С какой целью может проверяться утвержденная рабочая программа

В предыдущей статье мы с вами обсудили ключевые моменты перевода образовательной организации на ФГОС – 3.

Что нужно учесть при переходе на ФГОС третьего поколения
Счастливый Кормчий 23 июня 2022

Сегодня я расскажу вам о том, как соотнести свои образовательные и рабочие программы с требованиями ФГОС.

Напомню вам, коллеги, что с 1 марта 2022 года аккредитация образовательных организаций стала бессрочной. Но при этом вводится аккредитационный мониторинг, который позволит надзорным органам осуществлять постоянное наблюдение за качеством образования. Аккредитационный мониторинг будет проводиться по утверждённым Приказом Минпросвещения показателям.

Минимальное значение для целей аккредитационного мониторинга и контроля (надзора) в сфере образования составляет 30 баллов . Из них 10 баллов образовательная организация получает за соответствие структуры Основных образовательных программ (ООП) требованиям ФГОС. Ещё 10 – за соответствие планируемых результатов требованиям ФГОС. Планируемые результаты, как вы знаете, — один из структурных компонентов ООП. А Рабочие программы предметов – неотъемлемая часть ООП.

Подготовка к реализации программ ДПО и ПО. Кужарова Е.И

То есть Основные образовательные программы школы – наиважнейшие документы, на основе которых осуществляется образовательный процесс, и соответствие этих документов ФГОС является обязательным требованием.

Как проверить соответствие ООП требованиям ФГОС?

Начинаем с основных разделов. Их всего три: целевой, содержательный и организационный. Ниже даны структурные компоненты каждого раздела ООП начального общего (НОО) и основного общего образования (ООО).

Коллеги, обратите внимание: Примерные основные образовательные программы не вполне соответствуют требуемой структуре, особенно много нарушений в структуре ПООП НОО. Также Рабочая программа воспитания в ПООП не соответствует ФГОС. А мы с вами уже говорили о том, что лишь ФГОС имеет силу закона, а значит, надзорные органы вправе требовать абсолютного соответствия ваших программ ФГОС.

На что нужно обратить внимание в каждом разделе?

Целевой раздел

Пункт 1.1 этого раздела содержит общую характеристику программы школы. Очень часто в нём указывается количество часов на изучение программы. Напомню, что во ФГОС 3 поколения оно изменилось. Теперь на уровень НОО отводится от 2954 до 3190 часов, на уровень ООО – от 5058 до 5549 часов.

В пункте 1.2 теперь не может быть формулировок «выпускник научится», «выпускник получит возможность научиться». По обновлённым ФГОС мы работаем с другой терминологией: «знание и понимание», «применение», «функционирование». Требования к предметным результатам описываем только для тех предметов, которые включены в учебный план.

Пункт 1.3 обязательно должен содержать описание промежуточной аттестации урочной, внеурочной деятельности, а также описание оценки проектной деятельности (для ООО).

Коллеги, обращайте внимание на формулировки. Если вы возьмёте готовые ПООП и не вычитаете их, попадёте в неприятную историю.

Разработка рабочей программы учебного предмета ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО: сходства, различия, преемс

Например, в ПООП в целевом разделе п. 1.2 написано: «Примерная основная образовательная программа ООО определяет требования к результатам освоения программы по учебным предметам «Математика», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология» на базовом и углублённом уровнях». Если это будет закреплено в основном документе вашей школы, то вы обязаны будете обеспечить преподавание этих предметов как на базовом, так и на углублённом уровнях. Таких моментов в ПООП очень много. Само слово «примерная», конечно, должно быть исключено из ваших программ.

Читайте также:
Как в теле программы располагаются правильно разделы

Содержательный раздел

Пункт 2.1 должен включать Рабочие программы всех учебных предметов, курсов, модулей учебного плана и плана внеурочной деятельности.

Структура Рабочих программ (РП) закреплена ФГОС:

Источник: dzen.ru

Что проверить в ООП школы?

Что проверить в содержании ООП

  • учебный план;
  • календарный учебный график;
  • рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей;
  • формы аттестации;
  • оценочные и методические материалы.

Эти компоненты программы указаны в определении, которое дает пункт 9 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Дополнительные требования к ООП предъявляет ФГОС каждого уровня образования.

Что проверить в структуре ООП

Требования к структуре ООП устанавливают ФГОС начального, основного и среднего общего образования. Каждая программа должна состоять из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.

Внимание: убедитесь, что названия разделов соответствуют ФГОС. Иначе проверяющие вынесут предписание.

Что проверить в целевом разделе

ФГОС начального, основного и среднего общего образования предъявляют разные требования к пояснительной записке. Что проверить в записке в зависимости от уровня образования, смотрите в таблице.

Что проверить в пояснительной записке ООП

Содержание

ФГОС

НОО

ООО

СОО

Цели реализации ООП в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения программы

Принципы и подходы к формированию ООП

Состав участников образовательных отношений

Общая характеристика ООП

Общие подходы к организации внеурочной деятельности

В подразделе «Планируемые результаты освоения ООП» проверьте конкретные результаты, которых должны достигнуть ученики в конце обучения. ФГОС не дают готовых формулировок результатов, а содержат лишь требования к ним, поэтому школа формулирует образовательные результаты самостоятельно.

Учитывайте, что на основе планируемых результатов составляют:

  • рабочие программы учебных предметов и курсов;
  • рабочие программы курсов внеурочной деятельности;
  • программы развития универсальных учебных действий;
  • программы воспитания и социализации учащихся;
  • методические материалы.

ФГОС основного и среднего общего образования предъявляют разные требования к содержанию системы. Подробности – в таблице.

Что проверить в подразделе «Система оценки достижения планируемых результатов»

Содержание

ФГОС

ООО

СОО

Промежуточная аттестация в рамках урочной и внеурочной деятельности

Итоговая оценка по предметам, не выносимым на ГИА

Оценка проектной деятельности учащихся

Организация, критерии оценки и формы представления и учета результатов оценки учебно-исследовательской деятельности учащихся

ФГОС НОО не уточняет, что дополнительно включить в подраздел. Проверьте его по общим критериям.

Система оценки достижения планируемых результатов входит во ВСОКО. Проконтролируйте, чтобы этот подраздел ООП и локальные акты о ВСОКО не противоречили друг другу.

Что проверить в содержательном разделе

Какие программы проверить в содержательном разделе ООП

Программа

ФГОС

НОО

ООО

СОО

Коррекционной работы с детьми с ОВЗ (если они есть, но для них не разрабатывали АООП)

Проконтролируйте, чтобы в рабочих программах количество часов в тематическом планировании совпало с часами в учебном плане по каждому предмету. Все мероприятия содержательного раздела должны входить в учебный план или в план внеурочной деятельности.

Что проверить в организационном разделе

Организационный раздел определяет общие условия и сроки реализации ООП (п. 16 ФГОС НОО, п. 14 ФГОС ООО, п. 14 ФГОС СОО). Проверьте, чтобы в нем были четыре документа, которые требуют ФГОС начального, основного и среднего общего образования:

  • учебный план;
  • календарный учебный график;
  • план внеурочной деятельности;
  • система условий реализации ООП по ФГОС.
Читайте также:
Как программа на Андроид gps

В системе условий реализации образовательной программы указывают кадровые, психолого-педагогические, материально-технические, информационно-педагогические условия и финансовые аспекты. Их надо описать так, чтобы можно было оценить в ходе самообследования.

Что проверить дополнительно 3

Проверьте, приложили ли к рабочим программам оценочные материалы. Они обязательно должны входить в состав ООП (п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Оформить можно по-разному: приложением к каждой рабочей программе или отдельным приложением к ООП, разместить в целевом или организационном разделе ООП. 6

Посмотрите, есть ли в составе ООП методические материалы. Например:

  • авторские методические рекомендации к рабочим программам новых учебных курсов или курсов внеурочной деятельности;
  • материалы по оценке индивидуального прогресса обучающихся и мониторинга их личностного развития;
  • технологические карты учебных занятий, где отразили инновационные формы и методы работы с учащимися;
  • другие материалы, которые свидетельствуют об уникальности ООП.

Методические материалы можно приложить к рабочим и другим программам или оформить отдельным приложением к ООП.

Как утвердить ООП

Рассмотрите проект ООП на педагогическом собрании. Если есть замечания и предложения, поручите доработать.

Окончательную версию документа утвердите одним из способов – грифом «Утверждаю» или приказом.

Гриф утверждения разместите в правом верхнем углу титульного листа ООП. Укажите наименование своей должности. Поставьте подпись, инициалы, фамилию и дату утверждения. Выровняйте строки по левому краю или отцентруйте относительно самой длинной строки.

Если утверждаете ООП приказом, то на титульном листе программы поставьте гриф со словом «Утверждено» и укажите в нем реквизиты приказа: дату и номер (п. 5.16 ГОСТ Р 7.0.97-2016).

Если по уставу педагогический совет должен согласовать ООП, поставьте на титульном листе гриф согласования. Не дублируйте гриф по тексту ООП или на первых листах ее компонентов. Например, сведения о согласовании и утверждении не нужны на страницах учебного плана или календарного графика, поскольку ООП – это единый документ.

Когда и как вносить изменения в ООП

Вносите изменения в ООП, когда нужно поменять какой-то компонент программы. Например, к началу учебного года корректируют учебные планы и рабочие программы.

Все изменения и дополнения в ООП рассматривайте на педагогическом совете. Включайте эти вопросы в повестку педсоветов минимум дважды в год: в феврале–марте, чтобы начать доработку ООП, и июне–августе, чтобы утвердить изменения к новому учебному году.

Правки в ООП вносите в том же порядке, в котором утверждали ООП. Есть два варианта:

Первый вариант – утвердить отдельным приказом ООП каждого уровня образования. В этом случае изменения также нужно принять отдельным приказом по каждому уровню образования.

Второй вариант – утвердить одним приказом ООП трех уровней образования. В этом случае издайте один приказ о внесении изменений в ООП общего образования – начального, общего и среднего.

Источник: www.turobr.ru

Рабочая программа по учебному предмету

Понятие рабочей программы

Согласно закону об образовании разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации, педагогическим работникам которой предоставлено «право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ» . Они также обязаны «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой».

Читайте также:
Как зарезервировать порт для программы

Таким образом, рабочая программа по учебному предмету (далее – рабочая программа) является составной частью образовательной программы общеобразовательной организации и представляет, по определению А.Б. Воронцова, совокупность учебно-методической документации, которая самостоятельно разрабатывается педагогом ОУ на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, авторских программ, с учётом целей и задач основной образовательной программы школы и отражает пути реализации содержания учебного предмета.

Содержание рабочей программы

Т.к. законом об образовании не определены требования к рабочей программе. педагог может выбрать самостоятельную форму записи, текстового варианта рабочей программы. Например, рабочая программа может быть составлена по аналогии с требованиями к типовой учебной программе, а учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учётом особенностей образовательного учреждения и учащихся конкретного класса.

Администрирование рабочей программы

Порядок и сроки рассмотрения рабочей программы устанавливаются локальным актом общеобразовательной организации. Они могут быть, например, такими:

  • рассмотрение проекта рабочей программы на заседании методического объединения школы (научно-методического совета школы);
  • ШМО или научно-методический совет после экспертизы дает заключение об одобрении или доработке рабочей программы;
  • при необходимости допускается получение рецензии (экспертного заключения) соответствующих профильных кафедр учреждений высшего профессионального образования, регионального института повышения квалификации;
  • при положительном решении представление рабочей программы в администрацию общеобразовательного учреждения для утверждения;
  • рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется соответствие учебника, предполагаемого для использования из рекомендованного перечня, даты контрольных работ, их количество в классе и соответствие требованиями СанПиН, положениям локальных актов общеобразовательного учреждения;
  • после согласования рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения.

Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания и на последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического объединения учителей от 00.00.0000 №00.

Гриф согласования заместителем директора также ставится на последней странице рабочей программы (внизу слева): СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

Гриф утверждения ставится на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

Утверждение рабочих программ осуществляется до начала учебного года. После утверждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном общеобразовательном учреждении.

Делопроизводство и контроль

Один экземпляр утверждённых рабочих программ обычно хранится в документации школы в соответствии с номенклатурой дел, второй передаётся учителю для осуществления учебного процесса.

Администрация общеобразовательной организации осуществляет контроль за реализацией и выполнением рабочих программ в соответствии с планом ВШК.

Каждый отчетный период (четверть, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно — тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.

Конечно, задача администрации не сводится только к контролю. Главное — помочь учителю в её составлении и реализации, особо начинающему учителю, не имеющему ни практики, ни опыта в написании подобных бумаг.

Источник: eduinspector.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru