Программа на языке Pascal начинается словом begin (»начало») и заканчивается словом end, после которого ставится точка. (»конец »)
BEGIN
Программа
END.
Как добавить хороший ответ?
Что необходимо делать:
- Написать правильный и достоверный ответ;
- Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
- Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.
Что делать не стоит:
- Списывать или копировать что-либо. Высоко ценятся ваши личные, уникальные ответы;
- Писать не по сути. «Я не знаю». «Думай сам». «Это же так просто» — подобные выражения не приносят пользы;
- Писать ответ ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ;
- Материться. Это невежливо и неэтично по отношению к другим пользователям.
Пример вопроса
Русский язык
7 минут назад
Какой синоним к слову «Мореплаватель»?
Пожаловаться
Хороший ответ
Слава Богу за Всё видеоклип Арт-группы LARGO
Вася Иванов
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
Источник: uchi.ru
Презентация Правила записи программы в Pascal
Презентация, описывающая правила записи программы на ЯП Pascal.
Содержимое разработки
Правила записи программы
Язык программирования был разработан Никлаусом Виртом в 1968-1970 годах как учебный язык для студентов. Современный Турбо Паскаль сохранил его простоту и структуру. Это достаточно мощное средство программирования, предназначенное для написания программ различной сложности.
УРОК 15. Язык программирования Pascal. Часть 1. (7 класс)
На Турбо Паскале можно выполнить
- простые расчеты,
- составить программы для реализации сложных инженерных задач,
- обучающие и тестирующие программы,
- программы оболочки и драйверы.
Турбо Паскаль является разработкой американской фирмы Borland .
2. Раздел описаний
- Описание объектов, которые будут использоваться в программе.
- Для их описания используется служебное слово var , после которого перечисляются переменные и через двоеточие указывается их тип.
3. Тело программы (исполняемая часть)
- Начинается со служебного слова begin
- Заканчивается служебным словом end (и точкой.)
- В исполняемой части следуют операторы языка Паскаль, предназначенные для реализации задачи.
- Друг от друга они отделяются точкой с запятой ;
- Оператор вывода может выводить значения переменных, выражения и текстовую информацию. Для вывода текста его необходимо заключить в кавычки.
WRITE – выводит информацию на экран дисплея
WRITELN – выводит информацию на экран дисплея и переводит курсор в следующую строку
2. Оператор ввода
Если он встречается в теле программы, то ее выполнение приостанавливается до тех пор пока пользователь не введет необходимые значения.
3. Оператор присваивания
Программы на ЯП Паскаль содержат следующие символы :
Имя (идентификатор) не может содержать пробелы. Каждое имя должно быть уникальным, его длина не ограничена
(описываются в начале программы )
- Целочисленные типы данных
Word 0..65 535
Integer -32 768..32 767
Shortint -128..127
Longint -2 147 483 648..2 147 483 647
Занимают от 1 до 4 байт
2. Вещественные типы данных
Real 2,9E-39..1,7E 38
Single 1,5E- 45 .. 3,4 E 3 8
Double 5,0E-324..1,7E 308
Extended 3,4E-4932..1,1E 4932
3. Символьный тип данных
Любой символ, который может быть отображен на экране
Char ( занимает 1 байт )
4. Логический (булевский)
True — истина
False — ложь
5. Перечисляемый
a,c: (red, blue, green);
6. Интервальный
; — отделение операторов друг от друга;
- В состав оболочки входит текстовый редактор, транслятор (который переводит текст программы с языка программирования Паскалю на машинный язык) и отладчик.
- Для того, чтобы после трансляции программа автоматически была запущена на выполнение, нужно вызвать команду Run-Run .
Пример программы на ЯП Паскаль
program slojenie;
var a,b,c: integer;
writeln (‘vvedite a’);
writeln (‘vvedite b’);
-82%
Источник: videouroki.net
Введение. Средства разработки программ на языке Free Pascal
В Lazarus можно создавать не только визуальные приложения с графическим интерфейсом, но и писать программы на Free Pascal в текстовом режиме. Для этого существует консольное приложение.
Чтобы создать новое консольное приложение, нужно выполнить команду Проект — Создать проект. , в появившемся диалоговом окне (рис. 1.28—1.29) выбрать фразу Программа пользователя и нажать кнопку Создать. На экране появится окно редактора программного кода (рис. 1.48), в котором уже представлена общая структура программы на языке Free Pascal.
Рис. 1.48. Окно редактора в консольном приложении
В общем виде программа на языке Free Pascal состоит из заголовка программы, раздела описаний и непосредственно тела программы.
Раздел описаний обычно включает в себя описание констант, типов, переменных, процедур и функций. На рис. 1.48 видно, что раздел описаний начинается со слова uses. Это раздел подключения модулей. Модуль — это специальная программа, которая расширяет возможности языка программирования.
В нашем случае происходит подключение модуля SysUtils , который позволяет работать с файлами и каталогами, и модуля Classes , который работает с компонентами.
За разделом описаний следует исполняемая часть программы, или тело программы. Оно начинается со служебного слова begin и заканчивается служебным словом end и точкой. Тело программы содержит операторы языка, предназначенные для реализации поставленной задачи.
Кроме того, в тексте программы могут встречаться комментарии. Комментарий — это текст, заключённый в фигурные скобки или начинающийся с двух наклонных черт. Этот текст не является программным кодом, а носит информационный характер. Например, в нашем случае текст, заключённый в фигурные скобки сразу после описания модулей, сообщает пользователю о том, что остальные элементы языка он может добавить самостоятельно.
Рассмотрим пример. Пусть нужно решить задачу перевода градусной меры угла в радианную. Эта задача известна из школьного курса и формулируется так: чтобы найти радианную меру какогонибудь угла по данной градусной мере, нужно умножить число градусов на π/180, число минут на π/(180 * 60) и найденные произведения сложить.
Текст программы для решения поставленной задачи в консольном приложении будет иметь вид:
program Project1; uses Classes, SysUtils < you can add units after this >; var gradus, minuta : integer; radian : real; begin write ( ’ gradus= ’ ); readln ( gradus ); write ( ’ minuta= ’ ); readln ( minuta ); radian := gradus * p i /180+minuta * p i / ( 180 * 60 ); writeln ( ’ radian= ’, radian ); end.
Сохранить, открыть, откомпилировать, скомпоновать и запустить на выполнение программу в консольном приложении можно так же, как и в визуальном проекте. Результаты работы нашей программы будет иметь вид:
gradus=165 minuta=30 radian=2.8885199120506E+000
Нетрудно заметить, что к тексту, созданному автоматически, мы добавили описание переменных (все используемые в программе переменные должны быть описаны).
var gradus, minuta : integer; //Описаны две целочисленные переменные. radian : real; //Описана вещественная переменная.
и тело программы
begin //Начало тела программы. write ( ’ gradus= ’ ); //Вывод на экран символов gradus=. readln ( gradus ); //Ввод переменной gradus. write ( ’ minuta= ’ ); //Вывод на экран символов minuta=. readln ( minuta ); //Ввод переменной minuta. radian := gradus * pi /180+minuta * pi / ( 180 * 60 ); //Вычисление. writeln ( ’ radian= ’, radian ); //Вывод результата вычислений. end. //Конец тела программы.
Так как в этой программе графический интерфейс отсутствует, мы разработали элементарный текстовый диалог «компьютер — пользователь». Для этого были использованы операторы ввода ( read ) и вывода (write) данных.
1.4.12 Операторы ввода — вывода данных
Ввод информации с клавиатуры осуществляется с помощью оператора read . Он может иметь один из следующих форматов:
read ( x1, x2. xn );
readln ( x1, x2. xn );
где x1, x2. xn — список вводимых переменных. При вводе вещественных значений целую и дробную часть числа следует разделять точкой.
Когда в программе встречается оператор read , её действие приостанавливается до тех пор, пока не будут введены исходные данные. При вводе числовых значений два числа считаются разделёнными, если между ними есть хотя бы один пробел, символ табуляции или конца строки (Enter). После ввода последнего значения следует нажать Enter.
Оператор readln аналогичен оператору read , разница заключается в том, что после считывания последнего в списке значения для одного оператора readln данные для следующего оператора readln будут считываться с начала новой строки. Но следует помнить, что Enter переведёт курсор на новую строку независимо от того, как именно происходит считывание данных.
Для вывода информации на экран служат операторы write и writeln . В общем случае эти операторы имеют вид:
write ( x1, x2. xn );
writeln ( x1, x2. xn );
где x1, x2. xn представляют собой список выводимых переменных, констант, выражений. Если элемент списка — текстовая информация, её необходимо взять в кавычки.
Операторы write и writeln последовательно выводят все переменные. Если используется оператор writeln , то после вывода информации курсор перемещается в новую строку.
Итак, в нашем примере оператор write(’gradus=’); выводит на экран символы gradus= , которые подсказывают пользователю, что он должен ввести значение переменной gradus , а оператор readln(gradus) ; предназначен для ввода значения переменной gradus . Оператор writeln(’radian=’, radian); выводит на экран два значения: строку radian= и значение переменной radian .
Как правило, вещественные данные выводятся в формате с плавающей точкой:
где # — любая десятичная цифра от 0 до 9. Для того чтобы перейти к формату с фиксированной точкой, нужно число, расположенное до символа (мантиссу числа), умножить на 10, возведённое в степень, значение которой указано после числа (порядок числа). Например,
Чтобы выводить числа в формате с фиксированной точкой, необходимо использовать форматированный вывод. Для этого оператор write или writeln нужно задать следующим образом:
write (идентификатор : ширина_поля_вывода : дробная_часть );
где идентификатор — это имя переменной, которая будет выводится на экран; ширина_поля_вывода — количество позиций (целая часть, точка, дробная часть), которое будет занимать значение переменной при выводе; дробная_часть — количество позиций, необходимых для дробной части числа.
Например, пусть результат работы нашей программы имеет вид
gradus=165 minuta=30 radian=2.8885199120506E+000
Понятно, что оператор
writeln ( ’ radian= ’, radian );
вывел на экран значение переменной radian в формате с плавающей точкой.
Если воспользоваться оператором
writeln ( ’ radian= ’, radian : 5 : 3 );
то результат работы программы будет таким:
gradus=165 minuta=30 radian=2.889
где значение переменной radian представлено в формате с фиксированной точкой (всё число занимает пять позиций и три из них после запятой).
Источник: intuit.ru