С чего начинается родина программа

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери и отцу, бабушке и дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей семьёй, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами.

Анонс программы «С чего начинается Родина»

Родной город… Необходимо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10

г.Вязьмы Смоленской области

решением педагогического совета

МБДОУ д/с №10 г.Вязьмы Смоленской области

МБДОУ д/с №10 г.Вязьмы Смоленской области

33/01-08 от 30.08.2019

Заведующий __________________ Е.А.Ильина

Образовательная программа дополнительного образования

по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?»

Автор-составитель: Грицкан Юлия Юрьевна,

Город Вязьма Смоленская область

Направленность и уровень программы

Цели и задачи программы

Принципы и подходы программы

Особенности нравственно-патриотического воспитания детей

Модель образовательного процесса

Образовательная деятельность с детьми 4 – 5 лет

Формы аттестации и оценочные материалы

Подведение итогов реализации программы

Оценка индивидуального развития детей

Организационно-педагогические условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

  1. Направленность и уровень программы.

Направленность – нравственно-патриотическое воспитание

Уровень программы — базовый

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то

К развилке дорог.

И понял, что это

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

«С чего начинается Родина?» — тематическая программа

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери и отцу, бабушке и дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей семьёй, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами.

Родной город… Необходимо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

1.3 Цели и задачи реализации программы дошкольного образования

Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.

Формирование у детей чувства любви к своей семье, городу, к природе, культуре, истории родного края.

Воспитание чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;

Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;

Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;

Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому;

Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей;

Воспитание чувства уважения и заботы к защитникам Отечества;

Воспитание здорового образа жизни;

Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых;

Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики России;

Создание развивающей среды в группах.

1.4 Принципы и подходы к реализации программы

В основу реализации программы положены следующие принципы:

  • принцип развивающего образования ,целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития ;
  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей

В соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми . Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
  • Принципы гуманизации , дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:

  • признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
  • признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
  • уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступеней дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы.

Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

Чтобы отвечать принципу системности , Основная образовательная программа представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.

Содержание образовательной программы основывается на положениях культурно-исторической теории Л.С.Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте и обеспечивает в целом:

  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
  • формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
  • интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;

формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;

  • развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
  • развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.

Подходы к реализации Программы

1. Личностно-ориентированные подходы:

— содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников.

— целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию,

— поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

— психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации,

— развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).

2. Системно-деятельные подходы:

— построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования,

— формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач,

— креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций,

— овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.

Читайте также:
С помощью какой программы подписывать документы ЭЦП

3.Индивидуальный подход – индивидуализация образования

— постоянное наблюдение, сбор данных о ребенке, анализ его деятельности и создание индивидуальных программ развития;

— помощь и поддержку ребенка в сложной ситуации;

— представление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность.

Образовательный процесс осуществляется в соответствии снаправлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие,познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитиес учётом образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры.

Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина.

Личность старшего дошкольника – это важное звено в цепочке преемственности поколений: определяя приоритеты воспитания будущих граждан с детского возраста, общество определяет путь, по которому будет происходить развитие страны через 20-30 лет.

ФГОС ДО определяет: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников возможно только с учётом создания условий, которые будут способствовать социализации ребёнка в позитивном ключе, морально-нравственному и познавательному развитию формирующегося гражданина. Для этого ребёнок должен заниматься такими видами деятельности, которые соответствуют его возрасту, вызывают у него чувство радости, влияют на гармоничное развитие способностей умственных и физических.

Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это благодатное время для воспитания нравственности. В этот период формируются эмоционально-чувственный мир и мышление ребёнка, поиск себя в мире, окружающем его.

Познание мира начинается с восхищения: будь то утренний рассвет на берегу реки, куда ребёнок приехал с папой на рыбалку, или сверкающие капли росы, которые он увидел по дороге в детский сад, или захлёстывающие душу звуки торжественного марша во время парада в День Победы.

Многие впечатления от увиденного малышом не осознаются, но они закладывают в его душе прочную базу восхищения родным домом, детским садом, городом, где он живёт. Вместе с этим в сердце зарождается чувство любви к близким людям, друзьям, родному городу – так незаметно на благодатной почве дают первые всходы патриотические чувства.

Важным моментом в воспитании патриотических чувств является то, что дошкольник мыслит яркими и сильными образами, которые остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому необходимо знакомить его с историческим прошлым нашей Родины, с историей собственных корней и народными традициями с помощью методов, соответствующих возрасту.

Так, например, 4-7-летним детям трудно воспринять рассказы о войне, если их рассказывает ветеран, однако в процессе игры они пропускают события через себя, проникаясь гордостью за Отечество и стремлением защитить его от врага.

Патриотизм включает в себя:

содержательный компонент: ребёнок овладевает представлениями и понятиями о мире, который его окружает, в объёме, доступном его возрасту;

эмоционально-побудительный: ребёнок получает личные положительные эмоции по отношению к приобретаемым знаниям и окружающему миру, стремится расширить эти знания, испытывает потребность в социально значимой деятельности;

деятельный компонент: ребёнок приобретает систему нравственно-волевых качеств.

То, насколько успешным будет нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, зависит, в первую очередь, от верного распределения методов и способов воспитания в соответствии с возрастными ступенями и, соответственно, возможностями и психологическими особенностями детей разного возраста:

до четырёх лет ребёнок активно входит в окружающий мир, получает первые социальные представления, усваивает нормы общения людей;

в пять лет общественная направленность деятельности становится доминирующей;

  1. Модель образовательного процесса.

Занятия проводятся во второй половине дня по вторникам в 15:30 ч.

Программа рассчитана на один год обучения и рекомендуется для занятий с детьми от 5 до 6 лет.

Программа нравственно-патриотического кружка «С чего начинается Родина?» предлагает проведение занятий 1 раз в неделю.

Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для кружковых занятий составляет 36 ч.

Источник: nsportal.ru

Рабочая программа «С чего начинается Родина»

Любовь к Отечеству должна исходить из любви к человечеству.

Виссарион Григорьевич Белинский.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».

В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2018 годы» ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней. Исходит это из того, что проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных на пути к своей зрелости, если мы не научим ребенка любить свою страну, радоваться и гордиться ее достижениями У детей сформирована любовь к Родине, чувство гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущем. Сформировано уважение к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; стремление в своих поступках следовать положительному примеру

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело.

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей — одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Дошкольник, вышедший из стен детского образовательного учреждения, должен быть сориентирован на:

  • Патриотизм — любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
  • Социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.

Адресат Программы. Программа предназначена для детей 2-5 лет.

Сроки реализации Программы. Программа рассчитана на три года.

Время реализации для детей 1 младшей группы — 5 часов, для детей второй младшей группы – 7 часов 30 минут, для детей средней группы – 10 часов.

Форма организации – очная.

Особенности организации деятельности — Программа реализуется в игровой, коммуникативной деятельности. Закрепление пройденного материала происходит в сюжетно-ролевой игре, продуктивной деятельности, индивидуальной работе с детьми.

1.1. Актуальность Программы

Актуальность Программы связана с тем, что главным условием патриотического воспитания ребенка является правильно организованная социальная среда развития. И если взрослые с раннего возраста организуют среду, направленную на воспитание патриотических чувств, то это бесспорно, принесет положительные результаты.

Программа направлена именно на создание такой социальной ситуации развития. Родной город…Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива детского сада является воспитание нравственных качеств маленького человека, а патриотическое воспитание- часть нравственного воспитания.

Настоящий патриот должен быть здоров физически и нравственно, т.к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле- здоровый дух», вот почему к задаче воспитания здорового образа жизни теснейшим образом примыкает задача патриотического воспитания. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Читайте также:
Как работать в программе эклипс

Цели и задачи Программы.

— формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре.

  1. Формировать у дошкольников нравственных качеств личности.
  2. Формировать гражданскую позиции и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
  3. Воспитать у ребенка любовь и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
  4. Воспитать любовь и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
  5. Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
  6. Формировать художественный вкус и любовь к прекрасному, развитие творческих способностей.
  7. Воспитать у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
  8. Воспитать собственное достоинство как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей. Воспитать здоровый образ жизни.
  9. Воспитать чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.

При формировании Программы учитывалось своеобразие обучения детей:

Программа строилась с учетом важнейших дидактических принципов.

Принцип развивающего обучения.

В этом проявляется диалектическая природа процесса обучения. С ребенком происходят удивительные вещи. Вчера он еще чего-то не умел, а сегодня научился. То, что вчера казалось трудным, сегодня уже освоено и стало простым. Дети постепенно начинают осознавать свой собственный рост, им становится интересно учиться.

Чтобы учение было для детей увлекательным, вдохновенным трудом, нужно пробудить у детей и постоянно поддерживать желание учиться, желание узнать новое. Именно это желание является эмоциональным стимулом самостоятельной и активной мысли ребенка. Секрет возникновения интереса к учебной деятельности заключается в личных успехах ребенка, в его ощущении роста своих возможностей, в овладении учебным материалом. Значит, чем больше успехов у ребенка в знаниях, в учении, тем выше и устойчивее его желание приобретать новые знания.

Принцип воспитывающего обучения отражает необходимость обеспечения в учебном процессе благоприятных условий воспитания ребенка, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе. Воспитание и обучение — две стороны единого процесса формирования личности.

Воспитывающее обучение характеризуется конкретной умственной и практической работой детей, которая развивает у них самостоятельность и привычку к систематическому труду, интерес к знаниям и стремление к активному использованию их.

Принцип гуманизациии педагогического процесса.

Гуманизация обусловливает установление связей сотрудничества между участниками образовательного процесса, педагогом и обучающимся. Она предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Этот процесс приобретает оптимальный характер, когда обучающийся выступает субъектом обучения (воспитания, образования).

Важной частью и средством гуманизации образования выступает его гуманитаризация. Выделяют два его аспекта:

— увеличение в содержании образования знаний о человеке, человечестве и человечности, выявление гуманитарной составляющей всех учебных предметов (достигается в процессе построения учебного плана и определения содержания соответствующих учебных предметов).

— улучшение качества преподавания гуманитарных предметов, преодоление сциентистского подхода.

Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребенка, создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.

Принцип научности обучения и его доступности

На занятиях воспитатель формирует у детей реальные представления, знания об окруж. мире. Со временем они становятся основой для формирования научных знаний. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не теряя своей научности. Поэтому правильное объяснение явлений окружающего возможно на всех этапах обучения, значит, и в дошкольном возрасте.

Эти знания не вступят в противоречие с теми, которые будет давать школа. Первоначальные научные знания школьника возникают не на голом месте, а на основе реальных представлений, полученных детьми в детском саду.

Принцип осознанности и активности в усвоении и применении знаний

Усвоить учебный материал можно лишь при достаточном уровне активности познавательных процессов ребенка, при его активном психическом состоянии. Если ребенок хочет учиться, ему легче усваивать учебный материал. Чем больше ребенок решает познавательных и практических задач самостоятельно, тем эффективнее идет его развитие. Если ему удается самостоятельно выделить те или иные свойства предметов или явлений, которые важны для решения практической задачи, если их удается ему связать, то ребенок решит задачу и его мышление будет характеризоваться активностью, самостоятельностью.

В дошкольном возрасте в основном наблюдается подражательная, репродуктивная активность. Все познавательные действия происходят по требованию воспитателя. Необходимо так осуществлять обучение, чтобы развивать у детей познавательный поиск, инициативу в познании, интерес к учению. Большое значение в связи с этим имеет ориентировочная реакция на новое. Задача воспитателя — создать условия для повышения общей познавательной активности детей, сформировать положительное отношение к учению, воспитать самостоятельность

Принцип систематичности и последовательности

Содержание обучения и требования к его усвоению отвечают основным дидактическим правилам: идти от легкого к более трудному, от известного к неизвестному. По каждому разделу программы воспитатель намечает определенную систему в подаче материала детям на занятии. Систематичность в обучении требует, чтобы дети овладевали знаниями, умениями и навыками в определенном порядке, постепенно и последовательно. Последовательность предполагает -усвоение нового материала опирается на имеющиеся знания детей, и подается частями, во взаимосвязи с ранее, изученным.

Важное значение в обучении детей дошкольного возраста имеет принцип наглядности.

Необходимость этого принципа объясняется конкретностью мышления дошкольника. Впервые в педагогике теоретическое обоснование этого принципа дал Я.А. Коменский в ХУП в. Дальнейшее развитие и обоснование принцип наглядности получил в работах К.Д.Ушинского. Он разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями.

Полную версию работы можно скачать здесь .

Источник: dohcolonoc.ru

Рабочая программа по внеурочной деятельности «С чего начинается Родина»

Составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по духовно – нравственному и патриотическому направлениям

Методическое обеспечение

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. — М.:2010.

Концепция патриотического воспитания российских школьников. — М.:2010.

Учитель: __________________ Макарьева Л.Г.

(подпись) (расшифровка подписи)

с. Васильевка

Пояснительная записка.

Внеурочная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов деятельности детей младшего возраста в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативных, кружковых, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности, познавательных экскурсий, творческих работ, олимпиад, викторин, исследовательских проектов, работы научных обществ учащихся, интеллектуальных клубов и т.п. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новым Федеральным Государственным Образовательным Стандартом.

Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является духовно-нравственное направление, которое представлено в нашем общеобразовательном учреждении в форме факультатива «С чего начинается Родина».

Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта, Областного базисного учебного плана, на основе Концепции краеведческого образования в Самарской области.

Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и села, исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своего села, занимаются изучением материальной и традиционной культуры народов, живущих рядом. Таким образом, у учащихся совершенствуются навыки и умения научно-исследовательской работы.

Духовно-нравственное направление способствует всестороннему развитию личности ребёнка, которое ориентированно на совершенствование интеллектуального, духовного — нравственного развития, включает следующие отделения: краеведческое, эколого-биологическое, историческое.

В классе 18 учащихся, такое количество детей даёт возможность использовать дифференцированный подход, внеурочная деятельность данного направления может носить коллективный, групповой, индивидуальный характер. Теоретические и практические занятия должны проводиться с использованием новейших методик и технологий.

Программа духовно-нравственной деятельности рассчитана на учащихся младшего школьного возраста с учётом возрастных особенностей, предусматривает приобретение основных краеведческих знаний о родном крае, соответствует интересам учащихся и является реально выполнимой. Реализация программы строится на формировании самостоятельной работы обучающихся, предполагает проведение конкурсов и исследовательских проектов, викторин, интеллектуальных марафонов, олимпиад, научно-практических конференций. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.

Цель программы : воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой регион, свою область, свое село (традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные задачи:

— формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта (села, поселка) и его населения;

— ознакомление с историей и современной жизнью своего насе­ленного пункта и Самарской области;

— развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вы­членением отдельных деталей повседневного бытия конкретной мест­ности;

— изучение проблем развития области (населенного пункта);

Воспитательные задачи:

— развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своей области;

— формирование личностно-ценностного отно­шения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

— формирование толерантности и толерантного поведения в ус­ловиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурно­сти области;

— укрепление семейных связей:

— наличие богатых возможностей для большого количества уча­щихся изучения истории области через семейные архивы, рассказы роди­телей, бабушек и дедушек, других родственников;

— изучение жизни области (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писате­лей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;

Читайте также:
Как составить программу проектной деятельности

— общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры;

— совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между пред­ставителями разных поколений в семье);

— формирование экологической культуры, способности само­стоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к ок­ружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие задачи:

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познава­тельной деятельности;

— стимулирование стремления знать как можно больше о родной местности, интереса учащихся к изучению малой родины через тематические классные часы;

— адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

— ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

— формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

— стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего села, реали­зацию культуротворческой инициативы.

Программа рассчитана на школьников младшего возраста с 1-й по 4-й класс. Продолжительность реализации программы в первый год обучения (учащиеся 1 класса) включает периоды с сентября 2015 года по май 2019 года. Программа реализуется при двухчасовом режиме работы в неделю, всего 66 часов, продолжительность занятия – 35 минут.

. Содержание программы.

Содержание разработанной программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом учителю предлагается дать собственный подход в части структурирования материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, данная программа содействует сохранению единого образовательного и воспитательного пространств, не сковывая творческой инициативы, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению всего курса, формированию ключевых компетенций.

Программа выполняет две функции:

— информационно-методическая функция — позволяет всем участникам внеурочной деятельности получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного направления;

— организационно — планирующая функция — предусматривает выделение этапов деятельности, структурирование материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:

— признание приоритета воспитательных задач, его нацеленности на формирование патриотов страны, своей области, района, населённого пункта, рачительных хозяев;

— выделение этапов подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении реализации программы внеурочной деятельности единства целей и принципов.

В содержании:

— изложение содержания с территориально — хронологических позиций;

— понимание этапов представляемой программы, позволяющих учащимся увидеть село как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир.

— несводимость данного курса к содержанию ни одного другого школьного предмета (окружающий мир, география, история и др.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения области как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;

— принципиальное различие содержания национально-регионального и краеведческого компонента для каждого конкретного населённого пункта;

— пристальное внимание к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, села, посёлка, улицы, дома;

— опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и области;

— решение воспитательных задач курса с помощью содержания, актуального для учащихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого курса.

В организации:

— реализация важнейшей особенности данного направления внеурочной деятельности;

— придание особой роли наглядности в реализации программы, в ау­диторных условиях, интенсивное использование аудио — и визуальных материалов, мультимедийных технологий;

— вовлечение в практическую деятельность по изучению области (населенного пункта) через обучение учащихся работе с источниками и справочной литературой и ученические исследования, экспе­диции (археологические, экологические, геологические, этнографиче­ские, фольклорные и археографические и т.п.), экскурсии и туристи­ческие походы.

Программа курса духовно-нравственного направления в ходе внеурочной деятельности младших школьников факультатива «С чего начинается Родина», представлена в виде семи блоков, каждый из которых предусматривает реализацию целей, задач, ключевых вопросов представляемой программы.

1. История моей семьи (7 часов).

2. История своего посёлка (10 часов).

3. История открытия нашей области (10 часов).

4. Самарская область – субъект Российской Федерации (13 часов).

5. Памятники, музеи и другие достопримечательности Самарской области (8 часов)

6. Природа нашего края (10 часов).

7. Природные комплексы области, населенного пункта (8 часов).

Каждый блок разделён на разделы по тематике курса и включает в себя практические работы.

Планируемые результаты.

В ходе реализации программы духовно-нравственного направления в рамках внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста, учащиеся должны:

Знать/понимать:

родословную своей семьи;

историю своего населённого пункта, различных учреждений;

историю народов, проживающих в своей области и их традиции;

основные краеведческие термины и понятия;

администрацию района и своего населённого пункта, правительство, губернатора Самарской области, значения официальных символов;

основные этапы и ключевые события истории Самарской области с древности до наших дней;

изменения природной среды Самарской области в результате деятельности человека;

особенности природы, населения;

специфику географического положения и административно-территориального устройства;

природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем;

важнейшие достижения культуры и системы ценностей.

рассказывать о важнейших событиях истории села Васильевка, образовании Самарского района и своего населённого пункта;

выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников;

работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию;

описывать традиции народов своего села;

показывать на карте границы и географический центр Самарской области, Ставропольского района;

приводить примеры использования и охраны природных ресурсов своего населенного пункта;

составлять краткую характеристику родного населённого пункта, описывать флору и фауну, водные объекты;

работать с творческим и исследовательским проектом и защищать их

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

проведения самостоятельного поиска информации;

понимания причин и значений событий и явлений повседневной жизни;

ориентирования на местности и чтения карт;

учёта фенологических наблюдений в природе своей местности;

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, по сохранению природы и защите людей в случае стихийных бедствий;

высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии народов Самарской области;

использования знаний об историческом пути и традициях народов села в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Тематическое планирование.

1. История моей семьи (7 часов).

2. История своего посёлка, села (10 часов).

3. История открытия нашей области (10 часов).

4. Самарская область – субъект Российской Федерации (13 часов).

5. Памятники, музеи и другие достопримечательности Самарской области (8 часов)

5. Природа Самарской области (10 часов).

6. Природные комплексы Самарской области, населенного пункта (8 часов).

1. История моей семьи (7 часов).

Моя родословная. Генеалогическое дерево семьи.

Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего села

1) Составление древа семьи.

2) Исследование старых фотографий и их анализ.

3) Беседы с родителями, бабушками и дедушками, родственниками об их участии в развитии своего села, посёлка.

4) Изучение традиций семьи и их описание.

2. История своего посёлка, села (10 часов).

Строительство села, посёлка. История школы и других учреждений села.

Народы, заселяющие населённый пункт. Традиции народов, живущих в селе.

1) Изучение материалов об истории школы и других учреждений населённого пункта.

4) Администрация поселения.

5) Изучение и описание традиций народов, живущих в посёлке.

6) Изучение названий улиц.

3.История открытия нашей области (10 часов).

Открытия и исследования Самарской области.

История Самарской области. Полезные ископаемые Самарской области . Древняя история подземных кладовых.

1) Работа с картой Самарской области.

2) Исследование полезных ископаемых Самарской области.

3) Составление рассказа о биографии Самарской области.

4. Самарская область – субъект Российской Федерации (8 часов).

Самарская область на карте мира, на карте Российской Федерации.

Границы, пограничные территории. Официальные символы.

1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Самарской области.

2) Изучение герба, флага, гимна Российской Федерации.

5. Памятники, музеи и другие достопримечательности Самарской области (10 часов)

Строительство памятников, музеев – хронологическое исследование.

Памятники и музеи, находящие в исследовательском населённом пункте.

1) Изучение материалов об истории строительства памятников и музеев в данном населённом пункте.

4) Достопримечательности Самарской области: история, описание, хронологическая карта.

5) Изучение и описание памятных мест в изучаемом населенном пункте

6. Природа Самарской области (13 часов).

1) Представители животного и растительного мира, редкие и исчезающие растения и животные. Красная книга Самарской области.

2) Край рек и озёр. Водные объекты нашего края. Озёра – здравницы. Характеристика местных озер, использование в хозяйственной деятельности.

3) Климат и погода. История метеонаблюдений. Современные наблюдения за погодой. Опасные погодные явления. Местные приметы о погоде.

Климатическая характеристика района проживания.

1) Работа с топонимическим словарём о происхождении названий географических объектов.

2) Составление рассказа об озёрах и реках Самарской области.

3) Фотовыставка «Местные пейзажи в разные времена года».

4) Составление альбома о местных животных и растениях.

7. Природные комплексы Самарской области, населенного пункта (6 часов).

Природные комплексы и их охрана. Заповедники 21 века. Памятники природы края.

Практически е работы.

1) Заочная экскурсия в заповедник Самарской Луки.

2) Конкурс плакатов и рисунков «Берегите природу!»

3) Викторина об охраняемых территориях и заповедниках нашего края, памятниках природы.

Календарно-тематическое планирование.

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru