Сдвг что это за программа

Содержание

СДВГ гиперактивный ребенок: симптомы, причины и коррекция

Многие нарушения нейропсихического развития начинают проявляться уже в раннем возрасте. Первые симптомы можно заметить уже до 1-1,5 лет, но часто их не диагностируют до 4-5 лет. Одним из нарушений нейропсихического развития является СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. В последнее время отмечается гипердиагностика данного нарушения нейропсихического развития.

Часто детям уже в 1,5-2 года ставят диагноз СДВГ. Однако стоит отметить, что гиперактивность ребёнка – это не значит, что у данного ребёнка СДВГ, потому что ведущим симптомом при этом нарушении, должен быть дефицит внимания. Все дети должны быть активными. Диагноз СДВГ правомочен с 5-летнего возраста.

Среди обывателей, а также ряда медиков и учителей, данный диагноз вызывает много скепсиса. Некоторые считают, что данным «расстройством» маскируется плохое воспитание со стороны родителей и элементарная лень самого ребенка. Но это абсолютный стереотип. Первые научные труды появились еще в начале XX века, в которых описывались дети с повышенной гиперактивностью, импульсивностью и невнимательностью.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых (СДВГ) l №11 О психиатрии простыми словами

По данным Американской Психиатрической Ассоциации, данный диагноз встречается примерно у 3-7% детей школьного возраста, но далеко не все обращаются за квалифицированной помощью. При этом мальчики примерно в 3 раза чаще подвержены этому расстройству, чем девочки.

СДВГ – что это такое

СДВГ – это неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое впервые диагностируется в детстве и часто сохраняется в зрелом возрасте.

Согласно МКБ-10, СДВГ относился к гиперкинетическим расстройствам – это группа эмоциональных расстройств. В обновленном МКБ-11 этот синдром относится к нейроонтогенетическим расстройствам.

У детей с СДВГ наблюдаются сложности в концентрации внимания, что приводит к определенным проблемам в усвоении школьной программы. Такой ребенок может делать ошибки по своей невнимательности, не воспринимать объяснения учителя. Дети с СДВГ проявляют чрезмерную активность, совершают много ненужных действий вместо того, что просто сидеть и сконцентрироваться на выполнении заданий.

На первый взгляд, такое поведение ребенка можно объяснить элементарным недостатком воспитания. Часто такие дети числятся у учителей среди непослушных, излишне озорных и неконтролирующих свое поведение. Но причинами этого является не родительское невнимание к вопросам воспитания, а недостаток определенных биологических веществ в отделах головного мозга.

В чем причины СДВГ

На сегодняшний день не установлена точная причина развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Большинство исследований сводится к тому, что основным фактором, влияющим на возникновение данного расстройства, являются генетические мутации. Согласно этой теории, СДВГ возникает из-за патологических изменений в гене, который отвечает за выработку дофамина и активность дофаминовых рецепторов.

Что такое СДВГ?

Есть мнение, что СДВГ развивается при сочетании целого комплекса факторов: социальных, психологических и биологических.

Следующие причины могут спровоцировать развитие данного синдрома:

  • Наследственность. Было выявлено, что наличие СДВГ у родителей в разы увеличивает вероятность развитие данного синдрома у детей.
  • Сложное течение беременности. Различные инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности, существенно увеличивают риски развития СДВГ.
  • Употребление токсических веществ во время беременности (алкоголь, табак, наркотические вещества). В эту же категорию входят лекарственные препараты, которые представляют потенциальную опасность для здоровья плода. Именно поэтому, во время беременности любое употребление медикаментов должно быть строго согласовано с врачом.
  • Несовместимость резус-фактора матери и ребенка.
  • Осложненные роды. Расстройство может возникнуть также из-за преждевременных родов, когда ребенок рождается раньше положенного срока.
  • Стимуляция родовой деятельности, отравление плода наркозом.
  • Тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в постнатальный период.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Перенесенное ребенком в младенческом возрасте тяжелое заболевание почек и пневмония.
  • Общее ухудшение экологической обстановки.

Биологические факторы в развитии СДВГ играют основную роль в первые годы жизни ребенка. В дальнейшем начинают доминировать социально-психологические факторы. Важно понимать, что неблагоприятная обстановка в семье, частые конфликты между родителями, недостаток внимания со стороны матери или, напротив, чрезмерная опека не могут считаться причинами развития данного расстройства, но эти факторы усиливают симптоматику СДВГ у детей.

Источник: logopedprofiportal.ru

СДВГ: симптомы, диагностика, лечение

Многие психические расстройства начинают развиваться в раннем детском возрасте, но диагностировать их можно лишь после того, как ребенку исполнится 5 лет. Диагноз СДВГ чаще всего, определяется в младшем дошкольном возрасте, хотя симптомы расстройства могут проявляться раньше. Это связано с тем, что постановка диагноза «синдром дефицита внимания и гиперактивности» требует оценки способности ребенка к обучению, его социальных функций, а также анализа поведения в разных условиях (дома и в школе).

Синдром дефицита внимания является одним из самых спорных диагнозов. Среди многих обывателей бытует мнение, что это очередное «модное» расстройство, оправдывающее лень и плохое воспитание. Но это далеко не так. Еще в начале ХХ века появились научные труды, в которых описывались несколько детей с повышенной импульсивностью, гиперреактивностью и невнимательностью.

На сегодняшний день СДВГ симптомы проявляются примерно у 6 % населения, но за квалифицированной медицинской помощью обращаются лишь 2% людей. Это психологическое расстройство чаще диагностируется у мальчиков. Среди девочек оно встречается реже, но его лечение требует более серьезного подхода. К тому же симптомы СДВГ у представительниц слабого пола менее выражены, а гиперактивность может отсутствовать вовсе.

Заниматься воспитанием и обучением детей, имеющих синдром, очень непросто. Многие родители не могут смириться с мыслью о том, что их ребенок может иметь психическое расстройство. Они винят в поведении своего чада окружающих, школу и, несколько реже, самих себя. Но если вовремя принять необходимые меры, то можно заметно улучшить состояние ребенка. Для этого, прежде всего, необходимо понять, что же такое синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Основные симптомы

Дети, страдающие синдромом дефицита внимания, очень плохо учатся. Им сложно концентрироваться на объяснении учителя и выполнении задания. Это связано не с прихотью или капризами. Усваивать информацию и концентрироваться на учебе они не могут вследствие недостатка биологически активных веществ в определенных отделах головного мозга.

СДВГ симптомы проявляются в поведении детей, оно заметно отличается от действий и поступков их здоровых сверстников:

  1. Невнимательность. Ребенок очень легко отвлекается, страдает забывчивостью. При выполнении заданий возникают сложности, он не организован, не выполняет инструкции. Во время объяснения нового материала или задания может сложиться впечатление, что ребенок не слушает взрослого. Большое количество ошибок обусловлено повышенной невнимательностью. Такие детки часто теряют свои вещи и школьные принадлежности.
  2. Гиперактивность. Для расстройства характерно постоянное нахождение в движении. Ребенок попросту не может усидеть на месте. Во время занятий в классе он может вставать с места в самое неподходящее для этого время. Ребенок кажется суетливым, нетерпеливым, чрезмерно общительным.
  3. Импульсивность. Желание достичь удовольствие у таких детей намного выше, они не в состоянии ждать своей очереди. Часто они выкрикивают с места, перебивают собеседника или учителя. Если такой ребенок чего-то хочет, то он будет требовать это сейчас же, уговорить его не получится.

Такие симптомы расстройства являются основными, но даже здоровые дети иногда могут быть невнимательны или слишком активны. Чтобы иметь возможность говорить о наличии данной патологии, необходимо провести тщательное исследование. Врач наблюдает маленького пациента в течение длительного времени, не меньше шести месяцев. Чтобы анализ поведения ребенка был полным и всесторонним, потребуется дать оценку его поведения в разных условиях.

Причины возникновения синдрома дефицита внимания

На сегодняшний день точно сказать, почему у ребенка возникают СДВГ симптомы, не может никто. Среди факторов, дающих толчок к развитию синдрома дефицита внимания, можно выделить:

  • наследственность. Исследователями было отмечено, что наличие данного расстройства у родителей в несколько раз повышает вероятность развития его у детей. Синдром дефицита внимания часто имеет генетическую природу, поэтому способен передаваться по наследству;
  • употребление алкоголя и табакокурение во время беременности может привести к нарушению мозговых функций у плода, что влечет за собой появления СДВГ симптомов у ребенка будущем;
  • сложная беременность, перенесенные в это время женщиной инфекционные заболевания также могут привести к тому, что у ребенка возникнет синдром дефицита внимания. Риск развития этого психического расстройства в несколько раз повышается среди детей, рожденных раньше срока;
  • предрасположенность к развитию расстройства повышают травмы головного мозга различной тяжести, перенесенные ребенком в раннем возрасте, а также заболевания инфекционной природы.

В некоторых случаях синдром дефицита внимания возникает как симптом другого психического расстройства, например, задержка речевого или психоречевого развития. Некоторые жизненные обстоятельства или патологические процессы в организме могут проявляться так же, как и симптомы СДВГ. Среди них можно отметить:

  1. Резкая перемена образа жизни, переезд, развод родителей или смерть близкого человека.
  2. Сбой в работе щитовидной железы.
  3. Отравление тяжелыми металлами, в частности свинцом.
  4. Депрессия и расстройства сна.

Специалисты считают, что полностью устранить симптомы СДВГ невозможно. Это расстройство относят к неизлечимым патологиям. Но помочь ребенку все-таки возможно. Грамотно организованная терапия позволит пациенту лучше учиться, получить необходимые социальные навыки и адаптироваться в обществе.

Типы СДВГ

Высококвалифицированные специалисты практикуют индивидуальный подход к лечению синдрома. Это связано, прежде всего, с тем, что для успешного выздоровления требуется устранить причины патологии. На сегодняшний день выявлено несколько типов данного расстройства, требующих разного подхода к проведению терапии:

Также основные симптомы рсстройства могут сопровождать вспышки гнева и капризность, желание всегда быть в оппозиции и повышенная болтливость, гиперчувствительность к громким звукам и яркому свету, а также поспешность мышления.

Читайте также:
Free file viewer что это за программа

Диагностика

Многие люди ошибочно полагают, что синдром дефицита внимания является заболеванием мальчиков с избыточной активностью. Но среди больных встречаются те, которым не присуща гиперактивность. В этом случае симптомы расстройства бывают смазанными, и выявить их еще сложнее. Часто на заболевание у таких детей не обращают должного внимания, их постоянно упрекают в лени, своенравности, отсутствии мотивации, а также называют глупыми.

Главным отличием данного синдрома от других видов психических расстройств является полное отсутствие четких лабораторных или инструментальных методов диагностики. Специалисты в диагностическом процессе, в основном, полагаются на рассказы родственников, учителей и других людей из близкого окружения ребенка.

Постановке диагноза СДВГ предшествует кропотливая работа. На протяжении длительного периода времени осуществляется наблюдение за ребенком, поведение которого вызывает опасения. Педиатр или детский психолог проводит сбор информации, опрашивает учителей и других наставников, интересуется мнением родителей, опекунов или других членов семьи. Также на этапе диагностики проводится полный медицинский осмотр ребенка, это позволяет СДВГ симптомы дифференцировать от других психологических расстройств или заболеваний, способных привести к изменению поведения.

Во время проведения бесед с целью сбора информации о пациенте, врач уделяет большое внимание ситуации в его семье. Родители также заполняют анкеты и опросники в отношении себя и близких родственников. Это позволяет определить наличие проблем в семейных отношениях, которые могут привести к тому, что у ребенка будут проявляться симптомы СДВГ. Также оценивается психическое здоровье других членов семьи, ведь, как упоминалось, наличие синдрома обусловлено генетической предрасположенностью.

Завершающим этапом диагностики является анализ полученной информации. Диагноз может быть поставлен в том случае, если будут подтверждены такие утверждения:

  • основные симптомы СДВГ (невнимательность, импульсивность и т.д.) интенсивно выражены, степень их проявления не соответствует возрасту пациента. Проявления расстройства наблюдаются длительное время;
  • проявления расстройства проникают во все сферы жизни, приводя к значительным осложнениям. Дети могут капризничать могут в разных ситуациях, когда устанут, не выспятся, хотят есть и т.д. Но для постановки диагноза необходимо найти подтверждение того, что поведение ребенка создает проблемы окружающим и ему самому;
  • признаки СДВГ появляются в раннем возрасте и проявляются постоянно. Если признаки патологии демонстрируют себя время от времени, то они, скорее всего, обусловлены другими причинами;
  • СДВГсимптомы не связаны с наличием у ребенка других соматических, психосоматических или психических расстройств. Для выявления такой взаимосвязи проводится тщательнее медицинское обследование пациента.

Несмотря на то, что специалисты в своей работе используют некоторые диагностические критерии, все же конечный диагноз ставится исключительно из субъективного мнения врача, которое, в свою очередь, также основывается на субъективных мнениях учителей и родственников. Поэтому велик риск ошибки. Чтобы избежать этого, необходимо подходить к проведению диагностики синдрома дефицита внимания с особой тщательностью.

Лечение

При лечении часто применяют медикаменты, позволяющие купировать СДВГ симптомы. К ним относятся различные стимуляторы, чаще всего назначается метилфенидад, ноотропные препараты, а также антипсихотические средства, способные снизить возбудимость ребенка и его гиперактивность.

Медикаментозное лечение направлено на устранение физической проблемы, приведшей к развитию расстройства. Основные СДВГ симптомы становятся менее выраженными благодаря нормализации кровообращения во всех отделах головного мозга и коррекции патологий в шейном отделе позвоночника, часто возникающих на фоне родовых травм.

Но большинство специалистов считает, что использование медикаментов оправдано лишь в единичных случаях, многих детей можно вылечить, используя методы психокоррекции. Наиболее успешными при устранении симптомов СДВГ является прикладной поведенческий анализ, его используют при работе с маленькими детьми, а также когнитивно-поведенческая терапия, которая применима при проведении коррекции психики у молодых людей и подростков.

Рекомендации для родителей детей с СДВГ

Провести диагностику, поставить диагноз и назначить грамотное лечение симптома дефицита внимания может только квалифицированный врач. Но выздоровление ребенка во многом зависит от его родителей. Прежде всего, они должны принять своего малыша и осознать, что его поведение является не результатом воспитания, а следствием болезни.

Чтобы устранить СДВГ симптомы, специалисты рекомендуют в домашних условиях придерживаться таких поведенческих стратегий:

Преодолеть ребенку симптомы СДВГ могут помочь его родители — без их участия даже самая хорошая терапия будет малоэффективной. Лучшим средством от большинства психологических расстройств у детей является любовь, поддержка и понимание самых близких людей – мамы и папы!

Как проявляется синдром у взрослых

У взрослых людей СДВГ симптомы встречаются нечасто. Многие из них прошли курс терапии в детстве, другие просто приспособились к жизни в современном обществе, а некоторые из них вовсе не догадываются о наличии психического расстройства.

Чаще всего взрослые люди обнаруживают у себя признаки СДВГ в тот момент, когда этот диагноз ставится их детям. Тогда они понимают, что депрессии, беспокойство и отсутствие концентрации внимания связаны именно с этим расстройством.

Для взрослых пациентов наиболее характерными будут такие СДВГ симптомы:

  • одним из основных симптомов СДВГ является неустойчивость внимания, но у взрослых людей он проявляется не во всех сферах. Больному сложно концентрироваться на выполнении рутинных делах. Он будет забывать вовремя оплачивать счета, принимать лекарственные препараты, производить уборку в доме и т.д. Но если речь зайдет о чем-то новом и необычном, то человек с СДВГ способен к концентрации. Фильмы ужасов, рискованные виды деятельности и склонность к созданию конфликтных ситуаций – все это перенасыщено стимулирующими факторами, заставляющими концентрировать внимание, даже если обычно с этим возникают сложности. Кроме того, люди, имеющие СДВГ симптомы, способны концентрироваться на личных проблемах, особенно в период снижения настроения;
  • СДВГ симптомы включают в себя рассеянность. Больной человек не способен отключиться от несущественных вещей. Если присутствует раздражающий фактор, то все мысли и разговоры такого человека будут крутиться вокруг него. Маленькому ребенку сложно справиться с этим симптомом, но, взрослея, человек учится жить с этим. Они обрезают все ярлычки на одежде, так как у них повышена тактильная чувствительность. Приобретают вещи точно по размеру, в противном случае они находятся в постоянном дискомфорте. Для того, чтобы уснуть, они используют некий белый шум. Такая звуковая завеса позволяет абстрагироваться от других звуков и заснуть. Многие пациенты, особенно женщины, не могут концентрироваться во время секса, что не позволяет им достигать оргазма;
  • люди, имеющие симптомы СДВГ, не организованны. Практически всегда их окружает беспорядок, в их комнатах разбросаны вещи, на рабочем столе хаос, в чуланах сложно найти нужную вещь. Кроме того, больные в больших количествах поглощают кофе и курят, потому что кофеин и никотин являются мощнейшими стимуляторами для них;
  • перечисляя СДВГ симптомы, необходимо упомянуть практически полное отсутствие внутреннего контроля. Люди, страдающие этим расстройством, не задумываются прежде, чем что-то сказать, поэтому у них часто возникают проблемы с окружающими людьми. Они не могут ставить перед собой долгосрочные цели, важные дела оказываются отложенными на последний момент.

Если у взрослого человека будут проявляться описанные выше симптомы СДВГ, то у него возникнут трудности с личной жизнью и трудоустройством. Данное расстройство приводит к появлению хронической забывчивости, постоянным опозданиям, невозможности контролировать вспышки гнева и импульсивности.

Диагностика СДВГ у взрослых более сложная, чем у детей. Врач должен произвести оценку поведения пациента в детстве и во взрослой жизни. Если будут обнаружены одинаковые СДВГ симптомы, то можно говорить о наличии расстройства. В качестве диагностических методов используется беседа с членами семьи и близкими людьми пациента, психологическое тестирование и полное медицинское обследование.

Если вы обнаружили вышеописанные симптомы у себя или своего ребенка, обязательно обратитесь за помощью к специалистам. Это расстройство является постоянным, его невозможно полностью вылечить, но при своевременной терапии удается заметно снизить выраженность проявлений расстройства и улучшить качество жизни больного человека.

Источник: arbat25.ru

СДВГ у малышей: когда и как заметить проблемы?

Обычно синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) не определяют до школьного или, реже, старшего дошкольного возраста. Но дети с СДВГ еще в возрасте до 4 лет уже отличаются от других малышей. По каким признакам можно заподозрить дефицит внимания и гиперактивность в раннем возрасте?

Опасности общественных мест: как оставаться активным и не заражаться?

Лайфхаки личной защиты от вирусов и бактерий в общественных местах и многолюдных местах.

СДВГ или детская импульсивность?

СДВГ или детская импульсивность?

СДВГ расшифровывается как синдром дефицита внимания с гиперактивностью, и на сегодня это одно из самых распространенных детских расстройств. Симптомы включают невнимательность, импульсивность и гиперактивность, но их проявления отличаются по выраженности.

СДВГ может быть как у детей, так и у взрослых, но симптомы всегда начинаются в детстве. Дети могут испытывать трудности с тем, чтобы спокойно сидеть, следовать указаниям взрослых и выполнять задания дома, в детском саду и школе.

В раннем возрасте практически все дети особенно активны и импульсивны, а кризисы самоопределения – настоящий двигатель непослушания и противоречий. Как отличить классические признаки становления характера и обычные детские истерики от симптомов СДВГ?

Ребёнок выделяется на фоне остальных

По сравнению с другими детьми их возраста детям с СДВГ часто бывает трудно, а порой почти невозможно посидеть неподвижно даже в течение нескольких минут.

Они не могут ждать своей очереди, например, в играх, где есть ведущий, выпаливают ответы или переходят к началу очереди, а еще могут говорить слишком много.

Комментарий эксперта
Джеймс Перрин, доктор медицинских наук, профессор педиатрии в Гарвардской Медицинской школе

Маленькие дети с СДВГ невероятно активны все время. Большинство 4-летних детей вообще очень активны, но они успокаиваются, порой дремлют, сидят во время еды, могут заниматься тихими играми. Ребёнок с СДВГ все время находится в движении.

То, что отличает этих детей, – это степень и частота, с которой они гиперактивны и импульсивны. В сравнении с другими малышами эти дети – вечные двигатели, причем работающие в высоком темпе.

«Ужасные» детские истерики и СДВГ: когда связь есть?

Любой родитель или тот, кто проводит время с детьми, видел эти вспышки гнева. Большинство детей могут спорить, отказываться сотрудничать и время от времени не подчиняться взрослым.

Читайте также:
Фьорды что это за программа

Но когда этот гнев и враждебность случаются часто, приводят к проблемам с друзьями, в детском саду или дома, причины для беспокойства могут быть вполне оправданы. При этом надо уметь отличать «нормальную» истерику у малыша от проблемной. Как?

Типичная истерика может начинаться, когда маленький ребёнок устал, голоден или расстроен, или во время ежедневных ритуалов и процедур, таких как укладывание перед сном, прием пищи или одевание.

Что не нормально?

  • Когда вспышка приходит из ниоткуда или настолько интенсивна, что ребёнок становится истощенным. От избытка эмоций и слез может даже начаться рвота. Если такие ситуации становятся регулярными, это маркер нездоровья.
  • Не нормальна также враждебность по отношению к людям, предметам или к тому и другому вместе. Вполне возможно, что ребёнок захочет ударить или пнуть родителя из-за разочарования время от времени. Но когда это происходит более чем в половине истерик, может возникнуть проблема.
  • Враждебность может быть и самонаправленной. Дети могут пытаться укусить себя, царапать кожу, биться головой, пораниться, ударив что-то.
  • Ребёнку крайне сложно успокоиться. Не помогают популярные советы, попытки дать прокричаться, игнорирование, разговоры, крепкие объятия. Приходится постоянно уносить на руках из раздражающего окружения и заниматься «подкупом», обещать что-то подарить, дать, сделать – и так каждый раз.
  • Многочисленные истерики: 10-20 вспышек гнева в месяц. Если это происходит пять раз в день, а потом наступает долгий перерыв (при этом малыш в целом здоров и хорошо себя чувствует), это тоже повод для беспокойства.
  • Очень длинные истерики. Если они обычно длятся более 25 минут, это может сигнализировать о лежащей в их основе проблеме.

В чем могут быть причины таких «взрывов»? Специалисты говорят, что они могут быть связаны с СДВГ, высокой болезненной тревожностью на фоне неврозов, нарушением обучаемости, расстройством аутического спектра, проблемами сенсорного восприятия и так далее.

Так как СДВГ – самое частое нарушение из перечисленных (и может идти в комплексе с другими особенностями), в первую очередь внимание специалиста может быть направлено именно на этот синдром.

Как ставят диагноз СДВГ?

Как ставят диагноз СДВГ?

СДВГ – диагноз, который распространен в детском возрасте, но частота его зависит от диагностических критериев страны. Если рассматривать в целом, то это нарушение выявляют примерно у каждого десятого ребёнка, а в России примерно у одного из двадцати. Во взрослом возрасте оно сохраняется у 75% людей.

СДВГ диагностируется на основании симптомов невнимательности, гиперактивности и импульсивности. Но невнимательность часто не так очевидна у дошкольников: многие занятия в этом возрасте не требуют оценки.

Иногда сами родители, а также воспитатели в детском саду или учителя в школе могут заподозрить, что у ребёнка синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Но подозрений даже специалистов в сфере работы с детьми недостаточно. Для постановки диагноза необходима полная оценка врача.

Чтобы поставить диагноз дошкольнику, врач будет собирать детальные описания поведения ребёнка от родителей. Хорошо, если будет также мнение воспитателей дошкольных учреждений или других взрослых, которые регулярно могут наблюдать за поведением ребёнка. Очень важно обсудить все симптомы с врачом, не преувеличивая и не утаивая особенности.

Просто потому, что какой-то ребёнок имеет некоторую избыточную активность и импульсивность, не значит, что у него СДВГ. Например, ребёнок, который расстроен из-за того, что у него есть проблемы со зрением, слухом или речью, может вести себя так же, как ребёнок с СДВГ.

Поэтому перед постановкой диагноза врач может назначить дополнительные обследования, чтобы исключить другие возможности.

Считается, что СДВГ – проблема в основном мальчиков. Однако в последнее время все чаще говорят о том, что многие девочки остаются не диагностированными, так как у них чаще данный синдром проявляется более сглажено: дефицит внимания есть, а гиперактивность и импульсивность не выражены.

Таких детей нередко зачисляют в разряд «мечтателей», «забывчивых», «вечных троечников», обвиняя в нежелании сосредотачиваться. В то время как причина проблемы – в дефиците внимания. И об этих особенностях тоже надо помнить и обращаться к врачу не только в случае гиперактивности, но и при неспособности ребёнка сосредоточится на чем-либо произвольно, особенно если это не проходит к школьному возрасту.

Источник: medaboutme.ru

Дети с СДВГ: кто они и как помочь им справиться со школой

СДВГ до сих пор многие считают придуманным диагнозом. «Он просто не умеет внимательно слушать, надо с ним пожёстче», — советуют родителям таких детей. Наш блогер, клинический психолог Вера Толмачева, рассказывает, что такое СДВГ и как заниматься с гиперактивными детьми.

В последнее время многие педагоги и врачи уделяют времени очень активным и невнимательным детям. Гиперактивность с нарушениями вниманиями может быть причиной нарушения поведения, трудностей в обучении и проблем в общении со сверстниками.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это расстройство связанное с трудностями в поведенческой саморегуляции и нарушением исполнительных функций (внимания, концентрации, памяти, планирования). Первые признаки расстройства развития появляются в детском возрасте. Во взрослом возрасте эти расстройства компенсируются. В соответсвии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), которую используют в России, СДВГ относят к группе F90.0. «Гиперкинетические расстройства», диагнозу F.90 «Нарушение активности и внимания». В будущей МКБ-11 СДВГ относят к группе 6А05 «нейроонтогенитические расстройства».

Обычно гиперактивность проявляется рано (уже в первые 5 лет жизни) в сочетании с плохой контролируемостью поведения и выраженной невнимательностью. Эти поведенческие характеристики проявляются по всех ситуациях (в школе, дома и т. п.) и обнаруживают постоянство во времени.

Нарушенное внимание проявляется в преждевременном прерыванием заданий: дети часто бросают одно дело, оставив его неоконченным, утратив к нему интерес, по всей видимости, в связи с тем, что отвлеклись на что-то другое.

Характерные проблемы поведения должны проявляться до 6 лет и иметь существенную продолжительность (не менее 6 месяцев на момент решения о постановке диагноза).

Считается, что до возраста поступления в школу гиперактивность тяжело распознать из-за разнообразных вариантов нормы и только выраженная гиперактивность должна приводить к решению о постановке диагноза СДВГ детей дошкольного возраста.

У детей с СДВГ кроме невнимательности, гиперактивности и импульсивности часто встречаются другие особенности развития:

1. Нарушения координации

Выявляют примерно в половине случаев. Это могут быть нарушения тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, письмо), равновесия (детям трудно кататься на роликовой доске и двухколёсном велосипеде), зрительно-пространственные коорлинации (неспособность к спортивным играм).

2. Эмоциональные нарушения

Тоже часто наблюдают при СДВГ. Эмоциональное развитие рёбнка, как правило, запаздывает, что проявляется неурановешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам.

3. Отношения с окружающими

Как правило, нарушены отношения со сверстниками и со взрослыми. В психическом развитии дети с СДВГ отстают от сверстников, но стремятся руководить. Поэтому у них мало друзей.

4. Парциальные задержки развития

Многие дети, страдающие от СДВГ, плохо учатся в школе, несмотря на нормальный IQ. Кроме того, у детей с СДВГ часто встречаются парциальные задержки развития, в том числе школьных навыков (счёт, письма, чтения).

5. Поведенческие расстройства

При СДВГ наблюдаются часто, но не всегда.

Причинами СДВГ могут быть биологические и социальные факторы. К биологическим относят генетическую предрасположенность, особенности нейробиологической регуляции мозговой активности, неароанатомические отклонения в развитии мозга, отклонения функционального состояния мозга. К социальным — воспитание и взаимоотношения в семье. То есть, СДВГ может возникнуть путём социального влияния на специфический биологический фон. Однозначного ответа пока нет.

При СДВГ страдают когнитивные функции — фукнции программирования, регуляции и контроля деятельности (управляющих функций или executive functions). Система методов исследования когнитивных функций основателя нейропсихологии А. Р. Лурии позвоволила описать освновные нарушения функций программирования, регуляции и контроля деятельности, которые отмечаются у больных с лобными поражениями головного мозга.

Во-первых, это неспообность к затормаживанию непосредственных реакций на ситуацию, приводящая к появлению импульсивности в поведении.

Во-вторых, трудности переключения от одного элемента к другому и с одной программы на другу.

Эти нарушения приводят к невозможности создавать программы деятельности, следовать им и контролировать поведение. В их основе лежит единый механизм, связанный с поражением префронтальных отделов коры — один из вариантов «лобного синдрома».

Два других варианта связаны с поражением премоторных и медиобазальных отделов лобной области. В первом случае в центре сидрома стоят нарушение двигательных навыков, а во втором случае центр синдрома — это аффективные расстройства.

11 советов для родителей и учителей, как правильно учить гиперактивных детей

Детям с СДВГ трудно учиться в школе. Многие учителя жалуются на их поведение. Педагоги считают, что ребёнок должен быть послушным и тихим, он не должен мешать и вызывать тревоги.

Важно отметить, что дети с с СДВГ имеют хорошие интеллектуальные способности, но они испытывают трудности в организации занятий. Любые письменные ошибки выглядят неряшливо, в них много исправлений, ошибок, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или попросту угадывания.

Навыки чтения, письма и счёта у этих детей могут быть значительно ниже, чем у сверстников, хотя читать и писать они чаще умеют ещё до школы.

Важно, учитывать особенности ребёнка с СДВГ при проведений занятий.

1. Ничего в комнате не должны отвлекать ребёнка: ни члены семьи, ни звуки телевизора.

2. На столе, за которым работает ребёнок, не должно быть ничего лишнего, отвлекающего внимание.

3. Общаться с ребёнок с СДВГ надо спокойно, без раздражения. Объяснять инструкции заданий надо ясно. Ребёнок не поймёт сложной инструкции и длинных предложений. Сначала убедитесь сами, что задание понятно вас самом.

4. Для того чтобы скоцентрировать внимане ребёнка, можно использовать систему жестов, мимику и другие средства. Внимание можно привлечь словами, постукиванием карандаша.

5. Обязательным является работа «глаза в глаза». Такой приём позволяет ребёнку сосредточиться и не отвлекаться.

6. В ходе работы можно использовать чёткие и короткие указания: «слушай», «запомни», «не торопись», «подумай». Они не должны звучать как военные приказы. Тон должен быть доброжелательным и мягким.

7. Если задание большое, необходимо разделить его на части и к каждой давать новую инструкцию. Причём начинать объяснение следующей части задания можно только после того, как заполнена предыдущая часть.

Читайте также:
Auto doodle что это за программа

8. В случае агрессивного поведения не надо делать грубые замечания, категорически нельзя кричать, использовать резкие движения. Нужно отвлечь ребёнка, отвести в сторону и посадить отдохнуть. Пока он не успокоится, он не слышит замечаний и фактический не понимает, чего от него хочет взрослый. Когда ребёнок успокоится, то его поведение можно обсудить и объяснить, что конкретно вас огорчает.

Существуют немедикаментозные методы лечения СДВГ: нейропсихологическая коррекция и когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Целью нейропсихологической коррекции является развитие компенсации «слабой» функции при опоре на сильные функциональные звенья.

В детской нейропсихологии разработаны методические комплексы, направленные на развитие разных слабых функциональных звеньев. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия представляет собой комплекс методик, которое направленное на коррекцию поведения и неправильного мышеления о себе. Дети научаются справляться с агрессией, общаться, решать проблемы, у них развивается самоорганизация.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock (Suzanne Tucker)

Источник: mel.fm

СДВГ

Гиперактивный ребенок

Диагноз Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) ставится преимущественно детям старшего дошкольного возраста, а также ученикам младших классов. Поводом для обращения к специалисту и назначения обследования, как правило, являются нарушения социализации и обучения вследствие повышенной импульсивности ребенка и неспособности его к сосредоточенности .

В последнее время участились случаи обращения для диагностики заболевания. взрослых пациентов с подобными симптомами.

Определение термина

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это патология развития, при которой человек не может в полной мере управлять своими эмоциями, двигательной активностью и вниманием.

Малыши с этой патологией чрезвычайно подвижны и импульсивны. Они не могут находиться на одном месте, постоянно бегают и лазают даже там, где это неприемлемо.

Дошкольники нарушают дисциплину в общественных местах, забывают об обязанностях и правилах поведения, кричат, часто впадают в ярость по незначительным поводам.

Ребенок с СДВГ - нарушения поведения за столом

Школьники не могут сосредоточиться на занятии, не слушают объяснения учителя. Такие дети торопятся выполнять задания, не выслушав условия, хватаются за любое поручение, не сопоставив своих возможностей с поставленной задачей. Часто не доводят дело до конца, бросив на полпути из-за неудачи или потери интереса, совершают ошибки из-за невнимательности.

Со временем симптомы становятся менее характерными. Но как показывают последние исследования, синдром дефицита внимания и гиперактивности не исчезает с возрастом. Среди взрослых пациентов с СДВГ высок процент тех, кто не закончил образование, не имеет определенного занятия, а также страдающих депрессивными расстройствами.

Но основная масса пациентов с возрастом учатся успешно жить с проявлениями болезни и в большинстве случаев осваивают выбранную специальность, делают карьеру, создают семью.

Как определить заболевание

Для постановки диагноза необходимо психолого-неврологическое обследование .

Ребенок на приеме у невролога - осмотр

Чаще всего синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируется у детей в младшем школьном возрасте. Потому что именно тогда становятся очевидны трудности, возникающие у ребенка с восприятием информации и необходимостью соблюдения дисциплины в классе.

Но для того, чтобы предотвратить возможные проблемы с обучением в школе, необходимо отметить признаки заболевания в более раннем возрасте и вовремя обратиться за консультацией к психологу или неврологу.

Симптомы

По проявлению симптомов СДВГ подразделяется на три основных типа:

С преобладанием расстройства внимания (СДВ)

Для таких детей характерны задумчивость, спокойная рассеянность, мечтательность. Проявления гиперактивности не носят выраженный характер. Такие дети не могут сосредоточиться на объяснении учителя на уроке, воспринимают лучше визуальную информацию (то, что написано на доске усваивают лучше чем сказанное преподавателем). Пациенты с СДВ чаще всего пребывают в “своем внутреннем мире”, долго переживают эмоции от прочитанных книг и просмотренных фильмов/мультфильмов. У детей развито воображение, часто они показывают высокие результаты в деятельности, связанной с реализацией идей (написание школьных сочинений, литературных произведений и т.д.)

С преобладанием гиперактивности

Такие дети не могут сидеть на одном месте, нарушают дисциплину. Они много разговаривают, проявляют агрессию. Для них характерны навязчивые движения, они грызут ногти, раскачиваются на стуле, часто ломают хрупкие предметы, не в силах контролировать свою силу и проявлять осторожность.

Комбинированный (смешанный)

Проявляются все основные симптомы нарушения внимания и чрезмерной активности. Пациенты не могут сосредоточиться на необходимой, но неинтересной работе, но при этом не в состоянии отвлечься от деятельности или мыслей, которые их занимают. Таким детям сложнее всего дается учеба. Сидеть за партой весь урок, при этом сосредотачиваться на теме занятия – для них невыполнимая задача.

Патология характеризуется импульсивностью поведения

Это основной признак для всех типов СДВГ. Общая черта пациентов – нетерпеливость и поспешность решений. Такие дети начинают выполнять задание, не дослушав его до конца, действия их небрежны. В случае неудачи, они бросают начатое. Также дети с этим симптомом легкомысленны, не оценивают опасности тех или иных ситуаций или действий, часто подвергаются риску.

Другие характеристики СДВГ, общие для всех типов:

  • скачки настроения;
  • забывчивость;
  • болтливость;
  • неспособность организовать свою деятельность;
  • недоведение дел до конца и др.

СДВГ у подростков

При переходе в пубертатный период, ребенок с СДВГ сохраняет характерные для заболевания особенности, но они проявляются несколько иначе. Гиперактивность существенно снижается, сменяется суетливостью, повышенной эмоциональностью, внутренним беспокойством. Могут проявляться такие клинические нарушения, как нервные тики.

Подросток с СДВГ - ссора со взрослыми

Импульсивность поведения проявляется в безответственных поступках, неспособности оценить риски, отрицании норм и правил социального поведения, мер безопасности. Дети с СДВГ подвержены чужому влиянию больше, чем их здоровые сверстники, чаще оказываются вовлеченными в противоправные действия.

Неспособность контролировать внимание и резкое снижение мотивации приводит к ухудшению успеваемости в этот период. Подростки испытывают серьезные сложности в построении личных отношений.

Для детей с СДВГ в период пубертата характерна заниженная самооценка, чрезмерная эмоциональность, обидчивость, агрессивность.

Именно в этот период родителям и учителям следует быть особенно внимательными к детям с диагнозом СДВГ. Подростковый период – один из самых проблематичных и опасных в жизни человека с этой патологией.

СДВГ у взрослых

Захламленный стол женщины с СДВГ

Часто взрослые люди, страдающие СДВГ не знают о своем заболевании и списывают проблемы, возникающие у них в связи с симптоматикой заболевания на свою нерасторопность, неорганизованность, лень, забывчивость и другие огрехи своего характера. Этому способствует часто то, что они с детства или ранней юности слышат подобную оценку своих действий от окружающих.

На самом деле, по данным исследователей в США от 5 до 10% взрослого населения страдают именно заболеванием СДВГ. И в силу недостаточности некоторых функций головного мозга просто не способны эффективно выполнять многие социальные задачи.

Такие люди часто не могут выполнить дело до конца в силу потери внимания и невозможности его сконцентрировать волевым усилием. Они обычно сосредотачиваются на какой-то одной задаче, которая полностью занимает их определенное время и не могут переключиться на что-то другое. Например, женщины с СДВГ не могут поддерживать дома элементарный порядок, потому что всецело поглощены работой или занятиями с детьми.

Отношения в социуме осложняются тем, что окружающие считают таких людей необязательными и легкомысленными, забывчивыми, дающими пустые обещания и т.д. Эти особенности приводят к заниженной самооценке, депрессивным состояниям, неспособности к длительным отношениям, потере работы и другим социальным проблемам.

Захламленный стол женщины с СДВГ

Также для пациентов характерна импульсивность, когда действия совершаются прежде, чем осознаются. Такие люди неусидчивы, суетливы, много говорят, часто разговаривают сами с собой, озвучивая свои мысли. Также их характерной особенностью является повторяемость или хаотичность движений (постукивание ручкой, перебирание страниц книги при чтении, бесцельно хватание предметов и др.)

Обращение к врачу пациентам во взрослом возрасте также необходимо и является шансом на возвращение уверенности в себе и стабильности в жизни. Обследование, постановка диагноза и коррекционная терапия помогут вам научиться управлять своим состоянием и успешно социализироваться.

Признаки, которые к ключевым проявлениям СДВГ не относятся

Синдром дефицита внимания и гиперактивности является “диагнозом исключения”. При оценке симптомов и проведении обследования пациента следует отличать проявления СДВГ от патологий, возникших по иным причинам.

  • Высокая двигательная активность у здоровых детей, особенности поведения как реакция на стрессовую ситуацию (в школе, в семье и др).
  • Астенический синдром после травмы, инфекционных и иных заболеваний, в том числе по причине снижения слуха и т.д.
  • Абсансы (малые эпилептические припадки) могут проявляться схоже с симптомами СДВГ и восприниматься как моменты рассеянности. При эпилепсии также возможны симптомы повышенной активности и импульсивности.
  • При легкой степени умственной отсталости или шизофрении характерны проявления, похожие на симптомы СДВГ (рассеянность, отсутствие контроля поведения). Для диагностики необходимо исследование интеллектуального развития.
  • При аутизме схожие признаки отличают от проявления СДВГ наблюдением за ребенком и установлением наличия других характерных признаков аутизма (отсутствие контактов, речи и др.).

Частота проявления симптомов

По данным международных исследований СДВГ встречается у 3-5% детей. При этом у 80% из них патология сохраняется во взрослом возрасте. Мальчики страдают расстройством внимания и гиперактивности в 3-6 раз чаще, чем девочки.

Причины заболевания

Все возможные источники возникновения и развития болезни выделяют 2 группы:

  1. генетические (наследственные);
  2. биологические (медицинские).

По статистике очень высок фактор наследования СДВГ. С более чем 80% вероятности можно утверждать, что при наличии у одного из родителей признаков патологии, у ребенка будет то же заболевание. Исследования близнецов также подтверждают высокую степень конкордантности (наличия общих признаков) по симптомам патологии.

Гены , способствующие развитию заболевания в настоящее время продолжают изучаться. К ним относят гены дофаминового рецептора и переносчика дофамина, а также гены норадренергической системы и других нейромедиаторов.

Биологические причины болезни связаны, в первую очередь, с условиями протекания перинатального (от 28 недели беременности до 168 часов после рождения) и неонатального (первые 28 дней жизни после рождения) периодов, а также первых недель жизни малыша после рождения. Именно это время происходит наиболее активное созревание головного мозга ребенка. В этот период нервная система человека наиболее чувствительна к возможным повреждениям вследствие гипоксии, инфекций и т.д.

К группе риска относятся дети в следующих ситуациях:

Источник: newneuro.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru