2) В чемсостоит экологический подход к знаниям о неживой природе? Докажите словами изпрограммы.
можете подсказать? спасибо
Добавить свой ответ Ответить на вопрос
Еще вопросы
Источник: znanija.site
Нужно ответить на вопросы по программе Николаевой «Юный эколог»: Задания 1. Прочитайте программу э
кологического воспитания дошкольников «Юный эколог» (Приложение 2). 2. Проанализируйте программу и подготовьтесь к обсуждению 1 следующих вопросов: 1) Сколько разделов в программе? Чему посвящен каждый раздел? 2) В чем состоит экологический подход к знаниям о неживой природе (раздел 1)? Докажите словами из программы. 3) Как экологический подход реализуется в знаниях о растениях?
Докажите выдержками из второго раздела. 4) В чем заключается экологичность знаний о животных (раздел 3)? Продемонстрируйте это на разных группах животных. 5) Почему «рост и развитие» выделены в специальный раздел? В чем состоит экологический подход к этим процессам?
Юный эколог
Процитируйте соответствующие места из программы. 6) С какими экосистемами можно познакомить детей? Как растения и животные одной экосистемы связаны друг с другом и со средой обитания? Покажите это на примере. 7) Какие аспекты взаимодействия человека с природой представлены в разделе 6? В чем состоит их экологичность? 3. Какие две позиции имеются в каждом подразделе?
Что важнее: «знания» или «отношение»? Могут ли они обойтись друг без друга? Покажите, как экологическое знание помогает выработать правильное отношение (на собственном примере).
Ответы на вопрос
Отвечает Сулейманов Радим.
1 ) Это пособие адаптированно на дошкольный возраст, посвящено ведущим идеям экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда.
состоит из 7 разделов. Раздел 1 — элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ.
Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля , в отличие от других планет Солнечной системы , имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах. Разделы 2, 3 — познание собственно экологических законов природы — жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе.
Эти законы можно интересно познать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понимать, приобщиться к ним в своем поведении и жить в соответствии с ними на Земле. Раздел 4 прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В разделе 5 раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Раздел 6 показывает разные формы взаимодействия человека с природой. В разделе 7 даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.
Название программы: «Юный эколог»
(остальные ответы буду писать в комментарии
Отвечает Спартак Кирилл.
1) В программе Николаевой «Юный эколог» 6 разделов: «Неживая природа», «Растения», «Животные», «Рост и развитие», «Экосистемы» и «Человек и природа». Каждый раздел посвящен конкретной теме, связанной с экологией и природой.
2) Экологический подход к знаниям о неживой природе заключается в том, что дети учатся понимать, что все явления природы взаимосвязаны и влияют друг на друга. В программе указывается, что «очень важно научить детей видеть неживую природу не как совокупность отдельных объектов, а как взаимосвязанную систему».
3) В знаниях о растениях экологический подход проявляется в том, что дети учатся не только определять и называть растения, но и понимать их роль в экосистеме. Например, «дети изучают, какие растения могут расти вместе и как они влияют друг на друга».
4) Экологичность знаний о животных заключается в том, что дети учатся не только узнавать о животных, но и понимать их роль в природе и экоциклах. Например, «дети изучают, какие животные могут встречаться в лесу, и как они взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой».
5) Рост и развитие выделены в специальный раздел, потому что они являются важными процессами в жизни живых организмов. Экологический подход к этим процессам заключается в том, что дети учатся понимать, как рост и развитие влияют на жизнь организмов и их среду обитания. Например, «дети изучают, как растения и животные растут и развиваются в зависимости от условий окружающей среды».
6) Детей можно познакомить со многими экосистемами, например, лесом, водоемом, пустыней и др. В экосистеме растения и животные связаны друг с другом и со средой обитания через питание, защиту, распространение семян и т.д. Например, «если в лесу умирает какой-то вид растений, то это может повлиять на животных, которые используют его как корм или место обитания».
7) В разделе 6 представлены аспекты взаимодействия человека с природой, в том числе загрязнение окружающей среды, переработка отходов и экологические проблемы городов. Экологичность заключается в том, что дети учатся понимать, как их поведение влияет на окружающую среду и как можно снизить негативное воздействие на нее. Например, «дети узнают о том, как правильно выбрасывать мусор, перерабатывать его и экономить энергию в быту».
3) В каждом подразделе выделяются две позиции: «знания» и «отношение». Обе позиции важны, так как знания позволяют лучше понимать окружающий мир, а отношение формируется на основе этих знаний. Без знаний можно иметь неправильное отношение к природе, а без правильного отношения знания могут остаться бесполезными. Например, экологическое знание позволяет понимать, что необходимо сохранять природу для будущих поколений, и это формирует правильное отношение к окружающей среде.
На собственном примере экологическое знание помогает мне выработать правильное отношение, когда я пользуюсь общественным транспортом вместо автомобиля. Я знаю, что это позволяет сократить выбросы вредных веществ в атмосферу и улучшить качество воздуха, поэтому я стараюсь использовать общественный транспорт вместо своей машины, если это возможно.
Источник: uznavalka.pro
Концепция экологического воспитания дошкольников
Концепция — это система взглядов на какое-либо явление, система ведущих идей по определенному вопросу, глобальное его рассмотрение. Концепции — новые документы, появившиеся лишь в последнее время, с них начинается создание любого нового направления.
Концепция экологического воспитания дошкольников (Приложение 1) — это первая попытка сформулировать основные идеи и положения нового направления дошкольной педагогики. Концепция позволяет определять перспективы его развития, создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую деятельность различных дошкольных учреждений.
Задания
Прочитайте Концепцию экологического воспитания детей дошкольного возраста, подготовьтесь к обсуждению материала по следующим вопросам:
Программа » Юный эколог»
Программа » Юный эколог» включает две подпрограммы. Одна из них ориентирована на детей — по ней можно развивать экологическую культуру дошкольников 2-7 лет в любых образовательных учреждениях. Другая — предназначена для взрослых (воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования). По ней можно осуществить повышение квалификации тех педагогов, которые занимаются экологическим воспитанием детей1.
Существующие программы для детского сада содержат раздел » Ознакомление детей с окружающим миром», в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за обитателями уголка природы.
В целом положительные заявленные в программах тенденции в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.
Усугубление экологических проблем в нашей стране обостряет необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду — первом звене системы непрерывного образования. Программа » Юный эколог» базируется на следующих положениях.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, о некоторых биоценозах, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное на них реагирование.
Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут объяснить сами или понять объяснения взрослых, могут выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия на основе понимания ситуации и знания потребностей живого существа или включиться в совместную со взрослыми деятельность, направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни.
1 В Приложении 2 представлена только программа, предназначенная для детей. Полное издание программы см. в кн.: Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении. — М., 1998.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, опытничество, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различную деятельность (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).
В программе представлено шесть разделов: первый раздел -это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ; следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания; четвертый прослеживает роль взаимосвязей в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных; в пятом разделе раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Разделы, обозначенные звездочкой, — необязательные: их могут использовать воспитатели ДОУ, педагоги других учреждений в кружковой работе с детьми. В шестом разделе показаны разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности человека (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде.
Задания
1. Прочитайте программу экологического воспитания дошкольников » Юный эколог» (Приложение 2).
2. Проанализируйте программу и подготовьтесь к обсуждению 1 следующих вопросов:
1) Сколько разделов в программе? Чему посвящен каждый раздел?
2) В чем состоит экологический подход к знаниям о неживой природе (раздел 1)? Докажите словами из программы.
3) Как экологический подход реализуется в знаниях о растениях? Докажите выдержками из второго раздела.
4) В чем заключается экологичность знаний о животных (раздел 3)? Продемонстрируйте это на разных группах животных.
5) Почему » рост и развитие» выделены в специальный раздел? В чем состоит экологический подход к этим процессам? Процитируйте соответствующие места из программы.
6) С какими экосистемами можно познакомить детей? Как растения и животные одной экосистемы связаны друг с другом и со средой обитания? Покажите это на примере.
7) Какие аспекты взаимодействия человека с природой представлены в разделе 6? В чем состоит их экологичность?
3. Какие две позиции имеются в каждом подразделе? Что важнее: » знания» или » отношение»? Могут ли они обойтись друг без друга? Покажите, как экологическое знание помогает выработать правильное отношение (на собственном примере).
Источник: lektsia.com