Постановление от 15 апреля 2014 года №317. Государственная программа включает следующие подпрограммы: «Наследие», «Искусство», «Туризм», «Обеспечение условий реализации государственной программы». В состав госпрограммы интегрированы федеральные целевые программы «Культура России (2012–2018 годы)» и «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)». Основными целями госпрограммы являются, в частности, реализация потенциала российской культуры как духовно-нравственной основы развития личности и общества, а также развитие внутреннего туризма.
Документ
Постановление от 15 апреля 2014 года №317
Госпрограмма разработана Минкультуры России.
Государственная программа определяет развитие культуры и туризма в России до 2020 года и представляет собой систему мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере культуры и туризма.
Наследие языка и язык наследия. Презентация журнала «Охраняется государством».
Ответственным исполнителем государственной программы является Минкультуры России, соисполнителем – Ростуризм. Участниками программы определены Минпромторг России, Минспорта России, Минрегион России, Минстрой России, Росархив, Роспечать, Россвязь, Росжелдор, Росморречфлот, Росгидромет, федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия наук», ФАНО России, федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Эрмитаж», федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации», федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный академический Большой театр России», федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия образования», Сибирское отделение Российской академии наук.
Государственная программа включает следующие подпрограммы: «Наследие», «Искусство», «Туризм», «Обеспечение условий реализации государственной программы». В состав госпрограммы интегрированы федеральные целевые программы «Культура России (2012–2018 годы)» и «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)».
Целями госпрограммы являются реализация потенциала российской культуры как духовно-нравственной основы развития личности и общества, а также развитие туризма.
Достижение указанных целей предполагается путём решения следующих задач:
— сохранение культурного и исторического наследия народа, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала нации;
— повышение качества и доступности услуг в сфере внутреннего и международного туризма;
— создание благоприятных условий устойчивого развития сферы культуры и туризма.
Государственная программа реализуется в три этапа: первый этап – 2013–2014 годы, второй этап – 2015–2018 годы, третий этап – 2019–2020 годы.
Общий объём финансового обеспечения государственной программы из средств федерального бюджета составляет 847 455 436,3 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
Культурное наследие: современные подходы и практики использования. День 1
— в 2013 году – 100 077 006,5 тыс. рублей;
— в 2014 году – 102 264 554,2 тыс. рублей;
— в 2015 году – 101 015 407,8 тыс. рублей;
— в 2016 году – 103 631 367,9 тыс. рублей;
— в 2017 году – 98 465 300 тыс. рублей;
— в 2018 году – 105 691 799,9 тыс. рублей;
— в 2019 году – 116 041 600 тыс. рублей;
— в 2020 году – 120 268 400 тыс. рублей.
Ожидаемыми результатами реализации государственной программы являются в том числе:
— укрепление единого культурного пространства России и духовного единства многонационального народа Российской Федерации;
— утверждение приоритетной роли государственной культурной политики как важнейшего фактора формирования у российских граждан широкого мировоззрения, общественного сознания, поведенческих норм, скрепляющих нацию на основе гражданского патриотизма и межнационального согласия;
— перевод отраслей культуры и туризма на инновационный путь развития, превращение культуры и туризма в наиболее развитые и привлекательные сферы общественной деятельности, в том числе через широкое внедрение информационных технологий;
— повышение качества государственного управления и эффективности расходования бюджетных средств через создание механизмов противодействия угрозам национальной безопасности в сфере культуры во взаимодействии с профессиональными творческими союзами и институтами гражданского общества;
— выравнивание уровня доступности культурных благ и художественного образования независимо от размера доходов, места проживания и социального статуса российских граждан;
— разработка и реализация комплекса мероприятий развития культуры в малых городах и на селе, формирование культурной среды, отвечающей растущим потребностям личности и общества, повышение качества, разнообразия и эффективности услуг в сфере культуры и туризма;
— создание благоприятных условий для улучшения культурно-досугового обслуживания населения, укрепления материально-технической базы отрасли, развития самодеятельного художественного творчества;
— обеспечение доступа каждого гражданина к национальным и мировым культурным ценностям через формирование публичных электронных библиотек, музейных и театральных интернет-ресурсов;
— значительное увеличение уровня социального обеспечения работников культуры, финансовой поддержки творческих коллективов, социально значимых проектов;
— укрепление международного имиджа России как страны с высоким уровнем культуры и благоприятной для туризма.
Эффективность реализации государственной программы определяется достижением следующих основных показателей (индикаторов):
— количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2010 года;
— доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения;
— прирост количества культурно-просветительских мероприятий, проведённых организациями культуры в образовательных учреждениях, по сравнению с 2012 годом;
— прирост числа российских лауреатов международных конкурсов и фестивалей в сфере культуры по отношению к 2012 году;
— прирост численности лиц, размещённых в коллективных средствах размещения, по отношению к 2012 году.
Работа Правительства:
- Общие вопросы культурной политики
- Государственная программа «Развитие культуры»
- Внутренний и въездной туризм
- Общие вопросы реализации государственных программ и федеральных целевых программ
Источник: government.ru
Сохранение культурного наследия: привлечь инвесторов
Одной из целей государственной политики в области культуры является сохранение культурного наследия и связанное с этим развитие внутреннего туризма. По словам экспертов, решить задачу можно за счёт привлечения частных инвесторов и активной работы с волонтёрами.
Государственная программа
В период радикальных социально-экономических преобразований основной целью государственной политики в сфере культуры декларировалось сохранение богатейшего культурного наследия народов России, сложившейся ранее системы институтов культурной жизни страны. В частности, именно на достижение этой цели была направлена Федеральная целевая программа «Сохранение и развитие культуры и искусства на 1993–1995 годы». Несмотря на то что культура страны в полной мере испытала на себе негативные последствия экономического кризиса и социально-политической нестабильности, поставленные задачи в основном решены, кризисные процессы в сфере культуры удалось ослабить, а в ряде случаев и приостановить. Однако ряд задач, предусмотренных федеральной целевой программой, остался нереализованным из-за недостаточного финансирования. Так, на тот момент в федеральном бюджете расходы на культуру не превышали 1 %.
Следующая программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997–1999 годы)» была разработана на основе концепции государственной поддержки развития и сохранения культуры, одобренной на заседании Правительства РФ. В новой программе культура рассматривалась «не только как один из институтов общественного сознания, но и как целостная система духовных ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной жизни». «В условиях светского демократического государства именно культура берёт на себя задачу сохранения духовных, нравственных ориентиров народа», – утверждали авторы документа.
На сегодняшний день в России действует государственная программа «Развитие культуры и туризма на 2013–2020 годы», частью которой является подпрограмма «Наследие». В частности, ожидаемыми результатами реализации подпрограммы заявлены наличие полной и исчерпывающей информации о каждом объекте культурного наследия, включая информацию о его предмете охраны и территории, высокий уровень сохранности и эффективности использования объектов культурного наследия, а также высокий уровень качества и доступности услуг библиотек, музеев, архивов, зоопарков, парков культуры и отдыха. «Основными целями госпрограммы являются, в частности, реализация потенциала российской культуры как духовно-нравственной основы развития личности и общества, а также развитие туризма», – отмечают авторы документа. По их словам, достижение указанных целей предполагается путём решения следующих задач: сохранение культурного и исторического наследия народа, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала нации; повышение качества и доступности услуг в сфере внутреннего и международного туризма; создание благоприятных условий устойчивого развития сферы культуры и туризма. Всего на сохранение объектов культурного наследия государство выделяет 247 млрд руб., чего, по мнению экспертов, совершенно не хватает. В такой ситуации единственным выходом становится привлечение инвесторов.
Внимание к малым формам
По словам доцента кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Алексея Гришина, сложнее всего обстоит ситуация с сохранением объектов историко-культурного наследия в малых городах, которые сами по себе не особо привлекательны инвестиционно. «Их богатейшее историко-культурное наследие гибнет буквально на глазах. Таковы города Касимов, Тутаев, Углич и другие. Выделяемые таким городам государственные дотации практически не решают проблемы. Выходом могла бы стать реализация комплексных программ социально-экономического развития этих территорий с широким использованием механизмов государственно-частного партнёрства, а также общее улучшение предпринимательского климата в таких поселениях – к примеру, за счёт создания особых экономических зон», – говорит эксперт.
С 2018 г. по решению Президента РФ Владимира Путина проводится Всероссийский конкурс проектов благоустройства малых городов с населением до 100 тыс. человек. При рассмотрении заявок жюри учитывает экономический и социальный эффект, степень вовлечения в проект жителей, а также его востребованность с точки зрения развития территории и сохранения её исторического и культурного наследия.
В конце апреля 2019 г. комиссия одобрила для реализации 80 региональных проектов. Например, в число победителей вошёл проект реконструкции центральной улицы города Чусовой с населением 50 тыс. человек в Пермском крае. В рамках проекта в течение 2 лет планируется провести комплексную реконструкцию улицы в едином цветовом и стилистическом исполнении. В частности, в городе построят площадь под названием «Сердце города», спортивный центр «Станция “Пионер”», создадут станцию экомастерства «Дворец металлургов» и откроют арт-резиденцию молодых предпринимателей.
По словам Алексея Гришина, привлечение частных инвесторов к делу сохранения недвижимых объектов историко-культурного наследия является одним из самых больных вопросов. «Причины этой проблемы многочисленны и лежат на различных уровнях. Наиболее глубокий уровень – концептуальный. Зачастую инвестор – это не зловредный ненавистник прошлого, а просто недостаточно просвещённый или недостаточно профессиональный человек, не осознающий многогранной ценности объекта, доставшегося ему в управление», – говорит эксперт. По его мнению, инвестор либо не проявляет к такому объекту интереса, зная о большом количестве юридических ограничений, либо видит лишь прикладную ценность объекта – скажем, расположение в центре города, выгодный участок земли и т.д. А последнее в худшем случае может толкать его на противозаконные действия – такие как несогласованная реконструкция, лоббирование вывода здания из списка объектов наследия и т.д. «Между тем здания-памятники истории и культуры при правильном их использовании могут принести немалую выгоду – от улучшения имиджа предприятия до создания дифференцирующего товарного предложения», – говорит Алексей Гришин.
На региональном уровне государство также пытается найти решения для привлечения инвесторов. Например, в марте 2019 г. в Санкт-Петербурге Советом по сохранению культурного наследия утверждена концепция памятников деревянной архитектуры. Она получила одобрение врио губернатора города Александра Беглова.
Всего специалисты исследовали 271 объект и для каждого из них составили описание реального состояния. Ещё в августе 2018 г. участники прошедшей в Рязани международной конференции по историко-культурному наследию предложили признать древние города России историческими поселениями, чётко прописать в законодательстве механизм сноса исторических зданий и причисления их к ветхому жилью. Это, по мнению участников конференции, затруднит строительство в древних городах, а сохранённый исторический облик будет способствовать развитию туризма.
По словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, в настоящее время эти вопросы регулируются Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ. Статья 14.1 данного закона говорит о льготах, предоставляемых физическим и юридическим лицам при передаче в аренду объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии. «В ряде субъектов уже приняты соответствующие законы, регламентирующие эти вопросы на региональном уровне. Также в конце февраля текущего года в Государственной Думе РФ прошёл первое чтение законопроект о распространении механизма концессионных соглашений и государственно-частного партнёрства на объекты культурного наследия, находящиеся в неудовлетворительном состоянии», – говорит Дмитрий Баранов. По словам эксперта, нормативно-правовая база есть, она находится в рабочем состоянии, в неё вносятся необходимые изменения, что позволяет оперативно реагировать на развитие ситуации, изменить состояние дел к лучшему.
Новые перспективы
«Сегодня наиболее заметной и известной программой привлечения инвесторов к работе с историческим наследием является программа “Особняк за 1 рубль”, по которой инвестор может арендовать объект культурного наследия на 49 лет по ставке 1 рубль за 1 кв. метр в год при условии вложений в реставрацию или реконструкцию», – говорит исполнительный директор Capital Group Михаил Хвесько. По его словам, по этой программе, в частности за 6 лет, инвесторам было передано 26 объектов, из которых уже введены в эксплуатацию 11. «Данная программа востребована преимущественно среди частных инвесторов, которые после завершения работ используют объекты для коммерческих целей», – говорит эксперт. По словам Дмитрия Баранова, в эту программу вовлекаются те объекты культурного наследия, которые находятся в неудовлетворительном состоянии: залогом того, что пользователь объекта будет приводить его в порядок, является денежное обеспечение, которое он вносит во время заключения договора. Возврат средств инвестору происходит по мере того, как он разрабатывает проектную документацию и проводит реставрационные работы. Обеспечение рассчитывается из предполагаемой стоимости работ по восстановлению объекта и составляет сумму порядка нескольких десятков миллионов рублей.
По словам Михаила Хвесько, девелопер, как правило, занимается освоением территории на общих основаниях, однако безусловно вступая в тесную коммуникацию с городскими департаментами. «Существенным преимуществом в данном случае является локация: как правило, эти объекты расположены в центре Москвы в пределах Третьего транспортного кольца и обладают высоким потенциалом. Работа с историческим наследием – это сложная, но важная для города задача, которая позволяет вернуть в городской контекст объекты, долгое время закрытые для общественной жизни.
На примере работы с территорией Бадаевского пивоваренного завода мы видим, что, помимо реставрации и восстановления исторических корпусов, площадка позволяет войти в архитектурный диалог с новыми строительными объёмами», – говорит эксперт. В частности, кроме сохранения аутентичности места – реставрации и приспособления памятников, инвестор предусмотрел архитектурное решение, которое обеспечивает видовые характеристики и позволяет также открыть территорию для парка – доступного для прогулок, открытого городу. «Проницаемость площадки сохраняется, а историческая локация обретает качество как цельная и осмысленная территория. Ключевой эффект после завершения реконструкции памятника архитектуры – это усиление его значения в сочетании с большей безопасностью и эффективностью эксплуатации. Приспособление исторических зданий к современной функции создаёт интересные и необычные пространства за счёт уникальных характеристик зданий и применяемых материалов», – добавляет Михаил Хвесько.
В настоящий момент на Инвестиционном портале города Москвы можно увидеть, что для инвестиций в реставрацию и дальнейшее использование доступно 22 объекта, больше половины расположены внутри Садового кольца, рассказывает председатель экспертного совета по инновациям РГУД, председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова. По её словам, такая локация крайне привлекательна, но рентабельность зависит от многих других факторов: какова степень износа зданий, особенности конструктива (например, с деревянными строениями, конечно, хлопот и издержек будет больше), каких вложений реставрация потребует на самых начальных этапах, насколько возможно и как быстро можно будет приспособить объект под коммерческое использование – ресторан, отель и др. «Как ещё можно стимулировать инвестиции в памятники истории и культуры? Возможно, не ограничивать в дальнейшей эксплуатации. Например, в Европе в зданиях бывших храмов устраивают гостиницы и даже ночные клубы. Но, пожалуй, это не тот путь, который наше общество восприняло бы как правильный, даже если такие инвестиции продлят жизнь объекта», – отмечает эксперт.
По словам Алексея Гришина, также необходима просветительская работа, подготовка квалифицированных управленцев, способных совместить задачи сохранения данных объектов и экономически эффективного управления ими. «Эта задача при кажущейся парадоксальности является абсолютно решаемой. Также со стороны государственных органов желательно создание режима благоприятствования таким инвесторам – правда, вкупе с усилением контроля и надзора», – говорит эксперт.
По словам Дмитрия Баранова, если говорить о том, что могло бы поспособствовать передаче объектов культурного наследия инвесторам, то можно предложить следующее. Во-первых, это применение льготных тарифов на коммунальные услуги для таких объектов на период их восстановления и, возможно, последующего их функционирования. «Более низкие ставки на получение электроэнергии, тепла, водоснабжения и водоотведения могут ускорить приведение объекта культурного наследия в порядок, сократить расходы инвестора, а значит, увеличить его заинтересованность в аренде данного объекта», – объясняет Дмитрий Баранов. Во-вторых, по его словам, стоит дифференцировать характер и порядок производства работ на объектах культурного наследия в зависимости от того, к какому уровню они относятся: федеральному, региональному или муниципальному. В-третьих, необходимы дополнительные льготы в фискальной сфере для тех инвесторов, которые берут в аренду объекты культурного наследия и восстанавливают их. «Правда, все эти предложения не отменяют контроля со стороны органов власти за надлежащим проведением восстановления и последующей эксплуатацией объектов культурного наследия», – добавляет эксперт.
Источник: businessofrussia.com
Презентация на тему СРОП Тема: Культурное наследие
Введение Цель программыНаправление программыИсследования исскуства киностудия «казахфильм»Использованная литература Содержание:
- Главная
- Разное
- СРОП Тема: Культурное наследие
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1 СРОП Тема: Культурное наследие
Подготовила: Студентка 2 курса, 206 «Б»
гр. Исхакова Р. Р.
Факультет :Фармация
Проверила : Кондидат философских наук,
доцент Бияздыкова К. А.
МЕББМ Қазақстан-Ресей медициналық университеті
Медициналық Қазақстанның тарихы және гуманитарлық пәндер кафедрасы
НУО Казахстанско-Российский Медицинский университет
Кафедра современной истории Казахстана и гуманитарных дисциплин
Слайд 2Введение
Цель программы
Направление программы
Исследования исскуства
киностудия «казахфильм»
Использованная литература
Слайд 3Государственная программа «Культурное наследие» была разработана по инициативе Президента Казахстана
Н. Назарбаева. В 2003 году в Послании народу Казахстана Глава
государства поручил разработать специальную программу, направленную на создание целостной системы изучения огромного культурного наследия Казахстана, полноценного фонда гуманитарного образования на государственном языке, обеспечение воссоздания историко-культурных и архитектурных памятников, обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности.
Государственная программа «Культурное наследие»
Слайд 4Реализация программы была начата в 2004 году и рассчитана на два
года. В последующем были разработаны еще два этапа программы: с
2007 по 2009 гг. и с 2009 по 2011гг.
Государственная программа «Культурное наследие» стала основным документом в сфере развития духовной и образовательной деятельности, стратегическим национальным проектом, определившим государственный подход к культуре. Казахстан первым из стран в СНГ начал реализацию столь масштабного проекта.
Слайд 5Цель программы «Культурное наследие»
изучение, восстановление и сохранение историко-культурного наследия
страны, возрождение историко-культурных традиций, пропаганда культурного наследия Казахстана за рубежом.
С
2004 года – момента начала реализации программы – завершены реставрационные работы на 78 памятниках истории и культуры, из которых 28 (35%) — отреставрировано в период с 2008 по 2011 годы.
Слайд 6- воссоздание историко-культурных и архитектурных памятников, имеющих особое значение для
национальной культуры;
— археологические исследования;
— научные работы в области культурного наследия
казахского народа;
— обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности, создание развернутых художественных и научных серий.
Слайд 7Проведены 26 научно-прикладных, 40 археологических исследований, которые обогатили науку тысячами артефактов,
дающих представление об истории наших предков. Мировую известность получили раскопки
курганов Шиликты и Берель в Восточно-Казахстанской области и находки золотых изделий, относящихся к «скифо-сибирскому звериному стилю» или сакскому искусству (V-III вв. до н.э.).
Слайд 8Впервые в истории независимого Казахстана была проведена масштабная инвентаризация отечественных памятников
и утверждены Списки памятников истории и культуры республиканского (218 объектов)
и местного значения (11 277 объектов).
Слайд 9В результате научно-исследовательских экспедиций в Китай, Турцию, Монголию, Россию, Японию,
Египет, Узбекистан, Армению, а также в США и страны Западной
Европы приобретено свыше 5 тысяч ценнейших архивных документов, рукописей и печатных изданий по истории, этнографии, искусству Казахстана, ранее неизвестных в отечественных научных кругах.
Слайд 10Впервые после обретения независимости в Казахстане в рамках программы «Культурное
наследие» начато создание полноценного фонда гуманитарного образования на казахском языке.
Издано 537 наименований книг тиражом более полутора миллиона экземпляров, среди которых уникальные серии по истории, археологии, этнографии, новые энциклопедические словари.
Слайд 11Проведены глубокие исследования музыки средних веков, в частности таких жанров,
как кюи, исторические песни. Выпущена Антология казахской традиционной музыки «Мәңгілік сарын:
қазақтың 1000 күй, 1000 әні». Это грандиозный по масштабу и беспрецедентный в истории национальной культуры труд по сбору, подготовке, обработке, реставрации, оцифровке и выпуску СD-дисков произведений казахской традиционной музыки в аутентичном исполнении.
Слайд 12Успешно осуществлены зарубежные проекты – реставрация мавзолея Султана Аз-Захир Бейбарса в
Дамаске, мечети Султана Бейбарса в Каире, строительство историко-культурного центра и
мавзолея Аль-Фараби в Дамаске.
Слайд 13Киностудией АО «Казахфильм» создано 20 документальных фильмов об особо важных исторических
местах и наследии национальной культуры. Это документальные фильмы из цикла
«Культурное наследие» «Қорқыт. История кюя», «Музыкальное наследие номадов», «Архитектурные памятники древнего Туркестана», «Мавзолей Жусуп Ата», «Петроглифы Тамгалы» и ряд других.
Слайд 14В программе «Культурное наследие» реализуются мероприятия, направленные на развитие туристического кластера (паломнический
туризм, историко-археологический туризм). Рекомендации археологов применяются при разработке туристских маршрутов.
Ежегодно
проводится порядка 200 мероприятий, направленных на популяризацию историко-культурного наследия в стране и за рубежом.
Слайд 15О масштабности проекта говорит тот факт, что в нем задействован
весь интеллектуальный потенциал современного Казахстана: академические институты литературы и искусства,
философии, истории и этнографии, языкознания и т.д., Национальная библиотека, высшие учебные заведения страны.
Став беспрецедентной в истории Казахстана гуманитарной акцией, программа «Культурное наследие» открыла богатства национальной духовной сокровищницы казахстанского народа всему миру.
Источник: theslide.ru