной; может приумножать достаток в семье.

Настоящую женщину отличают тонкость чувств, нежность, гибкость, богатая эмоциональность, обостренная восприимчивость к прекрасному, отзывчивость, мягкость, доброта, способность понимать других и сопереживать им, самоотверженность, способность к перевоплощению.

Раньше женщины были более пассивными, зависимыми, боялись перемен, неизвестности, были более осторожными и осмотрительными, так как только на них лежала ответственность материнства. Со временем женщины воспитывали в себе такие черты, как верность, терпеливость, устойчивость к повторяющимся будничным заботам.

Женщины больше склонны к сопереживанию, эмпатии, они лучше понимают чувства других — радуются с теми, кто радуется, и плачут с теми, кто плачет.

Мужчина ждет от женщины верности, нежности, внимания, ухода за собой, заботы о доме, умение вести хозяйство, вкусно готовить, правильно воспитывать детей. А взамен он дарит чувство защищенности и надежности, обеспечивает материальный достаток.

Настоящий мужчина обладает такими качествами, как мужественность, ответственность, выносливость, трудолюбие, жизнерадостность, уверенность, порядочность, постоянство, целеустремленность, сдержанность.

Качества истинно мужественного мужчины воспеты во многих фильмах, книгах. Его отличает активность, властность, сдержанность в проявлении эмоций, словах и действиях, твердый характер, несгибаемая воля, настойчивость и упорство. Он надежен и на него можно положиться. Мужественность предполагает великодушие, объективность в оценке самого себя и других, организованность, логичность мышления.

Настоящий мужчина — твердая опора для женщин.

Публикации по теме:

Консультация по семейному воспитанию «Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании и развитии ребенка» Семейное воспитание общее название процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых.

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа кружка) «Маленький горожанин» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мир детства – это особый мир, со своим видением жизни, со своими фантазиями и переживаниями, с ожиданием чего-то нового.

Дополнительная общеразвивающая программа «Оригами» ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: Цель программы — создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе.

Дополнительная общеразвивающая программа «Умка» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Умка» Пояснительная записка. Одним из приоритетных направлений дополнительного образования является.

Конспект занятия по семейному воспитанию в разновозрастной группе Центра Ппмс Цель: воспитывать отношение к семье как к базовой ценности общества. Задачи: Образовательные: раскрыть понятия «семья», «семейные ценности».

Мастер-класс к семейному празднику «Семья и Я» Воспитатель: Фоменко Н. О Участники: педагоги, воспитанники и их родители (законные представители). Цель мастер класса: Повышение уровня.

Особенности развития, адаптация и социализация детей с синдромом Дауна в условиях Центра содействию семейному воспитанию Меньшикова Л. А., воспитатель, ГКУ ЦССВ «Маяк». Особенности развития, адаптация и социализация детей с синдромом Дауна в условиях ЦССВ.

Открытое занятие по семейному воспитанию «Приходите в гости к нам» Открытое занятие по семейному воспитанию в детском доме. «Приходите в гости к нам» Цель: формировать умение принимать гостей, быть радушным.

Общеразвивающая программа «Играем вместе» Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Играем вместе» художественной направленности создана, как основной нормативный.

Читайте также:
Кто утверждает производственную программу по водоснабжению

Проект по нравственному воспитанию «Моя семья» Краткосрочный проект «Моя семья» средняя группа «Малинка» МАДОУ «Детский сад № 79» Ноябрь 2015г. Воспитатели: Краморова К. Е. Актуальность.

Источник: www.maam.ru

Программа по семейному воспитанию «Семейные ценности»

Разработал: воспитатель ___группы – семья Одинцова Р.Н.

Рассмотрено на заседании

Протокол заседания № 1

От «30» августа 2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Семейное воспитание детей в условиях структурного подразделения интернат — это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в интернатные учреждения в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены.

Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе — работа по семейному воспитанию.

В нашем интернате воспитываются дети, попавшие сюда из разных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели родителей.

В этом случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т. д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, coxpаняются добрые отношения к семье, и опосредованно пример членов семьи, в которой они были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родители которых живы.

Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия недопустимы для воспитания ребенка. Но в то же время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой- то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады ощущению, что у них есть все-таки близкие люди.

Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой интернат, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создали бы те условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи. Для педагогов в учреждении интернатного типа особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не игра «В семью», не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в этом учреждении.

Государственной программы развития и воспитания ребенка в детском доме пока не существует. Многие детские дома разрабатывают собственные программы, в основном направленные на профессиональную подготовку детей. Однако важнее создавать такие условия в детском доме, чтобы у детей было полноценное детство, чтобы они научились всему, что умеют дети из благополучных семей. У них должно быть сформировано представление о жизни в нормальной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Они должны быть готовы к ведению домашнего хозяйства, в организации быта.

Программа разработана в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании практического опыта работы Алексеевского структурного подразделения Хвалынского района, Саратовской области

Данная программа обеспечивает всестороннее развитие и воспитание детей, и подготовку их к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках детского дома.

В каждой такой группе-семье – 10 — 17 детей, некоторые из которых связанны родственными отношениями. Они проживают в условиях, приближенных к домашним.

Программа «Семейные ценности» включает в себя пять теории – практических блока:

1 блок — «Семья и её функции»;

2 блок — «Духовно — нравственные основы семьи»;

3 блок – «Домашний труд в семье»,

4 блок – «Здоровье семьи»

5 блок – «Бюджет семьи»

6 блок — ПРОЕКТ « Приусадебное растениеводство»

В каждом блоке разработаны темы теоретических и практических занятий, которые реализуются в течение всего периода реализации программы. Представлен механизм реализации программы (не только перечислены вопросы, но и указанно как их решать).

Программа циклична, ребенок находясь в детском доме, осваивает ее дважды: в младшем возрасте – в простой, доступной форме и в старшем – более глубоко и основательно.

Сроки определяются календарным годом. Занятия проводятся 1 раз в неделю по каждому из блоков программы.

В процессе реализации программы используются следующие методы: объяснительно — иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.

Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.

В процессе работы с воспитанниками предусматривается использование следующих методов и форм работы:

Специально организованные занятия:

Работа с пословицами о семье, семейных отношениях;

Разбор ситуации на определенную тему;

Разговор за семейным столом;

Сочинение детей на заданную тему;

Семейные походы, экскурсии;

Встречи с интересными людьми и специалистами разных областей;

Семейные вечера на выбранную тему;

Основные принципы воспитания:

Личностный: Признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью.

Средовой: Учет, использование в процессе воспитания социальной среды (семьи).

Природосообразный: Учет в работе с детьми половозрастных, психофизических особенностей.

Деятельностный: Организация деятельности с детьми на основе ведущей для данного возраста: для дошкольников — игре; младших школьников -учении; учащихся основной школы — общении; старшеклассников -учебно-профессиональной деятельности.

Культуросообразный: Опора в воспитании на национальные традиции народа; его культуру, духовность.

Дифференцированный: Отбор содержания, форм, методов с учетом особенностей групп (семей) и каждого воспитанника.

Человековедческий: Не только на специальных занятиях, но и в повседневные игры, беседы и др. включать материалы, помогающие детям понять себя, мотивы своего поведения, отношение к окружающим; помогать воспитаннику в создании «Я — Концепции».

Эмоциональный: Опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства.

Отношенческий: Разумное сочетание в воспитательной работе антиподов: коллективности-индивидуальности; традиции-новации; общения-обособления; поощрения-наказания; управления-самоуправления; воспитания-самовоспитания.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: Формирование у воспитанников структурного подразделения интернат самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности и подготовка их к будущей семейной жизни.

Задачи программы:

1. Активизировать социальные наклонности воспитанников.

2. Учить нормам и правилам общежития и социального взаимодействия.

3. Развивать чувство доверия в межличностных отношениях, способности ребенка к исполнению позитивных социальных ролей.

4. Расширить кругозор детей, культуру здорового образа жизни.

5. Повышать нравственную и эстетическую культуры воспитанников.

6. Воспитывать всестороннего индивидуально — личностного развитого воспитанника.

Методы работы:

Словесный — объяснение нового материала, обзорный рассказ, беседа;

Наглядный — применение наглядных пособий, фотографий, предметов семейного быта;

Практический — работа с карандашами, аппликацией, составление мини рассказов, экскурсии, встречи с интересными людьми.

Игровой — создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой воспитанникам предлагается найти выход.

Возраст детей , участвующих в реализации программы «Семейные ценности» 10–17 лет.

Срок реализации: один год — 39 часов.

Учебно-тематический план программы «Семейные ценности»

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru