— Так и голову сломать можно!Фото: Евгения ГУСЕВА В нелегком вопросе «Комсомолка» попыталась разобраться с помощью старшего преподавателя кафедры педагогики и психологии Калининградского областного института развития образования Галиной Стаселович
Кто определяет параметры
— Галина Анатольевна, среди родителей не затихают споры о программах, по которым учатся дети в 1-4 классах. Одни утверждают, что программа « Перспектива» слишком сложна, другие жалеют, что записали ребенка в « занковцы» из-за большой нагрузки, третьи говорят, что по программе « Школа Россия» учится так легко и просто, что это не может не настораживать. Родители, как всегда, преувеличивают?
— Чему учить –определяет государство. Могу сказать, что примерную программу общего образования в начальной школе разработала группа авторитетных российских ученых, экспертов. Эта работа достойна и уважения, и доверия как со стороны учителей, так и со стороны родительского сообщества. Дальше возникает вопрос — как реализовывать эту общую для всех программу?
6 ГОЛОВОЛОМОК ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, КОТОРЫЕ НЕ РЕШАТ ВЗРОСЛЫЕ
И здесь на передний план выходит школа с ее законным правом выбирать, по каким комплектам учебников она будет работать. Ведь именно перед школой сегодня стоит задача – как учить? Это и есть то, что так часто родители называют программами:«Школа России» «Гармония»,«Занковцы» и так далее. Вот где ошибка в понимании.
Повторю, комплектация учебников – есть средство реализации примерной программы по предмету. Одна школа выбирает средством реализации программу «Перспектива», другая –Эльконина-Давыдова, третья – «Гармонию» и т. д. И оценивать комплекты по шкале – «плохо-хорошо» не верно, поскольку любая из перечисленных программа есть способ общения педагога и ученика во время научения.
— То есть все дети в Калининградской области учатся по одной примерной программе, а за способ обучения равно за выбор учебников отвечает школа?
— Да, все верно. И лично я очень рада, что в образовательных учреждениях Калининградской области педагоги работают по 7 комплектам учебников. У нас представлены все дидактики и все способы общения ученика-учителя. В Советском Союзе у учителя был учебник, который соответствовал единственной программе. Волей-неволей складывалось представление, что учебник есть программа.
И когда в России стали появляться разные учебно-методические комплекты, составленные из иных учебников, то привычка считать учебник программой, к сожалению, не ушла. А в новых учебниках авторами заложены иные дидактические принципы реализации содержания образования.
Кроме того, сейчас образовательная организация выбирает учебные комплекты не под детей, а прежде всего– под себя, свои личностные характеристики, уровень подготовленности. И таким образом учителя осваивали не программу, а учебник. Но уже в конце 90-х во время перехода с трехлетного на четырехлетнее обучение в начальной школы министерство образования России рекомендовало в независимости от того, по каким учебникам работают педагоги, к концу учебного цикла они должны достичь вот этого, этого и этого. И с этого момента началось построение совершенно новой парадигмы образования.
Программа «ШКОЛА РОССИИ». Плюсы и минусы образовательных программ…!!!
Учитель или учебник?
— Так что же родителям важно выбирать – учителя или тот комплект учебников, по которому учитель будет реализовывать примерную программу? На что обращать внимание?
— Конечно, учитель важнее всего. В большинстве случаев родители выбирают учителя себе, а не ребенку. Этого не нужно делать. Я бы обращала внимание на то, как часто учитель меняет школы, бросает ли он класс на полпути, поинтересовалась бы не только его регалиями, но и тем, как часто повышает он свой профессиональный уровень, по каким учебникам работает, меняет ли учебные комплекты. Если педагог на протяжении 4-5 наборов детей идет по одному и тому же пути, я бы уже насторожилась, подумала – а нет ли профессионального выгорания, например.
— Среди родителей бытует мнение, что не все комплекты учебников, по которым учатся дети в начальной школе, имеют свое продолжение в среднем и старших звеньях. Если ребенок учился по развивающему курсу Занкова или Эльконина-Давыдова 4 года и приходит в пятый класс, где предлагается утвержденный стандарт, то он растеряет те способности и навыки, которые так активно приобретал, развивал четыре года. Так ли это?
— Главным результатом начальной школы является сформированности учебной деятельности, то есть НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ. Что же касается отсутствия преемственности, в этом не вижу проблемы. Четыре года ребенок общался одним способом, приобрел опыт исследования, анализа, обобщения, и теперь приступает к изучению иного способа общения, иному способу познания. В этом нет ничего опасного, нелогичного, противоречащего.
— Как вы относитесь к тому, что учителя совмещают несколько программ?
— Если, например, на развивающую дидактику Занкова учитель наложит учебный комплект с традиционной дидактикой «Школа России», то произойдет перегруз учащихся. Это не перекрещиваемые дидактики.
Популярное не значит легкое
— Это правда, что « Школа России» — самый легкий способ пройти ребенком уровень начальной школы?
— Распространенное мнение, но это заблуждение. К примеру, именно в этом курсе раньше всех детям предлагается читать условия задачи. Что такое прочитать условия задачи? Это мало уметь читать, это нужно уметь воспринимать прочитанное ,осознавать, что от тебя требуется.
— А правда ли, что по учебному комплекту « Школа России» работает большинство учителей начального уровня в регионе?
-Да, это порядка 70% учителей.
— Вы можете коротко ответить на такой вопрос – чему учит начальная школа в большом смысле?
— Задача начальной школы – сформировать в ребенке учебную самостоятельность.
— Что делать родителям для того, чтобы к 7 годам ребенок созрел для учебы в школе?
— Соблюдать режим, очень, очень, очень много общаться с ребенком. Важно, чтобы именно вы ему читали, а не он вам. Важно слушать звуки. Учить стихи Барто, Заходера, Остера. Важно понимать родителям, что ребенок посещает детский сад не для того, чтобы научиться читать и писать, а для того, чтобы учиться играть, вступать в контакт с детьми.
На мой взгляд, мы заигрались в опасную игру, когда в детском саду детям устраивают школу.
СРАВНИМ?
По каким учебным комплектам учились младшеклассники Калининградской области в 2015-2016 учебном году?
«Школа России» — 64 %*
«Начальная Школа XXI Века — 10%
«Перспективная начальная школа» 10 %
«Эльконина-Давыдова» — 1%
Школы, комбинирующие учебники из разных систем, составляют примерно 1%
*Цифры приводятся оценочно и примерно
ВАЖНО!
В 2017 году школы России ожидают новый Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования
Школьная программа в СССР была легче или труднее и объёмнее?
Школьная программа в СССР предполагала усвоение разносторонних знаний.
А не дикую скачу «галопом по европам» и пустой головой в финале.
Виталий Казанков
труднее. объёмнее, глубже (я со своей десятилеткойэсэсэсэровской вумницей разумницей со своими великовозрастными детками ощущаю. теперь, при тестовой системе столько глупой, ненужной инфы, а толку-ноль.
Не с чем сравнить, давно не учился. Но судя по ЕГЭ — могу сказать, в СССР экзамены были сложнее. Ответы нужно было давать полные и открытые, а не в угадай-ку играть)))
Алексей Антипов
Математика и русский те же в начальной школе, Чтения было больше, Природоведение — основательней. Про чистописание в первом классе я вообще молчу! Скоро вернёмся к наскальным рисункам!
Кирилл Загрядский
Школьная программа в СССР также как и все образование было самым качественным и лучшим в мире, несравнимо с сегодняшним, очень много ненужной и бесполезной информации и уровень подготовки детей в СССР был значительней выше.
она была умнее и интереснее — не зря образование в СССР считалось одним из лучших
по 6 уроков почти каждый день включая субботу
Александра Курбатова
Не знаю как точней сказать, может просто лучше было! Маленький нюанс, мой сынуля в старших классах получил по какой то самостоятельной двойку и я, узнав про это, рассердился, а он меня ошарашил в ответ, что пол класса получили! В наше время уже две двойки уже ой ой, почти ЧП в классе! Если бы в те времена было пол класса двоек то, думаю педагогу несдобровать за такое в педколлективе.
Да, ещё,вспомнил, оказывыается сейчас нет доказательств теорем, это меня вообще убило, ужас! Сильно не касаюсь учебными вопросами детей, но редкие знакомства с учебниками сразу делают вывод, что такая белаберда, просто слов нет, тупизм полный!
Наталья Пахомова
самое сильно образование в мире
причина:
единое государство, которому нужны квалифицированные работники
следствие:
надо хорошо учить
а теперь до лампочки государству спецы не очень то инужны
выучился молодц
неуч — тоже не плохо
Nastya Eremenko
В начальных классах всё обстояло более-менее познавательно. Чтение, письмо, природоведение, Древняя История.
К старшим классам начинался дикий и несусветный маразм.
Особенно в части литературы и истории XX-го века.
По литературе курс был составлен по правилу – чем заумнее и маразматичнее, тем лучше. Классическую русскую литературу меня научили дико ненавидеть именно в школе.
Лишь через много-много лет после школы я опять начал читать.
Но История XX-го века была просто калом из «Краткого курса» .
Лишь сейчас я более-менее начал разбираться в событиях Первой и Второй мировой войн.
Главной издержкой тогдашнего образования была ещё и уравниловка. Преподавали всем и всё поровну – по два часа в день физики, химии, литературы, физкультуры. Нужно, не нужно – а план по предметам есть, жуйте детки!
В итоге получалась равномерная размазня. И большая часть обучения ушла в песок.
Кроме того, тогда в школе панически боялись написания не по шаблону.
Теперь хоть как-то но предоставляют хоть небольшую, но всё-таки свободу самовыражения в письменно, устроной и творческой детяельности.
Сейчас я обоими руками за специализацию, за обучение тем предметам, которые понадобятся в жизни и далее хотя бы в выпускных и предвыпускных классах.
Альбина Айсина
Она была доступнее, понятнее и логичнее.
На моих и родительских учебниках, наверно, еще внуки мои когда-нибудь станут учиться. В современных нифига непонятно, для каких-то творческих личностей, «догадайся, мол, сама».
В старом четко: правило, объяснение, несколько примеров, задачи. Совсем тупым надо родиться, чтобы не выучить
Gennadiy Sobran
Я думаю она была намного лучше. стрелять учили.
Вадим Терещенко
в школьной программе СССР предполагалось, что каждый человек должен быть образован, даже, если он не планирует продолжать образование в ВУЗе. считалось, что рабочий и крестьянин должны быть образованными людьми. каждый должен обладать определённым базовым багажом знаний, умений и навыков. концепцию нынешнего образования лично я сформулировать не могу. всё ни о чём. как-то так
Источник: sprashivalka.com
Легкая атлетика в школе
Физическое воспитание в школе призвано укреплять здоровье детей, способствовать нормальному физическому развитию ребенка. На уроках физической культуры ученики получают важные навыки в двигательной деятельности — в беге, ходьбе, метании предмета и так далее. Легкая атлетика в школе развивает все эти виды физических упражнений. Это главный раздел в программе физической подготовке школьников.
легкая атлетика в начальной школе
Легкая атлетика отличается многообразными формами проведения занятий, разнообразием упражнений. Поэтому дети и подростки с удовольствием осваивают виды этого курса. Действительно, прав тренер по этому виду спорта из Норвегии Э. Брюнем. Он сказал, что физические упражнения должны быть не только полезными, но и радостными.
Поэтому целевые установки достигаются путем разнообразного воздействия на детей со стороны педагога. Нельзя забывать, чему бы мы детей не учили, прежде всего это – процесс воспитания личности, процесс формирования здорового образа жизни.
- 1 Основы воспитательного процесса
- 2 Физкультура в школе
- 3 Легкая атлетика — основа физического воспитания.
- 4 Формы занятий физической культурой в школе
- 5 Программные требования по легкой атлетике в школе
- 6 Особенности уроков легкой атлетики в начальных классах
- 6.1 В классах начальной школы ученики знакомятся с правильными способами ходьбы, бега, метания и прыжков.
- 6.2 Легкая атлетика в средних и старших классах
Основы воспитательного процесса
- Формирование правильного мировоззрения человека, поскольку именно этот фактор является решающим в выборе направления деятельности любого человека. Физическое воспитание имеет целью формирование здоровой личности, гармоничное развитие ребенка и предоставлении возможности реализации его физических способностей.
- Методические основы. При построении системы физического воспитания в рамках школьного курса необходимо опираться на основополагающие принципы естественных наук – анатомии, биохимии, физиологии, а, так же, учитывать основные положения педагогики, психологии, философии.
- Нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется согласно разработанным на основе многих проверенных методик обязательных школьных программ. Эти документы обязывают придерживаться постепенного освоения комплексов двигательных упражнений и умений соответственно разработанным программам.
Нормативы физического развития формируются по разным критериям – возраст, пол, уровень физического развития, здоровье и так далее. Подготовка в связи с этими нормами может быть общая и специализированная.
Физкультура в школе
Общая подготовка ориентирована на среднего учащегося. Программа «Легкая атлетика в школе» предполагает освоение основных двигательных навыков, исходя из физических возможностей среднего ученика по показателям развития и здоровья. В ходе общей подготовки учащийся получает необходимый для нормальной жизни уровень физического состояния, разностороннее развитие обычных физических умений.
Спортивные тренировки предусматривают совершенствование в одном виде физической подготовки.
Это относится и к занятиям по легкой атлетике в школе.
По сути дела, занятия легкоатлетическими видами упражнений сопровождают ребенка с самого раннего детства. Уже в детском саду на физкультурных занятиях дети учатся бегать, прыгать, соревнуются в этих упражнениях. Бег, прыжки, метание предметов на расстояние присутствуют во многих детских подвижных играх.
Легкая атлетика — основа физического воспитания.
В нашей стране легкая атлетика составляет основную часть программы школьного физического воспитания. И это не случайно, так как эти упражнения развивают организм наиболее равномерно и гармонично. Системы легкоатлетических упражнений имеют оздоровительный эффект для всего организма в целом. Помимо мышечной активности они развивают сердечно – сосудистую систему, дыхание, вестибулярный аппарат, реакцию. Совершенствуются все группы мышц, равномерные нагрузки доставляют удовольствие в процессе урока.
Урок легкой атлетики в школе воспитывает командный дух, чувство коллективизма. В дальнейшей жизни навыки, полученные на уроках легкой атлетики, пригодятся в трудовой деятельности, в армейской жизни.
урок легкой атлетики в школе
Кроме физической подготовки в ребенке воспитывается настойчивость, сила воли, укрепляется характер.
Популярность легкой атлетики как вида спорта объясняется тем, что ее основу составляют естественные для человека формы движения – бег, прыжки, метание, ходьба. Этим могут заниматься самые неподготовленные физически люди. Эти занятия не требуют специального оборудования и помещения, это доступно всем.
Виды легкой атлетики в школе включают в себя занятия этими упражнениями.
виды легкой атлетики в школе
Формы занятий физической культурой в школе
Структура занятий может быть разной:
- Секции – внеурочные тренировки для подготовки к соревнованиям или занятия со слабыми учениками. Время занятий втрое превышает академический урок, нагрузка концентрируется на одном основном упражнении.
- Самостоятельные занятия проводятся как в стенах школы, так и за ее пределами. Отрабатываются отдельные упражнения или выполняется домашнее задание учителя.
- Тренировки проводятся в специализированных секциях, работающих от ДЮСШ в ОУ. Основная цель – подготовка к соревнованиям по конкретному упражнению.
- Соревнования – итоговая форма, предполагающая демонстрацию полученных навыков и умений.
Программные требования по легкой атлетике в школе
За годы учебы в общеобразовательной школе ребенок проходит все стадии формирования, взросления. Это самые важные и продуктивные для становления личности годы. На каждом возрастном этапе предусматривается особая программа физического развития. Распределение нагрузки предусмотрено следующим образом:
Легкая атлетика 1 класс – 14 часов
легкая атлетика 1 класс
Школьники в первом классе должны уметь:
- Бегать по ровной дорожке с наибольшей скоростью 60 метров,
- Бегать равномерно без остановки 10 минут
- В беге и прыжках проходить полосу с 3-5 препятствиями
- Прыгать в высоту с разбега по прямой линии и сбоку.
- Метать предметы в цель правой рукой
Легкая атлетика 2 класс – 16 часов
легкая атлетика 2 класс
Виды упражнений остаются прежними, отрабатывается техника их исполнения
Легкая атлетика 3 класс – 12 часов
легкая атлетика 3 класс
В третьем классе ученики вырабатывают выносливость, упражнения усложняются.
Бег с ускорением, бег на 100 метров, бег в среднем темпе на 500-1000 метров.
Метание (входит в урок з легкой атлетике) производится с обеих рук на дальность, в цель, на скорость попадания.
урок з легкой атлетике
4 класс урок легкая атлетика подытоживает полученные в начальных классах умения.
легкая атлетика 4 класс
Ходьба сопряжена с одновременным движением рук, предполагает достаточно развитую координацию движений при ходьбе по предметам, по узкой скамейке.
Бег предполагает чередование с ходьбой на дистанции до 3 км. Школьники должны уметь бегать с ускорением на 60 м с низкого старта. Для развития выносливости и силы применяется бег на 100 и 300 метров.
Программа «Легкая атлетика 4 класс» состоит из 10 часов занятий.
4 класс урок легкая атлетика
Отрабатывается точность приземления в прыжках на 50-100 см. Это упражнение делается по зрительным ориентирам. Например, прыжки в нарисованы круги или разложенные на определенном расстоянии обручи.
Метание и броски предметов предполагают скоростное выполнение упражнения из разных положений.
В подвижных играх программы «Легкая атлетика 4 класс» применяются предметы, которыми надо попасть в цель или точно передать партнеру. Это мячи, палочки, обручи.
5-9 класс – 11 часов
В 10 и 11 классе учитель самостоятельно регулирует нагрузки и виды спортивных занятий.
Особенности уроков легкой атлетики в начальных классах
В классах начальной школы ученики знакомятся с правильными способами ходьбы, бега, метания и прыжков.
Все упражнения и навыки отрабатываются в игровой и соревновательной форме как эстафеты, тематические игры.
Важно помнить, что легкая атлетика в начальных классах представляет собой игровые формы развития основных упражнений.
легкая атлетика в начальных классах
- Ходьба разными способами на пятках, носочках, с выпадами и так далее – имитация животных
- Бег боком, с подскоками, с ускорениями, с небольшими препятствиями, по кругу, змейкой, по скамье.
- Прыжки на месте, в движении, через преграды. Упражнение учатся делать на одной ноге или двух. Прыганье через скакалку.
Учителю предоставляется большой выбор подвижных игр, в которых тренируются предусмотренные программой упражнения. Легкая атлетика в начальной школе отводит значительное время урока для групповых игр – «Пятнашки», «Хвостики», «Третий – лишний», «Охотники и утки» и множество других.
Легкая атлетика в средних и старших классах
Легкая атлетика в 5 классе предполагает начало освоения навыков и упражнений вне игровой формы. Это отработка и правильное выполнение основных элементов бега, прыжков и метания.
легкая атлетика в 5 классе
В классах среднего звена школьники учатся:
- Бегать в среднем темпе 15-20 минут без остановки. Это тренирует выносливость и развивает дыхательную систему.
- Прыгать в длину с согнутыми ногами с разбега в 10-15 шагов
- Прыгать в высоту с разбега перенося ногу через барьер
- Метать мяч на дальность и с попаданием в цель
Ученики осваивают точность разбега в выполнении разных упражнений – прыжков в высоту и длину, метании.
Программа «Легкая атлетика 6 класс» ставит целью воспитать у учащихся координацию, скорость, навыки коллективного действия, выносливость.
легкая атлетика 6 класс
На одном из уроков можно сконцентрировать внимание на отработке точной передачи теннисного мяча в беге как подготовительном упражнении для лапты. Эта игра учит действовать сообща.
Легкая атлетика 7 класс
7 класс физкультура легкая атлетика
В седьмом классе школьники должны выполнить или ориентироваться на определенные нормативы в прыжках в высоту и длину, в скорости бега на короткие дистанции, дальности метания мяча. Эти упражнения отрабатываются на уроках по программе 7 класс. Физкультура, легкая атлетика в этом возрасте подходит лучше всего, особенно необходима для профилактики гиподинамии.
легкая атлетика 7 класс
Легкая атлетика 8 класс предусматривает усложнение упражнений. Учитель знакомит школьников с более сложными видами прыжков фосбери-флоп, разнообразит виды предметов для метания.
легкая атлетика 8 класс
Легкая атлетика 9 класс подготавливает учащихся к участию в соревнованиях по легкоатлетическим видам. Это классическое четырехборье – бег на выносливость, 60-метровая дистанция на скорость, прыжки с разбега в длину или высоту и метание резинового мяча.
легкая атлетика 9 класс
Легкая атлетика 10 класс – это отработка техники полученных в предыдущих классах навыков. Бег в эстафете, в прыжках – стремление к результативности.
легкая атлетика 10 класс
В выпускных классах школьники достигают достаточного уровня физического развития для возможности интенсивных нагрузок на уроках физкультуры и на занятиях во внеурочное время.
Легкая атлетика 11 класс. В выпускном классе отработка упражнений по легкой атлетике занимает меньше времени, чем раньше.
легкая атлетика 11 класс
Здесь в программе превалирует обучение групповым играм – волейболу, баскетболу, где применяются полученные навыки бега, прыжков и метания.
Источник: rusatletik.ru