Пользовательский интерфейс (сервисные программы) — это программные надстройки операционной системы (оболочки и среды), предназначенные для упрощения общения пользователя с операционной системой.
Сервисные программы предназначены для выполнения различных вспомогательных операций — проверки исправности оборудования, архивации файлов, борьбы с вирусами, форматирования дисков (подготовки новых дисков к работе путем разметки на них дорожек и секторов).
Программы, обеспечивающие интерфейс, сохраняют форму общения (диалог) пользователя с операционной системой, но изменяют язык общения (обычно язык команд преобразуется в язык меню). Сервисные системы условно можно разделить на интерфейсные системы, оболочки операционных систем и утилиты.
Интерфейсные системы — это мощные сервисные системы, чаще всего графического типа, совершенствующие не только пользовательский, но и программный интерфейс операционных систем, в частности, реализующие некоторые дополнительные процедуры разделения дополнительных ресурсов.
Наиболее часто встречающаяся ошибка начинающего пользователя компьютера с Microsoft Windows
Оболочки операционных систем предоставляют пользователю качественно новый, по сравнению с реализуемой операционной системой, интерфейс и делают необязательным знание последнего.
Утилиты автоматизируют выполнение отдельных типовых, часто используемых процедур, реализация которых потребовала бы от пользователя разработки специальных программ. Многие утилиты имеют развитый диалоговый интерфейс с пользователем и приближаются по уровню общения к оболочкам.
Утилита (англ. utility или tool) — программный продукт, предназначенный не для решения какой-либо прикладной задачи, а для решения вспомогательных задач.
Большинство утилит оформлены как встроенные служебные программы системы.
Они адаптированы к возможностям системы данного типа и используются:
- -для проверки работы диска, его дефрагментации,
- -создания рабочих архивов,
- -для восстановления системы,
- -очистки системы и ее модернизации.
Утилиты предназначены для расширения возможностей операционной системы и встроенных в систему служебных программ за счет введения новых или усовершенствования уже существующих функций.
Источник: studwood.net
Лекция: НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ СЕРВИСНЫХ ПРОГРАММ
В процессе практической работы на компьютере у пользователя периодически возникают проблемы, связанные как с работой системы в целом, так и отдельных устройств и программ: замедление работы, нехватка места на диске, ошибки выполнения программ, их зависание и т.п. Для выявления таких проблем, устранения причин их возникновения и обслуживания отдельных устройств в состав системного программного обеспечения включают сервисные программы (утилиты).
Сервисное программное обеспечение — это совокупность программ, которые предназначены для тестирования устройств компьютера и обеспечения нормальной работы основных приложений.
Сервисные программы для персонального компьютера
Существует два типа сервисных программ — стандартные, входящие в состав операционной системы, и специализированные, которые часто объединяют в комплексы, подобные Norton Utilities или Acronis Power Utilities. Специализированные программы не только дублируют функции системных утилит в более удобном режиме, но и значительно расширяют их возможности по обслуживанию устройств компьютера, хранению и защите данных.
Перечень сервисных программ, представленных на рынке ПО, очень широк; многие из них дублируют друг друга. По функциональному назначению их можно разделить на несколько групп:
программы контроля и диагностики компьютера;
программы обслуживания дисков;
программы работы с архивами;
программы обслуживания операционной системы;
программы обслуживания сети.
Источник: ronl.org
Лекция 5. Сервисные программные средства
Сервисные программы – совокупность программных продуктов, которые повышают возможности операционной системы (ОС) и предоставляют пользователю дополнительные услуги в работе с ПК.
Некоторые сервисные программы могут автоматически загружаться в оперативную память компьютера при загрузке ОС и находиться в памяти до окончания сеанса работы. Такие сервисные программы называются резидентными.
По способу организации и реализации сервисные средства могут быть представлены:
- автономными программами;
- оболочками;
- утилитами.
- копирование, переименование, удаление файлов и каталогов (папок),
- создание каталогов,
- отображение списка файлов в каталоге,
- упорядочение вывода списка файлов в каталоге по имени, по дате создания, по размеру или по расширению (типу),
- поиск файлов по имени и содержанию,
- просмотр содержимого файлов и дерева каталогов,
- получение информации о системе,
- архивирование и разархивирование файлов, запуск программ на выполнение.
- поиска неисправностей;
- деинсталляции;
- сжатия файлов;
- резервного копирования;
- просмотра файлов;
- утилиты для работы с Internet;
- антивирусные программы.
- Устранениевозникшихпроблем и сохранение данных
- наличие пустых кластеров, то есть таких, к которым невозможен доступ;
- наличие файлов, имеющих общие кластеры;
- повреждение каталогов и;
- различие в копиях FAT.
- внезапное отключение питания компьютера и сбои оборудования;
- деструктивные действия компьютерных вирусов.
- Повышениеэффективностиобработки данных
- Мониторингсистемы и предотвращение сбоев
- SystemInformation; выдает подробную информацию о компьютере и его периферийном оборудовании: клавиатуре, мыши, принтере, устройствах мультимедия, соединениях с локальной сетью и Интернетом;
- NortonRegistryEditor; позволяет просматривать и редактировать реестр Windows и делать еге резервные копии. Реестр Windows – это база данных, в которой хранится информация о конфигурации системы, в т. ч. Аппаратные, системные и сетевые настройки;
- NortonFileCompare; позволяет сравнить две версии текстового файла. Сравниваемые файлы выводятся построчно, напротив друг друга, с выделением строк, которые были изменены или перемещены. Каждое такое отличие можно выбрать и отменить.
Источник: studfile.net