То, что возник человек, было совершеннейшей случайностью, непредсказуемой мутацией. Природа наобум пробовала десятки вариантов: были питекантропы, неандертальцы, синантропы, зинджантропы, родезийские люди и, наверное, множество других, не известных нам видов. И вот возник вид человекообразных обезьян, кроманьонцы, у которых был чуть-чуть больше мозг, быстрее скорость реакции.
Они начали с того, что перебили своих конкурентов и стали быстро распространяться по Земле. А могли бы и не возникнуть или не выжить, поскольку у них были мощные противники, например неандертальцы. Есть гипотеза, что «снежные люди» это последние выжившие неандертальцы. Это могучие люди (имеются кадры кинохроники), до сих пор не знающие огня и прекрасно приспособленные к природе.
Человек сегодняшний, homo sapiens (человек разумный), совершенно к природе не приспособлен и не должен был бы выжить. Ученые считают, что для того, чтобы человек рождался совершенно готовым к жизни (жеребенок или теленок через несколько часов после рождения могут самостоятельно передвигаться, питаться и т.д.), он должен проводить в утробе матери 21 месяц. Иначе говоря, мы все рождаемся как бы недоношенными. Ребенок много лет не может жить самостоятельно, ни одно животное не может позволить себе такой роскоши — до 10 — 15 лет кормить и обучать собственное дитя.
Стас Круглицкий: «В стране народ ничего не решает» // «Скажи Гордеевой»
Но эта неприспособленность обернулась необычайным преимуществом для человека. Ребенок, в отличие от детеныша животного, рождается с совершенно открытой программой, в нем почти ничего не заложено наследственно кроме некоторых инстинктов и неявных предрас-положенностей.
Ребенок формируется не во чреве матери, а здесь, в мире, когда слышит человеческую речь, чувствует материнскую любовь, видит краски и звуки мира. Любое животное, любое неразумное существо не может чего-то не делать, в нем все или почти все жестко запрограммировано природой. Ласточка не может не летать и не кормить своих птенцов, она делает по 200 вылетов в день, и, даже если птенцы вдруг погибнут, она все равно будет носить червяков и пытаться кормить ими птенцов, пока не распадется инстинктивная связь действий. А человек может вообще ничего не делать.
Поскольку человек рождается с такой открытой программой, то из него можно вылепить что угодно, в его наследственности ничего жестко не записано. Вырастет среди волков — будет волком, среди обезьян — обезьяной, а среди людей, если повезет, может стать человеком. Правда те, кто росли с первых дней своей жизни среди животных, вернувшись к людям, больше людьми не становятся. Человеческий мозг формируется под влиянием человеческого окружения с первых часов жизни.
Закрыть Как отключить рекламу?
Много лет в исторической науке, антропологии, философии господствовала точка зрения, согласно которой труд сделал человека человеком. Человек поднялся над животным состоянием только тогда, когда стал производить орудия труда, и в этом его главное отличие от животных. Однако подобное положение дел сейчас представляется неверным: примитивные каменные орудия — топоры, дубины просуществовали почти миллион лет, не подвергаясь значительным изменениям, за это время, согласно данным археологии, не произошло существенного усовершенствования техники обтесывания камней.
Выступление Александра Невзорова в Лондонском клубе «Открытая Россия».
Животные в этом преуспели значительно больше, они оказались более искусными строителями и изобретателями. Плотины бобров, геометрически правильные ульи, термитники свидетельствуют о том, что животные значительнее прогрессировали в такого рода деятельности, чем человек. Если бы техническое умение могло быть достаточным основанием для определения интеллекта, то, по мнению известного американского философа Л. Мэмфорда, человек долгое время рассматривался бы как безнадежный неудачник.
Благодаря чрезмерно развитому и постоянно активному мозгу, человек с самого начала обладал большей умственной энергией, чем ему было необходимо для выживания на чисто животном уровне. И он давал выход этой энергии не только при добывании пищи и размножении, но и в производстве очень странных, с точки зрения насущных потребностей, вещей: наскальных рисунков, культовых предметов (тотемных столбов, которым поклонялись как духам рода, молитвенных дощечек и т.д.). «Культурная работа» заняла более важное положение, чем утилитарный ручной труд.
Далеко не всегда при раскопках древних стоянок человека археологи находят орудия труда, но почти всегда — предметы религиозного культа или образцы примитивного искусства. Человек оказался не столько животным, производившим орудия труда, сколько животным, производившим символы, символическим животным.
Например, первобытная семья, перед тем как идти на охоту, три раза обегала вокруг тотемного столба и пять раз приседала. Считалось, что после этого охота будет удачной. Если бы животное могло размышлять, то оно решило бы, что люди ведут себя подобно сумасшедшим. Но, с точки зрения человека, это было важнейшее символическое действо, в котором он вводил себя в особое состояние, творил себе невидимых, символических покровителей, т.е. совершал чисто человеческие действия, развивал свою специфическую человеческую природу.
Так, у некоторых народов сохранился древнейший обряд похорон, когда на них приглашаются плакальщицы. Эти женщины ведут себя артистически, рвут на себе волосы, бьются головой о гроб, жалобно кричат, хотя на самом деле никаких чувств к покойнику не испытывают, их наняли разыграть действо.
Дело в том, что этот «спектакль» имеет огромный символический смысл: родственники после такой встряски уже никогда не забудут умерших, особенно дети родителей. Этот ритуал способствует образованию и закреплению памяти, потому что забывать естественно, а помнить — искусственно. Человек — существо искусственное, его не рождает природа, он сам себя рождает и творит. Человек должен был пройти через человекообразующую машину (миф, ритуал), чтобы стать человеком.
Особенно быстро человек стал развиваться с возникновением языка теперь уже производство «культурных» предметов намного обогнало создание орудий труда и, в свою очередь, способствовало быстрому развитию техники. Расширявшая границы жизни культурная «работа» заняла более важное положение, чем утилитарный ручной труд. До этого ничего уникального в технической деятельности человека не было, не было ничего специфически человеческого в орудиях труда. Главным орудием, потрясающим и великолепным, было его тело. Удивительно пластичное, приспособленное к любому виду деятельности, управляемое разумом, оно могло создавать гораздо более важные и сложные вещи, чем примитивные топоры и деревянные колья. «Даже рука, — полагал Л. Мэмфорд, — была не просто мозолистым рабочим орудием: она ласкала тело возлюбленного, прижимала ребенка к груди, делала важные жесты или выражала в упорядоченном танце и в совместном ритуале некоторые иным образом невыразимые чувства жизни или смерти, о запомнившемся прошлом или желаемом будущем» [1].
Источник: litlife.club
Попытки классификации человека
Возникновение человека является чудом, так же как и возникновение жизни. прежде чем возник человек, должна была возникнуть жизнь на земле. До сих пор неизвестно, была ли жизнь в виде спор занесена на Землю из космоса или возникла химическим путем. То, что возник человек, было совершеннейшей случайностью, непредсказуемой мутацией.
Природа наобум пробовала десятки вариантов: были питекантропы, неандертальцы, синантропы, родезийские люди, и наверное множество других неизвестных нам видов. И вот, возник вид человекообразных обезьян, кроманьонцы, у которых был чуть- чуть больше мозг, быстрее скорость реакции. Они начали с того, что перебили своих конкурентов и стали быстро распространяться на Земле.
Человек сегодняшний homo sapiens(человек разумный), совершенно не приспособлен и не должен был бы выжить. Но, эта неприспособленность обернулась необычным преимуществом для человека. Ребенок, в отличие от детеныша животного, рождается с совершенно открытой программой, в нем почти ничего не заложено наследственно кроме некоторых инстинктов и неявных предрасположенностей.
Ребенок, формируется не во чреве матери, а здесь в мире, когда слышит человеческую речь, чувствует материнскую любовь, видит краски и звуки этого мира. Поскольку человек рождается с такой открытой программой, то из него можно вылепить, все что угодно, в его наследственности ничего жестко не записано. Вырастет среди волков-будет волком, среди обезьян- обезьяной, а среди людей, если повезет, может стать человеком. Правда, те, кто росли с первых дней своей жизни среди животных, вернувшись к людям, больше людьми не становятся. Человеческий мозг формируется под влиянием человеческого окружения с первых часов жизни.
Проблема Я
Люди в одном стране, в одном обществе живут в более или менее одинаковых условиях- в условиях одной культуры, одних нравов и обычаев, но люди все- равно все разные, не похожие на друг друга.
Что делает всех людей разными, неповторимыми и уникальными?
Во- первых, особенности психического склада: темперамент, скорость психических реакций, сообразительность. Все это дается человеку по наследству.
Во- вторых, опыт детства и воспоминания о детстве. У каждого человека свой опыт детства, свои переживания, каждому по- своему открывался мир, каждый по- своему переживал детские страхи, неудачи или радости. Воспоминания детства сопровождают человека до самой смерти.
В- третьих, особенности индивидуальной биографии: каждый проживает свою жизнь, и все, что с ним случается, и то как он к этому относится, совершенно не похоже на жизнь других людей.
В- четвертых, противоречивость жизненных ролей. У каждого в жизни одновременно несколько ролей, которые он играет. Например, студент, когда разговаривает с преподавателем- это один человек, внимательный, почтительный. Но стоит ему выйти на улицу, где его ждут друзья, -он совершенно другой. Третьим человеком он становится дома, с родителями.
Это не значит, что он всякий раз притворяется- у человека много лиц, вернее много сторон его личности, много ролей.
Все эти четыре момента делают каждого человека как личность неповторимым и уникальным. И это уникальность выражается в понятия Я. Я у человека появляется с трех- четырех лет, когда он начинает понимать, что есть я, а есть другие. До этого, почти все дети говорят о себе в третьем лице. К 10-12 годам складывается образ- Я. У каждого человека есть образ самого себя, сумма представлений о самом себе, каким он сам себя видит, и этот образ проносит через всю жизнь.
Существуют механизмы защиты Я, которые действуют бессознательно, сохраняя личность от разрушения. Например:
· Механизм вытеснения. Человек испытывает большое горе или столкнулся с чем- то настолько страшным, что его психика может не выдержать и разрушиться, срабатывает механизм, и человек либо теряет сознание, либо вдруг забывает о постигшем его несчастье.
· Механизм инверсии, переворачивающий импульс на прямо противоположный. Так, у мальчиков, лет 12-13, просыпается половое чувство, им начинают нравиться девочки, но ребенок не может это осознать, психика может быть травмирована, и она переворачивает все отношения: мальчики начинают считать девочек своими первыми врагами и воюют с ними- дерутся, толкают, выбивают портфель из рук.
· Механизм переориентации. Психика бессознательно переключает эмоции с одного объекта на другой, более доступный. У школьника большие неприятности в классе, и, придя расстроенным, он вымещает свое раздражение на младшем брате или собаке.
И еще целый ряд механизмов имеет психика, защищающая свою целостность и гармоничность, чтобы человек не чувствовал себя в разладе с миром и окружающими. Можно сказать, что у человека два Я- внешнее и внутреннее. Внешнее Я знакомится с людьми, учится в университете, набирается знаний, делает какие- то дела и совершает поступки. Внешнее Я — это совокупность знаний, правил действия, поведения, приемов мышления.
Внутренне- Я – это интимное, скрытое ядро личности, это все наши мечты и надежды, воспоминания о первой любви и первой весне, все наши страсти, желания, которые мы прячем глубоко в душе. Это то, о чем нельзя рассказать другому, передать в виде слов и знаков.
Попытки классификации человека
Первым серьёзную попытку классификации личностей предпринял греческий врач Клавдий Гален, живший во 2 веке н.э. исследуя человеческие характеры, он пришел к выводу, что по своему темпераменту все люди делятся на 4 типа: холерики, сангвиники, флегматики, и меланхолики. Любого человека можно отнести к тому или иному типу.
Холерик- человек, легко возбудимый, нервный, остро переживающий все, что с ним случается
Меланхолик — всегда печален, угрюм, считает, что мир к нему не справедлив. Типичный меланхолик- ослик Иа-Иа.
Флегматик- человек равнодушный ко всему, что случается вокруг, погружен в себя, апатичен как древний стоик, и ни во что хорошее не верит.
Сангвиник- наиболее уравновешенный психический тип. В нем все соразмерно- и печаль, и радость, и апатия и меланхолия.
Конечно в чистом виде не бывает ни флегматиков, ни меланхоликов, но по преимуществу любой человек тяготеет к какому- ни будь одному типу. Не менее интересный пример классификации личностей дает американский психолог Л.Шелдон. он делит всех людей на три типа: мозговой(церебротоник), мускульный(соматоник) и желудочный(висцератоник).
Мозговой тип- это человек, живущий исключительно головой, интеллектом. В детстве он хилый, физически неразвитый ребенок, в школе отличник, все время решает какие- ни будь задачи, замкнутый, стеснительный, но гордый своими достижениями.
Для мускульного типа главное-его тело. Он все время занимается спортом, тренируется, плохо учится, списывает задачки у мозгового приятеля
Наконец, для желудочного типа главное- еда. Он постоянно думает о еде, у него в портфеле пирожки и бутерброды. Он гурман.
Более серьезное и детальное обоснование деление людей на разные психологические типы дал знаменитый швейцарский психиатр К.Юнг. Одна из его книг так и называется «Психологические типы». Все люди, по мнению, Юнга, делятся на две группы: экстраверты и интраверты.
Экстраверт- это человек, ориентированный во вне, в мир, это открытый тип. Экстраверт характеризуется отзывчивостью и интересом ко всем внешним событиям: он способен выносить суматоху и шум любого рода, поскольку находит в этом удовольствие. Он все время хочет быть в центре внимания.
Интроверт- ориентирован внутрь себя, это тип замкнутого, закрытого человека. Интроверт с самого детства задумчив, застенчив, боится всего неизвестного, внешние влияния обычно воспринимает сильные сопротивления. Он держится в отдалении от внешних событий, ему не по себе, когда он оказывается среди множества людей, в больших компаниях он чувствует себя одиноким и потерянным.
Вопросы для закрепления материала:
1. Происхождение и сущность человека
3. Попытки классификации человека
· Диоген говорил, что когда он видит правителей, врачей или философов, то ему кажется, что человек самое разумное из живых существ, но когда он встречает снотолкователей, прорицателей или людей, которые им верят, а также тех, кто чванится славой и богатством, то ему кажется, будто ничего не может быть глупее человека.
· Марк Твен: «Меня бесконечно поражает, что мир не заполнен книгами, которые с презрением высмеивали бы эту жалкую жизнь, жестокий и низкий род человеческий, всю эту нелепую стихотворную канитель»
· В.А.Жуковский: «При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душой»
Что вы думаете, по поводу этих трех высказываний, и вообще разных мнений об одном и том же. Кто, по вашему мнению прав, или ближе к истине.
Домашнее задание: 1. Написать письменную самостоятельную работу (эссе): «В чем уникальность человека?»
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Студопедия рекомендует:
Бланк документа и его виды Качество подготовки фирменной организационно-распорядительной документации свидетельствует в пользу культуры организации и упрочивает.
Мировые судьи Мировой судья – это физическое лицо, наделенное в установленном законом порядке полномочиями осуществления правосудия по делам.
Закон перехода количественных изменений в качественные Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.
Ответ: 1. Ситуационно обусловленная реакция. Возможна реактивная депрессия. 2. Желательны консультация психиатра и проведение психологической коррекции. Задача 1. Вова Т , 7 лет Обратилась учительница с жалобой на нарушения в поведении ребенка Он встает во время урока, громко.
Прибыль предприятия, ее виды. Факторы, влияющие на величину прибыли. Направление использования. Прибыль — одна из основных форм денежных накоплений, создаваемых предприятиями различных отраслей экономики.
Источник: studopedia.ru
С совершенно открытой программой в которой почти ничего не заложено
Возникновение человека на земле — это чудо. Прежде чем возник человек, возникла — жизнь. До сих пор не известно, была ли жизнь в виде спор занесена на Землю из космоса или возникла химическим путем. Но как бы то ни было, жизнь не должна была развиваться до уровня человека, она могла вполне существовать в виде грибов или плесени. Во Вселенной однако, нет такого однонаправленного развития в сторону усложнения, скорее наоборот — Вселенная изменяется от космоса к хаосу.
Возникновение человека это совершенная случайность, непредсказуемой мутацией. Развитие человека от питекантропов до нас подобных существ (homosapiens-человек разумный), на сегодняшний день совершенно не приспособленных существ к выживанию в природных условиях. Но для выживания человеку дано — разум. Ни какое животное не может себе позволить оберегать и кормить свое дитя 10-15 лет.
Такая неприспособленность дает человеку преимущество в отличие от детёныша животного, ведь человек рождается с совершенно открытой программой, в нем почти ничего не заложено кроме некоторых инстинктов и неявных предрасположений. Формированию человека способствует то, в какой среде человек обитает. Если он растет в среде волков, то будет волком, в среде обезьян — обезьяной, а если в среде людей, возможно, он станет человеком. Поскольку человек рождается с открытой программной, из него можно слепить что угодно.
Много лет в исторической науке, антропологии, философии господствовала точка зрения, согласно которой труд сделал человека человеком. Человек поднялся над животным состоянием только тогда, когда стал производить орудия труда, и в этом его главное отличие от животного. Сейчас положение подобных дел представляется неверным: примитивные каменные орудия — топоры, дубины просуществовали почти миллионы лет, не подвергаясь значительным изменениям, за это время согласно данным археологии, существенного усовершенствования техники не произошло. Животные в этом деле преуспели значительно больше, оно оказались более искусными изобретателями и строителями. Плотины бобров, геометрически правильные ульи, термитники свидетельствуют о том, что животные значительнее прогрессировали в такого рода деятельности, чем человек [1: с 573 — 575].
Благодаря чрезмерно развитому и постоянно активному мозгу, человек с самого начала обладал большей умственной энергией, чем ему было необходимо для выживания на чисто животном уровне. И он давал выход этой энергии не только при добывании пищи и размножении, но и в производстве очень странных с точки зрения насущных потребностей вещей: наскальных рисунков, культурных предметов. Культурная работа заняла более важное положение, чем утилитарный ручной труд.
Особенно быстро человек стал развиваться с возникновением языка — теперь уже производство «культурных» предметов намного обогнало создание орудий труда и, свою очередь, способствовало быстрому развитию техники. Расширявшая границы жизни «культурная работа» заняла более важное положение, чем утилитарный ручной труд [1: с578].
До этого ничего уникального в технической деятельности человека не было, не было ничего специфически человеческого в орудиях труда. Главным орудием потрясающим и великолепным, было его тело. Удивительно пластичное, приспособленное к любому типу деятельности, управляемое разумом, оно могло создать гораздо более важные и сложные вещи, чем примитивные топоры и деревянные колья. «Даже рука, — полагал Л. Мамфорд — была не просто мозолистым рабочим орудием; оно ласкало тело возлюбленной, прижимало ребенка к груди, делала важные жесты или выражала в упорядоченном танце и в современном ритуале некотором образе невыразимые чувства жизни или смерти о запоминавшемся прошлом или желаемом будущем [1: с 575].
Любая культурная деятельность человека, производство оружия были направлены не только на подчинение окружающей среды, увеличения добычи пищи, сколько на укрощение самого себя. Контроль над своей психикой с помощью создания символической культуры был более существенным, чем контроль над внешней средой.
Пока человек не сотворил самого себя в своем символическом образе, он мало, что мог сделать в окружающем мире. Борьба за существование не завладела полностью энергией и жизнеспособностью человека и не отвлекла его от более насущной потребности — внести порядок и значение в каждую часть своей жизни. [1: с 577].
Наука сводит бытие человека лицом к его природному существованию и дает беспомощное объяснение происхождения человека. С точки зрения теории эволюции человек с его душой, разумом постепенно развивался из амебы или протоплазмы. Теория эволюции — это наивная мифология, полагал Франк.
Человек не мог развитьсяиз того, что в принципе ему чуждо, он возникает совсем из другого источника. Можно сказать, что он не возникает, а в определенном смысле всегда есть. И если человек остается одиноким перед лицом холодного и равнодушного к нему космоса, если он в нем беззащитный скиталец, то это лишь значит, что он имеет родину совсем в иной сфере реальности.
Об этом свидетельствует само рождение и первые младенческие годы существования человека. Удивительные строки посвятил Разанов человеку, только, что появившемуся на свет. Маленький человек, считал он, явственно обнаруживает бездонную тайну своего происхождения.
Младенец — это не только сияние жизни не только свежесть и чистота, которую мы утрачиваем с годами, но это еще явление той единственно бесспорной безгрешности, которую на земле знает и испытывает человек. Мало сказать, что младенец невинен (нив, чём невиноват и камень). Младенец обладает положительной невинностью, в нем есть не только отсутствие греха, но и присутствие святости. Понимающий человеческую природу не может смотреть на младенца без слез, без «переполненного сердца». (Гете). [1: с 578].
Встав взрослыми люди, вспоминают свое гениальное детство, свою память, свои способности к языкам, и спрашивают себя: было ли это? Ведь взрослому человеку бывает трудно выучить хотя бы один иностранный язык, так трудно расшевелить свое воображение, так быстро все забывается и совершенно не верится, что когда-то в детстве мы все были гениями, по крайней мере, в наших задатках.
К сожалению, большинство людей — это слишком люди, слишком заземлены, слишком погружены в свои мелочные дела и заботы, в то время как они должны стремится сверхчеловеческому, к тем сверхчеловеческим качествам, которыми обладают философы или святые. Такие люди чаще всего похожи на обложки ценнейших художественных эскизов, где все взывает: придите, помогите, завершите, соедините! Они как бы еще не произошли и существуют как истинные люди только потенциально.
Но каким образом жизнь отдельного человека может иметь высшую ценность и глубочайшее значение? При каких условиях оно менее всего растрачивается даром? Надо, считал Ницше, что бы человек смотрел на себя как на неудавшееся произведение природы, но вместе с тем как на свидетельство величайших намерений этой художницы. Каждый человек должен сказать себе: на этот раз ей не удалось, но я буду стараться, что бы, когда ни будь у нее это получить. Я буду работать над воспитанием в себе философа, художника или святого.
Источник: studbooks.net