Теоретическая концепция содержания образования базируется на педагогической модели социального заказа, которая включает дидактические, психологические и организационные принципы обучения, обеспечивающие соответствие содержания образования и форм учебного процесса социальному заказу и задачам обучения научной дисциплине, единство содержательной и процессуальной сторон обучения, структурное единство всех уровней обучения и др. Дидактическая концепция обучения, как инструмент его проектирования, вводит все стороны обучения в единое русло на основе системного подхода, выдвигает научно обоснованные ориентиры и нормативы. Дидактические принципы – основа комплексного решения всех проблем, которые имеют место в теории и практике обучения.
Дидактические принципы, реализующие цели обучения физике в теоретической концепции содержания образования исследовательского технического университета, делятся на две группы: межпредметные и внутрипредметные. Первые определяют систему физического образования в комплексе естественнонаучных и общетехнических дисциплин в образовательной системе университета, вторые – формируют внутрипредметную модель учебного курса. Внутри каждой из групп различают научно-ориентационные, профессионально-деятельные, воспитательные и учебно-организационные дидактические принципы (см. таблицу).
Квантовая физика простым языком — поймут все
Межпредметные дидактические принципы:
1.Принцип фундаментального инженерного образованиясостоит
в формировании на основе глубинных научных фактов, фундаментальных физических теорий и обобщений других дисциплин сущностных знаний о реальной действительности и освоение концептуальных подходов в решении физико-технических проблем и универсальных способов деятельности. Принцип ориентирует на сочетание широкого университетского образования с глубокими профессиональными знаниями в избранной отрасли техники.
Физика через свои законы сохранения, принципы симметрии, вероятностные закономерности, квантово-волновые представления и т.д. учит преодолению диалектических противоречий, установлению причинно–следственных связей, индукции и дедукции и формирует словесно–логический компонент
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕТЕ
Научно- 1.научного мировоззрения 1.научности
ориентацион- 2.научно-теоретического мышления 2.систематичности
ные 3.общенауч. языку естественно-мате- 3.системности
матических дисциплин и техники
4.фундам. инженерного образования
профессионально- 5.политехнический принцип 4.учебного познания
деятельные 6.создания предпосылок к творчеству 5.компьютеризации
воспитательные 7.воспитания личности 6.сотрудничества препода-
вателя и студента
учебно- 8.межпредметных связей 7.интенсификации обучения
Самый краткий курс физики в мире
организацион- 9.непрерывности и преемственности 8.прочности знаний и развития
ные обучения познавательных возможностей
5.Принцип формирования общенаучного языкаестественно-математических дисциплин и техники нацеливает на ознакомление (прежде всего на материале физики, как теоретической базы техники) с логическими основами науки (понятие, закон, теория, метод и др.), на раскрытие знакового языка науки и модельных представлений, на раскрытие инвариантности структурных единиц науки в границах их применимости и обучение их использованию в различных сферах деятельности.
6. Дидактический принцип создания предпосылок к творческой деятельности, как необходимый компонент подготовки специалистов высшей квалификации, представляет самостоятельную, отличную от других, задачу образования. Опыт творческой деятельности означает освоение характерных способов действий (самостоятельный перенос усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, их комбинирование в новый способ деятельности, видение проблемы, выделение новой функции знаний и др.), формирование специальных умений и навыков (алгоритм изобретений и др.), выполнение творческих заданий, а также воспитание готовности к творческому преобразованию окружающего мира. Богатейшая история уникальных физических откры-тий в самых различных отраслях знаний, лидерство физики в кругу естественных наук обусловили её активное участие в передаче социального опыта творческой деятельности будущим
7. Принцип межпредметных связей и преемственности в обучении означает активное привлечение при изучении учебных предметов знаний из других научных дисциплин, создание по группе родственных предметов единых образовательных направлений в соответствии с разнообразными аспектами общенаучной и специальной подготовок, построение максимально сбалансированного учебного плана на основе оптимального осуществления межпредметных связей. Это означает концептуальное сближение и объединение учебных дисциплин на основе общности образовательных задач и целей, близости содержаний и научных методов, единых дидактических позиций.
8.Дидактический принцип непрерывности в обучении физике означает, что физическое образование в техническом университете имеет несколько этапов: — курс общей физики, изучаемый студентами все факультетов по единой программе в 11-1У семестрах;
— прикладная физика, изучаемая в У семестре студентами всех факультетов для приобретения углублённых знаний по физике избранной отрасли инженерной деятельности (по программе из предлагаемого кафедрой физики набора);
— спецглав физики, читаемые преподавателями кафедры на старших курсах по заказу спецкафедр.
Этот принцип означает последовательный переход в обучении от курса общей физики к прикладной и далее к спецглавам, а также тесную связь и опору на уровень знаний обучающихся школьной физики. Принцип непрерывного образования означает последовательное пополнение знаний по физике вплоть до самообразования и непрерывного обновления знаний и способов деятельности в области физической науки и техники.
9. Принцип воспитания личностных качеств специалиста.Для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей современный специалист должен обладать определёнными личностными качествами: преданностью своей профессии, энтузиазмом, настойчивостью в достижении цели, быть коммуникабельным, обладать высокоразвитым чувством долга и ответственности. Известна роль воспитательного фактора в деле развития творческих способностей и формировании талантливой молодёжи ,в повышении качества образования. Это путь сохранения и приумножения традиций вуза, воспитания любви к своему учебному заведению, чувство гордости и ответственности за всё передовое, что создано в нём. Концепция воспитания включает психологический, валеологический и педагогический аспекты, которые создают регулятивную основу поведения молодых людей в различных жизненных ситуациях, заботу о своём здоровье и здоровье окружающих людей и среде нашего обитания, желание получить образование и передать в дальнейшем свои знания другим.
Внутрипредметные дидактические принципы.
2.Принцип систематичностиопределяет систему построения учебного курса, в которой и отдельные знания, и главы курса были бы объединены логическими связями и последовательностями. Теоретические построения и структуры, реализующие этот принцип, призваны раскрыть в учебном курсе причинно-следственные связи систем знаний, логический и исторический пути их становления.
3.Принцип системноститребует, что бы усвоение знаний происходило в той структурно-организационной системе, внутри которой эти знания функционируют, могут быть раскрыты и поняты. Осознание научной информации достигается путём выстраивания её в гносеологическую структурно-функциональную схему, раскрывающую роль, место и соподчинённость различных знаний. В связи с этим курс физики дополняется необходимыми методологическими знаниями, среди которых циклическая схема физического познания (исходные положения и факты – гипотеза модель – теоретические следствия – эксперимент – применения на практике),аппарат физической теории (основание, ядро, выводы), структура обобщённого умения выполнения действия (цель действия, выполнение и контроль, использование действия в более сложных видах деятельности).
4.Принцип деятельностной технологииобучения физике, согласно которому традиционное «усвоение содержания» вытесняется деятельностью по овладению основами и технологиями научной дисциплины на различных уровнях её обобщённости: алгоритм действий, выделение обобщённых этапов деятельности, указание общего направления деятельности без указания её шагов, самостоятельное прогнозирование деятельности. Обучение как деятельность опирается на рефлексию знаний, раскрытие сущности стоящей проблемы и поиска пути ее решения, выдвижение оценочных критериев и проверка правильности найденных решений. Деятельностная технология при изучении теории и решении задач по физике дополняется комплексом учебно-исследовательской деятельности студентов.
5.Количественному наращиванию информации принцип интенсификации обучения противопоставляет тщательную проработку базовых знаний и ключевых понятий, осваивание таких методов приобретения знаний, которые на основе обобщенных фундаментальных научных положений позволяли бы получать конкретные следствия и выводы. Это сокращает обязательное изучение второстепенных фактов, переводит получение соответствующей информации в доступную для самостоятельного приобретения. Этот принцип нацеливает нп повышение содержательной емкости единицы учебного времени через овладение обобщенными приемами поиска и переработки необходимой информации, с одной стороны, и внедрение современных средств обучения, с другой.
6.Принцип компьютеризациинацеливает на обучение приемам и методам использования ЭВМ для получения и обработки физической информации, на раскрытие их роли в решении физических проблем, на активное внедрение ЭВМ в обучение физики вплоть до компьютеризации всего учебного процесса и самой интеллектуально-познавательной деятельности обучаемых.
7.Принцип прочности усвоения знаний и развития познавательных возможностейозначает развитие в процессе обучения физике познавательных умений студентов, обучение приёмам систематизации и обобщения учебной информации и способов применения знаний на различных уровнях: воспроизведения, действия по образцу в знакомой и новой ситуациях, творческое применение знаний. Совершенствование видов и форм самостоятельной работы студентов, действенный контроль за её выполнением, формирование навыков учебного труда, воспитание потребности в приобретении прочных знаний, самообразование и формирование системы необходимых для этого умений. Активизация всеми возможными педагогическими средствами психо-физиологических процессов внимания, мышления, памяти, эмоционально-чувственного восприятия. Прочности усвоения знаний и стимулированию познавательных сил способствуют воспитание интереса к физике, вариативность учебного процесса, в частности: индивидуальные домашние задания, НИРС в форме лабораторного практикума, реферирование научной литературы, участие студентов в научных семинарах кафедры.
8.Принцип сотрудничествапреподавателя и студента в совместной деятельности обучения. И преподаватель, и студент решают общую задачу образования и одинаково заинтересованы в положительных результатах этого труда. Преподаватель не в меньшей степени ответственен за своевременное выполнение учебного графика, чем студент, и как более опытный участник руководит ходом его выполнения. Он активизирует работоспособность студентов, стимулирует заинтересованность в высоких показателях учёбы, создаёт атмосферу доверия и положительный эмоционально-психологический климат обучения.
Источник: studfile.net
Функции учебного предмета физики
Функции учебного предмета физикиреализуются в учебном процессе, который определяется четырьмя компонентами:
материальные средства обучения.
Учитель является центральной фигурой в учебном процессе из физики. Он организует, направляет и корректирует учебную работу учеников. Для реализации на практике своих функций, он должен иметь определенную систему умений и навыков разнопланового характера.
в совершенстве знать физику как науку, владеть методами физики и знать перспективы ее развития;
уметь вооружить учеников определенными программой знаниями и навыками из физики;
владеть приемами и методами организации классного коллектива, реализации заданий, которые поставлены перед ними программой.
Все перечисленные задачи в теоретическом плане развязываются педагогикой (в частности, дидактикой) и психологией. Изучение общей физики обеспечивает специальную подготовку учителя физики. [3]
Перенос психолого-педагогической теории учебы на учебный процесс из физики осуществляет методика обучения физике. По меткому определению известного физика-методиста П.А.Знаменского «Предмет методики преподавания физики — теория и практика обучения основам физики.»
В последнее время постепенно входят в потребление понятия дидактики физики и технологий обучения физике, которые являются следствием существенных достижений педагогической науки.
1.5 Содержательные методы исследования:
Педагогическое наблюдение — сбор материалов научного исследования на основе сбора данных из уроков, классов, выполнения лабораторных и контрольных работ и т. п.
Документальные наблюдения — изучение письменных материалов, дневников, планов работы, конспектов учителей, тетрадей учеников, классных журналов и т.д.
Педагогический эксперимент — своеобразный учебный процесс, организованный так, чтобы можно было наблюдать педагогические явления в контролируемых условиях. [7]
Основные признаки педагогического эксперимента, которые одновременно составляют и его суть:
внесение в учебный процесс определенных изменений в соответствии с планом и гипотезой исследования;
создание условий, в которых можно наиболее ярко видеть связи между разными сторонами учебного процесса;
учет результатов учебного процесса и формулировки окончательных выводов.
Глава 2.
Содержание и последовательность изучения основ физики
Содержание и последовательность изучения основ физики регламентирует программа как основной государственный документ, обязательный для выполнения.
Анализ опыта преподавания физики в отечественных и зарубежных школах, учета общедидактических требований и требований психологии учебы дают основания для определения возраста учеников, с которого начинают изучения физики. В нашей стране физику изучают начиная с двенадцатилетнего возраста на протяжении пяти лет. Реформа школы предусматривает увеличение времени изучения физики до шести лет.
В средней школе возможные три системы обучения и соответствующих программ физики:радиальная (линейная), концентрическая и ступенчатая.
1. Самым простым принципом построения программы является радиальный. Он предусматривает изучение разделов, тем и вопросов программы лишь один раз за весь период учебы с исчерпывающей полнотой. К ранее выученному материалу возвращаются лишь с целью его повторения.
Позитивной чертой программы, построенной по радиальному принципу, есть строгая систематичность изложения учебного материала. [2]
Однако такая структура программы имеет ряд существенных недостатков, главным из которых есть то, что она не учитывает возрастных особенностей учеников и тем самым вступает в противоречие с требованиями возрастной психологии и дидактики. Ведь для формирования сложных физических понятий и законов нужно, чтобы ученики накопили некоторые знания и физические представления, что невозможно при радиальном расположении материала. Например, такой, большой и математизированный раздел, которым является механика, должен в полном объеме изучаться в седьмом классе, ученики которого не имеют достаточной математической подготовки и достаточно развитого уровня абстракции и обобщений высокого порядка, что свойственно механике.
Концентрический принцип построения курса физики предусматривает изучение его в два этапа, в соответствии с которыми программа разделена на два концентры.
В первом концентре вся физика изучается на упрощенном уровне, уровне явлений, который доступен для учеников среднего возраста с учетом предыдущей, в частности математической подготовки.
Во втором концентре физика изучается повторно, но на высшем научном уровне.
Положительной чертой такой системы является возможность достижения крепких знаний в результате повторного изучения ранее знакомого материала. Ее недостаток — непродуктивная затрата времени в результате повторного изучения материала и некоторое снижение интереса учеников, поскольку изучается уже знакомый ученикам материал. [9]
3. Ступенчатое размещение учебного материала объединяет позитивные черты двух предыдущих способов построения курса физики. От радиальной системы берется систематичность изложения материала, а от концентрической — учет вековых особенностей учеников.
На первой степени изучения физики проводится пропедевтическое обучение учеников, которые знакомятся с основными явлениями и элементами некоторых физических теорий, усваивают основные физические понятия и физическую терминологию. Некоторые вопросы, например, гидро- и аэростатика, изучаются лишь на первой степени.
Вторая степень посвящена изучению систематического курса физики с учетом знаний, полученных на первой степени.
Определенным недостатком ступенчатой программы являются не преодоленные элементы концентризма.
Как известно, дидактика физики (методика преподавания физики) решает такие три основные вопросы. Зачем учить физику? Чему учить? Как учить? На основе этих вопросов можно подать такую структурно-логическую схему физики как учебного предмета. [5]
Содержание программы курса физики в основной школе
- Вступление
- Начальные сведения о строении вещества.
- Взаимодействие тел.
- Давление твердых тел, жидкостей и газов.
- Работа и мощность. Энергия.
- Тепловые явления.
- Электрические явления.
- Электромагнитные явления.
- Световые явления.
В 9 классе изучается механика, которая построена на трёх генеральных линиях:
Дата добавления: 2015-07-15 ; просмотров: 548 | Нарушение авторских прав
| | следующая страница ==> | |
Цели обучения физике в основной школе | | | Использование эксперимента в учебном процессе |
mybiblioteka.su — 2015-2023 год. (0.008 сек.)
Источник: mybiblioteka.su
Методика преподавания физики в школе.
статья по физике ( класс) на тему
Место физики в системе общеобразовательных предметов определяется особенносями физики как науки среди другух наук.
Скачать:
![]() |
48.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика преподавания физики в школе.
1. Место физики в системе общеобразовательных предметов определяется особенностями физики как науки среди других наук. Современная физика является важнейшим источником знаний об окружающем мире, основой научно-технического прогресса и вместе с тем одним из важнейших компонентов человеческой культуры.
Физика является теоретической наукой, которая открывает фундаментальные законы природы. Физические теории и физические методы исследования все больше проникают в другие естественные науки (химию, астрономию, биологию и тому подобное) и дают важные результаты. Физику считают теоретической основой современной техники, много отраслей которой возникли на базе физических открытий. Это — электротехника, радиотехника, ядерная энергетика и т.д.
Физика изучает первичные структуры материи и соответствующие им самые простые формы ее движения. Этим она создает естественнонаучную базу для современного мировосприятия, которое является составной частью диалектико-материалистического мировоззрения.
Значение того или другого учебного предмета определяется через его специфические особенности и признаки. Физика как учебный предмет учебного плана средней школы позволяет вооружить учеников основами физики — науки о природе. Содержание, система и методология физики открывает большие возможности для формирования научного мировоззрения учеников, выработки практических умений и навыков, действенных навыков самостоятельной работы. При реализации этих заданий развиваются умственные способности учеников, в частности логическое мышление учеников, как отображение высшей логики — логики природы. Физика имеет огромный воспитательный потенциал.
Содержание и последовательность изучения основ физики регламентирует программа как основной государственный документ, обязательный для выполнения.
Анализ опыта преподавания физики в отечественных и зарубежных школах, учета общедидактических требований и требований психологии учебы дают основания для определения возраста учеников, с которого начинают изучения физики. В нашей стране физику изучают начиная с двенадцатилетнего возраста на протяжении пяти лет. Реформа школы предусматривает увеличение времени изучения физики до шести лет.
В средней школе возможные три системы обучения и соответствующих программ физики: радиальная (линейная), концентрическая и ступенчатая.
1. Самым простым принципом построения программы является радиальный. Он предусматривает изучение разделов, тем и вопросов программы лишь один раз за весь период учебы с исчерпывающей полнотой. К ранее выученному материалу возвращаются лишь с целью его повторения.
Позитивной чертой программы, построенной по радиальному принципу, есть строгая систематичность изложения учебного материала.
Однако такая структура программы имеет ряд существенных недостатков, главным из которых есть то, что она не учитывает возрастных особенностей учеников и тем самым вступает в противоречие с требованиями возрастной психологии и дидактики. Ведь для формирования сложных физических понятий и законов нужно, чтобы ученики накопили некоторые знания и физические представления, что невозможно при радиальном расположении материала. Например, такой, большой и математизированный раздел, которым является механика, должен в полном объеме изучаться в седьмом классе, ученики которого не имеют достаточной математической подготовки и достаточно развитого уровня абстракции и обобщений высокого порядка, что свойственно механике.
2. Концентрический принцип построения курса физики предусматривает изучение его в два этапа, в соответствии с которыми программа разделена на два концентры.
В первом концентре вся физика изучается на упрощенном уровне, уровне явлений, который доступен для учеников среднего возраста с учетом предыдущей, в частности математической подготовки.
Во втором концентре физика изучается повторно, но на высшем научном уровне.
Положительной чертой такой системы является возможность достижения крепких знаний в результате повторного изучения ранее знакомого материала. Ее недостаток — непродуктивная затрата времени в результате повторного изучения материала и некоторое снижение интереса учеников, поскольку изучается уже знакомый ученикам материал.
3. Ступенчатое размещение учебного материала объединяет позитивные черты двух предыдущих способов построения курса физики. От радиальной системы берется систематичность изложения материала, а от концентрической — учет вековых особенностей учеников.
На первой степени изучения физики проводится пропедевтическое обучение учеников, которые знакомятся с основными явлениями и элементами некоторых физических теорий, усваивают основные физические понятия и физическую терминологию. Некоторые вопросы, например, гидро- и аэростатика, изучаются лишь на первой степени.
Вторая степень посвящена изучению систематического курса физики с учетом знаний, полученных на первой степени.
Определенным недостатком ступенчатой программы являются не преодоленные элементы концентризма.
3. Как известно, дидактика физики (методика преподавания физики) решает такие три основные вопросы. Зачем учить физику? Чему учить? Как учить? На основе этих вопросов можно подать такую структурно-логическую схему физики как учебного предмета.
4. Действующая программа из физики построена по ступенчатому принципу. Она предусматривает изучение физики двумя ступенями:
- Вступление
- Начальные сведения о строении вещества.
- Взаимодействие тел.
- Давление твердых тел, жидкостей и газов.
- Работа и мощность. Энергия.
- Тепловые явления.
- Электрические явления.
- Электромагнитные явления.
- Световые явления.
Структура курса физики 7-8 классов в целом традиционная: явления, которые изучаются, расположенные в порядке усложнения форм движения материи (от механических и тепловых явлений к электромагнитным и световым). Отступлением от этого принципа является тема «Начальные сведения о строении вещества».
В ней рассматриваются вопросы о молекулярном строении вещества и движении и взаимодействии молекул. Это дает возможность некоторые явления рассматривать не только феноменологически, но и объяснить их внутренний механизм. Так, молекулярно-кинетические представления применяют к объяснению свойств твердых тел, жидкостей и газов, объяснение давления газа на стенку посудины, передачу внешнего давления газами и жидкостями и тому подобное. С этой же целью в начале темы «Электрические явления» вводятся электронные представления, которые применяются к объяснению явлений электризации тел, природы электрического тока в металлах и тому подобное.
Введение в курс физики 7-8 классов элементов физических теорий (молекулярно-кинетической и электронной) позволяет объединить почти все темы курса в единое целое. Введение элементов физических теорий способствует формированию у учеников теоретического стиля мышления, учит их дедуктивной логике рассуждений, разгружает механическую память. Поскольку у детей 12-14 лет способность к абстрактному мышлению развита слабо, то большинство обучаемых явлений должно раскрываться на эмпирическом уровне, что требует сделать физический эксперимент основным средством учебы.
Вторая ступень обучения физике является систематическим курсом, который также построен в порядке усложнения форм движения материи. Он построен на основе фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярной физики, электродинамики с элементами специальной теории относительности и квантовой физики. Такая структура систематического курса физики средней школы реализует один из основных принципов его построения — генерализации знаний вокруг основных физических принципов, идей, теорий.
В 9 классе изучается механика, которая построена на трёх генеральных линиях:
- классический принцип относительности;
- законы движения Ньютона;
- законы сохранения.
Курс физики 10 класса состоит из двух частей: молекулярной физики и электродинамики.
Изучение молекулярной физики основывается на применении дедуктивного метода изучения.
Структура электродинамики обеспечивает лучшее формирование электромагнитного поля; изучение магнитного поля приближено во времени к изучению электрического поля.
Генеральные линии программы:
- молекулярно-кинетическая теория строения вещества;
- законы термодинамика;
- электронная теория проводимости;
- теория электромагнитного поля Максвелла.
В 11 классе заканчивается изучение электродинамики и изучается квантовая физика. Генеральные линии:
- теория электромагнитного поля Максвелла;
- специальная теория относительности;
- квантовая теория;
- учение о строении атома и атомного ядра.
В этих классах изучения материала завершается обобщающими занятиями.
9 класс. Механика и механизация производства.
10 класс. Основные законы электродинамики и их техническое применение.
11 класс. Современная научная картина мира.
Физика и научно-технический прогресс.
Источник: nsportal.ru