Внимательно прочитайте текст, выделите главное и законспектируйте по плану:
1. Человеческие типы.
2. Основные характеристики человека
3. Категории человеческого бытия
Тайна нашего происхождения.
Возникновение человека — это чудо, не разъясняемое никакими научными теориями. Прежде, чем возник человек, должна была возникнуть жизнь на Земле, а ее возникновение — не меньшее чудо, поскольку десятки факторов должны были совпасть, чтобы создались благоприятные условия: здесь и то, что у нас одно Солнце, что очень редко (чаще наблюдаются двух и более кратные звездные системы, а значит большая радиация и избыток света); здесь и то, что наша солнечная система находится на самом краю нашей Галактики, в относительно спокойном районе; здесь и расстояние от Земли до Солнца (на Венере слишком жарко, а на Марсе слишком холодно); здесь и объем планеты (малые планеты не удерживают атмосферы, а на больших она жидкая) и т.д.
До сих пор неизвестно, была ли жизнь занесена на Землю из космоса в виде спор или возникла здесь химическим путем. Но как бы то ни было, возникшая жизнь не обязательно должна была развиваться до человека, она вполне могла существовать в виде грибов или плесени. Во Вселенной, по-видимому, нет какого-то однонаправленного развития в сторону усложнения, скорее наоборот — Вселенная изменяется от космоса к хаосу.
Ньютон. От астрономии к алхимии
То, что возник человек, было совершеннейшей случайностью, непредсказуемой мутацией. Природа наобум пробовала десятки вариантов: были питекантропы, неандертальцы, синантропы, зинджантропы, родезийские люди и, наверное, множество других не известных нам видов. И вот возник вид человекообразных обезьян, кроманьонцы, у которых был чуть-чуть больше мозг, быстрее скорость реакции.
Они начали с того, что перебили своих конкурентов и стали быстро распространяться по Земле. А могли бы и не возникнуть или не выжить, поскольку у них были мощные противники — например, неандертальцы. Есть гипотеза, что «снежные люди» — это последние выжившие неандертальцы. Это могучие люди (имеются кадры кинохроники), до сих пор не знающие огня и прекрасно приспособленные к природе.
А человек сегодняшний, homosapiens (человек разумный), совершенно к природе не приспособлен и не должен был бы выжить. Ученые считают, что для того, чтобы человек рождался совершенно готовым к жизни (как жеребенок или теленок через несколько часов после рождения могут самостоятельно передвигаться, питаться и т.д.), для этого человек должен проводить в утробе матери 21 месяц. То есть мы все рождаемся как бы недоношенными. Ребенок человека много лет не может жить самостоятельно, ни одно животное не может позволить себе такой роскоши — до десяти-пятнадцати лет кормить и обучать собственное дитя.
Но эта неприспособленность обернулась необычайным преимуществом для человека. Человеческий ребенок, в отличие от животного, рождается с совершенно открытой программой, в нем почти ничего не заложено наследственно — кроме некоторых инстинктов и неявных предрасположенностей. Ребенок формируется не вочреве матери, а здесь, в мире, когда слышит человеческую речь, чувствует материнскую любовь, видит краски и звуки мира.
Стержень веры / Светлые истории
Любое животное, любое неразумное существо не может чего-то не делать, в нем все или почти все жестко запрограммировано природой. Ласточка не может не летать и не кормить своих птенцов, она делает по двестивылетов в день и, даже если птенцы вдруг погибнут, она все равно будет носить червяков и пытаться ими кормить птенцов, пока не распадется инстинктивная связь действий. А человек может вообще ничего не делать. «Вот сейчас лягу и буду лежать, пока не помру», — может сказать он. И ляжет и помрет, и никто ему, если он захочет, не сможет помешать.
Поскольку человек рождается с такой открытой программой, из него можно вылепить все, что угодно, в его наследственности ничего жестко не записано. Вырастет среди волков — будет волком (Маугли), среди обезьян — обезьяной, а среди людей, — если повезет, может стать человеком. Правда те, кто вырос с первых дней среди животных, вернувшись клюдям, больше людьми не становятся, потому что человеческий мозг формируется под влиянием человеческого окружения с первых часов жизни.
Человеческие типы.
Прочитайте и заполните таблицу
Основатель теории | Типы личностей | Краткая характеристика типов |
Первой серьезной попыткой классификации личностей была попытка греческого врача Клавдия Галена, жившего во II в. н.э. Исследуя людей, он показал, что все они делятся по своему темпераменту на четыре типа: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Любого человека можно отнести к тому или другому типу.
Холерик — человек легко возбудимый, нервный, остро переживающий все, что с ним случается. Меланхолик — всегда печален, угрюм, считает, что мир к нему несправедлив. Типичный меланхолик — ослик Иа-Иа. Флегматик — человек равнодушный ко всему, что случается вокруг, погружен в себя, апатичен, как древний стоик, и ни во что хорошее не верит.
Сангвиник — наиболее уравновешенный психический тип. В нем все соразмерно — и печаль, и радость, и апатия, и меланхолия. Конечно, в чистом виде не бывает ни флегматиков, ни меланхоликов, но по преимуществу любой человек тяготеет к какому-нибудь одному типу.
Не менее интересный пример классификации личностей дал американский психолог У.Шелдон. Он делит всех людей на три типа: мозговой, мускульный и желудочный. Мозговой тип — это человек, живущий исключительно головой, интеллектом.
Это хилый, физически не развитый ребенок, в школе отличник, все время решает какие-нибудь головоломные задачи, замкнутый, стеснительный, но гордый своими достижениями. Мускульный тип — это человек, для которого главное — его тело, он все время занимается спортом, тренируется, учится слабо, все время списывает задачки у мозгового и за это покровительствует ему. Такого человека сейчас называют образным словом «качок». Наконец, для желудочного типа главное — еда. Он постоянно думает о еде, у него в портфеле пирожки или бутерброды и все время замасленные тетради.
Русский физиолог Иван Павлов делил всех людей на два типа: научный и художественный. Первый — человек замкнутый, необщительный, погруженный в себя, трудно знакомящийся с новыми людьми. Художественный тип — полная противоположность научному: живой, общительный, яркий, эмоциональный, он друг всем, и все его друзья.
Более серьезное и детальное обоснование деления людей на разные психологические типы дал знаменитый швейцарский психиатр Карл Юнг. Одна из его книг так и называется «Психологические типы». Все люди, по мнению Юнга, делятся на две группы: экстраверты и интроверты. Причем, это различие возникает очень рано, настолько рано, что, возможно, оно имеет наследственный характер. Экстроверт — это человек, ориентированный вовне, в мир, это открытый тип; интраверт ориентирован внутрь себя, это тип замкнутого, закрытого человека.
3.Основные характеристики человека:
Прочитайте и заполните таблицу
Качество человека | Определение этого качества |
Философы все время сталкивались с невозможностью определения человека, хотя всегда были попытки дать такое определение. «Человек разумный», «человек делающий», «человек играющий», К.Маркс определял человека как животное, производящее орудия труда, Гегель — как млекопитающее с мягкой мочкой уха (в шутку, конечно), Ф.Ницше — как животное, умеющее обещать и т.д. и т.п.
Видимо, человека окончательно и однозначно определить нельзя, слишком он многогранный, разносторонний в своих мыслях, делах и свершениях и ни под одно определение не подходит, ни одним определением не охватывается.
Определить его можно только отрицательно, через такие качества, которые несут в себе отрицание: несводимостъ, непредопределенность, незаменимость, неповторимость, невыразимость. Эти пять «не» свидетельствуют не об ограниченности или ущербности человеческой природы, а об ее исключительном характере, исключительном месте среди других предметов или явлений окружающего мира.
Несводимость
Человек не сводим к своему биологическому виду: вырастет среди волков — станет волком, среди обезьян — обезьяной. Но он, в отличие от животного, не сводим ни к климату, ни к пище, — может жить почти в любом климате, в любых географических условиях, приспосабливается к любой пище.
Непредопределенность
Человек никогда не бывает абсолютно свободным, он постоянно зависит от тысячи факторов, обусловливающих его поведение, его отношение к окружающим. Он зависит от наследственности, от климата, от культуры, от государственного строя, от зарплаты, от семьи и т.д. и т.п. Пересечение этих зависимостей создает такой водоворот случайностей, предугадать которые просто невозможно. Человек может рассчитать движение планет на сотни лет вперед, но не знает, что с ним будет завтра. В результате этого незнания он часто бессилен предотвратить многие события своей жизни.
Незаменимость
Незаменимость человека прежде всего выражается в том что он должен найти свое дело, ради которого он пришел в мир.
Неповторимость
Точно так же и неповторимость является фундаментальной характеристикой человека. Каждый человек уникален и неповторим.
Невыразимость
Объяснить нечто можно лишь через другое: свет через длину волны, звук через частоту колебаний. Но как объяснить — что такое человек? Поскольку он несводим ни к чему — ни к вещам, ни к теориям, ни к идеям, ни к нервным или физическим процессам, — то объяснить, выразить его через другое невозможно. Человека нельзя изучать объективно, как некий внешний предмет.
Изучить, познать что-либо объективно можно, лишь развернув его в пространстве, вывернув наизнанку. Понятно, что с человеком этого проделать нельзя.
Существуют всевозможные тесты, определяющие характер и склонности человека и, казалось бы, таким образом можно что-нибудь о человеке узнать. Но только при условии, что он будет отвечать на вопросы честно и искренне.
Человека можно познать и описать только косвенно, прежде всего по продуктам его творчества.в виде книги, картины или теории.
Источник: poisk-ru.ru
Тайна нашего происхождения кратко
Если вас спросить от кого произошел человек, что вы ответите — обезьяна? А вот и нет, так почему официальная наука не хочет этого признавать .
Уважаемый Вячеслав Глазунов , тогда ваши теории противоречат религии , а религия не что иное как скрытое знание .
Уважаемый Вячеслав Глазунов , по-моему то что вы даете такой длинный ответ , в котором ходите вокруг да около , при этом пытаетесь увести в сторону говорит что ответа вы не знаете
есть 3 варианта: 1 это как писали тут от обезьян.. они пошли по пути приспосабливание прямого а мы путём приспособления силой не эволюции а своими силами.. силой разума.. 2 это как известно возможно что на землю упал инопланетный корабль, экипаж рассеялся, и размножился.. или же специально колонизировали планету некто и решили посмотреть что будет происходить.. или же произлшло нечто среднее.. корабль потерпел крушение а остальные решили не спасать их а посмотреть что будет.. есть 3 вариант: возможно некий галактический разум, которого называют богом (который возможно себя богом и не счиатает) решил посмотреть а как будут развиваться малоприспособленные но приэтом высокоразумные существа. ну и пошло-поехало.. больше теорий я не могу предположить так как они имеют очень низкую вероятность по сравнению с этими 3
сразу говорю чтобы всякие там умные дяди не вякали. я говорю как считаю.. я не говорю что это моя теория или гипотеза.. я просто сказал на мой взгляд 3 самые вероятные версии, а правдивость каждой из них я не собираюсь доказывать просто говорю что думаю
Тогда и обезьяны были не те, что ныне, и первые люди- тоже. Почему бы и не назвать предка обезьяной, если нет другого термина. Некоторых наших современников тоже можно назвать обезьянами, хотя формально- вроде бы люди.
Где критерий, определяющий: это ещё обезьяна, а это уже человек, при сходной анатомии и физиологии?
Есть две основные альтернативы — либо это произошло случайно (случай) , либо нет (замысел) .
Ученый отмечает, что человек разумный со своей голой кожей выделяется и отделяется от остальных 4237 видов сухопутных млекопитающих, преобладающая часть из которых полностью или частично покрыта шерстью. Исчезновение волос должно быть обусловлено достаточно вескими причинами.
Ученых такжев водит в недоумение неприспособленность и уязвимость человеческой кожи. В жестких условиях саванны, где только что ставший на ноги гомо сапиенс является объектом охоты для многих хищников, очень странно, что его голая кожа была и есть очень нежная и непрочная по сравнению с остальными приматами.
Этот момент, стоящий в череде загадок и тайн происхождения человека, объяснялся множеством замысловатых теорий, но ни одна из них не была действительно приемлемой. Единственным логическим заключением, следующим из этого, является принцип постепенных изменений: человек в ходе эволюции длительное время провел в определенный условиях – либо в теплом климате, либо в воде.
По образу и подобию
Во многих библейских рассказах прослеживаются параллели с другими древними текстами. Такие схожести можно увидеть в историях о Всемирном потопе и Сотворении мира.
Один из месопотамских источников приводит распоряжения, которые отдавал главный бог своим помощникам, создавая человека:
Теперь современная наука, только топчущаяся у ворот знаний о генетике и генетическом клонировании, может предположить, что разгадку тайны происхождения человека содержат древние писания, которые рассказывают о научных процессах клонирования первых людей.
Кому и зачем это было нужно?
И вот плод генетических преобразований – человек, снял с богов непосильную для них ношу. Нам же остается гадать о тайне происхождения человека и перебирать сотни гипотез в поисках верного ответа, который, может быть, повергнет человечество в шок.
- Внутреннее сопротивление это кратко
- Давид гильберт математик достижения кратко
- Гороскоп весы на декабрь кратко
- Батый интересные факты кратко
- Егоров гражданская война кратко
Источник: obrazovanie-gid.ru
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ Основы философии
Тестовые задания для промежуточной аттестации
1 вариант
1. Закономерности природы, общества и человека являются предметом изучения
А) биологии
Б) этики
В) философии
Г) физики
2. Родиной древневосточной философии являются _________ и Китай.
А) Индия
Б) Иран
В) Корея
Г) Япония
3. Древнегреческий натурфилософ _______ считал, что вода, сгущаясь, превращается в землю, а разжижаясь – в воздух.
А) Анаксимандр
Б) Гераклит
В) Фалес
Г) Анаксимен
4. Фома Аквинский является представителем философского направления под названием
А) натурфилософия
Б) схоластика
В) материализм
Г) дуализм
5. Воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, называется
А) космоцентризмом
Б) идеализмом
В) гуманизмом
Г) патристикой
6. Джон Локк – английский философ, сенсуалист, он считал, что всякое знание можно вычленить из человеческих
А) идей
Б) знаний
В) ощущений
Г) умений
7. Основателем философии диалектического и исторического материализма является немецкий философ
А) Людвиг Фейербах
Б) Карл Маркс
В) Георг Гегель
Г) Иммануил Кант
8. Люди, решившиеся на преступление, чтобы доказать себе и другим, что они свободные существа, – это главные персонажи произведений
А) В. Соловьева
Б) Ф. Достоевского
В) Л. Толстого
Г) К. Циолковского
9. В западной философии XX века главным предметом изучения человека является
А) познание
Б) вера
В) нравственность
Г) персонализм
10. Понятие субстанция означает:
А) способ существования
Б) быть в наличии
В) самодостаточное основание существование
Г) независимое существование
11. Чарльзом Дарвином была разработана концепция ________ возникновения человека.
А) эволюционного
Б) креационистского
В) революционного
Г) инопланетарного
12. Одной из основных категорий бытия человека, определяющей его жизнь, является
А) идеология
Б) функциональность
В) умозаключение
Г) вера
13. Особым состоянием, присущим только человеку, является
А) обоняние
Б) сознание
В) осязание
Г) инстинкт
14. Процесс приобретения и развития знания называется
А) убеждением
Б) познанием
В) интересом
Г) умением
15. Материалистическая теория общества утверждает, что общественное бытие определяет общественное
А) развитие
Б) движение
В) творчество
Г) сознание
16. В науке различают два уровня исследований – ________ и теоретический.
А) чувственный
Б) эмпирический
В) схоластический
Г) психологический
17. Отрицание существования Бога характерно для теории
А) атеизма
Б) монотеизма
В) политеизма
Г) аскетизма
18. История становится объектом философского анализа в философии
А) марксизма
Б) Античности
В) эпохи Возрождения
Г) Просвещения
19. Язык, обычаи, идеи, верования, системы оценок и многое другое включает в себя
А) культура
Б) теология
В) теория
Г) идеология
20. В искусстве, в отличие от философии опыт транслируется в
А) экспериментах
Б) образах
В) теориях
Г) гипотезах
21. Философская дисциплина, исследующая происхождение, природу, функции, структуру и роль в обществе нравственности и морали есть
А) психология
Б) этика
В) эстетика
Г) философия
22. Философское учение о ________ называется эстетикой.
А) человеке
Б) методе
В) познании
Г) прекрасном
23. Глобальными могут быть названы проблемы
А) техническая и технологическая
Б) образовательная и просветительская
В) экологическая и демократическая
Г) культурная и научная
24. Философией является мировоззрение, в основе которого лежат
А) знания
Б) вкусы
В) мифы
Г) верования
25. Главными понятиями индийской философии, являются
А) материя и идея
Б) Брахман и Атман
В) Дао и Дэ
Г) Инь и Янь
2 вариант
1. Философия выступает как совокупность наиболее общих методов освоения действительности, в чем проявляется ее __________ функция.
А) воспитательная
Б) методологическая
В) этическая
Г) эстетическая
2. Пять добродетелей «благородного мужа» были изложены китайским философом
А) Лао-Цзы
Б) Буддой
В) Конфуцием
Г) Мо Цзы
3. Миром правят числа, по мнению древнегреческого натурфилософа
А) Фалеса
Б) Пифагора
В) Парменида
Г) Аристотеля
4. Философия средних веков по духу и содержанию является
А) нигилистической
Б) религиозной
В) механистической
Г) натурфилософской
5. Антропоцентризм в философии господствовал в эпоху
А) Возрождения
Б) Средневековья
В) Древнего мира
Г) первобытного строя
6. Выдающийся философ ________ считается основателем философии Нового времени.
А) Фома Аквинский
Б) Августин Блаженный
В) Рене Декарт
Г) Марк Аврелий
7. В основе антропогенеза лежит общественно-трудовая деятельность – утверждает
А) марксизм
Б) схоластика
В) патристика
Г) натурфилософия
8. Высшей ступенью эволюции мира В. Соловьев считал возникновение
А) социализма
Б) богочеловечества
В) ноосферы
Г) коммунизма
9. Направлением в западной философии XX века, обязанным своим появлением З. Фрейду, является
А) идеализм
Б) психоанализ
В) материализм
Г) томизм
10. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал – материального и духовного – называется
А) дуализмом
Б) монизмом
В) агностицизмом
Г) деизмом
11. С совершенно открытой программой, в которой почти ничего не заложено наследственно, кроме некоторых инстинктов и неявных предрасположенностей, рождается
А) птенец
Б) малек
В) человеческий ребенок
Г) щенок
12. Состояние жизни, когда человек доволен ее внешней направленностью, тем, как он исполняет свое предназначение, называется
А) игрой
Б) верой
В) совестью
Г) счастьем
13. Присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием
А) психика
Б) интроспекция
В) ощущение
Г) сознание
14. Процесс постижения смысла чего-либо есть
А) знание
Б) интуиция
В) интроспекция
Г) понимание
15. Объединение индивидов по несущественным признакам, характеризующееся размытостью границ и неопределенностью состава, называется
А) нацией
Б) этносом
В) народом
Г) массой
16. Деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний принято называть
А) верой
Б) наукой
В) религией
Г) схоластикой
17. В философии монотеизмом называется
А) неверие
Б) многобожие
В) единобожие
Г) вера
18. Концепция, утверждающая, что историю творит привилегированное меньшинство, называется
А) теорией элит
Б) прагматизмом
В) либерализмом
Г) радикализмом
19. Формой протеста против стереотипов и ценностей, сложившихся в обществе, является
А) релятивизм
Б) культура
В) контркультура
Г) субкультура
20. Проблема исчерпания ресурсов относится к группе ________ проблем.
А) интерсоциальных
Б) демографических
В) социальных
Г) социоприродных
21. Системой общих представлений о мире и месте человека в этом мире является
А) мировоззрение
Б) вера
В) убеждение
Г) наука
22. С точки зрения даосизма, для подлинно мудрой жизни характерно
А) самопознание и недеяние
Б) стремление к славе и богатству
В) стремление к преобразованиям
Г) получение чувственных наслаждений
23. Родоначальником европейской философии считается
А) Аристотель
Б) Сократ
В) Фалес
Г) Платон
24. Величайшим представителем схоластической философии является
А) Джон Локк
Б) Фома Аквинский
В) Карл Юнг
Г) Мартин Бубер
25. Известным представителем социальной мысли эпохи Возрождения является
А) Фома Аквинский
Б) Карл Маркс
В) Зигмунд Фрейд
Г) Николо Макиавелли
3 вариант
1. Главным методом постижения бытия в восточной философии является
А) эксперимент
Б) логика
В) интуиция
Г) опрос
2. Формирование ценностей человека характерно для _______ функции философии.
А) эвристической
Б) методологической
В) интегрирующей
Г) аксиологической
3. Родоначальником учения об атомах является древнегреческий философ
А) Платон
Б) Сенека
В) Гераклит
Г) Демокрит
4. Связь с религией и мистикой характеризует философию эпохи
А) Средневековья
Б) Новейшего времени
В) Нового времени
Г) Возрождения
5. Учение о совпадении абсолютного максимума и абсолютного минимума принадлежит
А) Николаю Кузанскому
Б) Фоме Аквинскому
В) Августину Блаженному
Г) Максу Веберу
6. Основателем рационализма и дедуктивного метода в философии является
А) И. Кант
Б) Л. Толстой
В) Ф. Бэкон
Г) Р. Декарт
7. Учение Карла Маркса называется диалектическим
А) материализмом
Б) идеализмом
В) плюрализмом
Г) дуализмом
8. Истолкованием текстов занимается
А) герменевтика
Б) феноменология
В) схоластика
Г) постпозитивизм
9. Русский философ А. Хомяков был представителем
А) западничества
Б) евразийства
В) славянофильства
Г) марксизма
10. Чарльзом Дарвином была разработана концепция ________ возникновения человека.
А) эволюционного
Б) креационистского
В) революционного
Г) инопланетарного
11. Уникальность и неповторимость человека, его качеств обозначается термином
А) особь
Б) индивид
В) субъект
Г) индивидуальность
12. Сознание, направленное на самого себя, называется
А) восприятием
Б) бессознательным
В) предметным сознанием
Г) самосознанием
13. Учение о _________ в философии называется гносеологией.
А) познании
Б) морали
В) человеке
Г) бытии
14. Положение, принимаемое без логического доказательства, называется
А) аксиомой
Б) гипотезой
В) идеей
Г) восприятием
15. Философским исследованием социальной жизни занимается
А) социальная философия
Б) антропология
В) история философии
Г) биология
16. Для развития культуры обязателен
А) культ
Б) навык
В) диалог
Г) закон
17. Стратегия будущего развития мира должна включать в себя
А) гармоничное сочетание свободы, справедливости и ответственности
Б) максимальное выражение человеческой свободы
В) ускоренное развитие техники и технологий
Г) торжество западной модели демократии во всём мире
18. В религии источником истины является
А) вера
Б) опыт
В) знание
Г) аксиома
19. На протяжении всей истории существования человечества _______ складывается как устойчивая форма общественного сознания, рассматривающая мировоззренческие вопросы.
А) политология
Б) философия
В) этика
Г) герменевтика
20. Особое состояние, при котором отсутствуют земные желания и привязанности, страдание и удовольствия, в индийской философии называется
А) дао
Б) сансара
В) нирвана
Г) жэнь
21. Знаменитая фраза «Я знаю, что я ничего не знаю» принадлежит
А) Сократу
Б) Аристотелю
В) Анаксимену
Г) Анаксимандру
22. Разработка «отцами церкви» основ христианской догматики получила название
А) мифология
Б) патристика
В) логика
Г) софистика
23. Философов эпохи Возрождения, в первую очередь, интересует проблема
А) экономики
Б) человека
В) религии
Г) субстанции
24. Ф. Бэкон первым предложил метод восхождения от частного к общему, который называется
А) формацией
Б) идеологией
В) индукцией
Г) дедукцией
25. Открытие и обоснование материалистического понимания истории принадлежит немецкому мыслителю
А) К. Марксу
Б) А. Шопенгауэру
В) С. Кьеркегору
Г) Ф. Ницше
4 вариант
1. Вхождение человечества в единую систему социальных, культурных, экономических, политических и иных связей принято называть
А) урбанизацией
Б) классификацией
В) периодизацией
Г) глобализацией
2. Примером духовной культуры является
А) станок
Б) платье
В) вера
Г) занавеска
3. Модернизацией называется
А) отрицание чужой культуры
Б) рождение современных социальных структур
В) социализация индивида
Г) изучение исторического опыта
4. Скачкообразный быстрый переход от одного общественно-экономического строя к другому, называется
А) реформой
Б) революцией
В) эволюцией
Г) регрессом
5. Испытание изучаемых явлений в контролируемых условиях называется
А) гипотезой
Б) экспериментом
В) интуицией
Г) идеалом
6. «Мы познаем мир посредством разума», – утверждали
А) сенсуалисты
Б) софисты
В) рационалисты
Г) номиналисты
7. Эмоциональная сфера сознания проявляется в форме
А) знаний
Б) убеждений
В) радости
Г) гипотез
8. Состояние самоопределения субъекта, выбирающего цели своей деятельности, называется
А) свободой
Б) умением
В) творчеством
Г) произволом
9. Христианство утверждает, что основой личности является
А) дух
Б) познание
В) воля
Г) тело
10. Марксизм утверждает, что в основе антропогенеза лежит
А) общественно-трудовая деятельность
Б) божественное вмешательство
В) инопланетный разум
Г) естественный отбор
11. Мир – это положительное единство, утверждал русский философ
А) В. Соловьев
Б) Д. Дидро
В) К. Маркс
Г) Ф. Энгельс
12. Бессознательное должно стать предметом научного познания, по мнению
А) А. Шопенгауэра
Б) Р. Декарта
В) З. Фрейда
Г) Т. Гоббса
13. В эпоху Нового времени широко заявило о себе социально-философское движение
А) гелиоцентризм
Б) космоцентризм
В) Просвещение
Г) космизм
14. Понятие «абсолютная идея» ввел в мировую философию
А) Ф. Энгельс
Б) М. Ломоносов
В) Г. Гегель
Г) В. Соловьев
15. Эпоха в развитии европейской философии и культуры, охватывающая XV – XVI века, получила название
А) Современность
Б) Ренессанс
В) Реформация
Г) Античность
16. Всю историю как борьбу двух институтов – града Божьего и града земного – определял
А) Зигмунд Фрейд
Б) Иммануил Кант
В) Августин Блаженный
Г) Фридрих Ницше
17. Мир есть, был и будет вечным огнем, по мнению древнегреческого философа
А) Пифагора
Б) Гераклита
В) Демокрита
Г) Эпикура
18. Основными представителями классического периода античной философии были
А) Платон и Аристотель
Б) Фалес, Анаксимандр и Анаксимен
В) софисты и Сократ
Г) эпикурейцы, стоики, скептики
19. Родиной древневосточной философии являются _________ и Индия.
А) Япония
Б) Корея
В) Китай
Г) Иран
20. На вопрос: «Обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства?» отвечает раздел философского знания —
А) аксиология
Б) онтология
В) антропология
Г) гносеология
21. Эвристическая функция философии предполагает
А) научные открытия
Б) принятие законов
В) объяснение методов
Г) установление канонов
22. Одной из основных предпосылок формирования философии является
А) интеграция населения
Б) выгодное географическое расположение
В) успехи торговли и мореплавания
Г) потребность в новом типе личности
23. Представителем философии древней Индии является
А) Будда
Б) Фалес
В) Анаксимандр
Г) Анаксимен
24. Важнейшей чертой философского мировоззрения в эпоху Средневековья является
А) деизм
Б) пантеизм
В) космоцентризм
Г) теоцентризм
25. Создателем знаменитой «Утопии», описывающей идеальное общество будущего, является
А) Томас Мор
Б) Николай Кузанский
В) Пьер Абеляр
Г) Николо Макиавелли
Шкала оценки решения тестовых заданий
Процент результативности (правильных ответов)
Оценка уровня подготовки
балл (отметка)
вербальный аналог
Ключ к тестовым заданиям
1 вариант
2 вариант
3 вариант
4 вариант
Источник: lib-5.ru