Метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей называется
(*ответ*) опросом
наблюдением
экспериментом
контент-анализом
Метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе называется
(*ответ*) беседой
экспериментом
наблюдением
контент-анализом
Метод, предусматривающий целенаправленное, согласно заранее разработанному плану, фиксирование тех явлений, которые интересуют исследователя, с целью их последующего анализа и использования для нужд практической деятельности, называется
(*ответ*) наблюдением
беседой
экспериментом
опросом
Методы изучения семьи – это _, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью
(*ответ*) инструменты
Механизм социализации, суть которого в том, что человек изменяет свое поведение в зависимости от действия положительных или отрицательных санкций, направленных на него со стороны социального окружения, – это
Секретные приемы и техники НЛП для ВСЕХ!
(*ответ*) социальная оценка желаемого поведения
полоролевая идентификация
гендерная персонификация
прогностичность поведения
Многостороннее влияние на личность в семье через систему целей, содержания, средств и методов воспитания, с учетом всех факторов и сторон педагогического процесса, рассматривается как принцип
(*ответ*) комплексности и систематичности
планомерности, последовательности, непрерывности
гуманизма, уважения к личности ребенка
согласованности в воспитании
Мотивация деторождения существенно варьирует в зависимости от _
(*ответ*) культуры
На основе существующих форм отношений родителей к ребенку В.М. Минияров выделил следующие стили семейного воспитания: _, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий
(*ответ*) попустительский
Наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, определенные средства и методы применяемого ими педагогического воздействия, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия, называются
(*ответ*) стилем семейного воспитания
условиями семейного воспитания
прогностичностью семейного воспитания
социальной оценкой поведения
Наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения называется
(*ответ*) педагогикой
социологией
культурологией
акмеологией
Область психологии, занимающаяся изучением закономерностей развития и функционирования психики в контексте обусловленности ее формирования культурными и экологическими факторами, называется _ исследованиями
(*ответ*) кросс-культурными
социально-психологическими
психофизиологическими
культурологическими
Одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, называется семейным (ой)
Безопасность в сети — метод Мориарти. Прослушка. Шпионаж. ФСБ.
(*ответ*) воспитанием
педагогикой
конфликтом
организацией
Ответ эксперта
Метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей называется
(*ответ*) опросом
наблюдением
экспериментом
контент-анализом
Метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе называется
(*ответ*) беседой
экспериментом
наблюдением
контент-анализом
Метод, предусматривающий целенаправленное, согласно заранее разработанному плану, фиксирование тех явлений, которые интересуют исследователя, с целью их последующего анализа и использования для нужд практической деятельности, называется
(*ответ*) наблюдением
беседой
экспериментом
опросом
Методы изучения семьи – это _, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью
(*ответ*) инструменты
Механизм социализации, суть которого в том, что человек изменяет свое поведение в зависимости от действия положительных или отрицательных санкций, направленных на него со стороны социального окружения, – это
(*ответ*) социальная оценка желаемого поведения
полоролевая идентификация
гендерная персонификация
прогностичность поведения
Многостороннее влияние на личность в семье через систему целей, содержания, средств и методов воспитания, с учетом всех факторов и сторон педагогического процесса, рассматривается как принцип
(*ответ*) комплексности и систематичности
планомерности, последовательности, непрерывности
гуманизма, уважения к личности ребенка
согласованности в воспитании
Мотивация деторождения существенно варьирует в зависимости от _
(*ответ*) культуры
На основе существующих форм отношений родителей к ребенку В.М. Минияров выделил следующие стили семейного воспитания: _, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий
(*ответ*) попустительский
Наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, определенные средства и методы применяемого ими педагогического воздействия, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия, называются
(*ответ*) стилем семейного воспитания
условиями семейного воспитания
прогностичностью семейного воспитания
социальной оценкой поведения
Наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения называется
(*ответ*) педагогикой
социологией
культурологией
акмеологией
Область психологии, занимающаяся изучением закономерностей развития и функционирования психики в контексте обусловленности ее формирования культурными и экологическими факторами, называется _ исследованиями
(*ответ*) кросс-культурными
социально-психологическими
психофизиологическими
культурологическими
Одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, называется семейным (ой)
(*ответ*) воспитанием
педагогикой
конфликтом
организацией
Источник: xn--b1aai8acvc.xn--p1acf
Тема 2.3. Опрос (беседа, интервью, анкетирование)
Метод опроса используется в двух основных формах: 1) в виде устного опроса (беседа, интервью); 2) в виде письменного опроса (анкетирование).
Суть метода понятна из его названия. Во время опроса спрашивающий вступает в личный контакт с отвечающим. В результате он имеет возможность видеть, как отвечающий реагирует на тот или иной вопрос; может в случае надобности задавать различные дополнительные вопросы и получать дополни- тельные данные по некоторым неосвещенным вопросам.
Устные опросы дают конкретные результаты. С их помощью можно получить исчерпывающие ответы на сложные вопросы, интересующие исследователя. Однако на вопросы «щекотливого» характера опрашиваемые письменно отвечают гораздо откровеннее и ответы при этом дают более под- робные и основательные.
На устный ответ отвечавший затрачивает меньше времени и энергии, чем на письменный. Однако такой метод имеет и свои отрицательные стороны. Все отвечающие находятся в неодинаковых условиях, некоторые из них могут получить через наводящие вопросы исследователя добавочную информацию; выражение лица или какой-либо жест исследователя также оказывают некоторое воздействие на отвечающего. Остановимся на специфике конкретных методов опроса.
Беседа – метод сбора фактов о социально-психологических и педагогических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.
Беседа как исследовательский метод позволяет глубже познать психологические особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков путем анализа данных, полученных в ответах на поставленные предварительно продуманные вопросы. Беседа отличается сравнительно свободным построением плана, взаимным обменом мнениями, оценками, предложениями и предположениями. С помощью беседы можно собрать факты, касающиеся убеждений, стремлений, отношений к действительности и событиям, условий жизнедеятельности исследуемого объекта (ученика, класса, группы, коллектива). Беседа проходит в форме личного общения по специально составленной программе.
Область применения беседы:
- изучение личности педагогов, обучающихся, родителей;
- получение дополнительных данных при применении других методов исследования (наблюдение, анкетирование, эксперимент и др.);
- первоначальное знакомство с людьми, обстоятельствами дела, ситуацией.
Виды бесед:
- стандартизированная (точно сформулированные вопросы, одинаковые для всех опрашиваемых);
- нестандартизированная (вопросы ставятся в произвольной форме).
Успешность проведения беседы зависит от соблюдения ряда условий: открытости контакта исследователя с испытуемым, раскрепощенности эмоциональных реакций, доверия и взаимопонимания, доброжелательности отношений. Для беседы необходимо выбрать место, которое позволило бы собеседнику чувствовать себя свободнее и раскованнее, на равных с тем, кто проводит беседу.
Приемы ведения беседы:
- внимательное, заинтересованное слушание;
- предоставление возможности собеседнику высказаться до конца, не перебивая его;
- оказание помощи в форме наводящих, встречных вопросов для снятия барьеров и страхов, одобрения точности высказываемых мыслей;
- проверка искренности и достоверности ответов контрольными (альтернативными) вопросами;
- поощрение собеседника к проявлению взаимности, искренности, заинтересованности средствами собственного дружелюбного, эмпатийного поведения;
- активное слушание, быстрое реагирование на особенности ответов, речевого поведения собеседника, его эмоциональных реакций;
- использование невербальных средств управления общением (фонационные – тембр, темп речи, фразовые ударения, паузы, интонация; кинетические – речевые и двигательные жесты, физиогномические маски, мимика, пантомимика; проксемические – дистанция общения, организация пространства беседы);
- стимулирование активности собеседника, поддержание контакта с ним через вопросы, интересные собеседнику; вопросы эмоционального характера (случаи из жизни, успехи, удачи), избегание вопросов, вызывающих негативные переживания;
- признание собственных допущенных ошибок, неточностей, выражение благодарности собеседнику за внимательность.
Подготовка беседы:
- определение цели беседы (без этого беседа станет бесплодным разговором, а не методом исследования);
- формулирование целевых вопросов, их ранжирование в порядке значимости;
- формулирование вопросов, поддерживающих беседу;
- подготовка средств фиксации хода беседы (магнитофон, бланк записи, кодировка ответов, условные обозначения);
- создание условий для благоприятного проведения беседы (выбор времени, места, обстановки).
Вопросы беседы:
- прямые «личные» – с однозначно понимаемым смыслом. (Вас устраивают условия учебы?);
- косвенные, «безличные» – со скрытой для собеседника целью. (Устраивают ли студентов нашего колледжа предлагаемые условия обучения? Если среди выпускников колледжа будет проводиться конкурс педагогического мастерства, Вы примете в нем участие?);
- проективные вопросы – предлагают не личную, конкретную, а воображаемую ситуацию и воображаемых людей (Как Вы считаете, как должен поступать педагог, если его инициатива не поддержана администрацией?);
- определительные вопросы – направлены на получение общей информации (Как Вы готовитесь к урокам? Какие методы активизации познавательной деятельности учащихся Вы используете?);
- вопросы внушающего действия – несут внушающую нагрузку в беседе. (Не кажется ли Вам, что урок как форма обучения совершенно устарел? Вас больше привлекают игровые или дискуссионные методы обучения?).
Беседа предполагает непосредственный контакт с испытуемым, что позволяет при необходимости быстро реагировать и вносить изменения в намеченный ход беседы в зависимости от получаемых ответов на вопросы и высказываемых собеседником суждений.
Обычно процесс беседы не сопровождается протоколированием, протокол составляется после беседы. При осмыслении данных беседы учитываются все сведения, полученные с помощью других методов. Беседа может планироваться, с целью подтвердить или опровергнуть данные, полученные ранее с помощью других методов.
Практические рекомендации:
♦ Истинные цели беседы должны быть известны только исследователю, педагогу.
♦ План беседы должен быть гибким, исходить из конкретной ситуации.
♦ Вопросы должны соответствовать особенностям и интересам конкретного собеседника.
♦ Не стоит допускать присутствия и вмешательства в беседу других людей.
♦ Любой вопрос имеет определенное суггестивное воздействие, но внушающие вопросы обладают очень высоким его уровнем. Желательно максимально ограждать собеседников от таких вопросов.
Метод беседы в зависимости от характера вопросов и самого исследования может превращаться в метод опроса.
Интервью (от англ. – встреча, беседа) – разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения опрашиваемого по его ответам на заранее сформулированные вопросы.
В отличие от беседы двух или более равноправных в принципе собеседников интервьюера интересует именно мнение и оценка лица, которого опрашивают (респондента).
Виды интервью:
1. По цели, которую стремится реализовать исследователь, выделяют интервью мнений, выясняющее оценки явлений, событий, и документальное интервью, связанное с установлением фактов.
2. По форме общения интервью подразделяются на свободные (на начальной стадии исследования); стандартизированные, имеющие четко разработанную схему, одинаковую для всех респондентов; полустандартизированные, для которых характерны 2 вида вопросов: одни – обязательные для всех, другие (уточняющие) могут исключаться из интервью в зависимости от ответов на основные вопросы.
Вопросы, используемые для интервью, следует заблаговременно сплани- ровать и составить вопросник, где должно быть оставлено место и для записи (протоколирования) ответа. При составлении вопросов нужно иметь в виду следующие основные требования:
- интервью не должно носить случайный характер, оно должно быть планомерным; при этом более понятные отвечающему вопросы задаются раньше, более трудные – позднее;
- вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятыми для всех отвечающих;
- вопросы не должны противоречить педагогическому такту и профессиональной этике.
При интервью следует придерживаться следующих правил:
- во время интервью исследователь должен находиться с отвечающим наедине, без посторонних слушателей;
- каждый устный вопрос следует прочитать с вопросного листа (вопросника) дословно, в неизмененном виде;
- следует точно придерживаться порядка следования вопросов; отвеча- ющий не должен видеть вопросника или иметь возможность прочитать следующие за очередным вопросы;
- интервью должно быть кратковременным (с обучающимися, как прави- ло, не более 15–20 минут, со взрослыми – не более 30 минут);
- интервьюирующий не должен воздействовать на отвечающего каким-либо способом (косвенно подсказывать ответ, качать головой в знак неодобрения, кивать головой и т. д.);
- интервьюирующий может в случае надобности (если данный ответ не- ясен) задавать дополнительно лишь нейтральные вопросы, напри-ример: «Что Вы хотели этим сказать?», «Объясните немного подробнее!»);
- если отвечающий не понимает вопроса, его нужно медленно прочитать еще раз; ни в коем случае нельзя разъяснять отвечающему вопрос и содержащиеся в нем понятия; если вопрос остается непонятным и после повторного чтения, против него следует написать: «Вопрос непонятен!»;
- ответы записываются в вопросник только во время опроса;
- при использовании метода интервью следует строго различать характер ответов: они могут быть фактическими (успеваемость, пол, возраст и пр.) или содержать лишь мнение (об учебных предметах, литературных произведениях и т. д.). Ответы анализируются и интерпретируются соот- ветственно их характеру.
Итак, процедура интервьюирования имеет четкую цель, предполагает предварительное планирование действий по сбору информации, обработку полученных результатов. Интервью – один из универсальных методов исследования, но в то же время, один из наиболее субъективных методов современного научного познания.
Анкетирование (от франц. – список вопросов) – разновидность опроса, в котором ставятся и достигаются те же цели, что и в интервью, но на основе письменных ответов респондентов. Возможно индивидуальное и групповое анкетирование, очное и заочное.
Область применения анкетирования:
- выявление групп респондентов, имеющих одинаковое или отличное от других мнение;
- количественная оценка респондентов, имеющих то или иное мнение;
- количественно-качественная оценка педагогических явлений.
Требования к анкетированию:
● целенаправленность, адекватность исследовательской задаче;
- обоснованность целей использования анкеты, то есть обеспечение получения искомой информации;
- устойчивость критериев и надежность шкал оценок, адекватно отражающих изучаемую ситуацию;
- корректность формулировок вопросов, тактичность в отношении опрашиваемых;
- конкретность, четкость и ясность формулировок вопросов и вариантов ответов;
- стилистическая и орфографическая грамотность;
- соответствие возрасту, психологическим особенностям, уровню развития и общей культуры респондентов;
- однозначность толкования терминов, понятий;
- сбалансированность отрицательных и положительных суждений при формулировке оценочных вопросов;
- отсутствие социальной предопределенности, установок исследователя, внушающего воздействия;
- оптимальность количества вопросов;
- последовательность и постепенность расположения вопросов от наиболее простых (контактных) в начале анкеты к более сложным в середине и простым (разгрузочным) в конце;
- обеспечение возможности уклониться от ответа, выразить неопределенное мнение через предусмотрение вариантов ответов: «трудно ска-
зать», «затрудняюсь ответить», «бывает по-разному», «когда как» 8 .
Важным моментом подготовки исследования и сбора информации является разработка анкет.
Анкета – объединенная исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление качественных и количественных характеристик объекта исследования.
Виды анкет:
- анонимные (без указания фамилии респондента) и именные (с указанием фамилии респондента);
- открытые (содержат открытые вопросы), закрытые (содержат только закрытые вопросы) и смешанные (содержат открытые и закрытые вопросы).
Правила составления анкет:
1. Определить предмет, объект и структуру исследования, выделить критерии того, что будет изучаться через анкетирование.
3. Продумать, когда, кто и при каких условиях проведет анкетный опрос.
4. Заранее приготовить для учащихся в письменном виде на листках или на доске анкету.
В анкете могут быть использованы разные виды вопросов:
По содержанию различают вопросы:
1) о фактах сознания (выявляют мнения, пожелания, суждения, планы);
2) о фактах поведения (выявляют поступки, результаты деятельности и поведения);
3) о личности респондента («паспортичка», дающая характеристику личности респондента).
По содержанию вопросы бывают прямые, косвенные и шкалированные. Прямые требуют однозначного ответа, который позволит выяснить отношение респондента к чему-либо (Нужны ли учителю общепедагогические знания в повседневной работе?)
Но такие вопросы не позволяют выяснить истинное положение дел, поскольку в этом случае человек обычно дает «правильный», по его мнению, ответ, которого, как он думает, от него ждут.
При ответе на шкалированные вопросы выбирается один из вариантов ответов, представленных в виде шкалы, например: Оцените степень эффективности различных инновационных методов обучения.
Источник: studfile.net
сроп физио. срс психология. Глоссарий основных понятий психологии
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 46.18 Kb.
Нуркенов Динмухамед, СИБ 22-04, СРС 1, Психология.
- Глоссарий основных понятий психологии
Основными понятиями, которые рассматривает общая психология, являются: познавательные процессы (ощущения, восприятия, внимание, представления, память, воображение, мышление, речь, эмоции, воля, рефлексия), исполнительные функции, психические свойства (способности, мотивация, темперамент, характер) и психические состояния.
- Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
- Мотивация — это побуждение к действию; психофизиологический процесс, который направляет, организует, активизирует и стабилизирует поведение человека; способность человека активно удовлетворять свои потребности.
- Темперамент — это совокупность устойчивых динамических особенностей психических процессов человека: темпа, ритма, интенсивности.
- Характер — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
- Таблица методов исследования
Источник: topuch.com