Сразу ответ про название — Почему «для себя любимого». Так я написал честно о статье которая родилась под впечатлением поиска информации об истоках языков программирования история которых шла буквально параллельно со мной.
Чуть ниже я приведу картинку с отметкой языков программирования которые я освоил в своей практике и могу изобразить простой код управления РЛС или написать Тетрис с Арканоидом.
Итак, задавшись вопросом знания о котром у меня не было в давние времена, я решил провести следствие по телу . делу.
Неужели сразу после машинных кодов на которых работали станки с ЧПУ и программные комплексы управления (всякой ТВН и ТГН техникой) был тот самый Ассемблер о котором все «задвинутые программеры(исты)» так любят вспоминать?
Ассемблер — язык программирования низкого уровня. Язык программирования низкого уровня — язык программирования, который ориентирован на конкретный тип процессора и учитывает его особенности. В данном случае «низкий уровень» не значит «плохой». Имеется в виду, что операторы языка близки к машинному коду и ориентированы на конкретные команды процессора.
С чего началось программирование? Первые программы до появления кода
Физические принципы работы электронных устройств ЭВМ таковы, что компьютер может воспринимать команды, состоящие только из единиц и нулей — последовательность перепада напряжения, то есть машинный код. На начальной стадии развития ЭВМ человеку было необходимо составлять программы на языке, понятном компьютеру, в машинных кодах. Составлять программы для ЭВМ приходилось учитывая структуру конкретной машины, что конечно не способствовало прогрессу и унификации.
Понятно что процесс формирования машинного кода можно автоматизировать.
Уже в 1950 году для записи программ начали применять мнемонический язык — язык assembly. Язык ассемблера позволил представить машинный код в более удобной для человека форме: для обозначения команд и объектов, над которыми эти команды выполняются, вместо двоичных кодов использовались буквы или сокращенные слова.
Но разве до или параллельно Ассемблеру не было попыток создать язык для ЭВМ ?
Не долгий поиск привел меня к источнику в котором упоминается БОЛЕЕ ДРЕВНИЙ чем на картинке язык. Ни разу не читал первоисточников об этом языке, так что особо верить в данную информацию не рекомендую.
Официально первый язык программирования для компьютеров является « Plankalkül » (Планкалкюль) созданный немецким инженером Конрадом Цузе в период с 1943 по 1945. По другой информации, в 1948 году.
Первые же наброски, датированы 1941 годом. Данные об этом языке были опубликованы лишь в 1972 году, а первый компилятор для него был реализован в 1975 г. в диссертации Иокима Хоманна. Другие независимые реализации были в 1998 году, а затем в 2000 году Свободным университетом Берлина.
С середины 50-х г. XX в. начали создавать первые языки программирования высокого уровня (high-level programming languages). Эти языки не были привязаны к определенному типу ЭВМ (машинонезависимы). Для каждого из них были разработаны собственные компиляторы.
Первый язык высокого уровня Фортран был создан в период с 1954 по 1957 год группой программистов под руководством Джона Бэкуса в корпорации IBM. Фортран в СССР появился позже, чем на Западе, поскольку поначалу в СССР более перспективным языком считался Алгол. Во внедрении Фортрана большую роль сыграло общение советских физиков со своими коллегами из CERN, где в 1960-х годах почти все расчёты велись с использованием программ на Фортране.
Именно на Фортране я писал свои первые программы используя Перфокарты и специальные устройства для продырявливания перфокарт — Перфораторы .
Разумеется сейчас при слове Перфоратор первое что придет в голову это дрель с ударным механизмом, а раньше о такой дрели даже не мечтали, а перфораторы для перфокарт были.
Как и обещал ранее приведу картинку с отметками языков освоенных мною
Источник: dzen.ru
Старые языки программирования
Программирование компьютеров — сравнительно молодая отрасль человеческого знания. Она появилась вместе с самими вычислительными устройствами современного типа во второй половине 1940-х гг. и продолжает интенсивно развиваться. За прошедшие десятилетия появилось большое количество языков программирования (ЯП). Некоторые, решив возложенные на них задачи, вышли из употребления, другие актуальны до сих пор. Рассмотрим старые языки программирования, оказавшие значительное влияние на дальнейшее развитие отрасли.
Ассемблер
Рисунок 1. Листинг программы на Ассемблере. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Несмотря на то, что Ассемблер начал использоваться еще в конце 1940-х гг., этот язык нельзя считать вышедшим из употребления. На нем до сих пор разрабатывают программы в тех случаях, когда необходима особо высокая скорость работы. Этот язык наиболее близок к машинным кодам — числовым обозначениям внутренних команд процессора, но, помимо них, Ассемблер содержит синтаксические элементы, напоминающие слова обычной человеческой речи (как правило, англоязычной). Например, инструкция mov (от англ. movie — двигать) означает перемещение содержимого процессорного регистра в другой регистр или в память, инструкция add (англ. складывать) означает сложение регистров процессора и т.п.
Замечание 1
Фрагменты ассемблерного кода можно встретить в программах, написанных на высокоуровневых языках программирования, таких, как Си. Они применяются там, где от программы требуется особенно высокая скорость работы.
«Старые языки программирования»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Компаниями разработано большое количество процессоров для различных целей. Для каждого из них существует собственный набор команд, хотя во многом эти наборы и пересекаются. Поэтому слово Ассемблер нельзя считать названием языка программирования. Скорее оно означает концепцию общения человека с компьютером.
Замечание 2
Ассемблер применяется в микропроцессорной технике и робототехнике, при разработке ядер операционных систем, драйверов подключаемых к компьютеру устройств и т.п.
Язык Си
Название этого языка программирования состоит всего из одной буквы — C (си) английского алфавита. Он был разработан на рубеже 1960-1970-х гг. группой под руководством Денниса Ритчи в рамках работ по созданию новой операционной системы UNIX (не менее революционной, чем сам язык).
Ставка при разработке Си была сделана на сравнительную простоту освоения и универсальность. Первой цели удалось достичь лишь относительно существовавших на тот момент ЯП. По нынешним временам Си считается довольно сложным на фоне таких максимально упрощенных с точки зрения синтаксиса языков, как Python, JavaScript и др.
Универсальность же Си не подлежит сомнению: реализации этого языка существуют для всех более-менее значимых операционных систем и процессорных архитектур. В то же время, Си нельзя назвать кроссплатформенным, т.е. соответствующим принципу «Написано однажды — работает везде» (как Java, C#). Си-программу для запуска на различных платформах придется пересобирать под каждую из них, что не всегда возможно в связи с разницей в API операционных систем.
Си, оставаясь одним из популярнейших языков, заложил основы для целого семейства, т.н. ЯП с Си-подобным синтаксисом. К ним относятся C++, Objective C, C#, Java, JavaScript и многие другие. Общим для них являются ограничение блоков программы фигурными скобками, а выражений — точками с запятыми, общие принципы построения операторов условных переходов и циклов, сходные описания функций и т.п.
Fortran и Algol
Первый релиз Fortran (допустимо кириллическое написание — Фортран) появился в 1957 г. Это был один из первых ЯП высокого уровня, причем оказавшийся столь успешным, что применяется до сих пор и продолжает развиваться. Специализация этого языка — математические и инженерные вычисления, что отражено и в названии (Fortran — аббревиатура от Formula Translator).
Зародившись в США в лабораториях компании IBM, Fortran быстро завоевал популярность в Европе, в том числе в СССР. Существует множество реализаций этого ЯП. Некоторые из них распространяются под открытыми лицензиями (например, GNU g77). Большим преимуществом языка является огромное количество готовых библиотек, накопившееся за годы его развития.
Они хорошо отлажены и переписывать их на других языках зачастую не имеет смысла. Среди них есть алгоритмы для работы с матрицами, решения систем интегральных уравнений и т.п.
ЯП Algol (algorithmic language) был разработан силами европейского комитета IFIP в 1958—1960 гг. как аналог Fortran, распространявшегося тогда под коммерческой лицензией.
COBOL
Рисунок 2. Старый компьютер для проведения банковских операций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
COBOL (COmmon Business-Oriented Language) был создан под руководством Грейс Хоппер на рубеже 1950-1960-х гг. Его назначение — разработка финансовых и банковских приложений. В настоящее время считается вышедшим из употребления в связи с тем, что для обработки нынешних объемов финансовой информации необходимы более совершенные средства (последний стандарт этого языка вышел в 2002 г.). Однако некоторый объем программ, написанных на COBOL, остается актуальным до сих пор.
Ada
Этот язык был разработан в 1980 г. по заказу министерства обороны США в качестве ЯП для набортных систем, т.е. автоматики, управляющей боевой авиацией и другими автоматическими устройствами. Несмотря на узкую специализацию, Ada продолжает успешно использоваться в своей нише и занимает там доминирующее положение. Попытки военного ведомства США заменить на своих предприятиях этот ЯП более «совершенными» (Си, C++) оказались неудачными.
Замечание 3
Попытки стандартизировать Ada в качестве основного языка разработки для военной техники предпринимались в конце 1980-х гг. и в СССР.
Языки для искусственного интеллекта
ЯП Lisp (LISt Processing language) разработан в 1958 г. Джоном Маккарти как средство создания программ для искусственного интеллекта (ИИ). В этом качестве он представляет интерес до сих пор, поскольку содержит возможности, не реализованные непосредственно в более универсальных языках, которые используют для целей ИИ в наши дни (Java, Python). В Lisp едва ли не впервые были применены автоматическое управление памятью и «сборка мусора», без которых не обходится ни один современный язык программирования. Для работы под управлением Lisp производились даже специальные компьютеры (лисп-машины).
Другим языком, ориентированным на применение в системах ИИ, стал разработанный в начале 1970-х гг. Prolog (автор — французский программист Ален Колмероэ). Этот ЯП обладаем возможностями по формированию автоматических умозаключений. В настоящее время интерес к Prolog возобновляется.
Учебные языки программирования
ЯП Logo появился в 1967 г. как язык простой язык для обучения программированию с возможностью визуализации данных и алгоритмов. Современным аналогом можно считать язык Scrtatch, где программа также собирается из визуальных блоков, а не пишется в форме текста. Logo применяется во многих школах России на уроках информатики для младших классов (известен как «черепашка»).
Рисунок 3. Графический интерфейс языка Logo. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Среди других старых языков, появившихся в качестве учебных, необходимо упомянуть применяющиеся до сих пор Basic (1964 г., разработчики Томас Курц и Джон Кемени) и Pascal (1970 г., Никлаус Вирт).
Источник: spravochnick.ru
Поколения языков компьютерного программирования
Языки программирования принято делить на пять поколений. Термин «поколение» обобщает основные эволюционные достижения в языках программирования. Языки первого поколения были базовыми инструкциями данных для выполнения процессорами. 2GL используют ассемблер для преобразования языковых инструкций в машинный язык.
3GL используют операторы языка высокого уровня, которые преобразуются компилятором в конкретные операторы языка программирования. 3GL, такие как C и Java, требуют значительных навыков и знаний в области программирования.
Первое поколение
К первому поколению (1GL) относят машинные языки — языки программирования на уровне команд процессора конкретной машины. Для программирования не использовался транслятор, команды программы вводились непосредственно в машинном коде переключателями на передней панели машины. Такие языки были хороши для детального понимания функционирования конкретной машины, но сложны для изучения и решения прикладных задач.
Термины «первое поколение» и «второе поколение» были введены одновременно с термином «третье поколение». Фактически, эти термины в то время не использовались. С появлением языков высокого уровня, языки ассемблера стали относить к первому поколению языков.
Ассе́мблер (от англ. assembler — сборщик) — транслятор программы из текста на языке ассемблера, в программу на машинном языке.
Второе поколение
Язык программирования второго поколения (2GL) также известен как язык ассемблера. Эти архаичные языки программирования были популярны в конце 1950-х годов. 2GL использует буквы алфавита, поэтому программирование технически проще, чем просто использование сложных рядов нулей и единиц. 2GL предлагают различные мнемоники ассемблера, что облегчает программистам запоминание кодов. Сегодня они, как правило, не используются широкой публикой, но некоторые языковые программы третьего поколения (3GL) все еще используются.
Структуры второго поколения основаны на структурах первого, но структуры данных используют простые обобщения, такие как динамические массивы и различные нижние границы. Как и первое поколение, они по-прежнему линейны и тесно основаны на режимах машинной адресации. 2GL обычно имеют сильные встроенные типы, иерархические структуры имен и лучший контроль пространств имен, что позволяет эффективно распределять динамическую память. Это связано с тем, что иерархическое структурирование увеличивает поток управления, что устраняет необходимость в запутанных сетях.
Трансля́тор — программа или техническое средство, выполняющее трансляцию программы
Эти структуры управления предлагают рекурсивные процедуры, режимы передачи параметров и синтаксические структуры. 2GL используют политики слов, которые устанавливают правила для ключевых слов в контексте. Во время своего пика популярности многие программисты второго поколения воспользовались неограниченной функциональностью обобщения, что привело как к желаемым результатам, так и к нежелательным последствиям. Эти языки специфичны для определенного типа семейства процессоров и процессорной среды. Иногда они используются в ядрах и драйверах устройств для создания игр и графики, требующих интенсивной обработки.
Существует очень ограниченное количество профессий, доступных для тех, кто хочет программировать на 2GL и 3GL. Иногда они все еще используются для устаревших бизнес-систем, промышленных машин и производственных консолей. Например, в системах промышленного производства и производства пиломатериалов по-прежнему используются архаичные программы третьего поколения. Программист может найти работу в аналогичных отраслях по обслуживанию, устранению неполадок и программированию старых систем.
Эти компьютерные программисты иногда работают в офисе, пишут и проектируют программное обеспечение, которое управляет автоматизированными промышленными машинами и оборудованием. Но, в отличие от большинства компьютерных программистов, они проводят много времени на производстве, устраняя неполадки в оборудовании.
Они должны оптимально делегировать задачи станка, процедуры подачи, выбор инструмента, траектории движения продукта и шаблоны форм. Они будут полагаться на графические пользовательские интерфейсы для проектирования и разработки новых решений, а также для проведения ежедневной калибровки и диагностики. Иными словами, 2GL — это устаревшее программное решение, которое было заменено эффективными и удобными для пользователя альтернативами.
Третье поколение
Под третьим поколением (3GL) первоначально понимались все языки более высокого уровня, чем ассемблер. Главной отличительной чертой языков третьего поколения стала независимость от аппаратного обеспечения, то есть выражение алгоритма в форме, не зависящей от конкретных характеристик машины, на которой он будет исполняться. Код, написанный на языке третьего поколения, перед исполнением транслируется либо непосредственно в машинные команды, либо в код на ассемблере и затем уже ассемблируется. При компиляции, в отличие от предыдущих поколений, уже нет соответствия один-к-одному между инструкциями программы и генерируемым кодом.
Интерпретатор — программа (разновидность транслятора), выполняющая построчный анализ, обработку и выполнение исходного кода программы или запроса.
Стала широко использоваться интерпретация программ — при этом инструкции программы не преобразуются в машинный код, а исполняются непосредственно одна за другой. Независимость от «железа» достигается за счёт использования интерпретатора, скомпилированного под конкретную аппаратную платформу.
Четвертое поколение
Термин языки программирования четвёртого поколения (4GL) лучше представлять как среды разработки четвёртого поколения. Они относятся к временному периоду с 1970-х по начало 1990-х.
Языки этого поколения предназначены для реализации крупных проектов, повышают их надежность и скорость создания, ориентированы на специализированные области применения, и используют не универсальные, а объектно-ориентированные языки, оперирующие конкретными понятиями узкой предметной области. В эти языки встраиваются мощные операторы, позволяющие одной строкой описать такую функциональность, для реализации которой на языках младших поколений потребовались бы тысячи строк исходного кода. Языки четвертого поколения (4GL) очень похожи на человеческую грамматику и язык. Эти языки часто используются для доступа к базам данных.
Пятое поколение
Рождение языков пятого поколения произошло в середине 90-х годов. К ним относятся также системы автоматического создания прикладных программ с помощью визуальных средств разработки, без знания программирования. Основная идея была заключена в возможности автоматического формирования результирующего текста на универсальных языках программирования (который необходимо откомпилировать). Инструкции же вводятся в компьютер в максимально наглядном виде с помощью методов, наиболее удобных для человека, не знакомого с программированием.
Языки пятого поколения (5GL) используют графический интерфейс для создания языковых инструкций, которые компилируются с помощью компилятора 3GL или 4GL. Некоторые из крупнейших компьютерных компаний, такие как IBM и Microsoft, выпускают решения для визуального программирования пятого поколения для создания новых приложений. Программирование с помощью визуального интерфейса позволяет пользователям легко понимать и выполнять задачи объектно-ориентированного программирования.
Самые используемые языки программирования
В первую пятерку самых распространенных языков программирования, по версии IEEE Spectrum, входят Python, Java, C, C++ и JavaScript, а вторая пятерка состоит из языков R, Arduino, Go, Swift и Matlab. От рейтинга топ-10 IEEE Spectrum образца 2019 г. данный перечень практически не отличается, разве что Matlab был на одну строчку впереди GO, а седьмую строчку занимал C#, в 2020 г. оказавшийся на 23 месте.
Вопрос-ответ
Какой самый популярный язык программирования в России
В 2021 году, по версии JB, самый популярный ЯП в России — JavaScript. Одним из основных или основным его назвали 28% российских программистов; за последний год с ним работали 56% участников опроса. JavaScript популярнее среди программистов Украины и Беларуси: основным его указали 38 и 36% опрошенных соответственно.
Какие языки программирования относятся к языкам высокого уровня?
Примеры: C++, C#, Delphi, Fortran, Java, JavaScript, Лисп, Паскаль, PHP, также Ruby, Python, Perl, которые иногда называют сверх высокоуровневыми.
Языкам высокого уровня свойственно умение работать с комплексными структурами данных. В большинстве из них интегрирована поддержка строковых типов, объектов, операций файлового ввода-вывода и т. п.
Какие языки нужны для веб-программирования?
Чтобы верстать UI, веб-разработчики обязательно изучают HTML, CSS и JavaScript. Бэкенд-специалисту нужно добавить к этому один или несколько других языков программирования — например, PHP, Java, Python, Go, C# или Ruby.
- https://ru.m.wikipedia.org/
- https://www.cnews.ru/news/top/2020-07-27_nazvany_samye_populyarnye
- https://habr.com/ru/company/skillfactory/blog/593025/
Источник: infouch.ru