С чего начинается разработка программы исследования

В социологическом исследовании выделяют три этана: 1) подготовительный (разработка программы исследования); 2) основной (проведение исследования); 3) завершающий (обработка и анализ данных, выводы и рекомендации).

Заказ социологу формулируется чаще всего в виде обозначения некоторой проблемной ситуации, указания на социальное противоречие либо просто на неудовлетворительное состояние дел в той или иной сфере. На основе обозначенной проблемной ситуации следует формулировка проблемы. При этом выделяют две стороны: гносеологическую и предметную. Гносеологическая связана с противоречием между знанием о потребностях людей и знанием о средствах их обеспечения. Предметная сторона проблемы заключает социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.

Социальная проблема может обнаруживаться на социалыю-иси- хологическом уровне, т.е. в смутном, недифференцированном сознании людей или социальных групп населения; на институциональном уровне, когда затрагиваются интересы больших социальных общностей, институтов и учреждений; на глобальном уровне социальная проблема имеет дело с интересами общества в целом.

Разработка современных программ прикладных исследований

Социолог должен сначала выяснить, есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему, есть ли учет и статистика по этому показателю и достоверна ли она, вычленить наиболее существенные элементы проблемы, которые может решить именно социология, и те элементы, которые не требуют специального анализа, выделить главные и второстепенные компоненты, проанализировать имеющиеся решения сходных проблем. Полученная формулировка может значительно отличаться от предложенной заказчиком.

Дальше разрабатывается программа исследования, которая является его обязательным исходным документом. Программа — эго изложение основных задач, методологических предпосылок и гипотез исследования с указанием правил процедуры и логической последовательности операций по проверке гипотез. Она включает следующие аспекты: теоретический (цели, задачи, объект и предмет исследований, определение понятий); методологический (обоснование выборки, методов сбора, обработки и анализа данных); организационный (план и порядок исследования, распределение человеческих и финансовых ресурсов). Программа состоит из нескольких разделов.

Цели и задачи исследования. В этом разделе программы излагается ожидаемый результат, а также объем затрат, времени и финансовых ресурсов, необходимых для его получения. Цель исследования ориентирует на анализ проблемы в двух основных направлениях — теоретическом и эмпирическом.

Причем их конкретное соотношение определяется тем, фундаментальное это исследование или прикладное. Если основная цель формулируется как фундаментальная, то при разработке программы главное внимание уделяется теоретико-мето- дологическим проблемам: изучению научной литературы, построению гипотетической общей концепции предмета исследования, четкой семантической и эмпирической интерпретации исходных понятий, выделению научной проблемы и логическому анализу рабочих гипотез. Исследователь в этом случае сам находит подходящий социальный объект для проверки теоретической модели.

Как стать 1С-разработчиком с нуля? Итоги интенсива по 1С-разработке

Если исследование прикладное, то оно начинается, исходя из специфики заданного социального объекта, г.е. с того, чем завершается предварительный теоретический анализ в предыдущем случае, и уяснения практических задач, подлежащих решению. Только после этого обращаются к литературе в поисках ответов па вопросы: имеется ли «типовое »решение возникших задач и если да, то как применить его к конкретным условиям изучаемого процесса. Если типового решения нет, то необходимым становится теоретическое исследование.

Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели. Они могут быть основными, т.е. относящимися к центральному вопросу исследования, и неосновными.

Предмет и объект исследования. Объект исследования — реально существующая система во всем богатстве своего функционирования. Ученый выделяет из нее совокупность параметров, которые он считает важными для исследования данной проблемы. На этой же стадии формулируются гипотезы о возможном пути ее решения, а также определяются методы и формы проведения социологического исследования.

Читайте также:
Как организовывать таймер в программе

Интерпретация основных понятий. Теоретическая интерпретация понятий, описывающих предмет исследования, включает перевод проблемной ситуации на язык науки и раскладывание понятий на такие составляющие, которые могут исследоваться количественными методами, а также факторную интерпретацию — определение связи понятий с внешними объектами и внутренними субъективными факторами. Конечной целью является выработка понятий, доступных учету и регистрации. Их называют понятиями-индикаторами.

Поиск эмпирических значений понятий называют эмпирической интерпретацией термина, а определение данного понятия через указание правил фиксации соответствующих эмпирических признаков операциональным определением термина. Эмпирическая интерпретация есть процесс, обратный абстрагированию.

От отвлеченных понятий мы переходим к реальным объектам, которые являются основой для выделения абстрактных категорий. Интерпретация никогда не бывает полной, так как теоретический уровень несводим к эмпирическому. Некоторые элементы теоретической системы выступают как эмпирические индикаторы, остальные получают косвенную интерпретацию путем их логической связи с непосредственно интерпретируемыми терминами. Понятия, подвергающиеся эмпирической интерпретации, называют также ключевыми понятиями.

Предварительный системный анализ объекта исследования предполагает рассмотрение его как системы взаимосвязанных элементов, в результате чего он превращается в предмет целенаправленного изучения. Системный подход позволяет выделить факторы общие, т.е. имеющие отношение ко всей системе, и специфические; прямые, т.е. непосредственно поддающиеся контролю и регистрации в ходе исследования, и косвенные; объективные, т.е. независимые от людей предпосылки их деятельности, и субъективные, т.е. связанные с переработкой внешних впечатлений в сознании индивида.

Затем формулируется рабочая гипотеза — научно обоснованное предположение о структуре изучаемого явления и характере связей между его элементами. Гипотеза должна быть совместима со всеми фактами, предпочтительнее гипотеза, объясняющая большее число фактов. Для отработки гипотез проводится предварительное пилотажное исследование.

Гипотезы делятся на основные (гипотезы причины) и выводные (гипотезы следствия). В эмпирическом исследовании проверяются именно гипотезы следствия. Надо стремиться к тому, чтобы для каждой гипотезы имелось возможно большее количество ее эмпирических индикаторов (референтов). Гипотезы делятся также на первичные (рабочие) и вторичные.

Вторичные выдвигаются взамен первичных, если они опровергаются эмпирическими данными. Могут иметь место альтернативные гипотезы.

Принципиальный (стратегический) план исследования. Различают три варианта стратегии исследовательского поиска:

  • 1) разведывательный (формулятивный) план. Цель такого плана — уточнение проблемы и формулировка гипотез в условиях, когда объект исследования плохо изучен;
  • 2) описательный (дескриптивный) план. Применяется, когда знаний об объекте достаточно для выдвижения описательных гипотез, т.е. гипотез о связях между элементами системы. Цель плана — строгое описание качественно-количественных особенностей социальных процессов;
  • 3) аналитический (экспериментальный) план. Используется, если знаний достаточно для выдвижения объяснительных гипотез, например о причинно-следственных зависимостях в изучаемом объекте. Цель плана — исследование каузальных отношений.

Разведывательный план предполагает три стадии: изучение имеющейся литературы, беседы со специалистами, полевое наблюдение. В отличие от пилотажа или пробы разведывательный план представляет собой стратегический, а не тактический поиск. Цель его — выдвижение гипотез, проба же осуществляется для проверки конкретных процедур или приемов исследования. Сбор информации по описательному плану проводится на основе либо монографического, либо выборочного исследования. Аналитический план предполагает проведение социального эксперимента, который осуществляется путем целенаправленного манипулирования реальными объектами (натурный эксперимент), либо с помощью анализа информации об объектах (мысленный эксперимент).

Нередко в одном исследовании проходят последовательно все три варианта. В программу включается также набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных и рабочий план исследования, отражающий основные процедурные мероприятия.

Источник: bstudy.net

Основные элементы, этапы и процедуры разработки программы исследования

К основным элементам программы исследования относятся: проблемная ситуация, проблема, цель, задачи, гипотеза, объект, предмет, организационный план, интерпретация понятий.

Читайте также:
Для чего нужна программа adobe acrobat

В зависимости от плана исследования последовательность работы по написанию программы будет разной. Например, если исследователь не располагает достаточно полной и обоснованной информацией на начальном этапе работы, то ему трудно дать характеристику объекта, провести анализ проблемной ситуации, сформулировать проблему. В этом случае прибегают к построению и анализу предварительной модели объекта в системе факторов.

В.Г. Гречихин привел в, общих чертах, структуру

исследовательского процесса. Эта структура помогает наглядно уяснить, что является ее основными элементами, какая существует связь между ними и в какой последовательности происходит процедура исследования [14].

Структура исследовательского процесса (но В.Г. Гречихину) [14]

Рис. 2. Структура исследовательского процесса (но В.Г. Гречихину) [14].

Таким образом, исследование — это основная процедура, которая сопровождает все этапы проектирования.

Этапы программного исследования — часть процесса исследования, характеризующаяся своими задачами, методами и результатами.

Процедура программного исследования — ряд приемов, обеспечивающих выполнение определенной совокупности операций.

Основные элементы и процедуры разработки программы исследования отражены на Рис. 3.

Основные элементы и процедуры разработки программы исследования |7|

Рис. 3. Основные элементы и процедуры разработки программы исследования |7|.

Однако при любом виде исследования исследователь проходит следующие этапы работы над программой:

Подготовительный этап:

  • — выбор тематики исследования;
  • — составление библиографии по соответствующей тематике;
  • — работа с литературой, реферирование основных источников;
  • — консультации с компетентными лицами (специалистами и практическими работниками);

Оперативный этап:

  • — проведение ознакомительно-разведывательного наблюдения на основании первоначального перечня вопросов изучения данной тематики, возникших на предварительных этапах работы;
  • — описание проблемной ситуации, определение проблемы, объекта и предмета исследования;
  • — определение цели и постановка задач;
  • — уточнение и интерпретация основных понятий;
  • — системный анализ объекта исследования;
  • — выдвижение рабочих гипотез.

Результ ирующий этап:

  • — логический план исследования;
  • — схема понятий операционной интерпретации;
  • — методы сбора и анализа данных;
  • — проект программы.

Практические задания:

  • 1. Разработайте этапы и процедуры программы исследования.
  • 2. Прочитайте и проанализируйте текст одного исследования по социальной проблематике (журналы но социальной работе). Определите тип исследования и уровень общности исследования.

Источник: studme.org

Программа социологического исследования

Любое социологическое исследование начинается с разработки программы. Программа представляет собой изложение общей концепции исследовательского проекта. Это научный документ, в котором содержатся методологические и процедурные основы исследования социального объекта, своего рода план и правила осуществления последовательной деятельности. Программа выражает, что надо делать, с помощью чего и

как это выполнить. От научной обоснованности этого документа в значительной степени зависят результаты исследования.

В процессе составления программы решаются проблемы выбора объекта, разработки конкретной методики сбора, обработки и анализа данных, апробируется надёжность эмпирической информации. Разработка обстоятельно аргументированной программы требует не менее половины интеллектуальных затрат исследования.

В соответствии со своим назначением программа социологического исследования выполняет следующие функции:

· методологическую: определение цели, проблемы, задач исследования и т.д.

· методическую: разрабатывается общий логический план исследования, методы и способы сбора информации, разработка процедуры исследования, проводится сравнительный анализ полученных результатов,

· организационная: разделение труда, контроль за процессом исследования.

Структура программы социологического исследования. В неё входят следующие элементы:

1. обоснование проблемы, определение предмета и объекта исследования

2. определение цели и задач исследования

3. логический анализ основных понятий, их интерпретация и операционализация

4. формулировка рабочей гипотезы

5. определение стратегического плана исследования

6. составление плана выборки

7. описание методов сбора данных

8. описание схемы анализа данных

Такая структура программы социологического исследования выверена практикой и помогает избежать ошибок в процессе исследования и анализа его результатов. В разработке теоретической части программы участвуют социологи, представители административных и общественных структур тех учреждений, где предполагается проведение социологического исследования. На основе программы составляется организационно-технический план исследования.

Читайте также:
Черри финанс программа отзывы

Основные требования к программе: необходимость, ясность и чёткость, логическая последовательность её структуры, гибкость. Подготовка программы – очень сложное дело, требующее значительных затрат времени и усилий. На её разработку уходит времени больше, чем на само исследование. Тщательно продуманная программа социологического исследования является непременным условием его осуществления на высоком научном уровне.

Методы сбора и анализа первичной социологической информации.

Основные методы сбора и анализа социологической информации: 1.Наблюдение; 2 Изучение документов — любой информации, зафиксированной в рукописном или печатном тексте или на кинопленке; 3.Опрос – интервью, анкетирование 4.Эксперимент: естественный и лабораторный.

29. Социологическая экспертиза в диагностике и прогнозировании социальных процессов и явлений. Социальная экспертиза – это исследование, проводимое специалистами (экспертами), включающее диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудно формализуема.

Социальная экспертиза имеет ряд особенностей: объект – социальный; решение, принимаемое по результатам экспертизы, так или иначе затрагивает интересы общества в целом и его социальных институтов, различных сообществ, отдельных граждан и т.п.; следовательно, задачи, решаемые в процессе проведения социальной экспертизы, – социальные.

Целью социальной экспертизы является установление соответствия деятельности органов государственной власти и других социальных институтов социальным интересам граждан и задачам социальной политики, формирование предложений для достижения такого соответствия .

1.освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования (т.е. обследование социального объекта и отражение в документах в установленной форме особенностей его состояния на начальном этапе проведения экспертизы); 2.анализ и проверка информации об объекте социальной экспертизы и его социальной среде, корректировка информации в случае выявления несоответствия действительности с целью составления объективного представления о социальном объекте; 3.составление прогноза об изменении состояния социального объекта с указанием возможных вариантов их достижения; 4.выработка рекомендаций по изменению состояния социального объекта с целью социального проектирования и принятия правленческих решений.

30. Проведение социологических исследований в Республике Беларусь. Важнейшей составной частью процесса познания социальной действительности являются прикладные социологические исследования, под которыми обычно понимают применение общих положений социологической теории для изучения конкретных социологических явлений и процессов. Однако они не сводятся только к применению каких-то общих теоретических положений к какому-то конкретному социальному феномену. Прикладные социологические исследования в своей сущности представляют собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем.

Социологическое исследование имеет ряд этапов:

1.Подготовительный этап — включает в себя формулировку проблемы, определение целей и задач исследования, проведение пилотажного исследования и подготовку программы исследования. 2.Полевой этап – сбор эмпирической социологической информации

С помощью процедур, методов и инструментария, определенных программой исследования.

3.Этап подготовки и обработки первичной информации – проверка и подготовка для обработки с помощью специального программного обеспечения материалов, собранных на этапе полевых исследований.

4.Заключительный этап – это обобщение данных, их объяснение и истолкование, получение практических выводов и рекомендаций, оформление результатов исследования.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 797 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru