С какой целью разрабатывается рабочая программа

Рабочая программа учебного предмета– это совокупность учебно-методической документации, которая самостоятельно разрабатывается педагогом (педагогами) ОУ на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации с учетом целей и задач основной образовательной программы образования школы и отражающий пути реализации содержания учебного предмета. Это программа действий учителя для достижения образовательных результатов.

Цель рабочей программы – планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.

Задачи учебной рабочей программы – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.

Каждый учитель­-предметник должен иметь рабочую программу по своему предмету. Рабочие программы должны отражать особенности структуры и содержания того комплекта учебников по предмету, который выбран учителем и по которому осуществляется обучение.

Рабочая программа воспитания (продолжение)

Часто учителя спрашивают, можно ли пользоваться готовыми, изданными рабочими программами или они должны разрабатывать их сами? В случае если изданные рабочие программы отвечают требованиям ФГОС, дублировать их необходимости нет, и можно использовать готовые рабочие программы.

Конечно, учитель может самостоятельно разработать рабочую программу к комплекту, по которому он работает, соблюдая все требования ФГОС общего образования, учитывая особенности класса, в котором он работает, и представить рабочую программу как индивидуальный творческий документ.

Приступая к составлению рабочей программы по учебному предмету, учителю необходимо хорошо знать:

требования к результатам освоения основной образовательной программы соответствующего уровня образования в области своего учебного предмета;

планируемые результаты изучения учебного предмета;

программу формирования универсальных учебных действий;

программу воспитания и социализации обучающихся.

Со всеми этими материалами учитель может ознакомиться, прочитав примерную программу по своему учебному предмету и примерную основную образовательную программу соответствующего уровня образования.

Необходимо напомнить, что рабочая программа составляется не вообще к учебному предмету, а к конкретной линии учебников, по которой учитель работает.

Требования к программе:

1.Наличие признаков нормативного документа.

2.Учет основных положений образовательной программы школы.

3.Полнота раскрытия ценностей и целей обучения.

4.Системность и целостность содержания образования.

5.Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.

Программа воспитания в соответствии с ФЗ № 304 от 31 07 2020 варианты проектирования

6.Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана ОУ.

7.Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.

Рабочие программы создаются с учетом:

• требований компонентов федеральных государственных образовательных стандартов;

• примерных и авторских образовательных программ по предмету;

• обязательного минимума содержания основных учебных образовательных программ;

• объема учебного материала для обучающихся;

• требований к уровню подготовки выпускников;

• объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом школы для реализации учебных предметов в каждом классе (параллели);

• когнитивных особенностей и познавательных интересов обучающихся;

• целей и задач образовательной программы учреждения;

• используемого комплекта учебно-методического обеспечения;

• информационно-технического оснащения учебного кабинета (образовательного процесса)

Рабочая программа по любому учебному предмету должна строиться по той же структуре, что и примерная программа. Эта структура определена ФГОС.

Рабочая программа должна включать:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Общая характеристика учебного предмета.

4. Описание места учебного предмета в учебном плане школы.

5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета.

6. Содержание учебного предмета.

7. Тематическое планирование учебного курса.

8. Планируемые результаты достижения обучающимися.

9. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Приведу конкретные методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов в соответствии с требованиями ФГОС и их обязательными структурными компонентами .

1. Титульный лист рабочей программы должен содержать:

— наименование общеобразовательного учреждения;

— название курса, для изучения которого написана программа;

— уровень программы (базовый, профильный уровень, углубленное или расширенное изучение предмета);

— указание параллели, класса, в котором изучается курс;

— фамилию, имя, отчество учителя – составителя рабочей программы;

— гриф утверждения программы;

— год составления программы.

2. Пояснительная записка рабочей программы по учебному предмету должна содержать:

нормативную основу программы (федеральный компонент государственного образовательного стандарта (далее ФГОС), примерную программу по общеобразовательному предмету, авторскую образовательную программу в соответствии с учебно–методическим комплектом, образовательную программу образовательного учреждения, образовательную программу по предмету, учебный план образовательного учреждения;

цели и задачи обучения по предмету в данном классе;

отличительные особенности по сравнению с примерной программой (изменение количества часов на изучение отдельных тем, перестановка порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала и т.д.), обоснование внесенных дополнений и изменений;

количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в том числе количестве часов для проведения контрольных (с указанием вида), лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований, уроков развития речи;

межпредметные ( метапредметные) связи учебного предмета;

учет особенностей обучающихся класса;

особенности организации учебного процесса по предмету: формы, методы, средства обучения, используемые учителем;

виды контроля ( вводный, текущий, тематический, рубежный, итоговый, комплексный); — формы контроля, используемые учителем;

используемый учебно-методический комплект (полный перечень).

3. Общую характеристику учебного предмета (этот раздел описывает особенности содержания и методического аппарата учебников, в том числе как отражается фундаментальное ядро содержания общего образования в выбранном учебно­-методическом комплекте);

4. Описание места учебного предмета в учебном плане образовательного учреждения должно отражать сведения о том, к какой части учебного плана (обязательной или необязательной) и почему к той или иной части относится этот учебный предмет, как должен быть он реализован по количеству часов в неделю по классам и общему количеству часов. Описание места учебного предмета в программе должно отражать сведения из учебного плана конкретного ОУ, а не базового.

Читайте также:
Кто может написать программу для Айфона

5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета , которые должны быть взяты из ФГОС и могут быть пополнены в соответствии с особенностями выбранных учебников;

7. Календарно-тематическое планирование является одним из самых важных компонентов рабочей программы, т.к. позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения.

Календарно-тематическое планирование разрабатывается на учебный год. Календарно-тематический план должен содержать информацию о разделах и темах программы с указанием объема отводимых на их реализацию учебных часов; темы уроков в рамках прохождения тем и разделов программы, темы практикумов и лабораторных уроков; темы уроков контроля результатов усвоения обучающимися программного материала. Поурочное распределение учебного материала осуществляется последовательно. Примерные сроки прохождения учебных тем указываются по календарю текущего года.

В каждом отчетном периоде (четверть, семестр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы должен быть соотнесен с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно-тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.

Примерная форма календарно-тематического плана.

Наименования разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Название изучаемой темы №1 (всего часов на ее изучение; количество часов в неделю по учебному плану)

Тема урока контроля

8. Планируемые результаты достижения обучающимися требований к результатам освоения основной образовательной программы (этот раздел учитель может взять из примерной основной образовательной программы образовательного учреждения).

Требования к уровню подготовки обучающихся представляют собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных). Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная или авторская), на базе которой разрабатывается Рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу.

При разработке требований к уровню подготовки учащихся необходимо учитывать особенности их формулирования. А именно, они должны: описываться через действия учащихся; обозначать определенный уровень достижений; быть достижимыми и подлежащими оценке; описываться понятным для учащихся языком.

Этот раздел должен содержать:

пакет контрольно-измерительных материалов с указанием номера урока, даты проведения (контрольных работ, тестов по классам и темам, входные и итоговые работы).

критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся (устные ответы, контрольные и самостоятельные работы, тестовые задания и др.).

9. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса также должно быть представлено в таблице. При его описании необходимо учитывать реальные условия образовательного процесса конкретного образовательного учреждения.

К примеру, если в образовательном учреждении имеются компьютерные классы, то их использование планируется в рабочей программе учебного предмета, если по «Физкультуре» планируется обучение учащихся плаванию, то должно быть указано наличие бассейна и т.п. Электронные ресурсы должны быть конкретно перечислены, а не только указываться их наличие на определенном сайте сети Интернет. В графе «количество» необходимо указывать фактическое число объектов, используемых учебном процессе конкретного образовательного учреждения. Столы и стулья не относятся к материально-техническому обеспечению образовательного процесса по рабочей программе учебного предмета.

Перечень учебно-методического обеспечения , являющийся компонентом рабочей программы, содержит в себе справочную информацию о выходных данных примерных и авторских программ, авторского учебно-методического комплекта и дополнительной литературы, а также включает данные об используемом учебном и лабораторном оборудовании.

Порядок разработки и утверждения рабочей программы

Рабочая программа подлежит экспертизе .

Рабочая программа разрабатывается каждым учителем самостоятельно на один учебный год на основе примерной или авторской программы по предмету в соответствии с образовательной программой учреждения. Количество учебных часов по предмету в рабочей программе должно соответствовать годовому количеству учебных часов по учебному плану школы на текущий учебный год. В случае несоответствия количества часов необходимо обосновать изменения в пояснительной записке. При внесении изменений в тематику, последовательность изучения материала, количество, продолжительность контрольных работ и т.д. необходимо представить обоснования изменений в пояснительной записке.

Учитель представляет рабочую программу на заседание методического объединения учителей-предметников для экспертизы соответствия установленным требованиям. В протоколе заседания методического объединения учителей-предметников указывается факт соответствия рабочей программы установленным требованиям.

Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне.

После согласования рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения, ставит гриф утверждения на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

Общие требования к оформлению рабочей программы

Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Учебный план прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя ОУ.

Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения.

Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.

Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), если он полностью изучен. Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого предмета.

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Глава 7. Проектирование рабочей программы по учебному предмету

37. -перевод знаний из научной области и практической деятельности в учебную (доступную для учащихся);

Читайте также:
Нейропсихологическая программа коррекции воздействующая на причины нарушений автор

38. -определение объема знаний и умений и контроль за их достижением;

39. -алгоритмизация и интеграция деятельности субъектов по достижению конкретной цели.

В соответствии с п.7 ст. 32 ФЗ РФ «Об образовании» именно образовательное учреждение осуществляет разработку и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.

«Программы отдельных учебных предметов в структуре основной образовательной программы школы есть не что иное, как рабочие программы по отдельным учебным предметам» [103] . Рабочие программы учебных предметов разрабатываются на основе примерных программ учебных предметов, входящих в структуру примерной основной образовательной программы или на основе авторских программ.

При разработке рабочих программ отдельных учебных предметов, курсов в логике ФГОС педагогу необходимо учесть, что принципиальным их отличием является опора на деятельностную парадигму образования. Деятельность школьника рассматривается как обязательная компонента содержания образования, что и определяет новизну и современность образования.

Рабочая программа учебного предмета — это нормативная модель деятельности конкретного педагога и обучающихся по достижению планируемых результатов. Стандарт устанавливает четкие требования к структуре данного документа, определяя обязательное наличие следующих элементов:

-пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

-общая характеристика учебного предмета, курса;

-описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

-описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

-личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

-описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. [104]

Как показывает практика, рабочую программу по предмету (курсу) создает конкретный учитель, но при этом в рамках методического объединения педагогов происходит обсуждение подходов к ее разработке, а также целевого и содержательно-организационного компонентов программы.

Важно еще отметить тот факт, что разработке педагогами рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе и интегрированных, предшествует работа по определению целевых ориентиров в деятельности образовательного учреждения на соответствующей ступени общего образования и создание комплексных программ (входящих в содержательный раздел основной образовательной программы) [105] .

1. Этапы разработки

Технология проектирования рабочей программы может быть рассмотрена как способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции, их координацию и выбор оптимальных средств и методов их выполнения. В соответствии с этим мы выделяем основные процедуры, представленные в табл. 25.

Основные процедуры технологии проектирования рабочей программы учебного предмета

2. Экспертиза программы

Завершающим этапом в деятельности по разработке рабочей программы учебного предмета, курса является оценка ее качества (предварительная экспертиза, осуществляемая самим педагогом). Назначение экспертизы заключается в том, чтобы, с одной стороны, соотнести программу с требованиями, а с другой — выявить слабые места в структуре и содержании и осуществить ее доработку.

Экспертиза программ может проводиться на 3 уровнях (см. табл. 26).

Уровни экспертизы

Уровень Назначение экспертизы
Разработчик программы предварительная оценка замысла, а затем и программы с точки зрения соответствия требованиям
Методическое объединение по предмету оценка качества программы (готовности программы к реализации) и принятие решения о рекомендации программы к утверждению (или направление на доработку)
Администрация (заместитель директора, курирующий преподавание учебного предмета) оценка программы в контексте реализации общих целей образования, определенных основной образовательной программой школы

В качестве критериальной основы проведения экспертизы программы можно использовать следующие параметры:

-соответствие Концепции и требованиям ФГОС соответствующей ступени общего образования;

-полнота структуры программы и согласованность структурных элементов программы между собой;

-реализация деятельностного подхода;

-направленность на достижение основных результатов образования, определенных в основной образовательной программе школы (например, формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования на следующей ступени; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции);

-адекватность педагогических средств особенностям обучающихся (возрастным, индивидуальным).

Программа может быть оценена с точки зрения соответствия общим требованиям, так, программа учебного предмета, курса должна быть актуальной, инструментальной (то есть раскрыть пути и средства реализации, технологию), понятной и обладать новизной.

Оценка программы может осуществляться с помощью контрольных вопросов, например:

-Соответствуют ли сформулированные в программе учебные цели общим целям образования?

-Достаточно ли времени на освоение данной программы (тем)?

-Обеспечена ли программа ресурсами (информационными, методическими, материально-техническими)?

-Соотносятся ли заданные учебные цели и педагогические средства с исходным уровнем подготовки учащихся?

Одним из ключевых требований к программе является согласованность целей и педагогических средств ее реализации. По данному параметру экспертиза может быть осуществлена посредством использования матрицы оценки рабочей программы (табл. 27). Представляемая матрица может быть использована как на этапе экспертизы программы, так и на этапе оценки ее замысла.

Источник: lektsia.com

Рабочая программа. Требования к составлению и оформлению рабочей программы.

Цель рабочей программы – планирование, организация, коррекция учебного процесса, управление учебным процессом по изучению учебной дисциплины.

Задачи рабочей программы – определение основных методических подходов и последовательности изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса общеобразовательного учреждения (организации) и контингента учащихся в текущем учебном году.

Основные требования к содержанию и структуре рабочей программы закреплены в документах:

• Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Разработка рабочих программ по учебным предметам проводится на основе государственного стандарта и примерных программ, рекомендованных (допущенных) федеральными органами образования.

Основой для составления рабочих программ являются примерные программы. Примерная программа – это документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана.

Читайте также:
Отцовский капитал за третьего до какого года действует программа

Примерные программы выполняют две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся школы средствами конкретного учебного предмета, о вкладе каждого учебного предмета в решение общих целей образования.

Организационно-планирующая функция позволяет рассмотреть возможное направление развертывания и конкретизации содержания образовательного стандарта общего образования по отдельному учебному предмету с учетом его специфики и логики учебного процесса. Реализация организационно-планирующей функции предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик содержания обучения на каждом этапе.

Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам. Примерные программы являются документом – ориентиром при подготовке рабочих программ по предметам, входящим в Базисный учебный план. Также примерные программы могут быть документом-ориентиром при составлении программ интегрированных учебных предметов.

К рабочим программам по учебным предметам Базисного учебного плана относятся:

1) Авторские программы к учебникам (линии учебников или УМК). Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов.

2) Программы, составленные учителем или коллективом учителей. В этом случае для разработки рабочей программы учителя могут брать за основу:

• авторские программы и примерные программы по предмету, которые являются обязательным документом-ориентиром, задающим границы корректировки авторских программ;

• примерные программы и материалы авторского учебнометодического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне);

• примерные программы по отдельным учебным предметам общего образования.

Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала.

В соответствии с ФГОС основного общего образования рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Рабочая программа по учебному предмету может иметь следующую структуру в качестве локального нормативного документа:

1) титульный лист;

2) пояснительную записку, включающую цели изучения предмета в контексте целей основного общего образования с учетом специфики учебного предмета; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;

4) тематическое (или поурочно-тематическое) планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся;

5) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса (основное и дополнительное).

Титульный лист – структурный элемент программы, представляющий первоначальные сведения о программе. Титульный лист включает:

1. Полное наименование общеобразовательного учреждения (организации) (в соответствии с уставом).

2. Наименование «Рабочая программа курса, предмета, дисциплины (модуля) по______________ для _______ класса, курса (классов, курсов)».

3. Срок реализации программы.

4. Грифы рассмотрения/согласования (с указанием номера протокола и даты рассмотрения) и утверждения рабочей программы (с указанием номера приказа и подписи директора образовательного учреждения/ заместителя директора по УВР).

Пояснительная записка раскрывает общую концепцию рабочей программы по предмету. В ней конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета в данном классе. В пояснительной записке необходимо отразить:

1. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа (ФГОС, учебный план и др.), в том числе сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа (примерная программа по предмету, авторская программа с указанием выходных данных).

2. Цели изучения предмета в контексте основного общего образования с учётом специфики учебного предмета, цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по предмету с учетом особенностей общеобразовательного учреждения (организации), класса.

3. Общую характеристику учебного предмета, курса.

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане общеобразовательного учреждения (организации).

5. Информацию о внесённых изменениях в примерную программу или авторскую программу и их обоснование.

6. Информацию об используемом УМК (особенности его содержания и структуры).

7. Информацию о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе о количестве часов для проведения лабораторно-практических и контрольных уроков, уроков повторения и обобщения изученного материала, а также часов, выделенных на экскурсии, проекты, исследования и др.

8. Информацию об используемых технологиях обучения, формах уроков и т.п., а также о возможной внеурочной деятельности по предмету.

9. Виды и формы промежуточного, итогового контроля (согласно уставу и (или) локальному акту общеобразовательного учреждения (организации)).

10. Соответствие требованиями ГИА и ЕГЭ.

11. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Тематическое (или поурочно-тематическое) планирование является частью рабочей программы и разрабатывается учителем на учебный год.

В тематическом планировании необходимо отразить:

• количество часов, отведенное на изучение курса, тем (разделов);

• темы уроков (при поурочно-тематическом планировании – количество часов);

• основные виды учебной деятельности;

• проведение практических/лабораторных работ (при их наличии);

• виды, формы контроля и диагностики (контрольных работ, зачетов и др., в том числе в формате требований ГИА и ЕГЭ);

• при необходимости – планируемые сроки изучения.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru